Что такое правовая семья какие правовые семьи вам известны
Правовая семья
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и признаки правовой семьи
Правовая семья – это совокупность взаимосвязанный, согласованных, тесно взаимодействующих правовых средств и структурных элементов, регулирующих общественные отношения и определяющих исторический путь их формирования.
Исходя из содержания приведенного определения, можно не только сформировать определенное представление о специфике рассматриваемой категории, но и выявить признаки или критерии, на основании которых в рамках сравнительного правоведение происходит выявление сходств и различий национальных правовых систем, и, тем самым, формируются самостоятельные правовые семьи. В числе соответствующих признаков следует назвать:
Одним из важнейших признаков любого суверенного государства с юридической точки зрения выступает наличие собственной системы нормативно-правового регулирования общественных отношений, которую в обобщенном виде принято именовать национальной правовой системой.
В современных условиях глобализации возрастает актуальность межгосударственного и наднационального взаимодействия, в рамках которого, в том числе происходит изучение и заимствование положительного опыта упорядочения тех или иных общественных отношений в зарубежных странах.
Соответствующий процесс составляет предмет науки сравнительного правоведения. При этом одной из ключевых категорий соответствующей отрасли юридического знания выступает понятие «правовая семья», применительно к которому в специальной литературе предлагается следующее определение:
Значение выделения и изучения правовых семей состоит в том, что анализ их особенностей позволяет исследователю ориентироваться в разнообразных правовых явлениях (как существовавших исторически, так и наблюдаемых в настоящее время), разумно использовать зарубежный опыт, выявлять и анализировать тенденции правового развития человечества в глобальных масштабах, и, наконец, обогащать национальную правовую и политическую культуру.
Готовые работы на аналогичную тему
В современной юридической литературе предлагаются самые разнообразные классификации видов правовых семей. При этом следует обратить внимание на то, что наиболее распространенными из них в современном мире выступают романо-германская и англо-саксонская правовые семьи.
Романо-германская правовая семья
Как было отмечено выше, одной из наиболее распространенных в современном мире правовых семей выступает романо-германская или континентальная правовая семья, в рамках которой объединены правовые системы всех стран континентальной Европы, а ее отдельные элементы обнаруживаются также в законодательстве ряда азиатских стран.
Говоря о признаках рассматриваемой правовой семьи следует особо выделить следующие:
Англо-саксонская правовая семьи
Проведем анализ основных признаков рассматриваемой правовой семьи:
При этом следует обратить внимание на то, что анализ правовых систем государств, традиционно выделяемых в качестве примером англо-саксонского права, в настоящее время наблюдается тенденция к смешению принципов рассмотренных семей.
Так, например, в Канаде, соответствующее смешение наблюдается в различных подходах к отраслевому правовому регулированию. В частности, частное право является прецедентным, а уголовное – кодифицированным.
Правовые системы (семьи) современности
Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.
Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями.
Под правовой системой (семьей) понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры и источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки, методов и способов развития.
Выделяют следующие правовые семьи:
Основной источник права – нормативно-правовой акт. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции и кодифицированных актов: кодексов, уставов, основ (например, Гражданский кодекс Франции, Германское гражданское уложение и т.д.). Существует развитая система подзаконных актов, определенную роль играет правовая доктрина. Значение правовых обычаев и прецедентов относительно невелико.
Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частного и публичного права. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. Также существует деление на материальное и процессуальное право при исходящей роли первого.
В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Важнейшую роль законодательные органы, имеющие монополию на законотворчество. Возможны референдумы (всенародные голосования). Судьи не создают, а только применяют нормы права.
Распространено в странах Европы, кроме Великобритании, во многих странах Латинской Америки, в Японии, Китае, части африканских стран и т.д.
2. Англосаксонская правовая семья (прецедентная, общая). Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т.д.
Прародительницей этой правовой семьи была Англия. Основой формирования данной системы стала деятельность английских королевских судов (общее право) и суда канцлера (право справедливости).
В этих правовых системах отсутствует деление права на частное и публичное. Процессуальные нормы являются ведущими относительно материальных, что придает всему праву характер публичности. Отсутствует строгое деление права на отрасли.
Нормативные акты, разумеется, также присутствуют в этой семье, однако не играют ведущей роли.
3. Религиозные правовые семьи. Это, прежде всего, мусульманская, индусская, иудейская и буддистская правовые системы.
Регуляторы отношений в этих семьях лишь условно можно назвать правом, во всяком случае, они не подпадают под наше определение права.
В религиознообщинных правовых семьях право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства.
В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения.
Мусульманское право наиболее распространено (более 1 млрд. верующих). Страны мусульманского права образуют одну из закрытых правовых систем. Она сложилась с возникновением и распространением ислама. Регулирует отношения только между мусульманами, а невыполнение его норм является одновременно грехом и преступлением.
Государство должно охранять нормы исламского права от нарушения.
Вместе с тем мусульманское право не отрицает адат, т.е. обычное право. В настоящее время все большую роль играют нормативные правовые акты, особенно в Турции, Египте, Сирии, Тунисе и т.п. Это стало следствием западного влияния.
Существует два вида судов: одни судят на основе шариата (судопроизводство осуществляют выборные лица – кади), другие – законов и обычаев. При рассмотрении дела судья никогда не обращается прямо к Корану и сунне, а ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.
Внутренняя структура права только формируется, и в настоящее время отсутствует деление права на частное и публичное, только намечается выделение отдельных отраслей права. При этом нельзя смешивать два понятия – мусульманское право и право мусульманских стран.
В чистом виде мусульманское право существует в немногих государствах (прежде всего, Иран) и проявляется преимущественно в семейном и наследственном праве.
4. Патриархальные (традиционные) правовые семьи. Свойственны некоторым странам Африки, Индокитая и Океании.
Для этих систем характерна существенная роль обычаев и традиций, но все большее влияние приобретает закон.
Основными источниками права являются обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение. Они сохраняют важную роль в регулировании земельных, семейных, наследственных и ряда других отношений.
Деятельность судов рассчитана на примирение сторон, восстановление согласия внутри группы или сообщества.
Правовая семья: понятия, виды семей на современном этапе и их особенности
Правовая семья: понятие, сущность, содержание
В настоящий период времени во всем мире существует более двухсот пятидесяти государств. Все они используют право в качестве средства регулирования общественной жизни. Так, возникает вопрос – есть ли что-то общее между всеми данными национальными правовыми семьями?
На данный вопрос предоставляет ответ сравнительный анализ правовых семей различных государств. Право государств можно классифицировать по семьям, либо группам.
Правовые семьи – это группы национальных правовых систем, обладающих сходными технико-правовыми признаками, основным из которых выступает форма права.
Правовая семья – это комплекс согласованных, взаимосвязанных и взаимодействующих правовых средств, которые регулируют отношения в обществе, а также структурных элементов, которые характеризуют уровень юридического развития того либо другого государства.
Правовая система – это вся «юридическая действительность» этого государства. В данном широком понятии принято выделять активные элементы, тесно связанные друг с другом. Это собственно право в качестве системы общеобязательных норм, регламентированных в законе, других, признаваемых государством источниках; правовая идеология; активная сторона правового сознания; правоприменительная практика.
По той причине, что правовых систем большое количество, предпочтительнее исследовать характерные признаки зарубежных правовых семей, применяя классификацию, которая получила самое большее распространение и признание на международной арене.
Речь идет о классификации Рене Давида, основанной на комбинации технико-правовых и идеологических признаков систематизации:
Романо-германская правовая семья
Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др.
Исторические корни данной правовой семьи восходят к древнеримскому праву.
Ведущим источником романо-германского права является нормативно-правовой акт, а если говорить более точно – закон. Закон обладает несомненным приоритетом перед другими источниками. Система актов нормативного характера формирует основу правопорядка. Законодательство призвано регулировать все самые важные аспекты жизни.
Для романо-германской правовой семьи свойственны писаные конституции, имеющие высшую правовую силу. Нормы права в качестве общих моделей законного поведения формулируются органами исполнительной и законодательной властей. Вместе с тем удельный вес подзаконного и ведомственного нормотворчества очень велик. Суд не формирует права, он его лишь толкует и применяет.
Уже после, на правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность реализации данных общих норм права в конкретных административных и судебных решениях, что в итоге обеспечивает единообразие административной и судебной практики в масштабе всей страны.
К основным достоинствам романо-германской правовой семьи необходимо отнести четко систематизированную, непротиворечивую структуру законодательства.
К главным недостаткам – наличие пробелов и определенную оторванность от реальной жизни, так как законотворчество в объективной форме не может установить все преобразований и нюансы социальных отношений, не всегда поспевает за данными преобразованиями
Англо-саксонская правовая семья
К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.
Эта правовая семья характеризуется следующими особенностями:
Главная особенность данной правовой семьи заключается в том, под английской доктриной в качестве главного правового источника необходимо понимать не собственно правовую науку, теоретические идеи, представления, конструкции, а комментарии судов, описания прецедентной практики, предназначенные исполнять роль практического руководства для правоведов.
Религиозная правовая семья
К религиозным правовым семьям следует отнести: индусское право (индуизм), мусульманское право (ислам), еврейское право (иудаизм), а также традиционное право Японии и Китая, которое исходит из мировоззрения конфуцианства.
Для правовых семей на религиозной основе свойственно, что право здесь представляет из себя элемент универсальной и единой системы регулирования отношений в обществе. Понимание права в религиозных семья шире, нежели в светских. Право в них регулирует все стороны человеческой жизни, а не только правовые отношения. Наиболее важным источником религиозного права выступают священные писания и божественные откровения.
Семья обычного права
Под системой традиционного (обычного) права следует понимать существующую в государствах южной, экваториальной Африки и Мадагаскаре форму регулирования отношений в обществе, которое основывается на признании государством сформировавшихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных обычаев (норм).
Обычай, как правило, признается самым древним правовым источником, известным всем правовым семьям, однако если в государствах англосаксонского и романо-германского права он исполняет только второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важнейшим регулятором отношений в обществе, в особенности за пределами городов.
Традиционное право широко распространено в государствах Дальнего Востока, Океании, Африки. При всех отличиях в исторических особенностям формирования и развития их сближает отрицание западной идеи права, исследование права как вспомогательного компонента регуляции отношений в обществе.
К главным особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее:
Правовая семья
Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.
Каждая правовая семья уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Критериями являются:
Помимо исторического значения выделение позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежный опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.
Содержание
Романо-германская правовая семья
Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права — нормативный акт. Ей присуще чёткое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции.
В рамках романо-германской правовой системы выделяют следующие группы:
Англосаксонская правовая семья
Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т. д. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основе этой правовой системы — принцип stare decisis (лат. стоять на решённом ), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права в Англо-саксонской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора. Таким образом, в отличие от романо-германской системы, судебные решения играют большую роль в собственно формировании права, тогда как романо-германская система оставляет за судами функцию толкования и применения права.
В США имеется тенденция к смешению принципов англосаксонской и романо-германской правовых систем: первая широко распространена на низовом уровне, но по мере повышения уровня юрисдикции имеется тенденция к кодификации права (см. Кодекс Соединённых Штатов). В Канаде частное право является прецедентным, тогда как уголовное — кодифицированным.
Семья социалистического права
Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.
Религиозная правовая семья
Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.
Тем не менее, религиозное право во всех случаях было не абсолютной, а лишь преобладающей нормой. В еврейском праве действовала норма «дина демалхута дина» (Закон царства — закон), означавшая, что закон государства, на территории которого проживала данная еврейская община, должен беспрекословно исполняться. В современном Израиле, хотя формально Галаха остаётся доминирующей правовой нормой, законы государства всё более теснят сферу её применения.
В исламском обществе шариат мог сочетаться с местными обычаями (адат), а также с законодательством местных правителей; в современных исламских странах шариат является лишь основой законодательства, а также источником его толкования в спорных случаях. [источник не указан 1309 дней]
Традиционная правовая семья (обычное право)
Традиционные правовые системы до сих пор встречаются в некоторых странах Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Для них характерно то, что внутри племенной общины или этнической группы регулирование общественных отношений происходит посредством многочисленных обычаев и традиций. Они являются для них неписанными нормами поведения, которые складывались в течение длительного времени и вошли в привычку в результате многократного применения. Повиновение нормам обычного права происходит добровольно и основано на уважении духов предков или духов природы.
Обычное право регулирует, как правило, поведение коллектива, а не отдельной личности, поэтому оно является правом групп и сообществ, и не является правом индивидов (то есть это не субъективное право). Оно влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Например, вступление в брак является не союзом между мужчиной и женщиной, а соглашением между различными племенами и кланами.
Правовая семья стран Дальнего Востока
Национальные правовые системы стран Дальнего Востока имеют множество сходных черт. В их основе лежат философские учения, главным образом идеология конфуцианства (для Китая также даосизм и легизм), которая особое внимание уделяет роли семьи в обществе, где абсолютной властью обладает непосредственно глава семьи, а младшие всегда подчиняются старшим. Особое место отводится моральным нормам и традициям, а все конфликты должны решаться предпочтительно внесудебным путём, когда стороны спора достигают примирения посредством соглашений и компромиссов. В суд принято обращаться только при исчерпании всех иных способов примирения. В целом правопорядок рассматривается как достижение гармонии между людьми, а также между человеком и природой.
В последнее время правовые системы стран Дальнего Востока трансформировались и стали тяготеть к европейским правовым традициям. Под влиянием романо-германского права появилось множество сходных ему правовых институтов. В Китае и КНДР также особое место занимают институты, присущие социалистическому праву. На Японское право некоторое влияние оказало право Соединённых Штатов.
Смешанные правовые семьи
Смешанные правовые системы бывают следующих видов:
В правовых системах государств Африки (африканское право) тесно между собой переплетаются основные черты обычного права, мусульманского права, а также права бывших колонизаторов — романо-германское или англосаксонское.
Международное право
Международное право — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.
ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ
Признаки, характеризующие элементы структуры правовой системы:
2) различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;
3) удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;
4) отражение состава юридических явлений;
5) выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;
6) отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;
7) функциональная взаимосвязь;
8) вхождение в единую взаимосогласованную систему и т. д.
Элементы структуры! правовой системы могут обладать национальными, культурно–бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система.
Классификация правовых систем:
1) национальная правовая система – это конкретная, историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система призвана обслуживать потребности конкретного государства и его населения.
Содержание национальной правовой системы могут определять либо правовая идеология, либо юридическая практика, либо законодательство, либо религиозные трактаты;
2) правовая семья – это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования.
Виды правовых семей:
а) англосаксонская (система общего права);
б) романо–германская (система континентального права);
в) традиционная (система обычного права);
г) религиозная (религиозные системы мусульманского права и индусского права);
3) группа правовых систем – группа, находящаяся в рамках той или иной конкретной правовой семьи (романо–германская правовая семья – романское, каноническое и германское право; славянская – российское и западнославянское право и т. д.).
Англосаксонская правовая семья – система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.
Структура англосаксонской правовой семьи:
2) «право справедливости»;
Основной источник системы общего права – правовой прецедент.
Вспомогательные и дополнительные источники права – статутное право и юридические обычаи.
Основатель права в англосаксонской правовой семье – суд.
Романо-германская правовая семья – система континентального права, которая объединяет правовые системы Германии, Италии, Франции, Испании, Австрии, Швейцарии и др.
Основной источник системы континентального права – писаное право, которое выражается в юридических нормах, сформулированных в законодательных актах государства. Появляются конституции, которые обладают высшей юридической силой и возглавляют правовые системы.
Большое значение приобретают кодифицированные нормативные акты и подзаконные нормативные акты.
Вспомогательные и дополнительные источники права – правовой обычай и юридический прецедент.
Традиционная правовая семья – система обычного права, которая объединяет национально–правовые системы некоторых стран Дальнего Востока (Японии, Китая) и Африки.
Основной источник системы обычного права – обычай, содержащий семейно–быто–вые, религиозные, моральные и юридические требования, которые признаются государством и отличаются спецификой конкретного региона.
Религиозная правовая семья – система права, которая объединяет религиозные системы мусульманского права (в Иране, Ираке и т. д.) и индусского права (в Индии, Малайзии и т. д.).
Системы мусульманского права и индусского права относительно самостоятельны и непосредственно связаны с религиозными вероучениями (ислам и индуизм).
Основные источники мусульманского права:
1) Коран – священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета;
2) Сунна – мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка;
3) Иджма – соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама;
4) Кияс – современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах.
Основные источники индусского права:
1) Дхармашастры – религиозные правила поведения и древние законы;
2) Веды – священные тексты брахманизма;
3) Законы Ману – собрание правил, которые регламентируют поведение в частной и общественной жизни.
Творец права в религиозной правовой семье – Божественная сила и обычай, которые требуют неукоснительного соблюдения провозглашенных правил поведения.
ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ
Правосознание – это совокупность чувств, эмоций, взглядов и иного, в которых выражается отношение людей к действующему, желаемому и предполагаемому праву и иным явлениям правовой действительности.
Структура правосознания:
1) правовая идеология – понятия, принципы, убеждения, выражающие отношения людей к действующему или желаемому праву;
2) правовая психология – переживания и чувства, которые испытывают люди по отношению к праву.
Признаки:
2) взаимодействие с религиозными, нравственными, политическими и иными формами;
3) охват всей сферы бессознательного и духовного опыта людей;
4) представление о прошлом, настоящем и будущем права.
Виды:
1) в зависимости от глубины отражения правовой действительности :
а) обыденное, которое формируется стихийно, отражает внешние стороны правовых явлений и выступает в форме правовой психологии;
б) теоретическое, которое отражает внутренние стороны правовых явлений и выступает в абстрактной и систематизированной форме (правовая наука и идеология);
в) профессиональное, которое складывается у юристов в процессе получения ими юридического образования и опыта;
2) в зависимости от субъектов правосознания :
б) групповое (классовое);
Функции правосознания:
1) познавательная – функция, которая связана с осмыслением правовой действительности и накоплением определенных знаний;
2) оценочная – функция, посредством которой осуществляется сравнение отношений к правовым явлениям и процессам на основе повседневного и научного опыта, сопоставления социальных ценностей;
3) регулятивная – функция, посредством которой определяются ориентиры поведения людей и вырабатываются стереотипы поведения в определенных ситуациях;
4) прогностическая – функция, которая проявляется в составлении прогнозов относительно развития правовой системы;
5) информационная – функция, посредством которой осуществляется информационное обеспечение людей.
Формы правосознания:
1) правовой инфантилизм – неполноценное ориентирование населения в правовой действительности в связи с недостатком жизненного опыта и незнанием основ действующего законодательства;
2) правовой идеализм – переоценка возможностей права;
3) правовой нигилизм – отрицательное отношение к праву;
4) перерожденное правосознание – негативное отношение к праву, которое вызывает осознанные противоправные поступки.
Правовая культура: понятие и структура
Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.
В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:
1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;
2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;
3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.
Правовую культуру общества отличают следующие черты:
1) уровень совершенства законодательства;
2) правовая активность населения государства;
3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования;
4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал;
5) эффективность работы правоприменительных органов государства.
Правовая культура личности состоит из следующих элементов:
1) знание, а вместе с этим и понимание права;
2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;
3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;
4) правовая психология;
5) правовая идеология.
В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как:
1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом;
2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры;
3) творческая деятельность человека в области права.
Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты:
1) знание, почитание права и законодательства;
2) соблюдение законности;
3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть;
4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан;
5) правовое обучение и воспитание граждан;
6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.
Правовая культура выполняет следующие функции:
1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества;
2) праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества;
3) ценностно-нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей;
4) правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению;
5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.