Что такое предложение 3 класс русский
Что такое предложение 3 класс русский
Чугунова Елена Изосимовна
Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.
1.Предложения произносятся с какой-нибудь целью. Предложения различаются по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные.
Предложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют), называется повествовательным. (В конце предложения ставится точка.)
Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется – побудительным. (В конце предложения ставится точка.)
2.Все предложения произносятся с различной интонацией, поэтому они делятся на восклицательные и невосклицательные предложения.
Невосклицательным называется предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства. (В конце предложения ставится точка.)
4.Предложения бывают распространённые и нераспространённые.
Если предложение состоит только из главных членов, то оно называется простым нераспространённым предложением.
Простое предложение может состоять из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов. Такое предложение называется простым распространённым.
Главные и второстепенные члены предложения.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
Подлежащее – это главный член предложения, который показывает о ком? или о чём? говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?
Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим, показывает, что о нём говорится и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Второстепенные члены предложения поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, чей?
ветер (какой?) сильный (определение)
Например. Моряки спасли рыбаков.
спасли (кого?) рыбаков (дополнение)
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, отвечающий на вопросы: как? когда? где? куда? откуда?
Например. Я шёл (как?) быстро. (обстоятельство образа действия)
Дорога шла (куда?) в гору. (обстоятельство места)
Дождь шёл (когда?) с утра. (обстоятельство времени)
Что такое предложение?
Узнаем, что такое предложение в русском языке. С понятием «предложение» учеников знакомят в 1 классе. Во 2 и 3 классе первоначальные знания о предложении расширяются и углубляются. Ученики узнают, какие бывают предложения по цели высказывания и силе выраженного чувства, какие члены предложения являются главными и второстепенными.
Как слова образуют предложение?
Наша речь состоит из слов. В 1 классе ученики узнают, что некоторые слова называют предметы. Слова, обозначающие живые существа, отвечают на вопрос кто? К неживым предметам зададим вопрос что?
Другие слова обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делает? что сделает?
Эти слова не просто называют предметы и их действия, а, находясь рядом, оформляют сообщение, из которого можно узнать, что происходит с тем или иным предметом. Значит, в высказывании слова связаны между собой по смыслу. Эти слова находятся в определенном порядке и организуют связное по содержанию высказывание, которое называется предложением.
Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. А в конце предложения ставится точка.
Ветер дует. Птичка сидит на ветке. Воробей чирикает.
Какие бывают предложения?
Предложения отличаются друг от друга не только своим содержанием, тем, о чем в них говорится. При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами и пожеланиями. Каждое предложение сообщает о чем-то с определенной целью. Цель сообщения указывает, для чего, зачем оно произносится, с какой интонацией, с повышением или понижением голоса.
Повествовательное предложение
Если в предложении без выражения особых чувств только сообщаются какие-то сведения о ком-либо или о событиях и явлениях, реально происходящих, оно является повествовательным.
Плещется волна. По реке плывет лодка. Рыбак ловит рыбу.
Интонация, с которой эти предложения произносятся, спокойная, повествовательная, а в конце их голос несколько понижается.
В конце повествовательного предложения ставится завершающий пунктуационный знак точка.
Вопросительное предложение
Если у нас есть цель узнать о чем-то, то мы задаем вопросы:
Кто поет на дереве? Какая это птица?
Эти предложения произносятся с особой вопросительной интонацией. Голос повышается в конце предложения. Вопросительное предложение завершает вопросительный знак.
Побудительное предложение
С помощью предложений мы можем побуждать кого-то к действию, а также выразить свою просьбу, пожелание.
Восклицательные и невосклицательные предложения
Предложения отличаются не только по цели высказывания, но и по интонации. Одни предложения произносятся спокойно, без проявления особых эмоций. Это невосклицательные предложения.
А некоторые предложения выражают сильное чувство и произносятся с особой интонацией.
В конце такого предложения ставится восклицательный знак.
Главные члены предложения
В предложении имеются главные члены, которые составляют его основу. В каждом предложении сообщается, о ком или о чём идет речь.
Слово, обозначающее лицо или предмет, о котором говорится в предложении, является главным членом предложения. Это подлежащее.
В предложении обязательно имеется второй главный член, который обозначает, какое действие выполняет подлежащее. Это сказуемое.
Распространенное и нераспространенное предложение
Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения, которые являются грамматическим и смысловым центром предложения. Другие члены предложения являются второстепенными.
Подлежащее и сказуемое могут выражать законченную мысль самостоятельно.
Зима пришла. Выпал снег. Дети рады.
В этих предложениях содержатся только главные члены предложения. Такое предложение является нераспространенным.
В предложении, кроме главных членов, могут быть второстепенные члены, которые поясняют подлежащее или сказуемое или другой второстепенный член.
Сравните:
Наконец пришла снежная зима. Выпал белый пушистый снег. Все дети рады зиме.
Примеры
Что ты знаешь об обитателях моря?
Видеоурок
Основные правила по русскому языку за 3 класс: члены предложения
Статья поможет быстро вспомнить разбор предложений по составу за 3 класс, в том числе все члены предложения, после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.
Основные правила по русскому языку за 3 класс разбиты на 3 раздела:
Предложения (повторение)
Предложение — это группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.
Предложения по цели высказывания (для чего произносятся или пишутся):
— Повествовательные – содержат рассказ, повествование. В конце ставится точка (.).
— Вопросительные – содержат вопрос. В конце ставится вопросительный знак (?).
— Побудительные – содержат приказ или просьбу. В конце ставится восклицательный знак (!).
Предложения по интонации:
— Восклицательные – произносятся с особым чувством
— Невосклицательные – произносятся спокойно
Части речи (повторение)
Главные члены предложения
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы: кто? или что? Чаще всего подлежащее выражено именем существительным. Оно подчёркивай одной чертой.
Примеры: Черемуха цветет в мае. Лодка плыла по озеру.
Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и по форме.
Второстепенные члены предложения за 3 класс
Второстепенные члены предложения — это члены предложения, которые поясняют, уточняют, дополняют предложение (подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член). Это все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Чаще всего определение выражено именем прилагательным. Определение подчёркивай волнистой линией.
Пример: Маше купили красный шарф.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место (где? куда? откуда?), время (когда? с каких пор? до каких пор?), причину (почему? отчего?), образ действия (как? каким образом?) и пр. Обстоятельство подчёркивай пунктиром с точкой.
Считалочка: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
Распространенные и распространенные предложения
Предложение с второстепенными членами предложения называется распространенным. Пример: Дети играют в мяч.
Предложение без второстепенных членов называется нераспространенным. Пример: Дети играют.
Однородные члены предложения
Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения, называются однородными.
Однородные члены предложения не зависят друг от друга. Они являются одним и тем же членом предложения, могут быть главными и второстепенными. Примеры: Черемуха (что?) и сирень (что?) цветут в мае. Холодный (какой?) и резкий (какой?) ветер дул с моря.
Между однородными членами предложения, не соединенными союзами, ставится запятая.
Союзы и однородные члены предложения
Союзы: А, НО, ДА И, ИЛИ. Они соединяют члены предложения.
Запятая не ставится:
Запятая ставится:
Словосочетание в предложении
Словосочетание — это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу. В любом словосочетании одно слово (зависимое) зависит от другого (главного). Например, кораблик (какой?) бумажный, плывёт (где? по чему?) по реке, плывёт (как?) быстро.
Не являются словосочетанием:
Значение слов
Однозначными называются слова, имеющие только одно значение: чемодан, ангина.
Многозначными называются слова, у которых есть два или несколько значений. Разные значения слова, как правило, связаны между собой:
1. груша — фруктовое дерево (цветущая груша),
2. груша — плод этого дерева <сладкая груша),
3. груша — изделие, по форме напоминающее этот плод <боксёрская груша).
Различать многозначные слова и омонимы. В толковом словаре значения многозначных слов разделяются отдельными цифрами, а омонимы даются как отдельные слова с цифровыми показателями сверху справа.
Синонимы — слова, близкие по смыслу: друг — товарищ — приятель.
Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным значением: друг — враг.
Устойчивые выражения — это такие выражения, которые мы не придумывали сами, а храним в памяти в готовом виде и используем при необходимости. Устойчивые сочетания слов называют фразеологизмами. Таким сочетанием слов можно назвать предмет, явление, ситуацию, действие: взять себя в руки, капля в море.
Текст
Текст — это нескольких предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения должны быть связаны по смыслу и грамматически. Текст должен обладать смысловой цельностью и быть связным и законченным.
К тексту можно подобрать заголовок.
Тема текста — это то, о чём автор пишет.
Основная мысль — это то, что автор хочет сказать, то, ради чего он пишет текст.
Типы текстов
Стили текстов
Заключение
Памятка включает в себя разбор предложений за 3 класс, в том числе главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, словосочетания и слова. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык, 3 класс
Раздел. Текст. Предложение. Словосочетание.
Тема. Закрепление знаний по теме «Предложение»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое предложение, определять, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, находить главные и второстепенные члены предложения, различать простое и сложное предложение.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)
Предложение, простое предложение, сложное предложение, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое; второстепенные члены предложения, повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное, невосклицательное.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим иллюстрации. Определим, какая из иллюстраций отражает понятие «предложение».
Проверим: на первой картинке изображена посуда: кофеварка, чайник, ложки, вилки, ножи, чашка, тарелка, кувшин, стакан, сковорода. Это слова. На второй картинке изображено, как девочка моет посуду. Девочка моет посуду. Это предложение. На третьей картинке изображено, как девочка играет с куклой. Девочка стирает бельё для куклы. Девочка шьёт одежду для куклы. Девочка играет с куклой. Это текст.
Сегодня на уроке мы обобщим всё, что мы знаем о предложении, научимся отличать предложение от слов и текста.
Отметим, на какие вопросы мы сможем ответить:
Проверим и повторим всё, что мы знаем по теме «Предложение».
Наступила золотая осень. Это предложение, потому что оно состоит из слов, которые выражают законченную мысль и связаны по смыслу и грамматически.
Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными.
Пришла осень. Это повествовательное предложение, так как в нём повествуется, рассказывается о том, что осень пришла.
Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.
Как ты живёшь, синичка? Это вопросительное предложение. В нём задаётся вопрос.
Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными.
Береги своё здоровье. Это побудительное предложение. В нём побуждают к действию.
Подлежащее ‒ главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?
Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.
Птицы летят. Ветер дует.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? что делали? что сделали?
Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.
Дети играют. Дождь льёт.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
Слова, которые не составляют грамматическую основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.
Птицы летят в небе.
Летят (где?) в небе – второстепенный член предложения
Дует холодный ветер.
Ветер (какой?) холодный – второстепенный член предложения
По количеству грамматических основ предложение может быть простым или сложным.
Весёлые воробьи громко кричат на улице.
В этом предложение говорится о воробьях. Кто? Воробьи. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. О воробьях говорится, что они кричат. Воробьи (что делают?) кричат. Кричат – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. В этом предложении одна грамматическая основа – воробьи кричат. Это предложение простое.
В этом предложении говорится о весне. Что? Весна. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. В этом предложении одна грамматическая основа – весна. Состоит из одного подлежащего. Это предложение простое.
В этом предложении говорится о том, что светает. Что делает? Светает. Светает – это сказуемое. В этом предложении одна грамматическая основа – светает. Состоит из одного сказуемого. Это предложение простое.
Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматические основы. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Простые в составе сложного соединяются по интонации, или союзами или союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т.д.
Наступила осень, но сирень ещё не пожелтела.
В этом предложении говорится об осени и о сирени. Что? Осень. Это подлежащее. Что? Сирень. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Об осени говорится, что она наступила. Осень (что сделала?) наступила. Наступила – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – осень наступила. О сирени говорится, что она не пожелтела. Не пожелтела – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – сирень не пожелтела. В этом предложении две грамматические основы (осень наступила; сирень не пожелтела). Значит, предложение сложное, состоит из двух частей. Части сложного предложения соединяются союзом но и разделяются запятой.
1. Прочитайте. Укажите, какая из записей является предложением.
Скоро закончится сеанс фильма?
Береги честь смолоду.
В саду поспели груши и сливы.
2. Правильно расставьте знаки препинания.
Береги своё здоровье______
Вот пришли морозы__________
В лес пришла осень. Красиво стало в лесу! Скоро ли наступит зима?
Подснежники распускаются ранней весной.
Весна уж наступила.
Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг.
Скоро мы пойдём гулять?
В лесу поспела морошка.
Берегите своё здоровье______
Начались долгожданные каникулы__________
В лес пришла осень. Красиво стало в лесу! Скоро ли наступит зима?
Подснежники распускаются ранней весной.
Весна уж наступила.
Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг.
Конспект урока русского языка по теме «Предложение» 3 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
для учащихся 3 класса
Тема урока: «Предложение»
учитель начальных классов
Калиненко Татьяна Михайловна
Предметные – систематизировать знания о понятии «предложение».
Коммуникативные – формировать умение работать в парах, в группах, слушать друг друга, аргументировано доказывать своё мнение.
Регулятивные – контролировать свои действия и действия своих одноклассников, повысить мотивацию с помощью создания проблемной ситуации.
Личностные – развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
Цель : Формировать представление о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль. Развивать умение правильно оформлять предложение в письменной речи: употребление большой буквы в начале предложения, точки в конце; составлять устные предложения и оформлять их на письме.
Оборудование: компьютер, карточки для групповой работы, презентация.
— И так, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Все получится у нас!
— Соберите из карточек, которые у вас на столах, пословицу, которая станет девизом нашего сегодняшнего урока. Работа в парах.
Учащиеся собирают из карточек пословицу.
Берись дружно – не будет грузно!
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Если мы вместе дружно будем работать, то у нас все получится, и делать все будет легко.
2.Гимнастика для рук и массаж.
-Разотрите шейный отдел позвоночника.
— Погладьте себя по голове и скажите «Какие мы хорошие. Все сможем!»
Наши пальчики проснулись
С добрым утром, потянулись
Стали дружно умываться, полотенцем вытираться.
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.
3. Актуализация знаний.
Начнем с «Чистописания»
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
-Запишите число, классная работа
-Посмотрите на доску, на доске записаны буквы
-На какие две группы можно разделить данные буквы?
-Посмотрите внимательно, какое слово рассыпалось? (арбуз)
— Прочитайте предложение (1-2 ученика)
4.Постановка учебной проблемы.
— Сформулируйте тему урока. О чём мы сегодня будем говорить?
— Что такое предложение? Что мы ещё знаем о предложении?
5.«Открытие» учащимися новых знаний
— Перед вами на экране несколько утверждений. Выберите те утверждения, которые вы считаете правильными.
-Если вы согласны, то поднимите зелёную карточку, если не согласны, то красную.
1. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
2. Предложение не может состоять из одного слова.
3. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
4. Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.
5. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
6. Изучение нового материала
1) Работа над предложением
-Посмотрите на доске запись:
Косолапый, вылезать, берлога, медведь.
-В какой строчке записано предложение? Почему вы так думаете?
(предложение выражает законченную мысль)
— Что записано в первой строчке? (отдельные слова)
-Вспомните, как начинаем писать предложение? (с заглавной буквы)
-Что ставим в конце предложения? (точку)
-С красной строки запишите это предложение и начертите схему этого предложения.
Вывод: предложение выражает законченную мысль, пишется предложение с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка.
2) – Прочитайте на доске запись. Можно ли считать эти группы слов предложениями?
Тихо журчит лесной ручей.
На проводах уселись вороны.
Созревают плоды саду в.
— Сколько слов в предложении? Начертите схему предложения.
-О чём говорится в предложении?(о плодах) Что делают плоды? (созревают).
-Если я назову предложение, вы хлопаете в ладоши
-Если не предложение, вы приседаете.
Целый день моросил дождь. Легковой помчался автомобиль дороге. Собака громко лает. В саду щебечут птицы. Ночью поднялась сильная.
1)Работа по учебнику на стр. 16.
Что вы узнали из него?
— Составьте любое предложение. Запишите его. Подчеркните основу предложения.
— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу. Оцените ответ соседа.
У Нади и слоны Димы папы – водолазы.
На дне зоопарк океана звезда.
Полез Денис дрова на забор.
По рекам водный плывут суда.
Папа Тимы река работает на заводе.
Мы были в скакала парке.
Белка брала баранки у осина нас из рук.
Белые бараны били в зубры барабаны.
В парке растут липы, сосны, компот, осины.
Посадили ребята долбил смородину, сливы и яблони.
— Работа по учебнику. Упр. 17.
— Прочитайте. Что вы заметили?
— Почему трудно было прочитать эту запись?
— Выделите предложения. Прочитайте их с указанной интонацией.
— Что вам помогло правильно прочитать предложение?
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Обменяйтесь тетрадями с соседом. Прочитайте предложения, которые получились у вашего соседа.
— Как обозначены начало и конец предложения?
10.Включение в систему знаний и повторение
— Перед вами ряд записей. Надо выбрать только предложения и доказать, почему они являются предложениями.
— У каждой группы свой текст на большом листе
Наступила золотая осень.
Туча на появилась небе.
Петух клюёт зерно и
Корабль стоит у причала.
Яркое солнце светит на небе.
Дождь, яблоко, звёздный, красный.
слон зелёное рисует яркий
Какое задание сегодня на уроке было для вас самым:
— Оцените свою работу на уроке.
— Что бы вы хотели узнать на следующем уроке?
12. Домашнее задание.
Составить и записать предложение на тему «Летним днем в лесу»
-Что нового узнали на уроке?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-635027
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.