Что такое психологическая безопасность образовательной среды

Принципы создания психологической безопасности в образовательном учреждении

Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть фото Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть картинку Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Картинка про Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Фото Что такое психологическая безопасность образовательной среды Ирина Кузнецова
Принципы создания психологической безопасности в образовательном учреждении

Введение

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды, охрана и поддержание психического здоровья участников образовательной среды является приоритетным направлением деятельности службы психологического сопровождения в области образования.

Для обеспечения психологической безопасности в образовании необходимо опираться на существующие принципы создания психологической безопасности. В данное время существует несколько принципов создания психологической безопасности в образовательной среде.

Принцип опора на развивающее обучение

Первый принцип опоры на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия.

В структуре данного принципа первостепенное значение отводится «развивающему воспитанию», понимаемом как оказание помощи и поддержке в личностном развитии, через обогащение психологических ресурсов образовательной среды.

С точки зрения М. Раудсеппа образовательная среда является источником социальной поддержки с объективно позитивными эффектами (например, личностное развитие, адаптация) или субъектные эффекты (например, чувство благополучия, ответственности) социальной поддержки. Социальная поддержка включает в себя потенциальные ресурсы социальных связей, то есть включенность субъекта в общности и группы, связи со значимыми другими, так называемая «поддержка социальных сетей». Раудсепп М. полагает, что в образовательной среде должны заключаться все пять главных типов социальной поддержки:

1. эмоциональная поддержка: личностное доверительное общение, выражение близости, эмпатии, заботливости, понимания, симпатии, предоставление межличностного комфорта и безопасности, аффективной связи, недирективное общение;

2. информационная поддержка: советы, анализ ситуации, обратная связь, информация, помогающая решать проблемы;

3. статусная поддержка: выражение принятия, одобрения, уважения, предоставление возможности для положительного социального сравнения, поддержка самоуважения субъекта, информация, нужная для самооценки, признание индивидуальности;

4. инструментальная поддержка: услуги, материальная и практическая помощь в достижении цели, решении проблемы, преодолении кризиса и т. д. ;

5. диффузная поддержка: позитивная неспецифическая интеракция, дружеское общение, совместное времяпрепровождение, отвлечение от стрессора и т. д.

В ряде работ говорится о педагогической поддержке, целью которой является устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании: обучении, воспитании, саморазвитии.

Принцип психологическая защищенность

Второй принцип, исходя из которого необходимо проектировать психологически безопасную среду школы – принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса, реализацией данного принципа является устранение психологического насилия во взаимодействии. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие.

Проблема защищенности и права имеет определенную традицию в психолого-педагогических исследованиях. Исследователи полагают, что одной из важнейших философских и педагогических проблем во все времена была проблема свободы человека вообще и свобода ребенка воспитательном процессе, в частности. Газман О. С. замечает, что и истории гуманистической педагогики ярко выделяются три ведущих идеи, «которые получили новое дыхание в XX веке: идея свободного развития ребенка (педагоги эпохи Возрождения, Просвещения, социалисты-утописты, идея отношения к ребенку как к цели, а не средству (И. Кант, идея приспособления воспитательного процесса к природе ребенка (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой)». Именно эти идеи получили свое развитие в личностно-ориентированном подходе, детоцентристской концепции, категориях «развивающее обучение» и «развивающая образовательная среда», каждая из которых имеет свою интерпретацию, и, как правило, прямо или косвенно затрагивает проблемы защищенности, свободы, права.

Формулируя принцип психологической защиты, как основание для моделирования психологической безопасности в образовательной среде школы, подчеркнем, что рассматриваем его более широко. Данный принцип подразумевает как защищенность и психологическую поддержку ребенка, так и аналогичное отношение к педагогу и родителю, как равноправным участникам учебно-воспитательного процесса. Именно в этом суть педагогического взаимодействия в психологически безопасной образовательной среде, в этом проявляется «со-бытийная общность» (В. И. Слободчиков, когда образовательная среда создается каждый раз заново при встрече обучающего и обучаемого.

Одной из характеристик образовательной среды является наличие специально организованных условий для формирования личности, включенных в социальное окружение. Эта характеристика послужила основанием для формулировки третьего принципа, основываясь на котором возможно моделировать психологическую безопасность образовательной среды школы – помощь в формировании социально-психологической умелости.

Если педагог занимается личностно-ориентированном обучением, то его психогигиена (личностное развитие и профессиональные умения) перестают быть его личным делом и становятся необходимым условием работы.

Выученная беспомощность является еще одной угрозой в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности. Принцип социально-психологической умелости должен обеспечить поддержку и помощь в развитии, как ученику, так и учителю.

Заключение

Рассмотренные выше принципы создания психологической безопасности носят комплексный характер взаимосвязи обеспечения безопасности участников образовательного пространства.

Список литературы

1. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учебное пособие / Под ред. И. А. Баевой. – М. : Экон-Информ, 2009. – 248 с.

2. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И. А. Баевой. – СПб. : речь, 2006. – 288 с.

3. Лихтарников А. Л. Беспомощность подростков и психологическое консультирование // Наш проблемный подросток: Мир психологии. – 1998. – № 3. – С. 189-196. 4. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб, 2001.

Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть фото Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть картинку Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Картинка про Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Фото Что такое психологическая безопасность образовательной средыФормы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть фото Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть картинку Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Картинка про Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Фото Что такое психологическая безопасность образовательной средыИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть фото Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть картинку Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Картинка про Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Фото Что такое психологическая безопасность образовательной средыКонсультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация для родителей «Принципы воспитания детей» Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное.

Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть фото Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть картинку Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Картинка про Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Фото Что такое психологическая безопасность образовательной средыОформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Положение о психологической службе школы Положение о психологической службе ГБОУ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет структуру и порядок управления службы практической.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть фото Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть картинку Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Картинка про Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Фото Что такое психологическая безопасность образовательной средыСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в «Дюймовочке» «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!» Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Источник

Что такое психологическая безопасность образовательной среды

Инструментарий

Программы обучения

«Эмоциональный арт-конструктор» и «Живой акрил»: инновационные арт-методы диагностики, коррекции и развития эмоциональной сферы

ВЕБИНАР: Теория и практика системной семейной арт-терапии

ВЕБИНАР: «Трудный» ребенок в семье. Практика психологической помощи

Скоро

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»

Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: Век XIX – Век XXI»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Психологическая безопасность образовательной среды

Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть фото Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть картинку Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Картинка про Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Фото Что такое психологическая безопасность образовательной среды

«. 1. Психологическая безопасность во взаимодействии участников образовательной среды

Психологическая характеристика образовательной среды будет неполной, если не будет определено, каковы должны быть условия, чтобы внутренняя природа человека раскрылась в полной мере. Именно совокупность этих условий может быть определена понятием «психологическая безопасность».

Школа является одним из широко представленных в обществе социальных институтов, непосредственно участвующих в данном процессе, который может строить свою локальную (частную) систему безопасности, основываясь на общей теории национальной безопасности. Общение участников учебно-воспитательного процесса «порождает» психологическую безопасность образовательной среды школы.

Центральным понятием концепции национальной безопасности является «угроза». Что же угрожает участникам образовательной среды в процессе взаимодействии? От чего следует их защищать, чтобы создать психологическую безопасность? Источник угроз в нашем подходе носит социально-психологический характер и выступает как проявление психологического насилия во взаимодействии, создаваемого как внутреннюю, так и межличностную напряженность.

Нежелание ребенка посещать школу, отказ находиться в классе, чаще всего связаны с жалобами: «меня обзывают, игнорируют, насмехаются, унижают и т.п.», что может относиться, как к одноклассникам, так и к учителям.

Учителя в беседах с психологами часто отмечают, что основная трудность, проблема в том, что дети грубят, оскорбляют, издеваются, справиться с ними можно только строгим, а порой жестким обращением. (А что стоит типичная ассоциация: учитель = синдром эмоционального выгорания).

Все перечисленные жалобы имеют отношение к проявлениям психологического насилия, которое мы определяем как такое физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.

Известно, что любое притеснение, попытка заставить сделать что-либо против воли человека, порождают сопротивление, которое может быть внутренним или внешним. Внешнее: когда нарушаются общепринятые нормы, когда совершается то, что, называют нарушением дисциплины, «актом неповиновения». Внутренним: когда есть уход от контактов, самобичевание, аутоагрессия.

2. Проблема защищенности в психологии. Психологическая самозащита от деструктивного влияния

В педагогической психологии имеются работы, затрагивающие понятие защищенности. Можно уверенно утверждать, что понятие защищенности тесно связано с понятием безопасности, а безопасные условия необходимы для личностного развития. Особенно актуален данный вопрос в психологическом аспекте, в соотнесенности с условиями межличностного взаимодействия в образовательной среде.

Многие ученые, рассуждая о проблеме психологической безопасности, имеют в виду защищенность – результат применения способов психологической защиты. Однако данные понятия не являются синонимами: развитие психологической защиты личности не всегда приводит к ее безопасности, а часто даже противоречит ей. В связи с этим первоочередной задачей считаем уточнение и разграничение понятий «психологическая защищенность» и «психологическая безопасность».

Защита, в широком смысле, – любое действие, которое любой организм совершает, чтобы защитить себя. Исходя из этого определения психологическая защита подразумевает использование психологического действия (т. е. воздействия). Данный вывод справедлив далеко не всегда. Это зависит от того, в каком контексте рассматривается понятие: во внутриличностном, межличностном или массовом. В психологию понятие психологической защиты было введено З. Фрейдом для обозначения исключительно внутриличностного механизма, специфического изменения содержания сознания, возникающего в ситуации внутреннего конфликта; защитного механизма, направленного на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом. В последние десятилетия понятие психологической защиты вышло за пределы отдельной личности, став межличностным, а затем и межгрупповым явлением.

В своем современном значении психологическая защита включает в себя несколько основных сторон, или признаков:
1) предмет защиты,
2) угрозу,
3) ущерб,
4) средства защиты,
5) субъект защиты.

Рассмотрим каждую из перечисленных сторон.

1. Предмет защиты (что именно защищается). Это может быть любая целостность: государство, общество, большая или малая социальная группа, отдельный человек, его психика, какая–либо структура психики. Чаще всего под предметом психологической защиты подразумевается психика человека или какая-либо психическая структура: Я-концепция, самооценка, самоуважение, чувство уверенности, представление о себе,
индивидуальность, мотивационные образования (желания, предпочтения, вкусы), когнитивные структуры (мировоззрение, мнения, знания), поведенческие проявления (привычки, умения, стиль общения, поведения или деятельности). Защищая любую из этих структур, человек защищает целостность всей своей психики.

2. Угроза (внешний по отношению к предмету защиты фактор, воздействующий на него). Это могут быть, во–первых, внешние факторы, в качестве которых, в первую очередь, выступают представляющие опасность для личности действия отдельных лиц (оказывающих воздействие на психику человека), организаций, объединений людей, социальных институтов, общества и государства; во–вторых, внутренние, в качестве которых выступают разнообразные травмирующие эмоциональные переживания человека, например, тревога, которая может быть вызвана внутренним конфликтом, фрустрацией какой–либо потребности, неопределенностью ситуации.

3. Ущерб (чего именно нужно избежать). Он зависит от предмета защиты. В общем случае можно выделить следующие виды возможного ущерба: полное разрушение, подавление или подчинение, расчленение, отчуждение части, качественные изменения (ведущие к утрате целостности и индивидуальной уникальности, потере способности нормального функционирования и возможностей развития). Если предметом защиты
является психика человека, то ущерб может заключаться в нарушении самооценки или адекватности представлений человека об окружающем мире и своем месте в нем, дезориентации в окружающей обстановке, снижении самоуважения или чувства уверенности, крушении планов, намерений, попадании в психологическую зависимость от других субъектов воздействия, духовной деградации, нарушениях психического здоровья вплоть до необратимых патологических изменений психики и т. д.

4. Средства защиты (каким образом и чем осуществляется защита). Если речь идет о внутриличностной защите, то имеются в виду механизмы внутриличностной защиты, описанные в психоанализе (сублимация, отрицание, вытеснение, замещение, рационализация и т. д.). В межличностном или межгрупповом общении средствами защиты являются способы поведения, позволяющие нейтрализовать или снизить разрушающее воздействие другого человека или группы лиц. Такое поведение включает в себя обнаружение угрожающих факторов и обучение защите от них – формирование определенных образований, необходимых для реализации защитного поведения человека.

5. Субъект защиты (кто защищает или защищается). Это может быть, во–первых, конкретный человек, сама личность и внутриличностные целостные психологические структуры; во–вторых, другие люди, оказывающие личную поддержку и помощь психологическими средствами, различные группы и социальные общности; в–третьих, общество и государство (посредством воздействия через деятельность определенных
социальных институтов).

Алгоритм психологической защиты

Представляется важным владение информацией о существовании деструктивных воздействий и их негативных последствиях, о возможности подвергнуться им, о своих слабых местах. Уже сам факт знания о деструктивном влиянии может снизить вероятность подвергнуться ему. Большинство деструктивных воздействий рассчитаны на эффект неожиданности, на автоматические реакции, если же адресат осведомлен о них, управлять им гораздо сложнее. Эти знания могут быть получены эмпирическим путем, после неоднократного попадания в «ловушку» агрессора, или же в процессе целенаправленного обучения, что гораздо безопаснее.

Избегание потенциальных источников угрозы

Деструктивное воздействие легче предотвратить, чем защищаться от него. Часто наиболее целесообразным способом обеспечения психологической безопасности является избегание ситуаций, в которых высока вероятность подвергнуться нежелательному влиянию, и людей, склонных к применению деструктивных технологий. К наиболее опасным в плане возможности попадания в «ловушку» ситуациям можно отнести участие в различных массовых мероприятиях (политических, религиозных и т. д.), поскольку в толпе человек легко поддается управлению. Люди, общения с которыми по возможности лучше избегать, – это «профессиональные» манипуляторы (цыгане, вербовщики религиозных сект, промоутеры торговых фирм и т. д.), а также личности, о склонности которых к деструктивному влиянию известно из предыдущего опыта общения с ними.

Актуальной для школьников (особенно подросткового возраста) является проблема их объединения в неформальные группы, легко поддающиеся влиянию (в том числе деструктивному) лидера либо использующие приемы группового давления (в том числе деструктивные). Очевидно, что негативных последствий пребывания в ряде таких групп (асоциальных, криминальных, нарко– и алкозависимых и т. д.) можно избежать, не вступая в них (Д. Писаренко, Д. Снайдер, С. Хассен).

Выявление деструктивного воздействия

Существуют различные способы выявления попыток деструктивного воздействия. Они могут быть основаны на анализе сигналов собственного организма (Р. Чалдини) или эмоций (Е. В. Сидоренко, В. П. Шейнов), сопоставлении вербальных сигналов собеседника с невербальными (А. Пиз), выявлении типичных фраз и поступков (С. Г. Кара–Мурза, Д. Устинов), логическом анализе ситуации (Е. Л. Доценко) и т. д.

В результате анализа способов выявления попыток деструктивного воздействия, предложенных данными авторами, было выявлено, что при попытке применения любых из них неизбежно столкновение субъекта защиты (особенно если это ребенок) с рядом трудностей: невозможностью использования их в состоянии эмоционального возбуждения; неоднозначностью многих признаков деструктивного воздействия и т. д.
Обнаружить попытку оказания влияния можно либо на основе богатого жизненного опыта (который не свойственен школьникам), либо в результате специальной подготовки. Причем для учащихся важны не столько знания обо всех существующих способах обнаружения воздействий, сколько навыки использования некоторых из них, наиболее однозначных и простых в применении.

Под гибкостью в ситуации деструктивного воздействия мы понимаем свободу от стереотипов и конформизма. Гибкость поведения при этом предполагает умение креативно мыслить, наличие высокой степени ответственности за свое поведение (интернализм) и ассертивность.

Термином «креативность» мы обозначаем способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Из двух видов креативности – предметной и социальной – нас в первую очередь интересует последний. Креативный человек часто оказывается мало пригодным к роли послушного исполнителя. Творческий подход в ситуации деструктивного воздействия позволяет избежать влияния автоматизмов поведения, на которые в большинстве случаев рассчитывает инициатор воздействия.

Внутренний контроль, склонность человека считать ответственным за свои успехи или неудачи себя самого, а не других людей или обстоятельства называется интернализмом. Человек, считающий себя ответственным за собственное благополучие, в ситуации деструктивного воздействия приложит максимум усилий для обеспечения своей психологической безопасности. Кроме того, данное качество помогает правильно оценить последствия деструктивного воздействия, если субъект все же стал его жертвой, а значит – более эффективно сопротивляться в будущем.

Ассертивность – это умение отстаивать свои интересы, защищать себя, не ущемляя при этом интересов окружающих; уверенность в себе. Ассертивность в ситуации деструктивного воздействия проявляется в том, что субъект защиты обладает навыками защиты от нежелательного воздействия, имеет высокую мотивацию уберечь себя от него, но в то же время обладает достаточно высоким уровнем психологической культуры, который не позволяет ему опуститься до агрессивности или ответного
деструктивного воздействия.

Владение способами защиты от психологического деструктивного воздействия

Известно множество классификаций приемов психологической защиты от деструктивного воздействия. Хотелось бы отметить, что знание этих приемов само по себе не может обеспечить психологической безопасности. Важно умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Эти умения можно приобрести путем анализа ситуаций, содержащих деструктивные воздействия в реальной жизни, либо в процессе тренировки.

Получение и актуализация жизненного опыта

На этом этапе формируется опыт, полученный от общения с агрессором, позволяющий повысить уровень сопротивляемости деструктивному влиянию. Защищенностью – результат психологической защиты. Высокий уровень защищенности достигается в случае успешного применения приемов обнаружения и нейтрализации психологических угроз и опасностей.

Использование неэффективных или неадекватных способов психологической защиты может привести лишь к низкому уровню защищенности (т. е. высокому уровню уязвимости), не обеспечивающему сохранность и нормальное функционирование личности в условиях деструктивного влияния. Владея широким спектром приемов психологической защиты, личность способна обеспечить собственную безопасность в большинстве ситуаций деструктивного влияния. ».

Источник

«Обеспечение психологической безопасности образовательной среды»

Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть фото Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть картинку Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Картинка про Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Фото Что такое психологическая безопасность образовательной среды Ирина Буянтуева
«Обеспечение психологической безопасности образовательной среды»

Цель: ознакомить педагогов с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующих педагогов, используя полученную информацию на практике.

— познакомить учителей с понятиями: «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье»;

— рассмотреть состояние психологического здоровья педагогов;

— использовать в собственной практике полученный теоретический и практический материал;

Категория участников: педагогический коллектив ДОУ.

Продолжительность: 1 час 25 минут (85 минут).

— метод работы в группах;

— метод групповой дискуссии.

— небольшие листочки бумаги;

— листы бумаги А3 (по количеству образованных групп);

— ручки, карандаши, фломастеры;

Ход мероприятия

1. Ритуал встречи и приветствия.

Время проведения: 10 минут.

* (этот временной промежуток не включен в общее время педагогического совета).

Всем педагогам на входе в назначенную аудиторию раздаются небольшие карточки с изображениями людей. Это позволит в дальнейшей работе сформировать педагогические группы. Используется два вида карточек, на которых варьируется количество людей (от одного до двух). Заранее заготавливается определенное количество карточек. В аудитории из имеющихся столов (парт) также заранее формируются две «рабочие зоны».

2. Деление участников на группы.

Время проведения: 2 минуты.

Ведущий (психолог) просит присутствующих учителей посмотреть на полученные карточки и распределиться по «секторам» согласно количеству людей, изображенных на картинках.Принцип распределения: педагоги, имеющие карточки с изображением одного человечка – собираются в одну группу; педагоги, имеющие карточки с изображением двух человечков – собираются в другую группу и т. д.

3. Упражнение «Я приветствую Вас».

Время проведения: 4 минуты.

Ведущий (психолог) обращается с фразой «Я приветствую …» к членам первой группы (напри-мер: «Я приветствую Вас – мудрых и активных педагогов, сидящих за этим столом). Члены пер-вой группы обращаются теперь к представителям второй группы (например: «Мы приветствуем Вас – креативных и инициативных членов нашего общества). Далее члены второй группы обра-щаются к представителям третьей группы и т. д. Члены последней группы приветствуют ведущего.

Время проведения: 5 минут.

Время работы: 15 минут.

В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда.

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении.

Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных

Т. о. образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.

Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Психологическая безопасность- это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».

Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами;

Риск– возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;

Угроза– совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества.

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности дошкольника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.

Факторами риска в образовательной среде могут быть:

— недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы,

— низкая активность учащихся и педагогов,

— несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

К психологическим характеристикам образовательной среды, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасности,относят:

— высокий уровень вовлеченности в дошкольную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия,

— повышение родительского и общественного участия,

— поддержку воспитанников в период возрастных кризисов,

— удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды детского сада,

— уважительное отношение и др.

Любое усилие по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды детского сада должно поддерживаться самими учащимися, преподавателями, администрацией и родителями.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Существует два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека:

Первый признак – это позитивное настроение, в котором находится человек.

Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.

Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами – с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния.

С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими со-стояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья.

Итак, психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное к ней отношение, высокий уровень удовлетворённости характеристиками дошкольной среды и защищённости от психологического насилия во взаимодействии.

И стоит сказать: «Ничто не стоит педагогическому коллективу так дешево и не ценится так дорого, как психологическая безопасность детей».

5. Упражнение «Модель психологической безопасности образовательной среды».

Время проведения: 25 минут.

По завершению работы, проекты вывешиваются на всеобщее обозрение, и в течение 5 минут представитель от каждой из групп озвучивает коллективное видение обозначенного аспекта в виде конкретных рекомендаций.

6. Проективная методика «Автопортрет».

Время проведения: 7 минут.

Ведущий (психолог) предлагает участникам нарисовать на чистых листочках бумаги большой овал, олицетворяющий лицо рисующего человека. После этого педагогам предлагается изобразить:

— вместо глаз – то, на что они любят смотреть;

— вместо носа – то, что они любят нюхать;

— вместо рта – то, что они любят произносить;

— вместо ушей – то, что они любят слушать;

— вместо волос – то, о чем они чаще всего думают.

По завершению работы присутствующие анализируют собственные рисунки, делая вывод о со-стоянии собственного психологического здоровья; гармоничного отношения к себе и к окружающему миру.

Время проведения: 2 минуты.

Ведущий (психолог) благодарит всех присутствующих педагогов за максимальную вовлеченность в практическую проработку предложенного вопроса, и надеется на использование педагогами полученной теоретической информации в собственной практической деятельности.

Рекомендации для педагогов

Главный принцип, которым должен руководствоваться каждый педагог в сфере образования – это принцип «НЕ НАВРЕДИ!»

1. Оценивайте не личность ребенка, а его конкретные действия, начиная с того положительного, что вы заметили.

2. Старайтесь воздействовать на ребенка советом, просьбой, побуждением к действию.

3. Рассматривайте ребенка как равноправного партнера по общению, так как вы от него можете узнать много нового.

4. Не сравнивайте ребенка с другими, а только с самим собой вчерашним.

5. Умейте занять позицию ребенка, встать на его место, это вам поможет и в повседневной жизни.

6. Умейте слушать и слышать ребенка.

7. Уважайте ребенка, учитывайте личностные качества ребенка.

8. Поощряйте самостоятельность суждений, активность, привлекайте детей к принятию решений, учитывайте их мнение. Общие психологические правила, касающиеся свободы и развития каждого ребенка.

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб. : «Союз», 2002.

2. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной. — М. : «Академия», 1995.

Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть фото Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть картинку Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Картинка про Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Фото Что такое психологическая безопасность образовательной средыСоздание предметно-пространственной среды в группе детского сада по безопасности жизнедеятельности Доклад «Создание предметно-пространственной среды в группе детского сада по безопасности жизнедеятельности» Структурное подразделение.

Характеристика компонентов образовательной среды Характеристика компонентов образовательной среды. Предметно-развивающая среда в группе учитывает все направления развития ребенка. Она направлена.

Обеспечение безопасности пребывания детей в ДОУ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ Инструкция №1 по правилам пожарной безопасности 1. Все дети, находящиеся.

Обеспечение безопасной и психологически комфортной среды в условиях ФГОС до. Тема: «Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО». В настоящее время обеспечение психологической.

Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть фото Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть картинку Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Картинка про Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Фото Что такое психологическая безопасность образовательной средыПополнение образовательной среды развивающими играми К началу учебного года, как и в каждой группе, образовательная среда была пополнена развивающими играми и пособиями. Часть пособий приобретена.

Конструкторы Лего как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Конструкторы LEGO как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды» Подготовила.

Семинар-практикум «Обеспечение безопасности на улицах и дорогах» Задачи: • повысить теоретические знания и практические умения, навыки родителей в обучении правилам дорожного движения и обеспечении безопасности.

Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть фото Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть картинку Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Картинка про Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Фото Что такое психологическая безопасность образовательной средыСоциальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тема проекта: «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тип проекта: • практико-ориентированный. Место реализации.

Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть фото Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Смотреть картинку Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Картинка про Что такое психологическая безопасность образовательной среды. Фото Что такое психологическая безопасность образовательной средыСоздание образовательной среды в учебном кабинете Создание образовательной среды в условиях реализации ФГОС Учитель начальных классов МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари Ануфриева Светлана.

Статья «Создание и развитие информационной образовательной среды образовательной организации» Каждый год информационно-коммуникационные технологии прочно входят в нашу жизнь, в которой главную роль играет интеллект и знания. Использование.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *