Что такое пто в ржд
ПУНКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВАГОНОВ (ПТО)
В составе грузовых вагонных депо (ВЧД) имеются пункты технического обслуживания вагонов (ПТО) различного назначения, основной задачей которых является технический осмотр и текущий ремонт вагонов в процессе их эксплуатации в период между плановыми (периодическими) ремонтами.
Для обеспечения сохранности перевозимых грузов, безопасного и безостановочного следования поездов по гарантийным участкам на всех ПТО должно производиться выявление и устранение технических неисправностей вагонов перед погрузкой, в формируемых и транзитных поездах.
ПТО участковых станций располагаются в местах смены локомотивов и локомотивных бригад, а также на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками. Они предназначены для выявления и устранения только тех технических неисправностей, которые угрожают безопасности движения поездов на гарантийных участках и для опробования тормозов.
Вся сеть железных дорог разбита на участки, в пределах которых осуществляется силами вагонных депо (ВЧД) техническое обслуживание проходящих и формируемых поездов. Такие участки, примыкающие к вагонному депо, называются участками обслуживания. Все устройства вагонного хозяйства, расположенные на этих участках, находятся в ведении вагонных депо сортировочных и участковых станций. Они обеспечивают снабжение всех подразделений по текущему содержанию вагонов на этих участках. Эти подразделения, а именно ПТО сортировочных станций ПТО-С и участковых станций ПТО-У имеют гарантийные участки. Это участки пути, на протяжении которых ПТО должен обеспечить безотказное следование вагонов в обслуживаемых поездах
В настоящее время длина гарантийных участков предусматривается для груженых поездов до 1000—1200 км.
КОНТРОЛЬНЫЕ ПОСТЫ (КП) — размещаются на промежуточных станциях, разъездах, обгонных пунктах, переездах, расположенных на участках с интенсивным безостановочным движением поездов.
КП предназначены для выявления на ходу поезда вагонов с перегретыми буксами, ползунами и другими неисправностями, угрожающими безопасности движения поездов. Поезда проследуют КП с установленной скоростью.
Выявление неисправностей вагонов на КП производится визуально, путем осмотра проходящего поезда, а также с помощью автоматических устройств (ПОНАБ, ДИСК). Для обеспечения тщательного осмотра скорость поезда в пунктах осмотра снижается до 30-40 км/ч. Подсистема ДИСК-Б предназначается для автоматического обнаружения перегретых (неисправных) буксовых узлов вагонов и локомотивов при проходе поездами пункта размещения ее перегонных устройств и выдачи обслуживающему персоналу станции информации о наличии, расположении и количестве перегретых букс в поезде.
Дата добавления: 2016-09-26 ; просмотров: 10547 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Вагонник
суббота, 3 мая 2014 г.
Назначение пункта технического обслуживания
Пункты технического обслуживания вагонов (ПТО) разметаются на грузовых, сортировочных и участковых станциях по установленному начальником железной дороги перечню.
Для обеспечения сохранности перевозимых грузов, безопасного и безостановочного следования поездов но гарантийным участкам на всех ПТО должно производиться выявление и устранение технических неисправностей вагонов перед погрузкой, в формируемых и транзитных поездах.
ПТО участковых станций располагаются в местах смены локомотивов и локомотивных бригад, а также на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками. Они предназначены для выявления и устранения только тех технических неисправностей, которые угрожают безопасности движения поездов на гарантийных участках, и для опробования тормозов.
Кроме ПТО существуют также пункты опробования тормозов (ПОТ). Они размещаются на станциях смены локомотивов и локомотивных бригад, перед затяжными спусками и предназначены для опробования тормозов.
Контрольные посты (КП) размещаются на промежуточных станциях, разъездах, обгонных пунктах, переездах, расположенных на участках с интенсивным безостановочным движением поездов. Кроме этого, КП могут также находиться на станциях, имеющих ПТО. Поезда проследуют КП с установленной скоростью.
КП предназначены для выявления на ходу поезда вагонов с перегретыми буксами, ползунами и другими неисправностями, угрожающими безопасности движения поездов. Выявление неисправностей вагонов на КП производится визуально, путем осмотра проходящего поезда, а также с помощью автоматических устройств (ДИСК-БКВЦ).
Пункты технического обслуживания на межгосударственных передаточных станциях предназначены для исключения передачи на дороги сопредельных государств и приема на РЖД технически неисправных и поврежденных вагонов в груженом и порожнем состоянии.
Пункты технической передачи вагонов размешаются на станциях примыкания к подъездным путям промышленных и строительных предприятий, речных и морских портов. Эти пункты могут размещаться также и непосредственно на производственных участках этих предприятий. Предназначены для контроля за сохранностью вагонов, выявления неисправностей, а также для предъявления претензий к виновным в повреждении вагонов.
Механизированные пункты текущего отцепочного ремонта вагонов (МПРВ) размешаются на сортировочных или других станциях. Предназначены для выполнения текущего отцепочного ремонта вагонов, требующих выполнения трудоемких работ, таких, как смена колесных пар, боковых рам и надрессорных балок тележки, ремонт скользунов, смена поглощающих аппаратов, тяговых хомутов, пятников, а также сварочных работ по кузову и раме вагона.
Специализированные пути текущего укрупненного ремонта вагонов (СПРВ) размещаются на сортировочных и крупных участковых станциях. Они предназначены для выполнения таких работ, как смена пружин и фрикционных клиньев, автосцепок, триангелей, тормозных башмаков, тормозных цилиндров, авторегуляторов, воздухораспределителей, подводящих трубок, проверка букс.
Специализированные пункты технического обслуживания автономных
рефрижераторных вагонов (ПТО АРВ) служат для контроля технического состояния и устранения неисправностей энергетического и холодильного оборудования, снабжения АРВ топливом, смазкой и хладагентом. Размешаются на станциях массовой погрузки и выгрузки скоропортящихся грузов, а также на некоторых сортировочных и крупных участковых станциях, расположенных по пути следования АРВ.
В настоящее время в России ПТО станций с наиболее интенсивным движением поездов имеют статус сетевого значения (далее СПТО).
СПТО предусматривает передовую технологию организации работы, обеспечивающую высококачественное техническое обслуживание вагонов с использованием современных средств диагностического контроля, механизации трудоемких процессов ремонта вагонов, АСУ ПТО, улучшения условий труда работников СПТО.
СПТО должно находиться на направлениях формирования основных грузопотоков и обеспечивать качественное техническое обслуживание грузовых вагонов для их безотказною следования но установленным удлиненным гарантийным участкам в пределах двух или более дорог.
Для обеспечения постоянного технически исправного состояния вагонного парка и бесперебойной его работы важное значение имеет техническое оснащение и правильное размещение технологического оборудования ПТО.
Технические устройства в парках размещают таким образом, чтобы каждая рсмонтно-смотровая группа имела все необходимое для выполнения работ по техническому обслуживанию вагонов.
Оборудование устанавливают с учетом прохода машин для очистки путей от снега и проведения путевых работ на станции. Основное здание ПТО размещают в середине или головной части парка. В нем предусмотрены помещение для оператора, инструментально-раздаточное отделение, место для зарядки аккумуляторных батарей, комнаты для обогрева людей, приема пищи, сушки одежды, душевые, гардеробные. Кладовую запасных частей и материалов обычно размещают поблизости от помещения ПТО, но часто и в самом здании.
Стационарные сигналы централизованною ограждения составов устанавливают с правой стороны каждого конца пути по направлению возможного заезда на этот путь. Иногда система ограждения запрещающими световыми сигналами дополняется звуковой сигнализацией, включающейся автоматически в случае проезда сигнала ограждения.
Централизованные посты опробования автотормозов целесообразно предусмотреть в середине парка, если поезда отправляют в обоих направлениях, или со стороны выходных стрелок, когда поезда отправляют в одном направлении. Эти посты имеют компрессоры, воздухопроводную сеть с разборными колонками и пульт, для централизованного опробования автотормозов. На станциях, где локомотивы от поездов не отцепляют, посты централизованного опробования автотормозов не строят.
Переговорные колонки двусторонней оповестительной парковой связи располагают с таким расчетом, чтобы их было достаточно в зоне каждой ремонтной группы. Громкоговорители должны обеспечивать нормальную слышимость в любом месте станции, где проводятся работы по осмотру и ремонту вагонов. Причем недостаточное количество громкоговорителей, их излишек или неправильное размещение по длине путей только ухудшает слышимость, так как в этом случае они заглушают друг друга.
Освещение парковых путей, где осматривают и ремонтируют вагоны в ночное время, должно соответствовать установленным нормам. В зависимости от местных условий осветительные приборы могут быть установлены на специальных мачтах высотой до 28 м или на мачтах, являющихся опорами для подвешивания гибких поперечин контактной сети. Светильники также можно подвешивать на опорах или различных поперечинах контактной сети, а на не электрифицированных участках — на специальных гибких поперечинах над каждым междупутьем на высоте от 7 до 9 м. В дополнение к этому для освещения ходовых частей поездов, осматриваемых при входе на станцию, с обеих сторон пути размещают прожекторы.
Технологический запас деталей и материалов хранится на передвижных ремонтных машинах, на стеллажах открытого и закрытого типов, расположенных на междупутьях станции и в местах экипировки ремонтных машин.
На закрытых стеллажах находится запас инструмента. Мелкие детали укладывают в небольшие ячейки. На открытых стеллажах размещают пружины, триангели, тормозные колодки и т.д. Ширина стеллажей не должна превышать 700 мм у основания при ширине междупутья не менее 4800 мм; дверки закрытых стеллажей, обращенных в сторону пути, запрещается делать распашными, их делают только раздвижными. На боковых стенках или дверках стеллажей прикрепляют табличку с описью неснижаемого запаса деталей.
Узкую колею для передвижных стеллажей, транспортировочных тележек и самоходных ремонтных машин, как правило, укладывают через одно междупутье при условии, что ширина междупутья не менее 4800 мм. Для ремонтных установок с малым радиусом действия домкрата (от 2,2 до 2,3 м) узкую колею укладывают на каждом междупутье.
Вся работа по осмотру и текущему ремонту вагонов на сортировочной станции (рис.) с раздельными парками организуется следующим образом.
Работа пунктов технического обслуживания вагонов на сортировочных и участковых станциях
Обслуживание вагонов на ПТО сортировочной станции (рис. V.1) начинают с проверки технического состояния вагонов в парке прибытия и выявления неисправностей, которые могут быть устранены только при отцепочном ремонте, с подачей вагонов на специально выделенный путь или в депо. Продолжительность осмотра вагонов в этом парке не должна превышать 15 мин.
В сортировочном парке также проверяют техническое состояние вагонов для выявления повреждений, возникших в процессе выполнения маневровой работы и недопущения пропуска в парк отправления вагонов, требующих текущего отцепочного ремонта.
В парке отправления выполняют контрольный технический осмотр и работы по ремонту и замене неисправных узлов и деталей вагонов без отцепки от составов по разметкам, сделанным осмотрщиками в парках прибытия и сортировочном, а также при осмотре в парке отправления. Продолжительность обработки состава 30 мин.
Если сортировочный парк станции одновременно является парком отправления, техническое обслуживание вагонов выполняют непосредственно в этом парке после окончания формирования составов. Прибывающие на сортировочную станцию транзитные поезда осматривают и ремонтируют в парках отправления или в транзитных парках.
Контролируют техническое состояние вагонов в парке прибытия в такой последовательности.
Дежурный по парку или по станции по громкооповестительной связи или телефону заблаговременно извещает осмотрщиков вагонов и оператора ПТО о подходе или очередности обслуживания поездов с указанием времени прибытия или начала работы. Осмотрщики вагонов, получив информацию о подходе поезда, выходят на пути его приема.
Обычно в парках прибытия применяют многогрупповой метод обслуживания составов. Одна группа осмотрщиков располагается у предельного столбика или на месте остановки хвостового вагона для внешнего контроля прибывающего поезда с ходу, а другая — у места остановки головного вагона. При трех- и четырехгрупповом методе обслуживания поездов (рис. V.2) промежуточные группы выходят к местам начала осмотра состава согласно технологическому процессу.
При осмотре прибывающего в парк поезда выявляют дефекты на поверхности катания колес, волочащиеся детали подвагонного оборудования, проверяют состояние буксового узла, рессорного подвешивания тележек, автосцепного устройства, кузова, тормозной рычажной передачи.
После остановки поезда головная группа осмотрщиков, получив информацию от машиниста о работе тормозов и замеченных в пути неисправностях вагонов, сообщает другим группам номера неисправных вагонов в прибывающем поезде. Затем после разъединения соединительных рукавов между локомотивом и первым вагоном и отхода локомотива открывают концевой кран для выпуска воздуха из тормозной магистрали состава. Перед началом работы состав ограждают с головы и хвоста сигналами остановки, о чем оператор ПТО извещает группы по громкооповестительной связи. При отсутствии централизованной системы ограждения составов сигналы ограждения устанавливают специально выделенные работники ПТО.
После ограждения состава ремонтная бригада приступает к проверке технического состояния вагонов одновременно с двух сторон по схеме, приведенной на рис. V.3, причем каждый осмотрщик отвечает за качество проверки состояния всех частей вагонов,, расположенных с одной стороны состава, а также за одну тележку и раму половины вагона. Возможны и другие варианты схем технического контроля состояния вагонов. О выявленных неисправностях на боковых стенах кузовов, на бортах платформ и котлах цистерн наносят условные меловые пометки. На вагонах, направляемых в отцепочный ремонт, наносят меловые пометки с указанием главной неисправности, из-за которой вагон подлежит отцепке, а также о месте, куда следует подать/вагон: «в депо», «ремпуть», «перегруз», при этом на вагоны, подлежащие. ремонту с отцепкой, осмотрщики-ремонтники или осмотрщики вагонов выписывают уведомления формы ВУ-23 в двух экземлярах: один для вручения в техническую контору, другой — для передачи в депо.
Осмотрщики каждой группы записывают в книгу формы ВУ-15 номера первого и последнего осмотренных вагонов, наносят на эти вагоны свои условные меловые пометки. Затем старший по группе сообщает оператору ПТО номера вагонов, требующих отцепки, характер их неисправностей и информирует его о возможности снятия сигналов ограждения. Оператор ПТО, получив эти извещения от всех групп, снимает сам (при централизованной системе) или дает указание снять сигналы ограждения и оповещает об этом бригаду по громкооповестительной связи. О готовности состава к роспуску с горки оператор докладывает дежурному по станции или маневровому диспетчеру и сообщает о наличии вагонов, требующих отцепки.
На крупных сортировочных станциях количество и состав бригад по техническому обслуживанию вагонов в парке прибытия устанавливают с учетом обеспечения роспуска с горки не менее 5—6 составов в 1 ч.
В парке прибытия имеются служебное помещение для работников бригады; устройства для централизованного ограждения составов; громкооповестительная связь; прямая телефонная связь с дежурным по станции, парку и горке; общая внутристанционная связь; прожекторное освещение в горловине парка для осмотра движущихся поездов в ночное время; осветительная линия над путями приема поездов; наружные электрические часы.
В сортировочном парке, кроме контроля технического состояния вагонов в процессе выполнения маневровых операций, предусмотрен технический осмотр и ремонт вагонов на специально выделенных путях.
На многих сортировочных станциях осмотрщик вагонов парка формирования прикрепляется к составительской бригаде, помогая составителю выявить наличие разницы более 100 мм в высоте автосцепок, а также следит за сохранностью вагонов при маневровых работах.
На вагоны, требующие отцепочного ремонта, осмотрщик выдает уведомление формы ВУ-23. Для выполнения этого вида ремонта на ряде станций созданы механизированные пункты текущего отцепочного ремонта (рис. V.4). Кроме оборудования, указанного на рисунке, механизированные пункты оснащены транспортными средствами, линией низковольтного напряжения для электроинструмента и переносных светильников, электрическим и пневматическим слесарным и столярным инструментом и приспособлениями. На междупутьях проложены асфальтированные или бетонированные дорожки. Как правило, механизированный пункт имеет два сквозных пути для ремонта вагонов и тупиковый путь для запасных и ремонтируемых тележек и колесных пар, На каждом ремонтном пути предусмотрены три последовательно расположенных участка: накопления неисправных вагонов, их ремонта и накопления отремонтированных вагонов, ожидающих вывода в парк формирования.
После уборки отремонтированных вагонов ожидающий ремонта подвижной состав передвигают на освободившийся участок пути, а на его место вновь поступают неисправные вагоны.
На путях должно помещаться до 10—15 % вагонов от суточного поступления их в ремонт, а на крупных пунктах — до 25 %.
На МПРВ, удаленных от депо, предусматривают ремонтные мастерские, в которых размещают колесно-роликовое и кузнечно-электросварочное отделения, инструментальную, кладовую, служебные и бытовые помещения.
Рабочие места на ремонтных участках должны быть оснащены стеллажами и различными приспособлениями.
Ремонтную бригаду, занятую текущим отцепочным ремонтом,, возглавляет мастер или бригадир. Количество рабочих в бригаде и их профессиональный состав устанавливают в зависимости от объема работ и преобладающего типа подвижного состава, проходящего через станцию.
Отремонтированные вагоны принимает мастер или приемщик вагонов, после чего заполняют уведомление о выпуске их из ремонта формы ВУ-36, на основании которого депо и станция снимают вагоны с учета неисправных.
В парках отправления сортировочных станций, как уже отмечалось, контролируют техническое состояние и текущий безотцепочный ремонт вагонов перед отправлением поездов в рейс.
Перед передачей сформированного состава из сортировочного парка в парк отправления дежурный по станции извещает об этом оператора ПТО, сообщая номер пути, количество вагонов в составе, номера головного и хвостового вагонов и время отправления поезда. Оператор ПТО записывает эти данные в книгу формы ВУ-14 с указанием времени предъявления состава и дает указание бригаде парка отправления приступить к обработке состава.
Работы выполняют комплексные бригады многогрупповым методом. Профессиональный состав и количество бригад и групп устанавливают в зависимости от объема и трудоемкости выполняемых работ с учетом того, что продолжительность обработки каждого поезда, включая опробование автоматических тормозов от локомотива, не должна превышать 30 мин.
Как правило, комплексная бригада в парке отправления (рис. V.5) состоит из осмотрщиков вагонов, осмотрщиков по автотормозам, слесарей по ремонту подвижного состава и столяров. Каждая группа ремонтной бригады осматривает и ремонтирует вагоны в своей части состава. При контрольном осмотре составов осмотрщики-ремонтники отмечают мелом вновь обнаруженные неисправности, а затем вместе со слесарями участвуют в их устранении и проверяют качество выполненных работ.
Работой всей бригады руководит сменный мастер или старший осмотрщик вагонов, которые обеспечивают своевременную обработку состава.
Доставку запасных частей в парк и уборку неисправных деталей выполняют специально выделенные рабочие в дневное время.
Управляет работой ПТО оператор, который ведет график-журнал работы смены, информирует бригады о начале работ и предупреждает о времени, оставшемся до окончания обработки составов, следит за снабжением парков запасными частями и проследованием поездов по гарантийному участку. На рабочем месте оператора имеется световое табло, показывающее расположение путей в парках станции и пульт управления устройствами для ограждения путей, централизованного опробования автотормозов, а также сигнализация включения и отключения сварочных агрегатов. На пульте установлены микрофоны и динамики громкооповестительной связи, поездной радиосвязи и телефоны для прямых служебных переговоров с маневровым диспетчером и дежурным по парку станции. На некоторых станциях помещение оператора оборудовано средствами телевизионного контроля.
После окончания технического обслуживания состава сменный мастер или старший осмотрщик дает указание оператору снять ограждение, затем извещает дежурного по станции о готовности поезда, подтверждая это записью в книге предъявления грузовых вагонов к техническому осмотру формы ВУ-14.
На станциях, где одновременно с техническим обслуживанием составов перед отправлением в рейс готовят вагоны к перевозкам или обрабатывают порожние маршруты перед отправлением на погрузочные дороги по регулировочному заданию, для выполнения этих работ выделены специальные бригады. На каждый порожний маршрут или группу порожних вагонов, подготовленных под погрузку (которая должна производиться на промежуточных станциях участка), составляют натурный лист, который подписывают дежурный по станции, сменный мастер или старший осмотрщик вагонов и в нем указывают, под какой груз подготовлены вагоны.
Назначение и технологический процесс пунктов технического обслуживания парка прибытия
Назначение пунктов технического обслуживания (ПТО) вагонов сетевого значения. Контроль технического состояния вагонов. Определение объема работ на ПТО. Должностные обязанности руководящего состава. Снабжение материально-техническими ресурсами ПТО.
Челябинский институт путей сообщения
филиал государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Уральский государственный университет путей сообщения»
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
1. Назначение и технологический процесс ПТО парка прибытия
ПТО расположено на грузовой станции первого класса, разделяющей смежные гарантийные участки следования грузовых поездов.
Пункт технического обслуживания вагонов сетевого значения предназначен для подготовки вагонов в транзитных поездах к отправлению на удлиненные гарантийные участки, передачи вагонов на пути не общего пользования промышленных предприятий и приемки вагонов с подъездных путей на станцию.
Техническое обслуживание грузовых вагонов на ПТО производится с «пролазкой» для выявления и устранения технических неисправностей вагонов в формируемых и транзитных поездах, обеспечения сохранности перевозимых грузов, безопасного графикового следования поездов по гарантийным участкам.
1.2 Технологический процесс ПТО
Работа смен ПТО организована с учетом обеспечения безопасности движения поездов за счет своевременной подготовки инструмента, приспособлений, механизмов и запасных частей, правильной расстановки людей в бригадах и группах, применения передовых методов технического обслуживания, осуществления тщательного контроля качества работы.
Техническое обслуживание поездов осуществляется 2 бригадами:
Каждая группа осмотрщиков-ремонтников отвечает за свою часть состава.
Техническое обслуживание производится по следующей схеме:
При контроле технического состояния вагонов, осмотрщик правой стороны каждой группы передает оператору ПТО по радиосвязи номера «пограничных» вагонов осмотра. Номера сходных вагонов каждой группы состава записываются оператором ПТО парка в график исполненной работы смены.
— одной бригадой состоящей из трех групп (в каждой группе по 1 человеку) осмотрщиков- ремонтников (автоматчиков);
Предъявление к техническому обслуживанию поезда производится сразу после прибытия поезда. При одновременном прибытии двух и более поездов ДСП устанавливает очередность обработки этих поездов и сообщает оператору ПТО об очередности их технического обслуживания. Оператор ПТО в графике отмечает время прибытия поезда, время ограждения поезда ДСПЦ и предъявляет поезд к техническому обслуживанию.
Осмотрщики вагонов о начале осмотра каждого прибывшего по очередности поезда, докладывают оператору ПТО, который отмечает в графике исполненной работы смены время начала осмотра.
О подходе поездов к станции дежурный по станции заблаговременно оповещает работников ПТО по двусторонней оповестительной связи, указывая путь приема, направление следования, о предполагаемой работе по изменению состава поезда, время отправления поезда на запланированную нитку графика.
При наличии в прибывающем поезде вагонов с показанием КТСМ, оператор ПТО по парковой связи оповещает работника, находящегося на встрече, о номере прибывающего поезда и порядковом номере вагона обнаруженного КТСМ, номере колесной пары, стороне и уровне нагрева буксы.
« Поезд № прибывает на путь … в вагоне № …с головы состава, правая сторона горение буксового узла» По ПЭВМ уточняет в натурном листе номер переданного вагона. Дальнейшие действия оператора, дежурного по станции, осмотрщика вагонов при показаниях приборов КТСМ.
Получив извещение от ДСП о подходе поезда, оператор ПТО по радиосвязи передает осмотрщикам-ремонтникам вагонов о встрече поезда.
«Островок безопасности» четной горловины располагается между 10 и 11 путями, в нечетной горловине два «островка безопасности», между 3 и 4 путями и на бровке 1 пути (для длинносоставных поездов).
В случае занятости бригад техническим обслуживанием поездов, встречу производит ст. осмотрщик-ремонтник.
При встрече поезда «сходу» осмотрщики вагонов, при контроле технического состояния движущихся вагонов, выявляют незакрепленные, провисшие и болтающиеся детали вагонов, в том числе:
— воздухопроводы, рычажные передачи, изломанные предохранительные устройства, открытые разгрузочные крышки люков и сливные устройства, целостность тормозной магистрали, перекрытие концевых кранов и разъединение рукавов;
— биение колесной пары, издающее зрительный эффект движения обода колеса «по восьмерке»;
— частые колебания рессорного комплекта, вибрация рамы тележки и кузова вагонов;
— удары деталей рычажной передачи о другие детали тележки.
— неисправности поверхностей катания колес и буксового узла по характерным звукам, наличию пара, дыма;
— видимые и по специфическим признакам неисправности вагонов, их узлов и деталей;
— вибрация тележки, тряска люка и её конца, частые вертикальные колебания буксы, резкий стук рычажной передачи;
— характерное пощелкивание в буксе, вертикальное перемещение буксового узла и боковины тележки.
Осмотрщик, осматривающий поезд «сходу», при обнаружении неисправностей или их признаков, сообщает по радиосвязи о них оператору ПТО, называя последние четыре цифры номера вагона:
Техническое обслуживание транзитных грузовых поездов проследовавших гарантийный участок и поездов своего формирования осмотрщики вагонов производят строго параллельно с обеих сторон с пролазкой.
При техническом обслуживании вагонов необходимо проверить:
— наличие деталей и узлов вагонов и их соответствие установленным нормативам;
— сроки ремонта, а для вагонов, имеющих на боковой стене трафарет «ПРОБЕГ», величину исполненного межремонтного пробега, нормативы периодичности проведения плановых видов ремонта;
При проверке технического состояния вагонов особое внимание должно обращаться на выявление так называемых “взаимосвязанных” неисправностей.
Так при обрыве подвески башмака:
— выпадение валика подвески;
— падение деталей рычажной передачи (утеря);
— ослабление крепления буксовой крышки;
— излом деталей рессорного комплекта (утеря).
При этом должны быть тщательно проверены колесные пары данной тележки в части наличия выбоин, неравномерного проката и наоборот. При наличии выбоин, неравномерного проката проверяется исправность тормозного и рессорного подвешивания, отсутствие трещин в литых деталях тележек, элементах шкворневого узла. В случае выявления изломов корпуса, просевших, потерявших упругость поглощающих аппаратов, должно тщательно проверяться:
— отсутствие трещин корпуса автосцепки;
— излома, трещины клина;
— повреждение рамы и торцевых стен (дверей) кузова вагона.
Осмотрщики вагонов также контролируют:
— сроки ремонта вагонов;
— исправность колесных пар с буксовыми узлами;
— исправность тормозной рычажной передачи триангелей, тормозных башмаков и колодок, их типовое крепление;
— после выгрузки на вагоноопрокидывателях внимательно осмотреть и не допускать выпавшие и не восстановленные детали, в том числе с нетиповым креплением тормозных колодок;
— скользуны и соответствие зазоров установленным нормам. При обнаружении отсутствия зазоров в скользунах с одной стороны вагона проверяется состояние скользунов другой боковой стороны. При этом в случае отсутствия признаков работы скользунов (нет следов касания поверхностей, поверхности скользунов покрыты коррозией) вагон отцепить в текущий отцепочный ремонт;
— в технологических окнах боковых рам тележек не допускать наличие колодок, других деталей и предметов;
— при выявлении течи по трещинам котла и некачественным сварным швам место неисправности обводить светлой краской с пометкой слова «течь».
— контроль неисправностей отдельных элементов конструкции вагона, приводящих к выходу узлов и деталей за нижнее очертание габарита подвижного состава;
— нагрев буксы с подшипниками качения, их состояние (определяется на ощупь, визуально, остукиванием контрольным молотком) выявляются неисправности буксового узла по внешним признакам;
Каждый осмотрщик вагонов отвечает за качество осмотра всех частей вагона, расположенных с его стороны. За торцевую сторону вагона отвечает осмотрщик вагонов, со стороны которого расположен расцепной привод;
— за техническое состояние автосцепного устройства на вагоне несет ответственность осмотрщик вагонов, со стороны которого расположен расцепной привод;
— о выявленных неисправностях вагонов на боковых стенках кузовов, бортах платформ, котлах цистерн, боковых рам тележек, буферном брусе осмотрщики вагонов делают меловые пометки и условные надписи.
По окончании осмотра вагонов поезда осмотрщик-ремонтник вагонов должен проверить качество выполнения ремонта слесарем. После устранения неисправностей меловые пометки с кузовов вагонов удаляются.
При выявлении у вагона неисправности, которую нужно устранять при текущем отцепочном ремонте или на специализированных путях, на кузове вагона необходимо, нанести четкую меловую разметку с указанием неисправности, места подачи вагона, даты и фамилии осмотрщика. Надпись заключить в треугольник. На вагон, требующий отцепки, осмотрщик вагонов передает оператору ПТО данные для заполнения уведомления ВУ-23 «М», ВУ-26 и формирования сообщения 1353. Классификаторы неисправностей, при наличии которых вагоны отцепляются в текущий ремонт указан в приложении №20 и неисправностей, с которыми вагоны направляются для ремонта на специализированные пути указан в приложении №21.
Осмотрщик вагонов сообщает номер вагона, порядковый номер колесной пары, сторону и результаты проверки. Вагоны с перегретыми буксами по показанию КТСМ. Перегретые буксы, показанные аппаратурой КТСМ, осматриваются в возможно короткие сроки до их остывания не позднее 20 минут после остановки поезда. (ТК-292 п.4.2.11). Дополнительно выявленные перегретые буксы осмотрщики также передают оператору.
Осмотрщики ремонтники, по окончании осмотра, информируют оператора о начале ремонта. Инструмент осмотрщик-ремонтник получает перед вступлением на работу. При наличии большого объема ремонта в одной группе, по указанию старшего осмотрщика вагонов, помогают выполнять ремонт работники другой группы.
Осмотрщики вагонов при осмотре вагонов, оборудованных датчиками КБД-2, обязаны осмотреть визуально кронштейны, которые не должны иметь видимых механических повреждений. При выявлении на вагоне отсутствие датчиков или есть повреждение, осмотрщики вагонов сообщают оператору, который вносит данные в специальный журнал.
Осмотрщики вагонов, проконтролировав выполнение работ, убеждаются в их выполнении и отсутствии людей у вагонов, сообщают оператору по переговорной колонке или переносной радиостанции о готовности своей части поезда. Группа в полном составе переходит к обслуживанию следующего поезда.
Оператор на графике отмечает время дачи технической готовности осмотрщиками вагонов с указанием фамилии.
Если после дачи технической готовности в течении 4-х часов под состав не подан локомотив, то по получению информации от ДСП об ориентировочном времени выдачи локомотива под состав, за 30 минут до подхода локомотива, состав повторно предъявить к контрольному осмотру (осмотру без пролазки). При осмотре особое внимание уделять наличию на вагонах деталей изготовленных из цветного металла.
Оставленные по смене составы, за которые дана техническая готовность в последний час работы, после простоя состава в принявшей смене без локомотива в течение 2х часов, предъявить к контрольному осмотру (осмотру без пролазки).
Если в момент передачи дежурства сдающая смена не закончила техническое обслуживание предъявленных ей составов, то вступающая смена принимает дежурство непосредственно в парке и заканчивает техническое обслуживание этих составов.
2. Определение объёма работ на ПТО.
2.1Работой ПТО станции руководит начальник ПТО. В его подчинении находится мастер ПТО.
2.2 Мастер на вверенном ему участке несет ответственность за выполнение правил техники безопасности и охраны труда работающими, выполнение технологического процесса технического обслуживания вагонов на ПТО, указаний ОАО РЖД, руководства дороги, отделения дороги и вагонного депо, за исправность оборудования и состояние хозяйства.
2.3. Оперативное руководство работой ПТО и контроль за выполнением требований техники безопасности, внедрением технологических процессов и организацией работы в соответствии с ними, проведением профилактической работы в соответствии с мероприятиями по безопасности движения и сохранности подвижного состава, выполнением указаний ОАО РЖД, руководства дороги, отделения дороги и вагонного депо осуществляет заместитель начальника депо по эксплуатационной работе.
2.4. Схема оперативного руководства работой ПТО приведена на рисунке 1.
2.5. Работники парков пункта технического обслуживания входят в состав единых смен станции и в оперативном отношении подчиняются ДСП.
2.6. Оперативную связь с работниками станции, бригадами и группами работников ПТО осуществляют оператор парков ПТО.
Имеющиеся на ПТО устройства радиосвязи, двусторонней парковой связи используются для организации технического обслуживания поездов и обеспечения безопасности движения.
2.8. Оперативное планирование работы ПТО производится на смену и по 3-х часовым периодам. Оператор ПТО получает от ДСП станции план прибытия и отправления поездов и дает указание по радиосвязи работникам смены о порядке обработки составов
2.9. Организация работы на ПТО предусматривает следующее распределение обязанностей:
— общая организация работы ПТО, выполнение правил техники безопасности и производственной санитарии, обеспечение исправного состояния технологических средств и материально-технического снабжения возлагается на начальника ПТО;
2. Должностные обязанности руководящего состава ПТО
Начальник пункта технического обслуживания организует работу пунктов технического обслуживания, по обеспечению своевременного и качественного технического обслуживания, ремонта вагонов, для безопасного проследования их в поездах по гарантийным участкам в установленное время графиком. Указания начальника пункта технического обслуживания обязательны для исполнения всеми работниками пункта технического обслуживания.
Начальник пункта технического обслуживания имеет право:
1). Рекомендовать рабочих для приема на пункт технического обслуживания в пределах численности, установленной планом по труду.
2). Привлекать работников ПТО к дисциплинарной ответственности за нарушение производственной и трудовой дисциплины, а также переводить их при производственной необходимости, в пределах ПТО из одной смены в другую, давать предложения о перемещении на другие производственные участки.
3). Предоставлять руководству депо отличившихся работников ПТО к премированию и другим видам поощрений, предусмотренных Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ.
4). Требовать от начальника станции и его дежурного аппарата своевременного доведения до работников ПТО сменных заданий по приему отправлению поездов.
Начальник пункта технического обслуживания обязан:
1). Обеспечить выполнение плана приема и отправления поездов, своевременное и качественное техническое обслуживание вагонов и безопасное проследование их в поездах по гарантийным участкам.
2). Обеспечить строжайшее соблюдение установленной технологии правил внутреннего распорядка производственной и трудовой дисциплины, чистоты и порядка на рабочих местах, правил техники безопасности и охраны труда, требований противопожарной безопасности и электробезопасности.
3). В соответствии с нормативами по безопасности движения, составлять ежемесячные личные планы работ, организовывать и проводить проверку качества технического обслуживания вагонов, с целью предупреждения случаев задержек и браков в работе.
4). Обеспечить контроль за сохранностью вагонного парка при производстве маневровой работы и погрузочно-выгрузочных операциях.
5). Принимать активное участие в разработке, внедрении новых более актуальных производственных технологических процессов и прогрессивных методов труда.
6). Подводить итоги работы смен ПТО, создать условия для выполнения работниками сменных и месячных заданий.
7). Содействовать развитию рабочего изобретательства, внедрению рационализаторских предложений и изобретений, выполнению решений производственных совещаний.
8). Проводить профилактические меры по укреплению трудовой дисциплины и обеспечению сохранности перевозимых грузов, государственной собственности.
9). Производить рассмотрение в установленные сроки заявлений и жалоб работников ПТО, принимать меры по удовлетворению их законных требований.
10). Производить повышение квалификации путем организации проведения технических занятий и личного участия.
11). Повышать свой деловой, технический и экономический уровень знаний.
НПТО несет ответственность за деятельность возглавляемого им ПТО, выполнение обязанностей, возложенных на него положением действующего трудового Законодательства, приказов и указаний ОАО «РЖД» и других вышестоящих органов.
Права и обязанности мастера ПТО.
Мастер подчиняется непосредственно начальнику пункта технического обслуживания.
Мастер ПТО является ответственным за обеспечение осмотрщиков-ремонтников вагонов инструментом, материалами и запасными частями необходимыми для качественного технического обслуживания и ремонта вагонов, организует своевременный ремонт оборудования и оснастки.
Мастер имеет право:
1). В пределах плана по труду рекомендовать работников для приема на работу и производить расстановку по сменам.
2). При производственной необходимости давать предложения о переводе работников ПТО из одной смены в другую и переводе на другую работу.
3). Принимать участие в присвоении рабочим квалификационных разрядов в соответствии с тарифно-квалификационным справочником и сданным испытанием.
4). Вносить предложения о премировании работников за высокие производственные показатели, образцовую работу и успешное выполнение заданий.
5). Давать предложения в соответствии с положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта о привлечении к дисциплинарной ответственности рабочих ПТО, допускающих недоброкачественное выполнение работ, нарушение производственной или трудовой дисциплины рабочих, систематически допускающих нарушения в работе.
6) Требовать от администрации своевременного обеспечения необходимыми материалами, комплектующими изделиями, запасными частями, не допускать использования в производстве запасных частей, не отвечающих техническим условиям.
1). Обеспечивать выполнение плановых заданий, неуклонное повышение производительности труда.
2). Проводить проверку качества технического обслуживания и ремонта вагонов, соблюдения установленной технологии правил ремонта.
3). Проводить производственный инструктаж по выполнению правил охраны труда и техники безопасности, технической эксплуатации оборудования и инструмента.
4). Осуществлять контроль за выполнением инструкций, нормативов, правил внутреннего распорядка, соблюдением производственной и трудовой дисциплины, обеспечением сохранности перевозимых грузов и государственной собственности.
5). Предупреждать нарушения безопасности и простой в работе, не допускать потери топлива, энергии, материалов и устранять причины, их вызывающие.
6). Внедрять в установленном порядке новые высокопроизводительные технологические процессы и передовые методы производства и труда.
7). Организовать обучение молодых, вновь принятых рабочих, оказывать рабочим помощь в повышении квалификации, обеспечивать проведение регулярных технических занятий с рабочими.
8). Участвовать в разработке производственных графиков и обеспечивать равномерную работу по графикам.
Обязанности старшего осмотрщика вагонов.
1). Представлять к поощрению особо отличившихся работников смены;
2). Не допускать к работе и отстранять от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;
3). Разрешать разногласия между работниками бригад по вопросам осмотра и ремонта;
4). Организовывать и контролировать качество технического обслуживания длинносоставных поездов;
5). Содействовать развитию изобретательства, своевременному внедрению принятых рационализаторских предложений и изобретений и выполнять решения производственных совещаний;
6). Участвовать в рассмотрении заявлений и жалоб рабочих и принимать меры к удовлетворению их законных требований;
7). Систематически повышать свой деловой и технический уровень знаний.
Старший осмотрщик-ремонтник вагонов обязан:
осуществлять оперативное руководство сменой, производит расстановку исполнителей по бригадам и группам, исходя из наличия рабочих смены и их квалификации, в соответствии с требованиями настоящего технологического процесса;
распределять производственные задания между группами в соответствии с планом формирования и подходом поездов;
обеспечивать выполнение плановых заданий по приему и отправлению поездов, обеспечению безопасности движения поездов;
требовать соблюдения технологического процесса обслуживания грузовых вагонов;
вести контроль за соблюдением работниками производственной и трудовой дисциплины;
контролировать выполнение осмотрщиками вагонов Правил технической эксплуатации, должностных и местных инструкций;
— проводить инструктажи по безопасным методам работы и технике безопасности, организовывать 1-ю ступень контроля за состоянием охраны труда и техники безопасности;
нести личную ответственность за обеспечение безопасности движения и сохранность перевозимых грузов;
не допускать отправление со станции поврежденных вагонов, на каждый поврежденный вагон выписывать акт ф. ГУ-23 в 3-х экземплярах и предоставлять его НПТО.
контролировать соблюдение технологии, качество безотцепочного ремонта вверенными ему работниками при техническом обслуживании;
производить осмотр буксовых узлов вагонов, имеющих показания КТСМ;
давать окончательную готовность отправляемому поезду, докладывая об этом оператору ПТО и подтверждая росписью в книге формы ВУ-14 у дежурного по парку (для парка отправления);
по окончании работы смены доводить до осмотрщиков вагонов полученную информацию о проследовании отправленных на соседние ПТО поездов и принимать меры по улучшению дальнейшей работы;
— производить контрольную проверку автотормозов в поездах, имеющих остановки по неисправности тормоза на участке;
— обеспечивать уборку закрепленной территории, инструмента работниками смены;
— контролировать исправное состояние инструмента, оборудования и технических обустройства, расположенных в парке;
— по окончании смены обеспечивать передачу заступающей смене запасных частей, инструмента, оборудования и оснастки;
— организовывать взаимопроверки общественными инспекторами по безопасности движения;
— уметь расшифровывать ленту регистрации УЗОТ;
Осмотрщик-ремонтник вагонов обязан:
— перед началом работы знакомиться с поступившими приказами и указаниями по кругу своих обязанностей, проверять наличие и исправность инструмента средств измерений, необходимых вагонных деталей и материалов на стеллажах, а также проверять исправность инструмента, спецодежды и спецобуви. При необходимости через старшего осмотрщика принимать меры по устранению обнаруженных отступлений от действующей нормативно-технической документации;
выполненять Правила технической эксплуатации, должностные и местные инструкции;
— при исполнении служебных обязанностей быть в спецодежде и иметь при себе исправный инструмент, средства измерения и контроля;
— обеспечивать выполнение плановых заданий по отправлению и приему поездов;
— производить своевременно и качественно осмотр вагонов с пролазкой, проверку автотормозов от установки УЗОТ и локомотива, выдавать машинисту справку ВУ-45;
— обеспечивать безопасность движения и сохранность перевозимых грузов;
— по окончании ремонта вагонов стирать с вагонов нанесенные на них ранее меловые надписи о технических неисправностях вагонов;
— передавать оператору номера вагонов, подлежащие текущему отцепочному или плановому ремонту. Отменить решение осмотрщика-ремонтника об отцепке вагона может только старший осмотрщик-ремонтник, мастер или начальник ПТО;
— по окончании технического обслуживания уведомлять оператора или руководителя смены ПТО о готовности вагонов к следованию в поезде;
— осуществлять контроль за сохранностью вагонов, не допускать отправления со станции поврежденных вагонов;
— производить уборку отработанных деталей;
— выполнять требования правил и инструкций по технике безопасности.
— производить своевременно и качественно безотцепочный ремонт вагонов; по окончании ремонта вагонов стирать с вагонов нанесенные на них ранее меловые надписи о технических неисправностях вагонов;
— выполнять работы указанию руководителя смены.
Обязанности оператора ПТО:
— перед началом работы ознакомиться с приказами и указаниями по кругу своих обязанностей.
— проверить исправность аппаратуры, радиосвязи, телефонной и парковой связи.
— знать устройство вагонов, классификатор ремонтных работ на вагоне при безотцепочном ремонте на ПТО, текущего отцепочного ремонта, установленные межремонтные нормативы по пробегу и сроку постановки вагонов в плановые виды ремонта.
— запрашивать перед началом работ информацию о наличии тормозных башмаков под составом;
— ограждать поезда централизованным ограждением, предъявлять поезда к техническому обслуживанию, снимать ограждение при подгонке локомотива и после дачи технической готовности.
— принимать от осмотрщика на встрече поездов информацию о неисправностях, выявленных при встрече поезда «сходу», фиксировать её и передавать осмотрщикам смотровых групп, требовать от осмотрщиков и фиксировать результаты осмотра;
— передавать наименование работ из наряда по парковой связи осмотрщикам-ремонтникам соответствующих групп, требовать от них выполнение работ по наряду.
— объявлять по парковой связи работникам ПТО о готовности состава.
— информировать бригады осмотрщиков-ремонтников вагонов о нормах времени на техническое обслуживание составов;
— контролировать и регистрировать выполненную работу осмотрщиками вагонов и заносить выполнение в лицевые счета осмотрщиков вагонов.
— давать готовность на состав ДСП (маневровому диспетчеру);
— выполнять отчет за смену по установленной форме, с заполнением графика выполненной работы смены и учетом израсходованных на ремонт вагонов запасных частей и материалов.
— передавать работу, установленным порядком, в конце смены оператору ПТО заступающей смены.
3. Технологическое оборудование на ПТО
Для обеспечения высокого качества технического обслуживания вагонов на ПТО применяются:
— диагностический комплекс КТСМ-02, расположенный на подходах к ПТО;
— автоматизированная система управления производственными процессами (АРМ оператора ПТО), позволяющая принимать и обеспечивать передачу информации о неисправностях вагонов;
Технологическое оснащение ПТО приведено в таблице 3.4.1: