Что такое психологическая адаптация
Психологическая адаптация
Психологическая адаптация
Понятия «психологическая адаптация» и «социально-психологическая адаптация» одними авторами отождествляются, другими разделяются. Отдельно говорят и просто о «социальной адаптации».Путаницу объяснить очень просто: сложно отделить психологическое от социального там, где речь идет о столкновение индивидуально-психологического с общетсвенным. Мы будем рассматривать где эти понятия отождествляются.
Психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе других людей в соответствии с требованиями этого общества и с личными потребностями, мотивами, интересами.
Те периоды, когда приспособление индивида к условиям социальной среды происходит наиболее активно, называют социально-психологической адаптацией.
Социально-психологическая адаптация человека – это активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретного,ближайшего социального окружения человека:
За последнее десятилетие резко изменилась социальная ситуация в стране, изменилась география страны, что привело к возникновению межнациональных конфликтов и войн.
В настоящее время ситуация не только не стабилизировалась, а, напротив, обострилась. Набирают силу фашистские организации, пропагандирующие законы силы и разрушения. Подобные организации, наряду с криминальными структурами, охотно рекрутируют подростков в свои ряды.
На фоне «дефицита позитивного взаимодействия с подростками взрослых» (Д. И. Фельдштейн) это явление набирает устрашающие обороты.
Пропаганда насилия и сексуального раскрепощения усугубляет течение подросткового кризиса. «Произошла интенсивная примитивизация сознания детей. Отмечается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние, глубинные переживания растущих людей — тревожности, страха, неуверенности, одиночества. В настоящее время это углубившееся чувство одиночества преломляется в особой позиции детей по отношению к взрослым. Взрослый мир приблизился (сейчас ребенок может смотреть те же кинофильмы, что и взрослый). Мальчики могут накачивать свои мускулы, а девочки заботиться о сексуальной привлекательности. Почти все ранее запретное стало доступным и дозволенным, но одновременно взрослый мир и отдалился, так как взрослые не только меньше стали заниматься детьми, но и не предстают перед ними в четкой позиции своего отношения, своих требований. Следствием этого является потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность, то есть те современные приобретения детства, которые являются тяжелой потерей для него». Все вышесказанное можно отнести к достаточно широкому описанию негативного влияния социально-экономической ситуации на развитие личности подростка. Но было бы большой ошибкой рассматривать социальную ситуацию развития только с этой стороны. На данный момент существуют и неоспоримые положительные моменты для становления личности подростка. Это большой доступ к учебной информации, реформа системы образования, в которой наметились тенденции воспринимать ученика не как пассивный объект педагогического воздействия, а как активного субъекта учебно-воспитательного процесса.
Во многих школах в настоящее время подросток, переходящий в старшее звено, имеет возможность выбрать то направление обучения, которое соответствует его познавательным интересам и интеллектуальным возможностям, — профильное обучение.
Современный подросток имеет возможность попробовать себя в различных видах социальной деятельности — школьное самоуправление, молодежный парламент и др. Участие в различных молодежных сообществах дает возможность не только удовлетворить основные социальные потребности возраста, но и расширить поведенческий репертуар, что способствует успешной адаптации в обществе.
Одной из важнейших задач современной школы, наравне с учебными задачами, является создание условий для успешной социально-психологической адаптации ученика.
Подростковый возраст является одним из сложных возрастных этапов развития личности, этот возраст является важным этапом в процессе становления личности, в нем появляется внутренняя готовность к принятию взрослых норм жизнедеятельности, стремление занять активную социальную позицию в пространстве межличностного общения. Деятельность подростка направлена на усвоение норм взаимоотношений и расширение социальных связей.
Современная ситуация развития обостряет проблему социальной адаптированности подростков в период школьного обучения. Напряжения адаптационных механизмов требует ситуация перехода с одной ступени обучения на другую (из средней школы в старшую, Психологическая адаптация является одним из ведущих механизмов, обеспечивающих социализацию личности и ее целостное формирование.
Под психологической адаптацией мы понимаем процесс активного взаимодействия индивида и социальной среды, в результате чего происходят позитивные изменения личности, ее установок и поведенческих стереотипов, конечным итогом этого процесса является состояние адаптированности.
Психологическая адаптированность — это наличный уровень внутриличностной адаптированности, который представлен поведенческим аспектом, личностными особенностями и эмоциональной уравновешенностью.
Одним из показателей благополучного развития школьника-подростка является его успешная адаптация к учебной деятельности и образовательному учреждению — школе.
С точки зрения социально-психологического подхода нарушение школьной адаптации и школьная дезадаптация рассматривается как следствие слабого развития коммуникативных навыков, необходимых для учебной деятельности, т. к. школьная адаптация неотделима от социально-психологической адаптации.
Е. В. Руденский, рассматривая явление школьной дезадаптации, отмечает, что, несмотря на наличие признаков, характеризующих вполне самостоятельный феномен, школьную дезадаптацию «корректнее» рассматривать как более частное явление по отношению к общей социально-психологической адаптации, в структуре которой школьная дезадаптация может выступать как в роли следствия, так и в роли причины.
Таким образом, рассматривая проблему психологической адаптации школьников, мы должны учитывать, что в ее структуру входит школьная адаптация. С одной стороны, понятие «психологическая адаптация» шире понятия «школьная адаптация» и школьная адаптация является частью социально-психологической адаптации. С другой стороны, без психологической адаптации не может быть полноценной школьной адаптации. Таким образом, эти понятия взаимосвязаны.
Создание условий для успешной социально-психологической адаптации школьников возможно через создание школьной социально-психологической службы
Психолого-педагогическая диагностика социальной адаптации. Выявление дезадаптации.
Именно поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствуют их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, попытки осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Если ребёнок в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он «уходит» из школы, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально. Это является проявлением социально-психологической дезадаптации, признаками которой считаются повышенная тревожность и неуверенность личности в себе, агрессивность и чувство малоценности, чрезмерное увлечение курением, компьютерами, длительные внутриличностные и межличностные конфликты, переживаемые без поисков возможных решений.
Диагностическое обследование не является самоцелью, а как правило, служит для решения каких-либо практических или исследовательских задач.Поэтому предварительно необходимо ответить на вопрос: для чего проводится диагностика, для чего будут использоваться полученные данные? Это может быть сбор информации для консультирования, мониторинга адаптации, построения прогноза, а также для исследовательских целей. Поставленные цели определяют предмет диагностики
Чаще всего,предмет диагностики это:
– уровень адаптированности в настоящий момент времени,
– нарушения адаптации,
– индивидуальные особенности адаптации,
– особенности протекания процесса адаптации,
– адаптивный потенциал конкретной личности.
При диагностике нарушений адаптации обычно изучают такие параметры, как
отклоняющееся поведение, уровень напряжения, фрустрированности, переживание стресса, показатели цены адаптации. Если предметом диагностики становятся индивидуальные особенности адаптации, то рассматриваются стили адаптации, предпочтение определённых стратегий адаптации и т. д.
Особенности протекания процесса адаптации исследуются через отслеживание происходящих в процессе адаптации изменений: фиксируются динамика общего эмоционального состояния человека, степень его информированности о ситуации и характер активности, направленной на её преобразование. Отмечаются возможные нарушения процесса адаптации (такие, как пропуск этапа, фиксация на определённой стадии процесса и др.).
Адаптивный потенциал личности определяется через оценку продуктивности
используемых стратегий и диагностику выраженности таких личностных характеристик, которые необходимы для успешного прохождения различных этапов процесса адаптации и способствуют построению продуктивного взаимодействия с окружающей средой (например, гибкость, толерантность, коммуникабельность и др.).
Критерии адаптации (описание модели А. А. Реана)
При изучении адаптации личности выделяют два основных критерия адаптации: внешний и внутренний.
Внешний критерий тесно связан с понятием «приспособление». Результат адаптации понимается как достижение желаемого поведения в среде и описывается в терминах эффективности, компетентности, успеха, внешнего благополучия. Внешний критерий обычно определяет хорошую приспособленность, соответствие требованиям среды.
Внутренний критерий отражает общее психическое состояние, чувство
удовлетворённости, комфорт, социальное самочувствие. Внутренний критерий связан с возможностью удовлетворения индивидуальных потребностей, самовыражением, сохранением внутренних энергетических ресурсов, отсутствием напряжения и тревоги.
Адаптация по внешнему критерию характеризуется высокой успешностью, формальным достижением благополучия, но сопровождается выраженной неудовлетворённостью и психоэмоциональным напряжением. Адаптация по внешнему критерию связана с так называемой «ценой адаптации». Цена адаптации – это объём внутренних психологических ресурсов, затраченных на приспособление к среде. Цена адаптации повышается, когда в процессе адаптации превалирует ориентация на внешний критерий и при этом игнорируются внутренние потребности личности.
Признаками адаптации по внутреннему критерию являются невысокая успешность, иногда – даже отклоняющееся поведение, но на фоне положительной тональности индивидуального настроения.
Полная дезадаптация констатируется тогда, когда человек переживает неудовлетворённость, показывает высокую степень психоэмоционального напряжения и при этом не достигает даже среднего уровня стандартов успешности и благополучия, принятых в окружающей его социальной среде.
Системная адаптация предполагает высокую успешность, которая при этом сопровождается субъективным чувством удовлетворённости. Системная адаптация тесно связана с понятием самореализации. Именно нахождение социально одобряемого, продуктивного и социально полезного способа актуализации и выражения внутреннего потенциала личности определяет возможности самореализации и соответственно высшую форму адаптации.
Адаптационные процессы совершаются по мере возрастного развития. Л. И. Божович отмечает, что психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Но, возникнув таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие. Социально-педагогическая адаптация школьников обусловлена как классом первичных, индивидуально-типических (половозрастными, конституционными и другими свойствами) и вторичных (психодинамических, психомоторных) индивидных свойств, так и психическими состояниями, свойствами и характеристиками личности, уровнем интеллекта, эффективностью деятельности. Прогноз адаптации, как правило, осуществляется на основании изучения отдельных аспектов, компонентов целостной структуры личности человека.
Социально-педагогическая адаптация это эмоционально – чувственное приспособление психики подростка при включении его в новые социальные условия.
Адаптация рассматривается как процесс и как результат. При рассмотрении адаптации как процесса выделяют его временные характеристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность.
Степень адаптированности подростка определяется характером его эмоционального самочувствия. Вследствие этого выделяется два уровня адаптации: адаптированность и дезадаптированность.
Адаптационный потенциал определяет характер имеющихся способностей, их практическое использование в практике социального функционирования и определяет уровень реализованных возможностей подростка
Психологическая готовность к школьному обучению Курылева О. Н., Суконкина С. Г. Психологическая готовность к Школьному обучению Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Музыкально-психологическая сказка о дружбе Музыкально – психологическая сказка о дружбе. Вы замечали, в жизни привычной Случается что-то, порой, необычное: Сердечко, вдруг, замирает.
Психологическая акция ко Дню психолога в ДОО. Ко Дню психолога я приурочила проведение психологической акции «Сундучок радости». На столах при входе в детский сад расставила яркие коробки.
Психологическая диагностика 5 классы. Диагностика 5 классы Ф. И___ Класс___ Дата___ Проба на внимание. Инструкция: «Прочитай этот текст.
Психологическая игра «Природа и мы» Цель: развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения. Задачи: развивать экологическое мышление, творческое.
Психологическая игра «Созвездие» Большая психологическая игра для детей 6-7 лет «Созвездие» Цель: Создать условия для сплочения коллектива. Предоставить детям возможность.
Психологическая служба ДОУ (из опыта работы) Современное дошкольное образование требует от педагогов-психологов активного включения в воспитательно-образовательный процесс, в котором.
Психологическая защита детей в семье Отношения воспитателей и детей во многом зависят от индивидуального характера и тех, и других. Есть педагоги, которые справляются, скажем.
Научная электронная библиотека
Гордашников В. А., Осин А. Я.,
6.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ
Соответственно этим сферам жизни и деятельности человека выделяют и основные виды психологической адаптации:
Кроме того, выделяют так называемые интегральные или системные виды психологической адаптации: профессиональную, семейно-бытовую, личностно-досуговую и др. Они представляют собой своеобразное сочетание всех названных выше видов психологической адаптации личности (рисунок 6.2.).
Рисунок 6.2. Виды психологической адаптации личности.
Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, которая выражается в целенаправленности его действий по преобразованию действительности, среды как с использованием различных средств, так с подчинёнными ему приспособительными актами.
Следовательно, в активной целенаправленной приспособительной деятельности человека проявляется 2 тенденции, выраженные в разной степени и идущие параллельно:
Уровень адаптированности личности является результатом процесса адаптации. Адаптированность личности делится на внутреннюю, внешнюю и смешанную.
Внутренняя адаптированнооть личности характеризуется перестройкой её функциональных структур и систем при определённом изменении среды её жизнедеятельности. Происходит содержательная, полная, генерализованная адаптация.
Внешняя (поведенческая, приспособительная) адаптированность личности отличается отсутствием внутренней (содержательной) перестройки, сохранением себя и своей самостоятельности. Происходит инструментальная адаптация личности.
Процесс переадаптации связан либо с коренной перестройкой функциональных систем в целом у личности при экстраординарных обстоятельствах, либо с переходом личности из состояния устойчивой психической адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой психической адаптации в новых условиях, отличающихся от предыдущих условий жизни и деятельности (например, при переходе из гражданских условий в военные и др.).
Личность может нуждаться в реадаптации. Однако этот процесс нередко происходит с серьёзными психологическими последствиями (В.А. Сластенин, В.П. Каширин, 2001).
В процессе адаптации личности происходит гармонизация психической деятельности человека с заданными условиями среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах.
При этом уровень внутреннего, психологического комфорта личности может быть показателем психологической адаптированности личности, который определяется сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций человека и степенью удовлетворения его потребностных состояний.
Состояние психологического комфорта личности и адаптированности возникает в адаптированной, привычной среде жизни и деятельности личности, в процессе успешного разрешения адаптационных трудностей и противоречий. Нарушение этого состояния комфортности и дестабилизация личности приводят к актуализации потребностей, побуждающих личность к активному взаимодействию со средой и с целью восстановления гармонизации взаимоотношений. Успешность протекания этого процесса сопровождается положительным эмоциональным состоянием. Это свидетельствует о формировании у личности потребности в определённом и повторяющемся нарушении гармонии во взаимодействии со средой. Это совершается с целью получения положительных эмоциональных подкреплений процесса и результатов деятельности по восстановлению внутреннего и внешнего баланса сил, уравновешиванию, гармонизации взаимодействий со средой.
Психологическая адаптация может выступить одним из механизмов развития и саморазвития личности. При актуализации негативных по содержанию потребностей человека (например, в алкоголе, табакокурении, наркотиках) психологическая адаптация является механизмом разрушения организма и психики, физического и психического здоровья в целом (В.А. Сластенин, В.П.Каширин, 2001).
Это может осуществляться по следующим направлениям:
Однако в управлении адаптационными процессами необходимо учитывать то, что параметры физиологических и психологических возможностей человека, возможностей среды, условий и содержания деятельности не безграничны в плане перемен и перестройки.
Дезадаптационные, потребностные состояния личности, возникающие в процессе осуществления деятельности и взаимодействия со средой, создают у неё состояния психического и физиологического дискомфорта. Они заставляют, побуждают проявлять личность активность, действовать либо по снижению, либо по устранению вообще этих состояний.
Дезадаптационные, потребностные состояния разнообразны. Адаптационные процессы обычно инициируются комплексом потребностей человека, включая потребности физиологические, этнические, в активности, общении, уединении, защищённости, аффилиации, справедливости, самоутверждении и др.
Все потребности человека взаимосвязаны. Успешность процесса адаптации по реализации одних потребностей оказывает влияние на другие. Место реализованных потребностей занимают другие потребности. По мнению А. Маслоу, человек постоянно испытывает какие-либо потребности. Среди них одни потребности выходят на первый план, доминируют и определяют характер и направленность поведения и деятельности человека, а другие потребности определяют общий стиль поведения и характер действий, их своеобразие.
В связи с этим человек выступает в двух ведущих состояниях и проявлениях: I) как потребностный человек и 2) как деятельный, действующий, активный человек.
При адаптации личности в малой социальной группе (коллективе) ведущую роль играет потребность в самоутверждении в различных видах деятельности. Эта потребность выступает системной и относительно самостоятельной, одной из основных и ведущих, постоянно проявляющейся потребностью человека.
Психологическая адаптация взаимосвязана с социализацией, как психологическим феноменом. Они близки, взаимозависимы, взаимообусловлены, но нетождественны.
функциями. Процесс адаптации личности выступает одним из ведущих механизмов социализации личности. Однако не всякий процесс адаптации ведёт к социализации личности. Так, конформное поведение личности, инструментальная её адаптация обычно не выступают процессами социализации личности. В то же время полная, внутренняя психологическая адаптация личности может оказаться тождественной процессу социализации личности (В.А. Сластёнин, В.П.Каширин, 2001).
Процесс дезадаптации личности является полярным адаптации и по своей сущности деструктивным явлением.
Дезадаптация может иметь патологический и непатологический характер. Непатологическая адаптация характеризуется отклонениями в поведении и переживаниях субъекта, связанных с недостаточной социализацией, социально-неприемлемыми установками личности, резкой сменой условий существования, разрывом значимых межличностных отношений и др. Дезадаптационные состояния и конфликты могут быть истоком суицидального поведения человека. В одних случаях конфликт вызывает и усугубляет дезадаптацию, переводит её в суицидальную фазу, в других ситуациях конфликт сам порождает дезадаптацию. При достаточно высокой степени его обострения и значимости для личности противоречия, дезадаптационные состояния могут провоцировать её суицидальное поведение.
Выделяют объективные и субъективные признаки дезадаптации.
К объективным признакам относят:
К субъективным признакам относят:
Выделяют 3 вида дезадаптированности личности:
Временная дезадаптированность характеризуется нарушением баланса между личностью и средой, порождающим адаптивную активность личности.
Устойчивая ситуативная дезадаптированность личности отличает её отсутствием механизмов адаптации, наличием желания, но неумением адаптироваться.
Общая устойчивая дезадаптированностъ проявляется состоянием перманентной фрустрированности, активизирующей патологические механизмы и приводящей к развитию неврозов и психозов (рисунок 6.3.).
Рисунок 6.3. Характер, признаки и виды дезадаптации.
Дезадаптированность, как результат дезадаптации, выступает альтернативой адаптированности (В.А. Сластёнин, В.П. Каширин, 2001).