Что такое предложение в маркетинге

Тема 3. РЫНОЧНЫЙ СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

3. Предложение

Что такое предложение в маркетинге. Смотреть фото Что такое предложение в маркетинге. Смотреть картинку Что такое предложение в маркетинге. Картинка про Что такое предложение в маркетинге. Фото Что такое предложение в маркетинге

Что такое предложение в маркетинге. Смотреть фото Что такое предложение в маркетинге. Смотреть картинку Что такое предложение в маркетинге. Картинка про Что такое предложение в маркетинге. Фото Что такое предложение в маркетинге

Рис. 3.2. График спроса

Что такое предложение в маркетинге. Смотреть фото Что такое предложение в маркетинге. Смотреть картинку Что такое предложение в маркетинге. Картинка про Что такое предложение в маркетинге. Фото Что такое предложение в маркетинге

Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться. Следует различать величину спроса и сам спрос. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос (как выражение потребности в данном товаре) остается неизменным. Об увеличении спроса можно говорить, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара. Например, в жаркие летние месяцы возрастает спрос на прохладительные напитки и мороженое.

Что такое предложение в маркетинге. Смотреть фото Что такое предложение в маркетинге. Смотреть картинку Что такое предложение в маркетинге. Картинка про Что такое предложение в маркетинге. Фото Что такое предложение в маркетинге

Поскольку спрос вырос под воздействием неценовых факторов, то при той же цене это будет новый спрос и на графике произойдет смещение кривой спроса D 1 в новое положение d 2 (рис.3.3.).

Что такое предложение в маркетинге. Смотреть фото Что такое предложение в маркетинге. Смотреть картинку Что такое предложение в маркетинге. Картинка про Что такое предложение в маркетинге. Фото Что такое предложение в маркетинге

На каком уровне должна установиться цена? Если наложить друг на друга два графика, обозначающие совокупный спрос и совокупное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения. В некоторой точке Е кривые пересекутся (рис.3.5.).

Что такое предложение в маркетинге. Смотреть фото Что такое предложение в маркетинге. Смотреть картинку Что такое предложение в маркетинге. Картинка про Что такое предложение в маркетинге. Фото Что такое предложение в маркетинге

В точке Е спрос равен предложению (Q 1 ) и цена P 1 выступает как цена равновесия. При более высокой цене Р 2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (р з ) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.

Конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке, свидетельствующее о том, что ограниченное количество имеющегося в обществе конкретного товара распределено между возможными его потребителями. Но это частичное равновесие на единичном рынке.

Необходимо учитывать, что цены находятся в постоянном движении вследствие изменений предложения или спроса. Эти изменения взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям цен других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в определенный момент времени в равновесии. В этом случае говорят обобщем равновесии рынка.

Эластичность спроса и предложения

Эластичность спроса определяет изменение уровня спроса на отдельные виды товаров в зависимости от факторов, формирующих этот спрос (цены на товар, уровня доходов и т.п.) Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены. Рассмотрим три варианта кривой спроса (рис.3.6.).

Что такое предложение в маркетинге. Смотреть фото Что такое предложение в маркетинге. Смотреть картинку Что такое предложение в маркетинге. Картинка про Что такое предложение в маркетинге. Фото Что такое предложение в маркетинге

Что такое предложение в маркетинге. Смотреть фото Что такое предложение в маркетинге. Смотреть картинку Что такое предложение в маркетинге. Картинка про Что такое предложение в маркетинге. Фото Что такое предложение в маркетинге

Что такое предложение в маркетинге. Смотреть фото Что такое предложение в маркетинге. Смотреть картинку Что такое предложение в маркетинге. Картинка про Что такое предложение в маркетинге. Фото Что такое предложение в маркетинге

Прежде всего, необходимо иметь ввиду, что основой анализа в данном случае, является общая сумма денег, которую покупатели уплачивают продавцам. Выручка продавца всегда равна цене, умноженной на количество реализованного товара (Р х Q). На рис.3.6 (а) представлен вариант, когда падение цены в два раза вызвало двукратное увеличение спроса, а общая выручка продавцов не изменилась. На рис.3.6 (б) трехкратное снижение цены привело к роту продаж лишь в два раза, и произошло сокращение выручки. На рис.3.6 (в) происходит увеличение выручки за счет роста спроса в больших масштабах, чем произошло снижение цены.

Степень эластичности спроса (коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены) E d p представляет собой отношение изменения спроса к вызвавшему его изменению цены.

Что такое предложение в маркетинге. Смотреть фото Что такое предложение в маркетинге. Смотреть картинку Что такое предложение в маркетинге. Картинка про Что такое предложение в маркетинге. Фото Что такое предложение в маркетинге

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате, изменения его цены на один процент.

Эластичность спроса может быть слабой, промежуточной и сильной . Слабой эластичностью спроса характеризуются товары, объемы продаж которых снижаются при росте цен весьма медленно (товары первой необходимости). Промежуточной эластичностью характеризуются товары, по которым существуют товары-заменители (например, кофе, чай). Сильной эластичностью обладают товары, падение объемов реализации которых, вследствие роста цен, носит активный характер (новые товары, импорт).

Коэффициент эластичности предложения E s p представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

Что такое предложение в маркетинге. Смотреть фото Что такое предложение в маркетинге. Смотреть картинку Что такое предложение в маркетинге. Картинка про Что такое предложение в маркетинге. Фото Что такое предложение в маркетинге

На рис.3.7 показаны три линии предложения с разной эластичностью.

Что такое предложение в маркетинге. Смотреть фото Что такое предложение в маркетинге. Смотреть картинку Что такое предложение в маркетинге. Картинка про Что такое предложение в маркетинге. Фото Что такое предложение в маркетинге

Рис.3.7. Различные варианты эластичности предложения.

Эластичность предложения товара зависит от:

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

1. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления производителем каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции (садовод, вырастивший груши, и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им груш, какая бы ни сложилась рыночная цена). Предложение в этом случае является неэластичным.

3. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение предприятием производственных мощностей, а также приток новых производителей в отрасль в случае расширения спроса или уход при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Изменения цены, спроса и предложения происходят во времени и, следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Дополним понимание рыночного равновесия анализом согласования спроса и предложения с учетом элемента времени (рис.3.8.).

Что такое предложение в маркетинге. Смотреть фото Что такое предложение в маркетинге. Смотреть картинку Что такое предложение в маркетинге. Картинка про Что такое предложение в маркетинге. Фото Что такое предложение в маркетинге

Что такое предложение в маркетинге. Смотреть фото Что такое предложение в маркетинге. Смотреть картинку Что такое предложение в маркетинге. Картинка про Что такое предложение в маркетинге. Фото Что такое предложение в маркетинге

Что такое предложение в маркетинге. Смотреть фото Что такое предложение в маркетинге. Смотреть картинку Что такое предложение в маркетинге. Картинка про Что такое предложение в маркетинге. Фото Что такое предложение в маркетинге

Рис.3.8. Взаимодействие предложения и спроса во времени

При планировании и принятии управленческих решений в агробизнесе следует учитывать слабую эластичность спроса по большинству товаров, выпускаемых в сельском хозяйстве. Объем продукции, поставляемой на рынок, в значительной степени зависит от природно-климатических условий. При неблагоприятных природно-климатических условиях и, последующим резким снижением урожайности сельскохозяйственных культур снижается предложение большинства сельскохозяйственных товаров. При слабой или нулевой (например, на хлеб) эластичности это может повлечь резкий рост цен.

Благоприятные климатические условия в течение вегетативного периода приведут к росту предложения и снижению цен на нее. В этих условиях имеет смысл ограничить (в рамках реального спроса) количество продукции, предъявляемой к продаже.

Спрос и полезность

При планировании и принятии управленческих решений, связанных с колебаниями спроса на сельскохозяйственную продукцию следует учитывать действие теории предельной полезности.

Предельной полезностью является добавочное удовлетворение, получаемое от потребления одной дополнительной единицы блага при неизменном потреблении всех остальных.

Принятие управленческих решений с учетом этого закона происходит на основе статистических данных об уровне потребления населением различных видов сельскохозяйственной продукции, научно обоснованных норм потребления и данных об уровне доходов населения. При достаточном уровне доходов и достижении научно обоснованных норм потребления следует ожидать падения спроса на соответствующиевиды товаров.

Источник

Спрос и предложение товаров в маркетинге

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и анализ спроса на товары

Как система управления, маркетинг полагается на информацию о рынке для принятия управленческих и маркетинговых решений. Это означает, что маркетинг является неотъемлемым «другом» рынка с постоянно изменяющейся конъюнктурой и жесткой конкуренцией.

Нормальное функционирование любого рынка товаров рассматривается с помощью определенных характеристик: спрос и предложение.

С точки зрения маркетинга, эти оба понятия является основными объектами мониторинга, детального изучения, а в некоторых случаях и манипулирования со стороны компании.

Успех организации на рынке зависит от того, насколько точно и вовремя проводятся исследования спроса и предложения, а также насколько точно прогнозируются их изменения.

Спрос характеризует количество товаров и услуг, которые потребители желают и способны приобрести по определенной цене в течение конкретного времени действия этой цены

Она показывает, что между ценой (P) и количеством товара (Q)устанавливается обратно пропорциональная зависимость. Это означает, что чем выше цена, тем меньше товаров будет продано. Рост количества товаров приведет к снижению цен на них.

Рисунок 1. Кривая спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При определенных условиях спрос на товары может меняться, но цена остается прежней. Это возникает в следующих случаях:

Готовые работы на аналогичную тему

Если одно из перечисленных событий имеет место, то величина спроса увеличивается или уменьшается при неизменной цене.

Кроме цены на спрос влияют:

Если на спрос оказывают влияние неценовые факторы, то происходит сдвиг кривой спроса влево (при снижении спроса, S2) или вправо (при повышении спроса, S3).

Рисунок 2. Сдвиги кривой спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Виды спроса в маркетинге

Спрос – это сочетание большого числа небольших компонентов, каждый из которых имеет свои специфические черты, возникающие под воздействием политических, экономических, демографических и других факторов. Поэтому и существует ряд классификаций спроса: по форме образования, по тенденциям, величине рынка и пр.

Выделяются также 8 видов спроса в зависимости от различных задач маркетинга:

При первом виде спроса потребители не испытывают интереса в покупке продукции, т.е. они полностью безразличны к ней. На это может быть много причин. Потребности другие, цена у конкурентов ниже или наоборот, нужен более качественный товар с другими функциональными характеристиками. Данному виду спроса соответствует стимулирующий маркетинг. Ключевая цель – определить потребности и предложить подходящую продукцию.

Скрытый спрос означает, что у потребителей есть желание купить продукт, но нет возможности. Товары, реализующиеся на рынке в данный момент, могут не соответствовать требованиям и запросам потребителей по ряду причин. Это может быть дефицит товаров и услуг. Данному виду спроса соответствует развивающийся маркетинг, который позволяет раскрыть потребность и создать предложение покупателям.

Отрицательный спрос появляется, когда основная масса потребителей не желает покупать товар, но при этом имеет возможность это сделать. В этом случае имеет место конверсионный маркетинг.

Падающий спрос отличается устойчивой тенденцией к уменьшению количества продаваемых товаров. Эффективным средством является ремаркетинг, т.е. обновление, усовершенствование или расширение ассортимента.

Полноценный вид спроса отлично соответствует предложению. Товар оправдывает ожидания покупателей. В этом случае используется поддерживающий маркетинг, инструменты которого оперативно реагируют на любые изменения на рынке.

Нерегулярный вид спроса характерен для сезонных товаров (никто не покупает обычно елочные украшения летом). Сгладить колебания посредством новых предложений, акций или гибких цен поможет синхромаркетинг.

При чрезмерном типе спрос превышает предложение и не может быть удовлетворен. Для сглаживания ажиотажа применяется демаркетинг (временное или постоянное повышение цены, сокращение стимулирующих мер).

Нерациональный спрос имеет место, когда потребители стремятся покупать товары, которые могут навредить их здоровью и окружающей среде. В этом случае используется противодействующий маркетинг.

Сущность и оценка предложения продукции

Под предложением понимается количество товаров, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретное время и в конкретном месте.

При высоких ценах продавцы стараются выставить на реализацию большее количество продукции, чем при низких. Это связано с желанием получить максимальную прибыль.

Если кривая спроса падает при росте цен, то кривая предложения в аналогичных условиях растет.

Возникает определенное противоречие в интересах компании –производителя и компании – покупателя. Первая через цену получает сведения о том, в какой степени людям необходим данный товар. Если уровень рыночной цены покрывает расходы фирмы и обеспечивает получение ожидаемой прибыли, то это верный признак рациональности производства и соответствие спросу.

Величина предложения зависит от ряда факторов, основным из которых являются издержки производства. Повышение себестоимости приводит к тому, что предложение снижается.

Другим фактором является научно-технический прогресс. В результате внедрения достижений снижаются издержки производства и растет предложение продукции.

Кроме этого существенное значение имеет степень монополизации рынка, которая проявляется в изменении цен при любом уровне производства. Особую роль играет динамика цен на другие товары, в том числе товары-субституты.

Источник

Спрос и предложение в маркетинге

34. Спрос и предложение в маркетинге.

Маркетинг – это система управления, при которой в основе принятия любого хоз. решения лежит информация о рынке. Т. о., маркетинг – неотъемлемый спутник современного рынка с его острой конкуренцией, динамично меняющейся конъюнктурой.

Спрос. Характеризует количество продукции (товаров и услуг), которое потребители хотят и могут купить по некоторой цене в течение определенного времени действия цены. Помимо цены на спрос воздействуют:

1) вкусы потребителей,

2) доходы потребителей,

3) цена на товары-заменители,

4) ожидания потребителей.

Потребительский спрос определяется с помощью ряда характеристик товарного потребления и опросов покупателей, а также экспертных и конъюнктурных оценок. Он также может быть количественно выражен в виде потенциального объема покупки.

В хозяйственной практике обычно выделяют следующие виды спроса:

а) макроспрос (С на большие объединенные по тому или иному признаку группы товаров(Т)) и микроспрос (С на отд. виды Т);

б) городской и сельский спрос, С отдельных социальных групп населения;

в) удовлетворенный и неудовлетворенный С;

г) условно удовлетворенный С (когда Т приобретены, но худшего качества или иного вида);

д) отложенный С (когда покупка отложена до накопления опред. суммы);

е) твердосформулированный С;

ж) альтернативный С (покупатель принимает окончательное решение покупке в магазине);

з) импульсивный или спонтанный С и др.

Для изучения С используются разл. методы. Один из них – ведение журналов учета спроса, в которых постоянно записываются неудовлетворенные запросы покупателей (“Книга жалоб и предложений”). Суть другого состоит в сопоставлении ассортиментной структуры продажи, поступления и запасов (например, если средняя цена продажи меньше, чем средняя цена запасов и поступления, то спросом пользуются более дешевые вида Т, а дорогие не находят сбыта). В целях изучения С могут применятся также моментные опросы покупателей (устные или письменные), выставки-продажи и др. мероприятия.

Предложение. Характеризует количество продукции (Т и У), которое производители хотят и могут продать по некоторой цене в течение определенного времени действия цены.

Помимо цены на П влияют:

а) технология производства (если вводится более совершенная технология, то снижается себестоимость и выпускается больше продукции);

б) цена на рабочую силу, основные и оборотные фонды, природные ресурсы, при снижении цен на которые также уменьшается себ-ть и выпускается больше продукции;

в) число производителей (чем больше, тем больше предложение Т и У);

г) налоги и субсидии (повышение налогов снижает предложение, а субсидии приводят к расширению производства).

С и П – основные характеристики рынка, которые оказывают первостепенное влияние и являются главными, определяющими ориентирами всех этапов маркетинга, задача которого в этой связи точно сигнализировать о б изменениях С и П, используя эту информацию с максимальной выгодой для фирмы.

35. Определение “емкости рынка”.

В задачи предварительного исследования рынка входят:

1. Выбор рынков, где возможен максимальный сбыт;

2. Получение информации о емкости рынка.

Емкость – способность рынка поглотить определенное количество товаро в определенное время.

Сюда включаются такие показатели, как:

– определение количества конкурентов,

– определение доли конкуркнтов на рынке,

– определение отраслей или предприятий, являющихся наиболее крупными птребителями,

– определение структуры потребления товаров первой / не первой необходимости,

– определение размеров произвадственного строительства и изменения в структуре потребления.

Эти показатели помогают судить о целесообразности проникновения на новий рынок, о предполагаемых затратах и масштабах деятельности, о потенциальных клиентах.

3. Концентрация ресурсов на перспективном рынке.

54. Основные направления рыночных исследований.

Для того, чтобы иметь объективную, надежную информацию о конкурентах фирмы, удовлетворять потребности клиентов, необходимо проводить маркетинговые исследования.

Маркетинговые исследования – регулярный сбор и анализ информации о проблемах, связанных с маркетингом; это объективный сбор, регистрация и анализ всех фактов по проблемам относящимся к продаже и перемещению товаров и услуг от товаропроизводителя (продуцента) к потребителю.

Особенности рыночных исследований:

1) постоянство, систематичность,

3) множественность источников информации,

Результат рыночных исследований используется для принятия решений с целью уменьшения неопределенностей и риска при принятии решений.

Маркетологи, проводящие рыночные исследования, должны быть достаточно хорошо знакомы с их спецификой, чтобы получить нужную информацию. В противном случае они могут допустить сбор ненужной информации или нужной, но с очень высокими издержками.

Основные направления рыночных исследований:

– исследования потребительских свойств товара;

– рекламы и других форм продвижения товаров;

– мотивационный анализ – анализ факторов мотивации при принятии покупателем решения.

Исследуя рынок, необходимо изучать его характеристики, замерять потециальные возможности рынка, производить анализ распределения долей рынка между фирмами. Сфера исследований сбыта включает определение квот и территорий сбыта, изучение каналов распределения, изучения стратегий стимулирования сбыта. При исследовании потребительских свойств товаров необходимо изучать реакцию потребителей на новый товар и его потенциал, изучать товары конкурентов, изучать проблемы создания упаковки, проводить тестирование товаров.

Изучая рекламу, нужно исследовать потребительские мотивации, эффективность рекламных объявлений, изучать средства рекламы и рекламные тексты. Экономический анализ включает в себя краткосрочное и долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен, товарной номенклатуры, международных рынков, изучение тенденций деловой активности.Кроме всего прочего, необходимо знать законодательные ограничения в области рекламы и стимулирования, общественные ценности, проблемы социальной политики, воздействия на окружающую среду.

Объём затрат на маркетинговые исследования очень велик и составляет в развитых странах сотни тысяч долл. Фирмы, работающие на потребительском рынке, тратят больше, чем производители.

Рыночные исследования могут вести либо маркетинговые фирмы, осуществляющие консалтинговую деятельность (большой опыт специалистов, объективность, лучшее информационное и техническое обеспечение), либо маркетинговые службы (они обладают низкой стоимостью услуг, конфидециальностью, высокой информированностью).

Источник

Что такое предложение в маркетинге

Что такое предложение в маркетинге. Смотреть фото Что такое предложение в маркетинге. Смотреть картинку Что такое предложение в маркетинге. Картинка про Что такое предложение в маркетинге. Фото Что такое предложение в маркетинге

Маркетинговое предложение — товары, услуги и впечатления

Потребности и желания потребителей реализуются посредством маркетингового предложения, т.е. определенной совокупности товаров, услуг, информации или впечатле­ний для удовлетворения нужды или потребности. Маркетинговое предложение не

Многие продавцы допускают ошибку, уделяя больше внимания конкретным товарам, а не их преимуществам и ощущениям, которые они позволяют получить. Они считают, что просто продают товар, а не помогают удовлетворить какую-либо нужду. Производитель сверл может думать, что клиенту нужно сверло. Но в конечном итоге ему нужно отверс­тие. Или, скорее всего, настоящая нужда состоит в сборке различных предметов. Таким продавцам свойственна маркетинговая близорукость. Они так увлекаются своим товаром, что обращают внимание лишь на текущие потребности, упуская из виду глу­бинные нужды клиентов. Они забывают, что товар — это всего лишь средство решения проблемы потребителя. Такие продавцы столкнутся с серьезными проблемами, если на рынке появится новый продукт, который позволит удовлетворить нужды клиента более эффективно или будет иметь более низкую цену. Клиент с прежними нуждами ощутит потребность в новом товаре.

Таким образом, умелые маркетологи смотрят не только на характеристики товаров и услуг, которые продают. Они формируют в сознании клиентов значение торговой марки и впечатление от нее. Например, Walt Disney World — это вполне конкретное впечатление. То же можно сказать о поездке на мотоцикле компании Hariey-Davidson. Ваши кроссовки Nike — это не просто кроссовки, это восхитительные впечатления о том, что вы можете «двигаться со скоростью мысли». Вы не просто наблюдаете за автогонками NASCAR — вы с головой погружаетесь во впечатления, которые дарует вам NASCAR. «В действительности потребители желают таких предложений, которые поражают их воображение, тро­гают их сердца и будят их мысль, — говорит один из специалистов. — Им требуются такие предложения, которые оставляют у них сильные впечатления.

Источник

Спрос и предложение в маркетинге

Что такое предложение в маркетинге. Смотреть фото Что такое предложение в маркетинге. Смотреть картинку Что такое предложение в маркетинге. Картинка про Что такое предложение в маркетинге. Фото Что такое предложение в маркетингеФункционирование любого товарного рынка отражается с помощью ряда характеристик, основными из которых являются спрос и предложение. С позиций маркетинга, спрос и предложение — основные объекты постоянного наблюдения, детального изучения и, в отдельных случаях, манипулирования со стороны фирмы (например, формирование вкусов потребителей, а значит, возможного спроса с помощью рекламы, паблик рилейшнз). От того, насколько точно и своевременно проводятся маркетинговые исследования спроса и предложения на том или ином сегменте рынка, насколько верно спрогнозированы их будущие изменения, зависит успех фирмы во всех ее начинаниях.

Функции спроса и предложения характеризуют зависимость этих категорий от определяющих их факторов. Общий вид функции спроса или предложения может быть представлен в следующем виде:

у = f(xv х2, х3, …. хп) где у — спрос (или предложение) какого-либо товара; xv х2, х3, хп — факторы, влияющие на спрос (или предложение).

Функция спроса и предложения графически отображается в виде кривых спроса и предложения, выражающих взаимосвязь только между двумя переменными — спросом и ценой (кривые спроса) и предложением и ценой (кривые предложения). Впервые математическую зависимость спроса от цены дал в первой половине XIX в. А. О. Курно*, который представил спрос как функцию цены: d = / (р), где d — спрос, р — цена, предположив, что эта функция, как правило, убывающая. Аналогичным образом представляется и функция предложения относительно цены: S = /(р), которая в отличие от функции спроса является возрастающей, т. е. имеет первую производную больше нуля.

Первым среди исследователей рынка, пытавшихся построить кривые спроса и предложения на основании фактической статистики рынка, был американский экономист

* А. О. Курно (1801—1877) — французский математик и экономист. Автор книги «Исследования математических принципов теории богатства», вышедшей в Лионе в 1838 г., и книги «Принципы теории богатства» — 1863 г.

Г. Мур, который, в частности, исследовал влияние цены хлопка на величину его производства и спроса на него на рынке. В последующем статистические исследования кривых спроса и предложения были продолжены и развиты Г. Шульцем, считавшим, что спрос зависит не только от цены, но и от некоторых добавочных факторов, искажающих общую картину зависимости. Влияние этих факторов на спрос Шульц выражал некоторой функцией времени, полагая, что обе эти функции, т. е. функция спроса в зависимости от цены и функция, отражающая влияние на спрос добавочных факторов, могут быть суммированы.

Спрос. Характеризует количество продукции (товаров и услуг), которое потребители хотят и могут купить по некоторой цене в течение определенного времени действия цены. Помимо цены на спрос воздействуют:

1) вкусы потребителей;

2) доходы потребителей;

3) цена на товары-заменители;

4) ожидания потребителей.

Потребительский спрос определяется с помощью ряда характеристик товарного потребления и опросов покупателей, а также экспертных и конъюнктурных оценок. Он также может быть количественно выражен в виде потенциального объема покупки.

В хозяйственной практике обычно выделяют следующие виды спроса:

б) городской и сельский спрос, т.е. спрос отдельных социальных групп населения;

в) удовлетворенный и неудовлетворенный спрос;

г) условно удовлетворенный спрос, когда товары приобретены, но худшего качества или иного вида;

д) отложенный спрос, когда покупка отложена до накопления определенной суммы денег;

е) твердосформулированный спрос;

ж) альтернативный спрос (покупатель принимает окончательное решение о покупке в магазине);\’

Для изучения спроса используются различные методы. В частности, на практике один из способов изучения — ведение журналов учета спроса, в которых постоянно записываются неудовлетворенные запросы покупателей («Книга жалоб и предложений»).

Суть другого состоит в сопоставлении ассортиментной структуры продажи, поступления и запасов (например, если средняя цена продажи меньше, чем средняя цена запасов и поступления, то спросом пользуются более дешевые виды товара, а дорогие не находят сбыта). В целях изучения спроса могут применяться также моментные опросы покупателей (устные или письменные), выставки-продажи и другие мероприятия.

Предложение. Характеризует количество продукции (товаров и услуг), которое производители хотят и могут продать по некоторой цене в течение определенного времени действия цены.

Помимо цены на предложение влияют:

а) технология производства (если вводится более совершенная технология, то снижается себестоимость и выпускается больше продукции);

б) цена на рабочую силу, основные и оборотные фонды, природные ресурсы, при снижении цен на которые также уменьшается себестоимость и выпускается больше продукции;

в) число производителей (чем больше, тем больше предложение товаров и услуг);

г) налоги и субсидии (повышение налогов снижает предложение, а субсидии приводят к расширению производства).

Спрос и предложение — основные характеристики рынка, которые оказывают определяющее влияние на состояние рынка и являются главными ориентирами всех этапов маркетинга, задача которого в этой связи точно сигнализировать об изменениях спроса и предложения, используя эту информацию с максимальной выгодой для фирмы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *