Что такое предмет учебной дисциплины

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (учебная дисциплина) — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, выражающая содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений. Является основной структурной единицей учебно-воспитательного процесса, одним из средств реализации содержания образования в системе общих образовательных и профессиональных учебных заведений. Перечень и взаимосвязи У. п., их распределение по годам обучения или отдельным периодам учебного года определяются учебным планом конкретного учебного заведения.

Каждый У. п. имеет ведущий компонент. Это могут быть научные знания (физика, химия, биология и др.), способы деятельности (иностранные языки, черчение), способности к определенному восприятию действительности (изобразительное искусство, музыка). Содержание У. п. обусловлено спецификой объекта изучения.

Смотреть что такое «УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ» в других словарях:

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — (учебная дисциплина) система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или… … Большой Энциклопедический словарь

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ. Основная структурная единица учебно воспитательного процесса, одно из средств реализации содержания обучения в образовательном учреждении. Перечень и взаимосвязи У. п., их распределение определяется образовательным стандартом,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

учебный предмет — (учебная дисциплина), система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или… … Энциклопедический словарь

Учебный предмет — осн. структурная единица учебно воспитательного процесса; одно из средств реализации содержания образования в системе общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Перечень и взаимосвязи У.п., их распределение по годам обучения… … Педагогический терминологический словарь

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — осн. структурная единица уч. воспитат. процесса; одно из средств реализации содержания образования в системе общих образоват. и проф. уч. заведений. Перечень и взаимосвязи У. п., их распределение по годам обучения или отд. периодам уч. года… … Российская педагогическая энциклопедия

Учебный предмет — педагогически адаптированная система знаний, умений инавыков, выражающая основное содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний иумений. (2) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, выражающая основное содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений … Педагогический словарь

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в образовательном учреждении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или специальным,… … Профессиональное образование. Словарь

ПРЕДМЕТ УЧЕБНЫЙ — см. Учебный предмет … Большой Энциклопедический словарь

ПРЕДМЕТ — обожания. Жарг. шк. Шутл. Отменённый урок. ВМН 2003, 109. Свистящий предмет. Жарг. шк. Шутл. ирон. Литература (учебный предмет). Максимов, 337 … Большой словарь русских поговорок

Источник

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Смотреть что такое «УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА» в других словарях:

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — (учебная дисциплина) система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или… … Большой Энциклопедический словарь

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — (учебная дисциплина) педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, выражающая содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений. Является основной структурной… … Российская энциклопедия по охране труда

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. То же, что учебный предмет. Курс, по которому в соответствии с программой и учебным планом ведется подготовка учащихся в рамках профиля учебного заведения и избранной ими специальности. Так, учебная дисциплина «Теория и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

учебный предмет — (учебная дисциплина), система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или… … Энциклопедический словарь

Муниципальное право как учебная дисциплина — Изучение учебной дисциплины Муниципальное право предусматривается учебными планами юридических вузов. Как учебный предмет муниципальное право изучается по специальной программе, которая предусматривает получение студентами не только… … Большой юридический словарь

Предмет — В Викисловаре есть статья «предмет» Предмет: Вещь, конкретный материальный объект. В н … Википедия

ПРЕДМЕТ — ПРЕДМЕТ, а, муж. 1. Всякое материальное явление, вещь. П. неопределённой формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления. 2. чего. Тот (то), на кого (что) направлена мысль, какое н. действие, объект (во 2 знач … Толковый словарь Ожегова

Предмет учебный — дисциплина учебная, дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, отобранных из соответствующей отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности и др. для изучения в учебном заведении. Содержание П. у.… … Большая советская энциклопедия

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — автократичность, автоматизация, автономия обучающегося, авторитарное воспитание, авторитарность, авторитет, авторская школа, адаптация социальная, академическая задолженность, аккредитация образовательного учреждения, акмеология, активная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Детская литература — У этого термина существуют и другие значения, см. Детская литература (значения). Джон Тенниел. Иллюстрация к книге Льюиса Кэррола … Википедия

Источник

Учебный предмет

Полезное

Смотреть что такое «Учебный предмет» в других словарях:

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — (учебная дисциплина) система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или… … Большой Энциклопедический словарь

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ. Основная структурная единица учебно воспитательного процесса, одно из средств реализации содержания обучения в образовательном учреждении. Перечень и взаимосвязи У. п., их распределение определяется образовательным стандартом,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — (учебная дисциплина) педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, выражающая содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений. Является основной структурной… … Российская энциклопедия по охране труда

учебный предмет — (учебная дисциплина), система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или… … Энциклопедический словарь

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — осн. структурная единица уч. воспитат. процесса; одно из средств реализации содержания образования в системе общих образоват. и проф. уч. заведений. Перечень и взаимосвязи У. п., их распределение по годам обучения или отд. периодам уч. года… … Российская педагогическая энциклопедия

Учебный предмет — педагогически адаптированная система знаний, умений инавыков, выражающая основное содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний иумений. (2) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, выражающая основное содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений … Педагогический словарь

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в образовательном учреждении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или специальным,… … Профессиональное образование. Словарь

ПРЕДМЕТ УЧЕБНЫЙ — см. Учебный предмет … Большой Энциклопедический словарь

ПРЕДМЕТ — обожания. Жарг. шк. Шутл. Отменённый урок. ВМН 2003, 109. Свистящий предмет. Жарг. шк. Шутл. ирон. Литература (учебный предмет). Максимов, 337 … Большой словарь русских поговорок

Источник

Вопрос 2: Предмет и методология учебной дисциплины.

Что такое предмет учебной дисциплины. Смотреть фото Что такое предмет учебной дисциплины. Смотреть картинку Что такое предмет учебной дисциплины. Картинка про Что такое предмет учебной дисциплины. Фото Что такое предмет учебной дисциплины Что такое предмет учебной дисциплины. Смотреть фото Что такое предмет учебной дисциплины. Смотреть картинку Что такое предмет учебной дисциплины. Картинка про Что такое предмет учебной дисциплины. Фото Что такое предмет учебной дисциплины Что такое предмет учебной дисциплины. Смотреть фото Что такое предмет учебной дисциплины. Смотреть картинку Что такое предмет учебной дисциплины. Картинка про Что такое предмет учебной дисциплины. Фото Что такое предмет учебной дисциплины Что такое предмет учебной дисциплины. Смотреть фото Что такое предмет учебной дисциплины. Смотреть картинку Что такое предмет учебной дисциплины. Картинка про Что такое предмет учебной дисциплины. Фото Что такое предмет учебной дисциплины

Что такое предмет учебной дисциплины. Смотреть фото Что такое предмет учебной дисциплины. Смотреть картинку Что такое предмет учебной дисциплины. Картинка про Что такое предмет учебной дисциплины. Фото Что такое предмет учебной дисциплины

Что такое предмет учебной дисциплины. Смотреть фото Что такое предмет учебной дисциплины. Смотреть картинку Что такое предмет учебной дисциплины. Картинка про Что такое предмет учебной дисциплины. Фото Что такое предмет учебной дисциплины

Определение предмета учебного курса «Введение в юридическую профессию» – необходимое условие последовательного изучения и понимания сущностных характеристик профессии юриста как социально-правовой категории во всех формах ее проявления – и публичной и частной.

Определить предмет рассматриваемой учебной дисциплины – это значит, во-первых, охарактеризовать ее содержание; во-вторых, выявить ее отличие от других учебных дисциплин, тоже в той или иной мере изучающих различные аспекты профессиональной юридической деятельности (например, СиПО, прокурорский надзор, юридическая этика и т.д.).

Необходимо отметить, что среди ученых-юристов до сих пор нет единого мнения о предмете учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию», поскольку, это новая дисциплина в первоначальной стадии становления себя в качестве научной и учебной дисциплины

С самого начала изучения данной дисциплины необходимо определить ее предмет.

Общим предметом учебного курса является профессиональная юридическая деятельность в различных сферах социальной практики как публичной, так и частной.

Понятие «юридическая деятельность» включает в себя три составляющие – административную, технологическую и социокультурную.

В административном отношенииюридическая деятельность представлена в виде профессионального сообщества юристов и системы юридических специальностей, обеспечивающих решение практических задач правового регулирования организации и управления в отдельных сферах общественной жизни.

В технологическом аспектеюридическая деятельность выступает в качестве системы действий, процедур, форм и методов юридико-технической работы, связанной с подготовкой юридических документов, юридическим сопровождением выполнения тех или иных работ и услуг, решением конкретных юридических задач.

В социокультурном плане юридическая деятельность выражает определенный уровень развития правовой культуры и правосознания юристов, сложившиеся традиции и практики профессионального поведения, базовые правовые ориентации и ценности, разделяемые профессиональным сообществом юристов в целом и отдельными профессиональными группами.

Все три системные и функциональные проявления и существования юридической деятельности раскрывают формальные и неформальные (общие) аспекты собственно юридической профессии, в которой переплетаются социальные, организационные, психологические, этические характеристики и условия ее развития и воспроизводства в соответствии с требованиями профессиональной среды и запросами современной практики.

Юридическая деятельность в широком смысле представляет собой создание и реализацию права путем его исполнения, соблюдения и применения, совершения различных действий, влекущих правовые последствия. Она воплощается в законодательстве, образовательной и научной практике, консультационной деятельности.

тогда, по идее юр. деят. в узком смысле – деятельность юриста… и тд.

Предмет юридической деятельности включает одновременно определение ее границ и определение ее содержания. Определение границ связано с пониманием права как такового. Определение содержания вытекает логично из системы юридических функций – правообеспечивающих, праворегулирующих и правоохранительных, в совокупности составляющих структуру юридической деятельности.

Основные элементы и характеристики профессиональной юридической деятельности образуют объект учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию».

Конкретный предмет данной учебной дисциплины, охватывает изучение юридических действий и процедур, наличие которых определяет границы и содержание профессиональной юридической деятельности; условий, обеспечивающих превращение повседневных социальных действий в сферу профессиональной деятельности; критериев оценки качества профессиональной юридической деятельности.

Результатом освоения учебной дисциплины должно стать первичное знание о профессии юриста в целом и ее разновидностях в частности; психологии труда юристов; истории становления профессии юриста в различных социально-экономических формациях; профессиональных навыках юриста; правовой культуры и правовой этики юриста, других сущностных ее характеристик.

Что такое предмет учебной дисциплины. Смотреть фото Что такое предмет учебной дисциплины. Смотреть картинку Что такое предмет учебной дисциплины. Картинка про Что такое предмет учебной дисциплины. Фото Что такое предмет учебной дисциплины

В конечном итоге, изучение профессиональной юридической деятельности определяется задачей ее совершенствования как с точки зрения повышения собственно профессиональных качеств юриста, так и с точки зрения требований, предъявляемых обществом к представителям данной профессии.

Решение обеих задач связано с разработкой соответствующего категориального аппарата юриспруденции, а также применением определенной методологии исследования всех сторон юридической деятельности.

Как и каждая отрасль знаний, и учебная дисциплина, курс «Введение в юридическую профессию» имеет не только свой предмет, но и свой метод. Если предмет дает ответ на вопрос “что?” изучает данная наука и дисциплина, то метод указывает “как?”, каким образом она это делает.

Под методом в любой отрасли знаний и учебной дисциплине понимается совокупность аналитических приемов, способов получения объективного и достоверного знания о предмете исследования. Данное положение распространяется также и на предмет учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию».

Совокупность же методов научного познания действительности формирует методологиюисследования.

Методология учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» представляет собой совокупность приемов, способов изучения становления, развития и функционирования юридической деятельности, профессии юриста.

К основным методам изучения, познания содержания и сущности юридической деятельности, применяемым в курсе «Введение в юридическую профессию», относятся:

1) всеобщий, философский метод диалектический метод. Этот метод дает возможность раскрыть генезис, эволюцию, признаки, содержание и виды юридической профессии, другие ее сущностные характеристики в динамике;

2) системный метод (метод системного анализа), предполагающий рассмотрение профессиональной юридической деятельности как единой системы (юридическая практика), которая в свою очередь является составным звеном (подсистемой) более широкой системы (правовой системы общества);

3) структурный метод, предусматривающийрассмотрение профессии юриста в структурном плане, подразделяя ее на основные сферы и направления юридической деятельности, а также виды профессии юриста;

4) функциональный методэто изучение функций профессии юриста (например, функция обеспечения надлежащей подготовки специалистов юридического профиля; функция поддержания высокого авторитета юридической профессии, воспитания граждан в духе уважительного отношения к праву и его социальным ценностям; функция гуманизации юридической практики и ее подчинения интересам общества и государства; функция прогнозирования перспективных направлений развития юридической практики, изучения востребованности юристов различных специальностей на рынке труда и т.д.);

5) сравнительно-правовой метод, сущность которого состоит в сопоставлении однородных по своей природе правовых институтов (например, судебной, прокурорской, адвокатской практики, определенных подходов и приемов в решении тех или иных категорий юридических дел), с целью заимствования положительного опыта, приобретенного в правовой сфере;

6) конкретно-социологический метод– позволяет путем применения соответствующих социологических методик (например, анкетирование, опрос, анализ документов и т.д.) выявить уровень эффективности тех или иных правовых институтов;

7) психологические методы, среди которых – тестирование, наблюдение, психологический эксперимент и некоторые др. приемы, способы, которые используются при проведении психологических исследований.

При изучении учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» применяются также исторический, логический методы, которые дают развернутое представление в целом о системе, формах и содержании профессиональной деятельности юристов. Важное место в изучении профессиональной юридической деятельности занимают и такие методы, как статистический и формально-юридический методы.

Статистика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных.

Формально-юридический метод — исследование и толкование нормативного материала, текстов источников права.

Источник

Что такое предмет учебной дисциплины

Что такое предмет учебной дисциплины. Смотреть фото Что такое предмет учебной дисциплины. Смотреть картинку Что такое предмет учебной дисциплины. Картинка про Что такое предмет учебной дисциплины. Фото Что такое предмет учебной дисциплины

Ключевым для научных и учебных дисциплин фактом, порождающим различные версии конкретной дисциплины, являются несовпадения (и иногда существенные) в определении её предмета и объекта. Поэтому необходимо рассмотреть теоретические основы определения предмета и объекта любой научной и учебной дисциплины.

Методологически принципиально важно чётко разграничить объект и предмет изучения [13, c. 75]. Дело в том, что «субъект научного познания обычно не только не может во всей полноте охватить объект своей познавательной деятельности, но и не стремится к этому… потому, что задачи науки – выявить существенное и закономерное в том классе реалий (или целостности), который выступает в качестве объекта данной науки» [4, c. 130].

Осознанное определение своего предмета и фиксация объекта исследования позволяет научной и учебной дисциплине преодолевать ограничения познавательных возможностей исследователей. Поэтому центральной теоретико-познавательной проблемой всякой научной и учебной дисциплины является определение её объекта, предметной области и границ [10, c. 44].

Соответственно, «каждая наука имеет свой предмет исследования» [11, c. 9]. Причём предметом может быть только то, что допускает совокупность всей эмпирической реальности как условие своей возможности [8, c. 353].

Определение предмета дисциплины имеет функциональное значение для следующих действий:

– определения ее содержания;

– определения ее эмпирической базы;

– выбора методов исследования и т.п. [4, c. 128].

«Предмет науки… выступает и как цель; точнее: воспроизведение, знание предмета – цель… научного познания» [4, c. 130]. Предмет дисциплины – это результат теоретического абстрагирования, позволяющий выделить определенные закономерности функционирования изучаемого объекта, специфические для конкретной науки и никакой другой. Такого рода абстрагирование (построение модели изучаемого объекта) определяет ту «часть», «сферу», «сторону», «аспект» реальности, на которую направлена деятельность исследователя [12, c. 79]. Остальные стороны или особенности остаются как бы вне поля его зрения [14, c. 66].

«Определить предмет науки – значит указать на существенное и закономерное ее специфического качественно определенного объекта» [4, c. 131]. В словесном выражении предмет дисциплины представляет собой «совокупность понятий, при помощи которых данная наука описывает объективную реальность» [5, c. 77]. Считается, что предмет дисциплины – «это вопросы о том, что и как изучать, чему и как учить в данной области знания и где границы компетентности специалиста» [15, c. 3].

По существу, предмет устанавливает те самые границы, в рамках которых изучается объект [5, c. 66]. Именно поэтому «у каждой науки необходимо должен быть один и лишь один предмет, соответствующий специфическому ее объекту» [4, c. 131].

В определении предмета дисциплины много зависит от следующего:

– от набора используемых понятий и их содержания;

– от мировоззрения исследователя;

– от понимания объекта познания [6, c. 6].

Предмет дисциплины не может быть стабильным. Он находится в постоянном движении, развитии, становлении, как и сам процесс познания. Его движение зависит от следующих решающих факторов:

– прогресса научного знания;

– меняющихся потребностей общества, социального запроса [15, c. 4].

Следует различать понятия «объективная реальность» и «объект». Первое охватывает все существующее независимо от нашего сознания. Второе обозначает в объективной реальности только то, что на данном этапе стало предметом теоретической и практической деятельности [9, c. 74]. «В явлении объекты и даже свойства, которые мы им приписываем, всегда рассматриваются как нечто действительно данное…» [8, c. 64]. Объект – это не любой феномен природы, а феномен, включенный в сферу деятельности человека. Он сам по себе как объективная реальность существует независимо от сознания человека, он становится объектом, вступая во взаимодействие с субъектом [9, c. 74].

Реальный объект задаётся как то, что существует само по себе, осваивается практикой, может исследоваться в науке и фиксируется с помощью знаний. Но при этом всегда остаётся более богатым, чем любая сумма полученных к этому моменту знаний, и открывает неисчерпаемое множество возможностей для новых направлений анализа [13, c. 76]. Таким образом, «объект науки – это данная реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира» [12, c. 79].

Объект дисциплины как определенная область реальности предшествует её предмету [2, c. 45]. Притом «объект субъективен,… потому, что действительность дана человеческому познанию не сама по себе, а в форме практической человеческой деятельности» [7, c. 148]. Соответственно, «говорить об объекте научного исследования помимо анализа деятельности человека бессмысленно, т.к. вне деятельности нет и объекта исследования» [3, c. 38].

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать некоторые наиболее важные положения относительно предмета и объекта научной и учебной дисциплины.

Предмет той или иной дисциплины определяется осознанно на основе уже имеющегося некоторого знания (не обязательно полученного в рамках данной дисциплины). Выделение предмета научной и учебной дисциплины – это по своей сути методологический приём, с помощью которого наука выделяет определенную специфическую сферу познания и знания об избранной ею области объективной реальности. В свою очередь, инструментом выделения предметной области познания и знания является представляющий собой целостную совокупность определённый понятийный аппарат. С его помощью дисциплина описывает и объясняет избранную ею область объективной реальности.

Эта выделенная для научного познания область объективной реальности называется объектом исследования конкретной дисциплины. И, кстати, объект исследования определенной дисциплины может быть объектом исследования и для других дисциплин. То есть объект научной и учебной дисциплины – это та область объективной реальности, которая осознанно определяется людьми в лице своих представителей (ученых, научных коллективов и научных сообществ) для познания специфическим для определённой дисциплины научным аппаратом.

Таким образом, предмет дисциплины – это логически сопряженная между собой совокупность специфических понятий, представляющая собой обобщенную теоретическую модель научного познания, описания и хранения знания относительно выбранной этой дисциплиной сферы (области) объективной реальности (ее объекта).

В методологии и социологии науки в качестве инвариантных компонентов любой дисциплины рассматривают нижеследующие [1, c. 292–293].

1. Массив накопленного знания, понимаемый как сделанные в нее «вклады» – результаты (прошлое дисциплины).

2. Существующее в рамках дисциплины сообщество, дифференцированное (статусно и организационно) внутри себя (настоящее дисциплины).

3. Предметно-проблемное поле поисков результатов в рамках дисциплины (вектор в направлении будущего дисциплины).

4. Механизм социализации и институционализации добытых «вкладов», их признания и ввода в массив накопленного знания (их перевод в разряд «решенных вопросов»).

5. Институционализированные механизмы подготовки кадров через приобщение неофитов к наличному массиву знания и принятым в рамках дисциплины правилам деятельности (система высшего образования, поствузовской подготовки и переподготовки и т.п.).

6. Система ценностей, традиций, правил деятельности (этос дисциплины).

7. Сложившаяся сеть цитирования, постоянно деконструируемая и вновь конструируемая путем внесения новых «вкладов», делаемых отсылок, а наиболее радикально – путем изменения структурирующих критериев в дисциплинарном массиве знания; фактически эта сеть является пространством координат, ориентиров, шкал измерения, векторов наибольшего приложения усилий.

8. Собственно дисциплинарная деятельность по воспроизводству, сохранению, наращиванию, переструктуризации целостности дисциплины; в значительной степени это коммуникации.

Таким образом, исходя из представленной выше версии теоретических основ определения предмета и объекта дисциплины, это можно сделать относительно любой научной и учебной дисциплины.

Рецензенты:

Игнатьев В.И., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой социологии, Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск;

Крюков В.В., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии, Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *