Что такое предикативный словарь в логопедии
LV. Грамматический строй речи
Lll. Лексическая сторона речи
Это словарный запас.
Различают пассивный и активный словарь:
— Пассивный словарь – слова понимаемые ребенком.
— Активный словарь – слова используемые ребенком.
— номинативный – имена существительные,
Для оценки состояния пассивного словаря предлагаются инструкции:
— покажи, где собака (номинативный)
— покажи, кто лечит (предикативный)
— покажи красный шар (атрибутивный)
Для оценки активного словаря предлагаются инструкции:
— назови кто (что) это? (номинативный)
— скажи, что делает доктор? (предикативный)
— скажи шар какого цвета? (атрибутивный)
Включает в себя морфологический и синтаксический компоненты.
1. Морфологическая сторона речи – включает функции словоизменения и словообразования.
— Словоизменение связано с изменением грамматического значения слова, при этом его лексическое значение (предметная отнесенность) остается неизменным.
— При словообразовании производное слово имеет другое лексическое значение, по отношению к производящему слову. Словообразование осуществляется различными способами – префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный.
А. Словоизменение имен существительных по числам и падежам:
— образование множественного числа имен существительных в именительном падеже:
Материал: предметные картинки
— образование имен существительных во множественном числе родительном падеже:
платье – много платьев
кукла – много кукол
дверь – много дверей
— изменение имен существительных по косвенным падежам:
Именительный Кто? Что? (есть)
Родительный Кого? Чего? (нет)
Дательный Кому? Чему? (дам)
Винительный Кого? Что? (вижу)
Творительный Кем? Чем? (горжусь)
Предложный О ком? О чем? (думаю)
— употребление существительных с числительными 2 и 5
Б. Словоизменение имен прилагательных (по числам, родам и падежам)
В. Словоизменение глаголов (по лицам, числам в настоящем времени, по родам в прошедшем времени)
Г. Словообразование имен существительных
— образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами
— образование детенышей животных
Д. Словообразование прилагательных
— образование качественных прилагательных
— образование относительных прилагательных
— образование притяжательных прилагательных
Е. Словообразование глаголов
— образование приставочных глаголов
Синтаксис связан с изучением структуры предложений и словосочитаний.
Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей формирования интеллекта детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития детей в зависимости от состояния предикативного (глагольного) словаря.
В статье уделяется внимание таким важным проблемам, как влияние предиката на развитие вербально — логического мышления и связной речи, а также формированию лексической системности у детей с учётом представлений о предикате современной лингвистики и психолингвистики.
Предикативный (глагольный) словарь — это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке.
Развитие предикативной лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.
Определенный объем словаря, точность понимания значения слова и уместное употребление слова необходимы ребёнку для полноценного общения, для овладения чтением и в дальнейшем письмом.
Расширение словарного запаса происходит в процессе активного речевого общения, в первую очередь, со взрослым. Именно в процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли.
Одним из видов речи является внутренняя речь, характеризуемая абсолютной предикативностью.
Предикативность — это отнесение содержания предложения к действительности, проявляющееся лишь в составе текста.
Предикативностью называют также общее, глобальное логическое свойство всякого высказывания, а также свойство мысли, её направленность на актуализацию сообщаемого.
В теоретической лингвистике придаётся большое значение предикативности. В.В. Виноградов, С.В. Кацнельсон и др. отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации.
Поскольку предикат составляет основу внутренней речи и является одним из главных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативного словаря влияет на мышление ребёнка и на становление связной речи.
Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребёнка, на развитие мышления и вербальной коммуникации. Л. С. Выготский подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального мышления.
Для качественного развития словаря ребёнку необходимо овладеть синонимами и антонимами, фразеологическими оборотами. Поскольку большинство глаголов в русском языке многозначны, то ребёнку необходимо различать значение слова в контексте. В зависимости от отношения говорящего к высказыванию, слова приобретают эмоциональную окраску. Ребёнку необходимо различать тончайшие оттенки семантики. Последовательность усвоения ребенком глаголов определяется их семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.
Таким образом, дошкольнику необходимо постичь долгий и трудный процесс познания родного языка, чтобы приобщиться к культуре общества и начать формироваться полноценной «языковой личностью».
Итак, каким же образом взаимозависят состояние интеллекта и предикативного словаря у детей с системной речевой патологией и у детей с системной психической патологией?
Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
При ОНР интеллект ребёнка сохранен, что даёт ему возможность усваивать смысловой компонент слова. Дети с данной речевой патологией могут объяснить значение глагола.
Характерными трудностями для детей с ОНР при актуализации предикативного словаря являются:
Нарушение предикативного словаря у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
В отличие от детей с ОНР, дети с ЗПР затрудняются при объяснении значений глагола, что обусловлено задержкой развития мышления.
Выше указывалось на многозначность большинства глаголов русского языка. Этот факт особенно затрудняет актуализацию глаголов детьми с задержкой психического развития, так как они не понимают значение слова в контексте.
Исследования С.Г. Шевченко показывают, что низкая познавательная активность приводит к тому, что дети с задержкой психического развития значительно отстают по уровню развития лексической, грамматической и семантической сторон речи.
Для детей с ЗПР характерны следующие трудности:
Значительными различиями сформированности предикативного словаря у детей с ОНР и с ЗПР являются следующие:
Направления логопедической работы по развитию предикативного словаря
При проведении логопедической работы по развитию предикативной лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у детей с речевой патологией и со сложной структурой дефекта.
С учётом этих факторов формирование предикативного словаря проводится по следующим направлениям:
Солоцкая Ольга Николаевна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №6 Красногвардейского района,
г. Санкт- Петербург
Особенности развития предикативного словаря у детей с ОНР и ЗПР
Особенности развития предикативного словаря
у детей с ОНР и ЗПР
Предикативный (глагольный) словарь – вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета в данном языке. Развитие предикативной лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.
Поскольку предикат составляет основу внутренней речи и является одним из главных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативного словаря влияет на мышление ребенка и на становление связной речи. Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребенка, на развитие мышления и вербальной коммуникации. Л. С. Выготский подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального мышления.
Итак, каким же образом взаимозависят состояние интеллекта и предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и у детей с задержкой психического развития (ЗПР)?
При ОНР интеллект ребенка сохранен, что дает ему возможность усваивать смысловой компонент слова. Дети с данной речевой патологией могут объяснить значение глагола. В исследованиях отмечается, что характерными трудностями для детей с ОНР при актуализации предикативного словаря являются:
• выделение существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;
• недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;
• недостаточная активность процесса поиска слова;
• несформированность семантических полей внутри лексической системы языка;
• неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка;
• ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.
В отличие от детей с ОНР, дети с ЗПР затрудняются при объяснении значений глагола, что обусловлено особенностями развития мышления. Выше указывалось на многозначность большинства глаголов русского языка. Этот факт особенно затрудняет актуализацию глаголов детьми с задержкой психического развития, так как они не понимают значения слова в контексте. Установлено, что низкая познавательная активность приводит к тому, что дети с задержкой психического развития значительно отстают по уровню развития лексической, грамматической и семантической сторон речи.
Анализ литературных источников, обобщение опыта приводит к выводу о том, что значительными различиями сформированности предикативного словаря у детей с ОНР и с ЗПР являются следующие:
• дети с ЗПР значительно отстают от детей с ОНР по уровню сформированности словаря глаголов;
• у детей с общим недоразвитием речи лексическая системность и семантическая структура развиваются одновременно с развитием активного предикативного словаря, что объясняется сохранностью интеллекта;
• у детей с задержкой психического развития накопление словаря опережает развитие семантической структуры и лексической системности, что объясняется сложной структурой дефекта, в том числе и задержкой развития вербально-логического мышления.
Таким образом, при проведении логопедической работы по развитию предикативной лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у детей с речевой патологией и со сложной структурой дефекта.
С учетом этих факторов формирование предикативного словаря проводится по следующим направлениям:
• расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.);
• уточнение значений слов;
• формирование лексической системности (синтагматических и парадигматических связей).
2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического
3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция
«Особенности развития предикативного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи «
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Особенности развития предикативного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Развитие речи имеет принципиальное значение для формирования познавательной деятельности ребёнка, для становления личности и для полноценного общения с другими людьми. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено связью ребенка с окружающим миром через чувственное восприятие мира и речевой деятельностью взрослых, их общением с ребёнком.
Также развитие лексики во многом определяется социальной средой, в которой находится ребёнок. По мере развития психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, обогащения опыта ребёнка формируется словарь ребёнка. Если недостатки словаря не выявлены в дошкольный период, то в условиях школьного обучения они становятся причиной трудностей, а иногда и неуспеваемости.
Развитие словаря оказывает большое влияние на развитие компонентов языковой системы и формирование речевой коммуникации ребенка. Словарь является необходимым условием для развития грамматического строя речи, для умения построить связное высказывание.
У детей 5-6 лет игровая деятельность остаётся одной из ведущих, и потому целесообразно ввести в процессы диагностики и обучения игровые моменты, а процесс обучения требует дополнительного усилия со стороны педагога. Процесс освоения предикативного словаря детьми с общим недоразвитием речи остается сложным и медленным процессом.
Нарушения процессов развития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи у детей 5-6 лет проявляются в ограниченном словарном запасе, неточном употреблении слов, в смысловых заменах, неумении подобрать антонимы, синонимы, обобщающие слова.
Дети понимают значение многих слов, однако использование их в свободной речи затруднено. У детей наблюдаются трудности при подборе синонимов и антонимов к большинству слов, что объясняется маленьким словарным запасом, неумением выделить в структуре значения слова основной признак, сопоставить слова по существенному признаку. Задания на подбор синонимов и антонимов выполняются детьми при условии активного поиска слова с одинаковым или противоположным значением.
Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. В этом случае, ребенок повторяет только первоначально приобретенные им слова, но упорно отказывается от слов, которых нет в его активном лексиконе. Такая «остановка» может иметь место при нормальном развитии речи, но не более чем в течение 5-6 месяцев после появления первых 3-5 слов. Таким образом, первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к овладению речью.
Так же длительное припоминание слов при назывании изображенных на картинках предметов и действий или при ответах на вопросы взрослого также свидетельствует о нарушениях лексики. Это говорит о недостаточно прочном усвоении многих слов. Ребенок вынужден «разыскивать» их в своей памяти. Процесс поиска слова осуществляется медленно, недостаточно автоматизировано, на его течение влияют смысловые и звуковые ассоциации. Поиск нужного слова осуществляется на основе звукового образа слова, что часто приводит к использованию слова близкого по звучанию, но другого значения (например, кисть – куст, паровоз – пароход). Лексические замены часто вариативны, что объясняется преобладанием слухового контроля над произносительными и кинестетическими образами слов. Частые перестановки слогов и звуков в словах детьми свидетельствуют о нарушении структуры слова.
Одной из выраженных особенностей детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Дошкольники с общим недоразвитием речи понимают значение многих слов; объём пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Бедность словаря проявляется в том, что дошкольники с общим недоразвитием речи к шести годам не знают многих слов: названий деревьев, животных, ягод, рыб, цветов, птиц, профессий, частей тела, инструментов и т.д. У дошкольников с общим недоразвитием речи выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников.
В глагольном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, умываться, купаться, идти, одеваться и т. д.). Значительно сложнее усваиваются слова обобщённого, отвлечённого значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.
Нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.
Понимание и использование слов носит ситуативный характер. Наиболее распространёнными являются замены слов, относящиеся к одному семантическому слову. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось – олень, тигр – лев, оса – пчела, тыква – дыня, мандарин – апельсин, весна – осень, ресницы – брови и др.).
Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространёнными, например, являются такие замены: высокий – длинный, пушистый – мягкий, узкий – тонкий, короткий – маленький и т.д.
В заменах глаголов наблюдается неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт – лезет, воркует – поёт, чирикает – поёт и т.д.).
Таким образом, предикативный словарь детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей: ограниченность словаря, трудности его актуализации, неточность употребления слов, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, трудности изменения глаголов по родам и временам, неумение образовывать глаголы единственного и множественного числа, трудности в дифференциации и образовании глаголов совершенного и несовершенного вида, в дифференциации и образовании противоположных по значению глаголов, образованных приставочным способом.
Что такое предикативный словарь в логопедии
Особенности развития предикативного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Автор: Русакова Елена Юрьевна
МКДОУ «Детский сад № 77», г. Новосибирск
Аннотация: В статье описаны особенности развития предикативного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, приведены примеры неточного употребления слов, смысловых замен.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Развитие речи имеет принципиальное значение для формирования познавательной деятельности ребёнка, для становления личности и для полноценного общения с другими людьми. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено связью ребенка с окружающим миром через чувственное восприятие мира и речевой деятельностью взрослых, их общением с ребёнком.
Также развитие лексики во многом определяется социальной средой, в которой находится ребёнок. По мере развития психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, обогащения опыта ребёнка формируется словарь ребёнка. Если недостатки словаря не выявлены в дошкольный период, то в условиях школьного обучения они становятся причиной трудностей, а иногда и неуспеваемости.
Развитие словаря оказывает большое влияние на развитие компонентов языковой системы и формирование речевой коммуникации ребенка. Словарь является необходимым условием для развития грамматического строя речи, для умения построить связное высказывание.
У детей 5-6 лет игровая деятельность остаётся одной из ведущих, и потому целесообразно ввести в процессы диагностики и обучения игровые моменты, а процесс обучения требует дополнительного усилия со стороны педагога. Процесс освоения предикативного словаря детьми с общим недоразвитием речи остается сложным и медленным процессом.
Нарушения процессов развития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи у детей 5-6 лет проявляются в ограниченном словарном запасе, неточном употреблении слов, в смысловых заменах, неумении подобрать антонимы, синонимы, обобщающие слова.
Дети понимают значение многих слов, однако использование их в свободной речи затруднено. У детей наблюдаются трудности при подборе синонимов и антонимов к большинству слов, что объясняется маленьким словарным запасом, неумением выделить в структуре значения слова основной признак, сопоставить слова по существенному признаку. Задания на подбор синонимов и антонимов выполняются детьми при условии активного поиска слова с одинаковым или противоположным значением.
Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. В этом случае, ребенок повторяет только первоначально приобретенные им слова, но упорно отказывается от слов, которых нет в его активном лексиконе. Такая «остановка» может иметь место при нормальном развитии речи, но не более чем в течение 5-6 месяцев после появления первых 3-5 слов. Таким образом, первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к овладению речью.
Так же длительное припоминание слов при назывании изображенных на картинках предметов и действий или при ответах на вопросы взрослого также свидетельствует о нарушениях лексики. Это говорит о недостаточно прочном усвоении многих слов. Ребенок вынужден «разыскивать» их в своей памяти. Процесс поиска слова осуществляется медленно, недостаточно автоматизировано, на его течение влияют смысловые и звуковые ассоциации. Поиск нужного слова осуществляется на основе звукового образа слова, что часто приводит к использованию слова близкого по звучанию, но другого значения (например, кисть – куст, паровоз – пароход). Лексические замены часто вариативны, что объясняется преобладанием слухового контроля над произносительными и кинестетическими образами слов. Частые перестановки слогов и звуков в словах детьми свидетельствуют о нарушении структуры слова.
Одной из выраженных особенностей детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Дошкольники с общим недоразвитием речи понимают значение многих слов; объём пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Бедность словаря проявляется в том, что дошкольники с общим недоразвитием речи к шести годам не знают многих слов: названий деревьев, животных, ягод, рыб, цветов, птиц, профессий, частей тела, инструментов и т.д. У дошкольников с общим недоразвитием речи выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников.
В глагольном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, умываться, купаться, идти, одеваться и т. д.). Значительно сложнее усваиваются слова обобщённого, отвлечённого значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.
Нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.
Понимание и использование слов носит ситуативный характер. Наиболее распространёнными являются замены слов, относящиеся к одному семантическому слову. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось – олень, тигр – лев, оса – пчела, тыква – дыня, мандарин – апельсин, весна – осень, ресницы – брови и др.).
Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространёнными, например, являются такие замены: высокий – длинный, пушистый – мягкий, узкий – тонкий, короткий – маленький и т.д.
В заменах глаголов наблюдается неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт – лезет, воркует – поёт, чирикает – поёт и т.д.).
Таким образом, предикативный словарь детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей: ограниченность словаря, трудности его актуализации, неточность употребления слов, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, трудности изменения глаголов по родам и временам, неумение образовывать глаголы единственного и множественного числа, трудности в дифференциации и образовании глаголов совершенного и несовершенного вида, в дифференциации и образовании противоположных по значению глаголов, образованных приставочным способом.
Список литературы:
1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоцион. предпосылки освоения яз.кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 2007.
2. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРТ-ЛТД, 2008.
3. Тулейкина М.М. Закономерности развития словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Екатеринбург– 2014.