Что такое предлог 3 класс русский
Предлог как часть речи
Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других. Предлоги выражают различные отношения между словами в словосочетании и предложении.
Рассмотрим, что такое предлог как часть речи в русском языке. Выявим признаки предлогов, какие отношения между словами они выражают и какими бывают по строению и происхождению.
Предлог — это служебная часть речи
В стройной системе частей речи русского языка различают слова, которые называют предмет (сторож, огонь), признак (хороший, яркий), действие (купаться), количество (два, трое) и т. д. Эти слова принадлежат к самостоятельным частям речи: имя существительное, прилагательное, глагол, числительное. Они имеют характерные морфологические и синтаксические признаки.
Наряду с ними в русском языке существуют служебные части речи:
Чтобы понять, что такое предлог, рассмотрим словосочетания:
В этих словосочетаниях употребляются слова самостоятельных частей речи и их формы. Обратим внимание на короткие слова, которые связывают их в словосочетание. Они также помогают именным частям речи (существительным, местоимениям, числительным) создавать падежную форму. Сами по себе эти коротенькие слова не имеют лексического значения. Они не изменяются, и поэтому у них нет грамматических признаков. Эти слова самостоятельно не являются членами предложения. К ним отдельно нельзя задать вопрос. Это признаки служебной части речи — предлога.
Чтобы убедиться в этом, рассмотрим предложение:
Предлоги «на» и «из-за» участвуют в создании падежной формы существительных «небо» и «облако». Смысловая и грамматическая связь слов в предложении осуществляется с помощью предлогов и падежных окончаний существительных. Если эти средства связи убрать, то предложение потеряет смысл и превратится в набор отдельных слов:
Значит, предлоги — это слова, которые вместе с косвенными падежами имен существительных, местоимений, числительных выражают различные отношения между элементами словосочетания и предложения.
Разряды предлогов
Предлоги не имеют полноценного лексического значения, как слова самостоятельных частей речи. Но они выражают различные отношения между ними, объединяясь в разряды по значению или происхождению.
1. Пространственные
2. Временные
3. Причинные
4. Целевые
5. Объектные
6. Уступительные
7. Сравнительные
Один и тот же предлог может использоваться для выражения различных отношений:
Предлоги по составу бывают:
Происхождение предлогов
Рассмотрим, как возникли предлоги.
Большую группу предлогов составляют непроизводные слова. По своему происхождению они не связаны с другими частями речи:
И напротив, ряд предлогов имеют связь с другими частями речи. Способом перехода из одной части речи в другую образована часть предлогов. В зависимости от того, от слов какой части речи возникли предлоги, их делят на:
1. отымённые, образованные от имени существительного:
2. отнаречные предлоги:
3. отглагольные предлоги:
Как подчёркиваются предлоги?
Производные предлоги отличаем от самостоятельных частей речи в контексте. К предлогу нельзя задать вопрос. Он составляет единое целое с тем словом, с которым употребляется в предложении. Самостоятельно предлог не является членом предложения. В предложении он подчеркивается соответствующей линией вместе с тем словом, падежную форму которого создает.
Примеры
Отец с сынишкой пошли на рыбалку.
В т ечение часа мы обсудили эту проблему.
Из-за леса выплыла сизая туча и скрыла солнце.
Видеоурок «7 класс. Предлог как часть речи. Морфологический разбор предлога»
Что такое предлог в русском языке?
Предлог — это отдельное слово, которое выражает зависимость слов друг от друга в сочетании и в предложении.
Предлог как часть речи начинают изучать во 2 и 3 классе. Чтобы понять, что такое предлог в русском языке, определим, для чего он употребляется в речи.
Рассмотрим сочетания слов:
Между словами, обозначающими действие или предмет, находятся короткие слова, состоящие из одной, двух и более букв. Это предлоги. Предлоги — это самостоятельные слова, которые пишутся раздельно от слов, находящихся рядом с ними.
Предлоги соединяют слова в сочетание или предложение. Они выражают зависимость одних слов от других.
Сравним:
В первом случае от слова «дом» можно задать вопрос с чем? с колоннами. Предлог «с» показывает, что существительное «колоннами» зависит от слова «дом».
Во второй записи находятся отдельные слова, между которыми нет никаких отношений. Каждое слово существует само по себе. Они не связаны друг с другом по смыслу и грамматически, так как между ними нет предлога.
Без предлогов не обойтись в речи. Без них невозможно выразить свои мысли, построить связное высказывание.
Убедимся в этом, рассмотрев предложение:
Последний желтый лист слетел с дерева на землю.
Предлоги помогают оформить предложение в связное высказывание, наполненное определенным смыслом. Уберем предлоги и получим набор слов:
Без предлогов предложение рассыпалось, как домик из песка. Стало трудно понять, о чем идет разговор.
Таким образом, дадим определение, что такое предлог:
Значения предлогов
Предлоги не обозначают предмет, как имена существительные (кто? мальчик, что? город) или действие, как глаголы (что сделать? рассмеяться, что делать? писать). Тем не менее каждый предлог обладает определённым значением.
Отличие предлогов от приставок
Многие предлоги очень похожи на соответствующие приставки:
В этих парах слов приставки существуют в составе глаголов, придавая им разные значения.
Понаблюдаем:
в бежать, при бежать, пере бежать, от бежать, у бежать, за бежать.
Чтобы понять, приставка это или предлог, выполним следующие приемы проверки:
Посмотрим, как работают эти приемы:
В качестве определения между предлогом и словом можно вставить прилагательное или местоимение.
Значит, если можно вставить слово, называющее признак, или вопрос, это предлог. Он пишется раздельно со словом.
Между приставкой и корнем невозможно вставить слово. Приставка пишется слитно со словом. Приставку в слове можно поменять, а предлог нет.
Прочтем отрывок из сказки и укажем в нем предлоги:
За городом, у самой дороги, стояла дача. Перед ней небольшой садик с цветником, а вокруг крашеный деревянный забор. Неподалеку от дачи, у самой канавки, росла в мягкой зеленой траве крохотная ромашка (Ганс Христиан Андерсен).
Список предлогов
Приведем список наиболее употребительных предлогов русского языка:
Предлоги | Примеры употребления |
---|---|
без (безо) | без силы, безо всякой надежды |
близ | близ реки |
в (во) | в доме, во мраке |
вместо | вместо папы |
вне | вне круга |
для | для долголетия |
до | до улицы |
за | за руку, за горой |
из (изо) | из дома, изо всех сил |
из-за | из-за спины |
из-под | из-под носа |
к (ко) | к дому, ко мне, ко всякому |
кроме | кроме папы |
между | между двух огней, между ними |
на | на кровать, на диване |
над (надо) | над лесом, надо мной |
о (об, обо) | о бок, об стену, о тебе, обо мне |
от (ото) | от друга, ото всех |
перед (передо) пред (предо) | перед стеной, передо мной, пред тобой, предо мной |
по | по пояс, по реке, грустить по нём |
под (подо) | под глаза, под глазами, подо мной |
при | при сестре |
про | песня про зайца |
ради | ради дочери |
c (со) | c горы, c мамой, со мною |
сквозь | сквозь ткань |
среди | среди друзей |
у | у друга |
через | через дорогу |
Видеоурок
Урок. «Предлог как часть речи» (3 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Русский язык. 3 класс.
Тема урока: Предлог как часть речи.
Цель: систематизировать знания о предлоге, как о служебной части речи, навыков грамотного осознанного письма.
Планируемые личностные результаты : оценивать собственную учебную деятельность.
Планируемые предметные результаты: подвести детей к восприятию предлогов как несамостоятельной части речи, к выводу о том, какими возможностями они обладают и какую роль выполняют. Продолжить работу по формированию умения правильно употреблять в предложениях предлога.
Планируемые метапредметные результаты:
Формирование регулятивных УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Формирование коммуникативных УУД: строить понятные для партнёра высказывания; формировать умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре и группе.
Формирование познавательных УУД: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи, использовать знаково-символические средства; о существлять рефлексию своей деятельности.
1. Мотивация к учебной деятельности . 2 мин
Настроение бодрое рабочее у всех.
На уроке ждет нас радость и успех!
В каждом деле вам нужны терпение, удача.
И тогда получите вы знания в придачу!
— Поработаем в тетради. (Записываем число и классная работа).
2. Введение в тему. Сообщение темы урока и задач. 3-4 мин
— Что вы заметили? ( В стихотворении пропущены слова.)
— Назовите их. (Дети вставляют пропущенные слова)
— А кто из вас знает, как называются эти слова?
— Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Объектом наблюдений будет предлог. Слайд 1
— И возник вопрос: что можно нового узнать о уже знакомой части речи? Оказалось, что эта незаметная на первый взгляд служебная часть речи таит в себе много загадок и, к сожалению, много сложностей в правописании.
— Что мы можем сегодня вспомнить или узнать о предлоге?
— Давайте, определим задачи, главные вопросы урока. Слайд №2.
Что такое предлог? (Что означает предлог?)
Для чего нужен предлог?
Как пишутся предлоги?
Можно ли к предлогу задать вопрос?
— Где пригодятся полученные вами знания?
— Правильно! Мы вспомним о предлоге, для чего нужны предлоги в русском языке, как они пишутся с другими словами, будем находить предлоги, правильно их использовать в речи.
3. Систематизация знаний.
— Предлогов в русском языке около двухсот, но по частоте употребления они занимают 4 место после существительного, глагола и местоимения. Слайд № 3
— Давайте ответим на первый вопрос: Что такое предлог? Слайд № 4
— Где мы можем получить информацию об этом слове? (Словаре, справочнике)
— Поработаем в группах. Выберите источник информации, и узнайте, что такое предлог? (Поиск информации.)
— Поделитесь информацией о предлоге. (Термин «предлог» в переводе с греческого языка, ОБОЗНАЧАЕТ «ПЕРЕД СЛОВОМ » СЛУЖЕБНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ, потому что мы говорим и употребляем её в речи.) Слайд № 5
б) Наблюдение за ролью предлогов в речи – работа с карточками. 5-6 мин.
— Возьмите карточку №1. Обсудите и выполните задание в группах.
— Проверим вашу работу.
— Для чего же нужен предлог в речи? (Без предлогов слова не связаны между собой. Предлог служит для связи слов в предложении.)
— Как пишутся предлоги со словами? (Предлоги со словами пишутся отдельно.)
СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
4. Физминутка. Зрительная гимнастика. 3 мин
— Пришло время отдохнуть.
5. Продолжение работы по систематизации знаний.
— Мы с вами отдохнули, работаем дальше.
— Давайте поиграем в игру «Кто, где находится?»
— Работать будем с карточками №2. Слайд № 9, 10
* Обсуди с другом кто, где находится?
* Запишите в тетради только предлоги через запятую. Приступайте к работе.
— Проверим вашу работу.
— Объясните, кто же, где находится, используя предлог.
— Попробуйте задать вопрос к каждому предлогу. (К предлогам нельзя поставить вопрос.) Слайд № 11
— Какой вывод можно сделать? НЕЛЬЗЯ ПОСТАВИТЬ ВОПРОС Слайд № 12
— Ребята, вам понравились задания? Вы довольны своей работой?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4-5 мин
Предлагаю поработать самостоятельно и выполнить творческое задание.
— Давайте поиграем в словесные пазлы.
— Возьмите конверты (3 уровня), сложите из частей пазл.
— Какие предметы вы составили из пазлов? (Кот, коза, сосна.)
— Запишите в тетради данные слова. Слайд № 13
— Догадайтесь, какие предлоги спрятались в этих словах? (К-от, к-о-за, ко-за, с-о-с-на, со-с-на).
— Молодцы! Ваши группы успешно справились с творческим заданием.
7. Включение новых знаний в систему и повторение.
а) Дифференцированное домашнее задание. 1 мин
— Проверить результат нашей работы поможет домашнее задание.
— Вы можете выбрать из предложенных вариантов любое задание по сложности.
2. ехали … дороге 3. думал … книге
приключениях котёнка,
Проверь себя: г в б а
8. Рефлексия деятельности. Итог урока. 2-3 мин.
а) Работа с кластером.
— Мы исследовали предлог. Слайд № 14 (кластер).
— Посмотрите, н аши наблюдения и предположения о предлоге превратились в кластер, т.е. схему.
— Расскажите, к акой информацией о предлоге мы обладаем? (Предлог – это часть речи. Он служит для связи слов в предложении. К нему нельзя поставить вопрос. Предлоги со словами пишутся отдельно. Предлог – это маленькое слово, может состоять из одной буквы.)
— Оцените свою работу на уроке.
У каждого смайлик. Дорисовать черты лица.
— Ребята, я тоже довольна вашей работой. Мы справились с задачами урока.
— Спасибо вам за работу! Желаю у дачи в изучении предлогов! Слайд № 15
Что такое предлог – самое правильное и простое определение
Одна из служебных частей речи, служит для связи слов в предложении или словосочетании.
Предлог – это одна из трех служебных частей речи. Другие две – союзы и частицы. Предлоги используются для связи слов в словосочетаниях и предложениях, «обслуживают» самостоятельные части речи.
Поскольку предлог – служебная часть речи, у него нет лексического значения и к нему нельзя задать вопрос. Например, что означает «в», «по»? Ничего. Какой к ним можно задать вопрос? Никакой.
Как найти предлог в предложении
Предлог можно употребить в вопросе к существительному: «Я иду (в/во что?) в лес», «Ученик спит (за чем?) за партой», «Проблема возникла (вследствие чего?) вследствие замыкания».
Предлоги обычно находятся рядом с существительными или местоимениями. Но иногда между ними могут быть слова других частей речи: «Я иду (к кому?) к своей девушке». В этом предложении важно не путаться: Я (что делаю?) иду (к кому?) к девушке (чьей?) своей – вот так.
Какие бывают предлоги
По происхождению: производные и непроизводные.
Непроизводные ни от чего не происходили, они как были предлогами, так ими и остались: на, в, за, под, перед.
Производные произошли от слов других частей речи. Например, был предлог «в» и существительное «следствие», они срослись и получился один предлог «вследствие» (у меня есть коротенькая статья о правописании этого слова, посмотрите): «Вследствие непогоды было решено не выходить в море». Было деепричастие «смотря», отрицательная частица «не» и предлог «на», они тоже срослись, получилось «несмотря на» (тоже почитайте о правописании, чтобы не путаться). Еще было красивое выражение «благо даря», из него получился предлог «благодаря».
Производные предлоги также называют непервообразными, а производные – первообразными.
По структуре: простые, составные.
Простые состоят из одного слова: на, под, вдоль, из, у. Составные состоят из 2 и более слов: несмотря на, в силу, в связи с.
По значению: однозначные, многозначные. Однозначные выражают только одно значение и используются с существительным в каком-то одном падеже.
Предлог «из» – многозначный. Он может иметь значение «откуда-то»: из дома, из города, из пустыни или «из чего (сделано то-то и то-то)»: из войлока, из шерсти, из кирпича.
Предлог «благодаря» – однозначный. Мы используем его, когда хотим сказать, что что-то хорошее произошло в результате определенного события, качества и пр.: благодаря моему упорству, статью все-таки опубликовали, благодаря вашей смелости, все пассажиры были спасены.
Значения предлогов тоже бывают разные, вот основные:
Здесь у вас может замкнуть. Я ведь говорил, что предлоги ничего не значат, и это так. То есть при произнесении слов «в», «на», «за» вы не можете ничего представить, не можете сказать, что «слово «на» означает вот это, а «в» вот то».
Однако в предложении, когда вы видите предлог и существительное, вы понимаете, о чем хочет сказать автор. Он хочет рассказать о месте, где происходило событие, о его причинах, о времени и пр. Вот эти отношения, которые предлоги помогают выражать, и называются условно «значениями» предлогов.
Как отличить предлог от приставки
Приставку в вопросе употребить нельзя. Нельзя взять приставку «у» в слове «ухохотаться» и использовать ее в каком бы то ни было вопросе.
Между приставкой и словом другое слово поставить нельзя. Попробуйте это сделать со словом «подкатывать». Смогли? Нет.
Как выделять предлоги при синтаксическом разборе
Их надо выделять так же, как слово, с которым они употребляются: «Я читаю про лосей» – читаю (про кого?) про лосей – «лоси» здесь являются косвенным дополнением, подчеркиваем их прерывистой линией, предлог подчеркиваем так же.
Если у вас предложение «читаю про таежных лосей» вы делаете то же самое, выделяете предлог «про» и существительное «лосей» прерывистой линией. А «таежных» – волнистой, как определение.
Умаялся я с этой статьей. Вроде сказал всё, что надо. Не помню уже, какие проблемы обычно возникают у детей в школе с предлогами, если я о чем-то не договорил – поругайте меня в комментах, дополню текст.
Урок русского языка в 3-м классе по теме: «Предлоги». Традиционная образовательная программа
1. Организационный момент
— Ты куда, Иван, торопишься?
— А нарядился, как на праздник!
— В нашей школе народной каждый урок – праздник.
(учитель звонит в колокольчик)
Входят ученицы в русских народных костюмах.
Здравствуйте, гости дорогие! Гостю почёт – хозяину честь. Гость доволен – хозяин рад. Гость немного гостит да много видит. Гостю щей не жалей, а погуще лей. В хорошую избу и гости жалуют. Не красна изба углами, а красна пирогами.
— Понаехало гостей из разных волостей. Русский народ всегда радуется гостю и встречает его с открытой душой. А сколько метких пословиц и поговорок сочинил наблюдательный русский народ. Всё богатство русского языка, и красоту, и краткость можно встретить в устном народном творчестве. Припомните русские народные пословицы и поговорки, связанные с учением. (Ученье – красота, а неученье – сухота. Ученье лучше богатства. Ученье – свет, а неученье – тьма. Ученья корень горек, а плод сладок. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.) Сегодня мы продолжаем изучать богатый русский язык, а тему урока расшифруйте сами.
2. Постановка темы урока.
Отгадайте зашифрованное слово: Это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении. _ _ _ _ _ _ _ Записываем в тетради дату и тему урока «Предлоги»
— Что мы знаем о предлоге? От какой части слова нужно отличать предлог?
Таблица 1 на экране.(по ходу ответов учащихся на экране появляется нужная запись)
2. Предлог со словом пишется раздельно.
3. Между предлогом и словом можно поставить другое слово.
4. У глаголов нет предлогов.
5. Предлог служит для связи слов в предложении.
2. Приставка со словом пишется слитно.
3. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово.
4. У глаголов есть только приставки.
5. Приставка служит для образования новых слов.
Постановка учебной задачи.
3. Обучение правописанию предлогов со словами. Дифференцированное задание по уровню творчества. Работа в паре с соседом.
По схемам придумайте и запишите словосочетания, употребив данные предлоги. Приложение 2. (Учитель раздаёт учащимся схемы с учётом уровня сложности) В помощь слабым учащимся предлагаются существительные: печка, лавка, санки, письмо, ребята, деревня, посуда. Образованные словосочетания дети записывают в тетради. Проверка фронтальная.
— Давайте зачитаем словосочетания, которые вы сумели образовать (ответы учащихся)
4. Развитие фонематического слуха.
-Любил русский народ сочинять небылицыё песенки – потешки, загадки.
Выписать на слух слова с предлогами
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
— Где был дедушка Егор? (за лесом, за горами)
— Откуда он едет? (из-за леса, из-за гор) Выписываем, объясняем орфограмму пробел.
— Подберите схему к этим словам с предлогами.
Ох-охохонюшки!
Не видать из-под стола
Нашего Афонюшки.
— Где находится Афонюшка? (под столом)
— Откуда его не видать? (из-под стола) Выписываем, объясняем орфограмму пробел, подбираем схему.
Дополнительно: Маша дала Саше сыворотку из-под простокваши.
5. Обучение употреблению предлогов в речи. Дифференцированное задание по уровню сложности. Работа в группах.
1 группа – Вставьте в предложения пропущенные предлоги с или из. Запишите полученные предложения, подчеркните орфограмму пробел.
Куклу вынули …… коробки. Ворона слетела … дерева. Пассажиры вышли…. троллейбуса. Молоко вынули … холодильника. Бельё достали … шкафа. Пыль стёрли … шкафа. Пироги вынули ….. печки.
2 группа – Закончите предложение, вставляя подходящее по смыслу слово с предлогом, отвечая на вопрос где? Запишите получившиеся предложения и подчеркните орфограмму пробел.
Карандаши лежат (где?) ……………………. Яблони и груши растут (где?) ………………
Медведь живёт (где?) …………………… … Получил посылку (где?) ………………………….
Всё лето мы отдыхали (где?)……………. Моя мама работает (где?) …………………….
6. Самостоятельная работа.
Объяснить, где предлог, где приставка, а где часть корня. Вспомним ещё раз правило написания приставок и предлогов (устно проговариваем правила, возвращаясь к таблице 1).
Сойка (с) мышкой (по)дружилась, | Птичка (под) моим (о)кошком |
(К) мышке (в) гости (на)просилась. | Гнёздышко (для) деток вьёт, |
Мышка весело жила, | Вот (со)ломку тащит (в) ножках, |
(На) пуху (в)углу (с)пала. | Вот пушок (во) рту несёт. |
— Урок наш подходит к концу. Как вы оцените сегодня мою и свою работу на уроке? (интересно, плодотворно, поучительно и т.д.)
-Чему учились сегодня? (грамотно употреблять предлоги в устной и письменной речи)
-Что мы для этого делали? (учились определять пространственное значение предлога и т.д.)
— Для чего нужно уметь правильно употреблять предлоги? (Чтобы речь была красивой, точной, правильной)
— Красивым делают нашу речь и меткие народные высказывания.
Мудрому и счастье к лицу. Мудрому человеку вся земля открыта. Мудрость в голове, а не в бороде. Мудрость старости честнее.
8. Домашнее задание.
Подобрать и записать 6-8 пословиц о правде и лжи. Подчеркнуть в пословицах слова с предлогами. Если встретятся слова с приставками – выделить приставки.
Примечание: Во время работы на уроке учитель поощряет детей, комментирует их работу, используя в своей речи пословицы и поговорки:
Не пером пишут, а умом.
Ученья корень горек, а плод сладок.
Кто не учится, тот блуждает в потёмках.
Делай хорошо, а плохо само получится.
Умную голову почитают смолоду.
У умной головы сто рук.
«Авось» и «как-нибудь» до добра не доведут!