Что такое прайминг в психологии
Прайминг-эффект, или Психологическое программирование в маркетинге
Эффект прайминга. Что это?
Прайминг от английского слова «priming» — грунтовка. Ничего не понятно и можно лишь догадаться, что имеется в виду некая основа, которая задает направление и стиль дальнейших действий. Поэтому лучше возьмем глагол «to prime» — предугадывать, инструктировать заранее. Эффект прайминга еще называют эффектом предшествования или фиксированием установки. И вот уже становится понятнее про грунтовку.
Прайминг — термин в психологии, который обозначает механизм памяти, при котором мозг интерпретирует новые сведения в контексте ранее полученных. То есть обработка новой информации о предмете, явлении, событии или человеке происходит на основе уже имеющихся данных, а не с нуля. Priming-эффект прайминга везде и всюду, потому что жизнь — это череда событий, которые отражаются на последующих действиях и мыслях. Например, после просмотра фильма ужасов страшно ходить по квартире, хотя в ней ничего не изменилось, это был всего лишь фильм, просто фильм…
Как работает прайминг?
Прайминг — это постоянная игра на восприятии человека: его действия и реакции на фразы, изображения и прочие варианты взаимодействия. Это способ добиться позитивного опыта человека, расположить его к бренду и продукту.
Триггеры — это прайминг. Слова или жесты, песни, предметы — что угодно. Заиграла песня Фрэнка Синатры «Let it snow», и все сразу вспомнили, что надо успеть купить подарки близким, продумать угощения на стол и отправить отчеты до начала праздников. Или подумали: «Кто и зачем включил эту песню, ведь сейчас только сентябрь?».
Стереотипы — это прайминг. Например, вон того хмурого товарища, который прикрывает свое лицо кепкой и бездельно стоит в темном переходе, лучше обойти стороной.
Ассоциации — это прайминг. Человек открывает банку малинового варенья и вспоминает, как бабушка в детстве пекла пироги с малиной. Человек хочет позвонить бабушке, поделиться теплыми воспоминаниями о детстве и сказать бабуле, как любит ее до небес и обратно.
Список продуктов будет проще восприниматься, если заранее сказать: «Пойду в магазин за едой и куплю. ». То есть мысль сразу будет связана со словами, которые обозначают нечто съедобное. А если в этом списке будет слово «стол», то человеку потребуется время для понимания, зачем там «стол» и что хотел сказать автор: стол никак семантически не связан со списком продуктов, поэтому и распознаваться будет дольше.
Исследования прайминга
Известное исследований priming-эффекта было опубликовано 1996 году и принадлежит социальному психологу Джону Баргу*. Один эксперимент описан в книге Малкольма Гладуэлла «Озарение. Сила мгновенных решений». Суть эксперимента заключалась в реакции испытуемых на перечисление триггерных слов.
Участникам экспериментальной группы выдали карточки со словами, относящимися к теме старости: старые, одиночество, серое, эгоистично, беспокоит, сентиментальные, мудрые, упрямые, вежливые, пенсия, морщины, строгие, традиционные, консервативные, зависимые. Контрольная же группа получила список нейтральных слов.
Участников и экспериментальной группы, и контрольной группы собрали в общем помещении. В ходе эксперимента выяснилось, что люди из экспериментальной группы стали двигаться гораздо медленнее, хотя им и было 18-20 лет. Флер старости сделал свое дело.
Проводился подобный эксперимент, только испытуемым давали список «грубых» слов. По итогу исследования у участников заметно проявлялась нетерпимость — они прерывали организатора и вели себя беспокойно и напряженно.
Описаны также исследования иррационального поведения человека в книге Даниэля Канемана «Думай медленно. Решай быстро». Многие из них напрямую связаны с праймингом. Например, эксперимент о влиянии стыда на направление мысли. Участников попросили подумать о чем-то постыдном, а после заполнить пробелы в слове типа «м__о». Большинство написали слово «мыло». Исследователи сделали вывод, что участникам захотелось отмыться от мыслей. Получается, что увеличить продажи чистящих средств можно через вызывание «грязных» мыслей словами или изображениями.
Виды прайминга
Прайминг-эффект делится на несколько категорий в зависимости от характера предметов:
Использование прайминга в рекламе
Прайминг — манна небесная для маркетологов. Он дает контекст: сначала берется проблема, которая есть или можно возникнуть, далее формируется отношение к этой проблеме, а потом возможный вариант решения. Именно этим вариантом решения и оказывается рекламируемый продукт → привлекается пользователь → повышается конверсия → увеличиваются продажи → появляется неимоверная радость на лице бизнесмена.
Время для магазина на диване. В «Друзьях» была серия, где Джоуи снимался в рекламе гейзеров для пакетированного молока:
— Друзья, с вами такое случалось? Вы подходите к холодильнику, чтобы выпить стаканчик молока, но проклятый пакет невероятно трудно открыть!
— Лучше не напоминай, Майк. (рвет пакет, молоко выливается на стол) Должен же быть способ получше!
— И он есть, Кевин! Вы никогда больше не оболъетесь, вскрывая молочные пакеты. Знакомьтесь, «МилкМастер 2000»! Учтите, он никогда раньше не пользовался нашей продукцией — вы увидите, как это легко и просто. Устройство подойдет к любому пакету!
— Как это просто! Теперь я могу пить молоко каждый день!**
Продано.
Рейчел в этой же серии использует «МилкМастер 2000» — да, реклама работает.
Яркие стимулы помогают лучше запомнить последующие слова или действия. Когда потребитель эмоционально заряжен, компании будет проще вовлечь его в свою игру и продать ему товар. Если герой пафосно закуривает сигарету фирмы Lucky Strike после мощной битвы, то и эффект от этого будет куда сильнее, чем закури он ее во время прогулки.
Никому не интересно, что в Пермской школе выдали бесплатно форму для физкультуры. Лучше расскажите про скандал в королевской семье. А после можно рассказать про историю семьи, ее вкусы и стиль, ее твидовые пиджаки, которые как раз поставляет ваш бренд.
Реклама, чтобы она работала и запоминалась, должна вызывать эмоции: страх, зависть, гнев, похоть, радость, смех, умиление, ностальгию, тщеславие, жалость.
Сначала надо эмоционально разгорячить потребителя, а потом уже на эту основу надежно ставить мысль и продукт. Так информация, которая по вашему мнению должна закрепится у пользователя, как раз закрепится.
Сначала едем в магазин за шашлыком, потом добираемся на электричках до дачи в дикую жару, еле находим нужный арендованный домик, раскладываем все вещи и покупки, и только после этого приключения, когда кажется уже ничего не поможет воспрять духом, берем освежающую и красивую бутылочку колы. Пшшш. Глоток. Улыбка. И можно идти готовить спокойно мяско и купаться в бассейне.
Существует такое явление, как случайный прайминг. Он зависит от контекста, который невозможно контролировать. Он может как сыграть на руку, так и значительно снизить продажи и даже вызвать критику в сторону бренда.
Рекламу новой коллекции натуральных шуб можно показать сразу после фильма о проблеме жестокого обращения человека с животными. Бренд прекрасно запомнится, только не в лучшем свете.
Попадание в целевую аудиторию, верно сформулированное полезное действие продукта и достоверная история его использования, где он решает проблемы пользователей, — всё, что нужно.
Влияет ли прайминг на конверсию?
Безусловно прайминг влияет на конверсию. При его помощи можно добиться определенного восприятия продукта или конкретных действий потребителя на пользовательском пути.
Креативное использование ассоциаций или триггерных слов и изображений для настройки читателя на ожидаемый опыт. Например, реклама курсов для детей и взрослых, а на фотографии изображены только дети. Не надо так. Это оттолкнет важную часть целевой аудитории — покажите правдивые и полные информации иллюстрации к тексту.
Настроить на нужные действия потребителя, повысить конверсию можно при помощи контрастных указателей. Покажите стрелочкой, что промокод на первое бесплатное занятие находится в конце поста. Стрелочка сама по себе уже задает направление движения глаз, пользователь будет читать дальше пост гораздо охотнее, чем без этого маленького элемента.
Использование прайминга в дизайне
Прайминг хорош в любом дизайне, если грамотно его применять: знать свой продукт, свою ЦА и ее потребности.
Магазин с эко-товарами лучше обставить мебелью из натуральных материалов или из переработанного пластика. Сделать простой и минималистичный интерьер в природных спокойных цветах. Не использовать пластиковые пакеты, а только крафт или холщовые сумки. Максимально все сделать так, как нравится целевой аудитории.
Сверстанный на бесплатной платформе сайт по шаблону, который продает элитные часы и кожаные аксессуары, не привлечет желаемую аудиторию и вызовет недоверие к компании. Статусные вещи надо представлять в соответствующем дизайне — это касается и веб-сайта, и офлайн-магазина.
Возможные сложности
Как и любой маркетинговый инструмент, прайминг трудно прогнозировать. В теории все варианты хороши, но в реальности дело может пойти иначе: меняется рынок, восприятие потребителей.
Вспомнить хотя бы британскую водку «Novichok». Ее выпустил бренд Bristol Dry Gin после того, как здоровье Скрипалей улучшилось, но внезапно разразился второй скандал — отравление двух британцев. Компания не могла это предугадать и своей рекламой задела большую часть аудитории, хотя рассчитывали как раз снизить уровень стресса.
Все теории priming-эффекта надо тестировать и смотреть на результат — невозможно управлять миром и мыслями человека. Оно и к лучшему.
Заключение
Прайминг — рабочий инструмент маркетинга, для результативности которого надо уверенно знать целевую аудиторию бренда. Пробуйте разные тактики, играйтесь со сторителлингом, продумывайте шаги потребителей, чтобы оставить положительное впечатление о компании и продукте.
* — отчет об исследовании: John Bargh, Mark Chen and Lara Burrows, «Automaticity of Social Behavior: Direct Effects of Trait Construct and Stereotype Activation on Action», Journal of Personality and Social Psychology 71, no. 2 (1996): 230–244.
Прайминг: Что это такое и как он работает
Экология жизни. Психология:Если у Вас есть подозрение, что Вами манипулируют с помощью прайминга, сделайте простую вещь.
Представьте себе, что перед важным экзаменом в университете Вы сидите в коридоре в ожидании того момента, когда откроется дверь в аудиторию. И тут к Вам подсаживается человек, который затевает с Вами разговор на какую-то отвлечённую тему. Например, о том, как здорово быть преподавателем в университете, заниматься научной работой и помогать студентам стать профессионалами. Или же, например, о том, как прикольно быть футбольным фанатом, дудеть в дудку и кидаться бутылками с трибуны, а после матча пить пиво и затевать драки с болельщиками других команд.
Обсуждает он это с Вами буквально три минуты, потом уходит. а ещё через четверть часа или полчаса начинается экзамен. Как Вы думаете, мог ли этот трёхминутный разговор повлиять на Ваши результаты на экзамене?
Практика показывает, что ещё как мог. В психологическом эксперименте, где группу студентов разделили случайным образом на две части, и одной половине предложили подумать о работе профессора в ВУЗе, а другой – о жизни футбольного фаната, результаты в итоге были разными. Студенты из первой группы ответили в среднем на 56% вопросов экзамена, а студенты из второй – только на 43% вопросов. Это разница между пройденным и проваленным экзаменом.
Так работает прайминг – один из самых интересных способов манипуляции Вашим сознанинем.
Что такое прайминг и как он работает
В начале XX века вратарь чешской сборной Франтишек Планичка славился умением уверенно отбивать пенальти даже лучших бомбардиров. Когда в его ворота назначали одиннадцатиметровый, он как бы от огорчения срывал с головы кепку, швырял её в ворота и занимал свою позицию. Девять раз из десяти футболист команды противника бил именно в тот угол ворот, куда улетела кепка.
С точки зрения психологии, это классический пример прайминга.
В конце XX века психологи обнаружили довольно занятную вещь. Если какие-то два события следуют одно за другим, впечатления от первого события очень сильно влияют на Ваше отношение ко второму, даже если логически эти события между собой никак не связаны.
Один из самых известных экспериментов в сфере прайминга заключался в следующем: людей просили написать на листке бумаги последние две цифры своего номера паспорта, или крутануть рулетку и записать номер, который выпадет. После этого им показывали какой-то товар (игрушку, электроприбор и т.п.) и просили их назвать наиболее вероятную цену, по которой этот товар продаётся в супермаркете.
Выяснилось, что цифры, записанные участником в первой части эксперимента, нередко появлялись и во второй части. Если на рулетке выпадало число 14, то пятью минутами позже человек говорил, что плюшевый медвежонок должен стоить в магазине 14 долларов – а человек, у которого выпало число 8, предполагал, что тот же медвежонок должен стоить 8 долларов и ни центом больше.
Логики в этом нет никакой – просто предыдущий опыт влиял на последующий.
Возвращаясь к примеру с разговором перед экзаменом – студентов из первой группы подтолкнули к тому, чтобы они подумали о человеке интеллектуальном, решающем сложные задачи, успешном на академическои поприще, и эти мысли настроили участников эксперимента на интеллектуальную работу. А студентов из первой группы настроили на мысли о действиях анти-интеллектуальных, раздолбайских – и на экзамен они отправились именно в этом настроении.
Прайминг сознательный и бессознательный
Прайминг может быть сознательным или бессознательным. Или, иначе, осознанным или неосознанным.
Можно управлять поведением людей в ситуации выбора за счёт предварительной подготовки с помощью рациональных аргументов. Это, например, часто делают адвокаты, постепенно подводя судью или присяжных к нужному мнению. Много примеров на эту тему можно найти в судебных выступлениях знаменитого российского адвоката Плевако.
Например, когда одну торговку судили за то, что накануне религиозного праздника она не закрыла магазин после положенного времени (как того требовал закон), Плевако пришёл в зал суда с небольшим опозданием, и в ответ на замечание судьи сказал: «У Вас на часах, Ваша честь, двадцать минут одиннадцатого? А на моих только пять минут. А у Вас, господин прокурор? Четверть одиннадцатого? А у секретаря?» После того, как судья убедился, что часы у всех показывают разное время, Плевако закрыл дело всего одной фразой: «Если уж мы – ответственные, образованные, важные люди – не можем выставить свои часы точно, то неужели мы осудим за то же самое простую лавочницу?»
Бывает же прайминг бессознательный, когда человек ни до, ни после не осознаёт, что на него было оказано влияние. Едва ли хоть один из сотни футболистов, которым доводилось бить по воротам Планички, поверил бы в то, что брошенная кепка вратаря управляла его поведением.
Бессознательный прайминг может осуществляться с помощью подбора слов или картинок, вызывающих в мозгу жертвы нужные манипулятору ассоциации.
Прайминг управляет интеллектом
Я уже рассказывал сегодня об эксперименте, где способность студента решать задачи усиливалась или ослаблялась всего лишь безобидным разговором о жизни профессора или о жизни футбольного болельщика. А вот ещё более жестокий эксперимент.
В университете выделили студентов, которые вышли из какой-то проблемной группы. Негров, людей с судимостями, бывших наркоманов и т.п. И разделили их на две группы. Одна просто проходила письменные экзамены, а студентов из второй группы перед экзаменом преподаватель спрашивал «Ты ведь родом из Гарлема (сидел в тюрьме, принимал когда-то наркотики), верно?» – и только после этого выдавал листки с заданием.
Вторая группа гораздо хуже справлялась с заданиями экзамена, причём совершенно неважно, по какому предмету был экзамен. Напоминание о неблагополучном прошлом мгновенно переключало мозг студента на мысли о своих проблемах, недостатках и слабых сторонах, и это подрывало его уверенность в себе, а как следствие – способность решать задачи.
Прайминг управляет агрессией
Ещё в одном известном эксперименте людям сперва предлагали сыграть в игру, где надо было вытаскивать из колоды карточки с разными словами и раскладывать их по игровому полю, а затем, во второй части эксперимента, тем же людям предлагали высказать своё мнение по поводу одного из политиков. Однако половине участников эксперимента подсовывали карточки с эмоциональными, агрессивными словам («убийца», «война»), а второй половине – карточки со словами нейтральными («погода», «переместить»).
В результате, высказывания тех людей, которым показывали карточки с эмоциональными словами, оказывались гораздо более агрессивными, резкими и оценочными, чем высказывания тех людей, кто в игре доставал карточки нейтральные. Хотя к политику, которого предлагалось оценить, и даже к политике вообще игра никакого отношения не имела.
Прайминг управляет самочувствием
Ещё интереснее выглядит эксперимент, в рамках которого людей просили в течение 15 минут дополнять предложения, из которых убраны отдельные слова. Однако и тут участников поделили на две группы, одной из которых давали завершать фразы, включающие в себя слова, связанные со старостью («старик», «трость», «дряхлый», «морщины», «дом престарелых», «пенсия», «пожилая»), а другой половине предлагали аналогичные фразы с нейтральными словами.
Так, первой группе предлагали завершить фразы «Старик переходит улицу по пешеходному ______» и «Пассажир забыл в _______ метро свою трость», в то время как вторая группа получала фразы «Мужчина переходит улицу по пешеходному ______» и «Пассажир забыл в _______ метро свой зонт».
Когда после 15 минут людей выпускали из аудитории, представители первой группы шли по коридору до входной двери гораздо медленнее, чем представители второй – хотя до начала эксперимента они двигались с одинаковой скоростью.
Прайминг управляет интересом
Ещё одно исследование, посвящённое праймингу, показало, что если человек смотрит подряд две видеозаписи – телепрограмму по экономике и выступление кандидата в президенты – в речи политика больше внимания зритель уделяет экономическим аспектам.
Однако если заменить программу по экономике на криминальную хронику, внимание переместится на ту часть речи политика, где он говорит о власти закона. Если в качестве замены выступает фильм о терроризме, то при просмотре выступления политика внимание зрителя уйдёт на рассуждения о национальной безопасности. И так далее.
Точно так же можно заставить людей замечать в большой картине те или иные детали, предварительно поговорив с ними о синих бабочках или о красных яблоках – соответственно, первый человек заметит на картине больше синих элементов, а второй – красных.
Как защититься от прайминга
Перво-наперво, важно понимать, что сам по себе прайминг не может заставить Вас сделать что-то противоестественное. Невозможно с помощью прайминга заставить Вас съесть гвоздь или сменить сексуальную ориентацию.
Скорее, прайминг позволяет в ситуациях, когда Вы можете сделать выбор между А и Б, причём и тот, и другой варианты естественны и приемлемы для Вас – купить девушке цветы или шоколад, прервать разговор коллег или подождать его завершения, пройти по коридору быстро или медленно, уехать в отпуск в Париж или в Лондон – склонить чашу весов в нужную манипулятору сторону. Или подкорректировать впечатление от Вашего бизнеса или Вашего товара в нужную Вам сторону
Хотите продать больше французского вина – ставьте в супермаркете французский шансон, хотите продать больше итальянского вина – крутите песни Челентано/ Хотите, чтобы продукты в супермаркете воспринимались как свежие – выставьте на входе живые цветы. И так далее.
Так что бояться прайминга сверх меры не стоит. Но если у Вас есть основания считать, что где-то Вы подвергаетесь его воздействию, и Вам хотелось бы защититься от этой манипуляции, то помните, что главный ключ здесь – осознанность и вдумчивость.
Поэтому если у Вас есть подозрение, что Вами манипулируют с помощью прайминга, сделайте простую вещь. Отложите принятие решения на некоторое время. И затем обдумайте всё, что касается Вашего выбора, с самого начала, сосредоточившись только на этой проблеме и не отвлекаясь на другие.
Рецепт простой – но он и правда работает. опубликовано econet.ru
Автор: Александр Левитас
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Как использовать эффект прайминга, чтобы оптимизировать конверсию?
Одна из наиболее популярных маркетинговых стратегий на сегодняшний день — это прайминг. В психологии прайминг — это «явление имплицитной (скрытой) памяти, при котором реакция на действие данного стимула оказывает влияние на реакцию, возникающую в ответ на последующие стимулы».
Другими словами, прайминг — это воздействие наших скрытых (часто неосознанных) воспоминаний или ассоциаций на другие последующие наши действия. Эффект прайминга позволяет вам распознать верблюда на изображении ниже еще до того момента, как рисунок завершен:
Пожалуй, наиболее известное исследование прайминга принадлежит Джону Баргу (John Bargh), опубликованное в 1996 году. Малкольм Гладуэлл (Malcolm Gladwell) в своей книге «Озарение. Сила мгновенных решений» («Blink: The Power of Thinking Without Thinking») описал один из экспериментов, проведенных Баргом:
Участникам эксперимента был дан перечень слов, ассоциирующихся с пожилыми людьми: старые, одиночество, серое, эгоистично, беспокоит, сентиментальные, мудрые, упрямые, вежливые, пенсия, морщины, строгие, традиционные, консервативные, зависимые и др. В свою очередь, контрольной группе дали список нейтральных слов. По итогам проведенного исследования было обнаружено, что те участники, которым были даны слова, связанные с пожилыми людьми, уходя с эксперимента, передвигались гораздо медленнее, нежели участники из контрольной группы.
В ходе другого подобного эксперимента испытуемая группа, настроенная с помощью соответствующих слов на «грубость», проявляла нетерпимость, постоянно прерывая организатора.
Виды прайминга
Рассмотрим существующие виды прайминга:
В целях улучшения UX и оптимизации конверсии наиболее применимы перцептивный и концептуальный виды прайминга, а также повторный прайминг для длинных продающих текстов.
Наиболее известные исследования прайминга
Если вы посвятили достаточно долгое время изучению оптимизации конверсии, то, вероятно, уже читали или слышали о книге Даниэля Канемана «Думай медленно. Решай быстро» («Thinking Fast and Slow» by Daniel Kahneman).
Это своего рода библия поведенческой экономики (behavioral economics), содержащая в себе множество интересных исследований, казалось бы, иррационального поведения человека. Большинство из них имеет отношение к праймингу.
В ходе одного из упомянутых в книге экспериментов участников попросили дополнить фрагменты слов «м_ _ь» и «м_ _о», предварительно вспомнив о каком-то постыдном поступке в своей жизни. В большинстве случаев они образовывали слова «мыть» и «мыло». Более того, аналогичный эксперимент показал, что одна мысль о том, чтобы ударить сотрудника ножом в спину, вызывает у людей желание покупать мыло, дезинфицирующее или чистящее средство, а не батарейки или жевательную резинку, к примеру.
По результатам еще одного исследования было обнаружено, что люди более склонны к занятию благотворительностью после «настройки» на идею Бога.
Какое отношение имеет прайминг к оптимизации конверсии?
Грамотно применив эффект прайминга, вы можете запрограммировать пользователя на определенный способ мышления или склонить его к нужному вам выбору.
Можно выделить 3 способа применения прайминга с целью улучшения пользовательского опыта и, соответственно, конверсии:
1. Предотвращение случайного отрицательного прайминг-эффекта
2. Настройка на прототипичность (prototypicality) и ожидаемый опыт (expected experience)
3. Настройка на определенные действия в ходе пользовательского пути (user flow)
1. Предотвращение случайного прайминга
Уделите особое внимание элементам вашего лендинга. Иногда они могут вызывать у посетителя ненужные вам мысли.
Представьте, что пользователь собирается совершить покупку и вдруг видит поле, предлагающее ввести код купона. У него тотчас же появится мысль о том, чтобы сэкономить, хотя до этого момента она могла вовсе не возникать. В результате пользователь покидает страницу оплаты и начинает искать промокод. А если он не может найти его, у него появляется так называемый «страх упустить нечто важное» (FoMO, fear of missing out), в данном случае выгоду. В итоге — неоплаченная корзина.
Другой пример — упоминание «триггерных» слов (trigger words), порождающих инстинктивную реакцию. Допустим, к вам в дом пришла уборщица и между делом сказала, что не собирается ничего красть у вас. Ваша первая мысль? С большой долей вероятности вы решите, что она точно собирается обокрасть вас! Упоминание слова «спам» рядом с формой подписки может иметь аналогичный эффект. Пример из кейса ContentVerve.com:
Во втором случае, где есть фраза «100% конфиденциальность — мы никогда не будем отправлять вам спам», количество подписок снизилось на 18,7 %
2. Настройка на ожидаемый опыт
Посетители лендингов принимают решения, основываясь на своих первых впечатлениях, поэтому крайне важно, чтобы все элементы сайта верно отображали идею вашего проекта. Обратите внимание на следующий пример:
Это сайт частной школы, в которой обучаются дети в возрасте 6-13 лет. Однако на всех имеющихся изображениях мы видим только совсем маленьких детей, возможно даже дошкольного возраста. В результате у посетителей может сложиться впечатление, что данное учебное заведение либо для дошкольников, либо в лучшем случае для детей начальных классов.
Второе, на что следует обратить внимание, — это пользовательский интерфейс сайта, а говоря конкретнее, необходимо учитывать сложившиеся стереотипы по поводу того, как должен выглядеть определенный сайт (прототипичность).
Прежде разница между сайтами для малого и крупного бизнеса была намного более очевидна, чем сейчас благодаря тому же WordPress или Wix. Тем не менее вы все еще можете различить их довольно часто по внешнему виду:
3. Настройка на определенные действия
Если вы хотите, чтобы пользователь выполнил конкретное действие в самом начале своего «пути», вы можете настроить его на это, разместив определенное изображение. Дэвид Теодореску (David Teodorescu) приводит хороший пример креативного прайминга:
«Допустим, у вас есть мобильное приложение для шоппинга, предусматривающее пошаговую инструкцию при его первом запуске. Один из экранов демонстрирует, где располагается раздел «категории». Рядом с текстом инструкции пользователь также видит симпатичную синюю иконку iPhone, единственной очевидной функцией которой, казалось бы, является сопровождение текста.
В действительности, иконка создает здесь прайминг-эффект, в результате которого пользователь, попав в раздел «категории», в первую очередь кликнет по синей категории «электроника».
Ограничения прайминга
Разумеется, прайминг не является панацеей. Более того, существует много споров относительно фактической эффективности использования прайминга за пределами академического мира.
Гэри Гуттер (Gary Gutter), профессор философии в Университете Нотр-Дам, высказал свое мнение на этот счет:
«Мы знаем, что прайминг имеет поразительные результаты в весьма упрощенных и контролируемых лабораторных условиях, где субъекты исследований подвергаются воздействию ограниченного набора факторов. Однако очень трудно предугадать, как значимые факторы прайминга (мысли о деньгах, большие цифры, абстрактные вопросы) поведут себя в реальной жизни, неконтролируемой среде, в которой может наблюдаться конфликт различных факторов. К тому же нельзя быть уверенными, что даже самый сильный прайминг-эффект будет длиться долго».
А вот что написал по этому поводу Эндрю Д. Уилсон (Andrew D. Wilson), доктор философии, в своей статье для портала Psychology Today:
«Социальный прайминг — это побуждающая система с большим количеством возможных вариантов действий. Одни и те же люди будут по-разному реагировать на один и тот же стимул в разное время, так как в каждый конкретный момент они представляют из себя системы определенной «формы».
Это усугубляется тем, что исследования социального прайминга, как правило, являются межгрупповыми, и разные люди больше отличаются друг от друга, чем одни и те же люди в разное время. Поэтому я, честно говоря, не удивлен, что социальный прайминг дает базовый эффект, а конкретные попытки при этом показывают крайне изменчивые результаты».
Заключение
Применение прайминга может значительно улучшить показатели вашей конверсии.
Во-первых, иконки и другие элементы сайта могут быть использованы для побуждения пользователей к определенным, нужным вам, действиям.
Либо же вы можете настроить пользователей на ожидание высокого уровня сервиса при помощи хорошего «чистого» дизайна и удобной навигации.