Что такое предзаказ в кафе
89. Предзаказ в ресторанах
89. Предзаказ в ресторанах
Суть идеи
Поговорим о том, как экономить время в ресторанах и как на этом заработать.
Есть очевидная проблема: между тем, как клиент пришел в ресторан, и подачей заказа проходит много времени. Предлагаемое решение: онлайн-сервис приема заказов и бронирования столика в ресторане.
Такой сервис является одним из способов привлечения посетителей и увеличения оборота ресторана. Убеждая владельцев ресторанов в необходимости использования нашего сервиса, создаем потребность и получаем первые доходы.
Целевая аудитория
Продукт, очевидно, нишевый – предназначенный для владельцев ресторанов. Конечные потребители – активные, молодые представители среднего класса, деловые люди, экономящие свое время и в то же время предпочитающие ужин в ресторане, а не в заведении фастфуда.
Бизнес-модель и инвестиции
Основная выручка – это невысокий процент от стоимости заказа при большом количестве заявок.
Также возможны дополнительные доходы – предоставление рекламной площадки для ресторанов в рамках сервиса за дополнительную плату с аукционной системой оплаты.
Оборот общественного питания в России в превышает 800 млрд руб. Рынок высоко-конкурентный, и в этом бизнесе все зависит от качества услуг. Так что в бизнес придется вложить около 10 млн руб. – на продвижение, разработку сервиса и на переговоры с клиентами.
Риски
1. Может быть, эту идею придется долго внедрять – многие не любят заказывать заранее.
2. В случае если не удастся привлечь много сетей в партнеры, идея останется слишком нишевой, а значит, можно будет забыть о больших оборотах.
3. Не забудем и о техническом оснащении – «глюки» системы не должны привести к потере аппетита.
Мнение эксперта
Андрей Егоров: «Предварительный заказ конкретных блюд прежде всего потребует системы предоплаты, чтобы избавить ресторан от рисков, к тому же выбор блюд – вопрос вкуса и настроения – заранее не всегда знаешь, что хочешь, плюс часто требуется консультация официанта по ингредиентам и т. д. Отдельные рестораны могут предоставлять данную услугу через свои сайты при соблюдении ряда условий, но спрос на агрегированную услугу пока не очевиден. Другое дело, единая услуга по бронированию столов, безусловно, будет пользоваться спросом, аналог – американский сайт http://www.opentable.com/».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
68. Бронирование в ресторанах
68. Бронирование в ресторанах Суть идеиКазалось бы, при нынешнем распространении Интернета вопрос онлайн-бронирования уже неактуален. На самолет бумажные билеты уже не найти. Но почему-то в ресторанах такую систему сделать не удается.Начинаем делать бизнес, который
Сервисов предзаказа еды становится больше
FoodTech-сервисы, уже несколько лет очень активно развивающиеся в США, начали завоевывать доверие и российских потребителей. За звание лучших доставщиков еды борются достаточно крупные игроки, а предложения становятся все более разнообразными — доставка здорового питания для спортсменов, блюд домашней кухни, сбалансированного питания для похудения, комплексных обедов для офисных сотрудников…
Мировой тренд
Сервисы предзаказа еды в ресторанах до сих пор отставали от «доставщиков» по темпам развития (рынок доставки еды из ресторанов в России сформировался за последние пару лет, его делят между собой Delivery Club и «Яндекс.Еда»). Но, похоже, ситуация меняется. Предзаказ еды в ресторанах через специализированные платформы — мировой тренд. Россия, хотя и с некоторым опозданием, тоже оценила перспективы этого сегмента. Этой осенью Сбербанк и FoodPlex запустили SberFood — сервис для бронирования столиков и предварительного заказа блюд. А инновационный сервис Foodle, начавший в прошлом году работать в Санкт-Петербурге, завершает подготовку к запуску проекта в Турции, Белоруссии и Азербайджане. В планах разработчиков приложения — выход во все города-миллионники России в 2020 году.
Насколько востребованными окажутся приложения предзаказа еды в России, как они работают и за что гурманы и рестораторы смогут их полюбить?
Экономим время
Если в ресторане вы уже полчаса ожидаете свой салат и видите, как пришедшим после вас гостям мгновенно принесли закуски и горячее, не спешите обижаться. Вполне возможно, это ужинают не друзья шеф-повара, не родственники владельца заведения и не постоянные и очень уважаемые посетители. Скорее всего, эти счастливчики просто воспользовались одним из приложений предзаказа еды в ресторанах.
По данным статистики, среднее время ожидания между заказом блюда и его появлением на столе составляет 20–40 минут. Перед этим надо еще полистать меню, возможно, уточнить у официанта какие-то моменты. В общем, посещение ресторана — обычно дело небыстрое. А времени не хватает всегда, особенно в будни, когда в обеденный перерыв надо успеть и поесть, и многое обсудить с деловыми партнерами и коллегами. Воспользовавшись сервисом предзаказа еды в ресторане, можно:
Ко времени вашего визита в ресторан вам без промедления принесут заказ. Экономия времени существенная. При этом сервисы для клиентов работают бесплатно и даже предлагают бонусные программы (некоторые похожи на накопление миль в «Аэрофлоте»: гости так же копят баллы и могут их потом использовать). Сумма счета будет точно такая же, как если бы вы заказали все эти блюда на месте, в ресторане. Не остынет ли еда, если вы случайно опоздаете? Разработчики сервисов уверяют, что это исключено. Все горячие блюда, супы будут ждать на кухне под специальным колпаком, в тепле, и появятся на столе не раньше, чем вы за него сядете.
Вкусный функционал
Рестораны, вначале относившиеся к сервисам предзаказа еды настороженно, сегодня оценили все преимущества такого сотрудничества. Руководитель проекта Foodle Дмитрий Зайцев отмечает:
«Преимущества от использования приложения получают не только пользователи, но и рестораны. Foodle позволяет оптимизировать работу кухни и планировать загрузку зала, с высокой долей вероятности прогнозировать рост выручки за счет охвата новой аудитории. Собственная платформа расширенной бизнес-аналитики выводит на новый прогрессивный уровень взаимоотношения с гостями и помогает эффективно управлять маркетинговыми процессами».
Для того чтобы приложение стало по-настоящему удобным, современным, конкурентоспособным, не обойтись без серьезных вложений.
«На сегодняшний день в проект инвестировано более 50 миллионов рублей, а к системе подключились более 350 ресторанов и свыше 35 тысяч пользователей», — рассказывает Дмитрий Зайцев.
Мобильное приложение SberFood масштабнее — оно предлагает доступ более чем к 50 тысячам заведений в 72 городах, рекомендации и подборки от «Афиша-Рестораны», акции и бонусы для новых заказов. По словам гендиректора FoodPlex Никиты Нечаева, сумма заказов, оплаченных через Plazius, составляет более 90 млн руб. в месяц, а активная месячная аудитория — 600 тыс. пользователей. Сбербанк и FoodPlex рассчитывают, что с запуском SberFood эти показатели значительно увеличатся.
Перспективы
Устойчивый рост интереса к сервисам презаказа еды позволяет надеяться, что они будут развиваться и совершенствоваться, становиться удобнее для клиентов, а также стимулировать рестораны на улучшение качества обслуживания и разработку новых бонусных программ.
Так, в ближайшее время разработчики проекта Foodle планируют интегрировать в приложение функции автоматического заказа такси до ресторана. А еще ведут обсуждение с петербургским Комитетом по развитию туризма об участии сервиса в улучшении имиджа города — запущена разработка мультиязычной языковой платформы для перевода меню ресторанов на самые популярные иностранные языки, в том числе азиатские, что упросит посещение российских городов иностранными туристами и будет способствовать активному развитию гастрономического туризма в России.
Автор: Наталья Сысоева
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Почему предзаказ еды это удобно?
Средняя продолжительность жизни мужчин в России – 59 лет, женщин 73 года. А теперь представьте, что вы тратить как минимум час в день в ожидании еды в ресторане, службы доставки или попросту ждете меню или счет, умножьте этот час на 59 лет вашей жизни, получится, что вы потратите почти 896 дней на бессмысленное ожидание еды, а ведь это почти 2,5 года жизни. Помимо этого, в сумме примерно 4 года мы стоим в пробках, 15 лет мы работаем, а у женщин уходит год жизни на выбор одежды. Вы готовы на такие временные жертвы? Хотите минимизировать потери времени?
Для того, чтобы больше не тратить время на ожидание блюд, было разработано мобильное приложение по предзаказу еды MyTable. Как это работает: человек скачивает мобильное приложение, проходит простую регистрацию, из представленного списка заведений города выбирает нужное, делает предзаказ блюд, после чего указывает удобное время и оплачивает заказ банковской картой. Как только заказ сделан – он сразу попадает в ресторан, который приступает к приготовлению еды. Никаких лишних действий, на весь процесс совершения предзаказа уходит не более 5 минут. Приложение MyTable позволяет также выбрать услугу «накрыть на стол». Чем это удобно? В час пик, а также в выходные дни рестораны отличаются высокой загруженностью кухни, что увеличивает среднее время приготовления блюд, а также занижает скорость работы официантов. К тому же, в случае ограниченного времени во время делового обеда или на случай праздника, вам не придется сидеть за пустым столиком в ожидании блюд.
Помимо удобств для клиентов, сервис MyTablе также несет пользу для ресторанов, позволяя им увеличить поток клиентов, не перегружая при этом работу персонала. Более того, совместно с ресторанами MyTable проводит сезонные промо акции, а на совершение первого заказа предлагает новым пользователям 20% скидку.
Как говорил Бернар Вебер в своем романе «Империя ангелов»: «Стрелки часов не остановят свой бег. Поэтому дорожите каждым моментом вашей жизни. И цените сегодняшний день, как величайший дар, который вам дан»
Как организовать в ресторане или кафе услугу приготовления еды «на вынос»
Бронирование и подготовка заказа
Отличное решение для повышения лояльности постоянных клиентов, особенно если у вас в меню есть бизнес-ланчи. Предзаказ очень популярен среди людей, которые хотят прийти на обед в любимое заведение рядом с работой. Они не хотят ждать, пока у них примут заказ и приготовят еду. Все, что им нужно, — это быстро и вкусно поесть, сэкономив время драгоценного перерыва.
После предварительного звонка или интернет-заказа гость указывает ориентировочное время своего прихода, чтобы его блюдо не остывало на окне выдачи, а было свежим и теплым. Часть заказа гости могут забрать с собой, поэтому, если у вас в заведении есть услуга еды навынос, это в разы увеличивает ваш суточный доход в рабочие дни. Тут выигрывает не только клиент, но и вы. Кухня работает эффективно, равномерно распределяя нагрузку в зависимости от количества предзаказов.
Poster — система автоматизации кафе и ресторанов Одна POS-система решает все вопросы: онлайн-касса, склад, финансы, аналитика, CRM. Посмотреть демо Узнать больше
Для удобного и быстрого заказа онлайн можно сделать отдельный сайт-витрину с возможностью заказа или воспользоваться готовыми сервисами, которые можно настроить под ваши запросы. Например, Poster Shop — полноценный интернет-магазин, интегрированный в программу для кафе на планшете Poster. Интернет-заказ попадает на терминал официанта, после чего отправляется сразу на кухню. Кстати, на время карантина его сделали бесплатным для всех, даже, если вы не пользуетесь системой учета Poster.
Видео
Отдельное место для выдачи
Выделите отдельную зону выдачи заказов с собой для быстрого обслуживания клиентов. Это довольно простое и недорогое решение. Клиенты не будут чувствовать себя неловко в ожидании заказа у барной стойки. Вы искусственно создаете более простую и знакомую атмосферу, перенеся выдачу ресторанного блюда в среду, приближенную к магазинной — «купил и ушел». Можно еще поставить стулья отдельно от основного зала для комфортного ожидания заказа.
Как стимулировать заказы навынос
Перед тем как поднять продажи еды на вынос, подумайте — справитесь ли вы с большим объемом заказов, чтобы при этом созранить качество блюд? Если да, то попробуйте для начала запустить специальные предложения и скидки при заказе еды навынос — это самое простое и эффективное решение. Скидка при покупке еды с собой, акции «2+1» и т. п. Дайте возможность клиенту заказать дешевле, и он закажет больше. Но не опускайте цены до уровня того же отдела кулинарии в супермаркете. У вашего посетителя должно быть чувство, что он заказывает ресторанную еду на вынос, а не разогретые в микроволновке полуфабрикаты. Ваша задача — сохранить ощущение, что он купил это блюдо немного дешевле, чем оно стоит в меню.
Необязательно, добавлять все блюда из основного меню заведения в меню с собой. Выбирайте только самые маржинальные и популярные позиции, на которые вы можете позволить себе сделать акции или скидки.
Примеры бэнто
Бэнто №1
Собираете бутерброды со своими любимыми ингредиентами и добавляете в коробочку свежих овощей!
Бэнто №2
Ингредиенты: вареная ветчина, сыр, виноград, прошутто, цельнозерновой хлеб и микс из зелени.
Бэнто №3
Тушеная капуста с запеченной картошкой, зеленью и кусочком твердого сыра в форме ангела. А еще лучше и быстрее не тушить капусту, а взять брюссельскую капусту (так удобнее), разрезать пополам и обмазать оливковым маслом. Выложить ее на противень и отправить запекаться или под гриль. В итоге она получается более вкусной, с ней меньше возни, она хорошо хранится в холодильнике и очень вкусная даже в холодном виде. Как печь картошку, я думаю, вы знаете. С сыром тоже не обязательно так изворачиваться, но если нравится — можете воспользоваться любыми алюминиевыми формочками для печенья.
Бэнто №4
Вареный рис, спаржа, зеленый горошек, омлет, слабосоленый лосось и томаты. В спаржу можно добавить пару капель винного уксуса для вкуса.
Бэнто №5
В этом бэнто кусочки брокколи (в кипящую соленую воду на две-три минуты), жареные пельмени (в оригинале обжариваются равиоли), фенхель (можно заменить на любой другой любимый овощ или корнеплод) и мясные фрикадельки. Думаю, что просто обжаренные кусочки мяса или птицы тоже подойдут.
Прийти на всё готовое: как устроен сервис предзаказа еды в ресторанах
Как создать мобильное приложение для более комфортного посещения ресторана и заработать на нём
IT-инструменты, которые использует FoodBerry
Неизбежный атрибут любого посещения ресторана – ожидание заказа. При этом чем дороже заведение, тем больше времени требуется на приготовление блюд. Необходимость терять время за пустым столиком раздражает многих, особенно в обеденный перерыв, когда на счету каждая минута. Стартовавший несколько месяцев назад сервис FoodBerry позволяет москвичам заранее заказать блюдо в ресторане к определённому времени. Зачем проводить презентации продукта, который ещё не разработан, и можно ли заказать через приложение одну чашку кофе, сооснователь сервиса FoodBerry Василий Мазанюк рассказал Biz360.ru.
Василий Мазанюк, 29 лет, сооснователь проекта FoodBerry. Закончил МГИМО МИД РФ по специальности «Международные экономические отношения». Практиковался в Счётной палате РФ, аппарате правительства РФ, потом работал в строительной компании. Руководитель компании MWP Tech, которая занимается IT-разработкой и дизайном. Проект FoodBerry вместе с партнёрами основал в 2016 году.
Идея сервиса FoodBerry появилась у его будущего основателя, Антона Светлова, ещё 3 года назад. В районе Москвы, где он тогда работал, на несколько офисных центров было всего 2-3 ресторана. И в каждый обеденный перерыв у Антона уходило много времени на то, чтобы найти свободный столик и дождаться своего заказа. Он рассказал своему другу Василию Мазанюку об идее дистанционного заказа еды в ресторанах через мобильное приложение.
Изучение рынка показало, что подобных продуктов в этой сфере почти нет. Компаньоны нашли не более 2-3 сервисов, каждый из которых сотрудничал лишь с очень небольшим числом ресторанов.
Реализовывать идею будущего приложения FoodBerry Антон Светлов и Василий Мазанюк начали только спустя 2 года, в мае 2016 года. Приступив к разработке, они сразу же стали искать потенциальных партнёров среди ресторанов. Это требовалось для того, чтобы понять, нужен ли продукт на рынке, стоит ли вкладывать время и средства в его разработку.
Устраивать полноценные презентации будущего мобильного приложения мешало то, что самого продукта ещё не существовало, даже в виде прототипа. Поэтому Василий и Антон «на словах» объясняли рестораторам принцип его работы.
Около половины собеседников не слишком понимали, что именно им предлагают. Они считали, что речь идет об очередной службе доставки еды из ресторанов. Но вторая половина рестораторов, к которым обращались основатели FoodBerry, сразу же оценили замысел.
Созданием приложения занималась компания Василия MWP Tech. Этот процесс занял около полугода – больше, чем рассчитывали основатели стартапа. На сроки работ повлияло то, что создавать пришлось фактически не одно, а три приложения. Два из них рассчитаны на клиентов (в Android и iOS), ещё одно – на рестораны.
Но ключевой ошибкой, затянувшей создание сервиса, стало отсутствие технического задания. Его решили не делать, так как посчитали, что при работе внутри «своей» компании без него можно обойтись. Это привело к появлению логических путаниц, тормозивших работу.
«В развитии проекта было сделано много ошибок, которые в итоге стоили нам лишних расходов. Получилось, что мы сами наступили на грабли, которые всегда пытаемся обойти при работе с клиентами»
Чтобы готовый продукт был удобен и функционален, его создатели несколько раз выносили прототипы на обсуждение рестораторов. Специалисты этого бизнеса советовали, что нужно изменить, чтобы и ресторанам, и клиентам было комфортнее пользоваться сервисом.
Полноценный «коммерческий» релиз приложения FoodBerry состоялся в апреле 2017 года. К этому времени пользователи могли оформить заказ блюд в 9 подключенных к платформе ресторанах.
После того, как сервис начал обслуживание клиентов, привлекать в него новые рестораны стало проще. Но неожиданно возникла новая проблема. Выяснилось, что большинство ресторанов заняты установкой онлайн-касс, необходимых к использованию согласно изменениям, принятым к федеральному закону 54-ФЗ.
Помимо решения технических вопросов рестораторам нужно было обучить сотрудников работе с новыми кассовыми системами. Все остальные дела отошли для них в это время на второй план. Сейчас, по словам Василия Мазанюка, новые кассы почти у всех установлены, и рестораторы возобновляют прерванное общение с FoodBerry.
Ещё одна сложность, связанная с подписанием новых ресторанов, не зависит от новых законов и других «внешних» обстоятельств. У ресторанных сетей, как правило, каждое заведение представляет собой отдельное юридическое лицо со своим гендиректором. И если руководству холдинга интересно сотрудничество с FoodBerry, дальше начинаются долгие согласования с каждым из ресторанов. Это серьёзно увеличивает время, необходимое на подписание договоров.
Особенностью продукта FoodBerry, по словам его авторов, является понятный и простой интерфейс, в котором может разобраться даже школьник. Скачав приложение, пользователь может оформить предварительный заказ еды в представленных на платформе ресторанах.
На странице каждого заведения есть меню с фотографиями. Это позволяет клиенту не просто выбирать блюда по названию, а видеть, что он получит в итоге. Такие иллюстрации – одно из условий для ресторанов, чтобы начать сотрудничество с FoodBerry.
Также на страницах партнёров указано время готовки блюда, на которое должен рассчитывать заказчик. Готовое блюдо ждёт клиента на кухне ресторана под колпаком и тёплой лампой, оно выставляется на стол только при появлении заказчика. Таким образом, если посетитель опаздывает, еда остается свежей и горячей.
Ещё одна возможность сервиса – предзаказ обеда. В ресторанах, работающих с FoodBerry, можно заказать обед уже утром. Благодаря этой опции клиенты решают «проблемы с обедом» задолго до напряженной середины дня. А рестораны более точно представляют себе объём работы в часы пик.
При заказе через приложение клиент сразу оплачивает по карте полную сумму счёта. Это – страховка от ситуаций, когда предзаказ сделан, блюда приготовлены, а в ресторан за ними никто не приходит и, соответственно, не оплачивает на месте.
Заказы от пользователей FoodBerry поступают «исполнителям» на планшеты с установленной программой. Их рестораны получают бесплатно от команды проекта
На начальном этапе работы с рестораном сервис отслеживает поступление и выполнение заказов. Как показывает практика, иногда сотрудники заведения бросают в зале или на кухне планшет, на котором установлено приложение. Из-за этого они не видят поступающие заявки. Чтобы заказы не терялись, специалисты FoodBerry разработали специальную систему контроля. Иногда им приходится лично звонить в рестораны и сообщать о заказе.
В первые полтора-два месяца работы FoodBerry клиентов было немного. Его основатели связывают это с тем, что подобных сервисов на российском рынке фактически не существует, и его принцип действия ещё не всем был понятен. Но начиная с июня 2017 года, количество пользователей стало серьёзно расти.
Сейчас на двух платформах (iOS и Android) приложение Foodberry скачивают как минимум 10 раз в день. В сумме за все 4 месяца работы проекта накопилось уже около 1000 скачиваний.
К сервису FoodBerry подключено около 30 ресторанов. На платформе представлены рестораны разных ценовых категорий – от дорогих заведений до сетевого фастфуда. Договоры с ними подписываются на год.
Как показывает практика, чем больше у сервиса клиентов, тем проще идут переговоры о сотрудничестве с новыми ресторанами. Чтобы убедить представителей заведения в выгоде совместной работы, им достаточно показать статистику заказов через сервис.
Пользование сервисом FoodBerry для клиентов ресторанов полностью бесплатное. Сумма счёта при заказе через приложение будет такой же, как при аналогичном заказе «на месте». Одно из важных требований сервиса к ресторанам – отсутствие минимальной суммы заказа (оговоренной суммы, которую должен потратить клиент). Заказ через FoodBerry может составлять всего одну чашку кофе.
Монетизация сервиса заключается в комиссии, получаемой с ресторанов. Она составляет 10% от суммы счёта «онлайн-заказчиков».
Вложения в создание сервиса измеряются миллионами рублей. Это были собственные средства основателей FoodBerry, заработанные на других проектах. По словам Василия Мазанюка, многие ненужные расходы стали следствием ошибок в организации процесса разработки. На окупаемость создатели проекта рассчитывают выйти в течение 3-4 лет.
Команда проекта состоит из 4 человек. Генеральным директором является Антон Светлов, до этого работавший в Mail.Ru и Рамблере. Второй сооснователь стартапа – Василий Мазанюк, занимается всей операционной деятельностью, связанной с FoodBerry.
Третий сооснователь, Вячеслав Корнилов, разрабатывает дизайн приложений. За подключение новых ресторанов отвечает Максим Котин, товарищ Василия по учебе в МГИМО. Остальные сотрудники нанимаются по договору в случае необходимости. Консультанты по маркетингу также работают «на аутсорсе».
Освоившись в Москве, создатели FoodBerry уже приступают к «открытию» новых городов. Осенью 2017 года сервис должен заработать в Санкт-Петербурге. Проект в этом городе сейчас ведёт переговоры с ресторанами.