Что такое правовой статус гражданина в анкете
Гражданство и статус гражданина Российской Федерации
Гражданин Российской Федерации
административно-правовой статус
Политические права граждан РФ имеют основополагающее значение при осуществлении государственного управления, во многом определяют характер административно-правовых отношений между гражданами и другими субъектами административного права.
Согласно Закону 2002 г. (п. 4 ст. 4) гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
Особенность субъективных прав и юридических обязанностей в правоотношении гражданства состоит в том, что они носят весьма общий, универсальный характер. Данные права и обязанности можно рассматривать в качестве юридических фактов, на основе которых возникают менее общие субъективные права и обязанности в составе других правоотношений.
Институт гражданства
основные начала законодательства о гражданстве
Подданством или гражданством называется постоянная связь отдельного лица с определенною страною и ее правительством, основанная на обязанности «верности» и «подчинения». Одно подчинение не составляет еще подданнической связи. Подчиняться властям данной страны должны и живущие в ней иностранцы, только обязанность верности, основанная на нравственном долге каждого гражданина, по мере своих сил всячески способствовать благосостоянию государства, отличает подданнические отношения от других случайных отношений Н.О. Куплеваский
Признание гражданства является своего рода юридической «инвентаризацией» государством своего населения, разделением его на «своих» и «чужих», которое осуществляется периодически на основе наиболее общих, часто формальных принципов, обусловливающих связь лица с государством. Устанавливая круг своих граждан, государство создает тем самым необходимые предпосылки для отграничения граждан от иностранцев или лиц без гражданства, а также для решения ряда других вопросов не только гражданства, но и касающихся суверенитета государства. При этом государство определяет условия, наличие которых необходимо для того, чтобы лицо было признано его гражданином.
Лица, признаваемые в установленном законом порядке гражданами, состоят по отношению к государству в более тесных отношениях, чем остальные жители государственной территории и имеют такие права и обязанности, каких не имеют последние.
Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения, а также носит открытый и свободный характер. Это выражается в том, что согласно действующему закону каждый человек имеет право на гражданство, а также право изменить свое гражданство, которого никто не может быть лишен. Насильственное, принудительное удержание человека в гражданстве ущемляло бы его свободу. В Законе о гражданстве 2002 г. устанавливается, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает его гражданства Российской Федерации (п. 3 ст. 4). Этот принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, что закреплено в ст. 27 Конституции РФ.
К числу основных принципов гражданства, закрепленных в российском законодательстве, можно отнести: равенство гражданства;
свободу и добровольность выбора гражданства;
недопустимость лишения гражданства;
недопустимость выдачи гражданина другому государству;
защиту и покровительство государства в отношении своих граждан за границей;
сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами данного государства;
сохранение гражданства при заключении или расторжении брака.
Наличие гражданства есть фактор юридического равенства всех граждан (по правовому статусу) независимо от территории их проживания в России или за ее пределами. Гражданам РФ, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляется защита и покровительство Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защитить их права и охраняемые законом интересы.
Правовой статус
Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.
Что такое правовой статус
Правовой статус это правовое положение объекта, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
Он отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими. В нем выражаются легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности.
В структуру правового статуса входят следующие элементы:
Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным.
Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции РФ. Он является одинаковым для всех граждан РФ.
Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.
Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.
Структура правового статуса
Виды правовых статусов
Таким образом, правовой статус имеет четкую структуру и виды. Правовой статус личности на современном этапе становления и развития государственности в России является сложной, собирательной категорией, которая отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими. Безусловно, негативным моментом является нестабильность, изменчивость правового статуса личности, что приводит в итоге к чувству неуверенности у граждан в завтрашнем дне, ведь со стороны государства нет четких и надежных гарантий реальной защиты прав и свобод.
Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.
Присылаем статьи пару раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Правовой статус человека: понятие, характеристика, структура, содержание, развитие
Понятие и основа правового статуса
Правовой статус человека состоит в его правовом положении, которое отражает фактическое состояние в процессе взаимных правоотношений с другими лицами, обществом и государством.
Понятие «правовой статус»:
Основа правового статуса личности заключается в правах и свободах, которые невозможно реализовать без других составляющих, включая корреспондирующие права и юридические обязанности, юридическую ответственность в некоторых ситуациях, правовые гарантии, правоспособность и дееспособность в качестве основных черт осознанного поведения и воли людей.
Характеристики понятия правового статуса
Исследуя понятие «правовой статус» важно рассмотреть в отдельности категории правового статуса:
Правовой статус человека — это категория, которая обладает естественной природойу и не отделима от индивида. Этот статус находится вне территории и вне национальности, существуя вне зависимости от закрепленных законодательными актами государства норм. Такой статус защищается и представляет собой объект международно-правового регулирования.
Он характеризует людей в качестве представителей человеческого рода, объединяя в этом смысле самые общие и коренные обязанности и правомочия, которые требуются нормального существования и выживания человека.
При закреплении правового статуса человека в законах конкретной страны, он может стать правовым статусом гражданина.
Правовой статус гражданина представлен совокупностью естественных и приобретенных обязанностей и прав, обязательно должен закрепляться в конституции и прочих законах. Его обязательно декларирует и защищает государство. С помощью этого статуса человек классифицируется в качестве участника государственно-организованного сообщества.
Правовой статус личности представляет собой обязанности и права, которые принадлежат определенному человеку на конкретном отрезке его жизни, в определенных жизненных ситуациях. Содержание подобного статуса, включая объем прав и обязанностей, часто определяется социально-экономическим положением, общественно-политическим статусом человека, условиями его труда, проживанием и др.
Сегодня международно-правовые акты, литература и законодательство развитых стран употребляют рассмотренные категории в соответствии с одним и тем же значением. Использование отдельных категорий часто обусловлено стилистическими и логическими правилами, а также потребностью рассмотрения соответствующей составляющей проблемы прав человека. В этой ситуации категорию «правовой статус человека» употребляют в универсальном значении, часто в сочетании с использованием понятия «правовой статус человека и гражданина».
Содержание правового статуса и его структура
В широком понимании правовой статус рассматривается в качестве совокупности основных правовых принципов и ценностей, приобретаемых и естественных свобод, обязанностей, прав, законных интересов, правосубъектности, гражданских отношений и др.
В узком понимании (в соответствии со структурой и функциями) правовой статус включает субъективное право, свободы, юридические обязанности каждой конкретной личности, включая гарантию их осуществления.
Что касается прав человека, то они включают естественные возможности человека, которые способны обеспечивать его жизнь, достоинство и свободу действий в любой сфере общественной жизни.
Правовой статус гражданина состоит из его прав, включая естественные правомочия, отраженные в нормативных правовых актах страны, и приобретенные правомочия, выработка которых происходит в ходе развития человека, страны и общества.
Основа прав и свобод человека (гражданина) закреплена в международных правовых актах и конституции отдельной страны. Общепринятые критерии подобной классификации представлены сферами жизнедеятельности общества, где происходит реализация определенных интересов и потребностей личности. Выделяют несколько типов прав: гражданские (личные), социальные, культурные, экономические, политические, экологические и информационные.
Гражданские (личные) права включают все правомочия, которые способны отражать естественные начала права. Они способны обеспечивать индивидуальность и оригинальность человека в его отношениях с государством и обществом. В число таких прав можно включить право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность и неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиты своей чести и доброго имени, тайны переписки, переговоров по телефону, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право свободного передвижения, право выбирать место пребывания и жительства и др.
Экономические права представлены правомочиями, которые отражают экономические аспекты естественных прав людей. С их помощью обеспечивается хозяйственная автономность и взаимосвязь индивидов друг с другом и обществом. В число таких прав можно включить право частной собственности, права по владению, пользованию и распоряжению имуществом (лично и вместе с другими лицами), участвовать в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, вести предпринимательскую деятельность и др.
С помощью политических прав определяется возможность граждан участвовать в государственном и общественном управлении.
В число таких прав входят: право на гражданство, определения и указания своей национальной принадлежности, объединения (создания профессиональных союзов с целью защиты собственных интересов), проведения собраний, митингов и демонстраций, участия в государственном управлении (непосредственно или с помощью представителей), обращения в органы государства и др.
Социальные права способны отражать степень материального развития определенной страны или общества, включая их способность обеспечения достойного уровня жизни и социальной защищенности человека (право трудиться, социальное обеспечение, право на жилище и отдых, охрана здоровья и медицинская помощь).
Культурные права оказывают влияние на духовные и культурные отношения. Они характеризуют самобытность и независимость формирования духовного личностного мира (право пользоваться родным языком и свободно выбирать язык общения, свобода вероисповедания, право получить образование, свобода творчества, право получать доступ к культурным ценностям и др.).
Экологические права предназначены для обеспечения нормальных условий проживания людей на Земле в целом и на конкретной территории в частности. Подобные права включают право на благоприятную окружающую среду, достоверные сведения о ее состоянии, возмещения ущерба здоровью или имуществу по причине экологических правонарушений.
Появление информационных прав характерно для новой эпохи развития личности и общества (свобода слова и мысли, право поиска, получения, передачи, распространения информации любыми законными способами, свобода массовой информации).
Опыт истории совместного проживания людей дает возможность выявить закономерности развития прав, специфические и общие принципы их формирования и реализации.
Для этого процесса характерны несколько особенностей:
Права человека — это неотъемлемые свойства всех людей и существенный признак их бытия.
Государство не «дарит» права, а осуществляет их закрепление в законодательстве, обеспечивая реализацию. Если это происходит, то государство считается правовым. Когда происходит игнорирование естественных прав человека или их ущемление (уничтожение, препятствия осуществления), создание условий для реализации прав лишь определенной группе, то государство признается анти демократическим (авторитарным, тоталитарным).
Вместе с понятием «прав» употребляют и категорию «свобода» (мысли, слова, совести, вероисповедания и др.). В соответствии со смыслом и содержанием эти категории считаются равными. Литература и законодательство также используют понятия «права гражданина», «права личности».
Статус иностранных граждан и апатридов, находящихся в РФ без документов, урегулирован
Вступили в действие поправки в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ и отдельные законодательные акты в части регулирования правового статуса апатридов (Закон от 24 февраля 2021 г. № 22-ФЗ, вступил в силу спустя 180 дней после подписания).
Как ранее писала «АГ», соответствующий законопроект (№ 948528-7) был разработан с целью урегулирования правового статуса лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории России и не имеющих документа, удостоверяющего личность.
В пояснительной записке указывалось, что ст. 101 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, появившаяся в 2013 г. и предусматривающая специальную процедуру установления личности иностранного гражданина или апатрида, не имеющего действительного удостоверяющего личность документа, значительно облегчила урегулирование правового статуса иностранных граждан в России. Однако после идентификации на основании указанной нормы лицо без гражданства не получает документ, удостоверяющий личность.
При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ № 14-П/2017 по делу Ноэ Мсхиладзе указано, что законодатель вправе установить специальный миграционный статус лица без гражданства, в отношении которого постановление о принудительном выдворении за пределы России не может быть исполнено в связи с отсутствием государства, готового его принять, а также предусмотреть создание механизма надзора (контроля) со стороны уполномоченных органов за лицами, в отношении которых применение обеспечительной меры в виде содержания в специальном учреждении отменено.
Содержание поправок
Так, п. 1 ст. 2 Закона дополнен абз. 7 о том, что временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ – документ, выданный апатриду в подтверждение его личности и временного пребывания в России. Он не может быть выдан в форме электронного документа. Абзац 10 был скорректирован. Согласно новой редакции временно пребывающий в России иностранный гражданин – лицо, находящееся в РФ на основании визы или прибывшее в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту (за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ), либо временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Кроме того, теперь это абз. 11.
В п. 1 ст. 5 внесено дополнение, касающееся срока временного пребывания в России указанных категорий лиц, который определяется сроком действия соответствующего документа.
Закон также дополнен ст. 5.2 о временном удостоверении личности лица без гражданства в РФ. Статья содержит 8 пунктов. В частности, установлено, что временное удостоверение личности выдается в случае отсутствия у апатрида документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Россией в этом качестве, а также при отсутствии государства, в которое апатрид может выехать из России при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении него решения об административном выдворении, депортации или реадмиссии. Такой документ может быть выдан в том числе в форме карты, которая также содержит электронный носитель биометрической информации, и может использоваться госорганами для идентификации лица без гражданства с помощью биометрии. Срок действия документа – 10 лет.
Определены также порядок выдачи временного удостоверения личности, а также основания для замены и аннулирования. Так, удостоверение не выдается (аннулируется) при установлении факта сообщения апатридом заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов при подаче заявления, а также при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства или государства, готового принять его, либо в случае, если апатрид имеет или получил разрешение на временное проживание (вид на жительство).
Также отмечается, что указанные лица не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение иммиграционных правил, а также незаконное осуществление трудовой деятельности в РФ, если такие нарушения были выявлены при подаче ими заявления об установлении личности или о выдаче временного удостоверения личности.
Статья 6 Закона дополнена п. 3.1 о том, что без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано лицу, имеющему временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, а также лицу без гражданства, постоянно проживавшему на территории Украины, признанному беженцем либо получившему временное убежище на территории России.
В ст. 10.1 об установлении личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, включен п. 12. В нем указано, что по результатам проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются ему. Копия заключения об установлении личности вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления заключения.
Статья 31 дополнена п. 12.1 о том, что в случае выдачи лицу временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ решение о его депортации подлежит отмене уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации о выдаче временного удостоверения.
Скорректирован п. 4 ст. 35.1 об основах содержания иностранных граждан в спецучреждениях. Поправками установлено, что такое лицо содержится (пребывает) в спецучреждении до его административного выдворения за пределы РФ, депортации или отмены соответствующего решения, передачи иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии или прекращения реадмиссии, до его выезда за пределы России в порядке, предусмотренном законодательством РФ, либо до выдачи ему в порядке, предусмотренном ст. 5.2 Закона, временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ.
Корреспондирующие изменения внесены в законы о порядке выезда из РФ и въезда, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и о полиции.
Адвокаты оценили значимость изменений
По мнению адвоката КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Анны Минушкиной, комментировавшей «АГ» поправки на стадии проекта, вступивший в силу закон является более конкретным по отношению к внесенному в Госдуму проекту: конкретизированы основания для получения временного удостоверения личности лица без гражданства, указан порядок подачи заявления о выдаче временного удостоверения личности в случае, если лицо находится в административном учреждении, более детально прописан порядок установления личности в ситуации, если в установленные сроки не поступили ответы на запросы, – в таком случае установление личности происходит по имеющимся документам. «В числе существенных изменений – увеличение срока действия временного удостоверения личности лица без гражданства до 10 лет, указаны новые основания для аннулирования ранее выданного документа», – пояснила она.
Адвокат отметила, что такое основание, как предоставление ложных сведений о себе и предоставление поддельных и подложных документов при предъявлении заявления о выдаче временного удостоверения лица без гражданства, на практике порождает огромное количество проблем и злоупотреблений. «Поэтому крайне важно, что согласно принятому закону по данному основанию удостоверение личности может быть аннулировано только при установлении у лица гражданства иной страны. Однако не конкретизировано, каким образом данный факт должен быть установлен (в судебном порядке или нет)», – обратила внимание Анна Минушкина.
Также, отметила она, принятый закон содержит норму, запрещающую привлекать к административной ответственности при выявлении нарушения при предъявлении лицом заявления об установлении личности: «Безусловно, это положительный момент, поскольку лица, не имеющие документов, “боятся” начинать легализовываться именно по причине возможного привлечения к ответственности и неблагоприятных последствий». В то же время Анна Минушкина обратила внимание, что закон не содержит порядка отмен постановлений судов об административном выдворении. По ее мнению, наиболее правильным представляется внесение изменений в КоАП РФ по данному вопросу, и, как он будет решаться на практике, станет понятно позже.
«Почти 30 лет прошло с момента распада СССР. По разным причинам наши бывшие соотечественники не смогли урегулировать свое правовое положение в новом государстве – Российской Федерации, – заметила адвокат АП Ивановской области Ирина Соколова. – Длительное время, десятки лет, такие лица проживали в России без каких-либо документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих право на пребывание или проживание здесь. Они абсолютно не имели возможности реализовать никакие человеческие права: ни право на труд, ни на социальное и пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, образование, заключение брака, совершение сделок по приобретению имущества, открытию банковского счета и пр. По той же причине они часто подвергались задержанию сотрудниками полиции для установления личности».
Адвокат добавила, что в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан апатриды приравниваются к иностранным гражданам. На них распространяются в том числе обязанности покинуть Россию по истечении установленного законом общего срока пребывания. «Такая обязанность для лиц без гражданства невыполнима в силу объективных причин, так как ни одно государство не готово их принять», – подчеркнула Ирина Соколова. Госорганы и суды, пояснила она, не учитывали данные обстоятельства и принимали решения о высылке в любой форме, руководствуясь исключительно формальными положениями закона, помещая их в спецучреждения камерного типа для временного содержания иностранных граждан.
«Если иностранные граждане имели возможность в достаточно короткие сроки покинуть ЦВСИГ и вернуться на родину, то апатриды задерживались там и на год, и на два. Причем задержания могли повторяться неоднократно в разных регионах страны, если такое лицо вдруг решило путешествовать по стране, съездить в гости к родным и знакомым. Отсутствие у них документа, удостоверяющего личность и право пребывать в РФ, серьезно ограничивало их право на свободу передвижения – они не имели возможности купить билет на автобус, поезд, самолет, поселиться в гостинице, – рассказала адвокат. –Принятие указанных поправок разрешило значительную часть проблем лиц без гражданства».
Во-первых, пояснила она, теперь такие лица получат временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, которое предотвратит необоснованные задержания со стороны сотрудников полиции под предлогом установления их личности.
Во-вторых, лицо, получившее временное удостоверение лица без гражданства, подлежит немедленному освобождению из спецучреждения для временного содержания иностранных граждан, подлежащих выдворению. «В отношении такого лица почти незамедлительно отменяются всякие решения о высылке: об административном выдворении, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания и неразрешении въезда. Нет необходимости обращаться в судебные органы о признании их незаконными и отмене. Судебные процедуры очень длительные и затратные. Лица без гражданства в силу своего бесправного положения не в состоянии нести такие расходы, – подчеркнула Ирина Соколова. – Законодатель упростил процедуру отмены таких решений, установив для госорганов, их принявших, обязанность отменить их в пятидневный срок».
В-третьих, наличие удостоверения позволит таким лицам свободно передвигаться по территории России.
В-четвертых, они смогут получить разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности в РФ, а также разрешение на временное и постоянное проживание здесь.
«Полагаю, в будущем, после внесения соответствующих поправок в другие законы – например, в Закон об актах гражданского состояния, – временное удостоверение лица без гражданства РФ позволит таким лицам заключать браки, внести сведения о них как о родителе в свидетельство о рождении ребенка и пр. Пока таких поправок не внесено, и эта сфера личной и семейной жизни для апатридов недоступна, как и многие сферы жизнедеятельности человека», – обратила внимание адвокат.
Конечно, добавила она, данных поправок недостаточно, но появилась надежда, что они повлекут другие, более существенные изменения в урегулировании положения апатридов. «Уже сейчас они очень активно проявляют инициативу в получении временного удостоверения лица без гражданства, обращаясь в миграционные органы. Последние пока еще не готовы провести необходимые процедуры по установлению личности, установлению наличия или отсутствия гражданства (подданства) иностранного государства, поскольку в настоящее время не принято никаких подзаконных актов в виде административных регламентов МВД России, не определены сроки и порядок проведения процедуры по выдаче удостоверения. Предполагаю, что на практике реализация поправок будет затягиваться территориальными органами в сфере миграции», – заключила Ирина Соколова.