Что такое православие детям

Ответы на вопросы детей о Боге, Церкви и вере в современном мире. (Часть 4)

Как вести себя в Храме

Храм – это дом Божий, дом молитвы, а не клуб по интересам. И мы должны всегда помнить, что храм – он не наш, а Божий. Мы там, конечно, в каком-то смысле хозяева, если мы туда часто ходим или служим, мы вроде бы дома у себя, но мы и гости, потому что истинным хозяином этого дома является Сам Господь.

Какая церковь была самая первая?

Самая первая церковь была Сионская горница, в которой собрались апостолы, где на них сошел Дух Святой. Этот день, когда на них в виде огненных языков сошел Дух Святой и они заговорили на разных языках и вышли на проповеди, – есть день рождения Церкви. И Сионская горница в Иерусалиме – это есть самая первая Новозаветная церковь.

Что такое православие детям. Смотреть фото Что такое православие детям. Смотреть картинку Что такое православие детям. Картинка про Что такое православие детям. Фото Что такое православие детям

Красива ли ваша церковь?

Очень. Каждый храм красив. И какая это радость – видеть то, что недавно было грязным, порушенным, захламленным, как икона, поцарапанная и грязная, постепенно, по кусочкам, начинает сиять небесно-голубым, золотистым, красным, и также в нашем храме такие кусочки уже проглядывают, и кто здесь молится, очень этому радуются и эту красоту ценят.

Почему все ходят в церковь в воскресенье?

Потому что нельзя остаться вне Пасхи Христовой, нельзя не прийти и не радоваться с Церковью, что Христос воскрес, что жены-мироносицы пришли на гроб Господень и нашли камень и отвалили его, и все остальное, – что вспоминает Церковь в этот день, быть без этого и вне всего этого – значит очень обеднять свою жизнь и делать скудной свою веру. Кто ж это выберет добровольно? Поэтому, конечно, все и будут ходить в храм по воскресеньям.

Зачем ставят свечки?

Что со свечкой получается? Когда ставишь свечку, она сначала есть, потом ее нет. Она никому, кроме Бога, не достается. Люди на канон приносят хлебушек, сахарный песочек, конфетки. Понятно, что жертвуют их в церковь, но съедят-то их другие люди: батюшка деткам отнесет, или бедным отдадут, или труженикам церковным после службы передадут, тем, кто пел или кадило подавал, чтобы жизнь у них чуть-чуть послаще оказалась благодаря вашей конфетке. Кстати, а вы клали когда-нибудь конфетки на канон церковный или все сами съедали?

Но все же эта жертва не прямо Богу, а людям которые для него трудятся. А от свечки никому ничего больше не достается. Она – чистая жертва. Ты взял денежку, конечно, не свою, а родительскую. Одно дело, когда тебе дают пять рублей и говорят: «Купи свечку и поставь». И совсем другое дело, когда было МНЕ дано, а я не все истратил на свои нужды, а часть ОТ СЕБЯ оторвал, чтобы это была МОЯ жертва Богу. Она постояла и сгорела в знак того, что не все же МНЕ должно доставаться. Так что свечка – важная вещь.

Если кто-то заболел, кому поставить свечку?

Конечно, если кто-то заболел, нужно сделать две вещи. Прежде всего, нужно Богу помолиться. И еще нужно не забыть до врача дойти. Молитву за болящего обязательно нужно сочетать с посещением доктора. Некоторые прививки боятся делать или к парикмахеру ходить, а прикрываются благочестием. Мол, я верующий такой, что буду с больными зубами Казанской иконе Божией Матери молиться, а к дантисту не пойду. И стоит за этим всем вовсе не благочестие, а боязнь зубной боли. Тут тоже честным нужно быть.

А тех из святых, кто наилучшие помощники в болезнях, их опыт церковный опознал. Это святые, которые сами были врачами при жизни. Те, кому промыслом Божиим было дано нам в болезнях помогать. Прежде всего, это великомученик и целитель Пантелеимон, почти ваш ровесник, который был, как бы сейчас сказали, врачом-гомеопатом. Он лечил травками и лекарствами из растений. Его так и изображают на иконах, с ларцом и ложечкой, которой он такие лекарственные шарики и достает.

Если зубы сильно болят, то можно священномученику Антипе помолиться. По опыту знаю: когда деваться некуда, нужно идти литургию служить, а зубы вдруг начинают болеть, то уж не пойдешь к дантисту в этот момент. Взмолишься: «Священномучениче Антипо, отложи от меня на время это зубное испытание!» Глядишь, и полегче станет.

В каждом храме есть свои особенные святые, которым можно помолиться о здравии. Спросите у своих прихожан, они подскажут.

Бабушки ругаются, если в храме разговариваешь или ходишь. Почему?

Ругаются – и правильно. С одной стороны, храм – не клуб по интересам для дискуссий, а тем более – не место сбора для обсуждения наших планов на воскресный день: «Что мы будем делать после того, как богослужение, наконец, закончится». Храм также и не площадка, которую в тоске и печали нужно вымеривать шагами во время богослужения. Если нет никаких сил, то нужно где-нибудь сзади встать, с ноги на ногу переминаться. Тогда хоть другим мешать не будешь. Так что бабушки в общем-то правы.

С другой стороны, каждый бывает резковат, особенно если получит определение, которое покажется ему обидным. Но здесь стоит подумать, а далеко ли мы ушли от этого определения? Вспомните ваши ощущения, когда вы сами молитесь, а кто-то вдруг начинает ходить или громко обсуждать стиль одежды сбоку стоящих. Не хочется ли вам, чтобы эти люди замолчали наконец хоть на несколько минут? Или вы начинаете жадно прислушиваться к тому, о чем рядом с вами говорят?

Почему к Причастию идут, сложив руки на груди?

о практической причине. Во-первых, руки на груди сложены в форме Креста. Мы еще раз в этот ответственный момент службы напоминаем себе, что путь к единению со Христом – это путь Креста.

Во-вторых, священник выносит чашу, в которой под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы. Руки у причастника сложены, чтобы никаким неловким движением эту святыню никак не толкнуть. Креститься – мы знаем – нужно заранее, а не перед чашей. Крестообразно сложенными руками мы свидетельствуем – мы во внимании, в бодрствовании в осторожности подходим к чаше.

Как надо стать священником?

К этому нужно очень долго готовиться, и чем раньше начнешь, тем лучше. Первое, что нужно делать тем, кто, может быть, по правде ощущает в себе призыв Божий стать священником – отроки юноши, – это беречь себя от соблазнов мира в чистоте, не жить, как живется, не жить как мирские, не жить стадно, не поддаваться каким угодно увлечениям, от металлических до наркоманических, ничего такого будущий священник до своей души допускать не должен. Второе, конечно, тот, кто хочет послужить Церкви, должен ее очень любить и как можно больше времени проводить в храме и третье – а по смыслу, может быть, первое, – это нужно учиться молитве. Нет и не может быть такого священника, который не любит и не умеет молиться, для которого это не самое главное дело в жизни, поэтому как бы главная проверка – это почувствовать: приучится ли моя душа к молитве, полюбит ее или нет, захочется ли тебе это прежде всего делать. Вот тут себя и испытывать: начинать ли готовиться поступать в духовную семинарию или посвятить себя какому-то другому, но тоже доброму хорошему делу.

Может ли священник иметь семью? Жену, детей?

У каждого священника есть семья. Главная семья священника – это его духовные чада, его приход, на котором он служит, и люди, которые туда приходят исповедоваться, молиться, испрашивать совета и благословения и из-за которых у батюшки на другую свою семью, бывает, что нескольких минут недостает за весь день. Но для того, чтобы ему совсем не пасть без сил, не получить гастрит до тридцати и инфаркт после тридцати пяти, Церковь позволяет иметь ему семью, помощницу – жену. А там, где жена, там и детки часто бывают. Но только им очень нелегко, потому что видят они своего батюшку реже, чем дочка президента видит своего отца. И, конечно, еще не известно, чей крест больше – самого батюшки или его близких.

Как надо вести себя детям священника?

Ой, это очень великий труд. Детям священника нужно вести себя ответственней, чем детям российского президента. Потому что президент – он сегодня один, а завтра другой, а дети священника – всю жизнь дети священника и всю жизнь на них будут смотреть и говорить: «Вот что же это – батюшка нас учит, а своих детей не воспитал». И каждое неосторожное слово, каждая некстати нацепленная побрякушка, невытерпленная обида и прочее – отзовется на сердце батюшки. Дети священника должны нести свой крест достойно.

Что будет делать священник, если, когда он будет крестить и спрашивает, отрекаетесь вы от злого духа, спрашиваемый скажет два раза – да, а в третий – нет?

Если он сознательно скажет в третий раз «нет», то священник скажет: «Голубчик, крещение – это такое Таинство, которое предполагает нашу веру. И даже если ты сейчас – по неразумию или из бравады – сказал, что не отрекаешься от сатаны, то ради твоей же пользы, чтобы не исполнились на тебе слова Христа «Кому больше дано, с того больше и спросится», ты не можешь сейчас войти в крещальную купель, уйди, образумься, пойми, как страшно ты себя сегодня вел, и вернешься, когда Господь коснется твоего сердца.

Что надо делать священнику, когда у него срочное дело, а его послали служить службу?

Серьезным делом священника является служба, а прочих, более серьезных, быть не может. Он только может сказать: «Простите и благословите» – и идти служить.

Что такое благословение священника?

Благословение священника бывает разное. Бывает как приветствие. Вот мы видим батюшку и говорим: «Батюшка, благословите!» Батюшка говорит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Здравствуй, Петя!» И спросит нас о чем-нибудь. Вот так мы поздоровались. Есть и другое благословение. Когда мы, например, помолились и уже уходим из храма и говорим: «Батюшка, благословите на дорогу!» Батюшка нас благословит, и как-то потеплее нам станет – это мы с батюшкой так попрощались. А еще бывает, что мы просим благословения, когда не знаем, как поступить в ответственном деле, нравственно-серьезном, или в том, которое может определить всю нашу дальнейшую жизнь, и вот тут мы хотим избежать своеволия, поступить не так, как мне нравится, а как Богу угодно. И тогда мы, зная, что если подойти с молитвой и верой к священнику, то через него Господь нам подскажет, как поступить, мы подходим и говорим: «Батюшка, вот такая-то ситуация, я не знаю что делать. Благословите, и я приму вашу волю, потому что верю, что через нее меня направит Сам Господь». И если мы действительно с таким чувством идем и примем, что священник скажет, то Господь направит нас к лучшему.

Что вы лично едите в пост?

Ox, какой тяжелый вопрос. Если я вам скажу, что в пост питаюсь по Уставу: три первых дня Великого поста не вкушаю ничего, а дальше ем только сухую пищу, – то вы мне, наверное, не поверите, а если поверите, то скажете: «Ну вот какой батюшка, глядишь, и нас так заставит питаться». Я вам так скажу: в пост нужна норма и мера, которая зафиксирована в книге, называемой Типикон, или Уставе, где сказано, как можно поститься, если вы уже достигли каких-то высоких духовных степеней. А в начале пути пост – это воздержание от многого, ради Христа: и в пище, и в развлечениях, и в удовольствиях, которые мы себе позволяем, главным же образом от пустоты, которой так много в нашей жизни. И очень важно, чтобы от этого воздержания была еще кому-то польза. Оттого что мы не едим индюшку и что-то сэкономим на этом, пусть польза будет выражаться не в том, что вы купите еще одну вещицу для себя же, нет, пусть это будет пожертвовано бедному, больному или на строительство храма. И если мы не смотрим в пост телевизор, пусть это не будет просто пустым временем, лежанием на диване, в это время хорошо бы вспомнить о наших близких, может, не очень здоровых, о тех, кто нуждается в помощи вашей.

Как вы относитесь к политике?

Политика – вещь серьезная и ответственная, настолько серьезная, что лучше в нее не соваться. Почему? Потому что сохраниться там человеком целостным, чистым, идущим Евангельскими заповедями, любящим врага своего, даже если – страшно подумать – из ЛДПР или из нашего, ихнего или еще чьего-нибудь «Дома России», очень и очень трудно. Вот он голосует против моего предложения, а я должен его любить! Так что православному человеку лучше бы помнить о главной политике: о том, что есть у нас Отечество Небесное и его образ на земле, здесь – отечество земное, где мы должны быть честными и добросовестными гражданами – это и будет наша политика.

Я видел, как мама кладет в церковный ящик деньги с зарплаты. Откуда это пошло и зачем это делается?

Еще в Ветхом Завете, когда пророк Моисей устанавливал закон, по которому жили тогда верующие люди, было определено, что десятую часть всяких доходов нужно от себя отрывать и уделять Богу, Храму, людям – не себе. И хотя теперь нет уже такого строгого церковного правила, что именно десятая часть это должна быть, с нас никаких отчетов не потребуют, на исповеди с мамы никто этого не спросит. Нужно все время себя упражнять в этом опыте отрывания ОТ СЕБЯ, потому что чуть забросишь, как сразу начинает в нас развиваться червячок, который называется сребролюбие, когда нам хочется иметь как можно больше, как можно лучше, как можно комфортабельнее и, главное, ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ, для СВОИХ. Не дай Бог нам в такое существо, живущее для себя, превратиться.

Источник

Конспект НОД «Что такое Православие»

Что такое православие детям. Смотреть фото Что такое православие детям. Смотреть картинку Что такое православие детям. Картинка про Что такое православие детям. Фото Что такое православие детям Татьяна Юдина
Конспект НОД «Что такое Православие»

Конспект занятия с детьми «ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ»

-Познакомить детей с термином — ПРАВОСЛАВИЕ; обобщить и уточнить знания детей о православной вере.

-Развивать умение строить рассказ, а затем корректировать его, уточняя и дополняя.

-Расширить словарный запас детей.

-Воспитывать любовь и уважение к родителям, священнослужителям; воспитание у детей уважения к святыням, почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру.

— Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Оборудование: фотографии храмов, церковных богослужений, православная газета местного благочиния,иллюстрации картин: Шанькова М. Ю. «Крещение Руси», В. Васнецова «Крещение Руси», иконы «Крещение Руси»

Раздаточный материал: альбомные листы формата А4, графитные карандаши, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски.

Ход занятия:

Я верю зазвонят колокола

И на земле, поруганной когда-то,

Поднимутся златые купола,

Да будет это место вечно свято!

Я верю: зазвонят колокола.

Молебном первым стены освятив,

Смиренно преклоним свои колени,

И возликует в небе херувим

Во имя всех грядущих поколений.

Я верю: зазвонят колокола.

«Отца и Сына и Святаго Духа».

Под куполом сольются голоса,

Знаменьем крестным,окрыляя руки,

И «Верую» услышат небеса.

Я верю, зазвонят колокола.

— Ребята, как часто мы с вами слышим такое сложное и непонятное слово — православие или православная вера? Где вы слышали это слово? (ответы детей). Скорее всего по телевизору,во время новостей или прямых трансляций служений в храме: православные храмы, православный праздник, православные обычаи, православная вера, православные христиане… Может быть, кто-либо из вас держал и газету православного издательства. Может, ваши родители часто произносят это слово и в обычные дни? Говорят ли вам о чем-то слова — православная библиотека? Вот,что говорит о ней священник Максим Козлов: «Православие — это та вера, к которой если прикоснешься, то ни на какую другую уже смотреть не будешь, так сердце отозвалось вот на эту радость Православия…» Вера Православная это Вера, прежде всего, не искаженная. Эта Вера, которая на протяжении почти двух тысяч лет учит, как правильно славить Бога.

Существует много различных религий, но нашей стране, России, самой яркой, самой светлой, самой распространенной — является православная вера! Почему, спросите вы? Эта история уводит нас глубокими корнями в наше прошлое…

Сын Святослава и внук св. Ольги Владимир княжил с 980 года. Владимир, смелый и воинственный князь, огнем и мечом покорял своих соседей и без сожаления убивал противников. Как и большинство славян, он был язычником, поклонялся деревянным идолам, в честь которых приносили жертвы — животных и даже детей. Но со временем Владимир понял, что язычество не истинная вера, и стал знакомиться с учениями магометан, иудеев, немцев-католиков и греков (православных). Приехавший в Киев грек показал князю Владимиру картину Страшного Суда, на которой были нарисованы по правую сторону праведники, идущие в рай, а по левую — грешники, идущие в ад на вечные мучения.Владимир сказал: «Хорошо тем, кто стоит по правую сторону, и горе тем, которые по левую». «Крестись, — ответил ему греческий проповедник, — и ты тоже будешь с праведниками

Князь отправил послов в разные страны, чтобы более основательно познакомиться с существовавшими религиями. Они вернулись и поведали, что нигде не встречали такого величественного богослужения, как у греков (православных). «Стоя в их храме, — рассказывали послы, — мы не знали, где находимся — на земле или на небе. Не даром приняла греческую веру княгиня Ольга, мудрейшая из людей».

Вскоре после этого князь крестился и женился на сестре греческого императора. Вместе с Владимиром крестилось его войско, а затем и десятки тысяч жителей княжества. Всюду, где распространялось христианство, князь Владимир создавал школы, строил храмы, содержал священников.

Крестился народ добровольно, это в отличие от многих стран Западной Европы, где, случалось, делали это огнем и мечом; быстро, потому что, хотя где-то по закоулкам, в глубинке, в лесах и таилось язычество, но еще и века не прошло, как большинство русских людей были уже православными христианами. А ещё радостно и красиво, потому что самое главное, к чему прикоснулась душа русского человека, была красота. Помните, послы Владимира вошли в Софию Константинопольскуюи что они там увидели: они не знали греческого языка и не знали икон, но они почувствовали, что они как на небе, такая красота открылась их очам, что после этого возвращаться к язычеству — было невозможно. И вот это «как на небе» потом появилось и на Руси. Вот так Русь крестилась — через эту дивную Божественную красоту.

Христианское учение изменило характер Владимира. Он стал добрым, милостивым. В народе его называли «ласковым князем Владимиром» или «Владимиром — Красное Солнышко», а православная Церковь за праведную жизнь и добрые дела причислила его к лику святых и назвала «Равноапостольным». Со времен св. Владимира наше отечество начало быстро и успешно развиваться. Языческая Русь стала ПРАВОСЛАВНОЙ РУСЬЮ.

Море синее в волнах, (двумя руками показываем волны)

И ракушки на песках, (присели, погладили ладошками песок)

Рыбки плавают в воде, (встали, сложили ладони и показали плавающих

Птенчики сидят в гнезде. (присели, руки под подбородок)

Ярко звездочки горят — (встали, подняли руки вверх, «померцали» пальцами

(все пальцы свели и резко развели)

Нам о Боге говорят. (указательным пальцем показали на небо)

Мы живем в огромном прекрасном мире. Бог дал нам эту землю со всеми богатствами. Он поставил человека хозяином над всеми растениями и животными, дал нам часть cвоей власти. То, что происходит в душе человека, является источником, питающим мир. За то, что человек несет в мир — любовь или ненависть, — он должен нести ответственность, и при этом помнить, что все мы — люди, животные, растения — обязаны друг другу и не можем жить друг без друга, не можем жить и без всего мироздания. Таким единым Бог создал наш мир. Бог сотворил мир так, что ничто в нем не мешает друг другу. Нам надо только хранить и умножать эту сотворенную Богом красоту мира и благодарить Бога за жизнь.

Богат и разнообразен мир Божий, но в то же время в этом огромном разнообразии царит стройный порядок, установленный, Богом. Всему дана определенная и разумная цель. Всему Бог дал свое время, место и назначение.

Есть вещи, которые мы можем увидеть, услышать, потрогать. Однако на свете есть много вещей, которые нельзя осязать, но без которых нам также невозможно жить. Это — любовь, ум, совесть, радость, добро. Бога мы тоже не видим, но Его присутствие мы можем почувствовать.

Бог наделил нас разумом, бессмертной душой. Он дал каждому человеку особое,великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть становится всё лучше, добрее и наследовать Царствие Божие.

Бог слышит нас, Бог видит нас,

Ведь Он и там и тут.

Даёт Он людям каждый час

О добром Боге говорить

Давайте все благодарить

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА О СВ. МАТРОНУШКЕ

— Жизнь без веры, как скорый поезд без тормозов и ещё на разобранном пути. Непредсказуема и опасна наша дорога, если все спущено на самотек. Жизнь дается человеку, чтоб он, как можно скорее, обрел опору. Это и есть православная христианская вера.

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА ХРАМ СЕРГИЕВА ЛАВРА

Петушок пропел давно!

Смотрит солнышко в окно!

Человек, и зверь, и пташка –

Все берутся за дела;

С ношей тащится букашка,

За медком летит пчела.

Ясно поле, весел луг,

Лес проснулся и шумит,

Дятел носом тук да тук!

Звонко иволга кричит.

Рыбаки уж тянут сети,

На лугу коса звенит.

Помолясь, за книгу, дети!

Бог лениться не велит

Дети должны знать, что НЕЛЬЗЯ обижать слабых, потому что им больно и обидно.

Нельзя обижать и бить животных кошек и собак, потому что им больно.

Нельзя у насекомым отрывать лапки – им тоже Больно.

Нельзя ломать деревья – им тоже Больно.

Пусть дети помогают младшим братьям и сестрам, заботятся о них, играют с ними.

Пусть дети ухаживают за животными.

Пусть дети сажают деревья и цветы.

Если бы ко мне подошел человек неосведомленный в основах Православия, неверующий, иноверец, или недавно крестившийся, хотящий знать о Православии,и сказал бы мне: расскажи мне о Православии, во что верят Православные, на чем основана Православная Вера, и какова цель человека, исповедующего Православие, что бы я ему ответил?

Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.

Конспект коррекционного занятия в старшей комбинированной группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Задачи: 1. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. 2. Закрепление навыков культурного поведения в детском.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо». Образовательные области:.

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, что такое плохо?» Конспект ООД в области социально-коммуникативное развитие на тему: «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» Цель: содействовать нравственному.

Конспект открытого мероприятия в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.

Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» по программе «Безопасный интернет» Тема №1 «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних воспитанников путем привития.

Конспект занятия в младшей группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект занятия в младшей группе детского сада на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: содействие нравственному развитию детей.

Источник

Детям о вере

Душе­по­лез­ное чте­ние для детей. Рас­сказы педа­гога Бориса Ганаго.

Прозрение

В одной мос­ков­ской школе пере­стал ходить на заня­тия маль­чик. Неделю не ходит, две…
Теле­фона у Лёвы не было, и одно­класс­ники, по совету учи­тель­ницы, решили схо­дить к нему домой.
Дверь открыла Левина мама. Лицо у неё было очень грустное.
Ребята поздо­ро­ва­лись и робко спросили;
— Почему Лёва не ходит в школу? Мама печально ответила:
— Он больше не будет учиться с вами. Ему сде­лали опе­ра­цию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может…
Ребята помол­чали, пере­гля­ну­лись, и тут кто-то из них предложил:
— А мы его по оче­реди в школу водить будем.
— И домой провожать.
— И уроки помо­жем делать, — пере­би­вая друг друга, заще­бе­тали одноклассники.
У мамы на глаза навер­ну­лись слёзы. Она про­вела дру­зей в ком­нату. Немного погодя, ощу­пы­вая путь рукой, к ним вышел Лёва с повяз­кой на глазах.
Ребята замерли. Только теперь они по-насто­я­щему поняли, какое несча­стье про­изо­шло с их дру­гом. Лёва с тру­дом сказал:
— Здравствуйте.
И тут со всех сто­рон посыпалось:
— Я зав­тра зайду за тобой и про­вожу в школу.
— А я рас­скажу, что мы про­хо­дили по алгебре.
— А я по истории.
Лёва не знал, кого слу­шать, и только рас­те­рянно кивал голо­вой. По лицу мамы гра­дом кати­лись слёзы.
После ухода ребята соста­вили план — кто когда захо­дит, кто какие пред­меты объ­яс­няет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.
В школе маль­чик, кото­рый сидел с Лёвой за одной пар­той, тихонько рас­ска­зы­вал ему во время урока то, что учи­тель пишет на доске.
А как зами­рал класс, когда Лёва отве­чал! Как все радо­ва­лись его пятёр­кам, даже больше, чем своим!
Учился Лёва пре­красно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того, чтобы объ­яс­нить урок другу, попав­шему в беду, нужно самому его знать. И ребята ста­ра­лись. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Маль­чик очень любил клас­си­че­скую музыку, и одно­класс­ники ходили с ним на сим­фо­ни­че­ские концерты…
Школу Лёва окон­чил с золо­той меда­лью, затем посту­пил в инсти­тут. И там нашлись дру­зья, кото­рые стали его глазами.
После инсти­тута Лёва про­дол­жал учиться и, в конце кон­цов, стал все­мирно извест­ным мате­ма­ти­ком, ака­де­ми­ком Понтрягиным.
Не счесть людей, про­зрев­ших для добра.

Разве это друг?

В одной стране учё­ные создали робота, кото­рый спо­со­бен обу­чаться. Назвали его Сай­ком. Сайк может любую инфор­ма­цию запом­нить и на любой вопрос отве­тить. Ну прямо отлич­ник, только из металла и пластика.
Он и послуш­нее тебя. Ты чем взрос­лее ста­но­вишься, тем свое­воль­нее и упря­мее. А Сайк только по зало­жен­ным в него про­грам­мам дей­ствует. Даже доб­рое дело не сде­лает, если не прикажут.
Стоит сле­пой на пере­крестке и не может улицу перейти — све­то­фора не видит. Ты быстро сооб­ра­зишь, что нужно делать, правда? А у Сайка не так. Если это про­грам­мой не преду­смот­рено, будет сам, как све­то­фор, сто­ять и огонь­ками помаргивать.
Спро­сили Сайка:
— Кто твои роди­тели? Он ответил:
— У меня нет роди­те­лей. Я ком­пью­тер­ная про­грамма, а не живое существо.
— А что ты можешь?
— Я помню то, чему меня научили. Могу вос­при­ни­мать раз­лич­ную инфор­ма­цию и обра­ба­ты­вать её.
Спро­сили ком­пью­тер­ного мальчика:
— Сайк, какие у тебя задачи?
— Посто­янно накап­ли­вать зна­ния и делиться ими с людьми.
Зна­ния — это, конечно, хорошо… Да разве только в них дело? Что они без сер­деч­но­сти и доброты?
Сей­час Сайка уже мно­гому научили. Он и читать, и в шах­маты играть, и по теле­фону раз­го­ва­ри­вать умеет. Даже кажется порой, что это чело­век. Но…
Хотел бы ты такого друга? Вряд ли. Души в нём нет. Любить не может. А без любви — разве это друг?!
Да и вообще, если не любить, зачем тогда жить?

Мой гриб! Мой!

Дедушка с вну­ком пошли в лес за гри­бами. Дед — гриб­ник опыт­ный, знает лес­ные сек­реты. Ходит он хорошо, а вот наги­ба­ется с тру­дом — спина может не разо­гнуться, если резко наклониться.
Внук же юркий. Заме­тит, куда дедушка устре­мился, — и тут как тут. Пока дедушка поклон грибку сде­лает, внук уже кри­чит из-под куста:
— Мой гриб! Я нашёл!
Про­мол­чит дедушка и опять отправ­ля­ется на поиски. Только уви­дит добычу, внук опять:
— Мой гриб!
Так и вер­ну­лись домой. Вну­чек пока­зы­вает маме пол­ную кор­зинку. Та раду­ется, какой у неё гриб­ник заме­ча­тель­ный. А дедушка с пустым лукош­ком вздыхает:
— Да… Годы… Ста­ро­ват стал, ста­ро­ват… Но, может, дело совсем не в годах, да и не
в гри­бах? И что лучше — пустая кор­зина или пустая душа?

Заблудилась душа

Пла­чет малыш — поте­рял маму. Не знает ни адреса, ни фами­лии отца сво­его. Куда идти? Незна­ко­мые люди берут его за руку, ведут. Куда? Зачем? Нынче вся­кое слу­ча­ется. Потом будут объ­яв­ле­ния в газе­тах, по теле­ви­де­нию: поте­рялся маль­чик таких-то лет, одет так-то…
Заблу­ди­лись и мы. Пла­чет наша душа, бес­по­мощ­ная в неви­ди­мом мире духов. Не знает ни имени Отца сво­его Небес­ного, ни веч­ного Оте­че­ства. Не знает, зачем ей дана жизнь…

Над оврагом

Был выпуск­ной бал. Птенцы выпорх­нули из гнезда. Тай­ком выпили. Закру­жи­лась голова. И не только от вина — от пере­из­бытка сил, жела­ния полёта. А тут ещё чья-то машина с заве­дён­ным мото­ром. Хозя­ина не видно. Ну, теперь весь мир — их!

— Садись! Поехали! Ха-ха!
А бал в раз­гаре. Кто-то впер­вые шеп­чет неж­ные слова, кто-то делится меч­той… Пово­рот. Ещё поворот.
— Там же мост! Стой! Жми на тор­моза. Стой же, сто…
Их опла­ки­вал весь город. Засы­пал могилы цве­тами. Через день-дру­гой цветы завяли…
Кому послу­жили, сынки? Так и не взле­тели… Не свили сво­его гнезда, не вырас­тили птенцов…
Когда идёшь по мосту, жуть охва­ты­вает. Словно слы­шится чей-то стон. Овраг глу­бок. Дума­ешь о дру­гих овра­гах, невидимых.
Мотор вздор­ных жела­ний наби­рает обо­роты… Где же тор­моза? Впе­реди — про­пасть! Гос­поди, вразуми!

Улыбка

Их двери были напро­тив. Они частенько встре­ча­лись на лест­нич­ной пло­щадке. Один про­хо­дил мимо, нахму­рив лоб, и даже взгля­дом не удо­ста­и­вал соседа. Всем своим видом он гово­рил: мне не до вас. Дру­гой при­вет­ливо улы­бался. С его языка уже готовы были сорваться поже­ла­ния здо­ро­вья, но, видя холод­ную непри­ступ­ность, он опус­кал глаза, слова застре­вали в горле, а улыбка гасла.
Так про­хо­дили годы. Мель­кали дни, похо­жие один на дру­гой. Соседи ста­ри­лись. При встрече доб­ро­же­ла­тель­ный уже не ждал при­вет­ствия и лишь учтиво усту­пал дорогу. Но одна­жды в гости к нему при­е­хала внучка. Она вся све­ти­лась, будто сол­нышко сияло в её гла­зах и улыбке. Когда малышка встре­тила угрю­мого соседа, она радостно воскликнула:
— Здравствуйте!
Незна­ко­мец оста­но­вился. Этого он никак не ожи­дал. На него смот­рели синие, как васильки, глаза. В них было столько неж­но­сти и ласки, что этот суро­вый чело­век даже сму­тился. Он не умел гово­рить с сосе­дями и детьми. Он при­вык только при­ка­зы­вать. Никто не смел заго­ва­ри­вать с ним без раз­ре­ше­ния сек­ре­тарши, а тут какая-то кнопка… Про­мы­чав что-то невнят­ное, он поспе­шил к машине, кото­рая ожи­дала его у подъезда.
Когда важ­ная пер­сона усе­лась в “Мер­се­дес”, девочка пома­хала вслед рукой. Угрю­мый сосед сде­лал вид, что не заме­тил этого. Мало ли какая мелюзга мель­кает за стек­лами иномарки.
Встре­ча­лись они довольно часто. Лицо девочки каж­дый раз оза­ря­лось радост­ной улыб­кой, и от её незем­ного света у соседа ста­но­ви­лось теп­лее на душе. Ему это стало нра­виться, и одна­жды он даже кив­нул в ответ на звон­кое приветствие.
Вдруг встречи с малыш­кой пре­кра­ти­лись. Суро­вый заме­тил, что в квар­тиру напро­тив при­хо­дит врач.
При встрече доб­ро­же­ла­тель­ный всё так же учтиво про­пус­кал соседа впе­рёд, но был почему-то без внучки. И тут угрю­мый понял, что именно её улыбки, её машу­щей ручонки ему теперь и не хва­тает. На работе его по-дело­вому при­вет­ство­вали, веж­ливо улы­ба­лись, но это были совсем дру­гие улыбки.
Так и шли одно­об­раз­ные, скуч­ные дни. Одна­жды суро­вый не выдер­жал. Уви­дев соседа, он слегка при­под­нял шляпу, сдер­жанно попри­вет­ство­вал его и спросил:
— А где же ваша внучка? Что-то её давно не видно.
— Она заболела.
— Вот как. — его огор­че­ние было совер­шенно искренним.
Когда в сле­ду­ю­щий раз они встре­ти­лись на пло­щадке, угрю­мый, поздо­ро­вав­шись, открыл “дипло­мат”. Порыв­шись в бума­гах, он достал плитку шоко­лада и про­бор­мо­тал смущенно:
— Пере­дайте вашей девочке. Пусть поправляется.
И тороп­ливо засе­ме­нил к выходу. У дели­кат­ного увлаж­ни­лись глаза и комок под­сту­пил к горлу. Он даже не смог побла­го­да­рить, лишь поше­ве­лил губами.
После этого, встре­ча­ясь, они уже гово­рили друг другу доб­рые слова, и суро­вый спра­ши­вал, как себя чув­ствует внучка.
А когда девочка выздо­ро­вела и они встре­ти­лись, малышка бро­си­лась к соседу и обняла его. И глаза этого суро­вого чело­века увлажнились.

Птички

При­ле­тели птички, поще­бе­тали. То ли попри­вет­ство­вали, то ли намек­нули, что им чего-нибудь покле­вать хочется. А я поле­нился с постели встать и выйти на балкон.
Птички поще­бе­тали и уле­тели. Кто-то дру­гой покор­мит их, про­явит заботу, тот, у кого сердце проснулось.
Где они теперь? К кому их Бог послал? В чьё сердце они стучатся?

Крестик

Душа-христианка

Семья была неве­ру­ю­щей. Как-то про­хо­дили они мимо храма. Зазво­нили коло­кола. Сынишка лет шести неожи­данно встал на колени прямо на улице и стал кре­ститься. Никто его этому не учил. Может, видел где? Вдруг — сам!
Окру­жа­ю­щие стали огля­ды­ваться на них. Мать возмутилась:
— Встань сей­час же! Не позорь нас! А малыш ей в ответ:
— Что ты, мама?! Это же Цер­ковь!
Но ни мать, ни отец не поняли его. Взяли маль­чика за руки и увели.
Хри­стос же гово­рил: “Пустите детей и не пре­пят­ствуйте им при­хо­дить ко Мне, ибо тако­вых есть Цар­ство Небес­ное”. Увы, роди­тели не ведали этих слов и увели мла­денца от Христа.
Неужели навсегда?

Детская исповедь

В дет­ском доме батюшка со свет­лой душой окре­стил сразу целую группу. Вос­пи­та­тель­ницу, кото­рая для детей стала крёст­ной, они стали назы­вать мамой. Группа была друж­ная. Конечно, и у них вся­кое бывало: могли и поссо­риться, и подраться. А потом опом­нятся и друг другу руки протягивают:
— Про­сти меня.
— И ты прости.
Одна­жды появился среди них новень­кий и при­нёс с собой какой-то дру­гой, недоб­рый дух.
Про­пал у одного маль­чика плеер. Кто взял? Без дока­за­тельств грешно кого-то обви­нять. Про­пал и про­пал. А тут как раз при­шло время дет­ской испо­веди, к кото­рой все давно гото­ви­лись. И вдруг этот новень­кий на испо­веди при­знался батюшке:
— Я взял!
А потом ребятам:
— Это я, я взял! Простите…
Все замерли. Маль­чик, у кото­рого плеер исчез, сказал:
— Пусть он будет твоим.
Минута была уди­ви­тель­ная. А одна девочка этому маль­чику свой плеер отдала.
Не будем назы­вать их имена. Зачем? Их знает Бог. И того, кто про­ще­ния про­сил, и тех, кто друг другу плеер передаривал.
Зачем им плеер, если они услы­шали голос Спасителя?

Спаси, Господи!

Одна­жды зимой ребят, кото­рые ловили рыбу, унесло на льдине в море. Когда стем­нело, дома спо­хва­ти­лись, что детей нет, и под­няли шум. К поис­кам под­клю­чи­лась авиа­ция. Но попро­буй, найди в тем­ноте. Лет­чик может прямо над ребя­тами про­ле­теть и не заме­тить их. Вот если бы у них фона­рик был или радио­пе­ре­дат­чик. Сиг­на­лили бы: “SOS! Спа­сите наши души…”
Был и такой слу­чай: заблу­ди­лась девушка-гео­лог. Кру­гом тайга. Куда идти — не знает.
Девушка была веру­ю­щей и стала молиться свя­тому Нико­лаю Чудо­творцу, зная, что он всем помо­гает. От всего сердца моли­лась. Вдруг видит — ста­ри­чок идёт. Под­хо­дит к ней и спрашивает:
— Куда ты, милая?
Она рас­ска­зала, что с ней слу­чи­лось, и попро­сила пока­зать дорогу к какому-нибудь селению.
Ста­ри­чок объ­яс­нил, что вокруг селе­ний нет.
— А ты, — гово­рит, — под­ни­мись на эту горку, уви­дишь домик. Там люди есть.
Девушка посмот­рела на горку, обер­ну­лась, чтобы побла­го­да­рить старца, а того уже нет, словно и не было.
За гор­кой она на самом деле нашла избушку, в кото­рой её лас­ково встре­тили, накор­мили и обо­грели. Ей ска­зали, что ста­рец был прав, — вокруг на три­ста кило­мет­ров нет ника­кого жилья. Что было бы с девуш­кой, если бы она не помолилась?
А чем закон­чи­лась исто­рия с маль­чи­ками? К сожа­ле­нию, они не умели молиться, роди­тели их не научили. Но у одного из них была веру­ю­щая бабушка. Она всю ночь про­сила за них Божию Матерь, нашу Помощ­ницу и Заступ­ницу. Моли­лась она и Гос­поду нашему Иисусу Хри­сту, умо­ляла Его спа­сти ребят…
Наутро маль­чи­шек обна­ру­жили и сняли со льдины. Впро­чем, такие исто­рии про­ис­хо­дят не только на море.
Вся наша жизнь подобна бушу­ю­щему морю греха, спо­соб­ному погло­тить вся­кую душу, если она не взы­вает к Богу: “Спаси, Господи!”

Глас вопиющего

Миг, только миг

Внук, кото­рого я когда-то учил ходить, неза­метно вырос. Вытя­нулся, стал выше меня, но не хочет учиться ходить перед Богом. Ска­жешь ему что-нибудь, а он гордо отвечает:
— Ладно, разберёмся.
Он с собой на “вы”.
Вече­рами внук часто гулял с това­ри­щами. Мы с бабуш­кой нико­гда не отпус­кали его без бла­го­сло­ве­ния, кото­рое он снис­хо­ди­тельно при­ни­мал. Вообще-то он нераз­го­вор­чив, но одна­жды вер­нулся взвол­но­ван­ный и рас­ска­зал такую историю.
Дом был уже неда­леко. Улица пустынна: ни людей, ни машин. Оста­лось только перейти трам­вай­ные пути — и вот он, род­ной двор. И вдруг — ба-бах! Перед самым его носом упала бутылка, бро­шен­ная каким-то пья­ным с чет­вёр­того этажа, и раз­би­лась вдре­безги! Ещё немного — и она бы уго­дила ему в голову.
Миг… Всего миг отде­лял его от гибели, всего пол­шага… Внук огля­делся. Наверху про­дол­жали пиро­вать. Вокруг — никого. Кто бы помог ему? Да и можно ли было помочь? Но кто-то дал парню этот спа­си­тель­ный миг.
Теперь, перед тем как выйти из дома, он гово­рит как бы невзначай:
— Ну, я пошёл!
Это зна­чит, бла­го­сло­вите, бабушка и дедушка. И стоит пря­менько. Уже на “вы” с благословением.

Если поверим

Дого­во­ри­лись ребя­тишки играть в “жмурки”. Одному завя­зали глаза поло­тен­цем. Убе­ди­лись, что под­смат­ри­вать не может, закру­жили его и раз­бе­жа­лись кто куда. Стали звать, хло­пать в ладо­шки, чтобы он по звуку их ловил. Маль­чу­ган с завя­зан­ными гла­зами пытался их схва­тить, бро­сался на каж­дый шорох. А ребята вдруг при­тихли — и ни звука, как будто никого нет. Но маль­чик уве­рен, что они рядом. Не видит, но верит, что они здесь.
Вера и есть уве­рен­ность в неви­ди­мом, как в видимом.
Мама уло­жила мла­денца спать, спела ему колы­бель­ную, пере­кре­стила, поце­ло­вала и вышла в сосед­нюю ком­нату. Малыш не видит её, но верит, что мама рядом. Стоит её позвать, и она придёт.
Так и Бога, и Заступ­ницу нашу Бого­ро­дицу мы не видим, но Они рядом. Лишь только позо­вём — будут с нами, хотя мы Их и не увидим.

Ожидание

При­дут к тем, кто верит в Них. И при­дут, и помо­гут, и защитят.
Если поверим.
По моти­вам рас­сказа неиз­вест­ного автора

Хоть каждый день

тучку он до сих пор пом­нит, хотя про­шло уже лет трид­цать. Было это в деревне Дани­ло­вичи, что под Гомелем.
Забыли люди Бога. Реки стали пово­ра­чи­вать, моря созда­вать. Возо­мнили себя богами. Как их вразумить?
И насту­пила засуха. За месяц не выпало ни капли дождя. Травы поникли и пожел­тели, всё жито сго­рело. Как быть? Погиб­нет уро­жай — не мино­вать голода. И пошли кол­хоз­ники к пред­се­да­телю с прось­бой раз­ре­шить им отслу­жить в поле моле­бен с батюш­кой, ико­нами и цер­ков­ными пес­но­пе­ни­ями. А вре­мена тогда были страш­ные. Вла­сти ста­ра­лись остав­ши­еся церкви закрыть, а чудом уце­лев­ших свя­щен­ни­ков разо­гнать, чтобы и духа пра­во­слав­ного на земле не осталось.
Пред­се­да­тель был в пол­ном отча­я­нии. И план выпол­нять надо, и голода боится, и вла­стей без­бож­ных. И людей жалко — как выжи­вут? Мах­нул рукой — слу­жите свой молебен!
Три дня всем миром пости­лись, даже ско­тину не кор­мили. А на небе — ни облачка. Нако­нец, с ико­нами и молит­вами пошли люди в поле. Впе­реди — отец Фео­до­сии в пол­ном обла­че­нии. Все взы­вают к Богу, все души словно в одну сли­лись в пока­я­нии: “Про­сти нас, Гос­поди, взду­мали жить без Тебя. Гос­поди, помилуй…”
И вдруг видят — на гори­зонте появи­лась тучка. Сна­чала малень­кая, а потом всё небо над полем заво­локло. Как же все они к Богу взы­вали! И пошёл дождь. Да не про­сто дождь, а насто­я­щий ливень! Напоил Гос­подь землю.
Пред­се­да­тель радо­вался: “Моли­тесь хоть каж­дый день!” И что уди­ви­тельно — в сосед­них рай­о­нах ни одной капли не упало.
Пять лет было тогда сыну отца Фео­до­сия. Теперь он сам стал батюш­кой. Зовут его отец Фёдор. Спро­сишь его про тучку, оза­бо­чен­ное лицо и про­свет­леет. Можно ли забыть тот ливень Боже­ствен­ной бла­го­дати? Теперь отец Фёдор храм Всех Свя­тых строит, чтобы люди от духов­ной жажды не погибли.

Отправ­лялся на Крым­скую войну пол­ков­ник Андрей Карам­зин, сын извест­ного исто­рика, напи­сав­шего зна­ме­ни­тую “Исто­рию госу­дар­ства Рос­сий­ского”. Как защи­тить жизнь доро­гого брата? Сестры вшили ему в мун­дир девя­но­стый пса­лом, в кото­ром такие слова:
При­бе­жище моё и защита моя, Бог мой, на Кото­рого я упо­ваю! Он изба­вит тебя от сети ловца, от гибель­ной язвы, перьями Сво­ими осе­нит тебя, и под кры­льями Его будешь без­опа­сен; щит и ограж­де­ние — истина Его.
Такова была вера в пра­во­слав­ных семьях: свя­тые слова защи­тят лучше любого щита.
Андрей Карам­зин во всех сра­же­ниях оста­вался невре­дим. Но одна­жды перед боем он поле­нился пере­одеться в тот мун­дир, где были спа­си­тель­ные строки, и в самом начале битвы был убит наповал.
Слу­чайно ли это?

Со святыней

Враг целился прямо в сердце. Он бил навер­няка, без про­маха. Но пуля не кос­ну­лась груди офи­цера, она застряла в мед­ной иконе свя­ти­теля Нико­лая. Офи­цер Борис Сави­нов про­шёл с этой свя­ты­ней страш­ными доро­гами войны — от Москвы до Кенигсберга, вое­вал под Ста­лин­гра­дом, на Южном и Бело­рус­ском фрон­тах. Был несколько раз ранен, лежал в гос­пи­та­лях, но сердце его на всех огнен­ных доро­гах охра­няла икона Нико­лая Чудо­творца. Охра­няли его и молитвы, ибо он с дет­ства был веру­ю­щим, даже диа­ко­ном до войны успел стать. Охра­няли Бориса и молитвы его деда и отца, рас­стре­лян­ных после рево­лю­ции за то, что они были свя­щен­ни­ками. Но у Бога нет мёрт­вых. У Него все живы. Разве не моли­лись они за сво­его внука и сына, когда тот шёл в бой, когда в него целился враг?
Веря в Бога, наде­ясь на Него, офи­цер был пора­зи­тельно смел. Если бы он надел все свои бое­вые награды, то грудь его заси­яла бы. Был у него и ред­кий орден Алек­сандра Нев­ского, и ордена Крас­ного Зна­мени, Крас­ной Звезды, Оте­че­ствен­ной войны пер­вой и вто­рой сте­пени, и мно­же­ство меда­лей. После войны храб­рый офи­цер стал свя­щен­ни­ком. Отец Борис вос­ста­нав­ли­вал цер­ковь в деревне Турки под Боб­руй­ском, затем в городе Мсти-славле. Теперь он свя­щен­ник в Могилёве.
А икона, спас­шая его, хра­нится в Тро­ице-Сер­ги­е­вой Лавре.

Дуэль

Возвращение к жизни

По моти­вам рас­сказа А. Доб­ро­воль­ского “Серёжа”
Обычно кро­вати бра­тьев сто­яли рядом. Но когда Серёжа забо­лел вос­па­ле­нием лег­ких, Сашу пере­се­лили в дру­гую ком­нату и запре­тили тре­во­жить малыша. Только про­сили молиться за бра­тишку, кото­рому ста­но­ви­лось всё хуже и хуже.
Как-то вече­ром Саша загля­нул в ком­нату боль­ного. Серёжа лежал с откры­тыми, ничего не видя­щими гла­зами и едва дышал. Испу­гав­шись, маль­чик кинулся к каби­нету, из кото­рого доно­си­лись голоса роди­те­лей. Дверь была при­от­крыта, и Саша услы­шал, как мама, плача, ска­зала, что Серёжа уми­рает. Папа с болью в голосе ответил:
— Что ж теперь пла­кать? Его уже не спасти…
В ужасе Саша бро­сился в ком­нату сест­рёнки. Там никого не было, и он с рыда­ни­ями упал на колени перед ико­ной Божией Матери, висев­шей на стене. Сквозь всхли­пы­ва­ния про­ры­ва­лись слова:
— Гос­поди, Гос­поди, сде­лай так, чтобы Серёжа не умер!
Лицо Саши было залито сле­зами. Вокруг всё рас­плы­ва­лось, как в тумане. Маль­чик видел перед собой лишь лик Божией Матери. Чув­ство вре­мени исчезло.
— Гос­поди, Ты всё можешь, спаси Серёжу!
Уже совсем стем­нело. Обес­си­лен­ный, Саша с тру­дом встал и зажёг настоль­ную лампу. Перед ней лежало Еван­ге­лие. Маль­чик пере­вер­нул несколько стра­ниц, и вдруг взгляд его упал на строку: “Иди, и как ты веро­вал, да будет тебе…”
Словно услы­шав при­каз, он пошёл к Серёже. У постели люби­мого брата молча сидела мама. Она подала знак: “Не шуми, Серёжа уснул”.
Слова не были про­из­не­сены, но этот знак был, как луч надежды. Уснул — зна­чит, жив, зна­чит, будет жить!
Через три дня Серёжа уже мог сидеть в постели, и детям раз­ре­шили бывать у него. Они при­несли люби­мые игрушки брата, кре­пость и домики, кото­рые он до болезни выре­зал и скле­и­вал, — всё, чем можно было пора­до­вать малыша. Сест­рёнка с боль­шой кук­лой встала около Серёжи, а Саша, ликуя, сфо­то­гра­фи­ро­вал их.
Это были мгно­ве­ния насто­я­щего счастья.

Вознесли

Неза­долго до того, как это про­изо­шло, Саша ска­зал маме:
— Я видел во сне двух свя­тых Анге­лов. Они взяли меня за руки и понесли на небо.
Через два дня его убили. Убили ребята чуть постарше, поза­ри­лись на его новую куртку. Мама долго копила на неё деньги, пода­рила сыну и вот…
Как могло такое случиться?
Мама рас­ска­зы­вала, что ещё совсем малень­ким Саша любил бывать в церкви. Ста­рался не про­пу­стить ни одной вос­крес­ной службы. Потом стал посе­щать вос­крес­ную школу…
Может быть, маль­чик уже был готов к встрече со Спасителем.
Это знает только Бог.
Цар­ство тебе Небес­ное, Сашенька!

В Горний мир

Одному маль­чику захо­те­лось пока­таться с горки на сан­ках. И санки есть, и гора неда­леко, да роди­тели не отпус­кают — боятся, что зара­зится от сверст­ни­ков чем-нибудь опас­ным для души. Насмот­рится дур­ных при­ме­ров или слово сквер­ное услы­шит, а оно, как семя, поле­жит-поле­жит, да и вырас­тет. И нач­нет хоро­ший маль­чик гово­рить гру­бо­сти или посту­пать не по запо­ве­дям любви. Дет­ская душа — как поле вспа­хан­ное. И доб­рое семя, если в него попа­дёт, про­рас­тает, и сор­няк любой. Вырвать же осот, когда он колю­чим ста­нет, непро­сто. Вот и обе­ре­гали сво­его ребёнка роди­тели, чтобы с высот дет­ской чистоты не ска­тился он в про­пасть греховную.
Но маль­чик есть маль­чик. Пока­таться так хочется! А тут при­шло время Вели­кого поста. Народ в те вре­мена строго пост соблю­дал. Даже на ледя­ную гору детвору не пус­кали. Пал­кой её заго­ра­жи­вали, чтобы не ката­лись. И решил Ганя, что теперь можно, так как там — никого. Взял санки — и на гору.
Но может ли полу­читься что-либо доб­рое без бла­го­сло­ве­ния роди­те­лей и их раз­ре­ше­ния? Да и Гос­подь не поз­во­ляет в Вели­кий пост заба­вами зани­маться. Раньше, когда люди Бога не забы­вали, даже театры в эти дни закры­вали. Народ усердно молился, боль­ных наве­щал, нищим помо­гал, Свя­щен­ные книги читал и в цер­ковь ходил.
Но маль­чу­ган, нару­шив веко­вые обы­чаи, решил по-сво­ему посту­пить. Помчался он с ледя­ной кручи и нале­тел на ту самую палку, что гору закры­вала. Да не про­сто на палку, а на гвоздь, тор­ча­щий из неё. И штаны порвал, и новые валенки про­по­рол, и ногу пора­нил. Кровь бежит, больно… Но больше всего маль­чик боялся маму огор­чить. Как только он что натво­рит, мама ста­но­вится на колени перед ико­ной и со сле­зами молится:
— Гос­поди, я вымо­лила у Тебя сына, а он шалит, не слу­шает. Что мне с ним делать? И сам погиб­нуть может, и меня погу­бить… Гос­поди! Не оставь, вра­зуми его!
Гане было жалко маму. Не мог он выно­сить её слёз, под­хо­дил и шептал:
— Мама, мамочка, я больше не буду.
Видя, что она про­дол­жает про­сить Бога, сам, встав рядыш­ком, начи­нал молиться.
“Теперь мама так пере­жи­вать будет! — думал Ганя. — Что же делать?” Забрался маль­чик на сено­вал и стал молиться свя­тому Симеону, Чудо­творцу Вер­хо­тур­скому. Его почи­тают по всей Сибири. Молился Ганя с сокру­ше­нием сер­деч­ным, пла­кал, обе­щал испра­виться. Ещё дал обет схо­дить пеш­ком на покло­не­ние к пра­вед­ному Симеону в Вер­хо­ту­рье. А путь этот неблиз­кий. Молился горячо. Устал и неза­метно уснул. Во сне подо­шёл к нему ста­рец. Лицо стро­гое, но взгляд приветливый.
— Зачем меня звал? — спра­ши­вает. Ганя, не про­сы­па­ясь, отвечает:
— Исцели меня, угод­ниче Божий.
— А в Вер­хо­ту­рье сходишь?
— Схожу, непре­менно схожу! Только ты исцели меня! Пожа­луй­ста, исцели!
При­кос­нулся к боль­ной ноге свя­той ста­рец, про­вёл рукой по ране и исчез. Проснулся Ганя от силь­ного зуда в ноге. Посмот­рел и ахнул: рана зажила. Встал маль­чик и стал тре­петно и радостно бла­го­да­рить Чудотворца.
А через несколько лет пошёл Ганя с бого­моль­цами в Вер­хо­ту­рье на покло­не­ние свя­тому. Нака­нуне во сне он уви­дел дорогу, по кото­рой пред­сто­яло идти: деревни, леса, реки. Так оно потом всё и оказалось.
Семь дней бого­мольцы были на свя­том месте. Когда ухо­дили, Ганя подал новые мед­ные пятачки стран­нику, очень похо­жему на того старца, кото­рый явился ему во сне и исце­лил его. Стран­ник тихо ска­зал Гане:
— Мона­хом будешь.
Ска­зал и скрылся в толпе.
Про­шли годы. Ганя стал мона­хом, архи­манд­ри­том Гав­ри­и­лом. Бог даро­вал ему познать высоту Боже­ствен­ного Духа. К нему шли за духов­ным сове­том тысячи людей, и всем он помо­гал спа­стись от гибель­ной про­па­сти греха.
Как хорошо, что роди­тели обе­ре­гали его от зла. Потому-то он до послед­него дыха­ния был лас­ков с людьми. Теперь он в гор­нем мире молится о нас.

Подарок

Контрольная

Что теперь, дру­жок, время такое: хочешь носить кре­стик — носи. А ведь бывало же, было, когда за крест Хри­стов живыми в клетки к зве­рям бро­сали. Десятки тысяч зевак зами­рали, ожи­дая кро­ва­вого зре­лища. Два­дцать веков назад каж­дый выби­рал, куда ему идти — в клетки на рас­тер­за­ние или на три­буны цирка.
Но тихий отрок, сам идя на муки,
Пере­кре­стился, слыша гроз­ный рык,
При­жал к груди кре­сто­об­разно руки,
На небо под­нял про­свет­лён­ный лик.
И царь зве­рей, под­няв завесу пыли,
Рас­ки­нулся, рыча, у дет­ских ног.
И, точно гром, три­буны возгласили:
— Велик и сла­вен Хри­сти­ан­ский Бог!
В два­дца­том веке уже по-дру­гому поте­ша­лись над веру­ю­щими. Заме­тят у ребёнка кре­стик — и давай улю­лю­кать всем клас­сом. И не про­сто глу­ми­лись, а и ссы­лали вме­сте с роди­те­лями в места даль­ние, откуда мало кто воз­вра­щался. Даже в шко­лах дик­танты устра­и­вали, чтобы в душу загля­нуть, в кого она верует.
Рас­ска­зы­вала одна мама про сына.
— Андрюша мой в то время учился в семи­лет­ней школе, ему было 12 лет. Пре­по­да­ва­тель рус­ского языка объ­явил, что будет дик­тант, и про­чел заго­ло­вок: “Суд над Богом”.
Андрюша поло­жил перо и ото­дви­нул тет­радь. Учи­тель уви­дел и спра­ши­вает его:
— Ты почему не пишешь?
— Я не могу и не буду писать такой диктант.
__ Но как ты сме­ешь отка­зы­ваться! Садись и пиши!
— Не буду.
— Я тебя к дирек­тору поведу!
__ Как хотите, исклю­чайте меня, но “Суд
над Богом” я писать не буду.
Учи­тель про­вёл дик­тант и ушёл. Вызы­вают Андрюшу к дирек­тору. Тот с удив­ле­нием на него смот­рит: небы­ва­лое явле­ние, две­на­дца­ти­лет­ний маль­чик — и так твёрд и непо­ко­ле­бим. Дирек­тор, видимо, имел ещё где-то в глу­бине искру Божию и не решился ни о нём, ни обо мне, как матери, заявить куда сле­дует, только сказал:
— Ну и храб­рый же ты! Иди.
Что я могла ска­зать моему доро­гому мальчику?
Я обняла его и поблагодарила.
В свое время это ему при­пом­ни­лось, и в 1933 году он был сослан в первую ссылку в воз­расте сем­на­дцати лет.
Ныне дру­гие вре­мена: хочешь носить кре­стик — носи… Однако долго ли эти вре­мена про­длятся? Не заста­вят ли вскоре вновь душу выво­ра­чи­вать — в кого веру­ешь? И вновь будут дик­то­вать своё.
Вспом­ним ли мы тогда слова Гос­пода: “Веру­ю­щий в Меня имеет жизнь вечную”?
Да укре­пит тебя, душе, Всевышний,
Когда наста­нет наш с тобою срок.
Одно бы только нам тогда услышать:
— Велик и сла­вен Хри­сти­ан­ский Бог. (Иеро­мо­нах Роман)

Как все

Была девочка Маша как все. Все друг друга клич­ками обзы­вают, и она. Все руга­ются, и она. Правда, сквер­ные слова гово­рить ей не хоте­лось: они застре­вали у неё в горле. Но раз все, то…
Посе­лился в деревне, где жила Машенька, куз­нец. Была у него чёр­ная гро­мад­ная борода. Вот дере­вен­ские ребята и про­звали его Боро­дой. Ничего, каза­лось бы, в этом оскор­би­тель­ного нет, да только ведь у вся­кого чело­века имя есть — в честь свя­того, чтобы был ему защит­ни­ком и примером.
С име­нем чело­век нераз­рывно свя­зан. Когда кто из злых людей хотел уни­что­жить в чело­веке самое сокро­вен­ное, свя­тое, тогда вме­сто имени и давали либо номер, либо кличку. Ино­гда и дети по нера­зу­мию так поступают…
Идёт куз­нец по улице, а ребя­тишки крик­нут: “Борода!”, язык пока­жут, и уте­кать. Ино­гда даже камни ему вслед бро­сали. Маша тоже бро­сала, правда каме­шек поменьше выби­рала, но бро­сала: раз все, зна­чит, и она.
Куз­неца такие про­делки детворы оби­жали. Чело­век он был новый в деревне, ни с кем близко ещё не успел позна­ко­миться, а тут дети ему в спину камни бро­сают, драз­нятся. Конечно, обидно. Втя­нет он в себя голову, ссу­ту­лится и уйдёт, опе­ча­лен­ный, к себе в кузницу.
Одна­жды Маша рас­се­янно сто­яла в церкви. Смысл Боже­ствен­ной службы про­ле­тал мимо неё, будто кто-то заткнул ей уши. И вдруг Гос­подь вер­нул ей слух, до её вни­ма­ния доле­тели свя­щен­ные слова: “Вся­кий, нена­ви­дя­щий ближ­него сво­его, есть человекоубийца”.
Заду­ма­лась девочка, испу­га­лась: “Это же обо мне! Что же я делаю? За что Бороде язык пока­зы­ваю, зачем камни в него кидаю? За что не люблю? А если бы со мной так?”
И ещё пора­зили её слова Гос­пода, ска­зан­ные свя­щен­ни­ком во время про­по­веди: “Говорю же вам, что за вся­кое празд­ное слово, какое ска­жут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправ­да­ешься, и от слов своих осудишься”.
И решила Маша начать жить по-новому. Как встре­тит куз­неца — улыб­нётся, назо­вёт по имени-отче­ству, покло­нится, здо­ро­вья поже­лает. И куз­нец при виде Машеньки улы­баться стал. Вся суро­вость куда-то про­пала, даже Маши­ным роди­те­лям сказал:
— Девочка у вас замечательная!
Заме­тила дере­вен­ская детвора, как Маша с куз­не­цом при­вет­ливо раз­го­ва­ри­вает, и тоже с ним здо­ро­ваться стала. Как-то раз всей гурь­бой к нему в куз­ницу нагря­нули. Тот их лас­ково при­нял, пока­зал, как рабо­тает, и даже попро­бо­вать дал всем жела­ю­щим. На про­ща­нье каж­дого пря­ни­ком уго­стил. Так они и подружились.
А Машенька с тех пор пере­стала быть как все, ско­рее все стали как Машенька, как её Бог научил.
Поэт Вла­ди­мир Соло­ухин писал:
— Здравствуйте!
Что осо­бого тем мы друг другу сказали?
Про­сто “здрав­ствуйте”, больше ведь мы ничего не ска­зали. Отчего же на капельку солнца при­ба­ви­лось в мире? Отчего же на капельку сча­стья при­ба­ви­лось в мире? Отчего же на капельку радост­ней сде­ла­лось в мире?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *