Что такое предложение в лингвистике
Предложение (лингвистика)
Предложе́ние (в языке) — это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. [1] С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием.
Содержание
Предложение с научной точки зрения
Наукой, изучающей предложение, является синтаксис. В истории русского языка было несколько попыток определить предложение, среди них стоит отметить попытки с точки зрения логики, психологии и грамматики.
С точки зрения логики, Ф. И. Буслаев определил, что «суждение, выраженное словами, есть предложение». [2]
Д. Н. Овсянико-Куликовский, сторонник психологического подхода к определению предложения, дал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем „предицирования“ („сказуемости“)». [3]
Представитель формально-грамматического направления Ф. Ф. Фортунатов писал о предложении следующее: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы вправе назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое». [4]
Члены предложения
Члены предложения — грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении, образуя предикативную единицу, и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся дополнение, обстоятельство, определение.
Составом подлежащего называется подлежащее и все второстепенные члены предложения, которые относятся к подлежащему (распространённые и нераспространённые определения).
Аналогично, составом сказуемого называется сказуемое и все второстепенные члены предложения, которые относятся к сказуемому (обстоятельства и дополнения с зависимыми словами).
Например: Красивая незнакомка в поезде подарила ему загадочную улыбку. Красивая — определение, незнакомка — подлежащее, в поезде — обстоятельство, подарила — сказуемое, улыбку — дополнение, ему — косвенное дополнение.
Типы предложений
Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. В соответствии с этим предложения бывают следующих типов:
Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.
Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе — распространённым.
Предложение считается простым, если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше — сложным.
Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе — односоставным.
Односоставные предложения делятся на следующие типы:
Если предложение содержит все необходимые члены предложения, то оно считается полным, иначе — неполным. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые члены предложения опущены в соответствии с контекстом или обстановкой: Куда его? — Очень я тебя любила. — И я тебя. В неполных предложениях может не быть одновременно как подлежащего, так и сказуемого: Куда? Зачем?
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Тем самым синтаксис включается в языковую систему как один из ее изоморфных уровней, а вся система получает свою за-
Конец страницы 213
¯ Начало страницы 214 ¯
Помимо онтологической модели, одинаковой для всех языков, существуют синтаксические модели или так называемые структурные схемы предложений, которые могут различаться в Разных языках. Обозначения «синтаксическая модель предложе-
Конец страницы 214
¯ Начало страницы 215 ¯
ния» и «структурная схема предложения» часто употребляют как синонимы термина «предложение». Различие между предложением и высказыванием в собственно грамматическом смысле заключается в том, что предложение— это абстрактная синтаксическая модель, или конструкция, высказывание— это та же модель, но заполненная определенными словами. Например, синтаксическая модель подлежащее + сказуемое + дополнение представляет собой предложение. Данная модель, заполненная словами, выступает уже как высказывание: Мальчик читает книгу. Одна и та же синтаксическая модель может быть заполнена различными словами, например: Пешеход пересекает улицу. Солнце согревает землю. Лес дает прохладу. Крестьяне убирают урожай. С точки зрения синтаксиса, эти высказывания идентичны, в них можно обнаружить только морфологические и лексические различия. Морфологические и семантические варианты предложения могут обнаруживаться при одном и том же лексическом составе высказывания: Мальчик читает книгу. Мальчики читают книги. Книга читается мальчиком. Мальчик будет читать книгу и т.д. Совокупность всех морфолого-семантических видоизменений предложения называют его парадигмой. Во фразе каждое высказывание получает свое фонетическое оформление, зависящее от интонации, логического ударения, темпа речи, тембра высказывания, взаимодействия звуков в речевом потоке и т.д. Чаще всего в грамматике оперируют термином предложение, имея в виду всю сложность этой единицы.
Конец страницы 215
¯ Начало страницы 216 ¯
Категория временив синтаксисе трактуется как соотнесенность содержания высказывания с моментом речи. С помощью глагольных форм время может быть обозначено как предшествующее, совпадающее или последующее к моменту речи: Море шумело. Море шумит. Море будет шуметь и завтра. Категория
Конец страницы 216
¯ Начало страницы 217 ¯
Предикативность иногда трактуют как свойство сказуемого, входящего в двусоставное предложение. Предикативной связью или предикативными отношениями тогда называют отношения, связывающие подлежащее и сказуемое, а также логический субъект и предикат суждения. Предикативность в таком употреблении уже осмысляется не как категория, присущая предложению как таковому, а как признак, свойственный таким предложениям, в которых может быть выделено подлежащее и сказуемое.
Модальностьрассматривают как категорию, выражающую отношение говорящего к содержанию высказывания. Говорящий может что-то утверждать или отрицать, желать или требовать, предполагать, побуждать, запрашивать и т.д. Модальность выражается главным образом в глагольных формах наклонения. В русском языке в формах изъявительного наклонения закреплено модальное значение реальности, выражающее соответствие содержания высказывания действительности: Мальчик пошел в школу. Мальчик ходит в школу. Мальчик будет ходить в школу. В формах повелительного и сослагательного наклонений выражается модальное значение ирреальности, то есть несоответствия содержания высказывания действительности. Вопросительная интонация выражает ирреальность независимо от формы наклонения. Коммуникативная ситуация в таких высказываниях предста-
Конец страницы 217
¯ Начало страницы 218 ¯
ет как возможная, желаемая, требуемая: Пошел бы ты в кино. Пусть он сходит в кино. Принеси мне книгу. Где же мальчик?
Считается, что логический строй суждения общечеловечен, в то время как строй предложения в значительной степени связан сособенностями данного языка или данной группы языков. Суждение всегда трехчленно: оно имеет субъект, предикат и связку. Предложение же может быть и одночленным, и двучленным, и многочленным. Логический субъект, как и логический предикат суждения не всегда совпадают с подлежащим и сказуемым предложения. Например, известные слова лермонтовского Демона –
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем.
Конец страницы 218
¯ Начало страницы 219 ¯
Так, в предложении Никто, кроме него, не сделает это два суждения: он сделает это и никто не сделает этого. Эти же суждения могут быть выражены другим предложением: Только он сделает это. Смысл предложений также не во всем и не всегда может совпадать с логикой суждений, что связано с образностью и переносным значением слов. Так, известные строки В.В. Маяковского А вы ноктюрн сыграть могли бы На флейте водосточных труб? с логической точки зрения являются бессмыслицей, так как водосточные трубы не могут быть флейтой и на них нельзя играть ноктюрн.
Таким образом, предложение как грамматическая категория, будучи тесно связанным с суждением как логической формой выражения мысли, имеет свою специфику, обусловленную природой языка.
Сочинительнаясвязь характеризуется равноправностью элементов, что проявляется в возможности их перестановки без существенного изменения смысла: вчера, сегодня, завтра; щуки, караси и сазаны; строг, но справедлив; тюльпаны, или гвоздики, или фиалки; усталые, но довольные. Слова, образующие в предложении сочинительные цепочки, как правило, принадлежат к одной части речи, а также обнаруживают близость семантики. Так, в предложении В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни (Чехов)
Конец страницы 219
¯ Начало страницы 220 ¯
словоформы вечера и ночи, перепела и коростели, прекрасна и полна, не кричат, не поют и не пахнет объединены сочинительной связью. Сочинительная связь подразделяется на союзную и бессоюзную. Она связывает не только слова в предложении, но и целые предложения.
Конец страницы 220
¯ Начало страницы 221 ¯
нение). Предложения типа И пошел, и увидел, и сказал часто встречаются в древних языках. На санскрите писали, например, Убит ногами слонами, то есть Убит ногами слонов, или Схвачен хоботом слоном в смысле Схвачен хоботом слона, где однопа-дежный ряд существительных отражает сочинительную связь. Первобытное мышление развивалось от простого соположения мыслей к выражению более сложных причинных, временных, следственных, условных и тому подобных связей и отношений, что привело в дальнейшем к развитию подчинительных связей в синтаксисе индоевропейских языков. Эти связи во многих современных индоевропейских языках передаются с помощью сложной системы подчинительных союзов, выражающих многообразные логические связи и отношения понятий, оттенки зависимости одной мысли от другой. Союзы и союзные слова выполняют в языке и чисто грамматическую функцию: показывают зависимость одной части предложения или всего предложения в целом от другой части или от других предложений.
Типы предложений.Предложение как основная единица синтаксиса очень сложно и многомерно, поэтому его классификации по различным признакам достаточно разнообразны.
Конец страницы 221
¯ Начало страницы 222 ¯
распространенные и нераспространенные. Нераспространенные предложения состоят только из главных членов. В распространенных предложениях главные члены всегда поясняются второстепенными: В безмолвии садов, весной, во мгле ночей, поёт над розою восточный соловей (Пушкин). В зависимости от формы глагола, которым выражено сказуемое, односоставные глагольные предложения подразделяют на личные <Люблю наш край), безличные (Темнеет.) и инфинитивные (Увидеть бы счастливым родной край.) предложения. Среди односоставных именных предложений выделяют номинативные (Вот и лес и стог сена около леса.), утверждающие наличие, существование предметов и явлений в момент речи, и вокативные (Сынок, сынок мой!), употребляющиеся в форме обращения.
Сложные предложения в зависимости от средств связи между ними подразделяются на союзные, бессоюзные и комбинированные. Среди союзных предложений выделяют сложносочиненные, выражающие различные виды соединительных, сопоставительных, разделительных и некоторых других связей, и сложноподчиненные предложения, выражающие различные подчинительные отношения: субъектные, объектные, атрибутивные, обстоятельственные. В зависимости от типов отношений между частями сложного предложения проводятся многообразные классификации сложных предложений.
По модальностизаключенного в них высказывания (или по цели высказывания) предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Они служат для передачи соответственно трех основных форм мысли: суждения, вопроса, побуждения. Но роза милая не чувствует, не внемлет и под влюбленный гимн колеблется и дремлет (Пушкин) — повествовательное предложение, в котором содержится информация об определенном событии. Вопросительное предложение содержит вопрос, ответ на который может ожидаться или не ожидаться: Поют ли птицы в твоем саду? Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? Побудительное предложение выражает волеизъявление того, кто говорит: Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Принеси мне воды. Каждый тип характеризуется соответствующей интонацией и набором формальных
Конец страницы 222
¯ Начало страницы 223 ¯
средств: глагольных форм, служебных слов и пр. Предложения каждого из трех модальных типов могут быть эмоционально окрашенными, то есть восклицательными: Хорошо летом возле речки! По модальному признаку все предложения также делят на утвердительные и отрицательные. В утвердительных предложениях отмечается реальное наличие или реальная возможность определенных событий и явлений: Он работает прекрасно. В отрицательных предложениях такое наличие или такая возможность отрицаются: Не поют больше соловьи.
Конец страницы 223
¯ Начало страницы 224 ¯
Различий в структуре и типах предложений между разными языками может быть больше или меньше, что зависит как от генетических связей сравниваемых языков, так и особенностей их современного грамматического строя.
Актуальное членение предложения.Предложение как синтаксический образец в речевой деятельности наполняется лексикой, превращаясь в то или иное высказывание. В составе высказывания, в контексте и ситуации речи происходит не только реализация модели предложения, но и актуализация всех других единиц языка, прежде всего словоформ и сочетаний слов. При этом в одном и том же высказывании с помощью различных формальных средств могут актуализироваться различные оттенки смысла.
Средствами актуального членения предложения являются порядок слов, синтагматическое членение, постановка фразового
Конец страницы 224
¯ Начало страницы 225 ¯
ударения, интонация, усилительно-выделительные частицы, артикли, залоговые трансформации и некоторые другие средства. Так, предложение Сейчас я пойду домой путем интонационно-смыслового членения может быть превращено в четыре фразы: Сейчас я пойду домой. Сейчас я пойду домой. Сейчас я пойду домой. Сейчас я пойду домой. Совпадая по передаваемой информации, эти предложения различаются между собой оттенками смысла, так как в каждом из высказываний подчеркиваются различные моменты сообщения. В следующем примере рема выделяется с помощью частицы даже и порядка слов: Далже она этого не знала. Она даже этого не знала. Она этого даже не знала.
Актуальному членению подвергаются все типы и виды предложений, в составе которых больше одного слова. Чем больше слов в предложении, чем сложнее его синтаксическая структура, тем больше возможностей его различной актуализации, тем сложнее сами правила актуального членения предложения.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Смотреть что такое ПРЕДЛОЖЕНИЕ в других словарях:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
предложение 1. ср. 1) а) Процесс действия по знач. глаг.: предложить, предлагать. б) Результат такого процесса действия. 2) То, что предлагается вниманию, что предложено для обсуждения, рассмотрения или исполнения. 3) Обращение с просьбой к женщине вступить с нею в брак. 2. ср. То же, что: суждение (в логике). 3. ср. Грамматически оформленная по законам какого-л. языка единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли (в лингвистике). 4. ср. Составная часть периода (в музыке).
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
предложение 1. с.1. offer, suggestion; (о браке) proposal of marriage предложение услуг — offer of services делать предложение кому-л. — make* smb. an. смотреть
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ в музыке, составная часть периода, отграниченная каденцией. Самостоят, значение приобретает в незамкнутой гл. партии сонатной формы; поро. смотреть
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ в логике, см. в ст. Высказывание.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ — основная единица связной речи, характеризуемая определенными смысловыми (наличие так наз. предикации — см. ниже) и структурными (в. смотреть
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Для логического направления типично определение, повторенное Буслаевым: «Предложение есть суждение, выраженное словами». Следует отметить, что очень близкое к этому определение мы находим и у основоположника формальной грамматики Фортунатова: «Предложение есть суждение в речи».
Психологическое направление в грамматике (Овсянико-Куликовский) в определение П. стремится включить характеристику специфического для него психологического процесса: «Предложение есть такое слово или такое упорядочение слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем предицирования» (Овсянико-Куликовский, Синтаксис русского языка, изд. 2, стр. 51). Наконец представители «формального направления» в грамматике подчеркивают структурные (и интонационные) признаки П., отвлекаясь от его семантики. Так, в ряде школьных учебников 20-х гг. XX в., построенных по принципам формальной грамматики, П. определяется как сочетание именительного падежа имени с личной формой глагола.
Из традиционной зап.-европейской грамматики перешло в русскую деление П. на простые и сложные. Под последним разумеется П., состоящее из ряда простых.
1. наличие в П. грамматич. членов коммуникации;
3. отношение говорящего к высказываемой мысли.
1. По наличию членов коммуникации П. бывают
— односоставными, когда словами выражен только один член (субъект или предикат), и
— двухсоставными, когда оба члена коммуникации выражены словесно.
Односоставные по способу выражения сказуемости бывают:
Двухсоставные П. по способу выражения сказуемости бывают:
— П. с простым сказуемым и
— П. с составным сказуемым.
2. По числу членов П. делятся на:
а) полные и неполные и
б) нераспространенные и распространенные.
Нераспространенным П. называется П., в к-ром главные члены (подлежащее и сказуемое в двухсоставном или единственный член в односоставном) не имеют при себе второстепенных членов: «Брат читает», «Вечер».
Распространенным будет такое П., у к-рого при главных членах имеются поясняющие их второстепенные члены: «Брат читает интересную книгу» (ср. «Брат читает»), «Величавый возглас волн».
3. По отношению говорящего к высказываемой им мысли П. делятся на 3 группы:
а) повествовательные; к ним относятся П., в которых говорящий сообщает кому-либо свою мысль, констатируя тот или другой факт (устанавливая связь между субъектом и предикатом): «Ночевала тучка золотая на груди утеса великана»;
б) восклицательные; к ним относятся П., в к-рых говорящий не только сообщает свою мысль, но и выражает свое отношение к ней, то или иное чувство, что обозначается в произношении восклицательной интонацией и наличием восклицательных слов (междометий, местоимений, наречий): «Как мой садик свеж и зелен!»;
в) вопросительные; к ним относятся П., в к-рых говорящий не устанавливает какого-либо факта, а или желает получить от слушающего утверждение этого факта или указывает, что один из членов П. ему неизвестен, и желает от слушающего получить разъяснение. Для первого случая: «Принес ли ты книгу?» Для второго случая: «Кто вчера был у тебя?» Вопросительные П. характеризуются вопросительными интонациями, а также наличием вопросительных слов (кто, что и т. д.) или вопросительных частиц (ли, уже, разве и т. п.).
В сложносочиненном П. простые предложения или соединены между собой непосредственно (смысловая связь между ними выражается только интонацией, грамматического выражения этой связи нет: «Об этом разговаривать не приходится: это бесспорно») или связаны союзами, употребляемыми в простых П. для соединения однородных членов (а, и, но, же и др.: «Утром пробовал встать, но закружилась голова»).
Сложносочиненное П. может
1) состоять не из двух, а из нескольких простых: «Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна»;
Подчинение одного П. другому грамматически выражается двумя способами:
а) посредством союзов, употребляемых только для соединения подчиняемого предложения с подчиняющим (что, хотя, если, потому что и т. д.): «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что к настоящей дружбе я неспособен»;
б) посредством так наз. союзных слов, отличие которых от союзов в том, что они не только соединяют одно П. с другим, но и являются членами подчиненного предложения. В роли союзных слов употребляются вопросительные местоимения и наречия (который, где, куда и т. п.): «Так прошел год, по окончании которого с Герасимом случилось небольшое происшествие».
Сложное П. может иметь в своем составе несколько придаточных, которые располагаются или в порядке последовательного подчинения (каждое придаточное, начиная со второго, подчиняется предшествующему придаточному) или в порядке параллельного подчинения (все придаточные подчинены главному). Сложное П., в котором употреблено и последовательное и параллельное подчинение, а также имеются элементы сочинения П., называется смешанным. Особо развернутым и ритмически упорядоченным видом сложного предложения является и так наз. период (см.).
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
—одна из основных грамматических категорий синтаксиса, противопоставленная в его системе слову (и словоформе) и словосочетанию по формам, значениям и функциям (назначениям). В широком смысле это любое — от развернутого синтаксич. построения (в письм. тексте от точки до точки) до отд. слова или словоформы — высказывание (фраза), являющееся сообщением о чем-либо и рассчитанное па слуховое (в произнесении) или зрительное (на письме) восприятие. П. может быть простым или сложным. В узком, собственно грамматическом, смысле простое П.— это такая единица сообщения, к-рая, будучи образована по специально предназначенному для этого грамматич. образцу, обладает значением предикативности (т. е. категорией, к-рая целым комплексом формальных синтаксич. средств соотносит сообщение с тем или иным определ. или меопредел. временным планом действительности) н своей собственной семан-тич. структурой, обнаруживает их в системе формальных изменений и имеет определ. коммуникативную задачу, выражающуюся интонацией и порядком слов (см. Актуальное членение предложения). Осн. характеристиками простого П. являются: его синтаксич. структура, формирующаяся определ. словоформами (компонентами предикативной основы П.) в их отношении друг к другу; его семан-тич. структура; порядок слов и интонация; члены предложения как компоненты предикативной основы П. или ее распространители. В зависимости от цели сообщения П. могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными; при па-радигматич. подходе к П. как к единице, обладающей формоизменением, возможна и более детальная классификация П. по цели высказывания, охватывающая также П. со значениями сослагательности, условности, желательности, долженствования. Простое П. как элементарная синтаксич. конструкция (т. наз. нераспространенное П.) состоит из двух (реже — более) форм слов (конституирующих компонентов), объединенных друг с другом специфическим, существующим только в П. синтаксич. отношением (т. наз. предикативным), либо, реже, из одной формы слова (напр., «Ученик пишет», «Воды прибывает>, «Простить значит забыть у, «Ночь», «Светает»). П. может быть распространено (т. наз. распространенное П.) по правилам присловных связей — согласования, управления, примыкания, либо словоформами, распространяющими П. в целом (детерминантами); напр., «Для нее простить значит забыть», «На Камчатке сейчас уже ночь», либо причастными, деепричастными и др. оборотами, либо спец. распространяющими формами слов, союзными сочетаниями и др. Элементарный отвлеченный образец, по к-рому строится простое нераспространенное П., составляет его предикативную основу (структурную схему), структурный образец. Эти образцы классифицируются по разным основаниям: од-нокомпонентиые и двухкомпонентные, свободные и ограниченные со стороны лексич. состава, имеющие или не имеющие парадигматич. характеристики, не-фразеологизированные и фразеологизиро-ваиные. Каждый язык имеет свою систему таких структурных образцов. Отд. образцы в разных языках могут совпадать, но системы в целом всегда различаются. Напр., для индоевроп. языков характерны т. наз. двухкомпонентные структурные образцы, содержащие сказуемое, т. е. глагол в личной форме (или форму др. слова в той же позиции), и подлежащее, т. е. форму им. падежа имени или инфинитив (реже др. словоформу в той же позиции). Сказуемое всегда обозначает осуществляющийся во времени предикативный признак (действие, состояние, свойство, качество), а подлежащее — субъект, т. е. носителя или производителя этого признака (при распространении П. значение субъекта может перемещаться и сосредоточиваться в распространяющей словоформе, ср. «Ложь возмущает», где «ложь» — субъект, а «возмущает» —его свойство, и «Учителя возмущает ложь», где субъектом состояния уже является «учитель»), Индоевроп. языкам принадлежат и др. образцы простого П., вт. ч. однокомпонентиые (состоящие или из одного компонента, или двухкомпонентные, но не членящиеся на подлежащее и сказуемое). Структурные образцы лежат в основе конкретных П., напр.: «Ученик пишет», «Наступила ночь», «Теплится надежда»— эти П. построены по одному глагольно-имен-ному образцу; «Сын — рабочий», «Москва — столица», «Ель — дерево» — по двухименному образцу; «Светает», «Вечереет», «Сквозит» — по глагольному образцу; «Ночь», «Зима» — по собственно именному образцу. Присутствие глагола в структурной основе П. ие обязательно. Существует мн. типов П., строящихся без участия глагола, средствами собственно имен. П. совмещает в одной своей грамматич. форме иеск. значений разных ступеней абстракции. Во-первых, сам структурный образец П. имеет отвлеченное значение, общее для всех П., т. наз. предикативность. Значение предикативности, заложенное в образце, переносится в конкретное П. и модифицируется в парадигме П., т. е. в разных его синтаксич. формах, выражающих значения реальности и ирреальности. Однако в конкретных П. на значение предикативности накладывается новое, иного качества значение, идущее от компонентов предикативной основы и от их отношений, а также от лексич. семантики слов, заполнивших позиции в П. (напр.: «Ученик пишет» = субъект и его активное действие; «Гром гремит» = субъект и его наличие, существование; «Светает» = наличие бессубъектного состояния). Такие значения относятся к семантич. структуре П. Предложения, имеющие разную грамматич. организацию, но близкую семантич. структуру, в нек-рых исследованиях рассматриваются как трансформы, т. е. преобразования одного в другое, напр. «Наступает вечер»—«Вечереет», «Гремит гром»—«Гром», «Сыи учится» — «Сын — учащийся». Кроме значения предикативности и семантич. структуры, в П. присутствует также его функциональное значение, связанное с распределением коммуникативной нагрузки между его членами; это значение выражается актуальным членением предложения и интонацией. Структурная основа П. лишена интонации, но каждое конкретное П. и все его формы и модификации (синтаксич. изменения) обязательно имеют определ. интонацию (интонационный контур). Исследования 60—80-х гг. 20 в. показали, что П. как грамматич. единица не может изучаться в отрыве от его лексич. наполнения. Лексич. ограничения накладываются почти на все грамматич. образцы П. и иа ми. правила его функционирования (эти ограничения особенно очевидны в языках эргативиого и активного строя). Лексич. составом во взаимодействии с грамматич. организацией П. предопределяется его семантич. структура. Т. о., в анализе П. практически снимается бывшее еще до 50-х гг. традиционным противопоставление грамматич. и лексич. аспектов, лексич. фактор становится одним из важнейших в анализе П. как синтаксич. единицы. П. обладает большим прагматическим (см. Прагматика) потенциалом. Язык представляет говорящему (пишущему) разнообразные возможности выразить в П. свое отношение к предмету речи (включая ее автора), к ситуации, о к-рой сообщается (включая саму ситуацию общения), к адресату. Эта прагматич. триада, реализующаяся в разных П. или полностью, или в какой-то своей части и взаимодействующая с его семантич. структурой, делает П. языковой единицей, обладающей глубоким и неодиосту-пенчатым смысловым строением. П. как информативная единица обладает большими строевыми и коммуникативными возможностями. Оно несет в себе сообщение, как правило, не изолированно, а в окружении др. сообщающих единиц (предложений, высказываний) и связано с ними содержат., а часто и синтаксич. отношениями. Входя в текст в качестве его структурирующего компонента, П. вместе с др. единицами организует соотв. сверхфразовое единство и соотносит его части друг с другом. Сложное предложение — это объединение двух (или более) простых П. (или их аналогов) средствами союзов, союзных слов или союзных частиц (в сочетании с определ. интонацией, а часто также и при поддержке лексики) в некое новое синтаксич. образование, части к-рого вступают друг с другом в определ. синтаксич. отношения. При этом одна из частей может претерпевать существенные структурные изменения либо вообще иметь такую формальную организацию, к-рая простому П. не свойственна. В зависимости от того, какие средства связывают части сложного П., эти П. делятся на сложносочиненные (с формально независимыми друг от друга частями) и сложноподчиненные (с главной и придаточной частью); однако внутр. отношения частей и в том и в другом случае часто оказываются не совпадающими с формальной организацией сложного П., и семантич. характеристики сложносочиненных и сложноподчиненных П. перекрещиваются. ПРЕДЛОЖЕНИЕ 395 И в русской, и в зап.-европ. лингвистике П. и его компоненты долгое время изучались как категории, совпадающие с логич. суждением (см. Логическое направление) и его частями (К. Ф. Бек-кер, Н. И. Греч, Ф. И. Буслаев) либо с психологич. актом коммуникации (Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов). В изучении П. как собственно языковой, синтаксич. категории, имеющей свои формальные и смысловые (семантические) характеристики, сложилось неск. направлений, связанных: 1) с учением о П. как о сложной неодноуровневой структуре, одновременно репрезентирующей собою неск. ступеней языковой абстракции (В. Матезиус, М. Докулил, Ф. Да-неш). В сов. яз-знании такой подход представлен в академич. рус. грамматике (1980), в работах Д. Н. Шмелева, Н. Ю. Шведовой, Ю. С. Степанова и др.; 2) с теорией порождающей грамматики и трансформационного синтаксиса (Н. Хомский, Д. С. Ворт, Р. Ружичка, И. А. Мельчук); 3) с разными учениями о П. как о синтагматич. цепи связей и отношений, об аранжировке слов (И. Рис, Л. Блумфилд, А. В. де Гроот, Л. Теньер и др.); 4) с анализом П. прежде всего как единицы значения (О. Есперсен, Л. В. Щерба); в 60—70-х гг.—в аспекте теории глубинных и поверхностных структур и пропозитивной номинации (А. X. Гардинер, У. Вайнрайх). В 60— 80-е гг. активно исследуются парадиг-матич. связи и отношения П., организующие их в определ. системы (Ворт, П. Адамец, Т. П. Ломтев, Шведова), а также его содержательное строение (Н. Д. Арутюнова, В. Г. Гак, Г. А. Климов, Е. В. Падучева и др.). • Виноградов В. В., Осн. вопросы синтаксиса предложения, в его кн.: Исследования по рус. грамматике, М., 1975; П е ш-ковский А. М., Интонация и грамматика, в его кн.: Избр. труды, М., 1959; К у-рилович Е., ОСН. структуры языка: словосочетание н предложение, в его кн.: Очерки по лингвистике, М., 1962; Мель-н и ч у к А. С Аспекты общей теории предложения как единицы речи, в кн.: Проблемы яз-знания. М., 1967; Общее яз-знание, ч. 2 — Внутр. структура языка, М.. 1972; Шведова Н. Ю..О соотношении грам-матич. и семантич. структуры предложения, в кн.: Слав, яз-знание. VII Междунар. съезд славистов. Докл. сов. делегации, М., 1973; Падучева Е. В., О семантике синтаксиса. М., [1974]; Арутюнова Н. Д., Предложение и его смысл, М., 1976; Языковая номинация, кн. 1— Общие вопросы, кн. 2 — Виды наименований, М., 1977; Климов Г. А., Типология языков активного строя, М., 1977; Адамец П., Образование предложений из пропозиций в совр. рус. языке, Прага, 1978; Степанов Ю. С, Имена. Предикаты. Предложения. М., 1981; Гак В. Г., Теоретич. грамматика франц. языка. Синтаксис, М., 1981; R i e s J., Was ist ein Satz?, в его кн.: Beitrage zur Grundlegung der Syntax, H. 3, Prag, 1931; D a n e J F.. A Three-level approach to syntax, в кн.: Travaux linsuistiques de Prague, v. 1, Prague, 1966. H. Ю. Шведова. смотреть
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
основная единица связной речи, характеризуемая определенными смысловыми (наличие так наз. предикации — см. ниже) и структурными (выбор, расположение и связь грамматических форм объединяемых в П. слов, характер интонации) признаками. Учение о предложении занимает центральное место в синтаксисе, отражая очень наглядно смену различных направлений в последнем; в одной из новейших работ по синтаксису приведено свыше полутораста определений П. (Ries, Was ist ein Satz). Так, в истории русской грамматики (см.) в определениях П. последовательно сменяют друг друга логическое, психологическое и так наз. формальное направления. Для логического направления типично определение, повторенное Буслаевым: «Предложение есть суждение, выраженное словами». Следует отметить, что очень близкое к этому определение мы находим и у основоположника формальной грамматики Фортунатова: «Предложение есть суждение в речи». Психологическое направление в грамматике (Овсянико-Куликовский) в определение П. стремится включить характеристику специфического для него психологического процесса: «Предложение есть такое слово или такое упорядочение слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем предицирования» (Овсянико-Куликовский, Синтаксис русского языка, изд. 2, стр. 51). Наконец представители «формального направления» в грамматике подчеркивают структурные (и интонационные) признаки П., отвлекаясь от его семантики. Так, в ряде школьных учебников 20-х гг. XX в., построенных по принципам формальной грамматики, П. определяется как сочетание именительного падежа имени с личной формой глагола. Стремление дать более широкое, обобщающее смысловые и структурные признаки определение П. выступает в трудах Шахматова, который в «Синтаксисе русского языка» разрешает вопрос так: «Предложение — это словесное облеченное в грамматическое целое (посредством согласования составных его частей или соответствующей интонации) выражение психологической коммуникации» и далее — «Предложению можно дать и такое определение: это простейшая единица человеческой речи, которая в отношении формы является одним грамматическим целым, а в отношении значения соответствует двум вошедшим в нарочитое сочетание представлениям простым или сложным» («Синтаксис русского яз.», вып. I, стр. 12). При этом дальше Шахматов подчеркивает, 1) что предложение не может быть точным отображением коммуникации и 2) что словесные элементы П. грамматически сливаются в одно целое, непременным объединяющим началом к-рого является интонация. Популяризованное Пешковским в «Русском синтаксисе в научном освещении», это определение предложения — с устранением имевшихся у Шахматова элементов психологизма — является в настоящее время наиболее общепринятым в русской грамматике. Из традиционной зап.-европейской грамматики перешло в русскую деление П. на простые и сложные. Под последним разумеется П., состоящее из ряда простых. Простое предложение. — Наиболее распространенная в современной русской грамматике классификация простых П. опять восходит к Шахматову. Основаниями деления являются: 1. наличие в П. грамматич. членов коммуникации; 2. число членов П.; 3. отношение говорящего к высказываемой мысли. 1. По наличию членов коммуникации П. бывают односоставными, когда словами выражен только один член (субъект или предикат), и двухсоставными, когда оба члена коммуникации выражены словесно. Односоставными будут предложения типа «Морозит», «Тишина». Двухсоставными — «Поезд мчится», «Люблю читать» и т. п. Односоставные по способу выражения сказуемости бывают: а) инфинитивными — сказуемое выражено инфинитивом: «Молчать!», «Позвать его скорей!»; б) номинативными (назывными) — сказуемое выражено им. пад. существительного: «Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн»; в) безличными — сказуемое выражено безличным глаголом: «Темнеет», «Смеркается», «Зашумело в голове»; г) неопределенно-личными — сказуемое выражено личным глаголом в 3-м л. мн. ч., подлежащего нет, т. к. оно и не мыслится: «Цыплят по осени считают»; д) обобщенно-личными — сказуемое выражено личным глаголом во 2-м л. ед. ч., подлежащего нет, т. к. им может быть любое из 3 лиц: «Бездонной бочки водой не наполнишь». Двухсоставные П. по способу выражения сказуемости бывают: П. с простым сказуемым и П. с составным сказуемым. К 1-й группе относятся такие П., у к-рых сказуемое — личный глагол: «Я плакал во сне». Ко 2-й группе относятся П., в которых сказуемое выражено личным глаголом и какой-либо частью речи, причем сказуемость заключается не в глаголе, а в этой части речи, глагол же служит только связкой. Напр. «Петров является представителем месткома» (напротив, в П.: «Открывается дверь, и является Петров» — сказуемым служит именно глагол). Глагол-связка может быть пропущена: «Нагрузка и разгрузка барок — в разгаре». 2. По числу членов П. делятся на: а) полные и неполные и б) нераспространенные и распространенные. Полными называют такие П., в к-рых налицо и грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое: «Он умер»; неполными — П., в к-рых один из членов отсутствует (или подлежащее, или сказуемое, или какой-либо второстепенный член), но легко восстанавливается из контекста всей речи (предыдущих и последующих П.): «Где вы вчера были В театре. В каком В Малом». Нераспространенным П. называется П., в к-ром главные члены (подлежащее и сказуемое в двухсоставном или единственный член в односоставном) не имеют при себе второстепенных членов: «Брат читает», «Вечер». Распространенным будет такое П., у к-рого при главных членах имеются поясняющие их второстепенные члены: «Брат читает интересную книгу» (ср. «Брат читает»), «Величавый возглас волн». 3. По отношению говорящего к высказываемой им мысли П. делятся на 3 группы: а) повествовательные; к ним относятся П., в которых говорящий сообщает кому-либо свою мысль, констатируя тот или другой факт (устанавливая связь между субъектом и предикатом): «Ночевала тучка золотая на груди утеса великана»; б) восклицательные; к ним относятся П., в к-рых говорящий не только сообщает свою мысль, но и выражает свое отношение к ней, то или иное чувство, что обозначается в произношении восклицательной интонацией и наличием восклицательных слов (междометий, местоимений, наречий): «Как мой садик свеж и зелен!»; в) вопросительные; к ним относятся П., в к-рых говорящий не устанавливает какого-либо факта, а или желает получить от слушающего утверждение этого факта или указывает, что один из членов П. ему неизвестен, и желает от слушающего получить разъяснение. Для первого случая: «Принес ли ты книгу» Для второго случая: «Кто вчера был у тебя» Вопросительные П. характеризуются вопросительными интонациями, а также наличием вопросительных слов (кто, что и т. д.) или вопросительных частиц (ли, уже, разве и т. п.). Сложное предложение. — Определения сложного П. так же разнообразны, как и определения общего понятия П. Так, представители логической грамматики выделяют в качестве основного признака сложного П. особенности семантические (расчлененность сложной мысли, выражением которой является сложное П.), благодаря чему возникает учение о сокращении сложного П., отвергаемое формальной (и психологической) грамматикой. Последняя, напротив, делает ударение на структурных особенностях сложного П. Ср. у Пешковского: «Словосочетания, имеющие в своем составе два или несколько сказуемых или два или несколько словосочетаний, указывающих своим формальным составом на опущенные сказуемые, или состоящие из одних сказуемых, мы будем называть сложным целым (более обычный термин — „сложное предложение“)» («Русский синтаксис в научном освещении», стр. 163). В общем все определения сводятся к тому, что сложное П. характеризуется как соединение двух или нескольких простых П., связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно. По своему грамматическому строению сложные П. делятся на два основных вида — сложносочиненные и сложноподчиненные. В сложносочиненном П. простые предложения или соединены между собой непосредственно (смысловая связь между ними выражается только интонацией, грамматического выражения этой связи нет: «Об этом разговаривать не приходится: это бесспорно») или связаны союзами, употребляемыми в простых П. для соединения однородных членов (а, и, но, же и др.: «Утром пробовал встать, но закружилась голова»). Сложносочиненное П. может 1) состоять не из двух, а из нескольких простых: «Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна»; 2) иметь смешанное соединение — союзное и бессоюзное: «Днем капало с крыш, устало и потно дымились серые стены домов, а к ночи везде смутно белели ледяные сосульки». В сложноподчиненном П. простые П., входящие в состав его, находятся (одно или несколько) по отношению к другому в грамматической зависимости определенного рода, в так наз. «грамматическом подчинении». При этом подчиняющее П. называется главным, а подчиненные — придаточными. К логической грамматике восходит отождествление придаточных П. с членами простого П., откуда и классификация их на определительные, дополнительные, обстоятельственные и т. д., до сих пор применяемая в школьной грамматике. Подчинение одного П. другому грамматически выражается двумя способами: а) посредством союзов, употребляемых только для соединения подчиняемого предложения с подчиняющим (что, хотя, если, потому что и т. д.): «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что к настоящей дружбе я неспособен»; б) посредством так наз. союзных слов, отличие которых от союзов в том, что они не только соединяют одно П. с другим, но и являются членами подчиненного предложения. В роли союзных слов употребляются вопросительные местоимения и наречия (который, где, куда и т. п.): «Так прошел год, по окончании которого с Герасимом случилось небольшое происшествие». Сложное П. может иметь в своем составе несколько придаточных, которые располагаются или в порядке последовательного подчинения (каждое придаточное, начиная со второго, подчиняется предшествующему придаточному) или в порядке параллельного подчинения (все придаточные подчинены главному). Сложное П., в котором употреблено и последовательное и параллельное подчинение, а также имеются элементы сочинения П., называется смешанным. Особо развернутым и ритмически упорядоченным видом сложного предложения является и так наз. период (см.). О значении отбора тех или иных типов предложения для языка писателя — см. «Стиль». Библиография: См. «Синтаксис». В. Б. и Р. Ш. смотреть
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
сущ. (для обсуждения, рассмотрения) proposal; proposition; suggestion; парл тж motion; экон supply; (цены) quotation; (на торгах тж) bid; tender; (приг. смотреть