Что такое предмет мысли

Понятие как форма мышления. Предметом мысли может быть любая вещь, явление или процесс объективной действительности о них

Предметом мысли может быть любая вещь, явление или процесс объективной действительности о них. Мысли о свойствах и отношениях предметов называются признаками. Признаки бывают двух видов: существенные и несущественные.

Случайные признаки характеризуют преходящие индивидуальные черты предметов; включение их в содержание понятия лишило бы это понятие устойчивости, необходимой для всякой закономерной формы мышления.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что различия между существенными и несущественными признаками имеют относительный характер. В определенных условиях (а также с развитием предмета и нашего познания о нем) они могут меняться местами. Критерием существенности признаков, отражаемых понятием, является социальная практика.

Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятии. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из общей предметной среды. Понятие представляет собой сочетание этих признаков в единой мысли.

Важно иметь в виду, что совпадение существенных признаков понятия с признаками предмета служит показателем истинного понятия. Если мысленное сочетание признаков не отражает объективно существующего их единства, то такое понятие будет ложным. Истинность понятия определяется тем, насколько полно и всесторонне оно отражает реальную действительность. Ложные понятия не соответствуют действительности. Например: «вечный двигатель», «мировой эфир».

Любые понятия так или иначе связаны с ощущениями, восприятиями, представлениями, которые возникают в результате воздействия объектов реальной действительности на органы чувств человека. Представление служит необходимой предпосылкой перехода от чувственного познания к абстрактному мышлению в логической форме понятий. Однако даже общие представления по своему содержанию и познавательному значению отличаются от понятия. Такое отличие в сжатой форме сводится к следующему.

Первое. Представление неразрывно связано с конкретным человеком, его знанием и опытом. Вот почему представление в значительной степени индивидуализировано. Между тем как содержание понятия не зависит от данного лица и в точном составе своих признаков может мыслиться любым человеком.

Второе. Представление отличается своей непосредственностью предмета, его чувственно-конкретным воспроизведением. Понятие же есть обобщенный и опосредствованный продукт преобразования чувственного материала в голове человека.

Третье. Представление включает в себя отражение не только существенных, но и поверхностных признаков предмета, в том числе случайных. Понятие, выступая как форма обобщенного отражения действительности, выражает только существенные, необходимые признаки предметов и явлений.

Четвертое. Представления возникают непроизвольно, поэтому нередко бывают нечеткими, расплывчатыми. В формировании же понятия помимо данных живого созерцания большое значение имеет теоретическое обобщение и практическая проверка. Вот почему в понятиях более определенно и четче воспроизводится реальнаядействительность в ее существенных свойствах и закономерностях.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы выявить его используют следующие логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Источник

Что такое предмет мысли

Имея базовые структуры мы можем определять производные понятия. Сформулируем вопросы и попытаемся на них в дальнейшем ответить.

2. Какова структура мысли?

3. Почему мысль неуловима?

4. Можно ли наблюдать мысль?

5. Можно ли выделить и определить единицы мысли?

6. Как мысли сменяют друг друга?

7. Что такое предмет мысли?

8. Какова функция мысли?

9. Где мысли хранятся?

10. Каково соотношение между словами и мыслями?

11. Мысль и намерение, мысли, связанные с физическим Действием?

12. Можно ли и по каким критериям провести классификацию мыслей?

13. Возможны ли мыслящие машины?

Мы превратим слово «мысль» в термин нашей теории мышления. Предварительно заметим, что бытовое понимание этого слова предполагает три различных значения:

— мысль как процесс, как мыслительный процесс;

— мысль как предмет мыслительного процесса;

— мысль как результат мыслительного процесса.

«мысль»? Определение и дает ответ в такой постановке. Это определение не произвольно и не тавтология, оно отсылает к базовой структуре «сегмента деятельности», который имеет материальную природу, как сегмент потока человеческой ФН-деятельности. Если физическая поведенческая часть потока деятельности вырождается и не производится никаких внешних физических Действий, то мыслительный процесс становится автономным, его можно уже называть «размышлением». В этом случае он обслуживает ментальные Действия, которые входят в структуры мыслей высших уровней иерархии. Отметим иерархическую структуру мыслей как процессов для программного моделирования.

Ответим кратко на заданные выше вопросы:

Мысль как процесс есть сегмент внутренней разумной деятельности, прошедшей в развитии этап интериоризации из внешней деятельности. Мысль может моделироваться программами и иерархически обращается к другим мыслям более низкого уровня.

2. Какова структура мысли?

3. Почему мысль неуловима?

4. Можно ли наблюдать мысль?

В режиме самонаблюдения, т.е. запуская специальный мета-Сценарий мышления в режиме «осознания», можно получать отчет о процессах в сам момент исполнения Сценария мысли, однако в действительности из-за высокой автоматизированности этих процессов, осознания подвергаются лишь верхние уровни в иерархии мыслей. С другой генетически, каждый Сценарий, которые вызывается в ходе реализации мыслей, прошел этап интериоризации из некоторой внешней наблюдаемой со стороны деятельности. Это позволяет утверждать, что нет непознаваемых мыслей, все детали мыслительного процесса суть свернутые сокращанные автоматизированные и оптимизированные фрагменты бывших когда-то внешних Действий в процессе обучения данного Индивида. Например, счетные способности когда-то в детстве отвечали внешним Действиям счета на пальцах.

5. Можно ли выделить и определить единицы мысли?

Деятельностный подход к теории мышления позволяет, представляя мысль как интериоризированный сегмент внутренней или внешней деятельности, выделить единицы мысли на основе типологии ментальных Действий, выполняемых на третьей фазе. На второй и на третьей фазе мысли иерархически могут возникать обращения к Сценариям мыслей более низкого уровня. Таким образом создается двойная иерархия мыслей разных уровней.

6. Как мысли сменяют друг друга?

При самонаблюдении, т.е. при работе специального мета-Сценария мышления в режиме «осознания», в качестве отчета о наблюдаемых процессах могут выступать «вербальные Образы». Течение мыслей принимает внешнюю форму потока речи. Естественный устный монолог при быстрой речи можно рассматривать как такой «слепок» внутреннего течения мыслей.

7. Что такое предмет мысли?

8. Какова функция мысли?

Каждая мысль как сегмент деятельности имеет свою цель, находящуюся в конце сегмента, мысль как интериоризированная внутренняя деятельность подчиняется законам внешней деятельности и имеет аналогичные функции.

9. Где мысли хранятся?

Мысли хранятся в форме Сценариев в долго-временной памяти и иерархически вызываются в процессе интерпретации. При вызове из памяти им передаются как программам в качестве аргументов Образы, связанные с предметом мысли и начинается процесс развертывания мысли, который не совпадает ни со структурой Сценария ни со структурой Образа.

10. Каково соотношение между словами и мыслями?

Слова или «вербальные Образы» в виде сообщений связываются с Сценариями мыслей и с когнитивными картами. Вербализованное самонаблюдение за мыслями показывает, что они допускают представление в виде устного монологического текста.

11. Мысль и намерение, мысли, связанные с физическим Действием?

12. Можно ли и по каким критериям провести классификацию мыслей?

Типология мыслей по-видимому будет следовать типологии Сценариев, выражающих структуру мыслей.

13. Возможны ли мыслящие машины?

Как можно было бы подправить ассоцианистскую теорию потока мыслей в свете теории Сценариев? Квантовая механика ведь тоже должна уметь объяснять явления, объясняемые Ньютоновой механикой. В последующем изложении мы в теории Сценариев делаем замену терминологии вида

Сценарии => законсервированные мысли

сегменты деятельности => мысли

14. Как возникает мысль?

15. Почему порой кажется, что мысли текут сами?

16. Управляем ли мы течением своих мыслей?

На этих вопросах мы будем проверять объяснительную силу сценарного подхода к физической и умственной деятельности.

А. Мысли в своем течении не только сцеплены друг с другом в последовательности, но и могут быть вложенными. Таким образом ощущение появившейся мысли может означать, что загружен в оперативную память Сценарий, в котором уже указана как текущая мысль, так и имена процессов-подСценариев, которые за ней могут следовать. Создается вектор, сила для продолжения течения мыслей. Однако в каждой мысли есть стадия выбора, которая управляется предыдущими мыслями, их результатами и данными восприятия. Это означает, что дальнейшее течение мыслей в определенной степени не детерминируется самой их структурой, а зависит и от других факторов. Это придает течению мыслей определенную свободу и непредсказуемость.

В. Мысли сопровождают внешние физические Действия, мысли им предшествуют. Мы считаем, что многие мысли, как правило, целенаправлены, т.е. имеют цель, которая исполняется последним этапом мысли. При вложенности мыслей, цель исходной мысли рассматривается как мотив (мотивирующая цель) для работы всех вложенных мыслей, а их цели являются подцелями для исходной мотивирующей цели.

С. Следует различать «мысль законсервированную и обобщенную», как она хранится в памяти и «мысль актуализированную», как тот вид, который приобретает вызванная из памяти мысль в текущем контексте и с учетом данных восприятия. Сама структура, строение мысли выражаются именем, связанного с ней Действия

(пред-глагола), тогда как предмет мысли достаточно произволен и образует ее аргумент, независимую ассоциацию. Сознание регистрирует предмет мысли, данные восприятия, однако в виду высокой автоматизации и быстроты, слабее регистрируется структура Сценария мысли, внимание занято текущей мыслью и ее микро-структурой, оно «еще не знает» какая будет следующая мысль. Однако в специальном режиме интроспекции структура Сценария мысли определяется, хотя такой режим мышления имеет особую специфику и отличается от нормального течения мыслей, при котором следующие мысли не осознаются, но ждут своего часа.

Ответ на 14. Как возникает мысль?

Ответ на 15. Почему порой кажется, что мысли текут сами?

Если сильна детерминирующая компонента факторов течения мыслей, что может быть связано с жестко структурированным вызванным Сценарием, слабо учитывающим данные восприятия, то интроспективно обнаруживается одна и та же последовательность мыслей в разные дни и в разных ситуациях, что и создает ощущение течения мыслей самостоятельно без контроля.

Ответ на 16. Управляем ли мы течением своих мыслей?

Речь идет о чувстве управления мыслями. Мысли, составляющие структуру главных планирующих на день Сценариев самого верхнего уровня более детерминированы и предсказуемы, а значит, менее управляемы. Часто ли вы управляете утренними Сценариями типа

зато на микро-уровнях фактор ветвления проявляется сильнее и заставляет чувствовать личное участие в течении мыслей.

Источник

Что такое предмет мысли

В системе гуманитарных наук логике принадлежит особое место. Интерес к ней в настоящее время вызван многими обстоятельствами, и в первую очередь значительным расширением сферы логического знания. Специфической областью его применения является право.

Высокие требования к законотворчеству, правоприменительной практике и правовой теории распространяются также на профессиональное мышление юриста. Поскольку юридическая практика опирается на четкое знание и единообразное применение законов, поскольку она строго регламентирована, постольку необычайную значимость в правовом мышлении приобретает рациональный стиль, правильная оформленность его содержания. Изучение логики способствует достижению этих целей.

Знание логики позволяет юристу точно и аргументированно строить свою речь, видеть несогласованность в показаниях потерпевших, свидетелей, подозреваемых, а также в имеющихся письменных источниках, помогает убедительно опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять план работы, служебные документы, выстраивать следственные версии и т. п.

Главная дидактическая цель пособия состоит в том, чтобы вооружить будущих юристов теоретическими знаниями о формах абстрактного мышления, формально-логических законах, вопросно-ответном комплексе, основах теории аргументации. Учебное пособие включает все основные разделы курса классической логики, определяемые требованиями Государственного образовательного стандарта для юристов.

Очевидно, что изучение логики юристом не может заменить специальных правовых знаний. Однако оно способствует тому, чтобы каждый будущий правовед стал хорошим специалистом в своей области. Недаром известный русский юрист А.Ф. Кони считал, что образованный юрист должен быть человеком, в котором общее образование идет впереди специального. А в системе общего образования одно из ведущих мест принадлежит формально-логической подготовке. Вот почему, по мнению выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского, логика должна стоять в преддверии всех наук. Развивая способность правильно мыслить, логика дает знания, необходимые для основательного, глубокого усвоения студентами профилирующих юридических учебных дисциплин.

Логика, обладая прикладным характером, позволяет обучаемым освоить теоретически и научиться применять практически логику научного исследования, логику принятия решения (в условиях определенности, неопределенности и риска), логику спора, логику общения, логику конфликтов (межличностных, политических, экономических) и т.д.

При изучении проблем логики важно иметь в виду, что усвоение теоретических вопросов не является самоцелью. Теория — лишь исходное условие и сред­ство, помогающее приобрести навыки правильного рассуждения. Главное — научиться применять приобретенные теоретические знания на практике, в процессе рассуждения. Важную роль в приобретении этих навыков играют специально подобранные практические упражнения. Однако перед выполнением этих упражнений студентам рекомендуется проверить глубину усвоения теоретических проблем, ответив на контрольные вопросы. Определения основных логических терминов, которые даны в словаре, могут быть дополнительно использованы при изучении конкретных вопросов, при решении задач и выполнении упражнений или для предварительного ознакомления при самостоятельной работе.

Проблемы, возникшие в ходе изучения теоретических положений, не поддающиеся решению с помощью средств, изложенных в данном пособии, необходи­мо решать, обращаясь к рекомендуемой дополнительной литературе. Затем следует перейти к выполнению практических упражнений и тестовых заданий, решению занимательных логических задач. В пособии содержится необходимый минимум для активного усвоения теории конкретного вопроса.

Изучение формально-логических проблем требует серьезной и вдумчивой работы. Поэтому глубина проникновения в содержание проблем, последовательность в изучении материала, связь с практикой мышления, решение логических задач, выполнение упражнений и тестовых заданийнепременные условия, которые нужно выполнять не формально, а с пользой для дела.

Учебное пособие предназначено для студентов юридических факультетов вузов. Оно может быть полезно также преподавателям, аспирантам и соискателям юридических кафедр, занимающимся исследованием теоретических проблем права и решением практических юридических вопросов.

Глава 1. ЛОГИКА КАК НАУКА

Освоение проблем формальной логики требует глубокого понимания, в первую очередь, ее объекта и предмета как науки, уяснения методологической роли для конкретного вида деятельности. При этом решаются не только теоретические задачи. Познание предмета логики, истории ее возникновения и развития имеет большое практическое значение, поскольку означает освоение прикладного характера логики, ее нормативных требований, а также превращение их в норму собственной мыслительной деятельности будущих юристов.

§ 1. Мышление как объект логики

Человек, обладая сознанием, отражает действительность, приобретает, знания о природе, обществе и самом себе. Полученные знания сами по себе не имеют самостоятельной ценности. Зна­ние в основном тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых, при соблюдении ряда условий, приводит к верным результатам. Под истиной понимается такое знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы действительности.

Есть знания, истинность которых видна непосредственно. Таковыми, например, являются факты сознания, прямо отражающие последствия совершенного общественно опасного деяния: телесные повреждения потерпевшего, следы действия орудия преступления (царапины на замке, оставленные отмычкой), следы ног или рук преступника, вещественные доказательства (предметы, документы) и т. п. Такого рода факты познаются в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Эти факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве: их истинность самоочевидна. К числу непосредственно очевидных знаний относятся, прежде всего, те, которые являются результатом чувственного познания. Чувственное познание осуществляется и закрепляется в сознании в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых достигается опосредованно, то есть с помощью других знаний, не всегда обращаясь к показаниям органов чувств. Эти знания являются результатом логического познания, мышления.

Источник

мысль

Полезное

Смотреть что такое «мысль» в других словарях:

мысль — мысль, и … Русский орфографический словарь

мысль — мысль/ … Морфемно-орфографический словарь

мысль — (5) 1. Воображение, творческое воспроизведение, представление: Боянъ бо вѣщіи, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. 2 3. Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслію смыслити … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

Мысль — Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * … Сводная энциклопедия афоризмов

МЫСЛЬ — МЫСЛЬ, мысли, жен. 1. только ед. То же, что мышление. «Всё то, что человеческою мыслью было создано, он переработал, подверг критике, проверив на рабочем движении…» Ленин (о Марксе). 2. Продукт деятельности разума, размышления, рассуждения; идея … Толковый словарь Ушакова

мысль — сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? мысли, чему? мысли, (вижу) что? мысль, чем? мыслью, о чём? о мысли; мн. что? мысли, (нет) чего? мыслей, чему? мыслям, (вижу) что? мысли, чем? мыслями, о чём? о мыслях 1. Ваша мысль это ваше… … Толковый словарь Дмитриева

МЫСЛЬ — и; ж. 1. Результат процесса мышления (в форме суждения или понятия). Глубокая, интересная м. Поделиться с кем л. мыслями. М. кого л. была всем понятна. // (о чём или с опр.). Предположение, соображение. Странная м. пришла в голову. Мысли о… … Энциклопедический словарь

МЫСЛЬ — МЫСЛЬ, и, жен. 1. Мыслительный процесс, мышление. Сила человеческой мысли. 2. То, что явилось в результате размышления, идея. Интересная м. 3. То, что заполняет сознание, дума. М. о сыне. Иметь в мыслях что н. 4. мн. Убеждения, взгляды. Быть… … Толковый словарь Ожегова

МЫСЛЬ — жен. всякое одиночное действие ума, разума, рассудка; представленье чего в уме; идея; сужденье, мненье, соображенье и заключенье, преаположенье, выдумка, думка и пр. Мысли роятся в голове день и ночь, наяву и во сне. Эта мысль запала мне на… … Толковый словарь Даля

Источник

предмет мысли

Смотреть что такое «предмет мысли» в других словарях:

ПРЕДМЕТ — предмета, м. [перевод. латин. objectum брошенное перед кем–н.]. 1. Всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств как нечто существующее особо, как субстанция, как вместилище каких–н. свойств и качеств (книжн.). Предметы… … Толковый словарь Ушакова

предмет — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? предмета, чему? предмету, (вижу) что? предмет, чем? предметом, о чём? о предмете; мн. что? предметы, (нет) чего? предметов, чему? предметам, (вижу) что? предметы, чем? предметами, о чём? о предметах… … Толковый словарь Дмитриева

Предмет философии — «Мыслитель», Огюст Роден Философия (др. греч. φιλοσοφία «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω люблю и σοφία мудрость) наиболее общая теория … Википедия

предмет — а; м. 1. Всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств и мышлением как нечто существующее особо. Увидеть п. Одушевлённый, неодушевлённый п. Обнаружить п. Поднять п. Заинтересоваться предметом. Наткнуться на какой л. п.… … Энциклопедический словарь

ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания — труд Франка по проблемам теории познания, увидевший свет в 1915 г. В нем автор подытожил и развил дальше характерные для рус. мысли гносеологические представления (концепция живого знания, критика позитивизма, идеи интуитивизма и др.) я… … Русская философия: словарь

Предмет ЮП — Психологические факты, закономерности и механизмы, возникающие при соприкосновении явлений юридической и психологической природы, присущие интегральному объекту исследований ЮП, выступают предметом ЮП. Она понимает свой предмет в «психологической … Энциклопедия современной юридической психологии

предмет — а; м. см. тж. на какой предмет?, на предмет, предметный 1) Всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств и мышлением как нечто существующее особо. Увидеть предме/т. Одушевлённый, неодушевлённый предм … Словарь многих выражений

Мысли, думать — 1) М. Господа выше человеческих (Ис 55:8 и след.), в соотв. с ними Он создал мир и правит им (Ис 14:24; 46:11). М. Господа велики, возвышенны (Пс 39:6; 138:17) и весьма глубоки (Пс 91:6). М. Господа направлены на благо людей, поэтому и в ВЗ, и в… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Предмет — м. 1. Любое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств как нечто существующее, как вместилище каких либо свойств и качеств. отт. Вещь, обслуживающая определенную потребность человека. 2. Явление действительности, событие,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ — возникновение и генезис саморефлексий культуры. Генезис истории мировой культурологич. мысли восходит к тому условному моменту, когда культура начинает рефлектировать свое движение, отмечая в себе содержат. изменения, смысловые сдвиги,… … Энциклопедия культурологии

“РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ” — “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ” (Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, Auch allen Dingen überhaupt, Den Liebhabern der Wahrheit mitgetheilet von Christian Wolfien)… … Философская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *