Что такое правовая информация и ее виды

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть фото Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть картинку Что такое правовая информация и ее виды. Картинка про Что такое правовая информация и ее виды. Фото Что такое правовая информация и ее виды Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть фото Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть картинку Что такое правовая информация и ее виды. Картинка про Что такое правовая информация и ее виды. Фото Что такое правовая информация и ее виды Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть фото Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть картинку Что такое правовая информация и ее виды. Картинка про Что такое правовая информация и ее виды. Фото Что такое правовая информация и ее виды Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть фото Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть картинку Что такое правовая информация и ее виды. Картинка про Что такое правовая информация и ее виды. Фото Что такое правовая информация и ее виды

Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть фото Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть картинку Что такое правовая информация и ее виды. Картинка про Что такое правовая информация и ее виды. Фото Что такое правовая информация и ее виды

Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть фото Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть картинку Что такое правовая информация и ее виды. Картинка про Что такое правовая информация и ее виды. Фото Что такое правовая информация и ее виды

ЛЕКЦИЯ 2.

Тема 2. Правовая информация и ее виды. Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть фото Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть картинку Что такое правовая информация и ее виды. Картинка про Что такое правовая информация и ее виды. Фото Что такое правовая информация и ее виды

Понятие «правовой информации».

Понятие «правовая информация» и ее виды.

2.1.Понятие «правовой информации».

До 70-х годов прошлого века в юриспруденции понятие «правовая информация» вообще не использовалось, как и вообще термин информац до недавнего времени не использовался в сфере общественных отношений. С развитием теории информации и внедрением ее в практику общественной жизни стали использоваться понятия «информация», «информационные процессы» и др. Постепенно и в юриспруденцию были внесены новые понятия, связанные с информацией.

При этом следует заметить, что в текстах законов и других нормативных правовых актов до сих пор отсутствует определение понятия «правовая информация». Это дает возможность по-разному понимать его содержание.

Известный юрист А.Б.Венгеров рассматривал в более узкой плоскости правовую информацию (только официальные нормативно-правовые документы и их аналоги, содержащиеся в справочно-поисковых системах). Более широко понимал правовую информацию С.С.Москвин, включая в это понятие все сведения и сообщения о правовой сфере, включая результаты деятельности ученых-правоведов и юристов-практиков.[6]

Современные авторы применяют более дифференцированный подход к определению понятия «правовая информация». Этому способствует практика нормотворчества и достижения аналитической юриспруденции.

В частности, О.А.Гаврилов относит к правовой информации «любые сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения практических задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности».

Суммируя различные мнения, можно сделать вывод о том, что к правовой информации относятся все официальные нормативные правовые акты и документы, имеющие правовой характер, а также неофициальные сообщения, непосредственно связанные с практикой нормотворчества и юридической деятельностью.

Таким образом, к правовой информации относятся:

— нормативные и ненормативные правовые акты (законы, подзаконные акты, акты правоприменения и др.);

— нормативные акты корпораций и других организаций;

— официальные акты и обобщения судебной практики;

— документы юридической деятельности правоохранительных органов;

— официальные заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных органов;

— доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.

Источник

Понятие правовой информации, ее современные концепции, виды, источники и носители

Содержание:

Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть фото Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть картинку Что такое правовая информация и ее виды. Картинка про Что такое правовая информация и ее виды. Фото Что такое правовая информация и ее виды

Введение

Понятие правовой информации

Право — система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества.

Правовая информация – сведения (сообщения, данные) о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности.

В широком смысле под правовой информацией следует понимать содержание данных (сообщений), использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению.

Современные концепции правовой информации

Правовая информация зарождается, прежде всего, в процессе правотворчества. Процесс создания правовой информации продолжается в правоприменительной деятельности, в результате этой деятельности создаются процессуальные документы (решение, приговор, определение), несущие информацию о принятом решении.

· имеет официальный статус;

· должна быть достоверной;

· изменяется во времени;

· невозможна без материального носителя;

Так же правовая информация делится по режиму доступу:

· ограниченного доступа: государственная тайна, конфиденциальная информация, персональные сведения.

Виды правовой информации

Нормативная правовая информация – это сведения (сообщения, данные) о нормах права, правовых институтах, правоположениях, санкциях, видах и формах юридической ответственности и т. д.

Нормативную правовую информацию отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

Ненормативная правовая информация– это информация о правоприменительной и правоохранительной деятельности, отправления правосудия по уголовным и гражданским делам, обоснованного разрешения арбитражных дел. Используется для систематического информирования граждан, всех общественных структур о наиболее актуальных явлениях, фактах и проблемах в правовой сфере.

К ненормативной правовой информации относится:

· информация о состоянии законности и правопорядка;

· информация о правовой жизни общества, содержащаяся в средствах массовой информации (СМИ)

· информация, связанная с расследованием: криминалистическая, оперативно-розыскная и т.д.;

· информация о состоянии преступности (административных правонарушений), ее динамики и мерах предупреждения;

· информация о гражданско-правовых отношениях (договоры, соглашения и т.п.).

Источники правовой информации

Все многообразие источников правовой информации принято подразделять на два основных класса: официальные и неофициальные.

К официальным источникам правовой информации относятся акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов.

Под неофициальными источниками правовой информации следует понимать приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций; судебные приговоры, решения и определения; арбитражные решения и определения; акты нотариальных органов; акты, фиксирующие результаты научной и практической юридической деятельности (например, протоколы допросов, осмотров мест преступлений и другие источники, содержащие данные, используемые при решении правовых задач).

Носители правовой информации

Традиционным материальным выражением правового документа является бумажный носитель. Вместе с тем в условиях научно-технического прогресса, когда в процесс управления обществом все решительнее вмешиваются электронно-вычислительные машины, в частности автоматизированные системы управления всех уровней и автоматизированные информационно-правовые системы, появились новые виды носителей правовой информации. Правовая информация в управленческом процессе ЭВМ закрепляется, хранится, движется на различных магнитных носителях (дисках, дискетах, лентах и т.п.). Им предшествовали специфические виды бумажных носителей (перфокарты, перфоленты и распечатки). Кроме того, правовая информация может закрепляться и храниться на фотопленках для последующего ее размножения в виде фотокопий. Своеобразным носителем правовой информации является экран дисплея, поскольку он служит лишь средством изображения информации, находящейся в памяти ЭВМ.

Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть фото Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть картинку Что такое правовая информация и ее виды. Картинка про Что такое правовая информация и ее виды. Фото Что такое правовая информация и ее виды

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Разновидности правовой информации

Вся правовая информация подразделяется на классы и виды в зависимости от характера ее формирования и значения для юридической деятельности. Правотворческая деятельность уполномоченных государственных органов отражается в правовой информации, классифицированной в особом порядке.

Правотворческая деятельность включает в себя разработку и принятие норм права, нормативно-правовых актов, их опубликование.

Правовой информацией можно считать огромный блок нормативно-правовых актов локального характера, которые могут быть приняты, например, работодателем в пределах своей компетенции. Локальные НПА содержат нормы, относящиеся к трудовому законодательству. Такие НПА в правоведении называются источниками информации правового характера.

Правовая информация – источник и основание юридической деятельности

Все многообразие источников правовой информации подразделяют на два типа: официальные и неофициальные.

Официальные источники правовой информации – акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов.

Неофициальные источники правовой информации – приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций, судебные приговоры, решения и определения, акты нотариальных органов, акты, фиксирующие результаты научной, практической юридической деятельности.

Реализуют правовую информацию гос. органы по применению, исполнению и использованию норм права. Они издают правоприменительные акты, имеющие юридическое значение, а значит способные образовать или прекратить права и обязанности. К числу таких органов можно отнести судебные, правоохранительные органы. У каждого из них есть своя компетенция для принятия юридических документов.

Исполнительные органы гос. власти применяют, используют и исполняют законы, содержащие нормы, а также имеют полномочия принимать НПА.

Правовая информация – это основание для юр. деятельности и принимаемых документов, которые должны быть основаны на нормах права, то есть обладать таким важным свойством как законность.

Нормы права и акт реализации тесно связаны между собой, и это придает сведениям, содержащимся в акте правоприменения правовой статус.

Основным критерием классификации правовой информации является качество источника права, дополнительным критерием является связанность нормы права с юридической деятельностью.

Не все сведения о событиях в правовой сфере характеризуются как источники, и не все они связаны с юр. деятельностью. К правовой информации следует относить сведения, связанные с принятием правовых решений и результатами юр. деятельности. НПА, документы, связанные с правоприменением относятся к информации правового характера.

В то же время ограничивать правовую информацию только официальными документами не стоит, правовая сфера является пространственно-временной областью человеческой деятельности и представляют собой сложную структуру.

Правовые позиции высших судебных инстанций отражены в актах и имеют характер источников значимых для формирования норм права. Такие нормы являются образом, моделью поведения, так как правотворческое сознание – это обобщенная духовно-волевая среда отражения юр. действительности и правового бытия. Определения Конституционного Суда РФ, которые проверяют конституционные законы, подзаконные акты, договоры, разрешение споров о компетенции, толкование Конституции РФ, относятся к таким видам правовой информации. На основании таких документов формируется правовая норма. Если НПА признан неконституционным или признаны таковыми его отдельные положения, Конституционный Суд РФ принимает решение об утрате юридической силы акта и признает его неправовым.

Правовые положения решений судов создают основы правосознания законодателя – государственного органа, который занимается разработкой норм и изданием НПА.

Правовая информация опосредованного правового значения

Данная информация относится к юр. деятельности и связана с реализацией норм права. Документы Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняют спорные правовые положения, которые имеют нормы права.

По результатам обобщений судебной практики коллективным органом принимается соответствующий документ (постановление), которое направляется в суды для использования.

По результатам обобщений судебной практики вырабатываются проекты норм для того, чтобы дополнить или изменить уже существующие нормы.

Конечно, эти документы характеризуются как правовая информация и имеют юр. значение либо для формирования норм права, либо для правоприменения.

Документы опосредованного правового значения формируют правотворческое сознание властвующего субъекта и относятся ко второму уровню правовой информации.

По конкретным юридическим делам тоже формируются документы, носящие правовой характер. Постановления следственных органов и органов дознания, которые завершают дело без передачи его в судебные инстанции относятся к таким документам. Данные документы дают оценку деянию с правовой точки зрения, но так как причиненный вред является малозначительным, лицо, совершившее его, освобождается от уголовного или административного преследования. Если в гражданском судопроизводстве такие постановления используются, они имеют правовое значение.

В юр. деятельности часто используются экспертные заключения, они тоже имеют юридическое значение. Доктринальные толкования ученых, оформленные в виде заключений, можно с уверенностью отнести к правовой информации.

Уровни правовой информации

Правовая информация делится на три уровня. К первому уровню относятся:

Ко второму уровню относятся:

К третьему уровню относятся:

Юристы для работы в правовой сфере формируют и используют большой объем информации, касающейся отдельных форм юр. деятельности. Такая информация значима для формирования интеллектуально-волевых основ юр. деятельности и в силу этого имеет правовое значение. Сюда можно отнести:

Основными видами правовой информации считаются нормативная и ненормативная правовая информация.

Информацией, которая имеет непосредственное отношение к нормам права, является нормативно-правовой акт. НПА бывают разного уровня: международные, федеральные, региональные, органов местного самоуправления. Акты локального правового регулирования, решения Конституционного Суда РФ, судебных органов тоже относятся к нормативной правовой информации

К ненормативной правовой информации относятся официальные юридические акты, принятые при осуществлении правоприменения и связанные с реализацией норм права. Неофициальная информация судебных органов, такая как постановления пленумов высших судебных органов разъяснительного характера, тоже относится к ненормативной. Правовой характер она имеет потому, что высшие судебные органы обобщают содержание принятых актов и ориентируют суды на правильную правовую квалификацию. ситуации. Документы о результатах юр. деятельности, постановления следователей и дознавателей, которые завершают дело без передачи его в суд, экспертные заключения, доктринальные толкования по различным проблемам правовой сферы имеют статус ненормативных источников.

Источник

ЛЕКЦИЯ 2. ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

1.Правовая информация – часть социальной информации

2.Понятие правовой информации

3.Виды правовой информации

Принято считать, что к основным видам правовой информации относятся нормативная и ненормативная правовая информация.

Ненормативная правовая информация.
К этому виду относятся официальные акты и сообщения, принятые органами власти и судебными органами в ходе осуществления ими правоприменительных функций. То есть, функций, непосредственно связанных с реализацией норм права. Именно поэтому они относятся к правовой информации. К ним относятся постановления и распоряжения органов исполнительной власти, на основе которых реализуются права и интересы субъектов права; акты правосудия.
К ненормативной правовой информации относится также огромный массив неофициальной информации правового характера судебных органов (официально опубликованные обобщения и обзоры судебной практики). Такая информация относится к правовой в силу того, что она обобщает официально принятые акты правосудия, ориентирует судебные и иные правоприменительные органы на наиболее правильную правовую квалификацию многочисленных жизненных обстоятельств, т.е. правильное применение действующего законодательства.
Кроме того, к ненормативной правовой информации относятся сообщения (документы) о результатах юридической деятельности правоохранительных органов, которые имеют правовое значение (в которых дается правовая оценка действий и деятельности субъектов права) в существующей действительности или в будущем времени. Это могут быть постановления правоохранительных органов, в которых дается правовая оценка событий жизни. Например, при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного или административного производства по нереабилитирующим основаниям, когда признается факт деяния и усматривается вина субъекта, однако в силу малозначительности причиненного вреда лицо освобождается от уголовного или административного преследования. Такие постановления могут иметь правовое значение в случае их использования, например, в гражданском судопроизводстве при решении вопроса о возмещении материального или морального вреда.
К ненормативной правовой информации могут относиться официальные (документально оформленные) заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных органов, а также доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»
2. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О связи» (в ред. от 02.11.2004 N 127-ФЗ).
3. Указ Президента РФ от 28.06.93 № 966 «О концепции правовой информатизации России».
4. Указ Президента Российской Федерации от 19.10.93 № 1665 «О информационно-правовом сотрудничестве Российской Федерации с государствами-членами Содружества Независимых Государств».
5. Указ Президента Российской Федерации от 20.01.94 № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации».
6. Указ Президента Российской Федерации от 23.04.93 № 477 «О мерах по ускорению создания центров правовой информации».
7. Указ Президента Российской Федерации от 28.01.94 № 223 «Об образовании Федеральной комиссии по правовой информатизации при Президенте Российской Федерации».
8. Указ Президента Российской Федерации от 03.12.94 № 2147 «О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации».
9. Указ Президента Российской Федерации от 04.08.95 № 808 «О президентских программах по информатизации».
10. Указ Президента РФ от 05.10.2002 N 1129 «О классификаторе правовых актов».
11. Указ Президента РФ от 10.08.2000 N 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации».
12. Постановления Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 226 «О Государственном учете и регистрации баз и банков данных» (в ред.) от 02.03.2005 N 101.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.94 № 1319 «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации».
14. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти».
15. Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ».
16. Приказ Министра юстиции от 23 декабря 1997 г. № 19-01-189-96 «Об организации автоматизированного учета правовых актов субъектов Российской Федерации».
17. Приказ Минюста РФ от 21 января 2000 г. N 10 «Об утверждении Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации».

Рекомендуемая литература основная

Рекомендуемая литература дополнительная

1. Волкова О. Н. Вопросы правового регулирования отношений при использовании Государственной автоматизированной информационной системы РФ «Выборы» в избирательных процессах. НТИ, сер. 1 № 9, 2001.
2. Бачило И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации. // Государство и право. 2001. № 2, с. 14.
3. Венгеров А. Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. – М.: 1978.
4. Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. // Юридическая книга, М., 1998.
5. Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 2-е изд. – М.: Аванта+, 2001.
6. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации, одобренной Комитетом Государственной Думы от 15 октября 1998.
7. Морозов А. В. Система правовой информации Минюста России: Монография. – М.: Триумф, 1999.
8. Морозов А. В. Правовая информатика. Монография. – М.: Министерство юстиции Российской Федерации, Российская правовая академия, 1999.
9. Право и информатика / Под ред. Е. А. Суханова. М.: МГУ, 1980.
10. Рассолов М. М., Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Элементы высшей математики для юристов // Юристъ, М., 1999.
11. Сб. «Правовая кибернетика. Проблемы правовой кибернетики». – М.: Наука, 1970.
12. Сб. «Правовая кибернетика». – М.: Наука, 1973 и др.
13. Стрельцов А. А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / Под. Ред. В. А. Садовничего и В. П. Шерстюка. М.: МЦНМО, 2002.
14. Судебная практика в российской правовой системе. – СПб.: Питер, юридический факультет СПбГУ, 2003.
15. Халипова Е. В. Правовая информатика: коэволюция и интеграция. М.: Диалог-МГУ, 1998.
16. Шебанов А. Ф., Шляхов А. Р., Москвин С. С. Правовая информация. – М.: Изд.-во «Наука», 1974.

Источник

Что такое правовая информация и ее виды

4.1. Понятие и структура правовой информации

Существуют десятки научных определений понятия «информа­ция». При этом большинство современных ученых в различных об­ластях знаний вынуждены признать, что исчерпывающее понятие информации сформулировать невозможно, поскольку оно будет варьироваться в зависимости от направлений научных исследова­ний и решаемых в каждой научно-прикладной ситуации задач.

Наиболее полно сущность информации раскрыта в трудах по фи­лософии. В этих трудах информация представлена как некая фундамен­тальная субстанция, соизмеримая с такими понятиями, как материя и энергия. Некоторые филосо­фы рассматривают информационные взаимодействия лишь как не­кие формы процессов «отражения», присущих и материальному, и духовному миру.

«Отец» кибернетики, американский ученый Норберт Винер, философски рассуждая, что «информация — это информация, а не энергия и не материя», формулирует понятие информации через «обозначение содержания. такого сообщения, которое получено от внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и при­способления наших чувств». Таким образом, по мнению Винера, информация не существует вне человеческого сознания.

В естественных науках под информацией, как правило, пони­маются знания об объектах и процессах окружающего мира, причем не просто знания, а ранее неизвестные получателю (кибернетический подход).

Термин «информация» происходит от латинского слова « informatio », что означает сообщение, разъяснение, изложение.

Под словом «информация» С.И. Ожегов в своем словаре опре­деляет как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах или как сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.

Исходя из семантической теории информации принято выде­лять два вида информации — внутреннюю (как характеристику ор­ганизованности любой системы) и внешнюю (как средство органи­зации любой системы).

Перед тем как привести законодательное определение информации, необходимо выделить ее основные признаки, имеющие универсальный характер и проявляющиеся в любых формах ее существования.

1. Идеальность и субстанциональная несамостоятельность инфор­мации. Пока информация находится в памяти человека, она иде­альна. В случае же ее переноса на материальный носитель (на бума­гу, в компьютер и т.д.) информация не материализуется, она оста­ется идеальной для субъектов ее использующих. Является матери­альным лишь носитель информации. Несамостоятельность инфор­мации проявляется в невозможности для нее существовать и функ­ционировать без материального носителя.

2. Неисчерпаемость информации. Проявляется в том, что инфор­мация при ее передаче может иметь неограниченное число пользо­вателей и при этом оставаться неизменной.

3. Преемственность информации. Этот признак связан с ее иде­альностью и субстанциональной несамостоятельностью. Преемст­венность проявляется в том, что всем изменениям информации со­путствуют изменения в материальных системах, носящие поступа­тельный характер, что обеспечивает преемственность состояний как на физическом, так и на информационном уровне.

4. Селективность информации. Это означает возможность выбора или отбора информации при ее использовании, накоплении или пере­работки.

5. Трансформируемостъ информации. Это означает возможность передавать одно и то же содержание в разной форме и при различ­ных способах предъявления.

6. Универсальность информации. Проявляется в том, что ее со­держание может быть связано с любыми явлениями и процессами физической, биологической, социальной реальности.

— адекватность — степень соответствия тому содержанию, ко­торое вложил в информацию ее производитель;

— достоверность — соответствие объективной реальности ок­ружающего мира;

— полнота — достаточность для принятия решения;

— избыточность — повышение достоверности информации, в результате чего она занимает больший объем;

— доступность — мера возможности получить ту или иную информацию;

— ценность — степень ее важности, необходимости для приня­тия информационных решений.

Из перечисленных признаков информации ученые-юристы вы­водят те свойства, которые определяют специфику правового регу­лирования информационных правоотношений.

Из признака идеальности и субстанциональной несамостоятель­ности информации вытекает юридическое свойство, которое за­ключается в двуединстве информации и материального носителя, на котором она закрепляется.

Из признака неисчерпаемости информации следует такое юри­дическое свойство информации, как бесконечный неисчерпаемый ре­сурс, ее физическая неотчуждаемость (знания неотчуждаемы) от соз­дателя, обладателя и потребителя информации. После передачи ин­формации от одного субъекта к другому одна и та же информация одновременно принадлежит двум участникам информационных от­ношений. Это основное отличие информации от вещи и энергии. Исходя из этого при передаче информации от одного субъекта к другому процедура отчуждения носителя с информацией должна сопровождаться передачей прав на ее использование, а информация должна передаваться вместе с этими правами.

Из качественных характеристик можно выделить такие свойст­ва, как субъективная ценность информации, вытекающая из качественной характеристики информации, т.е. ее значимость для кон­кретного субъекта в каких-либо правоотношениях, и нелинейность — отсутствие зависимости между объемом или количеством информа­ции и процессами, которые начинают протекать благодаря ее воз­действию, т.е. количество информации не тождественно ее субъек­тивной ценности.

Таким образом, информация имеет свои, присущие только ей признаки, имеющие важное значение при правовом регулировании тех общественных отношений, в которых она выступает как объект права.

В ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определена как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информация об обществе и общественных процессах – социальная информация. Она охватывает политическую, правовую, экономическую и другие виды информации.

Различают следующие виды социальной информации.

В зависимости от режима доступа: открытая информация (без ограничения) и информация с ограничением доступа (государственная тайна; коммерческая тайна; профессиональная тайна; служебная тайна, персональные данные) (рис. 4.1).

Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть фото Что такое правовая информация и ее виды. Смотреть картинку Что такое правовая информация и ее виды. Картинка про Что такое правовая информация и ее виды. Фото Что такое правовая информация и ее виды

Рис. 4.1. Классификация информации по уровню доступа.

В зависимости от видов носителей: в печатном виде (бумаге); машиночитаемых носителях (дисках); в виде изображения на экране; в памяти ЭВМ; информация, передаваемая по каналам связи и др.

По функциональному назначению (сферам применения) информация может быть разделена следующим образом: политическая информация; экономическая информация; научно-техническая информация; статистическая информация; правовая информация и др.

Экономическая информация отражает процессы наиболее эффективного управления общественным производством, распределением и потреблением товаров. Массовая информатизация бизнеса приводит к формированию огромных массивов информации о деятельности субъектов реального сектора экономики. Переход на электронные регламенты управления бизнесом создают предпосылки создания электронного сектора экономики (электронный бизнес).

При этом следует заметить, что в текстах законов и других нормативных правовых актов до сих пор отсутствует определение понятия «правовая информация». Это дает возможность по-разному понимать его содержание.

Известный юрист А. Б. Венгеров рассматривал в более узкой плоскости правовую информацию (только официальные нормативно-правовые документы и их аналоги, содержащиеся в справочно-поисковых системах).

Более широко понимал правовую информацию С. С. Москвин, включая в это понятие все сведения и сообщения о правовой сфере, результаты деятельности ученых-правоведов и юристов-практиков.

Современные авторы применяют более дифференцированный подход к определению понятия «правовая информация». Этому способствует практика нормотворчества и достижения аналитической юриспруденции.

В частности, О. А. Гаврилов относит к правовой информации «любые сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения практических задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности».

Обобщая приведенные высказывания можно сказать, что к правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения, материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы:

— официальная правовая информация,

— неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ принимаются в виде:

— законов РФ о поправках к Конституции РФ;

— федеральных конституционных законов;

— федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

— ненормативные акты общего характера;

— акты официального разъяснения;

— жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

— направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

— материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;

— материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);

— материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);

— образцы деловых бумаг;

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов :

1. официальное опубликование;

2. государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ;

3. специальные условия.

1.Официальное опубликование – это помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы.

2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ.

С 15 мая 1992 года Постановлением Правительства РФ от 08.05.1992 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер.

В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Зарегистрированные НПА подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ (пункт 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

3. Специальные условия.

В ряде случаев законодателем определены специальные условия вступления в силу НПА. При этом даже если в тексте документа указана точная дата вступления в силу, это еще не является гарантией того, что документ начнет действовать с указанной даты. Необходимо, чтобы до наступления этой даты были выполнены все специальные условия, установленные для данного вида НПА. В противном случае документ вступит в силу в более поздний срок.

Рассмотрим порядок вступления в силу следующих видов нормативных правовых актов:

1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания

2. Акты Президента РФ

С 05.06.1996 по настоящее время акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу. Официальные источники опубликования : «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Основание: Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763.

3. Акты Правительства

С 05.06.1996 по настоящее время акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу. Официальные источники опубликования : «Российская газета» и «Собрание законодательства РФ». Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Основание: Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763.

4. Решения Конституционного Суда РФ

Решение Конституционного Суда РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда РФ, принятое в порядке, предусмотренном статьей 47.1 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ. Иные решения Конституционного Суда РФ вступают в силу со дня их принятия. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации». Основание: статьи 78 и 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ.

5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

Таким образом, порядок вступления в силу НПА зависит от факта его регистрации в Минюсте РФ: зарегистрированные акты вступают в силу в порядке, установленном Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763; порядок же вступления в силу актов, признанных Минюстом РФ не нуждающимися в регистрации, каждый федеральный орган исполнительной власти определяет самостоятельно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *