Мое первое впечатление о психолингвистике. Спектр задач психолингвистики. Особенности отечественной психолингвистики
Страницы работы
Содержание работы
Эссе на тему “Мое первое впечатление о
Мое первое впечатление о психолингвистике можно назвать неоднозначным.
С одной стороны, меня приятно удивил тот широкий спектр задач, к которым имеет отношение эта наука. Здесь я увидел и социологию, и лингвистику, и различные виды психологии и медицины, логопедию, философию, генетику и др.
В тоже время, отмечая положительные впечатления от знакомства с этой наукой, отмечу, что не смотря на её “молодой возраст”, для меня психолингвистика – это наука, содержащая в себе фундаментальные знания. Благодаря им, по моему мнению, эта наука позволяет вникнуть в самую суть нашей речи, в самое сердце логопедии, помогает рассмотреть самые основы и изучить наиболее полно детали нашей профессии… но, к сожалению, со слишком уж сложной стороны.
Меня неприятно удивило, что если изначально психолингвистика возникла не столько как теоретическая дисциплина, сколько как ориентированная на практику система взглядов, то сейчас она, по крайне мере для меня, скорее теоретическая наука, чем практическая. Создалось впечатления, что в современной психолингвистике намного больше теории и предположений, чем научных фактов, и что сейчас в ней преобладают не лингвистика с психологией, а философия с политикой.
Может быть это особенность (или главная проблема?) именно отечественной психолингвистики? Не зря же отечественной науке в качестве синонима термина «психолингвистика» нередко употребляется словосочетание «теорияречевой деятельности».
Название: Психолингвистика и языкознание Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 01:28:29 11 июля 2005 Похожие работы Просмотров: 510 Комментариев: 22 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Министерство образования РФ
Иркутский Государственный Лингвистический Университет
Кафедра общего и классического языкознания
Тема: «Психолингвистика и языкознание»
1.Предмет и объект науки. 3
2.Научная модель и научная теория. 4
3.Концептуальный базис теории. 7
4.Объект психолингвистики. 8
5.Предмет психолингвистики. 9
6.Психолингвистика как психологическая наука. 11
7.Психолингвистика и языкознание. 12
Принято считать, что ряд наук, куда входят, в частности, языкознание, психология, физиология и патология речи, поэтика и др., имеют один и тот же объект. Это означает, что все они оперируют одними и теми же индивидуальными событиями или индивидуальными объектами. Однако процесс научной абстракции протекает во всех этих науках по-разному, в результате чего мы строим различные абстрактные объекты.
Наряду с индивидуальными процессами (событиями, объектами) мы получаем построенные под определенным углом зрения модели, обобщаемые понятием абстрактной системы объектов.
Возможны ли различные теории одного и того же объекта? Да, если мы опираемся на различные исходные понятия и действуем по различной логике, вообще если в основе разных теорий лежат различные методологические и философские представления.
Тонкие мысли о сущности и особенностях психолингвистических моделей были высказаны Р.М. Фрумкиной (1972; 1980), с которой мы в основном солидарны.
Какие конкретные объекты или конкретные события изучает психолингвистика? Выше уже говорилось о других «речеведческих» науках, в частности о лингвистике (языкознании), что общим для них объектом являются речевые акты, или речевые действия, или речевые реакции. Сейчас время уточнить это положение.
Сопоставим несколько определений предмета психолингвистики, дававшихся разными авторами на протяжении ее полувековой истории.
«Психолингвистика изучает те процессы, в которых интенции говорящих преобразуются в сигналы принятого в данной культуре кода и эти сигналы преобразуются в интерпретации слушающих. Другими словами, психолингвистика имеет дело с процессами кодирования и декодирования, поскольку они соотносят состояния сообщений с состояниями участников коммуникации» (Здесь и далее, где цитируются оригинальные тексты (не на русском языке), перевод принадлежит автору настоящей книги).
Другое определение, данное Ч. Осгудом (которому вместе с Т. Сибеоком принадлежит и первое), звучит следующим образом:
Психолингвистика «. занимается в широком смысле соотношением структуры сообщений и характеристик человеческих индивидов, производящих и получающих эти сообщения, т.е. психолингвистика есть наука о процессах кодирования и декодирования в индивидуальных участниках коммуникации».
С. Эрвин-Трипп и Д. Слобин столь же кратко определили
Психолингвистику как «. науку об усвоении и использовании структуры языка».
Европейские исследователи дают сходные определения. Так, П. Фресс считает, что
«Психолингвистика есть учение об отношениях между нашими экспрессивными и коммуникативными потребностями и средствами, которые нам предоставляет язык».
Наконец, Т. Слама-Казаку после детального анализа и нескольких последовательных определений приходит к краткой формулировке, что
Предметом психолингвистики является «. влияние ситуации общения на сообщения».
Интересно, что многие авторы, в названиях работ которых есть слово «психолингвистика», откровенно (или не очень) избегают этого термина в тексте. Так, ничего не говорится о психолингвистике как таковой ни в книге Х. Херманна (1981), ни в объемистой монографии Г. и Э. Кларк (1977), а Г. Лист после двух книг о психолингвистике отказалась от этого термина и назвала третью «Психология языка».
Автор настоящей книги в 1968 году дал одновременно два различных определения психолингвистики. Первое из них обобщало понимание психолингвистики другими учеными:
Второе было дано, так сказать, «на вырост»:
«Предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования».
Именно поэтому в СССР в качестве синонима термину «психолингвистика» долго употреблялось выражение «теория речевой деятельности». В 1989 г. автор считал, что
Наконец, в 1996 г. автор писал, что
Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой.
Приведенное только что определение предмета психолингвистики показывает, что психолингвистика на современном этапе ее развития органически входит в систему психологических наук. Если вслед за А.Н. Леонтьевым понимать психологию как «. конкретную науку о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов», то язык и речевая деятельность участвуют и в формировании и функционировании самого этого психического отражения, и в процессе опосредования этим отражением жизнедеятельности людей.
Языкознание (лингвистика) традиционно понимается как наука о языке как средстве общения.
1.Ахманова О.С. О психолингвистике. М., 1957.
2.Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М., 1992.
3.Леонтьев А.А.. Психолингвистика и проблема функциональных единиц речи // Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике. М.,1961.
4.Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л., 1967.
5.Леонтьев А.А. Психолингвистика // Тенденции развития психологической науки. М., 1989.
6.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: «Смысл», 1997.
Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка
Психолингвистика – современная дисциплина, возникшая на стыке психологии и лингвистики и занимающаяся изучением речи человека, ее возникновения, передачи информации и функциональности.
Психолингвист Дэн Слобин, описывая психолингвистику как науку, указывал, что ее методы и задачи нацелены на исследование языка и речи. В центре ее внимания находятся проблемы философии, психологии, такие как природа развития человеческого языка и разума и другие.
Развитие психолингвистики началось в США в 1958 г. после выхода книги Ноама Хомского «Синтаксические структуры». В России основоположником психолингвистики считается психолог Лев Выготский, который в 1920-1930-х годах изучал речевую деятельность человека, используя психологические подходы. Он обосновал организацию процесса возникновения речи, развивающейся от внутреннего мотива, который превращается в мысль, формулируется в слово и потом реализуется.
Возникновение такой дисциплины на пространстве смежных наук объясняется тем, что в обществе возникла потребность в психологическом знании феномена речи, то есть необходимо изучать не только анатомию языка (лингвистику), но и то, как язык существует в реальном обществе – то, чем еще никто не интересовался. И больше всего приближенными к этим запросам были лингвисты и психологи.
Проблема терминологии и границы научного исследования
По утверждению лингвиста Татьяны Черниговской, междисциплинарного понятия «психолингвистика» не существовало долгое время – лингвисты считали разработки в этой области своим полем исследования, а психологи – своим. Каждая из этих сфер имела свои особые акценты в исследовании связи между человеческим мозгом и языком.
По своей сути психолингвистика сегодня является одним из первых научных направлений, говорящих о тесной взаимосвязи языка (речи), мышления и сознания человека. Подобные выводы были результатом многолетних параллельных исследований психологами и лингвистами таких феноменов как:
Именно результаты исследований в областях лингвистики и психологии сделали возможным предположение, что связь между человеческим мышлением и формами речи более тесная, чем предполагалось раньше. Поэтому, с точки зрения психолингвистики, язык является не только средством общения, но и отражением культуры и духовности.
Сегодня исследования психолингвистики тесно связаны с такими науками как философия, психология, лингвистика, семиотика, семантика, логика, социология и медицина.
Предмет психолингвистики и главные принципы исследований
Интерес психолингвистики прикован к исследованию речевой деятельности человека с использованием психологических методов наблюдения и интерпретации. Понятие самой речи определяется психолингвистами как универсальное средство коммуникации с целью развития разных видов деятельности – трудовой, познавательной или игровой.
Исследуя природу языка как формы человеческой деятельности, ученые выделяют две возможные гипотезы возникновения языка:
У психолингвистики нет четко определённого предмета – исследование речи является комплексным и многогранным понятием (советуем, кстати, на эту тему почитать нашу статью «Язык и мышление»). Поэтому ее научный интерес сосредоточен на стыке взаимосвязи психологии с лингвистикой и предусматривает такие направления:
Несмотря на разнообразный предмет, объект исследования только один – это человек, носитель языка, и его речевая коммуникация.
Фундаментальными принципами психолингвистики являются утверждения:
В зависимости от предмета, подхода и методологии, психолингвистика может изучать язык и речь на разных уровнях формирования. Каждая речевая деятельность включает в себя такие стадии реализации:
Описывая предметную сферу интереса, психолингвист Стивен Пинкер обозначает ее так: «Психолингвистов интересуют ментальные процессы, которые длятся несколько милисекунд».
Психолингвистика сегодня
Лингвист Татьяна Черниговская утверждает, что поле исследования психолингвистики до сих пор плохо сформировано, и предпочитает использовать термин «экспериментальная психология». Поэтому, в зависимости от места и роли психолингвистики в исследованиях человеческого разума, психолингвистику можно интерпретировать двусмысленно:
Главные цели, над которыми работают ученые в данной области, – это познание соотношения языка и человеческого мозга, понимание того, каким образом язык уложен в нашей голове (ментальный лексикон). Ученые предполагают, что в этом задействован определенный ментальный алгоритм, помогающий продуцировать необходимую речь во время коммуникации. Так, во время взросления человека этот алгоритм неким образом подстраиваются под культуру той среды, в которой он находится (теория Ноама Хомского).
Такие предпосылки современной психолингвистики были заложены еще одним из основателей данной науки – Джорджем Миллером, в 1970-х годах. Тогда он провел психологический эксперимент, который доказывал, что при восприятии сложных грамматических выражений человеческий мозг обычно преобразует воспринятую информацию в базисные и более простые структуры. Например, предложение «Не пишет ли художник новую картину» будет переформатировано в более простое предложение «Художник пишет новую картину».
Таким образом, психолингвистика относится к тем областям науки, которые помогают понять, как работает наша психика, память и внимание.
Несмотря на то, что психолингвистика возникла более 50 лет назад, базовые представления о ее исследовательском предмете довольно размыты, у нее нет четкой области знания, и, тем более, собственной научной традиции. Эта дисциплина развивается в качестве специфической дисциплины, которая во многом зависит от результатов исследований таких гуманитарных наук как психология, лингвистика, социология, культурология и т.д.
Стоит только согласиться, что самой стойкой теорией, к которой психолингвисты обращаются, является теория универсальной грамматики Хомского, раскрывающая главные аспекты речевого поведения человека.
Самые популярные проблемы в психолингвистике:
Несмотря на то, что во время возникновения психолингвистика была полем интереса как лингвистов, так и психологов, сегодня больше интереса и исследований проводится именно психологами. Согласно утверждению Стивена Пинкера, интересы современных психолингвистов нацелены на изучение человеческого понимания языка, механизмов продуцирования и способов освоения языка как родного, так и иностранного.
Описание: «Границы моего языка означают границы моего мира»
Наука развивается от более твердо установленных дисциплин к высокоорганизованным. Например от математики и физики к химии и биохимии, от биологии к психологии и развивается в направлении полидисциплинарного изучения одного и того же феномена. Этот многогранный подход дает возможность обрести более полное представление об актуальных проблемах, увидеть вариативность их разрешений и предусмотреть последствия на различных уровнях организации информации. Одной из таких мультидисциплин является психолингвистика.
Психолингвистика — это сложнейшее пространство современной научной работы, которое по средством языка обнажает психические контуры внутри сознания субъекта. В психолингвистике были обобщены основные теоретические положения различных научных течений, таких как: психология, лингвистика, антропология, философия, искусственный интеллект и нейронауки. Рассмотрим основной вклад научных изысканий этих направлений в создание психолингвистики.
Философия является формой познания Бытия, которую можно представить в виде стержня, на который нанизываются системы познания и мышления. Это особая парадигма видения окружающего мира, учит правильно задавать вопросы в процессе научных исследований, определять цели работы и расставлять смысловые ориентиры в любой форме деятельности.
Например: философия структурализма особым образом выделяет Язык среди множества феноменов человеческого бытия. Формирование структурализма связано с именем Фердинанда де Соссюра, Жака Лакана, Мишеля Фуко и др. Эти ученые сходились во мнении, что человек мыслит через построения образов окружающего мира и его объектов по средствам логических связей и смыслов. Следовательно, сознание субъекта программируется «языком» культуры и его логикой, что привело Ж. Лакана к идеи о том, что «бессознательное структурировано как язык». На мой взгляд, данное заключение представляет собой трамплин для скачка в бездну научного познания феномена Сознания.
В продолжении разговора о Ж. Лакане, хочу отметить сформулированную им топику психики, представленной «Структурным психоанализом». Человеческую психику, согласно Ж. Лакану, составляют явления (три регистра психического):
• Реальное — часть психики, всегда ускользающая от образного представления и словестного описания, ее можно назвать «вещь в себе». Реальное по своей непостижимой природе можно сравнить с Бессознательным З.Фрейда;
• Воображаемое — субъективное представление человеке о мире и о себе. Этот регистр психического можно сравнить с Сознанием, которое преломляет восприятие объективной реальности через призму индивидуальных психических настроек;
• Символическое — выступает эквивалентом «культурного порядка» Леви-Стросса, — культурного порядка, опосредованного языком. Ж.Лакан формулирует идею регистра Символического следующим образом: «Человек говорит, однако делает это потому, что символ сделал его человеком… накладывая царство культуры на царство природы». Таким образом, можно сформулировать метафору о том, что Язык как представление о Символическом, является мостом между Бессознательным, которое структурировано как язык и Сознанием как функцией психики, в которой внутренний Наблюдатель считывает смыслы Бытия.
Сложно разграничить философию с психологией, когда речь идет о психолингвистики. Такие ученые как Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев, Н. Хомский, обогатили психолингвистику результатами своих исследований, после чего она обрела представление о характере речевого мышления человека, и его особенностях. Л.С. Выгодский например сформулировал процесс порождения речи как последовательности взаимосвязанных фаз деятельности, он считал, что: «Работа мысли есть переход от чувствования задачи — через построение значения — к развертыванию самой мысли. Путь от смутного желания к опосредованному выражению через значения».
Практическое применение знаний психологии в психолингвистики, может реализовываться в разработки методик по быстрому изучению иностранных языков, или для создания рекламных текстов, цель которых влиять особым образом на человека, мотивируя его на какие-либо действия.
Антропология позволила взглянуть на вопрос психолингвистики с позиции эволюции человеческого мышления. Психолингвистика это не статический объект изучения, это динамический процесс, который отражает в языковой форме развитие культуры и сознании всего человечества. Вклад антропологии в психолингвистику выражен интересом ученых постичь процесс создания и восприятия языка людьми. При этом психолингвистика использует методы психологии, изучающие порождение, функционирование и строение механизмов отражения реальности. Только для психолингвистики эта реальность представляет в виде отраженных и зафиксированных в языковой форме знаков.
Антропология направило внимание психолингвистики к исследованию самого носителя языка, к человеку. В качестве примера можно представить процесс развития речевого аппарата у ребенка как отражение его мышления. Этот процесс состоит из этапов обогащения лексической картины мира у детей, в которой можно увидеть эволюционный алгоритм развития человечества в целом.
Лингвистика — наука изучающая языки мира. Л.С. Выготский стал одним из первых, кто поставил вопрос о психологических свойствах текста и разграничил понятия грамматической и реальной (психологической) предикативности. Он считал важнейшей задачей исследования определение отношения мысли к слову и ответить на вопрос: какие этапы проходит мысль, перед тем как воплотиться в слово?
Лингвистика дает представление о строении, закономерностях функционирования языка, которая раскрывает логику раскрытия мысли субъекта в различных культурах, в связи с историческими и социальными факторами.
Изучение феномена Языка, его законов восприятия, имеет и прикладное применение. Знание о том как развивается язык и по каким правилам он формирует смыслы, позволяет человеку создать свой собственный язык, например язык программирования.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (ИИ)
Любое программирование создается с помощью языка и подчиняется лингвистическим алгоритмам конкретной лексической формы. Искусственный Интеллект работает на основе заложенных в него программ и оперирует большими базами данных. Поэтому одной из основных задач психолингвистики является создание безопасной среды для коммуникации между машиной и человеком. И, так как в настоящее время, когда работотехника наделяется ИИ и выходит на новый веток своего развития, психолингвистика позволяет разработать универсальные методы обучения машины языку. В данном случае, обучаемость ИИ языку, является показателем эффективности методологической работы.
Например, знаменитый робот-андроид София перед приездом в Россию (в 2017 г.) выучила основы русского языка. Без психолингвистикого взгляда на проблему коммуникации Машина-Человек, который учитывает не только лингвистические свойства Языка, но и антропологические, психологические, — эта задача была бы не осуществима.
Значительный вклад в развитие нейронаук внес А.Р. Лурия. Он впервые стал анализировать афазические нарушения как нарушения речевых операций. В своей научной деятельности он опирался на труды Л.С. Выготского, который сформулировал концепцию системной локализации психических функций в коре головного мозга, согласно которой любая деятельность (физиологическая, речевая и пр.) обусловлена взаимодействием различных участков коры больших полушарий, а разрушение одного из них компенсируется за счет других участков головного мозга.
Среди широкого спектра нейронаук, выделилась область под названием «нейролингвистика». Полидисциплина, включаюет в себя такие науки как: психология, неврология, лингвистика и изучает речевую деятельность человека, ее нарушения. Исследования в области нейронауки позволило определить взаимосвязь между стадиями овладения языком и развитием мозга. Многочисленные эксперименты доказали, что освоение новой информации, или неродного языка приводит к физическим изменениями в мозгу, которая называется «нейропластичность». Таким образом получается, что прослушивание и осмысления новой информации (например лекции о «Психолингвистики»), изменяет структуру нашего головного мозга.
В 19 веке В. Фон Гумбольдт приписывал языку важнейшую роль в «Мировидение», то есть в структурировании субъектом поступающей из внешней среды информации. Аналогичный подход применяет и А.А. Потебни в своем учении о «внутренней форме» слова. А.А. Леонтьев писал о том, что «психолингвистика является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой».
Психолингвистика в своей основе оперирует таким понятие как Язык, по средством которого каждый индивид создает свое описание мира, формирует внутренние отношения с самим собой через внутренний диалог, а также взаимодействует с социумом. Описание мира по средством Языка формирует у человека (общества, всего человечества) мировоззрение, на фундаменте которого и выстраивается вся жизнь. Поэтому актуальность исследовательской деятельности в направлении психолингвистики не исчерпает себя до тех пор, пока человек произносит Слово.
Психолингвистика(psycholinguistics)- самостоятельное научное направление, возникшее на стыке лингвистики и психологии. Психолингвистика возникала для решения проблем, которые не могут быть решены ни в психологии, ни в лингвистике. Объединение этих двух дисциплин в одну пограничную дисциплину позволяет использовать понятийный аппарат лингвистики для описания языковой формы речевых высказываний и понятийный аппарат психологии для описания и объяснения психических процессов производства и восприятия речи, онтогенеза языка и языковой способности как психофизиологической функции человека, формирующейся прижизненно.
Объектом исследования отечественной психолингвистики является «совокупность речевых событий или речевых ситуаций» (А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 1997, с.16), а предметом «соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой» (А.А.Леонтьев, с.19).
Психолингвистика Н. Хомского антипсихологична: она сводит психологические процессы к реализации в речи языковых структур.
Методы исследования. В современной отечественной психолингвистике (ТРД) используются прямые и косвенные методы экспериментального исследования, заимствованные у психологии и оригинальные (метод «семантического дифференциала» Ч. Осгуда, метод «семантического интеграла» В.И.Батова и Ю.А.Сорокина, метод «интент анализа» Т.Н.Ушаковой и др.). Наиболее распространенными в настоящее время являются различные методики ассоциативного эксперимента. Наряду с экспериментальными в психолингвистике используется наблюдение (и самонаблюдение), формирующие методы (в исследованиях овладения родным и иностранным языком), метод лингвистического эксперимента.
Основные проблемы психолингвистики.
Подходы к решению основных проблем психолингвистики.
Концепция языкового сознания как подход к решению основных проблем психолингвистики. Этнопсихолингвистика и изучение этнокультурной специфики речевого общения. Межкультурное общение как частный случай речевого общения: теория и практика.
Общенаучные и частные методы в психолингвистических исследованиях.
Метод моделирования, патологический подход, межэтнические сопоставления языковых образов сознания, метод установления лакун, семантический дифференциал Ч. Осгуда, ассоциативный эксперимент (как доступ к языковому сознанию).
Прикладные проблемы психолингвистики
Этнопсихолингвистические аспекты перевода. Психолингвистические проблемы билингвизма и обучение иностранным языкам. Патология речи. Психолингвистика в криминалистике.
Основные направления современных исследований: · место и роль языка в формировании сознания в онтогенезе; · речевые расстройства и восстановительное обучение; · оптимизация речевого воздействия общественных институтов на членов социума; public relations; · оптимизация функционирования СМИ; ·оптимизация непосредственного (контактного) диадического речевого общения; · оптимизация соупотребления языковых и неязыковых знаков в речевом общении; · оптимизация межкультурного общения; · оптимизация овладения родным и иностранным языком, · организация и функционирование ментального лексикона, · язык и сознание: проблема образа мира, · роль интенции в речепорождении.