Что такое предмет речи

Предмет и тема речи

Предмет речи — это тот фрагмент действительности, с которым соотносится речь. Предмет речи чрезвычайно широк. В подавляющем большинстве случаев на начальном этапе подготовки оратору известен только предмет речи. Например, грядет какое-то знаменательное событие, в связи с которым необходимо прочитать речь, или студенту поручили прочитать доклад на какую-то тему. Понятно, что такого задания самого по себе недостаточно для того, чтобы четко определить, о чем именно следует говорить в речи.

Тема речи уже ее предмета. Можно сказать, что тема речи — это определенный ее аспект, который выбирается оратором в силу того, что или он будет интересен для аудитории, или более известен оратору, или не так сложен и т. д.

Предмет речи объединяет множество тем. Соотношение между предметом речи и ее темой в каждом конкретном случае зависит от трех главных факторов:

Чтобы продемонстрировать это, обратимся к трем примерам.

Тему речи можно сравнить с увеличительным стеклом, через которое рассматривается предмет речи. В зависимости от размера и силы увеличительного стекла предмет предстает перед нами по-разному. Если это стекло большое, то нам оказывается доступной значительная часть предмета речи без перемещения стекла, тогда как через маленькое стекло мы можем увидеть лишь небольшой фрагмент темы. В отличие от слабого увеличительного стекла, сильное увеличительное стекло дает возможность увидеть детали, хотя и не позволяет обычно охватить весь предмет целиком. Формулируя тему, автор речи фактически выбирает стекло, при помощи которого он вместе со своими слушателями будет рассматривать предмет речи. А потому он может или рассмотреть этот предмет бегло, обзорно (то есть использовать слабое увеличительное стекло), или остановиться на более частном аспекте, который будет исследован досконально (использовать сильное стекло).

Продолжая эту аналогию, следует сказать, что далеко не всякое увеличительное стекло подходит к данной аудитории. Чем более осведомленной является аудитория, чем выше уровень ее образования, тем более уместен выбор частной темы (использование сильного увеличительного стекла), то есть детальное рассмотрение какого-то вопроса и использование большого числа аргументов в пользу той или иной точки зрения. Кроме того, многое зависит и от времени: если времени не так много, то детализация, скорее всего, будет неуместной.

При выборе темы необходимо учитывать следующие рекомендации.
1. Тема речи должна быть интересной для оратора. Эта, казалось бы, элементарная мысль на самом деле очень важна. С момента зарождения риторики было ясно, что оратор будет иметь успех только в том случае, если для него самого тема представляет важность, вызывает интерес. Аристотель даже выделил особый тип доказательств, которые исходят от самого оратора; вместе с этическими качествами оратора они получили название «этоса». В случае, когда тема не интересна для самого оратора, он вряд ли сможет увлечь ею аудиторию.

2. Тема должна быть известной для оратора. Другими словами, оратор должен быть достаточно компетентным, чтобы произносить речь на определенную тему. Очевидно, что человек, который не имеет, например, искусствоведческого образования и сам не занимается искусством, не может выступать перед студентами консерватории с лекцией о музыке. Оратор, который допускает ошибки (при этом, возможно, даже не подозревая об этом), в лучшем случае вызовет иронически снисходительное отношение.

В подтверждение этой точки зрения можно сослаться на Цицерона, который писал в трактате «Об ораторе»:

«Я спрашиваю, возможно ли говорить против военачальника или за военачальника без опытности в военном деле или без знания расположения суши и моря? Можно ли говорить перед народом о принятии или отклонении законов, а в сенате — о всех сторонах управления без глубокого знания и понимания государственных дел? Можно ли направить речь к воспламенению мыслей и чувств слушателей или к их охлаждению (а это составляет главную силу оратора) без самого тщательного обследования всех разъясняемых философами теорий об индивидуальных разновидностях и характерах людей?»

Конечно, Цицерон понимал, что от оратора нельзя требовать знаний обо всем без исключения и что в этом случае больше знает специалист. Однако он указывал, что специалист, желающий хорошо изложить основы своего дела, должен прибегнуть к ораторскому искусству.

3. Тема должна быть интересной и важной для аудитории. Ситуация, когда тема не интересна для аудитории, представляет собой одну из самых серьезных проблем, с которыми приходится сталкиваться любому оратору. О том, как сделать тему интересной и понятной, мы расскажем чуть позже. Однако на первых этапах инвенции следует ставить перед собой вопрос о степени ее интересности. По крайней мере, необходимо осознавать тот факт, что тема не вызовет особого энтузиазма у слушателей. Уже одно понимание этого побуждает искать новые решения.

Источник

Предмет и тема речи

Что такое предмет речи. Смотреть фото Что такое предмет речи. Смотреть картинку Что такое предмет речи. Картинка про Что такое предмет речи. Фото Что такое предмет речи Что такое предмет речи. Смотреть фото Что такое предмет речи. Смотреть картинку Что такое предмет речи. Картинка про Что такое предмет речи. Фото Что такое предмет речи Что такое предмет речи. Смотреть фото Что такое предмет речи. Смотреть картинку Что такое предмет речи. Картинка про Что такое предмет речи. Фото Что такое предмет речи Что такое предмет речи. Смотреть фото Что такое предмет речи. Смотреть картинку Что такое предмет речи. Картинка про Что такое предмет речи. Фото Что такое предмет речи

Что такое предмет речи. Смотреть фото Что такое предмет речи. Смотреть картинку Что такое предмет речи. Картинка про Что такое предмет речи. Фото Что такое предмет речи

Что такое предмет речи. Смотреть фото Что такое предмет речи. Смотреть картинку Что такое предмет речи. Картинка про Что такое предмет речи. Фото Что такое предмет речи

Замысел речи

Итак, первым шагом на фазе инвенции является определение темы, тезиса и цели речи, а также выбор основной стратегии. Все эти операции в целом будем считать созданием замысла речи.

Необходимо иметь в виду, что такая последовательность не является обязательной. В действительности она может быть и обратной: тема и тезис иногда окончательно формулируются после того, как была собрана значительная часть фактов и сформулированы наиболее важные положения и аргументы. Вызвано это тем, что оратор далеко не всегда достаточно хорошо владеет темой, чтобы сразу определить, о чем именно он будет говорить. Иногда ему требуется время для обдумывания своего выступления, для чтения соответствующей литературы или ознакомления с соответствующими материалами. В некоторых случаях только после этого можно дать окончательные формулировки.

Тем не менее, работу над речью все равно необходимо начинать с формулировки темы и тезиса (хотя бы в первом приближении). Не следует отказываться от этого, поскольку предварительная наметка границ, за которые нельзя выходить, помогает более продуктивно искать информацию и не блуждать без более или менее четкого направления. Поэтому будем считать, что тема, предмет, тезис и цель речи формулируются в самом начале разработки, но должны уточняться по мере работы.

Предмет речи— это тот фрагмент действительности, с которым соотносится речь. Предмет речи чрезвычайно широк. В подавляющем большинстве случаев на начальном этапе подготовки оратору известен только предмет речи. Например, грядет какое-то знаменательное событие, в связи с которым необходимо прочитать речь, или сту-денту поручили прочитать доклад на какую-то тему. Понятно, что такого задания самого по себе недостаточно для того, чтобы четко определить, о чем именно следует говорить в речи.

Тема речиуже ее предмета. Можно сказать, что тема речи — это определенный ее аспект, который выбирается оратором в силу того, что или он будет интересен для аудитории, или более известен оратору, или не так сложен и т. д.

Предмет речи объединяет множество тем. Соотношение между предметом речи и ее темой в каждом конкретном случае зависит от трех главных факторов: 1) допустимого объема речи, 2) знаний аудитории и 3) интересов аудитории. Чтобы продемонстрировать это, обратимся к трем примерам.

1. Лектор, который читает целый курс по риторике, имеет больше возможностей для детализации, чем лектор, который должен в течение часа рассказать о риторике в целом. Следовательно, в первом случае лектор может раскрыть множество тем. Во втором случае ему скорее всего придется ограничиться одной очень общей темой; затронуть несколько тем он вряд ли сможет, потому что тогда его речь будет слишком поверхностной. Однако в обоих случаях мы имеем дело с одним и тем же предметом, который просто по-разному рассматривается и членится.

2. В аудитории филологов, изучавших риторику, общая, обзорная лекция о риторике вряд ли будет уместна, поскольку основные знания у студентов уже имеются. Следовательно, в такой аудитории следует выбрать другую тему речи. В то же время в аудитории, которая не знакома с риторикой, изложение элементарных знаний вполне приемлемо и даже желательно.

3. В аудитории студентов-историков, пожалуй, более уместной будет речь, темой которой будет возникновение риторики. Построив свою речь вокруг этой темы, оратор под видом исторических сведений (например, характеристики взглядов известного ритора древности) сможет «протащить» и некоторые сведения о том, как же следует го-ворить. В то же время в аудитории студентов-юристов общий исторический обзор будет не таким интересным и уместным, как, например, рассказ о связи между риторикой и судопроизводством. Последняя тема также имеет исторический аспект, поскольку возникновение риторики тесно связано с судебной практикой, однако этот аспект вторичен с точки зрения темы речи.

Тему речи можно сравнить с увеличительным стеклом, через которое рассматривается предмет речи. В зависимости от размера и силы увеличительного стекла предмет предстает перед нами по-разному. Если это стекло большое, то нам оказывается доступной значительная часть предмета речи без перемещения стекла, тогда как через маленькое стекло мы можем увидеть лишь небольшой фрагмент темы. В отличие от слабого увеличительного стекла, сильное увеличительное стекло дает возможность увидеть детали, хотя и не позволяет обычно охватить весь предмет целиком. Формулируя тему, автор речи фактически выбирает стекло, при помощи которого он вместе со своими слушателями будет рассматривать предмет речи. А потому он может или рассмотреть этот предмет бегло, обзорно (то есть использовать слабое увеличительное стекло), или остановиться на более частном аспекте, который будет исследован досконально (использовать сильное стекло).

Что такое предмет речи. Смотреть фото Что такое предмет речи. Смотреть картинку Что такое предмет речи. Картинка про Что такое предмет речи. Фото Что такое предмет речи

Продолжая эту аналогию, следует сказать, что далеко не всякое увеличительное стекло подходит к данной аудитории. Чем более осведомленной является аудитория, чем выше уровень ее образования, тем более уместен выбор частной темы (использование сильного увеличительного стекла), то есть детальное рассмотрение какого-то вопроса и использование большого числа аргументов в пользу той или иной точки зрения. Кроме того, многое зависит и от времени: если времени не так много, то детализация, скорее всего, будет неуместной.

При выборе темы необходимо учитывать следующие рекомендации.

1. Тема речи должна быть интересной для оратора. Эта, казалось бы, элементарная мысль на самом деле очень важна. С момента зарождения риторики было ясно, что оратор будет иметь успех только в том случае, если для него самого тема представляет важность, вызывает интерес. Аристотель даже выделил особый тип доказательств, которые исходят от самого оратора; вместе с этическими качествами оратора они получили название «этоса». В случае, когда тема не интересна для самого оратора, он вряд ли сможет увлечь ею аудиторию.

2. Тема должна быть известной для оратора. Другими словами, оратор должен быть достаточно компетентным, чтобы произносить речь на определенную тему. Очевидно, что человек, который не имеет, например, искусствоведческого образования и сам не занимается искусством, не может выступать перед студентами консерватории с лекцией о музыке. Оратор, который допускает ошибки (при этом, возможно, даже не подозревая об этом), в лучшем случае вызовет иронически снисходительное отношение.

В подтверждение этой точки зрения можно сослаться на Цицерона, который писал в трактате «Об ораторе»: «Я спрашиваю, возможно ли говорить против военачальника или за военачальника без опытности в военном деле или без знания расположения суши и моря? Можно ли говорить перед народом о принятии или отклонении законов, а в сенате — о всех сторонах управления без глубокого знания и понимания государственных дел? Можно ли направить речь к воспламенению мыслей и чувств слушателей или к их охлаждению (а это составляет главную силу оратора) без самого тщательного обследования всех разъясняемых философами теорий об индивидуальных разновидностях и характерах людей?» Конечно, Цицерон понимал, что от оратора нельзя требовать знаний обо всем без исключения и что в этом случае больше знает специалист. Однако он указывал, что специалист, желающий хорошо изложить основы своего дела, должен прибегнуть к ораторскому искусству.

3. Тема должна быть интересной и важной для аудитории. Ситуация, когда тема не интересна для аудитории, представляет собой одну из самых серьезных проблем, с которыми приходится сталкиваться любому оратору. О том, как сделать тему интересной и понятной, мы расскажем чуть позже. Однако на первых этапах инвенции следует ставить перед собой вопрос о степени ее интереснос-ти. По крайней мере, необходимо осознавать тот факт, что тема не вызовет особого одно понимание этого побуждает искать новые решения.

4.Тезис и проблема

Тезис— это основная мысль речи, которую оратор стремится доказать при помощи специально подобранных аргументов. Тезис — это всегда положение, которое нуждается в доказательстве. А следовательно, основное различие между темой речи и ее тезисом заключается в том, что тезис может быть истинным или ложным, тогда как тема таким свойством не обладает. Это обусловлено тем, что тезис — это всегда утвердительное предложение, тогда как тема может формулироваться и в виде номинативного предложения (то есть более или менее развернутого предложения). Не останавливаясь пока на этом вопросе подробнее, укажем также, что тезис не может существовать без аргументов, то есть положений, с опорой на которые оратор его обосновывает.

Из того, что тезис связан с аргументами и предполагает доказательство, вытекает одно очень важное следствие.

Существуют речи, которые не имеют тезиса. Естественно, это речи информационные и развлекательные. Их отличие от остальных типов речи состоит в том, что в их основе нет спорного положения. Конечно, это не означает, что у таких речей нет предмета и темы. Само собой разумеется, что оратор и в этом случае должен выстраивать свою речь с учетом законов логики и композиции, стремиться к тому, чтобы все мысли были сформулированы четко и ясно, а также связно и последовательно.

Тезис целесообразно противопоставлять проблеме.Любая речь, которая имеет тезис, соотносится с проблемой — ситуацией, в которой имеется тот или иной выбор между несколькими решениями. Фактически тезис — это решение проблемы, снятие неопределенности, связанной с выбором. Допустим, необходимо решить какой-то вопрос, например, выяснить, было ли совершено преступление. Проблема в этом случае будет выражаться формулировкой «Преступное действие было совершено или не было совершено», тогда как тезис будет представлен конкретным решением, которое выбирает оратор (например, «действие было совершено»).

Таким образом, проблема охватывает все возможные ответы на какой-то вопрос, тезис дает однозначный ответ; проблема соотносится со спорной ситуацией, в которой могут быть уместными несколько противоречащих точек зрения, тезис всегда соотносится с одной из точек зрения, которую принимает оратор.

Укажем основные принципы, в соответствии с которыми необходимо формулировать тезис.

а) Тезис должен быть сформулирован таким образом, чтобы его можно было раскрыть в рамках речи полностью.

Формулируя тезис, оратор берет на себя обязательство не отклоняться от него, а также доказать его, продемонстрировать, что его мысль правильна. Здесь необходимо учитывать и особенности аудитории, и имеющееся в распоряжении время. Слишком широкий тезис так же плох, как и слишком узкий. Слишком широкий тезис, как правило, не позволяет раскрыть его сущность в рамках отведенного времени, а излишне узкий тезис нередко делает речь затянутой, вынуждает бесконечно возвращаться к одним и тем же мыслям и «пережевывать» их.

б) Тезис лучше формулировать так, чтобы он был понятен для аудитории и мог быть схвачен сразу, без особых усилий.

Источник

Что такое предмет речи в риторике?

Чем предмет отличается от темы?

Снежана, добрый вечер. Хочу отметить, что во всех профессиональных областях этот вопрос далеко не простой. В области моей научной и преподавательской деятельности просматриваются некоторые аналогии в обеспечении ясности и убедительности сообщений. По моему мнению, многие профессиональные ошибки связаны с неправильной трактовкой предмета. Действительно, нечётко понимая, в чём состоит предмет речи невозможно сделать убедительным деловое совещание или сообщение в виде статьи, доклада, диссертации, рецензии, лекции, тренинга, проекта, инновационного и инвестиционного задания, относительно небольшого по размеру приказа, распоряжения, инструкции персоналу и пр.

Существующие практики, построенные на профессиональном жаргоне, бытовом и обиходном языках, международном сленге из-за неконкретности предмета заведомо ошибочны. Потому не позволяют понять, описать и оценить проблемную ситуацию.

В своём деле мы используем понятие «предмет» как процесс изменений в решении научно-практической проблемы форсирования инноваций на предприятиях, производственно-технологических комплексах и на рабочих местах.

У нас сложилась практика определения предмета различных сообщений в виде реализаций научного метода последовательно выполняемыми техниками.

Подготовительная часть к определению понятия предмет:

Техническая часть к применению признаков понятия предмет в научном исследовании, благодаря чему предмет получает измерение:

Принятая практика позволяет использовать понятие предмет и соответствующие ему научные инструменты для систематизации новшеств, их интеграции в индустриальную среду, проектирования комплекса изменений с прогнозируемым, гарантируемым, измеряемым, подтверждаемым и повторяемым результатом.

Подробности в моих публикациях в открытом доступе, на моей страничке и ВКонтакте.

Источник

Предмет речи

Комический смысл возникает в случае неправильной идентификации референта в коммуникативном акте, несовпадения референтов говорящего и слушающего.

‑ Я предпочитаю аэропорт Шереметьево.

‑ Что, Шереметьев тоже написал «Аэропорт»?

‑ Нет, ограничился поздравительной телеграммой.

В обоих анекдотах нарушено «правило фокуса», в соответствии с которым собеседникам требуется постоянно держать референт в фокусе внимания. Вокруг него надо создавать «референтную среду», т.е. активное смысловое поле, в котором все, что обсуждается, приобретает соответствующий референту «заряд», Это значит, что собеседники чисто автоматически привязывают к соответствующему референту любое вновь возникшее высказывание. К намеренным коммуникативным девиациям приводят: «а) нарушение коммуникантами принципа релевантности; б) случайные вопросы собеседника; паразитические ассоциации у одного из коммуникантов; непродуктивные речевые ходы; феномен случайной цели и пр.; в) внешние помехи (например, подключение новых собеседников, искажающих соответствующий фрейм; изменение параметров речевой ситуации и пр.)» [Клюев, с. 230]. В приведенных анекдотах идет игра на референциальной неоднозначности собственных и нарицательных имен.

Многие анекдоты студентов рассчитаны на фоновые знания слушателей.

· – Пойдемте к Гудвину! Он даст мне умные мозги.
— А мне – доброе сердце.
— А мне?
— А ты будешь донором.

Гудвин –один из героев сказочного цикла о Волшебной стране и Изумрудном городе. Автор ‑ Александр Волков.

· На филфаке экзамен по зарубежной литературе. Входит студентка, берет билет. Громким шепотом: – Эй, расскажите кто-нибудь в двух словах «Сагу о Форсайтах».

Студенты, знакомые с многотомным романом Джона Голсуорси, понимают абсудрдность подобной просьбы.

Еще один пример анекдота, ориентированного на фоновые знания филологов:

Для одного из коммуникантов Библия Гутенберга – это хлам, потрепанная книжка, для другого (букиниста) – бесценное раритетное издание, да еще и с пометами Мартина Лютера – великого религиозного деятеля, церковного реформатора.

3. Параметр «обстоятельства»

К сбою в коммуникации, а следовательно, к возникновению имплицитного смысла анекдота может привести искажение такого параметра коммуникативной ситуации, как обстоятельства, когда нарушаются условия места и времени коммуникации.

Юмористический эффект возникает в случае, когда прецедентный текст /высказывание используется в необычных обстоятельствах, в ином контексте.

Команда КВН «Отдел Культуры» (Симферополь)

Рекламный слоган в исполнении студентов получил новый смысл: ‘Волосы плохие, потому что грязные’, в то время как в рекламе – ‘из-за некачественного шампуня’.

Команда КВН «ГаГарины» (Кривой Рог)

Студенты используют прецедентное высказывание как прием «реализации (буквализации) метафоры» с целью литотизации повествования. Действия женщины воспринимаются слушателем не как черта ее национального характера, воспетого Н.А. Некрасовым (узуальное значение ‘сильная телом и духом’), а как реакция на действия нерадивого мужа (окказиональный смысл).

Вариация этого анекдота:

Вот Катя у нас настоящая женщина: в горящую избу войдет!
— Коня на скаку остановит!
— А пойдем к ней в больницу сходим?

Команда КВН ХИИКС (Харьков)

Огласите весь список, пожалуйста.

‑ В общей сложности у нас сегодня 4 корпоратива.

В фильме «Операция Ы и другие приключения Шурика» подобный разговор происходит в милицейском участке и представляет собой распределение осужденных за мелкое хулиганство на принудительные работы. Имплицитный смысл прецедентного феномена в анекдоте – ‘выступление артистов на корпоративных мероприятиях – физически тяжелая принудительная работа’.

‑ Помогите! Здесь есть доктор?

-Я доктор. Кому нужна помощь?

‑ Мне. Доктор, скажите, как называется болезнь горла из 6 букв?

Код общения – это использование собственно языковых средств для реализации цели коммуникации. Юмористический эффект строится на отклонении от языковой нормы.

На семинаре. Препод третий раз спрашивает неподготовленного студента: Студент:

‑ Я что, гвоздь программы что-ли?
Препод:
— Я бы сказал дюпель!

Фразеологически связанное значение слова «гвоздь» (‘самое значительное, интересное среди чего-то другого’) интерпретируется говорящим как прямое и сопоставляется в предметом того же класса.

Комический эффект анекдота построен на парцелляции, которая приводит к появлению нового смысла: ‘Холмс и Ватсон – гомосексуалисты.’

К сбою в коммуникации может привести, например, непонимание жаргонной лексики, диалекта, иноязычных элементов, незнакомых терминов, неоправданная двусмысленность (неудачный каламбур) и т. д. (нарушение максимы способа выражения Грайса):

Интеллигент садится в такси:

‑ Вы не могли бы подбросить меня в аэропорт, только нужно на минуточку заскочить на базар.

Водитель: ‑ Без базара. (жаргон)

‑ Да? Ну ладно, тогда сразу в аэропорт.

На улице маленький мальчик громко плачет.

— Мальчик, ты почему плачешь?

— Да. Sacha125@mail.ua (+ предмет речи)

— Мадам, вы так прекрасны в этом туалете.

-Хам, закройте дверь.

— Вам нравится Бернард Шоу?

— Не знаю… А по какому каналу оно идёт?

5. Параметр «канал общения»

Нарушения «канала общения» тоже могут обыгрываться в анекдоте. Обычно это фонетизмы – прием создания комического эффекта, построенный на обыгрывании дефектов речи собеседников, плохой дикции, искажённого грамматического строя высказываний, интонационной невыразительности речи, речи-скороговорки, наличия звуков-паразитов в речи персонажей анекдота и т. д., которые ведут к искажению смысла высказывания.

В.И. Даль ‑ прецедентное имя. В анекдоте обыгрывается возможность появления в его знаменитом словаре ошибки, связанной с дефектом речи у информанта.

Ребята, вспомните, кто в вашей семье самый старший?

— Молодец, Анечка. А у тебя, Коля?

— Хорошо. А у тебя, Сашенька?

— Умничка. Вовочка, а кто у тебя самый старший?

— Вовочка, но это же невозможно!

Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 10 | Нарушение авторских прав

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Текст. Тема и основная мысль текста

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью.

Тема текста – это предмет речи; то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить.

1. Рыбченкова Л. М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.10-13.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вам известно, что текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью. Все предложения выражают развёрнутую мысль.

У текста есть определённые признаки. Прочитаем стихотворение Владимира Орлова «Живой букварь» и подумаем, почему перед нами текст.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Пчёлы в поле и в саду

И к тому же в их труде

Всё по справедливости.

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

Все предложения в этом стихотворении объединены общей темой (темой дружбы); раскрывают определённую идею (у природы мы учимся терпению, труду, правдивости, чистоте, доброте, бескорыстности и настоящей крепкой дружбе); предложения расположены в определённой последовательности и связаны между собой (например, первое предложение связано с остальными изменением формы слова учитучат, однокоренными словами учитобучает).

Рассмотрим подробнее основную мысль текста (идею). Владимир Орлов объясняет нам, что учиться дружбе нужно у природы, настоящая дружба ничего не требует взамен, то есть бескорыстна, она должна быть чистой, доброй, справедливой. Именно этому нас учит природа: все деревья и весь большой лесной народ.

Проведем лингвистический эксперимент для проверки последовательности и связности предложений. Переставим местами первые два предложения стихотворения:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

В этих строках потерялся смысл. Следовательно, предложения в тексте действительно расположены в определённом порядке и связаны языковыми средствами.

Текст может быть большого объёма. В тексте бывает несколько тем. Чтобы раскрыть тему, используют подтемы (по ним мы можем составить план текста). В каждой подтеме есть ключевые слова и предложения, которые являются основными для раскрытия темы (они содержат главную информацию). Остальные предложения (относятся к второстепенной информации) уточняют, поясняют и конкретизируют тему.

Текст бывает не только письменным, но и устным. Строить любое высказывание нужно с учётом основных признаков текста:

При написании изложения и сочинения необходимо опираться на план текста. План помогает структурировать мысль и не позволит отойти от темы.

В подробном изложении необходимо воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, последовательно, раскрыть тему так, как это сделал автор, по возможности сохранив языковые особенности текста. Если план составлен хорошо, то он отражает основное содержание текста, помогает сохранить его последовательность; по удачно составленному плану ясно, о чём пойдет речь в тексте, какова тема высказывания.

Составим план по рассказу Михаила Пришвина «Берестяная трубочка».

«Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь. Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.

И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал?

«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, – подумал я. – Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».

Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки.

Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой».

В начале текста Пришвин сообщает об удивительной берестяной трубочке, но сразу не говорит почему. Речь идёт об обычной сухой берестяной трубочке, каких много на берёзах. Рассказчику интересно, «нет ли чего в такой трубочке».

Во второй части, которая разделена на два абзаца, писатель размышляет, каким образом орех попал в трубочку, поскольку «возле берёзы не было орешника» (сначала предполагает, что это белка, потом догадывается, что это птица ореховка).

В третьей части сообщается о ещё одном открытии, изумившем писателя: «в этой трубочке поселился – кто бы мог подумать! – паучишко».

По составленному плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в изложении, кто действующие лица этой истории, а также узнать, что будет еще одно открытие, связанное с берестяной трубочкой.

Теоретический материал для углубленного изучения

Тему текста необходимо отличать от сюжета. Сюжет – это событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, которые составляют содержание художественного произведения. Вы, вероятно, слышали такие связанные с этим понятием выражения, как «остросюжетный фильм», «видеосюжеты», «сюжетные картинки».

То, что мы можем пересказать, – это сюжет. Изложение текста – это и есть пересказ порядка событий в том виде, в котором они описаны в художественном произведении.

Тема – это предмет изображения, отправная точка создания любого произведения. Например, тема дружбы, тема предательства, тема счастья. Темы есть в параграфах учебника, сочинения пишутся тоже на определённую тему, есть тема рисунка, тема выступления и так далее.

Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля

Основная мысль – это…

а) предмет речи; то, о чём говорится в тексте;

б) главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить;

в) несколько предложений, объединённых по смыслу.

Разбор задания. Вспоминаем, что основная мысль – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить. Ответ: Б.

Разбор задания. Внимательно читаем первую строчку. Находим связность – один из признаков текста. Затем внимательно читаем вторую строчку. Последовательность – второй спрятанный признак текста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *