Что такое правовая социализация

7. Правовая социализация

7. Правовая социализация

Правовая социализация неотделима от личного и общественного правосознания. Чем выше уровень развития правовой психологии общества, социальной группы, отдельного коллектива, тем более высоко соответствие социально-психологических явлений представлениям о правовом обществе, тем более широко распространено правомерное поведение всех членов общества, т. е. тем более стабильно само общество.

Правосознание как показатель развития включает в себя общественное правосознание (правовые явления, характерные для всего социума), групповое правосознание (правовые явления отдельных социальных групп и классов), индивидуальное правосознание (восприятие личностью норм применяемого права), которое разветвляется на элементарный уровень (согласование конкретного поведения с нормами правового поведения) и высший уровень (взгляды на правовую систему в целом).

Согласно осознанию правовых норм складывается модель общественного (социального) поведения, т. е. происходит правовая социализация – регулирование поведения группы лиц или индивида соответственно существующим в социуме законам. В юридической психологии позитивное социальное поведение называют правоприменительным и оно может быть правоисполнительным (потребности индивида совпадают с нормами права), правопослушным (цели и средства достижения целей совпадают с общественными требованиями) и законопослушным (потребности, интересы, стремления индивида не совпадают с общественными требованиями, но индивид вынужденно соблюдает нормы права). Негативное социальное поведение выражается в нарушении норм права. Степень нарушения зависит от уровня правовой просвещенности личности.

Индивид с высоким уровнем правовой социализации (т. е. живущий согласно нормам общества) должен знать законы; понимать необходимость правомерного поведения; желать и уметь использовать правомерное поведение; постоянно соблюдать правовые нормы; не подпадать под влияние криминогенных соблазнов.

Правовая социализация личности начинается с момента рождения человека и напрямую зависит от воспитания. Чем выше моральные и правовые основы, заложенные воспитанием, тем правильнее происходит социализация личности, а нормы права становятся для индивида непререкаемым авторитетом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 5 Терапия как судебное разбирательство: правовая модель

Глава 5 Терапия как судебное разбирательство: правовая модель Враждебно настроенный подросток, который ворует деньги из отцовского кошелька, отказывается просить прощения за разбитую дедушкину машину и не познал ни искусства любви, ни искусства войны, не может

Глава 1 Духовно-правовая идеология – основа эффективного воспитания

Глава 1 Духовно-правовая идеология – основа эффективного воспитания 1. Без идеала нет ни воспитания, ни жизниУ человечества нет ничего выше и нравственнее христианского учения о Любви и Свободе. Вот почему здесь нет и не может быть приемлемых альтернатив.В 1991 году я

Социализация

Социализация Человек рождается, будучи потенциально готовым к социальным отношениям, но ему еще только предстоит сформироваться как личности. Поскольку содержательно социальные отношения не детерминированы генетически, ему придется их осваивать, что называется, с

5. Правовая психология общностей

5. Правовая психология общностей Юридическая психология рассматривает вопросы развития и существования больших социальных систем – общества в целом, основных общественных классов, а также широких этнических общностей (нация, народность). В больших социальных системах

6. Правовая психология личности

6. Правовая психология личности Основным предметом изучения юридической психологии является личность, поскольку хотя индивид является членом какой-то социальной группы, но прежде всего это живой человек со своими психологическими особенностями, социальным положением,

Правовая культура. Вводный курс

Правовая культура. Вводный курс Да, похоже, слово «культура» настолько неопределенное, что является просто фоном для каких-то более очерченных понятий. Вы заметили, когда Андрей начал говорить о чем-то определенном, то сразу заменил слово «культура» на слово «искусство»?

Социализация

Социализация Обратимся теперь ко второму общему вопросу, который мы должны рассмотреть в этой главе: к вопросу о детерминантах. Чем определяется социальное поведение ребенка: и те его формы, которые мы уже обсуждали, и другие? Излагая этот материал, основное внимание я

54. Индивид. Социализация

54. Индивид. Социализация Индивид – это также понятие о человеке в биологическом аспекте. Но это понятие подразумевает биологическую основу развития личностных и индивидуальных качеств. Ведь сознание, речь, характер, способности не передаются, как генетическая

Глава 9 Правовая психология

Глава 9 Правовая психология § 1. Социально-регулятивная сущность права Отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическая регуляция человеком собственного правозначимого поведения называется правовой психологией.Правовой психологией

§ 1. Правовая социализация личности

§ 1. Правовая социализация личности Правоисполнительное поведение личности формируется в результате ее правовой социализации.Правовая социализация личности — включение в ценностно-нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом; овладение личностью

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ Экономическая психология зародилась на Западе как прикладная наука, вытекающая непосредственно из нужд развивающейся экономической теории. Ее задачей являлось исследование практических причин несоответствия поведения

Правовая культура. Вводный курс

Правовая культура. Вводный курс Да, похоже, слово «культура» настолько неопределенное, что является просто фоном для каких-то более очерченных понятий. Вы заметили, когда Андрей начал говорить о чем-то определенном, то сразу заменил слово «культура» на слово

Источник

Правовая социализация

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и сущность правовой социализации

Правовая социализация является процессом усвоения человеком системы правовых ценностей, знаний и норм, благодаря чему он успешным образом адаптируется к общественно-правовой жизни.

Присоединяясь к сформировавшемуся регламенту жизнедеятельности собственной социальной группы, человек проявляет негативное отношение к любому отклонению от социально-правовых установок, действующих в настоящий момент, он начинает принимать участие в противоборстве с деструктивными силами, действия которых направляются против сформировавшегося порядка в обществе.

Получая необходимые правовые навыки и умения регулирования отношений с иными членами в обществе, он может не лишь на продуктивной основе взаимодействовать с ними, но и укреплять или даже увеличивать собственный статус, успешно исполняя роль, предназначенную ему социумом.

Эволюция теории правовой социализации

Зарождение идеи правовой социализации пришлось на 60-е годы 20 столетия. На первоначальном этапе она пребывала в сильной тематической и методологической зависимости от политологии, потому как выработка новой проблематики осуществлялась в контексте разрешения вопросов политической социализации.

В контексте исследования проблем правовой социализации стала складываться концепция когнитивного развития, сторонники которой – Э. Кон, Д. Луин-Тапп, С. Вайт, признали когнитивный дифференциал правового мышления главенствующим фактором в эволюции человека как правового субъект.

Готовые работы на аналогичную тему

Её развитие происходило в контексте методологического противоборства идеологии социального обучения, активно использовавшейся исследователями, к примеру, криминологами Р. Берджесом и Р. Эйкерсом, в 60-е годы при выделении внешних детерминант модели правового человеческого поведения.

Они поднимали комплекс социокультурных, теоретико-методологических и эмпирических вопросов, которые имеют отношение не лишь к правоведению, но и ккультурологи, социологии, конфликтологии и психологии. В данный период проводились масштабные исследования в сфере правовой социализации подростков и детей.

Ценный вклад внесли социологи и психологи в изучение развития нравственных ориентаций и ценностей правового поведения. Ученые подчеркнули важнейшую роль ранней социализации в психосоциальной личностной эволюции. Их усилия сосредотачиваются на проблематике формирования позитивных ориентиров в этическом и социальном детском развитии. В работе «География правовой социализации: общественные и научные вехи» исследовательница американского происхождения Д. Тапп дала оценку эволюции теории правовой социализации.

Девяностые годы 20 столетия отличились перевесом компаративистских исследований национальных моделей в правовой социализации, значимой дифференциацией направленностей научных исследований такого феномена. Внимание ученых обращено на целое множество взаимосвязанных проблематик правовой человеческой социализации:

В данный период к исследованию такой проблематики активнейшим образом подключались учёные российского происхождения.

В 21 веке ученые особенное внимание обратили на изучение аспектов формирования национальных моделей правовой социализации. Они занимаются исследованием проблематик управления процессом правовой социализации в молодёжной среде, увеличения роли социальных институтов в форме её агентов, мониторинга социализирующих функций в образовательных учреждениях, формирования новых технологий пенитенциарной ресоциализации, определения позитивных факторов, которые способствуют ей.

Механизм правовой социализации личности

Правовая социализация проистекает в социокультурной среде, на изменение качества которой оказывают опосредованное или прямо направленное влияние различные материальные и духовные факторы, которые образуются постоянно изменяющиеся многоуровневые мультисистемы, непосредственным образом определяющие тенденции в развитии правовой общественной культуры.

К числу основополагающих составляющих механизма правовой социализации традиционно относят:

Эталоны, которые служат для индивида маяками правового поведения, образуются в итоге исторического развития системы регуляторов жизнедеятельности в социуме. Модель правового поведения, становясь образцом, вызывала общее одобрение и устремление индивидов к ориентиру на иерархию ценностей, заложенных в ней. Становясь частицей правовой культуры, ориентиры-эталоны способствовали организации коллективной людской деятельности. Они подвергаются изменениям, в зависимости от скорости протекания процессов в общественной среде, обладающих эволюционным или революционным характером.

Источник

Правовая социализация

Правовая социализация — это процесс усвоения человеком системы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря которому происходит его успешная адаптация к общественно-правовой жизни. Ее результатом является принятие индивидом части культурно-правового наследия, которая актуальна не только для его социальных интересов, но и в целом для общественно-исторического процесса, субъектом которого он является. Приобщаясь к сложившемуся регламенту жизнедеятельности своей социальной группы, человек начинает проявлять негативное отношение к любым отклонениям от действующих социально-правовых установок и принимает участие в противостоянии деструктивным силам, действия которых направлены против сложившегося общественного порядка. Получив необходимые правовые умения и навыки урегулирования отношений с другими членами общества, он может не только продуктивно взаимодействовать с ними, но и закреплять или даже повышать свой статус, успешно выполняя предписанную ему социальную роль.

Содержание

Эволюция теории правовой социализации

Девяностые годы ХХ века отличаются преобладанием компаративистских исследований национальных моделей правовой социализации [4] и значительной дифференциацией направлений научных исследований данного феномена. Внимание исследователей обращается на целый ряд взаимосвязанных проблем правовой социализации человека: формирование национальной модели социализации, трансформация правосознания граждан в транзитивный период развития общества, духовные и религиозные аспекты развития системы ценностей правовой культуры, роль правового менталитета в механизме социализации, институты гражданского общества как агенты социализации, деформации правосознания, правовая ресоциализация и т. д. В этот период к исследованию данной проблематики активно подключаются российские ученые.

Механизм правовой социализации человека

Иерархическая система социально-правовых статусов и ролей является важной составляющей механизма правовой социализации человека. Каждый индивид относит себя к определенной категории и группе людей, тем самым признавая ее идеалы и ценности, принимая на себя обязательства согласования своих интересов с групповыми нуждами и требованиями. Права и обязанности субъекта, занимающего определенную ступень в социальной иерархии, определяются не только и даже не столько его личными качествами, сколько исполняемой им общественной ролью. В процессе правовой социализации человек входит в сложную систему социально-правовых статусов и ролей, в рамках которой он постоянно подвергается внешним воздействиям. Ему приходится на них реагировать, и в зависимости от адекватности реакции его авторитет и статус могут повышаться или понижаться, а влияние на развитие общественных процессов усиливаться или ослабляться.

Институт правового воспитания и обучения можно рассматривать как открытую систему устоявшихся и преобладающих социальных правил, регулирующих процесс формирования личности как субъекта права в целях ее подготовки к активному участию в общественно-правовой деятельности. Важной составляющей института является система воспитательных и учебных учреждений (организаций). Такие структуры следует оценивать исходя из степени их чувствительности к изменениям личностных качеств социализируемых индивидов. Излишне бюрократизированные организации неадекватно реагируют на изменения ценностных установок личности, вследствие чего их социализирующая деятельность не только не продуктивна, но и вызывает у человека чувство отчуждения по отношению к декларируемым ими ценностям. Воспитательные и учебные организации, чутко реагирующие на изменения в развитии личности, достигают больших успехов в своей деятельности.

Агенты правовой социализации

Агентами правовой социализации могут выступать индивиды и общественные группы, которые осуществляют процесс социализации индивида в исторически сложившемся контексте общественно-правовых отношений. Основными агентами правовой социализации являются семья, сверстники, школа, СМИ и общественные организации.

Семья является самым влиятельным агентом социализации на ранних стадиях психосоциальной эволюции человека. В зависимости от типа культуры существуют различные системы семейных отношений, поэтому сложившиеся в определенной общественной группе нормы коммуникативных связей ребенка не являются стандартными для всех людей. В самой малой социальной группе мать выступает практически всегда главным действующим лицом в процессе ранней социализации ребенка, формирует стиль его поведения и отношение к окружающему миру. Она учит малыша тому, как надо обходиться с людьми и жить с самим собою. Закладываемые ею в сознание ребенка внутрисемейные коммуникативные принципы и установки будут в значительной степени перенесены и на отношения с другими людьми, которые не являются членами его семьи.

Еще ребенком человек усваивает социальные ценности и модели правового поведения не только своих родителей, но и других людей из своего ближайшего окружения, в котором важное место занимают сверстники. Благодаря общению с ними становится более активным его обучение и ускоряется процесс принятие им общественно-правовых установок, действующих в его социальной группе. Желание ребенка обладать достойным статусом в сообществе своих ровесников является одной из основных детерминант его общественно-правового поведения. Значение нормальных коммуникативных отношений подростка со своими ровесниками вполне сопоставимо со значимостью общения матери со своим младенцем. Человек является «продуктом» конкретной исторической эпохи и сверстником определенного поколения, которое отличается от других возрастных групп своим образом жизни, ценностно-смысловой системой, социальной программой, способами воспитания и формой правовой социализации.

Источник

§ 1. Правовая социализация личности

§ 1. Правовая социализация личности

Правоисполнительное поведение личности формируется в результате ее правовой социализации.

Правовая социализация личности — включение в ценностно-нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом; овладение личностью правомерными способами поведения, формирование у нее чувства социальной ответственности и солидарности с правом.

Высший уровень правовой социализации — поведение личности на основе правосолидарных установок — привычное правоисполнительное поведение как устойчивая особенность нравственной личности. При этом нормы права соблюдаются не из страха наказания и даже не из чувства солидарности с правом, а по настоятельной нравственной потребности совершать только правомерные действия — жить достойно.

Дефектность правовой социализации может проявляться:

• в недооценке ценности права (правовой негативизм);

• в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфантилизм);

• в активном неприятии норм права (правовой нигилизм);

• в сознательном преступном поведении.

Правовая социализация неразрывно связана с нравственным формированием личности.

Мораль и право — две взаимосвязанные формы регуляции поведения людей в обществе. Исполнение норм права обеспечивается силой государственного принуждения, исполнение норм нравственности — социально-психологическими механизмами. Моральная санкция осуществляется мерами духовного воздействия, правовая санкция — мерами юридической ответственности. Нормы права охватывают сферу безусловно должного поведения, нравственность — сферу сложных отношений между сущим и должным. Значительная часть общественных отношений регулируется одновременно и нормами права, и нормами нравственности. Возможное несоответствие между нормами права и нравственности — конфликт норм — устраняется, как правило, возобладанием норм нравственности. Но нельзя считать, что нравственность выше права. Само право для социализированной личности является нравственной ценностью.

Добровольно контролировать свое поведение социальными эталонами может только нравственная личность. Нравственное поведение— высший критерий человеческого поведения и основная предпосылка правоисполнительного поведения.

Нормы нравственности определяют культуру отношений между людьми, сложившуюся в многовековой истории человечества. В нравственности выражаются базовые потребности социума. Пересекаясь с другими формами соционормативной регуляции (правом, обычаями, традициями), нравственность имеет свою специфику.

Требования нравственности формируются стихийно, само- воспроизводятся в практике массового поведения. Они являются отражением исторического опыта в массовом сознании. Выполнение норм нравственности неуклонно контролируется социумом. Нравственные санкции — одобрение или осуждение — имеют идейно-духовный характер, адресуются в духовный мир индивида. Нравственная личность — индивид с развитым внутриличностным социальным контролем. Развитость механизма внутриличностного контроля является основой и правовой социализации личности.

Массовое исследование образа жизни преступников до совершения ими преступления показало, что все они до осуждения систематически совершали аморальные проступки.

Правонарушения совершают социально дезадаптированные лица. Социальная дезадаптация личности уходит истоками в раннюю юность и даже в отроческий период жизни индивида. Асоциальная личность формируется, как правило, в ответ на труднопреодолимые для нее жизненные коллизии. В этих условиях личность легко включается в асоциальную субкультуру и формирует свою асоциальную жизненную стратегию.

Преступления совершает индивид, смирившийся со своим низким социальным статусом, хорошо принимающий себя и в качестве «плохого человека», положительно утверждающий себя в этом своем качестве.

Это же отмечает и Ф. М. Достоевский: «Преступник, восставший на общество, ненавидит его и почти всегда считает себя правым, а его виноватым»[53].

Поведение асоциального индивида определяется его представлениями о выгодах и невыгодах определенных поступков. Он склонен к оправданию всего того, что считает выгодным. Для этого он использует мощный механизм оправдательной мотивации, маскирующих мотивов. Представления тех благ, которые он может получить, резко снижают его способность критического отношения к используемым при этом средствах. И чем примитивнее психическая организация индивида, тем меньше его беспокоит моральная сторона используемых им средств.

Поведение людей в значительной мере зависит от взаимодействия сознания с малоосознаваемыми, подсознательными и бессознательными процессами. Правовые установки, правовая интуиция — все это полуавтоматизированные, в значительной мере подсознательные явления. Однако в своем генезисе они неизбежно связаны с сознательной деятельностью человека — с его категориально-ценностной ориентацией в действительности. Все составляющие правовой психологии — единый системный механизм адаптивного поведения личности и социальной группы. Правовые и общесоциальные ценности, представления и устремления людей слиты в единый психологический механизм их поведения.

Системным, комплексным является и механизм правовой социализации личности.,Правовая социализация индивида предопределяется его общесоциальной социализацией. Все, что противодействует нормальной социализации личности, неизбежно ведет и к дефектам правовой социализации. Особенно опасны для индивида стихийные влияния негативных сторон действительности. Десоциализируется тот индивид, который не охватывается релевантными для него средствами социально-положительного воздействия.

Поведение асоциальной личности связано с утратой ее социально-положительных притязаний. Девиантность становится для личности средством извращенного самоутверждения.

Социальная дезадаптация личности связана в ряде случаев не только с ценностной дезориентацией, но и с несформированностью у нее социально-положительных способов самоутверждения. К низменным формам поведения прибегает приниженная обществом личность.

Постоянное осознание индивидом своего несоответствия требованиям социальной среды вызывает надлом личности и ее внутренний протест против этих требований. Зарождается стремление индивида противостоять враждебной для него среде. Референтными для него становятся асоциальные группы. Индивид изыскивает средства самоутверждения в этих группах. Алкоголик, вор, хулиган утверждаются в асоциальной среде утрированием своих асоциальных качеств.

Эта негативная социальная идентификация порождает у личности новые, асоциальные критерии эффективности своего поведения. Несостоявшаяся социальная адаптация неизбежно оборачивается социальной дезадаптацией — сначала делинквентностью, а затем и преступностью. При этом сползание к асоциальности подкрепляется механизмом защитной мотивации («Все так живут», «Иначе не проживешь», «Они «наверху» тоже воруют» и т. п.).

Итак, для того чтобы человек вел себя правомерно, он должен принять базовые социальные ценности, усвоить (интернализировать) основные нормы и способы социализированного поведения. Правовые представления и оценки могут быть сформированы лишь на этой основе.

Правовая социализация личности связана, конечно, не только с присвоением ею социальных ценностей, но и со специальным формированием правовых представлений и навыков правоисполнительного поведения, с формированием правосознания личности.

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 29. Социализация личности

ЛЕКЦИЯ № 29. Социализация личности Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он

55. Социализация личности

55. Социализация личности Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, которому он

Глава 7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ § 7.1. ЧТО ТАКОЕ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»?Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек

5. Правовая психология общностей

5. Правовая психология общностей Юридическая психология рассматривает вопросы развития и существования больших социальных систем – общества в целом, основных общественных классов, а также широких этнических общностей (нация, народность). В больших социальных системах

6. Правовая психология личности

6. Правовая психология личности Основным предметом изучения юридической психологии является личность, поскольку хотя индивид является членом какой-то социальной группы, но прежде всего это живой человек со своими психологическими особенностями, социальным положением,

7. Правовая социализация

7. Правовая социализация Правовая социализация неотделима от личного и общественного правосознания. Чем выше уровень развития правовой психологии общества, социальной группы, отдельного коллектива, тем более высоко соответствие социально-психологических явлений

33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе

Социализация личности[69]. А. А. Реан Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить.

Правовая культура. Вводный курс

Правовая культура. Вводный курс Да, похоже, слово «культура» настолько неопределенное, что является просто фоном для каких-то более очерченных понятий. Вы заметили, когда Андрей начал говорить о чем-то определенном, то сразу заменил слово «культура» на слово «искусство»?

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства

Глава 9 Правовая психология

Глава 9 Правовая психология § 1. Социально-регулятивная сущность права Отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическая регуляция человеком собственного правозначимого поведения называется правовой психологией.Правовой психологией

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ Экономическая психология зародилась на Западе как прикладная наука, вытекающая непосредственно из нужд развивающейся экономической теории. Ее задачей являлось исследование практических причин несоответствия поведения

Правовая культура. Вводный курс

Правовая культура. Вводный курс Да, похоже, слово «культура» настолько неопределенное, что является просто фоном для каких-то более очерченных понятий. Вы заметили, когда Андрей начал говорить о чем-то определенном, то сразу заменил слово «культура» на слово

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *