Что такое пуруша в индийской философии
ПУРУША
Полезное
Смотреть что такое «ПУРУША» в других словарях:
Пуруша — (санскр. purusha «адам» немесе «рух») – құдайлар әлемді (дүниені) жасау үшін құрбан етілген ертедегі ғарыштық адамды білдіретін көне үнді діні мен философиясындағы термин (Ригведа – «пуруша сукта», Ведаларды қар.), бірақ кейін әлемдік және жеке… … Философиялық терминдердің сөздігі
пуруша — дух, сознание Словарь русских синонимов. пуруша сущ., кол во синонимов: 6 • атман (3) • брахман … Словарь синонимов
ПУРУША — (санскр. человек муж), одно из основных понятий индийской философии, означающее (начиная с Махабхараты и классических индийских философских систем) дух, сознание, духовное начало в его абсолютной противоположности материи пракрити; наиболее… … Большой Энциклопедический словарь
ПУРУША — (др. инд. Purusa, букв. «человек»), в древнеиндийской мифологии первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, «Я»; в некоторых философских системах (напр., санкхья) П. вечное, сознающее, но инертное начало, соединяющееся с … Энциклопедия мифологии
ПУРУША — (санскр. человек, мужчина). В индийск. философии олицетворение человеч. души в виде маленького человека, сидящего в сердце человека. В поздн. времен. является синонимом верховного бога Брахмы, отожествляемого с душою мира и самим миром. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
Пуруша — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога … Википедия
пуруша — (санскр. человек, муж), одно из основных понятий индийской философии, означающее (начиная с «Махабхараты» и классических индийских философских систем) дух, сознание, духовное начало в его абсолютной противоположности материи пракрити; наиболее… … Энциклопедический словарь
Пуруша — высшее Существо; существо, лежащее в сокровенном (в сердцах существ) Термин, применимый к Бхагавану Описание, касающееся также Атмы, находящегося в сердцах вещей Чтобы различить Бхагавана от Дживатмы, Он известен как Параматма (Высший Пуруша) или … Словарь йоги и веданты
Пуруша — (санскр. purusha человек, мужчина) в ведах (Ригведа, Атхарваведа) первичный человек, тысячерукий гигант, разорванный на куски богами и послуживший материалом для мироздания (из головы сделано небо, из членов земля). В индийской философии П.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПУРУША — (Человек) в Ригведе имя первозданного гиганта, принесенного в жертву богами, сотворившими вселенную из его расчлененного тела. В поздневедийской лит ре П. отождествляется с Праджапати, богом творцом. В упанишадах слово П. приобретает… … Словарь индуизма
Словарь йоги. Пуруша
П уруша — мужской аспект творения Вселенной. Это изначальное чистое сознание мироздания, которое созерцает женский аспект — Пракрити. Пуруша при взаимодействии с Пракрити и под воздействием гун начинает создавать материальную вселенную. Пуруша в своём изначальном состоянии находится вне влияния гун. Это состояние называется «Ниргуна».
«Пуруша» в переводе с санскрита означает ‘дух’. В «Йога-сутрах» Патанджали Пуруша представляется как изначальное чистое сознание живого существа, достижение которого и является целью йоги. В данном случае не совсем корректно говорить об обретении этого состояния как о достижении чего-либо. Изначальная природа живого существа это не то, чего можно достичь или чего достичь нельзя. Это изначальное состояние сознания уже присутствует в каждом, и лишь под влиянием гун и индивидуальной кармы каждого живого существа создаётся иллюзия Эго.
В главе первой Патанджали раскрывает суть йоги и описывает то, что происходит после того, как все Вритти ума устранены. Это описывается в сутре третьей первой главы. В переводе этой сутры версии Свами Вивекананды сказано: «В это время (в период сосредоточения) наблюдатель (Пуруша) пребывает в собственном (неизменённом) состоянии». Интересную трактовку этой сутры предлагает Кришнамачарья: «Тогда становится очевидной способность понимать объект полностью и правильно».
Если соотнести обе эти версии перевода, то можно прийти к выводу, что когда йог достигает изначального состояния сознания, он способен видеть реальность такой, какая она есть. В версии перевода этой сутры Свенссона сказано: «Затем, когда вритти обузданы, наблюдатель сосредотачивается на своей собственной природе». То есть познаёт своё истинное Я. Об отличии этого состояния от того, в каком пребывает живое существо, находясь в невежестве, написано в сутре 4 этой главы.
В версии перевода А. Бейли она звучит так: «До этого внутренний человек отождествлял себя со своими формами и их активными видоизменениями». Таким образом, до достижения состояния йоги, Пуруша отождествляет себя с накопленными самскарами и порождёнными ими Вритти ума.
О том, как взаимодействуют ум и Пуруша подробно описано в сутре 35 главы третьей. В версии перевода Кришнамачарьи она звучит так: «Разум, который изменяется, и Воспринимающий, который не изменяется, схожи, но имеют разный и различимый характер. Когда разум направлен вовне и машинально реагирует на объекты, возникает либо удовольствие, либо боль. Однако когда в определённый момент индивидуум начинает исследовать саму природу связи между Воспринимающим и восприятием, разум отсоединяется от внешних объектов, а тогда возрастает понимание самого Воспринимающего».
Таким образом, ум, обусловленный ранее накопленной кармой, вынужден реагировать на объекты с чувством либо привязанности, либо неприязни. И когда ум привязан к внешним объектам, привязанность или неприязнь возникают постоянно. Если же человек начинает отслеживать эти проекции, которые обусловленный самскарами ум накладывает на внешние объекты, только тогда проявляется природа Пуруши и возникает возможность обрести чистое восприятие, без проекций ума. В переводе этой сутры Е. Островской и В. Рудого сказано: «При размышлении о различении чистого сознания и интеллекта, которые совершенно различны, придёт понимание состояния безграничности».
Речь опять-таки о том, что после разотождествления Читты и Пуруши обретается состояние свободы от обусловленности материального мира, или так называемая «Кайвалья» — Освобождение.
О плодах этого состояния описанного в сутре 3.35 сказано далее, в сутре 36 этой же главы. В версии перевода А. Бейли сказано: «В результате этого опыта и медитации развиваются высшее слышание, осязание, зрение, вкус и обоняние, производя интуитивное знание». В данной сутре речь идёт о так называемых сиддхах — мистических сверхспособностях, которые зачастую обретают йоги по мере практики. Однако, это весьма опасные проявления и являются искушением на пути к Самадхи. Об этом сказано в сутре 37 этой же главы.
В версии перевода А.Бейли сказано: «Эти силы представляют препятствие к высшему духовному знанию, но служат магическими силами в вещественных мирах». Более подробно об обретаемых йогом сиддхах написано в последующих сутрах этой главы.
Таким образом, Пуруша — это дух, изначальное сознание Вселенной, которое также проявлено в каждом живом существе. Пуруша является наблюдателем, созерцающим, воспринимающим и так далее. Состояние йоги — связи с высшим, — основанное на однонаправленности ума, позволяет разотождествить Читту и Пурушу.
Об их различной природе сказано в версии перевода Свами Сатьянанды Сарасвати сутры 3.35: «Читта и Пуруша принципиально различны…». Но теоретического понимания этого недостаточно. Чтобы обрести это знание на практике, следует, как сказано в сутре 3.35, исследовать природу связи между Пурушей и самим восприятием. Это позволяет познать природу Пуруши и воспринимать окружающий мир без проекций ума, обусловленного накопленной кармой. Это состояние приводит к Самадхи в случае, если йог не соблазняется проявляющимися сиддхами.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.
Значение слова «пуруша»
В Ригведе жертвоприношению Пуруши посвящён отдельный гимн — Пуруша-сукта. Пуруша — Наслаждающийся — четырнадцатое из 1000 имён Вишну.
В индийской философии термин «пуруша» означает «божественный дух», макрокосм. В философии санкхьи пуруша — множественное неподвижное мужское (духовное) космическое начало, «чистое сознание», созерцающее динамичное женское начало — пракрити (материя). Пуруши являются вечными, их основные свойства — отсутствие свойств (ниргуна). Однако Пуруша, созерцающий пракрити, склонен ошибочно идентифицировать себя с ней и с гунами.
В первоначальном учении присутствовал тезис о множественности пуруш (пуруша-бахутвам), тогда как в позднейших трактатах провозглашался уже принцип единого пуруши, наделяемого качествами, близкими к атрибутам атмана Упанишад.
Согласно Ишваракришне (автору ранней, классической санкхьи), соединение Пуруши и Пракрити происходит для того, чтобы Пуруша увидел Пракрити, подобно тому, как объединяются хромой со слепым. Вместе с тем соединение Пуруши и Пракрити не означает вмешательство первого в материальные процессы, в которых реализуется заложенная в природе способность к саморазвитию. Пуруша лишь пассивный зритель действий Пракрити, его основное качество — аудасинья (равнодушие).
Авторы трактатов поздней санкхьи отошли от атеистических положений и писали, что Бог (Пуруша) является главным принципом миротворения. Подобно магниту, вызывающему движения железа, он изнутри направляет все процессы, совершаемые Пракрити (трактовка Виджнянабхикшу).
В Аюрведе под Пурушей подразумевается комплекс психических особенностей индивидуума, которые привязаны «веревками» гун к Пракрити. Цель врача-аюрведа, таким образом: освобождение Пуруши от влияния гун и отделение его от гун и Пракрити.
пу́руша
1. филос. одно из основных понятий индийской философии, означающее (начиная с Махабхараты и классических индийских философских систем) дух, сознание, духовное начало в его абсолютной противоположности материи — пракрити ◆ Что вы знаете о брахмане Веданты и о пурушах Самкхии… Андрей Белый, «Симфония», 1901 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Речь идёт о таких метафорах, как «загрязнённый» «незагрязненный» для обозначения аффектов и их отсутствия в сознании «зритель» и «зримое» ― для пуруши и пракрити. В. Г. Лысенко, «Классическая индийская философия в переводах и исследованиях российских ученых (1990—1996)», 1996 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова мамбо (существительное):
немножко о статичности Пуруши и эволюции Пракрити
Концепция Пракрити и Пуруша является одним из наиболее важных аспектов в индуистской философии. Это было предметом обсуждения с незапамятных времен и интерпретировалась разными школами философской мысли. Теперь я попытаюсь пролить свет на эти явления, Пракрити и Пуруша описывающие происхождение и законы вселенной, имеющие право существовать в индийской мифологии и в современном мире.
Капила МуниВся концепция Пракрити и Пуруша в индуистской философии возникла во время Капилы Муни. Нет точных записей жизни Капилы Муни и времени. Но Господь Кришна в Бхагавад-Гите, говорит: «Я приходил, как Капила Муни раньше». Согласно записям, Шри Кришна взял его аватар (воплощение) в 3000 году до нашей эры.
Очевидно, то, что Капила Муни должен был жить в то время,или задолго до этого. Капила Муни даже сейчас считается просвещенным мудрецом и философом, очень высокого статуса.
Капила Муни создал Санкхья сутры, которые позже стали частью его Шад-Даршана или шести направлений философии. Эта философия Санкхья рассматривает концепцию Пракрити-Пуруши в мельчайших подробностях.
Слово «санкхья» буквально означает «число». Эта огромная система излагает двадцать пять принципов, на основе которых ведет себя вселенная. Сам корень философии Санкхьи является аспект дуализма в этой вселенной. Этот дуализм не следует путать с наиболее распространенным христианским восприятием борьбы добра против зла. Но это и философия двайты в индуизме, где бог и преданный воспринимаются как два разных лица, отделены друг от друга.
Философия Санкхья говорит о четких различиях между Пракрити и Пуруша, два аспекта, которые заставляют вселенную вести себя определенным образом. Согласно этой школе мысли, Пракрити, материальная причина вселенной, в то время как Пуруша является действенной причиной вселенной.
Пракрити не применяет свои творческие силы для себя. Все, что создается предназначено для радости души и духа (Пуруши). Кроме того, пракрити не может создать ничего сама по себе. Её истинная сила может быть активирована только в союзе с Пурушой.
В отличие от Пракрити, Пуруша только Драшта (Смотрящий, глядящий, наблюдающий) или Сакши (Свидетель) о событиях в этой вселенной. Он просто играет роль зрителя и не создает ничего. Этот аспект можно сравнить с призмой, которая испускает множество цветов только тогда, когда свет проходит через него. Опять же, в отличие от Пракрити, Пуруша не материален. Он не зависит ни от чего, и не все зависит от него. Пуруша, следовательно, находится далеко за пределами пракрити и совершенно отделен от пракрити.
Пуруша сшасшват (всегда присутствует и бессмертный) и ниргуна (без качеств или свойств). Он вездесущ и выходит за рамками майи (иллюзии), буддхи (интеллекта) и индрий (чувств). Пуруша выходит за пределы времени и пространства и является постоянным и неизменным. Этот аспект также не зависит от последствий трех гун или атрибутов, а именно, Саттва-гуны (Чистоты, благости), Раджо-гуны (активности, страсти) и тамаса (инертность, невежество).Пуруша остается неизменным в любых ситуациях, представленных во вселенной и следовательно он сат чит ананда или чистое бытие и сознание. Соответственно на него не действуют параметры: числа, времени, гун и любых других свойств, он полностью свободен от каких либо утверждений и является Ниргуна Брахманом (Не проявленным абсолютом). В некоторых разъяснениях можно встретить такой момент, что Пуруша является сознанием которое входит во все живые существа
Как мы видим из вышеизложенного, следовательно, Пракрити и Пуруша полностью отличаются друг от друга. Пуруша является живым, но неактивным, а Пракрити не является живой, но активна. Пуруша является проявлением, сознания, но Акарта (ничего не делает). Пракрити, с другой стороны, это карта (исполнитель), но в то же время, не работает на уровне сознания.
На Пракрити влияют три гуны, но они не влияют на Пурушу. Пуруша всегда неизменный и следовательно, статичен. Пракрити, напротив, постоянно создает изменения в этой Вселенной, следовательно, является динамическим явлением. Несмотря на столь диаметрально противоположные друг другу отношения,не могут функционировать без друг друга. Пракрити и Пуруша должны идти рука об руку для нормального функционирования этого мира.
Пракрити и Пуруша как женское и мужское воплощение вселенной
Индийская философия видит Пракрити и Пурушу как два отдельных аспекта Брахмана или творческого сознания. В то время как Пракрити сравнивается с творческой энергией и жизнерадостностью Природы Матери, Пуруша сознание того, что есть сила Брахмана. В то время как Пракрити придает форму вещи, Пуруша помогает проявить их как часть универсального сознания.
Пракрити работает по двум уровням бытия, одна выше, а другая ниже. Нижний уровень включает в себя пять элементов воздуха, воды, огня, земли и эфира,а ум, мышление и альтер-эго это высшая сила «женской» энергии и является жизненной силой, которая приводит в действие вышеупомянутые элементы. Пракрити является Ади-бхута Первое Существо, также предвечный элемент. Адбхута есть имя Вишну,первый элемент, содержащий все элементы, непостижимое божество.
В конце цикла эпохи, все уровни этой энергии растворяются в универсальной Пракрити и в начале очередного цикла, который будет создан еще раз. Этот процесс можно продолжать и продолжать до бесконечности. Пуруша тихо работает, чтобы создавать и поддерживать все события, происходящие в Пракрити. Согласно теории санкхьи, нет «реальных» и абсолютных разрушений мироздания. Существует только эволюцию и изменения, происходящие в результате этой эволюции. Что происходит на самом деле является то, что процесс создания, ликвидации и покоя происходит в постоянном цикле.
Перед растворением друг в друге, три гуны находятся в идеальном равновесии. Но в момент слияния, когда Пуруша входит в контакт с Пракрити, это равновесие нарушается и возникает состояние, называемое викрити.
С пракрити возникает Буддхи или Махат. Величие. Первое проявление безатрибутной сущности (Брахмы, Брахмана) при её пробуждении после космической ночи. Первый продукт эволюции этой сущности. Тончайшая субстанция интеллекта. Трактуется как семя мысли (буддхи), ментальный импульс, направленный вовне, предначало творения мира. Побуждение, желание творить, осознание своих творческих возможностей и тяга к их реализации, к самореализации. Махат связывает непроявленную божественную сущность с проявленным миром. Его называют великим зародышем, который образуется при соединении духа (Пуруша) с материей (Пракрити). Махат порождает самосознание, самость (аханкара, ахамкара). С ним связывают представление о космическом разуме и отождествляют ум (читта). Ахамкара создает ум, Панча Индрии (пять чувств) и пять органов, а именно, ног, рук, рта, половых органов и ануса. Внутренние чувства, такие как ум и работают в ахамкаре как тандем с пятью внешними чувствами. Наряду с этим, есть танматры, которые приводят к пяти грубым элементам земли, огня, воды, воздуха и эфира. С учетом этих и других, есть общая суть двадцати пяти принципов в философии Санкхья.
Здесь надо понимать, что Пракрити не может играть никакой роли, кроме создания все для чистого удовольствия Пуруши. После показа последнего все радости в этой вселенной, Пракрити также направлена на свободного Пурушу, освободив его полностью в мирских делах.
В Ригведе жертвоприношению Пуруши посвящён отдельный гимн — Пуруша-сукта. Пуруша — Наслаждающийся — четырнадцатое из 1000 имён Вишну.
В индийской философии термин «пуруша» означает «божественный дух», макрокосм. В философии санкхьи пуруша — множественное неподвижное мужское (духовное) космическое начало, «чистое сознание», созерцающее динамичное женское начало — пракрити (материя). Пуруши являются вечными, их основные свойства — отсутствие свойств (ниргуна). Однако Пуруша, созерцающий пракрити, склонен ошибочно идентифицировать себя с ней и с гунами.
В первоначальном учении присутствовал тезис о множественности пуруш (пуруша-бахутвам), тогда как в позднейших трактатах провозглашался уже принцип единого пуруши, наделяемого качествами, близкими к атрибутам атмана Упанишад.
Согласно Ишваракришне (автору ранней, классической санкхьи), соединение Пуруши и Пракрити происходит для того, чтобы Пуруша увидел Пракрити, подобно тому, как объединяются хромой со слепым. Вместе с тем соединение Пуруши и Пракрити не означает вмешательство первого в материальные процессы, в которых реализуется заложенная в природе способность к саморазвитию. Пуруша лишь пассивный зритель действий Пракрити, его основное качество — аудасинья (равнодушие).
Авторы трактатов поздней санкхьи отошли от атеистических положений и писали, что Бог (Пуруша) является главным принципом миротворения. Подобно магниту, вызывающему движения железа, он изнутри направляет все процессы, совершаемые Пракрити (трактовка Виджнянабхикшу).
ПУРУША
ПУРУША (санскр. – «человек»), в индийской философии человеческое существо.
Мифология.
Пуруша как Вселенский Человек – главное действующее лицо гимна Ригведы Х.90, из которого боги, через жертвоприношение, создают, посредством его расчленения, составные части социального и природного космоса. Жертвоприношение Пуруши предстает как первая жертва в мире, которая моделирует все последующие. Из его рта возникают брахманы-жрецы, из рук – кшатрии-воины, из бедер – вайшьи-земледельцы, из стоп – шудры-слуги (все четыре индоарийских «сословия» – варны), из мысли – луна, из глаза – солнце, из уст – верховные боги Индра и Агни, из дыхания – ветер, из пупа – воздушное пространство, из головы – небо, из ног – земля, из ушей – стороны света. Тема Пуруши как первоначального материала космоса, расчленяемого посредством обряда, находит продолжение в Атхарваведе, Шатапатха-брахмане, Айтарея-упанишаде. В общей перспективе эволюции индуистской мифологии Пуруша оказался достаточно «продуктивным» персонажем: его сложные и очень тесные отношения с абстрактным женским божеством Вирадж, по цитированному ригведийскому гимну (от Пуруши рождается Вирадж, от Вирадж – Пуруша), оказываются значимыми в контексте будущей концепции мужских божеств и их женских энергий (шакти); Пуруша отождествляется с Праджапати, отцом богов и всех существ, олицетворяющим само время (Праджапати есть год) и составляющим ядро будущего Брахмы; в некоторых Пуранах он ассоциируется и с Вишну-Нараяной.
Антропология.
Согласно древней Айтарея-араньяки, отличие человека от животных состоит в том, что в нем Атман (всеобщее духовное начало) обнаруживается наиболее отчетливо и явно; в отличие от других существ, которые живут только удовлетворением непосредственных потребностей вроде голода и жажды, человек, наделенный разумом и «воззрением» (праджня), ориентируется на «завтра», на будущее, знает и мир и даже не-мир и, будучи смертным, стремится к бессмертному; в целом же он сравнивается с безграничным морем и не удовлетворяется (в отличие от других, ограниченных существ) ничем из того, что у него есть, и даже если бы он завоевал небо, ему понадобилось бы и то, что за его пределами. Вместе с тем, несмотря на свою безграничность, каждый человек рождается с долгами (рина) – перед мудрецами-ришами, богами и предками, которые погашаются, соответственно, обучением, жертвоприношением и произведением потомства (в некоторых текстах к ним добавляется еще один – долг перед людьми, который погашается гостеприимством).
Начиная с эпохи Будды, когда в Индии утвердилось учение о карме и сансаре, границы, отделяющие человека от остального мира, стали рассматриваться как более подвижные: индивид, который сейчас родился в образе человека, может за свои проступки в будущем стать животным или растением (и наоборот). «Освобождение» от реинкарнаций и всех последствий «закона кармы» (мокша) осуществимо только в человеческой – даже не в божественной – форме, и это признается не только в джайнизме и буддизме, но и в индуизме. Именно в свете того, что только перед человеком открыты двери «освобождения», становятся понятными дальнейшие «гимны человеку», согласно которым «нет ничего высшего, чем человек» (Махабхарата). Но человек является лишь вместилищем той всеобщей «духовной инстанции», которая может «освободиться», – это универсальное духовное начало обозначается чаще всего как Атман, но иногда и как пуруша.
Согласно комментарию к Миманса-сутрам Шабарасвамина (ок. 6 в.), именно человек имеет «мандат» (адхикара) на совершение жертвоприношений. Дело в том, что если животные и люди сходны в стремлении к приятному и неприязни к неприятному, то лишь последним дано познавать содержащиеся в Ведах нормы дхармы. Своеобразие индийских антропологических воззрений следует видеть в том, что границы между человеческим и нечеловеческими мирами в значительной мере отодвигаются на задний план, а на передний план выходят различия между «настоящими» людьми и «ненастоящими»: первые включают «дваждырожденных» (представителей первых трех варн, которые проходят обряд инициации в изучение Вед), а вторые – шудр, внекастовых и иноземцев-варваров (млеччхи). Хотя в некоторых текстах подчеркивается единство человеческого рода при всех варновых различиях, даже в этих случаях речь идет скорее о чисто биологическом единстве людей. И это вполне объяснимо: если основное отличие человека от животных заключается, как выяснилось, в возможности изучать ведийскую дхарму, то те люди, которые на это не способны, к классу людей, по сути, не относятся. Буддийские и джайнские мыслители изначально отвергали значимость делений на варны и традиционные ритуалы; для некоторых позднеиндуистских реформаторских течений – бхакти или тантристов, отвержение всех социально-ритуальных нормативов было одним из средств достижения «освобождения».
Пневматология,
изучение мирового духа, расположенного в том числе и в человеке. В Упанишадах пуруша соответствует единому всепроникающему жизненному принципу, который одушевляет людей и прочие живые существа, населяющие космос. Пуруша в этом качестве отождествляется как с «всепроникающим Брахманом», так и с Атманом. Помимо единого Пуруши, мудрецы Упанишад знают, однако, и других, например пурушу в правом глазу человека или пурушу в солнце (которые оказываются даже «сущностями» Брахмана и Атмана). Насчитывается 8 пуруш, соотносимых с «бессмертием», глазом, дыханием, органом мысли, речью, смертью, водами и размножением человека, над которыми «надзирает» единый Пуруша. Очевидно, что при этом делении единого жизненно-духовного начала пуруши приближаются по своему статусу к пранам. Другое видоизменение того же понятия, «пуруша величиной с палец», обитающий в Атмане, которая впоследствии будет воспроизведена в эпических текстах, станет одним из элементов концепции тонкого тела (сукшма-шарира).
Как фактический синоним Атмана пуруша в качестве обозначения множественных духовных осваивается – начиная с эпохи «средних» Упанишад и дидактических текстов Махабхараты – преимущественно в философии санкхьи. В этом качестве он составляет оппозицию всему психофизическому агрегату индивида, обозначаемому в виде его «поля» (кшетра) как «познающий поле» (кшетра-джня); пуруша управляет даже высшим слоем этого агрегата – интеллектом (буддхи), который находится в сфере трех «состояний» (бхава), тождественном трем гунам. Санкхьяиками обыгрывается традиционная этимологизация слова «пуруша», известная еще Яске (ок. 5 в. до н.э.): слово означает дух, «лежащий в городе» тела. В формирующемся космологическом дуализме доклассической санкхьи пуруша противостоит первоматерии Пракрити (Бхагавадгита). В списке начал санкхьи он именуется 25-м, который противопоставляется 24 началам, составленным из Пракрити и ее эманаций (Махабхарата). Одновременно понятие пуруши начинает использоваться в индуизме, который отождествляет его с Высшим Началом, а в Бхагавадгите идентифицируется как сам Кришна. Тот же смысл имеют и рассуждения о 26-м начале, которое именуется «высшим пурушей» (Махабхарата).
Согласно концепции пуруши в классической санкхье, он дополнителен к Пракрити и соответствует «чистому субъекту». Пуруша в Санкхья-карике Ишваракришны (4–5 вв.) представлен через отрицания родовых характеристик гун и их модусов: он лишен самой гунности, не-различения, объектности, общности, бессознательности и способности к порождению чего-либо. Доказательства существования пуруши: 1) предназначенность всего составного (структурность мира и психо-физического агрегата индивида) для «другого»; 2) необходимость наличия противоположности всем трехгунному; 3) необходимость наличия «управляющего» начала; 4) необходимость в существовании «вкушающего» (бхоктри) или субъекта опыта; 5) наличие деятельности, направленной на «освобождение». Доказательства множественности пуруши: 1) неодновременность рождений, смертей и «распределенность» способностей индивидов; 2) несовпадение в их деятельности; 3) преобладание у различных индивидов той или иной гуны. Собственные же характеристики пуруши – сама его субъектность, «изолированность», индифферентность, созерцательность и бездеятельность. Согласно комментаторам Ишваракришны, пуруша совершенно пассивен при «работе» гунных начал, как отшельник, зашедший на поле, не имеет общего с работающими там земледельцам. Пуруша – это «световое» сознание-присутствие; чувствование, воление и само познание осуществляется не им, а гунными психическими способностями, но без него они – как бессознательные – не способны осуществлять эти функции. Творения космоса обусловлены тем, что пуруша каким-то образом выводит из «равновесия» гуны, составляющие Пракрити, а закабаление пуруши вызывается тем, что он каким-то образом ассоциирует себя с с не принадлежащими ему функциями. Цель миросозидания – освобождение пуруши от закабаления, которое осуществляется также не им, но самой Пракрити.
Термин «пуруша» в качестве синонима Атмана полностью принимается в близкородственной санкхье системе йоги, с тем различием, что здесь в качестве особого пуруши выступает Ишвара – божество, отличающееся от «рядовых» духовных субъектов своей неуязвимостью для воздействия кармических последствий прежде совершенных действий. Термин получил признание также в текстах ньяя-вайшешики, но не в адвайта-веданте, для которой это понятие слишком тесно связано с санкхьей, настаивавшей на множественности духовного начала, что неприемлемо для ведантистов. Критическая позиция последователей Шанкары была учтена в поздней санкхье, пытавшейся адаптировать классическое наследие к индуистской «ортодоксии»: в Санкхья-сутрах (ок. 14 в.) делается попытка примирить множественность пуруш с всеединством духовного начала – утверждается, что пуруша множествен, но един по своей природе.