Что такое психологическая готовность к выбору профессии
Галина Резапкина: «О психологической готовности школьников к выбору профессии. «
Директора школ и чиновники разного уровня часто задают профконсультантам вопрос: как оценить эффективность вашей работы? Когда говорят об отсроченности результатов – мол, подождите лет 10-15, тогда все увидите, – директора и чиновники подозревают, что их водят за нос, вспоминая Ходжу Насреддина, который обещал падишаху за двадцать лет научить осла говорить в надежде, что кто-то из троих столько не протянет.
Косвенным образом эффективность профориентационной работы можно оценить по числу выпускников школы, сориентированных на получение профессии, по которой они планируют работать. Если рассматривать школьную профориентацию как подготовку школьников к выбору профессии, то важно уточнить критерии этой готовности. Однако монографии и рефераты диссертаций дают широкий разброс мнений по этим вопросам:
«Основные критерии готовности личности к самоопределению можно подразделить на когнитивные (информационные), эмоционально-оценочные, действенно-практические (деятельностный, поведенческий)».«Среди показателей результативности профориентационной работы можно выделить такие критерии: высокий уровень заинтересованности учащихся в самостоятельном выборе профессии (определятся по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов, анкетированию); насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса для создания у учащихся необходимой профориентационной основы; наличие системы профориентационной работы с целью развития профессиональных интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений».
«С педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. Чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы».
«Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в СПТУ, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом».
Последовал ученик совету педагога –значит, выбрал профессию правильно, независимо от того, насколько обоснованы эти рекомендации. «Насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса» не всегда означает эффективную профориентационную работу – избыточность профориентационных мероприятий, проводимых рутинно и бессистемно, способна вызвать у детей отвращение: «Опять эта профориентация!» Особенно, если ее главная задача –«удовлетворить актуальные потребности города, района, региона, общества в целом».
Мы видим, что за критерии выдаются условия, причины, следствия, даже мечты.
Критерий –это признак, на основании которого оценивается предмет или явление. Критерии должны быть однозначными и измеримыми, поэтому их сложно определить «по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов». Но видеть результаты своего труда нам необходимо – это дает уверенность в том, что мы действуем правильно или рождает сомнения, что еще важнее.
Не найдя внятного ответа на вопрос о критериях эффективности профориентационной работы в книгах и в интернете, рискну предложить свои критерии, основанные на личном опыте и понимании задачи подготовки подростков к выбору профессии.
Итак, первый и самый очевидный критерий –своевременность профессионального выбора. Авторы ряда возрастных периодизаций сходятся в том, что нормативный выбор профессии происходит в 14-15 лет, то есть в 8-9 классе. Нормативный, то есть обеспеченный полноценным развитием. В нашем случае это –психолого-педагогическое сопровождение самоопределения ребенка на протяжении всей учебы в школе. Как минимум. Учитывая зыбкую границу нормы, можно ее немного сдвинуть –плюс-минус 1 год. Критерий этот можно оценить одним вопросом: «Ты уже выбрал профессию? Если да, то какую?»
Второй критерий –осознанность выбора. Какой выбор можно считать осознанным? Более ста лет в профориентации используется простая и логичная модель «хочу-могу-надо». Если школьник говорит, что выбирает профессию, потому, что она ему нравится, интересна, но при этом не знает ни содержания труда, ни профессионально важных качеств, ни медицинских противопоказаний, ни востребованности профессии на рынке туда, то такой выбор нельзя считать осознанным. Отвечая на вопрос анкеты «Что ты знаешь о своей будущей профессии?», подросток начинает понимать, как много надо знать, чтобы правильно выбрать профессию.
Можно знать все перечисленное (предмет, условия, средства труда, профессионально важные качества, уровень заработной платы, пути получения профессии и т.д.), но при этом иметь смутное представление о своих ресурсах, необходимых для получения этой профессии и успешной профессиональной деятельности–интеллектуальных, физических, финансовых. Такой выбор может быть нереалистичным. Реалистичность выбора – еще один критерий.
Например, подросток хочет стать ученым, но результаты интеллектуальных тестов невысоки, не сформированы основные мыслительные операции. Девушка хочет стать певицей, но не имеет ни слуха, ни голоса. Такой выбор трудно признать реалистичным, хотя иногда человек добивается профессионального успеха вопреки, казалось бы, объективным данным.
Четвертый критерий –согласованность, или непротиворечивость профессионального выбора, при котором выбор профессии, профиля обучения, профессионального образования и результаты психологической диагностики профессиональных интересов и склонностей лежат в одной плоскости. Пример непротиворечивого выбора: девушка хочет стать журналистом, любит русский язык и литературу, пишет статьи и рассказы, обладает развитым словесно-логическим мышлением, предпочитает профессии сферы «Человек-Человек». Пример противоречивого выбора: юноша хочет стать юристом, но учится в физико-математическом классе, а предпочитает профессии сферы «Человек-Природа». Причины этого рассогласования мы можем увидеть в ходе индивидуальной работы.
Все четыре критерия взаимосвязаны и должны рассматриваться в сочетании друг с другом. Их выявление –не самоцель, а средство оценки эффективности профориентационной работы, помогающее увидеть свои просчеты и недоработки.
Своевременность, осознанность, реалистичность и непротиворечивость профессионального выбора можно оценить с помощью специально подобранных вопросов анкеты и методик. Если подросток еще не выбрал профессию, ее можно смоделировать на основе выбора объектов и видов деятельности, целей, содержания, средств и условий труда.
Анкета профессионального самоопределения, в вопросы которой «зашиты» эти критерии, –только первый этап систематической профориентационной работы. Целесообразно повторить анкетирование через год полноценных занятий в форме тренингов и классных часов по самоопределению. Если мы делаем свое дело хорошо, то уже через год увидим, как у наших учеников повысится осознанность профессионального выбора. А директора школ получат достоверную информацию об эффективности профориентационной работы в виде желанных графиков и диаграмм.
Ниже приводится фрагмент аналитического отчета по апробации программы оценки психологической готовности обучающихся к выбору профессии и прогнозу профессиональной успешности педагога-психолога МБОУ СОШ No 5г.о. Королев Московской области Т.С. Туз.
Из 19 человек выбрали профессию только 13, т.е. две трети опрошенных.
Мы видим, что значительная часть выпускников выбирает профессию, которая им интересна. К сожалению, школьное обучение в существующем виде не дает возможности подросткам понять смысл профессии, увидеть ее плюсы и минусы, поэтому декларируемый большинством подростков «интерес» чаще всего не подкреплен реальным знанием будущей профессии, о чем свидетельствуют ответы на следующий вопрос, смысл которого в том, чтобы показать подросткам условия правильного выбора профессии и оценить обоснованность своего выбора.
Недостаточная информированность учащихся о предмете, содержании, условиях труда, профессионально важных качествах будущей профессии и путях ее получения, а также о спросе профессии на рынке труда может быть причиной нереалистичного выбора профессии, что косвенным образом подтверждает рейтинг выбираемых профессий.
Если вы не знаете, с чего начать профориентационную работу – начните ее с анкетирования учащихся 8-9 классов по Анкете профессионального самоопределения. Школьникам она поможет сделать осознанный выбор, а «профориентаторам» – собрать аналитический материал для целенаправленной работы.
АНКЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ (Г.В. Резапкина)
I.МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ
1. Моя будущая профессия (если еще не выбрали, переходите к разделуII)
2. Какое образование считаете необходимым и достаточным для этой профессии?
1) обучение на рабочем месте
2) краткосрочные курсы
3) среднее профессиональное образование (колледж, лицей)
4) высшее профессиональное образование (институт, университет)
5) обучение не требуется
3. Что повлияло на ваш выбор (не более 3-х вариантов):
1) высокая зарплата
2) престиж профессии
3) будет легко найти работу
4) посоветовали родители и друзья
5) мне это интересно
4. Что вы знаете о своей будущей профессии?
1) предмет, содержание, условия труда
2) профессионально важные качества
3) где можно получить эту профессию
4) спрос на профессию на рынке труда
5) медицинские противопоказания
II.СОДЕРЖАНИЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
5. Выберите самые привлекательные для вас объекты труда (1-2 варианта):
1)Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники)
2)Информация (тексты, формулы, схемы,иностранные языки, языки программирования)
3)Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
4)Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)
5)Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)
6)Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)
7)Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясомолочные продукты, овощи, фрукты и т.д.)
8)Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения угля, нефти, газа, полезных ископаемых и т.д.)
6. Выберите самые привлекательные для вас виды труда (1-3 варианта):
1)Управление (руководство чьей-то деятельностью)
2)Обслуживание (оказание различных услуг)
3)Образование (воспитание, обучение, формирование личности)
4)Производство и добыча (изготовление продукции и получение сырья)
5)Конструирование (проектирование деталей и объектов)
6)Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
7)Защита (охрана от болезней и враждебных действий)
8)Контроль и оценка (проверка и наблюдение)
7. Выберите самые привлекательные для вас средства труда (1-6 вариантов):
6)Голос, мимика, жесты
7)Физические возможности организма (сила, выносливость, координация)
8)Органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус)
8.Выберите самые привлекательные для вас условия труда (1-4варианта):
1)Обычное помещение (кабинет, класс, аудитория)
2)Помещение с большим числом людей (залы, спортивные сооружения, музеи, вокзалы, аэропорт и т.д.)
3)Разъезды и командировки
5)Экстремальные условия (в воздухе, под землей, под водой, угроза для жизни)
7)Специально оборудованное помещение (мастерская, лаборатория, операционная)
8)Вахтовый метод или сезонная работа (несколько недель напряженно работать без выходных, зато потом столько же времени отдыхать)
III. ПРОФИЛИ ОБУЧЕНИЯ И ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ
9. Выберите 3-5привлекательных для вас учебных предмета
13)Основы безопасности жизнедеятельности
14)Мировая художественная культура
10.Отметьте наиболее привлекательный для вас профиль обучения
2)Естественнонаучный профиль (физика-химия, биология-география),
10) Оборонно-спортивный профиль
11. Отметьтеинтересующие вас отрасли экономики (1-4 варианта)
1)Сельское, лесное и рыбное хозяйство
2)Разведка недр и добыча полезных ископаемых
7)Строительство и архитектура
8)Торговля и общественное питание
12)Операции с недвижимым имуществом
14)Обеспечение правопорядка и безопасности
15)Социальное обеспечение и здравоохранение
16)Образование и наука
17) IT-технологии, связь и телекоммуникации
19)Искусство, культура и СМИ
20)Физическая культура, спорт и туризм
12. Отметьте 2-3 отрасли экономики, в которых хотели бы работать после получения профессии.
Психологическая готовность к профессиональному самоопределению
Как правило проблемы профессионального самоопределения изучаются на выборках старшеклассников, стоящих на пороге определения своего профессионального будущего. Это связано с тем, что потребность в самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников.
В отечественной психологии большое место в самоопределении молодого человека отводится активности самой личности. Как отмечает А.Е.Голомшток, одной из важнейших признается «работа по воспитанию у учащихся стремления к самопознанию, активизации их внутренней позиции в выборе профессии» (А.Е.Голомшток, 1979, с. 30). В связи с этим в процессе профессионального самоопределения выделяется задача формировать профессиональную направленность «как обусловленную отношением человека к профессиональной деятельности установку личности на развитие качеств, необходимых для успешного труда по избранной профессии» (Л. Л. Кондратьева, 1975, с. 144). По существу, выбор профессии свидетельствует о социальной и нравственной зрелости личности. В выборе профессии выступают в своем оптимальном сочетании личные интересы выпускника и, общественные интересы, поскольку каждая профессия играет определенную роль в развитии народного хозяйства, науки, культуры. Правильный выбор свидетельствует о развитии положительных черт личности учащегося, об известной сформированное™ его склонностей и способностей, о понимании им своих индивидуальных особенностей, знании мира профессий.
Выбор в конечном счете демонстрирует, насколько успешно взаимодействовали три главных участника воспитательного процесса, насколько справились со своей задачей семья, школа, общественная среда.
Выбирая профессию, школьник ориентируется на три ряда факторов. Во-первых, на личные интересы, склонности. Не следует думать, что это непременно узко индивидуалистические интересы. Выполнение общественного долга может среди них доминировать. Сюда же входят: удовлетворение материальных и духовных потребностей, общественная оценка профессии, ее престиж, содержание деятельности, условия, в которых она протекает, возможности квалифицированного роста и продвижения, профессиональная среда со специфическими формами общения и др.
Второй ряд факторов связан с пониманием того, «где я нужен», пониманием места выбираемой профессии в структуре общества, необходимости в кадрах, ощущаемых определенными регионами страны, знаниями о мире профессий. Если первый ряд факторов формируется под влиянием определенных воспитательных воздействий, то второй отражает, главным образом, уровень ознакомления с потребностями общества в рабочих руках и самими профессиями.
Третий ряд факторов связан со знаниями о своих способностях, возможностях, индивидуально-психологических особенностях, что во многом определяется культурой психологических знаний.
Таким образом, целое направление исследований по профессиональной ориентации посвящено главным образом анализу факторов, причин выбора профессии и способам активизации этого процесса. Более перспективным представляется направление исследований, в которых этот процесс включен в более широкий контекст формирования личности профессионала, т.е. в проблематику становления личности в целом. Л.И.Божович подчеркивала, что потребность в самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников, а сам процесс самоопределения можно назвать «мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающему» (Л.И. Божович, 1968, с. 44).
Для того, чтобы выбор профессии был не только мотивированным, но обеспечивал бы успешное формирование профпригодности, необходимо осуществлять эффективное психолого-педагогическое руководство этим процессом. На выбор профессии влияют множество факторов: это и социальные условия жизни в целом, условия семейного воспитания и особенности обучения в школе, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, актуальные потребности общества в кадрах, общественная значимость профессии, ее содержание и привлекательность в глазах молодежи, средства массовой информации и многое другое.
Известно много случаев раннего профессионального самоопределения при наличии у человека ярко выраженных способностей, одаренности. Особенно отчетливо это выступает в творческих профессиях. В этих случаях выбор профессии как бы «предопределяется» ярко выраженной индивидуальностью, одаренностью индивида, которые служат источником развития положительной мотивации к определенным видам деятельности. Известны случаи раннего проявления музыкальных, художественных, математических и других способностей. Так, в раннем возрасте начал сочинять музыку и выступать с концертами В.Моцарт. С 6-ти лет появилось яркое художественное дарование В. Серова (В. Смирнова-Ракитина, 1961). Из наших современников можно назвать Надю Рушеву, прожившую всего лишь 17 лет, но заявившую о себе как о незаурядной художнице (Графика Н.Рушевой, 1976). Очень рано проявился математический дар у знаменитого физика Л.Ландау, который в 4,5 года предпочитал всем занятиям и играм упражнения с числами, в 13 лет окончил школу, а в 14 стал студентом (М.Бессараб, 1978). Подобные примеры можно продолжить. Надо отметить, что интерес к определенному виду деятельности, выраженные способности помогали многим людям стойко переносить неудачи, преодолевать многочисленные препятствия на пути к вершинам мастерства.
Многие аспекты формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению стали предметом исследований, проводящихся под руководством Е.А.Климова, О.А.Конопкина, Б.А.Федоришина, Д.И.Фельдштейна и других. Закономерности формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению рассматриваются на основе развития «операциональной и мотивационно-потребностной сфер личности» (Э.А.Фарапонова, 1988; В.В.Чебышева, 1983 и др.).
В психологии готовность рассматривается как психическое состояние (Н.Д.Левитов, 1964) и как устойчивая характеристика личности (М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, 1976). Как известно, понятие «установка» в психологии начало употребляться как показатель готовности к различным формам направленного реагирования: моторная установка, сенсорная установка и т.д. В современной психологии установка изучается в связи с общей активизацией организма, как состояние предшествующее поведению (там же). Психологическая готовность к определенной форме реагирования формируется под влиянием определенных внешних и внутренних условий, осознанного или неосознанного восприятия информации, это может быть и сама деятельность и готовность к деятельности, действию.
Под психологической готовностью к профессиональному самоопределению понимается устойчивая характеристика личности, имеющая определенную структуру, в которую включаются: положительное отношение к трудовой деятельности, потребность в осуществлении профессионального самоопределения с учетом своих возможностей, умение использовать знания о себе в целях профессионального самоопределения, сформированность необходимых для выбора профессии знаний и умений, адекватная самооценка профессионально значимых качеств личности (А.В. Массанов, 1988). Структура психологической готовности, по мнению А.В. Массанова, включает в себя следующие компоненты: а) мотивационный, б) познавательный, в) эмоциональ ный, г) волевой. По нашему мнению, в обсуждаемое определение готовности следует внести некоторые коррективы. Мы считаем, что под психологической готовностью к профессиональному самоопределению следует понимать динамичное личностное образование, имеющее специфическую структуру на разных возрастных этапах. С возрастом оно изменяется, обогащается, и в разные периоды развития на первый план могут выходить те или иные компоненты готовности. Готовность имеет неодинаковые границы созревания, входящие в ее структуру компоненты развиваются и могут менять свою значимость на разных стадиях развития человека, сама структура носит индивидуализированный характер, зависящий от объективных и субъективных факторов развития ребенка.
Анализ проводившихся в этой области исследований и собственное экспериментальное исследование позволяет на данном этапе разработки проблемы включить в структуру психологической готовности к профессиональному самоопределению следующие составляющие:
1. Наличие знаний о мире профессий и их динамике (с учетом социально-исторического подхода к профессиям);
2. Развитые интересы и склонности к разным видам деятельности, которые могут иметь выход на профессиональную деятельность;
3. Развитые профессиональные намерения;
4. Адекватная оценка своих возможностей по отношению к разным видам деятельности;
5. Умение соотносить свои интересы и способности с миром профессий;
6. Активность в стремлении познать себя;
7. Определенная самостоятельность, независимость суждений относительно своих профессиональных намерений, аргументированность предпочтений в выборе профессии;
8. Определенная зрелость личности.
На наш взгляд весь процесс личностного развития ребенка на разных стадиях вносит вклад в выбор будущей профессии. Поэтому представляет интерес изучение динамики формирования психологических предпосылок формирования готовности к такому выбору на разных возрастных этапах.
Психологические основы выбора профессии.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
« Психологические основы выбора профессии »
учащаяся 9 Б класса
Бобкова Ирина Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
« Психологические основы выбора профессии »
Люди давно заметили, что профессия накладывает отпечаток на личность человека. Однако справедливо и другое: не только профессиональная деятельность формирует личностные особенности, но каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий.
Цель проекта: определить свои психологические особенности для выбора будущей профессии.
Определиться, что относится к психологическим основам выбора профессии;
Выяснить, что такое профориентация;
Провести необходимые диагностические методики для выяснения своих психологических особенностей, которые будут способствовать выбору профессии;
Провести анализ полученных результатов и сделать выводы;
Предмет: мои индивидуальные психологические способности.
Объект: психологические основы выбора профессии.
Гипотеза: возможно, если я определю свои психологические особенности , то выясню какую профессию мне выбрать в будущем.
Важнейшим критерием осознания профессионального становления личности является её способность находить личностный смысл в профессиональном труде, творить свою профессиональную жизнь, самостоятельно проектировать, принимать решения о выборе профессии. Эти жизненно важные проблемы возникают перед человеком в течение всей его жизни. В подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям. Зачастую профессиональная ориентация способствует выбору того или иного вида профессии.
I .1 Профессиональная ориентация
Условия выбора профессии
«Хочу» — это интересы и склонности к определённой деятельности, мечты о профессии. Следует различать интересы и склонности.
«Могу» указывает на свойства личности, которые обеспечивают профессиональную пригодность человека. Прежде всего это личные качества, обеспечивающие успешность профессионального обучения, его результативность, т. е. профессионально важные качества ПВК. Среди ПВК необходимо различать ПНК (профессионально необходимые качества) и ПЖК (профессионально желательные качества).
«Надо» — это реальный спрос на рабочую силу. Рабочая сила (здоровье, квалификация и способности) на рынке труда являются товаром, цена которого зависит от соотношения спроса и предложения.
В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер.
I .2 Интересы и склонности
Интересы различаются по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.), по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону), по глубине (глубокие или поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые). Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов
Способности бывают общие и специальные. Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией
Темпераменты и их характеристики.
Наряду с врожденными особенностями темперамента на выбор профессии большую роль его устойчивые приобретенные качества характера.
1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки, самомнение);
2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм);
3) к делу (инициативность, работоспособность, лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость);
4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень неустойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Черты характера окрашивают жизнь человека определенными оттенками, формируют его стиль жизни, социальное окружение, что, хоть и косвенным способом, но влияет на выбор его профессии.