Что такое православие детям
Ответы на вопросы детей о Боге, Церкви и вере в современном мире. (Часть 4)
Как вести себя в Храме
Храм – это дом Божий, дом молитвы, а не клуб по интересам. И мы должны всегда помнить, что храм – он не наш, а Божий. Мы там, конечно, в каком-то смысле хозяева, если мы туда часто ходим или служим, мы вроде бы дома у себя, но мы и гости, потому что истинным хозяином этого дома является Сам Господь.
Какая церковь была самая первая?
Самая первая церковь была Сионская горница, в которой собрались апостолы, где на них сошел Дух Святой. Этот день, когда на них в виде огненных языков сошел Дух Святой и они заговорили на разных языках и вышли на проповеди, – есть день рождения Церкви. И Сионская горница в Иерусалиме – это есть самая первая Новозаветная церковь.
Красива ли ваша церковь?
Очень. Каждый храм красив. И какая это радость – видеть то, что недавно было грязным, порушенным, захламленным, как икона, поцарапанная и грязная, постепенно, по кусочкам, начинает сиять небесно-голубым, золотистым, красным, и также в нашем храме такие кусочки уже проглядывают, и кто здесь молится, очень этому радуются и эту красоту ценят.
Почему все ходят в церковь в воскресенье?
Потому что нельзя остаться вне Пасхи Христовой, нельзя не прийти и не радоваться с Церковью, что Христос воскрес, что жены-мироносицы пришли на гроб Господень и нашли камень и отвалили его, и все остальное, – что вспоминает Церковь в этот день, быть без этого и вне всего этого – значит очень обеднять свою жизнь и делать скудной свою веру. Кто ж это выберет добровольно? Поэтому, конечно, все и будут ходить в храм по воскресеньям.
Зачем ставят свечки?
Что со свечкой получается? Когда ставишь свечку, она сначала есть, потом ее нет. Она никому, кроме Бога, не достается. Люди на канон приносят хлебушек, сахарный песочек, конфетки. Понятно, что жертвуют их в церковь, но съедят-то их другие люди: батюшка деткам отнесет, или бедным отдадут, или труженикам церковным после службы передадут, тем, кто пел или кадило подавал, чтобы жизнь у них чуть-чуть послаще оказалась благодаря вашей конфетке. Кстати, а вы клали когда-нибудь конфетки на канон церковный или все сами съедали?
Но все же эта жертва не прямо Богу, а людям которые для него трудятся. А от свечки никому ничего больше не достается. Она – чистая жертва. Ты взял денежку, конечно, не свою, а родительскую. Одно дело, когда тебе дают пять рублей и говорят: «Купи свечку и поставь». И совсем другое дело, когда было МНЕ дано, а я не все истратил на свои нужды, а часть ОТ СЕБЯ оторвал, чтобы это была МОЯ жертва Богу. Она постояла и сгорела в знак того, что не все же МНЕ должно доставаться. Так что свечка – важная вещь.
Если кто-то заболел, кому поставить свечку?
Конечно, если кто-то заболел, нужно сделать две вещи. Прежде всего, нужно Богу помолиться. И еще нужно не забыть до врача дойти. Молитву за болящего обязательно нужно сочетать с посещением доктора. Некоторые прививки боятся делать или к парикмахеру ходить, а прикрываются благочестием. Мол, я верующий такой, что буду с больными зубами Казанской иконе Божией Матери молиться, а к дантисту не пойду. И стоит за этим всем вовсе не благочестие, а боязнь зубной боли. Тут тоже честным нужно быть.
А тех из святых, кто наилучшие помощники в болезнях, их опыт церковный опознал. Это святые, которые сами были врачами при жизни. Те, кому промыслом Божиим было дано нам в болезнях помогать. Прежде всего, это великомученик и целитель Пантелеимон, почти ваш ровесник, который был, как бы сейчас сказали, врачом-гомеопатом. Он лечил травками и лекарствами из растений. Его так и изображают на иконах, с ларцом и ложечкой, которой он такие лекарственные шарики и достает.
Если зубы сильно болят, то можно священномученику Антипе помолиться. По опыту знаю: когда деваться некуда, нужно идти литургию служить, а зубы вдруг начинают болеть, то уж не пойдешь к дантисту в этот момент. Взмолишься: «Священномучениче Антипо, отложи от меня на время это зубное испытание!» Глядишь, и полегче станет.
В каждом храме есть свои особенные святые, которым можно помолиться о здравии. Спросите у своих прихожан, они подскажут.
Бабушки ругаются, если в храме разговариваешь или ходишь. Почему?
Ругаются – и правильно. С одной стороны, храм – не клуб по интересам для дискуссий, а тем более – не место сбора для обсуждения наших планов на воскресный день: «Что мы будем делать после того, как богослужение, наконец, закончится». Храм также и не площадка, которую в тоске и печали нужно вымеривать шагами во время богослужения. Если нет никаких сил, то нужно где-нибудь сзади встать, с ноги на ногу переминаться. Тогда хоть другим мешать не будешь. Так что бабушки в общем-то правы.
С другой стороны, каждый бывает резковат, особенно если получит определение, которое покажется ему обидным. Но здесь стоит подумать, а далеко ли мы ушли от этого определения? Вспомните ваши ощущения, когда вы сами молитесь, а кто-то вдруг начинает ходить или громко обсуждать стиль одежды сбоку стоящих. Не хочется ли вам, чтобы эти люди замолчали наконец хоть на несколько минут? Или вы начинаете жадно прислушиваться к тому, о чем рядом с вами говорят?
Почему к Причастию идут, сложив руки на груди?
о практической причине. Во-первых, руки на груди сложены в форме Креста. Мы еще раз в этот ответственный момент службы напоминаем себе, что путь к единению со Христом – это путь Креста.
Во-вторых, священник выносит чашу, в которой под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы. Руки у причастника сложены, чтобы никаким неловким движением эту святыню никак не толкнуть. Креститься – мы знаем – нужно заранее, а не перед чашей. Крестообразно сложенными руками мы свидетельствуем – мы во внимании, в бодрствовании в осторожности подходим к чаше.
Как надо стать священником?
К этому нужно очень долго готовиться, и чем раньше начнешь, тем лучше. Первое, что нужно делать тем, кто, может быть, по правде ощущает в себе призыв Божий стать священником – отроки юноши, – это беречь себя от соблазнов мира в чистоте, не жить, как живется, не жить как мирские, не жить стадно, не поддаваться каким угодно увлечениям, от металлических до наркоманических, ничего такого будущий священник до своей души допускать не должен. Второе, конечно, тот, кто хочет послужить Церкви, должен ее очень любить и как можно больше времени проводить в храме и третье – а по смыслу, может быть, первое, – это нужно учиться молитве. Нет и не может быть такого священника, который не любит и не умеет молиться, для которого это не самое главное дело в жизни, поэтому как бы главная проверка – это почувствовать: приучится ли моя душа к молитве, полюбит ее или нет, захочется ли тебе это прежде всего делать. Вот тут себя и испытывать: начинать ли готовиться поступать в духовную семинарию или посвятить себя какому-то другому, но тоже доброму хорошему делу.
Может ли священник иметь семью? Жену, детей?
У каждого священника есть семья. Главная семья священника – это его духовные чада, его приход, на котором он служит, и люди, которые туда приходят исповедоваться, молиться, испрашивать совета и благословения и из-за которых у батюшки на другую свою семью, бывает, что нескольких минут недостает за весь день. Но для того, чтобы ему совсем не пасть без сил, не получить гастрит до тридцати и инфаркт после тридцати пяти, Церковь позволяет иметь ему семью, помощницу – жену. А там, где жена, там и детки часто бывают. Но только им очень нелегко, потому что видят они своего батюшку реже, чем дочка президента видит своего отца. И, конечно, еще не известно, чей крест больше – самого батюшки или его близких.
Как надо вести себя детям священника?
Ой, это очень великий труд. Детям священника нужно вести себя ответственней, чем детям российского президента. Потому что президент – он сегодня один, а завтра другой, а дети священника – всю жизнь дети священника и всю жизнь на них будут смотреть и говорить: «Вот что же это – батюшка нас учит, а своих детей не воспитал». И каждое неосторожное слово, каждая некстати нацепленная побрякушка, невытерпленная обида и прочее – отзовется на сердце батюшки. Дети священника должны нести свой крест достойно.
Что будет делать священник, если, когда он будет крестить и спрашивает, отрекаетесь вы от злого духа, спрашиваемый скажет два раза – да, а в третий – нет?
Если он сознательно скажет в третий раз «нет», то священник скажет: «Голубчик, крещение – это такое Таинство, которое предполагает нашу веру. И даже если ты сейчас – по неразумию или из бравады – сказал, что не отрекаешься от сатаны, то ради твоей же пользы, чтобы не исполнились на тебе слова Христа «Кому больше дано, с того больше и спросится», ты не можешь сейчас войти в крещальную купель, уйди, образумься, пойми, как страшно ты себя сегодня вел, и вернешься, когда Господь коснется твоего сердца.
Что надо делать священнику, когда у него срочное дело, а его послали служить службу?
Серьезным делом священника является служба, а прочих, более серьезных, быть не может. Он только может сказать: «Простите и благословите» – и идти служить.
Что такое благословение священника?
Благословение священника бывает разное. Бывает как приветствие. Вот мы видим батюшку и говорим: «Батюшка, благословите!» Батюшка говорит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Здравствуй, Петя!» И спросит нас о чем-нибудь. Вот так мы поздоровались. Есть и другое благословение. Когда мы, например, помолились и уже уходим из храма и говорим: «Батюшка, благословите на дорогу!» Батюшка нас благословит, и как-то потеплее нам станет – это мы с батюшкой так попрощались. А еще бывает, что мы просим благословения, когда не знаем, как поступить в ответственном деле, нравственно-серьезном, или в том, которое может определить всю нашу дальнейшую жизнь, и вот тут мы хотим избежать своеволия, поступить не так, как мне нравится, а как Богу угодно. И тогда мы, зная, что если подойти с молитвой и верой к священнику, то через него Господь нам подскажет, как поступить, мы подходим и говорим: «Батюшка, вот такая-то ситуация, я не знаю что делать. Благословите, и я приму вашу волю, потому что верю, что через нее меня направит Сам Господь». И если мы действительно с таким чувством идем и примем, что священник скажет, то Господь направит нас к лучшему.
Что вы лично едите в пост?
Ox, какой тяжелый вопрос. Если я вам скажу, что в пост питаюсь по Уставу: три первых дня Великого поста не вкушаю ничего, а дальше ем только сухую пищу, – то вы мне, наверное, не поверите, а если поверите, то скажете: «Ну вот какой батюшка, глядишь, и нас так заставит питаться». Я вам так скажу: в пост нужна норма и мера, которая зафиксирована в книге, называемой Типикон, или Уставе, где сказано, как можно поститься, если вы уже достигли каких-то высоких духовных степеней. А в начале пути пост – это воздержание от многого, ради Христа: и в пище, и в развлечениях, и в удовольствиях, которые мы себе позволяем, главным же образом от пустоты, которой так много в нашей жизни. И очень важно, чтобы от этого воздержания была еще кому-то польза. Оттого что мы не едим индюшку и что-то сэкономим на этом, пусть польза будет выражаться не в том, что вы купите еще одну вещицу для себя же, нет, пусть это будет пожертвовано бедному, больному или на строительство храма. И если мы не смотрим в пост телевизор, пусть это не будет просто пустым временем, лежанием на диване, в это время хорошо бы вспомнить о наших близких, может, не очень здоровых, о тех, кто нуждается в помощи вашей.
Как вы относитесь к политике?
Политика – вещь серьезная и ответственная, настолько серьезная, что лучше в нее не соваться. Почему? Потому что сохраниться там человеком целостным, чистым, идущим Евангельскими заповедями, любящим врага своего, даже если – страшно подумать – из ЛДПР или из нашего, ихнего или еще чьего-нибудь «Дома России», очень и очень трудно. Вот он голосует против моего предложения, а я должен его любить! Так что православному человеку лучше бы помнить о главной политике: о том, что есть у нас Отечество Небесное и его образ на земле, здесь – отечество земное, где мы должны быть честными и добросовестными гражданами – это и будет наша политика.
Я видел, как мама кладет в церковный ящик деньги с зарплаты. Откуда это пошло и зачем это делается?
Еще в Ветхом Завете, когда пророк Моисей устанавливал закон, по которому жили тогда верующие люди, было определено, что десятую часть всяких доходов нужно от себя отрывать и уделять Богу, Храму, людям – не себе. И хотя теперь нет уже такого строгого церковного правила, что именно десятая часть это должна быть, с нас никаких отчетов не потребуют, на исповеди с мамы никто этого не спросит. Нужно все время себя упражнять в этом опыте отрывания ОТ СЕБЯ, потому что чуть забросишь, как сразу начинает в нас развиваться червячок, который называется сребролюбие, когда нам хочется иметь как можно больше, как можно лучше, как можно комфортабельнее и, главное, ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ, для СВОИХ. Не дай Бог нам в такое существо, живущее для себя, превратиться.
Конспект НОД «Что такое Православие»
Татьяна Юдина
Конспект НОД «Что такое Православие»
Конспект занятия с детьми «ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ»
-Познакомить детей с термином — ПРАВОСЛАВИЕ; обобщить и уточнить знания детей о православной вере.
-Развивать умение строить рассказ, а затем корректировать его, уточняя и дополняя.
-Расширить словарный запас детей.
-Воспитывать любовь и уважение к родителям, священнослужителям; воспитание у детей уважения к святыням, почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру.
— Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Оборудование: фотографии храмов, церковных богослужений, православная газета местного благочиния,иллюстрации картин: Шанькова М. Ю. «Крещение Руси», В. Васнецова «Крещение Руси», иконы «Крещение Руси»
Раздаточный материал: альбомные листы формата А4, графитные карандаши, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски.
Ход занятия:
Я верю зазвонят колокола
И на земле, поруганной когда-то,
Поднимутся златые купола,
Да будет это место вечно свято!
Я верю: зазвонят колокола.
Молебном первым стены освятив,
Смиренно преклоним свои колени,
И возликует в небе херувим
Во имя всех грядущих поколений.
Я верю: зазвонят колокола.
«Отца и Сына и Святаго Духа».
Под куполом сольются голоса,
Знаменьем крестным,окрыляя руки,
И «Верую» услышат небеса.
Я верю, зазвонят колокола.
— Ребята, как часто мы с вами слышим такое сложное и непонятное слово — православие или православная вера? Где вы слышали это слово? (ответы детей). Скорее всего по телевизору,во время новостей или прямых трансляций служений в храме: православные храмы, православный праздник, православные обычаи, православная вера, православные христиане… Может быть, кто-либо из вас держал и газету православного издательства. Может, ваши родители часто произносят это слово и в обычные дни? Говорят ли вам о чем-то слова — православная библиотека? Вот,что говорит о ней священник Максим Козлов: «Православие — это та вера, к которой если прикоснешься, то ни на какую другую уже смотреть не будешь, так сердце отозвалось вот на эту радость Православия…» Вера Православная это Вера, прежде всего, не искаженная. Эта Вера, которая на протяжении почти двух тысяч лет учит, как правильно славить Бога.
Существует много различных религий, но нашей стране, России, самой яркой, самой светлой, самой распространенной — является православная вера! Почему, спросите вы? Эта история уводит нас глубокими корнями в наше прошлое…
Сын Святослава и внук св. Ольги Владимир княжил с 980 года. Владимир, смелый и воинственный князь, огнем и мечом покорял своих соседей и без сожаления убивал противников. Как и большинство славян, он был язычником, поклонялся деревянным идолам, в честь которых приносили жертвы — животных и даже детей. Но со временем Владимир понял, что язычество не истинная вера, и стал знакомиться с учениями магометан, иудеев, немцев-католиков и греков (православных). Приехавший в Киев грек показал князю Владимиру картину Страшного Суда, на которой были нарисованы по правую сторону праведники, идущие в рай, а по левую — грешники, идущие в ад на вечные мучения.Владимир сказал: «Хорошо тем, кто стоит по правую сторону, и горе тем, которые по левую». «Крестись, — ответил ему греческий проповедник, — и ты тоже будешь с праведниками!»
Князь отправил послов в разные страны, чтобы более основательно познакомиться с существовавшими религиями. Они вернулись и поведали, что нигде не встречали такого величественного богослужения, как у греков (православных). «Стоя в их храме, — рассказывали послы, — мы не знали, где находимся — на земле или на небе. Не даром приняла греческую веру княгиня Ольга, мудрейшая из людей».
Вскоре после этого князь крестился и женился на сестре греческого императора. Вместе с Владимиром крестилось его войско, а затем и десятки тысяч жителей княжества. Всюду, где распространялось христианство, князь Владимир создавал школы, строил храмы, содержал священников.
Крестился народ добровольно, это в отличие от многих стран Западной Европы, где, случалось, делали это огнем и мечом; быстро, потому что, хотя где-то по закоулкам, в глубинке, в лесах и таилось язычество, но еще и века не прошло, как большинство русских людей были уже православными христианами. А ещё радостно и красиво, потому что самое главное, к чему прикоснулась душа русского человека, была красота. Помните, послы Владимира вошли в Софию Константинопольскую —и что они там увидели: они не знали греческого языка и не знали икон, но они почувствовали, что они как на небе, такая красота открылась их очам, что после этого возвращаться к язычеству — было невозможно. И вот это «как на небе» потом появилось и на Руси. Вот так Русь крестилась — через эту дивную Божественную красоту.
Христианское учение изменило характер Владимира. Он стал добрым, милостивым. В народе его называли «ласковым князем Владимиром» или «Владимиром — Красное Солнышко», а православная Церковь за праведную жизнь и добрые дела причислила его к лику святых и назвала «Равноапостольным». Со времен св. Владимира наше отечество начало быстро и успешно развиваться. Языческая Русь стала ПРАВОСЛАВНОЙ РУСЬЮ.
Море синее в волнах, (двумя руками показываем волны)
И ракушки на песках, (присели, погладили ладошками песок)
Рыбки плавают в воде, (встали, сложили ладони и показали плавающих
Птенчики сидят в гнезде. (присели, руки под подбородок)
Ярко звездочки горят — (встали, подняли руки вверх, «померцали» пальцами
(все пальцы свели и резко развели)
Нам о Боге говорят. (указательным пальцем показали на небо)
Мы живем в огромном прекрасном мире. Бог дал нам эту землю со всеми богатствами. Он поставил человека хозяином над всеми растениями и животными, дал нам часть cвоей власти. То, что происходит в душе человека, является источником, питающим мир. За то, что человек несет в мир — любовь или ненависть, — он должен нести ответственность, и при этом помнить, что все мы — люди, животные, растения — обязаны друг другу и не можем жить друг без друга, не можем жить и без всего мироздания. Таким единым Бог создал наш мир. Бог сотворил мир так, что ничто в нем не мешает друг другу. Нам надо только хранить и умножать эту сотворенную Богом красоту мира и благодарить Бога за жизнь.
Богат и разнообразен мир Божий, но в то же время в этом огромном разнообразии царит стройный порядок, установленный, Богом. Всему дана определенная и разумная цель. Всему Бог дал свое время, место и назначение.
Есть вещи, которые мы можем увидеть, услышать, потрогать. Однако на свете есть много вещей, которые нельзя осязать, но без которых нам также невозможно жить. Это — любовь, ум, совесть, радость, добро. Бога мы тоже не видим, но Его присутствие мы можем почувствовать.
Бог наделил нас разумом, бессмертной душой. Он дал каждому человеку особое,великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть становится всё лучше, добрее и наследовать Царствие Божие.
Бог слышит нас, Бог видит нас,
Ведь Он и там и тут.
Даёт Он людям каждый час
О добром Боге говорить
Давайте все благодарить
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА О СВ. МАТРОНУШКЕ
— Жизнь без веры, как скорый поезд без тормозов и ещё на разобранном пути. Непредсказуема и опасна наша дорога, если все спущено на самотек. Жизнь дается человеку, чтоб он, как можно скорее, обрел опору. Это и есть православная христианская вера.
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА ХРАМ СЕРГИЕВА ЛАВРА
Петушок пропел давно!
Смотрит солнышко в окно!
Человек, и зверь, и пташка –
Все берутся за дела;
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела.
Ясно поле, весел луг,
Лес проснулся и шумит,
Дятел носом тук да тук!
Звонко иволга кричит.
Рыбаки уж тянут сети,
На лугу коса звенит.
Помолясь, за книгу, дети!
Бог лениться не велит
Дети должны знать, что НЕЛЬЗЯ обижать слабых, потому что им больно и обидно.
Нельзя обижать и бить животных кошек и собак, потому что им больно.
Нельзя у насекомым отрывать лапки – им тоже Больно.
Нельзя ломать деревья – им тоже Больно.
Пусть дети помогают младшим братьям и сестрам, заботятся о них, играют с ними.
Пусть дети ухаживают за животными.
Пусть дети сажают деревья и цветы.
Если бы ко мне подошел человек неосведомленный в основах Православия, неверующий, иноверец, или недавно крестившийся, хотящий знать о Православии,и сказал бы мне: расскажи мне о Православии, во что верят Православные, на чем основана Православная Вера, и какова цель человека, исповедующего Православие, что бы я ему ответил?
Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.
Конспект коррекционного занятия в старшей комбинированной группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Задачи: 1. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. 2. Закрепление навыков культурного поведения в детском.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо». Образовательные области:.
Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, что такое плохо?» Конспект ООД в области социально-коммуникативное развитие на тему: «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» Цель: содействовать нравственному.
Конспект открытого мероприятия в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.
Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» по программе «Безопасный интернет» Тема №1 «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних воспитанников путем привития.
Конспект занятия в младшей группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект занятия в младшей группе детского сада на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: содействие нравственному развитию детей.
Детям о вере
Душеполезное чтение для детей. Рассказы педагога Бориса Ганаго.
Прозрение
В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две…
Телефона у Лёвы не было, и одноклассники, по совету учительницы, решили сходить к нему домой.
Дверь открыла Левина мама. Лицо у неё было очень грустное.
Ребята поздоровались и робко спросили;
— Почему Лёва не ходит в школу? Мама печально ответила:
— Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может…
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
— А мы его по очереди в школу водить будем.
— И домой провожать.
— И уроки поможем делать, — перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.
Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:
— Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
— Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
— А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
— А я по истории.
Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы.
После ухода ребята составили план — кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.
В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.
А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!
Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того, чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты…
Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.
После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.
Не счесть людей, прозревших для добра.
Разве это друг?
В одной стране учёные создали робота, который способен обучаться. Назвали его Сайком. Сайк может любую информацию запомнить и на любой вопрос ответить. Ну прямо отличник, только из металла и пластика.
Он и послушнее тебя. Ты чем взрослее становишься, тем своевольнее и упрямее. А Сайк только по заложенным в него программам действует. Даже доброе дело не сделает, если не прикажут.
Стоит слепой на перекрестке и не может улицу перейти — светофора не видит. Ты быстро сообразишь, что нужно делать, правда? А у Сайка не так. Если это программой не предусмотрено, будет сам, как светофор, стоять и огоньками помаргивать.
Спросили Сайка:
— Кто твои родители? Он ответил:
— У меня нет родителей. Я компьютерная программа, а не живое существо.
— А что ты можешь?
— Я помню то, чему меня научили. Могу воспринимать различную информацию и обрабатывать её.
Спросили компьютерного мальчика:
— Сайк, какие у тебя задачи?
— Постоянно накапливать знания и делиться ими с людьми.
Знания — это, конечно, хорошо… Да разве только в них дело? Что они без сердечности и доброты?
Сейчас Сайка уже многому научили. Он и читать, и в шахматы играть, и по телефону разговаривать умеет. Даже кажется порой, что это человек. Но…
Хотел бы ты такого друга? Вряд ли. Души в нём нет. Любить не может. А без любви — разве это друг?!
Да и вообще, если не любить, зачем тогда жить?
Мой гриб! Мой!
Дедушка с внуком пошли в лес за грибами. Дед — грибник опытный, знает лесные секреты. Ходит он хорошо, а вот нагибается с трудом — спина может не разогнуться, если резко наклониться.
Внук же юркий. Заметит, куда дедушка устремился, — и тут как тут. Пока дедушка поклон грибку сделает, внук уже кричит из-под куста:
— Мой гриб! Я нашёл!
Промолчит дедушка и опять отправляется на поиски. Только увидит добычу, внук опять:
— Мой гриб!
Так и вернулись домой. Внучек показывает маме полную корзинку. Та радуется, какой у неё грибник замечательный. А дедушка с пустым лукошком вздыхает:
— Да… Годы… Староват стал, староват… Но, может, дело совсем не в годах, да и не
в грибах? И что лучше — пустая корзина или пустая душа?
Заблудилась душа
Плачет малыш — потерял маму. Не знает ни адреса, ни фамилии отца своего. Куда идти? Незнакомые люди берут его за руку, ведут. Куда? Зачем? Нынче всякое случается. Потом будут объявления в газетах, по телевидению: потерялся мальчик таких-то лет, одет так-то…
Заблудились и мы. Плачет наша душа, беспомощная в невидимом мире духов. Не знает ни имени Отца своего Небесного, ни вечного Отечества. Не знает, зачем ей дана жизнь…
Над оврагом
Был выпускной бал. Птенцы выпорхнули из гнезда. Тайком выпили. Закружилась голова. И не только от вина — от переизбытка сил, желания полёта. А тут ещё чья-то машина с заведённым мотором. Хозяина не видно. Ну, теперь весь мир — их!
— Садись! Поехали! Ха-ха!
А бал в разгаре. Кто-то впервые шепчет нежные слова, кто-то делится мечтой… Поворот. Ещё поворот.
— Там же мост! Стой! Жми на тормоза. Стой же, сто…
Их оплакивал весь город. Засыпал могилы цветами. Через день-другой цветы завяли…
Кому послужили, сынки? Так и не взлетели… Не свили своего гнезда, не вырастили птенцов…
Когда идёшь по мосту, жуть охватывает. Словно слышится чей-то стон. Овраг глубок. Думаешь о других оврагах, невидимых.
Мотор вздорных желаний набирает обороты… Где же тормоза? Впереди — пропасть! Господи, вразуми!
Улыбка
Их двери были напротив. Они частенько встречались на лестничной площадке. Один проходил мимо, нахмурив лоб, и даже взглядом не удостаивал соседа. Всем своим видом он говорил: мне не до вас. Другой приветливо улыбался. С его языка уже готовы были сорваться пожелания здоровья, но, видя холодную неприступность, он опускал глаза, слова застревали в горле, а улыбка гасла.
Так проходили годы. Мелькали дни, похожие один на другой. Соседи старились. При встрече доброжелательный уже не ждал приветствия и лишь учтиво уступал дорогу. Но однажды в гости к нему приехала внучка. Она вся светилась, будто солнышко сияло в её глазах и улыбке. Когда малышка встретила угрюмого соседа, она радостно воскликнула:
— Здравствуйте!
Незнакомец остановился. Этого он никак не ожидал. На него смотрели синие, как васильки, глаза. В них было столько нежности и ласки, что этот суровый человек даже смутился. Он не умел говорить с соседями и детьми. Он привык только приказывать. Никто не смел заговаривать с ним без разрешения секретарши, а тут какая-то кнопка… Промычав что-то невнятное, он поспешил к машине, которая ожидала его у подъезда.
Когда важная персона уселась в “Мерседес”, девочка помахала вслед рукой. Угрюмый сосед сделал вид, что не заметил этого. Мало ли какая мелюзга мелькает за стеклами иномарки.
Встречались они довольно часто. Лицо девочки каждый раз озарялось радостной улыбкой, и от её неземного света у соседа становилось теплее на душе. Ему это стало нравиться, и однажды он даже кивнул в ответ на звонкое приветствие.
Вдруг встречи с малышкой прекратились. Суровый заметил, что в квартиру напротив приходит врач.
При встрече доброжелательный всё так же учтиво пропускал соседа вперёд, но был почему-то без внучки. И тут угрюмый понял, что именно её улыбки, её машущей ручонки ему теперь и не хватает. На работе его по-деловому приветствовали, вежливо улыбались, но это были совсем другие улыбки.
Так и шли однообразные, скучные дни. Однажды суровый не выдержал. Увидев соседа, он слегка приподнял шляпу, сдержанно поприветствовал его и спросил:
— А где же ваша внучка? Что-то её давно не видно.
— Она заболела.
— Вот как. — его огорчение было совершенно искренним.
Когда в следующий раз они встретились на площадке, угрюмый, поздоровавшись, открыл “дипломат”. Порывшись в бумагах, он достал плитку шоколада и пробормотал смущенно:
— Передайте вашей девочке. Пусть поправляется.
И торопливо засеменил к выходу. У деликатного увлажнились глаза и комок подступил к горлу. Он даже не смог поблагодарить, лишь пошевелил губами.
После этого, встречаясь, они уже говорили друг другу добрые слова, и суровый спрашивал, как себя чувствует внучка.
А когда девочка выздоровела и они встретились, малышка бросилась к соседу и обняла его. И глаза этого сурового человека увлажнились.
Птички
Прилетели птички, пощебетали. То ли поприветствовали, то ли намекнули, что им чего-нибудь поклевать хочется. А я поленился с постели встать и выйти на балкон.
Птички пощебетали и улетели. Кто-то другой покормит их, проявит заботу, тот, у кого сердце проснулось.
Где они теперь? К кому их Бог послал? В чьё сердце они стучатся?
Крестик
Душа-христианка
Семья была неверующей. Как-то проходили они мимо храма. Зазвонили колокола. Сынишка лет шести неожиданно встал на колени прямо на улице и стал креститься. Никто его этому не учил. Может, видел где? Вдруг — сам!
Окружающие стали оглядываться на них. Мать возмутилась:
— Встань сейчас же! Не позорь нас! А малыш ей в ответ:
— Что ты, мама?! Это же Церковь!
Но ни мать, ни отец не поняли его. Взяли мальчика за руки и увели.
Христос же говорил: “Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное”. Увы, родители не ведали этих слов и увели младенца от Христа.
Неужели навсегда?
Детская исповедь
В детском доме батюшка со светлой душой окрестил сразу целую группу. Воспитательницу, которая для детей стала крёстной, они стали называть мамой. Группа была дружная. Конечно, и у них всякое бывало: могли и поссориться, и подраться. А потом опомнятся и друг другу руки протягивают:
— Прости меня.
— И ты прости.
Однажды появился среди них новенький и принёс с собой какой-то другой, недобрый дух.
Пропал у одного мальчика плеер. Кто взял? Без доказательств грешно кого-то обвинять. Пропал и пропал. А тут как раз пришло время детской исповеди, к которой все давно готовились. И вдруг этот новенький на исповеди признался батюшке:
— Я взял!
А потом ребятам:
— Это я, я взял! Простите…
Все замерли. Мальчик, у которого плеер исчез, сказал:
— Пусть он будет твоим.
Минута была удивительная. А одна девочка этому мальчику свой плеер отдала.
Не будем называть их имена. Зачем? Их знает Бог. И того, кто прощения просил, и тех, кто друг другу плеер передаривал.
Зачем им плеер, если они услышали голос Спасителя?
Спаси, Господи!
Однажды зимой ребят, которые ловили рыбу, унесло на льдине в море. Когда стемнело, дома спохватились, что детей нет, и подняли шум. К поискам подключилась авиация. Но попробуй, найди в темноте. Летчик может прямо над ребятами пролететь и не заметить их. Вот если бы у них фонарик был или радиопередатчик. Сигналили бы: “SOS! Спасите наши души…”
Был и такой случай: заблудилась девушка-геолог. Кругом тайга. Куда идти — не знает.
Девушка была верующей и стала молиться святому Николаю Чудотворцу, зная, что он всем помогает. От всего сердца молилась. Вдруг видит — старичок идёт. Подходит к ней и спрашивает:
— Куда ты, милая?
Она рассказала, что с ней случилось, и попросила показать дорогу к какому-нибудь селению.
Старичок объяснил, что вокруг селений нет.
— А ты, — говорит, — поднимись на эту горку, увидишь домик. Там люди есть.
Девушка посмотрела на горку, обернулась, чтобы поблагодарить старца, а того уже нет, словно и не было.
За горкой она на самом деле нашла избушку, в которой её ласково встретили, накормили и обогрели. Ей сказали, что старец был прав, — вокруг на триста километров нет никакого жилья. Что было бы с девушкой, если бы она не помолилась?
А чем закончилась история с мальчиками? К сожалению, они не умели молиться, родители их не научили. Но у одного из них была верующая бабушка. Она всю ночь просила за них Божию Матерь, нашу Помощницу и Заступницу. Молилась она и Господу нашему Иисусу Христу, умоляла Его спасти ребят…
Наутро мальчишек обнаружили и сняли со льдины. Впрочем, такие истории происходят не только на море.
Вся наша жизнь подобна бушующему морю греха, способному поглотить всякую душу, если она не взывает к Богу: “Спаси, Господи!”
Глас вопиющего
Миг, только миг
Внук, которого я когда-то учил ходить, незаметно вырос. Вытянулся, стал выше меня, но не хочет учиться ходить перед Богом. Скажешь ему что-нибудь, а он гордо отвечает:
— Ладно, разберёмся.
Он с собой на “вы”.
Вечерами внук часто гулял с товарищами. Мы с бабушкой никогда не отпускали его без благословения, которое он снисходительно принимал. Вообще-то он неразговорчив, но однажды вернулся взволнованный и рассказал такую историю.
Дом был уже недалеко. Улица пустынна: ни людей, ни машин. Осталось только перейти трамвайные пути — и вот он, родной двор. И вдруг — ба-бах! Перед самым его носом упала бутылка, брошенная каким-то пьяным с четвёртого этажа, и разбилась вдребезги! Ещё немного — и она бы угодила ему в голову.
Миг… Всего миг отделял его от гибели, всего полшага… Внук огляделся. Наверху продолжали пировать. Вокруг — никого. Кто бы помог ему? Да и можно ли было помочь? Но кто-то дал парню этот спасительный миг.
Теперь, перед тем как выйти из дома, он говорит как бы невзначай:
— Ну, я пошёл!
Это значит, благословите, бабушка и дедушка. И стоит пряменько. Уже на “вы” с благословением.
Если поверим
Договорились ребятишки играть в “жмурки”. Одному завязали глаза полотенцем. Убедились, что подсматривать не может, закружили его и разбежались кто куда. Стали звать, хлопать в ладошки, чтобы он по звуку их ловил. Мальчуган с завязанными глазами пытался их схватить, бросался на каждый шорох. А ребята вдруг притихли — и ни звука, как будто никого нет. Но мальчик уверен, что они рядом. Не видит, но верит, что они здесь.
Вера и есть уверенность в невидимом, как в видимом.
Мама уложила младенца спать, спела ему колыбельную, перекрестила, поцеловала и вышла в соседнюю комнату. Малыш не видит её, но верит, что мама рядом. Стоит её позвать, и она придёт.
Так и Бога, и Заступницу нашу Богородицу мы не видим, но Они рядом. Лишь только позовём — будут с нами, хотя мы Их и не увидим.
Ожидание
Придут к тем, кто верит в Них. И придут, и помогут, и защитят.
Если поверим.
По мотивам рассказа неизвестного автора
Хоть каждый день
тучку он до сих пор помнит, хотя прошло уже лет тридцать. Было это в деревне Даниловичи, что под Гомелем.
Забыли люди Бога. Реки стали поворачивать, моря создавать. Возомнили себя богами. Как их вразумить?
И наступила засуха. За месяц не выпало ни капли дождя. Травы поникли и пожелтели, всё жито сгорело. Как быть? Погибнет урожай — не миновать голода. И пошли колхозники к председателю с просьбой разрешить им отслужить в поле молебен с батюшкой, иконами и церковными песнопениями. А времена тогда были страшные. Власти старались оставшиеся церкви закрыть, а чудом уцелевших священников разогнать, чтобы и духа православного на земле не осталось.
Председатель был в полном отчаянии. И план выполнять надо, и голода боится, и властей безбожных. И людей жалко — как выживут? Махнул рукой — служите свой молебен!
Три дня всем миром постились, даже скотину не кормили. А на небе — ни облачка. Наконец, с иконами и молитвами пошли люди в поле. Впереди — отец Феодосии в полном облачении. Все взывают к Богу, все души словно в одну слились в покаянии: “Прости нас, Господи, вздумали жить без Тебя. Господи, помилуй…”
И вдруг видят — на горизонте появилась тучка. Сначала маленькая, а потом всё небо над полем заволокло. Как же все они к Богу взывали! И пошёл дождь. Да не просто дождь, а настоящий ливень! Напоил Господь землю.
Председатель радовался: “Молитесь хоть каждый день!” И что удивительно — в соседних районах ни одной капли не упало.
Пять лет было тогда сыну отца Феодосия. Теперь он сам стал батюшкой. Зовут его отец Фёдор. Спросишь его про тучку, озабоченное лицо и просветлеет. Можно ли забыть тот ливень Божественной благодати? Теперь отец Фёдор храм Всех Святых строит, чтобы люди от духовной жажды не погибли.
Отправлялся на Крымскую войну полковник Андрей Карамзин, сын известного историка, написавшего знаменитую “Историю государства Российского”. Как защитить жизнь дорогого брата? Сестры вшили ему в мундир девяностый псалом, в котором такие слова:
Прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю! Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
Такова была вера в православных семьях: святые слова защитят лучше любого щита.
Андрей Карамзин во всех сражениях оставался невредим. Но однажды перед боем он поленился переодеться в тот мундир, где были спасительные строки, и в самом начале битвы был убит наповал.
Случайно ли это?
Со святыней
Враг целился прямо в сердце. Он бил наверняка, без промаха. Но пуля не коснулась груди офицера, она застряла в медной иконе святителя Николая. Офицер Борис Савинов прошёл с этой святыней страшными дорогами войны — от Москвы до Кенигсберга, воевал под Сталинградом, на Южном и Белорусском фронтах. Был несколько раз ранен, лежал в госпиталях, но сердце его на всех огненных дорогах охраняла икона Николая Чудотворца. Охраняли его и молитвы, ибо он с детства был верующим, даже диаконом до войны успел стать. Охраняли Бориса и молитвы его деда и отца, расстрелянных после революции за то, что они были священниками. Но у Бога нет мёртвых. У Него все живы. Разве не молились они за своего внука и сына, когда тот шёл в бой, когда в него целился враг?
Веря в Бога, надеясь на Него, офицер был поразительно смел. Если бы он надел все свои боевые награды, то грудь его засияла бы. Был у него и редкий орден Александра Невского, и ордена Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны первой и второй степени, и множество медалей. После войны храбрый офицер стал священником. Отец Борис восстанавливал церковь в деревне Турки под Бобруйском, затем в городе Мсти-славле. Теперь он священник в Могилёве.
А икона, спасшая его, хранится в Троице-Сергиевой Лавре.
Дуэль
Возвращение к жизни
По мотивам рассказа А. Добровольского “Серёжа”
Обычно кровати братьев стояли рядом. Но когда Серёжа заболел воспалением легких, Сашу переселили в другую комнату и запретили тревожить малыша. Только просили молиться за братишку, которому становилось всё хуже и хуже.
Как-то вечером Саша заглянул в комнату больного. Серёжа лежал с открытыми, ничего не видящими глазами и едва дышал. Испугавшись, мальчик кинулся к кабинету, из которого доносились голоса родителей. Дверь была приоткрыта, и Саша услышал, как мама, плача, сказала, что Серёжа умирает. Папа с болью в голосе ответил:
— Что ж теперь плакать? Его уже не спасти…
В ужасе Саша бросился в комнату сестрёнки. Там никого не было, и он с рыданиями упал на колени перед иконой Божией Матери, висевшей на стене. Сквозь всхлипывания прорывались слова:
— Господи, Господи, сделай так, чтобы Серёжа не умер!
Лицо Саши было залито слезами. Вокруг всё расплывалось, как в тумане. Мальчик видел перед собой лишь лик Божией Матери. Чувство времени исчезло.
— Господи, Ты всё можешь, спаси Серёжу!
Уже совсем стемнело. Обессиленный, Саша с трудом встал и зажёг настольную лампу. Перед ней лежало Евангелие. Мальчик перевернул несколько страниц, и вдруг взгляд его упал на строку: “Иди, и как ты веровал, да будет тебе…”
Словно услышав приказ, он пошёл к Серёже. У постели любимого брата молча сидела мама. Она подала знак: “Не шуми, Серёжа уснул”.
Слова не были произнесены, но этот знак был, как луч надежды. Уснул — значит, жив, значит, будет жить!
Через три дня Серёжа уже мог сидеть в постели, и детям разрешили бывать у него. Они принесли любимые игрушки брата, крепость и домики, которые он до болезни вырезал и склеивал, — всё, чем можно было порадовать малыша. Сестрёнка с большой куклой встала около Серёжи, а Саша, ликуя, сфотографировал их.
Это были мгновения настоящего счастья.
Вознесли
Незадолго до того, как это произошло, Саша сказал маме:
— Я видел во сне двух святых Ангелов. Они взяли меня за руки и понесли на небо.
Через два дня его убили. Убили ребята чуть постарше, позарились на его новую куртку. Мама долго копила на неё деньги, подарила сыну и вот…
Как могло такое случиться?
Мама рассказывала, что ещё совсем маленьким Саша любил бывать в церкви. Старался не пропустить ни одной воскресной службы. Потом стал посещать воскресную школу…
Может быть, мальчик уже был готов к встрече со Спасителем.
Это знает только Бог.
Царство тебе Небесное, Сашенька!
В Горний мир
Одному мальчику захотелось покататься с горки на санках. И санки есть, и гора недалеко, да родители не отпускают — боятся, что заразится от сверстников чем-нибудь опасным для души. Насмотрится дурных примеров или слово скверное услышит, а оно, как семя, полежит-полежит, да и вырастет. И начнет хороший мальчик говорить грубости или поступать не по заповедям любви. Детская душа — как поле вспаханное. И доброе семя, если в него попадёт, прорастает, и сорняк любой. Вырвать же осот, когда он колючим станет, непросто. Вот и оберегали своего ребёнка родители, чтобы с высот детской чистоты не скатился он в пропасть греховную.
Но мальчик есть мальчик. Покататься так хочется! А тут пришло время Великого поста. Народ в те времена строго пост соблюдал. Даже на ледяную гору детвору не пускали. Палкой её загораживали, чтобы не катались. И решил Ганя, что теперь можно, так как там — никого. Взял санки — и на гору.
Но может ли получиться что-либо доброе без благословения родителей и их разрешения? Да и Господь не позволяет в Великий пост забавами заниматься. Раньше, когда люди Бога не забывали, даже театры в эти дни закрывали. Народ усердно молился, больных навещал, нищим помогал, Священные книги читал и в церковь ходил.
Но мальчуган, нарушив вековые обычаи, решил по-своему поступить. Помчался он с ледяной кручи и налетел на ту самую палку, что гору закрывала. Да не просто на палку, а на гвоздь, торчащий из неё. И штаны порвал, и новые валенки пропорол, и ногу поранил. Кровь бежит, больно… Но больше всего мальчик боялся маму огорчить. Как только он что натворит, мама становится на колени перед иконой и со слезами молится:
— Господи, я вымолила у Тебя сына, а он шалит, не слушает. Что мне с ним делать? И сам погибнуть может, и меня погубить… Господи! Не оставь, вразуми его!
Гане было жалко маму. Не мог он выносить её слёз, подходил и шептал:
— Мама, мамочка, я больше не буду.
Видя, что она продолжает просить Бога, сам, встав рядышком, начинал молиться.
“Теперь мама так переживать будет! — думал Ганя. — Что же делать?” Забрался мальчик на сеновал и стал молиться святому Симеону, Чудотворцу Верхотурскому. Его почитают по всей Сибири. Молился Ганя с сокрушением сердечным, плакал, обещал исправиться. Ещё дал обет сходить пешком на поклонение к праведному Симеону в Верхотурье. А путь этот неблизкий. Молился горячо. Устал и незаметно уснул. Во сне подошёл к нему старец. Лицо строгое, но взгляд приветливый.
— Зачем меня звал? — спрашивает. Ганя, не просыпаясь, отвечает:
— Исцели меня, угодниче Божий.
— А в Верхотурье сходишь?
— Схожу, непременно схожу! Только ты исцели меня! Пожалуйста, исцели!
Прикоснулся к больной ноге святой старец, провёл рукой по ране и исчез. Проснулся Ганя от сильного зуда в ноге. Посмотрел и ахнул: рана зажила. Встал мальчик и стал трепетно и радостно благодарить Чудотворца.
А через несколько лет пошёл Ганя с богомольцами в Верхотурье на поклонение святому. Накануне во сне он увидел дорогу, по которой предстояло идти: деревни, леса, реки. Так оно потом всё и оказалось.
Семь дней богомольцы были на святом месте. Когда уходили, Ганя подал новые медные пятачки страннику, очень похожему на того старца, который явился ему во сне и исцелил его. Странник тихо сказал Гане:
— Монахом будешь.
Сказал и скрылся в толпе.
Прошли годы. Ганя стал монахом, архимандритом Гавриилом. Бог даровал ему познать высоту Божественного Духа. К нему шли за духовным советом тысячи людей, и всем он помогал спастись от гибельной пропасти греха.
Как хорошо, что родители оберегали его от зла. Потому-то он до последнего дыхания был ласков с людьми. Теперь он в горнем мире молится о нас.
Подарок
Контрольная
Что теперь, дружок, время такое: хочешь носить крестик — носи. А ведь бывало же, было, когда за крест Христов живыми в клетки к зверям бросали. Десятки тысяч зевак замирали, ожидая кровавого зрелища. Двадцать веков назад каждый выбирал, куда ему идти — в клетки на растерзание или на трибуны цирка.
Но тихий отрок, сам идя на муки,
Перекрестился, слыша грозный рык,
Прижал к груди крестообразно руки,
На небо поднял просветлённый лик.
И царь зверей, подняв завесу пыли,
Раскинулся, рыча, у детских ног.
И, точно гром, трибуны возгласили:
— Велик и славен Христианский Бог!
В двадцатом веке уже по-другому потешались над верующими. Заметят у ребёнка крестик — и давай улюлюкать всем классом. И не просто глумились, а и ссылали вместе с родителями в места дальние, откуда мало кто возвращался. Даже в школах диктанты устраивали, чтобы в душу заглянуть, в кого она верует.
Рассказывала одна мама про сына.
— Андрюша мой в то время учился в семилетней школе, ему было 12 лет. Преподаватель русского языка объявил, что будет диктант, и прочел заголовок: “Суд над Богом”.
Андрюша положил перо и отодвинул тетрадь. Учитель увидел и спрашивает его:
— Ты почему не пишешь?
— Я не могу и не буду писать такой диктант.
__ Но как ты смеешь отказываться! Садись и пиши!
— Не буду.
— Я тебя к директору поведу!
__ Как хотите, исключайте меня, но “Суд
над Богом” я писать не буду.
Учитель провёл диктант и ушёл. Вызывают Андрюшу к директору. Тот с удивлением на него смотрит: небывалое явление, двенадцатилетний мальчик — и так твёрд и непоколебим. Директор, видимо, имел ещё где-то в глубине искру Божию и не решился ни о нём, ни обо мне, как матери, заявить куда следует, только сказал:
— Ну и храбрый же ты! Иди.
Что я могла сказать моему дорогому мальчику?
Я обняла его и поблагодарила.
В свое время это ему припомнилось, и в 1933 году он был сослан в первую ссылку в возрасте семнадцати лет.
Ныне другие времена: хочешь носить крестик — носи… Однако долго ли эти времена продлятся? Не заставят ли вскоре вновь душу выворачивать — в кого веруешь? И вновь будут диктовать своё.
Вспомним ли мы тогда слова Господа: “Верующий в Меня имеет жизнь вечную”?
Да укрепит тебя, душе, Всевышний,
Когда настанет наш с тобою срок.
Одно бы только нам тогда услышать:
— Велик и славен Христианский Бог. (Иеромонах Роман)
Как все
Была девочка Маша как все. Все друг друга кличками обзывают, и она. Все ругаются, и она. Правда, скверные слова говорить ей не хотелось: они застревали у неё в горле. Но раз все, то…
Поселился в деревне, где жила Машенька, кузнец. Была у него чёрная громадная борода. Вот деревенские ребята и прозвали его Бородой. Ничего, казалось бы, в этом оскорбительного нет, да только ведь у всякого человека имя есть — в честь святого, чтобы был ему защитником и примером.
С именем человек неразрывно связан. Когда кто из злых людей хотел уничтожить в человеке самое сокровенное, святое, тогда вместо имени и давали либо номер, либо кличку. Иногда и дети по неразумию так поступают…
Идёт кузнец по улице, а ребятишки крикнут: “Борода!”, язык покажут, и утекать. Иногда даже камни ему вслед бросали. Маша тоже бросала, правда камешек поменьше выбирала, но бросала: раз все, значит, и она.
Кузнеца такие проделки детворы обижали. Человек он был новый в деревне, ни с кем близко ещё не успел познакомиться, а тут дети ему в спину камни бросают, дразнятся. Конечно, обидно. Втянет он в себя голову, ссутулится и уйдёт, опечаленный, к себе в кузницу.
Однажды Маша рассеянно стояла в церкви. Смысл Божественной службы пролетал мимо неё, будто кто-то заткнул ей уши. И вдруг Господь вернул ей слух, до её внимания долетели священные слова: “Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца”.
Задумалась девочка, испугалась: “Это же обо мне! Что же я делаю? За что Бороде язык показываю, зачем камни в него кидаю? За что не люблю? А если бы со мной так?”
И ещё поразили её слова Господа, сказанные священником во время проповеди: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься”.
И решила Маша начать жить по-новому. Как встретит кузнеца — улыбнётся, назовёт по имени-отчеству, поклонится, здоровья пожелает. И кузнец при виде Машеньки улыбаться стал. Вся суровость куда-то пропала, даже Машиным родителям сказал:
— Девочка у вас замечательная!
Заметила деревенская детвора, как Маша с кузнецом приветливо разговаривает, и тоже с ним здороваться стала. Как-то раз всей гурьбой к нему в кузницу нагрянули. Тот их ласково принял, показал, как работает, и даже попробовать дал всем желающим. На прощанье каждого пряником угостил. Так они и подружились.
А Машенька с тех пор перестала быть как все, скорее все стали как Машенька, как её Бог научил.
Поэт Владимир Солоухин писал:
— Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалось в мире?