Что такое предметная область исследования
Анализ предметной области. Выявление функциональных требований к приложению
4.1. Определение предметной области
Специфика предметной области может оказывать существенное влияние на характер функционирования проектируемой интеллектуальной системы, выбор метода представления знаний, способов рассуждения о знаниях, и т. д.
Предметную область можно определить как объект или производственную систему со всем комплексом понятий и знаний о ее функционировании. При исследовании проблемной области необходимы знания о задачах, решаемых в производственной системе, и стоящих перед ней целях. Определяются также возможные стратегии управления и эвристические знания, используемые в процессе эксплуатации производственной системы.
Для определения основных функций продукта можно использовать, например, краткое описание варианта использования. Описание каждой функции можно представить также в виде списка, состоящего из трех граф : действующее лицо, цель и краткое описание варианта использования.
Анализ предметной области является основой для анализа осуществимости проекта и определения образа (концепции) продукта и границ проекта.
Анализ осуществимости
Для ответа на первый (и главный) вопрос нужно опросить заинтересованных лиц, например, менеджеров подразделений, в которых будет использоваться система, для выяснения того,
После получения и обработки информации готовится отчет, в котором должны быть даны рекомендации относительно продолжения разработки системы.
Постановку бизнес-задачи надо обсуждать с Заказчиком, или будущим Владельцем системы.
Вопросы, которые ему стоит задать, это:
Системные требования нужно выяснять у IT-специалистов Заказчика, если таковые имеются, из специфики контекста использования системы, опыта построения аналогичных систем (у IT-Экспертов-Архитекторов) и Специалистов по отдельным аспектам системы, значимым для данного проекта (Юристы, Эргономисты, и т.д.) и Заказчика:
Прежде чем приступать к реальной разработке приложения, определите подмножество функциональных средств, к которым пользователь сможет получать быстрый доступ в манере, свойственной мобильным устройствам. В случае создания нового приложения, аналога которого для настольных компьютеров не существует, выпишите ключевые сценарии, которые пользователи смогут выполнять с помощью вашего приложения, а также порядок действий пользователя, обеспечивающий использование этих сценариев на мобильном устройстве. Во многих случаях вам будет легче придать этим сценариям реальные очертания, если вы подготовите соответствующие рисунки или создадите прототипы. Если подразумевается определенная группа конечных пользователей, пообщайтесь с ними и предоставьте им возможность поработать некоторое время с экспериментальными версиями своих приложений, чтобы они могли дать о них свои отзывы.
Оптимальный подбор предоставляемых средств определяет все остальное
4.3. Формирование и документирование требований к проекту
Для всех проектов разработки программного обеспечения, кроме самых тривиальных, важно иметь единственный «руководящий документ», в котором определяются:
Единственный руководящий документ, который управляет всем процессом разработки, должен включать несколько разделов:
Методы исследования предметной области (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 |
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Конспект лекций по дисциплине
для направления подготовки
Ó Мурманская академия
экономики и управления, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 4
Понятие предметной области. 4
Цели и задачи исследования предметной области. 7
Уровни исследования предметной области и их взаимосвязь. 8
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ.. 9
Постановка целей и задач исследования предметной области. 10
Определение состава собираемой информации и источников ее получения 11
Виды информации и источники ее получения. 11
Состав собираемой информации и источники ее получения. 12
Исследование организационно-экономических характеристик предметной области 17
Исследование бизнес-процессов и информационных процессов предметной области 25
Понятие бизнес-процесса и информационного процесса. 25
Методы графического отображения бизнес-процессов. 26
Исследование аппаратно-программного обеспечения предметной области 32
Выявление проблем предметной области. 36
Выявление потребностей персонала, работающего с программным обеспечением 38
Формулирование функций разрабатываемого программного обеспечения и требований к нему. 39
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ОБРАБОТКИ ПОЛУЧАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ.. 41
Изучение документации. 41
Проведение опроса. 44
Наблюдение за работой предприятия. 46
Проведение исследований. 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 49
П1. Функциональная модель процесса взаимодействия с клиентами «как должно быть» 51
П2. Информационная модель процесса взаимодействия с клиентами «как есть» 55
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Понятие предметной области
Интенсивное развитие информационных технологий и систем с каждым годом делает разработку программного обеспечения (ПО), в т. ч. информационных систем (ИС), одним из определяющих факторов успеха во многих областях бизнеса, промышленности, также и в сфере научных исследований. Решение любой задачи в сфере разработки ИС начинается с изучения предметной области. В настоящее время сложно дать единое формализованное понятие предметной области, поэтому приведем несколько общепризнанных.
Предметная область – множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в научной теории [2].
Предметная область – часть реального мира, рассматриваемая в пределах данного контекста. Под контекстом может пониматься область исследования или область, которая является объектом некоторой деятельности [6].
Например, предметная область менеджмента – это структурированное функциональное пространство, в котором возникают и развиваются конкретные связи, отношения между субъектами экономики и менеджмента. Неопределенность структуры и механизма ее изменения порождают проблему трансформации.
Предметная область – это мысленно ограниченная область реальной действительности, подлежащая описанию или моделированию и исследованию [3].
Исследование – это процесс познания определенной предметной области, объекта или явления с определенной целью [4].
Процесс исследования заключается в наблюдении свойств объектов с целью выявления и оценки важных, с точки зрения субъекта-исследователя, закономерных отношений между показателями данных свойств.
Предметная область состоит из объектов, различаемых по свойствам и находящихся в определенных отношениях между собой или взаимодействующих каким-либо образом.
Предметная область, как часть реального мира, бесконечна и содержит как существенные, так и не существенные с точки зрения проводимого исследования, данные.
Исследователю в свою очередь необходимо уметь выделять существенные данные. Например, при решении задачи «Выдавать ли кредит?» важными являются все данные про частную жизнь клиента, вплоть до того, имеет ли работу супруг, есть ли у клиента несовершеннолетние дети, каков уровень его образования и т. д. Для решения другой задачи банковской деятельности эти данные будут абсолютно неважны. Существенность данных, таким образом, зависит от выбора предметной области.
Знание предметной области, понимание сути происходящих в ней процессов, законов, правил и ограничений, управляющих ее развитием, является необходимым условием успешного решения задач, стоящих перед исследователем. Более того, наличие таких знаний является необходимым условием постановки и формулировки этих задач [3].
Представление модели предметной области включает две составляющие: понятийную и содержательную. Понятийная часть определяет термины предметной области и отношения между ними. Понятийная модель предметной области является базовым звеном в работе с информацией, поскольку она определяет «каркас», на котором держится содержательная составляющая.
Информационные элементы содержательной модели предметной области соответствует реальным объектам предметной области. Отношения, описываемые терминами понятийной модели предметной области, можно разделить на 2 типа: содержательные и понятийные. Содержательные определяют отношения одного информационного элемента к другому, а понятийные – отношения элемента к термину из понятийной модели предметной области.
При создании ИС в качестве предметной области может выступать:
· организация (предприятие, учреждение, компания, объединение и т. п.);
Взаимосвязь и взаимодействие между предметными областями и связанными с ними ИС в общем случае не носят четко выраженный и однозначно определенный характер. Под последним подразумевается существование процессов, которые с одной стороны по мере углубления содержательных представлений о предметной области и развития их формальной теории, позволяют строить все более совершенные, интеллектуализированные информационные системы, а с другой стороны развитие математической теории информационных систем приводит к созданию совершенно новых поколений методов углубления и расширения знаний о предметных областях. Учитывая вышеизложенное, можно построить модель организации любой информационной системы с учетом влияния на нее предметной области (рис. 1.1.) [5].
Рис.1.1. Модель организации информационной системы с учетом влияния предметной области
Т. е. информационная система состоит из баз данных, информационных хранилищ и баз знаний, которые реализуют функции сбора, обработки, поиска, выдачи и передачи информации. При этом каждый из этих носителей может использоваться как отдельная специфическая модель предметной области (МПО) ИС, так и в совокупности – интегрированная МПО.
В общем случае исследование объекта информатизации производится сверху вниз в соответствии с организационной структурой, начиная от высшего руководства и, заканчивая определением выполняемых операций на конкретных рабочих местах. Такой подход позволяет на ранних этапах определить объём работ, направления детальных исследований, сроки исполнения.
Цели и задачи исследования предметной области
В общем случае, цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной, а задачи, в свою очередь, формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Например, целями исследования предметной области при разработке ИС может выступать изучение работы предприятия в целом и/или работы его конкретного подразделения; изучение определенного вида деятельности; поиск наиболее эффективных вариантов построения ИС, организации ее функционирования и развития.
Задачи исследования предметной области могут быть проранжированы следующим образом:
1) анализ организационной структуры предприятия/подразделения;
2) анализ бизнес-процессов предприятия/подразделения;
3) анализ технико-экономических показателей предприятия/ подразделения;
4) анализ действующих средств вычислительной техники и средств связи, информационных технологий и систем;
5) выявление «узких мест» в работе предприятия/подразделения;
6) определение путей устранения «узких мест» за счет внедрения ИС;
7) выбор варианта автоматизации предприятия/подразделения;
8) расчет совокупной стоимости владения ИС.
Уровни исследования предметной области и их взаимосвязь
В качестве основных уровней исследования предметной области можно выделить следующие:
1) Исследование организационно-экономических характеристик предметной области
На этому уровне приводится общая характеристика предметной области (объекта информатизации), включая его полное наименование, подчиненность (если она существует), организационную структуру, укрупненные технико-экономические показатели деятельности (число работающих, номенклатура производимой и продаваемой продукции или оказываемых услуг, число поставщиков и потребителей, объемы производства или продажи продукции, общее количество заключаемых за год сделок и т. п.) и иные сведения, необходимые для понимания последующих проектных материалов.
2) Исследование бизнес-процессов и информационных процессов предметной области
Этот уровень предполагает описание и анализ действующих на объекте бизнес-процессов (желательно с формализованным их представлением, использующим метод функционального моделирования SADT (IDEF0), метод моделирования процессов (IDEF3) и прочие методы, которые наилучшим образом соответствуют специфике проекта), а также описание и анализ применяемых информационных технологий, имеющие целью выявление существующих на объекте проблем и недостатков («узких мест») в сфере экономики и управления, включая предварительную оценку экономических потерь, обусловленных этими недостатками.
Анализ предметной области и постановка задачи
Содержание:
Введение
Информационная система — это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Автоматизированной информационной системой (АИС) называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также персонал, обеспечивающий поддержку динамической информационной модели предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
В автоматизированных ИС часть функций управления и обработки данных выполняется компьютерами, а часть человеком.
Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы финансового звена крупного предприятия, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения компании информационными средствами на базе компьютерных систем автоматизированного складского учета.
Компьютерный учет имеет свои особенности и радикально отличается от обычного. Компьютер не только облегчает учет, сокращая время, требующееся на оформление документов и обобщение накопленных данных для анализа хода торговой деятельности, необходимого для управления ею. Отчеты о положении в торговле, получаемые с помощью компьютера, можно получить и без него – никакой особой математики в компьютере не содержится – но на расчеты уйдет столько времени, что они уже ни на что не будут нужны; или ими придется занять такое количество расчетчиков, что на их зарплату уйдет значительно больше, чем будет получено прибыли в результате их расчетов.
Таким образом, при применении компьютера «количество переходит в качество»: увеличение скорости расчетов делает возможным качественное улучшение самой схемы построения торговли.
Реализация проекта автоматизированной информационной системы «Учет движения материалов на складе» значительно облегчит работу сотрудников на складе и обеспечит возможность уменьшить расходы на управление за счет освобождения человеческих ресурсов, занятых различными видами обработки бумажных документов, хранить и анализировать данные за любой промежуток времени, осуществлять поиск нужной информации по различным критериям отбора. Поэтому данная тема является весьма актуальной в современных условиях хозяйственной деятельности.
Целью моей курсовой работы является анализ деятельности складского учета, внедрение информационных технологий в процесс работы склада. Результатом выполнения работы является создание готовой информационной системы учета движения материалов на складе.
При выполнении курсовой работы были поставлены следующие задачи:
— описание предметной области;
— проектирование концептуальной модели данных;
— проектирование физической структуры базы данных.
Решение этих задач предусматривает создание базы данных учета движения материалов на складе.
Глава 1. Анализ предметной области и постановка задачи
1.1 Предметная область
Склад готовой продукции не занимается никакой коммерческой деятельностью, а только осуществляет процедуру хранения продукции для сторонних лиц заинтересованных в этом. Склад должен выполнять следующие функции: прием, учет, хранение и отгрузка готовой продукции, приемка готовой продукции, рассортировка, комплектация потребителям, определение потребности в транспортных средствах, механизированных погрузочных средствах, таре и рабочей силе для отгрузки продукции, согласование планов и условий поставок продукции с основного производства и по договорам со сторонними организациями, организация приемки продукции сторонними организациями, координация деятельности по закупке и продаже продукции с наличием свободных складских площадей, подготовка отчетов об объемах продукции, а также участие в рассмотрении поступающих на предприятие претензий.
Затем склад готовой продукции должен предоставить создание условий для сохранности продукции, находящейся на временном хранении, организацию рационального хранения, внутренней транспортировки, упаковки и подготовки продукции к отправке, обеспечение сохранности продукции, обеспечение высокого уровня механизации и автоматизации транспортно-складских операций, применения компьютерных систем и нормативных условий организации и охраны труда.
Склад обязан вести учет продукции, находящейся на временном хранении, составление карточек, кладовых книг, описей, приходных и расходных накладных, ордеров по учету прихода, расхода, наличия, остатков продукции на складе, учет выполнения заказов по отгрузке и разгрузке готовой продукции, составление отчетов о загрузке складских площадей.
Рассмотрим типичные бизнес-процессы складского учета на не автоматизированном гипотетическом складе. Такое рассмотрение проводится с целью выявить недостатки существующей системы складского учета, а так-же показать необходимость автоматизации склада.
Процедура принятия продукции на склад:
— Продукция приходит на склад в сопровождении экспедитора и приходной накладной;
— Контролер на складе, проверяет приходную накладную, и регистрирует ее в книге учета входящих документов (накладных);
— Осматривает входящую продукцию, и если с ней все нормально принимает ее на склад, передавая экспедитору товара выписку (документ) о том, что товар принят на хранение;
— Грузчики отвозят товар в свободное место хранения, и контролер делает запись в книге учета о том, где хранится вновь поступившая продукция.
В ходе работы склада, он нуждается в инвентаризации, которая включает в себя такие стадии как: ответственный работник по переучету продукции, в сопровождении книги переучета, отправляется на склад, и в ручную осматривает и переписывает данные о товаре и его количестве; после этого данные сверяются в книге учета товаров, лицами ответственными за документы отчетности на складе и составляется соответствующий отчет, по данным переучета продукции.
Отгрузка товаров со склада проходит следующие стадии:
— Получатель товара подает накладную на отгрузку товара;
— Контролер проверяет эту накладную и регистрирует ее в книге учета входящих документов;
— Далее контролер дает указание работникам склада на поиск нужной продукции и отгрузки ее;
— Затем получатель товара проводит его осмотр, на счет того нужный ли товар отгрузили и в нужном количестве;
— Контролер регистрирует в книге учета факт отгрузки товара;
— Далее контролер выдает получателю груза сопроводительный документ по отгрузке товара;
— Далее происходит непосредственно отгрузка товара техническими средствами.
Проанализировав ситуацию на складе и выявив все минусы, постараемся создать такую систему, которая бы автоматизировала следующие операции на складе:
— Регистрация документов осуществляется с помощью ЭВМ;
— Поиск товаров для отгрузки будет проводиться путем поиска соответствующего товара в БД и просмотра информации о месте его хранении (номер склада).
— Формирование документов отчетности, будет производиться системой автоматически.
В результате вся работа с бумагами будет проводиться с использованием компьютеров, не нужно будет возится с кучей бумаг.
При помощи ЭВМ на складе автоматизирован учет поступления и отгрузки товаров, учет входящих и исходящих документов, количественный учет. В общем объеме учетных работ эти задачи имеют значительный удельный вес. Их автоматизация позволяет сократить ручные операции, ускорить обработку информации, повысить точность учета. В памяти ЭВМ хранится и может быть выдана на печать детальная информация о количестве поступления и отгрузки конкретного товара по каждому документу в случае несовпадения величины запаса с данными машинного учета.
Главное назначение автоматизированной системы в данном случае – повысить эффективность выполнения основных функций работников склада.
Автоматизация управления процессами на складе, повышает его оперативность и эффективность. Критериями выбора технических средств являются:
— надежность функционирования системы;
— функциональная полнота системы; быстродействие;
— минимизация затрат на стоимость: аппаратных средств, прикладных систем, сопровождения системы, развития системы.
1.2 Постановка задачи
Под автоматизированной системой понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и защиты управленческой информации на основе применения развитого программного обеспечения, средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых эта информация предоставляется пользователям.
Структура конкретной автоматизированной системы для своей реализации предполагает наличие трех компонентов: комплекса технических средств, состоящего из средств вычислительной, коммуникационной и организационной техники; системы программных средств, состоящей из системного (общего) и прикладного программного обеспечения; системы организационно-методического обеспечения, включающей инструктивные и нормативно-методические материалы по организации работы управленческого и технического персонала в рамках конкретной автоматизированной системы обеспечения управленческой деятельности.
Потребности проектировщиков баз данных в более удобных и мощных средствах моделирования предметной области вызвали к жизни направление семантических моделей данных. Притом, что любая развитая семантическая модель данных, как и реляционная модель, включает структурную, манипуляционную и целостную части, главным назначением семантических моделей является обеспечение возможности выражения семантики данных. Наиболее простым является составление ER- диаграммы. ER- диаграмма просто реализуется в реляционную модель: сущность становится таблицей, атрибуты- идентификаторами преобразуются в первичные ключи, а остальные атрибуты- в столбцы.
Бизнес-процессы – это последовательность взаимосвязанных активностей или задач, которые приводят к созданию определенного продукта или услуги для потребителей. Часто бизнес-процессы визуализируют при помощи блок-схемы бизнес-процессов. Бизнес-процесс начинается со спроса потребителя и заканчивается его удовлетворением. Бизнес-процесс может быть декомпозирован на несколько подпроцессов, которые имеют собственные атрибуты, однако также направлены на достижение цели основного бизнес-процесса. При описании бизнес-процессов используются различные методологии и соответствующие нотации, такие как: IDEF0, IDEF3, DFD.
В данной работе в качестве СУБД была выбрана система управления реляционной базой данных Microsoft Access, включающей все необходимые инструментальные средства для создания локальной базы данных. В ее файле могут храниться не только данные, но и объекты интерфейса: отчеты, формы, запросы.
1.3 Анализ информационных потребностей пользователей
В зависимости от поставщика решения, реализация основных и сопутствующих функций по управлению складом может существенно различаться, однако общим остается принцип построения логики процессов размещения, комплектации, приема, отгрузки на базе концепций «товар», «место хранения», «количество», «единица измерения», «заказ».
Минимальная функциональность системы автоматизации склада:
— Инструменты для обеспечения адресного хранения.
— Мониторинг исполнения заданий в режиме реального времени.
— Встроенные средства интеграции с технологическим оборудованием для сбора данных.
Системы автоматизации склада это большие, сложные, высокотехнологические продукты, которые потребуют комплексного внедрения и квалифицированных специалистов для настройки и последующей работы.
Информационной система должна давать полную, достоверную информацию и отвечать на любые вопросы, в пределах предметной области. Поэтому крайне важно иметь эффективные средства автоматизации всех этапов реализации проекта.
Глава 2. Проектирование информационной системы
На этапе проектирования информационной системы формируется модель данных. Проектировщики в качестве исходной информации получают результаты анализа. Конечным продуктом этапа проектирования являются:
— схема базы данных (на основании ER-модели, разработанной на этапе анализа);
— набор спецификаций модулей системы (они строятся на базе моделей функций).
2.1 Моделирование бизнес-процессов
BPwin поддерживает три методологии: IDEF0, DFD и IDEF3, позволяющие анализировать деятельность предприятия с трех ключевых точек зрения:
— С точки зрения функциональности системы. В рамках методологии IDEF0 бизнес-процесс представляется в виде набора элементов-работ, которые взаимодействуют между собой, а также показывается информационные, людские и производственные ресурсы, потребляемые каждой работой.
— С точки зрения потоков информации (документооборота) в системе. Диаграммы DFD могут дополнить то, что уже отражено в модели IDEF3, поскольку они описывают потоки данных, позволяя проследить, каким образом происходит обмен информацией между бизнес-функциями внутри системы. В тоже время диаграммы DFD оставляют без внимания взаимодействие между бизнес-функциями.
— С точки зрения последовательности выполняемых работ. Более точную картину можно получить, дополнив модель диаграммами IDEF3. Этот метод привлекает внимание к очередности выполнения событий. В IDEF3 включены элементы логики, что позволяет моделировать и анализировать альтернативные сценарии развития бизнес-процесса.
Нотация IDEF0 (Integration Definition for Function Modeling) была разработана на основе методологии структурного анализа и проектирования SADT, утверждена в качестве стандарта США и успешно эксплуатируется во многих проектах, связанных с описанием деятельности предприятий.
IDEF0 может быть использована для моделирования широкого класса систем.
Для новых систем применение IDEF0 имеет своей целью определение требований и указание функций для последующей разработки системы, отвечающей поставленным требованиям и реализующей выделенные функции.
Для существующих систем IDEF0 может быть использована для анализа функций, выполняемых системой и отображения механизмов, посредством которых эти функции выполняются.
Результатом применения IDEF0 к некоторой системе является модель этой системы, состоящая из иерархически упорядоченного набора диаграмм, текста документации и словарей, связанных друг с другом с помощью перекрестных ссылок.
Контекстная диаграмма — это модель, представляющая систему как набор иерархических действий, в которой каждое действие преобразует некоторый объект или набор объектов. Высшее действие иерархии называется действием контекста — это самый высокий уровень, который непосредственно описывает систему. Уровни ниже называются порожденными декомпозициями и представляют подпроцессы родительского действия.
При создании модели сначала необходимо изобразить самый высокий уровень — действие контекста. Наименование действия описывает систему непосредственно и, как правило, состоит из одного активного глагола в сочетании с обобщающим существительным, которое разъясняет цель деятельности с точки зрения самого общего взгляда на систему.
Каждый блок может иметь различные типы связанных с ним стрелок. Стрелки обозначают людей, место, вещи, понятия или события. Стрелки связывают границы диаграммы с блоками, а также действия (блоки) на диаграмме между собой. В диаграммах IDEF0 имеется четыре основных типа стрелок.
Вход блока представляет материал или информацию, которая должна быть использована или преобразована блоком, чтобы произвести продукцию (выпуск). Стрелки входа всегда направляются в левую сторону блока. Стрелки входа необязательны, так как не все действия могут преобразовать или изменять (заменять) что-либо.
Каждый блок должен иметь по крайней мере одну стрелку контроля (управления). Управление всегда входит в вершину блока. Управление, как правило, представляется в виде правил, инструкций, политики компании, процедур или стандартов. Оно влияет на деятельность без фактического преобразования чего-либо. Управление может также использоваться для описания процедуры начала или окончания выполнения действия.
Стрелки выхода (выпуска) — это материал или информация, произведенная блоком. Каждый блок должен иметь по крайней мере одну стрелку выхода (выпуска). Процессы, которые не производят продукции (выпуска), лучше не моделировать вообще.
Механизмы исполнения — это те ресурсы, которые обеспечивают выполнение действия. В качестве механизма исполнения могут быть рассмотрены персонал компании, машины или оборудование, которые обеспечивают выполнение деятельности. Стрелка механизма может отсутствовать, если определено, что это не важно для работы блока.
Для проанализированной предметной области построим контекстную диаграмму при помощи BPWin 4.0.
Рисунок 1. Контекстная диаграмма
Декомпозиционное разложение модели используется в моделировании бизнес-процессов, для того чтобы дать более подробное описание блоков. Каждое из этих действий может в свою очередь быть декомпозировано. При каждой декомпозиции блока создается новая диаграмма. Число декомпозиций не ограничено и полностью зависит от уровня сложности, который необходимо показать в модели.
Декомпозируем контекстную диаграмму на 3 функциональных блока (Рис.2):
— Приемка товара на склад;
— Хранение и переучет продукции;
Рисунок 2. Диаграмма IDEF0
Для того чтобы документировать механизмы передачи и обработки информации в моделируемой системе, используются диаграммы потоков данных (Data Flow Diagrams). Диаграммы DFD обычно строятся для наглядного изображения текущей работы системы документооборота организации. Чаще всего диаграммы DFD используют в качестве дополнения модели бизнес-процессов, выполненной в IDEF0.
Любая DFD-диаграмма может содержать работы, внешние сущности, стрелки (потоки данных) и хранилища данных.
Далее моделировать систему будем, используя диаграммы потоков данных (DFD).
Декомпозируем функциональный блок «Приемка товара на склад» еще на четыре действия (Рис.3):
Рисунок3. Диаграмма DFD «Приемка товара на склад»
Далее декомпозируем функциональный блок «Хранение и переучет продукции» на два действия (Рис.4):
— Размещение товара на складе;
— Анализ наличия необходимого количества на складе (на этом этапе лицу, принимающему решение, передается оперативная информация).
Рисунок 4. Диаграмма DFD «Хранение и переучет продукции»
Рисунок 5. Диаграмма DFD «Отгрузка»
Декомпозируем функциональный блок «Отгрузка» на три действия (Рис.5):
— Проверка наличия товара на складе;
— Занесение информации об отгружаемой продукции в БД;
— Отгрузка продукции по требованию.
Нотация IDEF3 была разработана с целью более удобного описания рабочих процессов (workflow), для которых важно отразить логическую последовательность выполнения процедур.
Наличие в диаграммах DFD элементов для описания источников, приемников и хранилищ данных позволяет точно описать процесс документооборота. Однако для описания логики взаимодействия информационных потоков модель дополняют диаграммами еще одной методологии – IDEF3, также называемой workflow diagramming. Методология моделирования IDEF3 позволяет графически описать и задокументировать процессы, фокусируя внимание на течении этих процессов и на отношениях процессов и важных объектов, являющихся частями этих процессов.
IDEF3 предполагает построение двух типов моделей: модель может отражать некоторые процессы в их логической последовательности, позволяя увидеть, как функционирует организация, или же модель может показывать “сеть переходных состояний объекта”, предлагая вниманию аналитика последовательность состояний, в которых может оказаться объект при прохождении через определенный процесс.
Декомпозируем функциональный блок «Проверка товарно-транспортной накладной» который, в свою очередь, является элементом декомпозиции блока «Приемка товара на склад» на четыре действия:
— Принятие товарно-транспортной накладной;
— Проверка реквизитов документа;
— Проверка количества продукции.
Рисунок 6. Диаграмма IDEF3 проверки товарно-транспортной накладной
Рисунок 7. Диаграмма IDEF3 проверки поставленной продукции
Декомпозируем функциональный блок «Проверка поставленной продукции» который, в свою очередь, является элементом декомпозиции блока «Приемка товара на склад» на три действия:
— Проверка продукции на годность;
2.2 Разработка информационной модели данных
Построение информационной модели предметной области предполагает выделение сущностей, их атрибутов и первичных ключей, идентификацию связей между сущностями. Общепринятым видом графического изображения реляционной модели данных является ER-диаграмма, на которой сущности изображаются прямоугольниками, соединенные между собой связями. Такое графическое представление облегчает восприятие структуры базы данных по сравнению с текстовым описанием.
Основные преимущества ER-моделей:
— модели позволяют проектировать базы данных с большим количеством объектов и атрибутов.
ER-модели реализованы во многих системах автоматизированного проектирования баз данных.
Основные элементы ER-моделей:
— связи между объектами
Связь типа один-к-одному означает, что один экземпляр первой сущности (левой) связан с одним экземпляром второй сущности (правой).
Связь типа один-ко-многим означает, что один экземпляр первой сущности (левой) связан с несколькими экземплярами второй сущности (правой).
Связь типа много-ко-многим означает, что каждый экземпляр первой сущности может быть связан с несколькими экземплярами второй сущности, и каждый экземпляр второй сущности может быть связан с несколькими экземплярами первой сущности.
В моей курсовой работе ER-модель имеет связь типа один-ко-многим.
Диаграмма уровня сущностей и атрибутов, в нотации IDEF1X логического уровня модели (Рис.8):
Физический уровень модели составляют целевая СУБД, имена объектов и типы данных, индексы. ERD – диаграмма в нотации IDEF1X физического уровня представлена на рис. 9.
Рисунок 8. Диаграмма сущностей и атрибутов логического уровня модели
Рисунок 9. ERD – диаграмма в нотации IDEF1X физический уровень.
3. Реализация информационной системы в СУБД Access
Структурными единицами базы данных Access являются таблицы, запросы, формы, отчеты, страницы, макросы и модули. Таблицы – это объекты, в которые вводятся данные.
Формы – это объекты предназначенные для работы с индивидуальными данными из таблиц баз данных. С помощью форм можно вводить информацию в таблицы, редактировать и удалять ее, а также ограничить доступ к данным и отображать их только в режиме просмотра.
Запросы – это объекты, позволяющие производить расчеты, извлекать нужные данные по определенным критериям, фильтровать данные входящие в БД.
Отчеты – это объекты, позволяющие выводить результатные данные на экран и печать в нужном виде.
Страницы – это объекты, позволяющие связываться с Internet или Intranet.
Макросы – это макрокоманды БД, позволяющие просто и быстро выполнять однотипные операции с данными базы.
Модули – это специальные программы, написанные в Access на языке Visual Basic для обработки данных базы, если средств, заложенных в Access для их обработки не хватает или пользоваться ими менее удобно.
3.1 Создание таблиц и схемы данных
Все таблицы создаются на основе информационной модели, причем каждой сущности будет соответствовать отдельная таблица. Ключевые поля будут соответствовать первичным ключам сущностей.
Рисунок 10. Струкрура полей таблицы “Продукция”
Рисунок 11. Пример таблицы “ Продукция ”
Схема данных является графическим образом БД. Она используется различными объектами Access для определения связей между несколькими таблицами. Например, при создании формы, содержащей данные из нескольких взаимосвязанных таблиц, схема данных обеспечивает автоматический согласованный доступ к полям этих таблиц. Она же обеспечивает целостность взаимосвязанных данных при корректировке таблиц.
Связь между таблицами устанавливает отношения между совпадающими значениями в ключевых полях, обычно между полями, имеющими одинаковые имена в обеих таблицах. В большинстве случаев с ключевым полем одной таблицы, являющимся уникальным идентификатором каждой записи, связывается внешний ключ другой таблицы. Обязательным условием при установлении связи является совпадение связываемых полей по типу и формату.
В нашей базе данных был использован тип связи «один-ко-многим». Отношение «один-ко-многим» является наиболее часто используемым типом связи между таблицами. В отношении «один-ко-многим» каждой записи в таблице A могут соответствовать несколько записей в таблице B, но запись в таблице B не может иметь более одной соответствующей ей записи в таблице A. База данных реализована в виде восьми взаимосвязанных таблиц.
Рисунок 12. “Схема данных”
3.2 Разработка запросов
С помощью запроса можно выполнить следующие виды обработки данных:
— сформировать на основе объединения записей взаимосвязанных таблиц новую виртуальную таблицу;
— включить в результирующую таблицу запроса заданные пользователем поля;
— выбрать записи, удовлетворяющие условиям отбора;
— произвести вычисления в каждой из полученных записей;
— сгруппировать записи, которые имеют одинаковые значения в одном или нескольких полях, в одну запись с одновременным выполнением над другими полями статистических функций;
— добавить в результирующую таблицу запроса строку итогов;
— произвести обновление полей в выбранном подмножестве записей;
— создать новую таблицу базы данных, используя данные из существующих таблиц.
В Access может быть создано несколько видов запроса:
— запрос на выборку — выбирает данные из взаимосвязанных таблиц базы данных и таблиц запросов. Результатом является таблица, которая существует до закрытия запроса. На основе такого запроса могут строиться запросы других видов;
— запрос на создание таблицы — также выбирает данные из взаимосвязанных таблиц и других запросов, но в отличие от запроса на выборку результат сохраняется в новой постоянной таблице базы данных;
— запросы на обновление, добавление, удаление — являются запросами, в результате выполнения которых изменяются данные в таблицах.
Согласно поставленному условию необходима реализация следующий запрос (на выборку):
— В какие дни объем поставок материалов X от поставщика Т превышал 200 единиц;
Рассмотрим реализацию запроса.
Окно создания запроса в режиме конструктора будет выглядеть следующим образом.
Поскольку запрос является параметрическим, при его выполнении на экране появятся диалоговые окна, где пользователю необходимо задать параметры выборки:
Рисунок 13. Окно создания параметрического запроса в режиме конструктора
Рисунок 14 а. Запрос на ввод поставщика
Рисунок 14 б. Запрос на ввод наименования продукции
Рисунок 15. Результат выполнения запроса
Рисунок 16. Окно создания запроса на создание таблицы в режиме конструктора
3.3 Разработка форм и отчетов
Внешний вид формы выбирается в зависимости от того, с какой целью она создается. Формы Access позволяют выполнять задания, которые нельзя выполнить в режиме таблицы. Формы позволяют вычислять значения и выводить на экран результат. Источником данных для формы являются записи таблицы или запроса.
Форма предоставляет возможности для:
— ввода и просмотра информации базы данных
Основные способы создания форм:
— Конструктор форм (предназначен для создания формы любой сложности)
— Мастер форм (позволяет создавать формы различные как по стилю, так и по содержанию).
Рисунок 17. Форма “Приход” с кнопками
Аналогично создаются и остальные формы. Для удобства ввода данных также предусмотрена кнопочная форма, позволяющая, открыть формы для ввода данных, выполнить запросы, просмотреть и распечатать отчеты (см. Приложения).
Рисунок 18. Вид окна конструктора отчетов
Рисунок 19. Отчет «Ведомость прихода на склад»
Отчет – это гибкое и эффективное средство для организации просмотра и распечатки итоговой информации. В отчете можно получить результаты сложных расчетов, статистических сравнений, а также поместить в него рисунки и диаграммы.
Ниже представлен образец отчета «Ведомость прихода на склад». При этом данные сгруппированы по поставщикам. В примечаниях группы отображается число поставок по каждому из поставщиков, а также общая сумма, на которую была поставлена продукция.
Заключение
Использование информационных технологий для управления предприятием делает любую компанию более конкурентоспособной за счет повышения ее управляемости и адаптируемости. Подобная автоматизация позволяет:
1. Повысить эффективность управления компанией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией на основе единого банка данных.
2. Снизить расходы на ведение дел за счет автоматизации процессов обработки информации, регламентации и упрощения доступа сотрудников компании к нужной информации.
3. Изменить характер труда сотрудников, избавляя их от выполнения рутинной работы и давая возможность сосредоточиться на профессионально важных обязанностях.
4. Обеспечить надежный учет и контроль поступлений и расходования денежных средств на всех уровнях управления.
5. Руководителям среднего и нижнего звеньев анализировать деятельность своих подразделений и оперативно готовить сводные и аналитические отчеты для руководства и смежных отделов.
6. Повысить эффективность обмена данными между отдельными подразделениями, филиалами и центральным аппаратом. Гарантировать полную безопасность и целостность данных на всех этапах обработки информации.
В ходе выполнения курсовой работы был проведен анализ предметной области, касающийся вопросов движения материалов на складе. В результате проведенных исследований были выделены объекты данной предметной области, определены характеризующие их атрибуты и установлены структурные связи между ними.
Список использованной литературы
1.http://idefdfd.ru/category/glava-3-strukturnyj-analiz-potokov-dannyx-dfd.html – Сайт «Моделирование и анализ систем. IDEF и DFD технологии»
2.http://region55.ru/ – Сайт ООО «ТНТ Трейдинг»
3.http://www.info-system.ru/designing/methodology/dfd/dfd_theory_dfd.html – Сайт «Проектирование и разработка автоматизированных, информационных и аналитических систем».
4.http://www.interface.ru/ca/bpwin4us.html – Сайт «BPwin 4.0».
5.http://www.lnau.lg.ua/inf_12.html – «Проектирование информационных систем».
6.http://www.studarhiv.ru/dir/cat32/subj45/file1411/view1411/page12.html – Stud Files.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.