Что такое предмет орксэ в 4 классе
Выбор модуля ОРКСЭ. Что это такое и как выбирать?
Когда ввели предмет ОРКСЭ
Этот предмет стали изучать во всех во всех субъектах Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р с 2012-13
Какие модули включает курс ОРКСЭ?
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является модульным и включает:
Кто решает вопрос о выборе модуля ОРКСЭ для изучения?
Из всех модулей для изучения выбирают только один. Родители (законные представители) пишут заявление на имя директора, где указывают какой именно модуль будет изучать ребенок.
Выбор модуля осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально.
Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.
Обычно в конце учебного года администрация школы приглашает родителей учащихся 3 класса на общее собрание для ознакомления с новым предметом и модулями курса. Согласно Регламенту о выборе модуля курса ОРКСЭ от Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2015г №08-461, родители заранее (не менее чем за неделю) должны быть уведомлены о предстоящем им выборе модуля ОРКСЭ.
Данный документ четко регламентирует:
При общении с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами (удобство для учителя, школы, класса, отсутствие возможностей обеспечить выбор, указания от органов управления образованием, отсутствие подготовленных учителей, учебников и др.). В случае просьб со стороны родителей (законных представителей) обучающихся «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. они должны быть отклонены со ссылкой на исключительную ответственность родителей за выбор, их преимущественное право на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами, гарантированное законодательством об образовании.
Возможен только совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка, а также на его личные интересы.
Будьте готовы! На родительское собрание, согласно данному регламенту, администрация школы может пригласить представителей централизованных религиозных организаций Русской Православной Церкви, мусульманских, буддистских, иудаистских централизованных религиозных организаций из числа организаций.
Однако, это не значит, что данные люди все собрание будут читать вам лекции по своей вере. Руководитель собрания должен рассказать о новом предмете, познакомить родителей с педагогами, которые планируют вести у детей данный курс, озвучить содержание образования по всем модулям ОРКСЭ.
В конце собрания родителям раздают бланки заявлений на выбор модуля.
Сколько модулей одновременно может изучаться детьми одного класса?
Одновременно учащие одного класса будут изучать столько модулей, сколько выберут родители.
Это значит, что даже если 1 заявление будет подано на модуль «Светская этика», а все остальные на «Основы православной культуры», то светская этика будет преподаваться 1 ребенку.
Обычно класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей. Допускается изучение одного модуля учащимися разных классов одной параллели.
Администрация и учителя не имеют право угрожать родителям и принуждать их выбрать определенный модуль. А между тем, это часто происходит. Например, вам могут говорить:
Основные принципы преподавания курса ОРКСЭ
Акцент ставится на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями. Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.
Кто должен вести курс ОРКСЭ
Вести данный предмет могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.
Имеют ли право священнослужители вести ОРКСЭ?
В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.
В ходе изучения предмета имеет ли право учитель посещать с учащимися культовые сооружения различных религиозных организаций
Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фотоформате, видеоматериалах, аудио-формате.
Однако, посещение таких сооружений может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций.
Будет ли продолжено изучение курса ОРКСЭ в старших классах школы?
Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.
Учебники по курсу ОРКСЭ выдаст школа или их следует приобретать родителям самостоятельно?
Все школы должны быть обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.
Ставят ли оценки по ОРКСЭ?
Это безотметочный курс, оценка в виде баллов или записи «зачет-незачет» за него не выставляется.
Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ?
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования. Поэтому отказаться от данного предмета нельзя.
Могут ли родители присутствовать на уроках ОРКСЭ?
Часто родители жалуются, что им не разрешают присутствовать на уроках. НО! Родители имеют право присутствовать на любых уроках у своих детей по согласованию с администрацией школы, не нарушая устав школы. Адекватный руководитель не должен препятствовать посещению уроков родителями.
До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля ОРКСЭ?
Сдать заявление на выбор модуля родителям необходимо до начала учебного года, то есть до 1 сентября. Но директор и учителя просят это сделать в мае-июне, чтобы заранее сформировать тематические планы.
Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!
Преподавание курса ОРКСЭ: на что ориентироваться?
Зоя Баньшина
«Основы религиозных культур и светской этики» или ОРКСЭ –– достаточно новый предмет, который изучается в четвёртом классе. Занятия по нему часто ведут те же самые учителя начальной школы. Как помочь себе подготовиться к преподаванию курса ОРКСЭ?
Преподавание курса ОРКСЭ: на что ориентироваться?
ОРКСЭ — это как?
«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) стали обязательным школьным предметом для 4-го класса в 2012 году. Урок создали с простой целью: дать детям базовое понимание многообразия культур, которые сосуществуют в современном мире. А ещё ОРКСЭ позволяет погрузиться в их историю и традиции, то есть носит культурологический характер.
Конечно, объять необъятное –– то есть всю мировую культуру –– или хотя бы подступиться к ней за один год не получится. Именно поэтому школьники могут выбрать один из 6 модулей:
Каждый из них предполагает освоение за 34 часа учебного времени.
Чтобы преподавать ОРКСЭ, педагог должен иметь определённый запас знаний о религиях мира и народов России, их ценностях и обычаях. Поэтому занятия успешно проводят учителя по истории, обществознанию, литературе и МХК –– то есть педагоги средней школы. Есть одна проблема: у «предметников» часто нет необходимого опыта работы с детьми младшего школьного возраста.
Именно из-за специфичности работы, предполагающей и предметную подготовку, и опыт работы в начальной школе, модули могут вести учителя 1-4 классов. Для этого они должны пройти соответствующие курсы повышения квалификации.
Кстати, о них мы уже писали:
Также учителю важно понять, что его мировоззренческая позиция не должна определять преподавание предмета. Роль педагога в преподавании курса ОРКСЭ –– в первую очередь просветительская и социальная, транслирующая необходимость межкультурного диалога и уважения друг к другу. Навязывать своё мнение детям не просто некорректно, но недопустимо.
«Никаких оценок» и другие особенности предмета
ОРКСЭ –– необычные предмет, и о его особенностях стоит помнить во время подготовки к занятиям. О каких особенностях идёт речь?
Как выстроить урок ОРКСЭ?
С тем, что такое ОРКСЭ, разобрались. Но как организовать урок, связанный с глубокими пластами культуры, в таком ключе, чтобы он стал интересен четвероклассникам? В этом помогут наши советы, а также разнообразные методики, которые можно использовать на уроке.
В преподавании курса ОРКСЭ лучше не использовать сложную, нагруженную терминологию, которая будет только смущать детей. Не стоит и активно этимологизировать слова, если их изначальное происхождение не слишком помогает понять смысл понятия.
Учитель должен был популяризатором знания: давать точную и занимательную информацию. Сделать это можно, например, с помощью привнесения игровых элементов в якобы серьёзный урок. Игра может появиться на уроке ОРКСЭ в формате короткой вставки. Почему? Об этом и других методах игрового обучения можно прочесть в нашей недавней статье.
По сути, преподавание курса ОРКСЭ предполагает целые лекции, посвящённые конкретной теме. Такой темп сложно выдержать, а потом занятие будет легче провести в формате диалога и обмена мнения. Чтобы дети смогли поддержать беседу, учитель может задать теоретическую подготовку в качестве домашнего задания. Этот метод называется «перевёрнутым классом».
И самое главное: как заинтриговать детей так, чтобы они с нетерпением ждали следующего урока? Ответ на этот вопрос кроется в методе «кроссенс», который можно использовать и на занятиях с четвероклассниками. Учителю помогут специально подобранные изображения, о которых можно подробно узнать из нашего блога.
А ещё подобрать удобный для себя метод можно самостоятельно: мы уже собрали главные современные идеи для учителя на одной странице.
Часто задаваемые вопросы о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики»
1. Когда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики »?
К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) приступили с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов всех общеобразовательных школ.
Введение курса ОРКСЭ регламентируют следующие нормативные акты:
· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 №84-р.
· Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089 (в редакции от 31.01.2012 №69) «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утверждённый.
· Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 (в редакциях от 20.08.2008 №241, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Комплексный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики».
Все модули курса одинаковые по объёму часов и составляют 34 учебных часа в 4 классе. При этом первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на модули.
Выбор осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.
Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.
Столько, сколько выберут родители.
Класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей, при этом допускается изучение одинакового модуля детьми разных классов одной параллели четвёртых классов, или, при необходимости, организуется индивидуальное изучение модуля (если его выбрал один родитель).
В целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой народов России.
Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании, умении уважать ценности представителей всех культур.
Нет. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана.
Вместе с тем, содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий, их взаимном обогащении и взаимовлиянии, духовно-нравственном единстве.
Преобладание воспитательного аспекта.
Акцент на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями.
Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.
Освоение курса должно обеспечить:
· понимание духовности, нравственности, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;
· знание основных норм морали, понимание их значения для жизни человека, семьи, общества;
· формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
· формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
· знание, понимание и принятие личностью таких ценностей, как: Отечество, семья, религия;
· укрепление духовной преемственности поколений.
В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.
Вести курс могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.
В муниципальных общеобразовательных учреждениях – нет.
В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.
Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате.
В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.
Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.
Все школы области будут обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.
Это безотметочный курс, оценка в виде баллов за него не выставляется. Учебное заведение может самостоятельно решать вопрос о введении оценочной системы.
Учащиеся в конце освоения курса будут представлять в ходе единых занятий (без деления на модули) свои проектные работы, презентации, творческие выступления и т. п.
Нет. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования.
Родители имеют право присутствовать на любых уроках своих детей. Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребенком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.
19. Могут ли дети разных классов (школ) обучаться на одном модуле курса ОРКСЭ?
Да. Как и при изучении, например, иностранных языков, дети разных классов одной параллели могут изучать выбранный модуль на одном занятии, если их общая численность не превышает допустимые нормы.
20. До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля, который будет изучать ребенок в 4 классе? Можно ли переписать заявление на выбор модуля?
Окончательный выбор необходимо сделать и закрепить его индивидуальным заявлением до начала учебного года, то есть до 1 сентября.
Но желательно все же определиться пораньше, например, чтобы у школьной библиотеки было время на приобретение нужного количества учебников, а учителям можно было сформировать свои тематические планы заблаговременно, хотя изменить свое решение до указанного срока можно.
Урок ОРКСЭ «Введение в предмет» (4 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Введение в предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Презентацию подготовила Кассирова Ирина Анатольевна
Объясните понятия Духовность Нравственность Культура Материальные и духовные ценности
Заглянем в толковый словарь Духовность – это внутреннее богатство человека, его мыслей, чувств, забота о том, чтобы после себя оставить людям полезное, доброе, нужное.
Жизненные ценности К важным жизненным ценностям относится семья, Отечество, природа, труд, любовь, творчество, образование, здоровье, доброта. Милосердие, честь, достоинство, … Как вы думаете, почему к важнейшим жизненным ценностям относятся семья, Отечество, труд и образование?
Духовные ценности К духовным ценностям относятся культура, нравственные нормы поведения человека, религии, которые в своих учениях отвечают на важные вопросы человеческой жизни.
Заглянем в толковый словарь Нравственность – это поведение человека в соответствии с нормами, которые выработало и которых придерживается человечество.
Интеллектуальный марафон Найдите в словаре В. Даля определение «нравственный человек». Объясните, все ли вы поняли. Нравственный человек – духовный, душевный; добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина.
Подумайте! Какие нравственные нормы поведения ты знаешь? Каких норм придерживаешься в школе? Дома? На улице? В транспорте? Объясните смысл пословиц Добро сеять – добро и пожинать. Доброе дело питаем и ум, и тело.
Как вы понимаете слово культура? Культура: в переводе с латинского «возделывание земли» Это все, что создал человек. Что создает человек? Предметы Музыку Живопись Отношения Чувства Внутренний мир
Заглянем в толковый словарь Культура – это материальные и духовные ценности, созданные человеком на протяжении всей его истории.
Как вы думаете, имеют ли отношение к культуре представленные здесь фотографии? Обоснуй свой ответ.
Виды культуры Материальная культура предметы человеческого труда Духовная культура мысли, идеи, представления, традиции, нормы и правила поведения
Делаем вывод! Духовно-нравственная культура включает в себя мир идей и образов, которые создали ученые, писатели, живописцы, зодчие, а также нравственные ценности: взаимоотношения между людьми, чувства, религию.
Заглянем в толковый словарь Религия (от латинского «святыня», «предмет») –вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья.
Заполните таблицу Хорошие поступки Плохие поступки
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-032768
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.