Что такое пятидесятница по библии

Пятидесятница в Ветхом Завете. Что общего у Троицы и даровании 10 заповедей?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

В тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия.

Покинув Египет, где они долгое время пребывали в плену, и перейдя Чермное (Красное) море, евреи долго шли по пустыне. Их целью была Земля обетованная, куда их вел пророк Божий Моисей со своим братом Аароном. Дойдя до горы Синай и следуя повелению Бога, евреи остановились у нее станом. Моисей взошел на вершину горы, где Господь, Который постоянно незримо пребывал со Своим народом, сказал ему: «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; (Исх. 19, 5–6). Бог предложил народу Израиля Свою особую благодать и покровительство, прося в обмен верности и исполнения Его заповедей.

Когда пророк Моисей спустился с горы, он передал народу волю Божию. В ответ люди единодушно ответили: «всё, что сказал Господь, исполним». Тогда Бог повелел Моисею в течение трех дней подготовить народ постом и молитвою к тому моменту, когда будет дан Закон.

На третий день подготовки, который был пятидесятым по счету от еврейской Пасхи, то есть от дня исхода из египетского плена, вершину Синая объяло густое облако. Над горой сверкали молнии, гремел гром, был слышен громкий трубный глас. Также от горы исходил сильный дым, вся она тряслась, как во время землетрясения. В этот момент Бог и заключил завет с народом Израиля. Десять заповедей (Декалог) были высечены на двух скрижалях (каменных досках), которые Господь дал Моисею. Сам же пророк пребывал на горе Синай сорок дней и ночей, пока Бог произносил все Свои повеления.

Сойдя с горы, Моисей записал все данные ему правила (как гражданские, так и религиозные) в книгах, которые стали частью Священного Писания. В память о даровании синайского законодательства был установлен праздник Пятидесятницы, который евреи торжественно отмечали каждый год.

Источник

Пятидесятница

1. Пятидеся́тница – празд­ник Пра­во­слав­ной Церкви, при­над­ле­жит к дву­на­де­ся­тым. Иначе назы­ва­ется Днем Святой Троицы. Празд­ну­ется в пяти­де­ся­тый день после празд­ника Пасхи (в вос­кре­се­нье). Празд­ник Пяти­де­сят­ницы посвя­щен Соше­ствию Свя­того Духа на апо­сто­лов: на пяти­де­ся­тый день после Вос­кре­се­ния Иисуса Христа (и на деся­тый день после Воз­не­се­ния Гос­подня), когда апо­столы собра­лись вместе, «вне­запно сде­лался шум с неба, как бы от несу­ще­гося силь­ного ветра, и напол­нил весь дом, где они нахо­ди­лись. И яви­лись им раз­де­ля­ю­щи­еся языки как бы огнен­ные, и почили по одному на каждом из них. И испол­ни­лись все Духа Свя­того, и начали гово­рить на иных языках, как Дух давал им про­ве­ща­вать» ( Деян. 2:2-4 ; см. также далее).

Пяти­де­сят­ни­цей закан­чи­ва­ется Пас­халь­ный цикл, и сле­ду­ю­щие недели нуме­ру­ются в бого­слу­жеб­ном кален­даре как «недели по Пяти­де­сят­нице».

2. Пяти­де­сят­ница – пять­де­сят дней от дня Пасхи до празд­ника Святой Троицы.

Бого­слу­же­ния Пяти­де­сят­ницы, дня Свя­того Духа и дня Всех святых содер­жатся в Цвет­ной Триоди.

Что такое пятидесятница по библии. Смотреть фото Что такое пятидесятница по библии. Смотреть картинку Что такое пятидесятница по библии. Картинка про Что такое пятидесятница по библии. Фото Что такое пятидесятница по библии

Об укра­ше­нии храма на празд­ник Пяти­де­сят­ницы

«Укра­ше­ние моло­дыми дерев­цами берез и других пород уста­нов­лено не цер­ков­ными пра­ви­лами, а народ­ным обы­чаем. Свя­тей­ший Синод запре­тил (Указ 1875 г. 23 мая) упо­треб­лять для этого укра­ше­ния моло­дые деревца березы, а доз­во­лил упо­треб­ле­ние цветов, кустар­ных и полу­ку­стар­ных рас­те­ний и ветвей дерев. Нов­го­род­ская Духов­ная Кон­си­сто­рия разъ­яс­нила мест­ному духо­вен­ству, что древ­ний обычай укра­ше­ния в день Святыя Троицы церк­вей и домов зеле­нью необ­хо­димо под­дер­жи­вать, а не забо­титься о совер­шен­ном его пре­кра­ще­нии. Рас­по­ря­же­ние Свя­тей­шего Синода «о сохра­не­нии молод­ня­ков дре­вес­ной породы от упо­треб­ле­ния на укра­ше­ние в неко­то­рые празд­нич­ные дни храмов, жилых поме­ще­ний и пр.» имело целию не уни­что­жить этот обычай, а только предот­вра­тить ненуж­ное истреб­ле­ние моло­дых берез, в виду обще­ствен­ной же пользы, при чем, конечно, не име­лись в виду такие мест­но­сти, где самая густота лес­наго про­из­рас­та­ния тре­бует вырубки излиш­них дерев для сво­боды роста других дерев. А потому Нов­го­род­ской Кон­си­сто­рией пред­пи­сано бла­го­чин­ным, чтобы на буду­щее время они пре­кра­тили сооб­щать в полу­го­дич­ных своих рапор­тах све­де­ния, каса­ю­щи­еся молод­ня­ков дре­вес­ной породы».
Руко­вод­ство для сель­ских пас­ты­рей, 1889, 19

Как понять кондак празд­ника Пяти­де­сят­ницы?

Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Пере­вод: Когда сошел Все­выш­ний и языки смешал ( Быт.11:1-9 ), Он этим раз­де­лял народы; когда же огнен­ные языки раздал ( Деян.2:1-8 ), Он к еди­не­нию всех при­звал, и мы согласно славим Все­свя­того Духа.

Здесь налицо приём про­ти­во­по­став­ле­ния двух дей­ствий Свя­того Духа. Образ вет­хо­за­вет­ного сме­ше­ния языков для раз­де­ле­ния неко­гда еди­ного народа ( Быт.11:1-9 ) про­ти­во­по­став­лен образу ново­за­вет­ного явле­ния раз­де­ля­ю­щихся языков пла­мени ( Деян.2:1-8 ) ради духов­ного соеди­не­ния всех наро­дов в один — Единую Цер­ковь Хри­стову. При этом в сла­вян­ском пере­воде этот кон­траст уси­ли­ва­ется оди­на­ко­вым зву­ча­нием разных поня­тий: «язык» как речь и сгу­сток огня и «язык» как народ.
прот. Вита­лий Гол­ва­тенко

Источник

Пятидесятница – ключевое событие в истории человечества

Новозаветная Пятидесятница – день, когда уверовавшим во Христа был дарован Дух Святой, Который, как мы можем прочитать в Книге Деяний Апостольских, сошел на апостолов в виде огненных языков. Священник Михаил Желтов комментирует читателям «ТД» богословские и богослужебные особенности празднования Троицы и Духова дня в преддверии этих праздничных дней.

Многие богословские идеи и события христианской эпохи явились осуществлением ветхозаветных прообразов и предзнаменований. Ветхий Завет был необходим, чтобы подготовить в человечестве почву для принятия Нового Завета и христианского благовестия. Поэтому совпадение названия церковного праздника Пятидесятницы с ветхозаветным неслучайно: христианская Пятидесятница явилась осуществлением прообраза, который был дан в Ветхом Завете.

В ветхозаветном годовом цикле выделялись три главных праздника: Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей. Ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи новозаветной. Первая была воспоминанием об исходе израильского народа из египетского рабства, а вторая стала праздником победы Христа над узами смерти и освобождения уверовавших в Него из рабства греху. Аналогично произошло и с Пятидесятницей, которая из праздника отдельного народа превратилась в торжество для всего человечества. Ветхозаветная Пятидесятнца – воспоминание о даровании Закона народу Израиля. Новозаветная – день, в который через дарование человечеству Святого Духа совершилось дело спасения всего человеческого рода.

Ветхозаветную Пятидесятницу праздновали на 50-й день, то есть спустя семь недель после Пасхи (можно отметить, что семинедельные циклы имели особое значение в ветхозаветном календаре). Христианская Пятидесятница тоже отмечается на 50-й день после дня Воскресения Христова.

Важно понимать, что Пятидесятница – ключевое событие в истории человечества, увенчавшее дело спасительного домостроительства Божия. Отправляясь на Свои Крестные страдания, Господь Иисус Христос сказал ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин 16. 7 ). Таким образом, именно в сошествии Святого Духа на апостолов состояло исполнение земного служения Христа. С момента Пятидесятницы начинается качественно иная эпоха существования человечества, когда люди, уверовавшие во Христа, образуют церковное сообщество, мистическое тело Церкви, в котором живет Святой Дух.

Почему это имеет столь большое значение? Мы веруем, что Сын Божий ради нашего спасения стал человеком по имени Иисус. Второе Лицо Пресвятой Троицы восприняло человеческую природу. С пришествия же Святого Духа начинается личное участие Бога в жизни каждого человека, уверовавшего во Христа и вступившего в Церковь. Это крайне важно. Бог должен действовать в каждом. Благодаря принятым нами Крещению и Миропомазанию, в каждом из нас действительно присутствует Сам Бог – Дух Святой. Апостол Павел пишет христианам: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор 3. 16 ). Если бы не произошло Пятидесятницы, если бы люди не уверовали во Христа, Бог не мог бы действовать в них так, как Ему было угодно. Христос стал для нас «Первенцем из умерших» ( 1Кор 15. 20 ), освободившим человеческую природу от рабства греху, и после Его Воскресения в искупленных Христом людях, свободно захотевших этого, стало возможным действование Божие. Спасительное домостроительство Христово дало возможность человечеству, добровольно отдавшему себя в рабство греху, вернуться к замыслу Творца о нем без нарушения принципа свободы, который есть великий дар Божий и великая тайна.

Конечно, отчасти действование Бога в людях осуществлялось уже в ветхозаветные времена. Сам Бог обращался к Своему народу устами пророков. Христианам очевидно, что во пророках действовал Святой Дух ( 1Петр 1. 21 ). В Священном Писании Ветхого Завета встречаются упоминания о Духе Божием и даже Духе Святом. Однако Ветхий Завет еще не мог вместить учение о Боге, Едином в Трех Лицах, поэтому эти упоминания были лишь предзнаменованием христианского учения об Ипостаси Святого Духа.

Возникает вопрос о том, почему до Распятия и Воскресения Христовых Бог не мог действовать в людях, хотя при этом действовал, например, через пророков. И почему при этом пророки, в которых действовал Сам Бог, все равно, как и другие люди, попадали в ад. Это – тайна, мы можем сказать только, что таково было устроение Божие о мире, что даже самые святые и праведные люди Ветхого Завета нуждались в Пришествии Христовом.

Эта же мысль о связи между словом пророчества и проповеди и действием Святого Духа отражена в Символе Веры. Святой Дух назван здесь «Господом», то есть «Богом»; «Животворящим», то есть Подающим жизнь; «спокланяемым и сславимым» с Отцом и Сыном, то есть Принимающим равные с Ними почести – иными словами, Равным Им; «исходящим от Отца»; и, наконец, «глаголавшим пророки», то есть говорившим через пророков.

В учении о Святом Духе принципиально важно, что Православие исповедует Духа Святого как Исходящего «от Отца», но не «от Отца и Сына», как говорится в Символах веры западных христиан. Нередко в западном богословии можно встретить мысль о том, что Святой Дух – это некая сила, действующая между Отцом и Сыном (скажем, «любовь между Отцом и Сыном»). Это превращает Святого Духа из Третьего Лица Троицы в нечто безличное, почти что атрибут Божества. В работе одной серезной американской исследовательницы я недавно встретил утверждение, что, говоря о Святом Духе, современные рядовые христиане понимают Его и вовсе как какое-то особо радостное настроение во время своей молитвы, приятный эмоциональный настрой и так далее. В таких ложных пониманиях, причиной возникновения которых, видимо, следует считать внесенное много веков назад в Испании ненужное дополнение в латинский текст Символа веры: Filioque («и Сына»), и заключается серьезнейшее уклонение западного христианства от апостольского учения. Святой Дух – не атрибут Божества, не настроение и даже не благодать или энергия Божии. Святой Дух – это Сам Бог, Третья Ипостась Пресвятой Троицы, равная Двум другим – Отцу и Сыну. Бог – один, и в Нем – три Лица, Одно из Которых – Дух Святой.

Недаром православный праздник Пятидесятницы совмещает в себе две различные темы: собственно воспоминание события сошествия Святого Духа на апостолов, а также прославление догмата о Пресвятой Троице. Нам, наследникам византийской литургической традиции, это кажется совершенно естественным; однако в других традициях, праздник Троицы может праздноваться отдельно (например, в римской – в следующее после Пятидесятницы воскресенье). С этим связано и существование двух типов икон этого праздника. На одной изображено событие сошествия Святого Духа на апостолов: апостолы сидят по кругу, а из подвала выходит некий седой муж, который символизирует космос, то есть тварный мир, который исходит из тьмы незнания Бога к Боговедению. Второй тип иконы – это известная и любимая многими «Троица». Вообще-то, на ней изображено ветхозаветное событие – гостеприимство Авраама, но этот образ давно воспринимается в Церкви как символическое выражение догмата о Боге-Троице.

При этом многочисленные песнопения, прославляющие откровение Троицы людям, содержатся и в службе праздника Крещения Господня, потому что это откровение началось в момент крещения Сына Божия, когда, согласно Евангелию, Отец свидетельствовал, а Святой Дух сходил с неба. Это событие – основа нашего христианского Крещения и Миропомазания, когда на каждого крещаемого нисходит Дух Святой, подобно тому, как некогда Он сошел на Христа по Его человеческой природе при Его Крещении. Каждый крещеный человек пережил, если можно так выразиться, «личную Пятидесятницу», когда в Миропомазании после Крещения был помазан святым миром со словами: «Печать дара Духа Святаго». Эти слова означают, что человек получил Святого Духа, что ему был дарован Святой Дух после того, как в Крещении человек сораспялся и совоскрес Христу, и что этот Дух остается с ним, а Миропомазание как бы «запечатывает» Его присутствие, указывая, что Святой Дух никогда не отнимется от новокрещеного. Такова связь учения о Троице с Крещением. В Пятидесятнице же апостолы – а в их лице и вся Церковь – на своем личном опыте поняли, в чем заключается Троичный догмат.

Что касается богослужебных особенностей празднования, то Пятидесятница в Церкви – один из самых торжественных дней года. Служба совершается по самому праздничному чину из возможных. В частности, несмотря на то, что этот праздник приходится на воскресный день, на богослужении отменяются все воскресные песнопения, чтобы они не «отвлекали» от праздничных. Такое происходит только в случае самых главных праздников – например, если на воскресный день попадет Рождество Христово. После Пятидесятницы следует сплошная седмица, то есть без поста в среду и пятницу – такое бывает, кроме Пятидесятницы, лишь после праздников Рождества Христова и Пасхи. Следующий за Пятидесятницей день посвящен, как это бывает и в другие важнейшие праздники, тому лицу, без чьего участия праздник был бы невозможен. Поэтому если после Рождества Христова идет день Пресвятой Богородицы, а Крещения Господня – день Иоанна Крестителя, то за Пятидесятницей следует День Святого Духа.

Служба Пятидестницы преизбыточествует любимыми православными христианами песнопениями – такими, как, например, праздничная стихира «Царю небесный». Она так полюбилась людям, что примерно с XIV-XV веков ее стали прибавлять в начале каждой службы, включив в состав «обычного начала» (в более старой традиции обычное начало открывалось Трисвятым). Еще одна стихира Пятидесятницы, «Видехом свет истинный», которая стала настолько любима, что ее включили в чин Божественной литургии, где она поется после Причащения. Обе этих стихиры специально опускаются в церковном богослужении в период от Пасхи до Пятидесятницы, будучи заменены другими песнопениями, чтобы в день Пятидесятницы прозвучать с новой силой. Еще одна известная стихира праздничной службы, «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», выражает высочайшее богословие Пресвятой Троицы.

Наиболее яркая литургическая особенность Пятидесятницы – совершение после праздничной литургии великй вечерни, за которой читаются особые коленопреклоненные молитвы. Появление этих молитв связано с тем, что в древней Церкви в период от Пасхи до Пятидесятницы были запрещены коленопреклонения. Конкретнее, это означало, что нельзя было стоять на коленях во время чтения ектений. Ектений в церковных службах тогда было значительно меньше, чем сейчас, зато во время их чтения все молящиеся вставали на колени (кроме воскресных дей и всего периода Пятидесятницы). След этого до сих пор сохраняется, например, в старообрядческой традиции, где сугубая ектения сопровождается поклоном. Ближе к нашему времени ектений стало гораздо больше и читать их стали стоя. Однако на вечерне в день Пятидесятницы сохранилась древняя традиция читать ектении коленопреклонно. Это связано с тем, что когда-то это была первая служба, когда после долгого перерыва разрешалось во время ектеньи встать на колени, и это коленопреклонение так и осталось ее богослужебной особенностью, даже когда на других службах оно было забыто.

Впоследствии к коленопреклоненным ектениям были дописаны для украшения еще и молитвы. Изначально молитвы были обращены к Богу Отцу и Богу Сыну. Было бы логично предположить, что должна была бы существовать еще и молитва Святому Духу, но византийская традиция изначально ее не знала. Патриарх Константинопольский святитель Филофей, ученик святителя Григория Паламы, эту логику реализовал и дописал молитву Святому Духу. Какое-то время она использовалась за богослужением, причем не только греческим, но и русским (она была переведена на славянский язык), но затем было решено вернуться к более древней византийской практике. Греки сделали это в XVI веке, а мы – после Патриарха Никона (у старообрядцев молитва читается до сих пор).

К молитвам самой Пятидесятницы прибавлены еще и другие, происходящие из древнего чина вечерни. На вечерне сейчас в начале священник читает 7 светильничных молитв, но в древнейших рукописях их было больше, и некоторые из них попали в чин коленопреклоненной вечерни, которую служат на Пятидесятницу. Эти молитвы, которые раньше читались на обычной, ежедневной вечерне, добавились к молитвам Пятидесятницы, так что происходит некоторое смешение, когда после высокоторжественной молитвы Пятидесятницы читается рядовая вечерняя молитва. Тем более эта разнородность заметна из-за того, что праздничные молитвы говорят о дне Пятидесятницы, а эти – просто о вечернем времени. Тем не менее, осознанное восприятие этих священных текстов все ставит на свои места. Поэтому каждому из нас следует осознать величие праздника и в смиренном благоговении перед величием тайны Божией воспеть Святому Духу: Царю небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!

Источник

Пятидесятница: Коротко о празднике

Приблизительное время чтения: 4 мин.

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.

Что мы знаем о празднике

Дата (в 2021 году): 20 июня

Статус: двунадесятый праздник

Событие: один из важнейших христианских праздников.

В этот день мы вспоминаем, как на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух.

На пятидесятый день после Воскресения Христова Богородица и апостолы собрались в Сионской горнице, чтобы отпраздновать иудейский праздник Пятидесятницы. В этот день евреи вспоминали, как на пятидесятый день после Исхода из Египта на горе Синай Бог даровал Моисею Десять заповедей.

Что такое пятидесятница по библии. Смотреть фото Что такое пятидесятница по библии. Смотреть картинку Что такое пятидесятница по библии. Картинка про Что такое пятидесятница по библии. Фото Что такое пятидесятница по библии

Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:2–4). Господь исполнил Свое обещание: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16–17).

Случившееся привлекло огромную толпу людей. Многие из них не были евреями и прибыли в Иерусалим на праздник. Каково же было всеобщее изумление, когда собравшиеся поняли, что апостолы, вышедшие из Сионской горницы, говорят с ними на самых разных языках и диалектах: И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились (Деян 2:7–8). В тот день около 3000 человек уверовали во Христа и приняли Крещение (Деян 2:41).

В том, что апостолы стали говорить на разных языках, раскрывается особый смысл Пятидесятницы. В Церкви Христовой, которая «родилась» в этот день через Сошествие Святого Духа на общину апостолов, соединяются все народы. В Церкви восстанавливается утраченная людьми после грехопадения связь с Богом и друг с другом.

Что такое пятидесятница по библии. Смотреть фото Что такое пятидесятница по библии. Смотреть картинку Что такое пятидесятница по библии. Картинка про Что такое пятидесятница по библии. Фото Что такое пятидесятница по библии

Праздник Пятидесятницы называют также Днем Святой Троицы, потому что в этот день всему человечеству открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах — Отец, Сын и Святой Дух. Поклонение и исповедание Пресвятой Троицы как Триединого Бога является основополагающим догматом христианской веры.

Икона праздника

Что такое пятидесятница по библии. Смотреть фото Что такое пятидесятница по библии. Смотреть картинку Что такое пятидесятница по библии. Картинка про Что такое пятидесятница по библии. Фото Что такое пятидесятница по библии

Христианское богословие запрещает изображение Бога Отца и Бога Духа Святого. Образы Бога Отца в виде старца и Бога Духа Святого в виде голубя являются неканоничными. В современной Церкви считается, что глубже всего тайну Пресвятой Троицы сумел символически выразить преподобный Андрей Рублев. Его «Троица» является каноническим изображением христианской веры в Триединого Бога.

Интересные факты о празднике:

Н а Троицу внутреннее пространство православных храмов обычно украшают ветками березы, а пол застилают травой. Эта традиция связана с тем, что во время Сошествия Святого Духа иудеи вспоминали дарование Закона на горе Синай. В этот день в храмах Русской Православной Церкви принято все украшать свежей зеленью и ветками берез.

После литургии в храмах совершается великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие Святого Духа, а в конце священник читает три коленопреклоненные молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». Во время чтения этих молитв священник и все верующие стоят на коленях. Таким образом, этой вечерней завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не полагается совершать земные поклоны и вставать на колени.

Что такое пятидесятница по библии. Смотреть фото Что такое пятидесятница по библии. Смотреть картинку Что такое пятидесятница по библии. Картинка про Что такое пятидесятница по библии. Фото Что такое пятидесятница по библии

Во многих странах сложились свои традиции празднования Дня Святой Троицы. Так, например, в Италии в память о Схождении Святого Духа принято разбрасывать лепестки роз из-под куполов храма. Во Франции во время богослужения звучат трубы в память о сильном ветре, который поднялся в Сионской горнице. А в Англии проходят шествия в сопровождении духовых оркестров и хоров.

На всенощном бдении впервые после пасхального периода поется знаменитая стихира шестого гласа «Царю Небесный». С этого дня и в течение всего года с этой стихиры начинаются все богослужения и домашние молитвы.

Тринити-колледж в Кембридже — одно из самых престижных учебных заведений в мире — назван в честь Пресвятой Троицы. Выпускниками этого колледжа были Исаак Ньютон, лорд Байрон, Владимир Набоков. За всю историю учебного заведения его сотрудники получили 31 Нобелевскую премию.

Источник

Ветхозаветный праздник Пятидесятницы

Вместе с двумя хлебами в пятидесятницу также приносились и другие жертвы. Закон о них изложен в таких словах ( Лев. 23:18–20 ): „Представьте вместе с хлебами семь агнцев без порока, однолетних, и одного тельца и двух овнов; да будет это во всесожжение Господу, и мучное приношение, и возлияние к ним, в огненную жертву, в приятное благоухание Господу. Приготовьте также одного козла в жертву за грех, и двух однолетних агнцев в жертву мирную. Священник должен потрясти это потрясанием пред Господом, вместе с хлебами первых плодов, и с двумя агнцами: это да будет святыней Господу, для священника“. Таким образом в праздник пятидесятницы приносились все роды жертвенных четвероногих животных: тельцы, овны с агнцами и козел, – и все виды жертв: жертва всесожжения (семь агнцев, два тельца и один овен), как выражение всецелой преданности воле Иеговы ; – жертва за грех (козел), как напоминание народу еврейскому о его виновности пред Господом ( Лев. 4:2 ) ; – жертва мирная или благодарственная (два овна), вместе с двумя хлебами, испечёнными из новой муки, в благодарность Богу за снятое с полей.

Кроме двух кислых хлебов и жертв, которые приносились за весь народ ( Лев. 28:17–20 ; Числ. 28:26–31 ), конечно, каждый израильтянин мог приносить, по своему усердию, и другие жертвы, какие желал, лично от себя. Закон Моисеев прямо предписывала: „никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословенно Господа Бога, какое Он дал ( Втор. 16:16–17 ; Исх. 23:15; 34, 20 ). В частности же относительно праздника пятидесятницы заповедовалось: „совершай праздник седмиц, Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословить тебя Господь, Бог твой“ ( Втор. 16:10 ). Эти добровольные приношения частью отдавались израильтянами в пользу священников и левитов, частью же шли на устроение после совершения жертв пиршественной трапезы, в которой, кроме семьи самого жертвователя, участвовали бедные, рабы и пришельцы: „веселись пред Господом, Богом твоим, – говорится во Втор. 16:11 о празднике пятидесятницы, – ты, и сын, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, который у ворот твоих, и пришлец, и сирота, и вдова, которые среди тебя“.

Наконец, с праздника же пятидесятницы начиналось у древних евреев приношение начатков от плодов, согласно с предписанием закона Моисеева: „когда придешь ты в землю, которую Господь, Бог Твой, даёт тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней: то возьми начатков всех плодов земли твоей, которую Господь, Бог твой, даст тебе, и положи в корзину, и поди на место, которое изберёт Господь, Бог твой, чтобы обитало Имя Его там“. Согласно со свидетельством носились за весь ( Лев. 28:17–20 ; Числ. 28:26–31 ), конечно, каждый израильтянин мог приносить, по своему усердию, и другие жертвы, какие желал, лично от себя. Закон Моисеев прямо предписывал: „никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословенно Господа Бога, какое Он дал“ ( Втор. 16:16–17 ; Исх. 23:15; 34:20 ). В частности же относительно праздника пятидесятницы заповедовалось: „совершай праздник седмиц, Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословить тебя Господь, Бог твой“ ( Втор. 16:10 ). Эти добровольные приношения частью отдавались израильтянами в пользу священников и левитов, частью же шли на устроение после совершения жертв пиршественной трапезы, в которой, кроме семьи самого жертвователя, участвовали бедные, рабы и пришельцы: „веселись пред Господом, Богом твоим, – говорится во Втор. 16:11 о празднике пятидесятницы, – ты, и сын, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, который у ворот твоих, и пришлец, и сирота, и вдова, которые среди тебя“.

Итак, не Пурим разумеется Иоанн. 5:1. Едва ли можно разуметь здесь также и праздник пасхи, потому что непонятно было бы, почему этот праздник здесь был бы назван неопределенно, когда во всех других местах он называется, своим обычным именем τό πάσχα. ( Ин. 2:13, 23; 6:4; 1 2:1) или, – когда из предыдущего ясно видно, что речь идёт об этом празднике, – словом ἑορτή], но непременно с определённым членом (1оанн. 4:45). – Весьма вероятно, что евангелист говорить в данном месте о празднике пятидесятницы. В самом деле, этот праздник он называет ἑορτή], без определённого члена. Греческое ἑορτή] по своему значению вполне соответствуешь еврейскому а ‘церет‘, а этим именем, равно как в сирийской его форме ’Аσαρθά, евреи, называли праздник пятидесятницы. 56 Таким образом, очень можешь быть, что ἑορτή у евангелиста 1оанна (51) есть имя не нарицательное, а собственное, почему и употреблено без члена. К тому предположению может вести и употребление в данном месте глагола ἀναβαίνω (взыде Иисус во Иерусалим, греч. ἀνέβη εἰς Ἰεροσόλυμα; Вульг. – „ascendit lerosolymamu), так как этот глаголь обыкновенно употребляется в евангелиях обыкновенно тогда, когда идет речь о путешествиях в Иерусалим на праздники 57 (напр. Лк. 2:42 ).

Собираться в праздник пятидесятницы, в Иерусалимском храме побуждало евреев не одно желание возблагодарить Господа за окончание весенней жатвы, но также и то, что в пятидесятницу вспоминалось синайское законодательство. Правда, прямых библейских указаний на то, что закон был дан евреям при Синее именно в 50-й день по их выходе из Египта, мы не имеем, так как Исх. 9:1 говорить только весьма неопределенно, что „сыны израилевы пришли в пустыню синайскую в третий месяц по исходе из земли египетской, в самый день новолуния“, после чего на третий день был дан им закон (ст. 16); – но по преданию, единогласно принимаемому толкователями Священного Писания, как древними так и новыми, как еврейскими так и христианскими, пятидесятый день после выхода евреев из Египта был днём, в который изречено было десятословие. 58

5-го числа месяца Сивана, т. е. накануне праздника пятидесятницы евреи устилают травою улицы и синагоги, украшают дома свои березками, розами и другими цветами, а свитки закона, хранящиеся в синагогах, увешивают роскошными гирляндами из цветов. Все это «делается в память того, что, когда был дан закон, вся окрестность Синая была покрыта зеленью и цветами. Ночь с 5-го на 6-е сивана евреи должны проводить в молитве, чтении закона, талмуда и книги Зогар. Порядок чтения и молитв указан в особой книге, носящей заглавие тиккун лэйль шебюjот» („обряды в ночь на пятидесятницу“) Согласно с предписанием этой книги, вечером 5-го сивана, когда стемнеет, должно начать чтение закона. Прежде всего должно прочитать историю творения мира (т. е. 1 и 2 гл. книги Бытия). После этого читается по три или четыре первых стиха из всех 54 параш Пятикнижия Моисеева 62 ; песнь воспетая евреями по переходе чрез Черное море ( Исх. 15:1–19 ) и 10 заповедей ( Исх. 20:1–17 ) прочитываются сполна. После этого читается три первых и три последних стиха книги Иисуса Навина, несколько стихов из книги Судей, книг Самуиловых (т. е. 1 и 2 книг Царств) книг Царей (т. е. 8 и 4 книг Царств и пророческих книга Исайи и Иеремеи. Из книг пророка Иезекиля читается вся первая глава, 12-й стих третьей главы и последние три стиха книги. Из книг малых пророков читаются только первые три стиха книги Осии, молитва пророка Аввакума (гл. В) и три последние стиха пророка Малахии. Потом читаются книга Руфь и Псалтирь; из последней предписано прочитать псалмы: 1-й, 19-й (по счету LX X-ти 18-й: „небеса поведают славу Божию“), 68-й (по счет. LXX-ти 67-й „да воскреснет Бог и расточатся врази Его “), 119-й (у LXX-ти 118-й: „блаженны непорочно в путь ходящие в законе Господни “) и 150-й (хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его “) Из остальных книг Ветхого Завета читают три первых и три последних стиха каждой книги. Плач пророка Иеремии положено читать тихим, унылым голосом. Везде, где в читаемых из Библии местах, встречается Имя Божие требуется читать это слово с другими гласными, так чтобы Оно не осквернялось греховным языком человеческим. 63

Так в наше время празднуют иудеи пятидесятницу. С какого времени установилось у них такое празднование с описанными обрядами, неизвестно. Но если верно предположите, что Иоанн. 5:1 под „праздником“ разумеется пятидесятница, то слова Христа Спасителя, сказанный Им в этот праздник: испытайте (греч. ἐρευνᾶτε – вы исследуете, как некоторые переводят) писаний, яко вы мните в них иметь живот вечный, не указывают ли, что еще в Его время евреи в память Синайского законодательства проводили праздник пятидесятницы в чтении Священных книг.

О дне принесения первого снопа к жертвеннику спорили еще древние фарисеи с ессеями. Первые считали этим 16-е нисана, т. е. второй опресночный день; а вторые – день, следуюший за опресночной субботой (см. Herzog, Real-Encyklopadie, Gotha, 1859, B d. XI, S. 379, A rt. Pfingstfest). Мнение ессеев приняла появившаяся в 8 столетий но P. X. секта караимов, которые и в наше время празднуют пятидесятницу в 50-й день после опресночной субботы (см. „Религиозные секты евреев“, по Иocmy, Мск. 1864, стр. 59). В новое время сторонниками ессеокараимского мнения являются Hitzig, Saalsehütz (о том и о другом см. у H e r z o g ’a, ibid. S. 476) и Winer („Biblisches Realwörterbuch“,Leipz. 3-te Aufl. Bd II, A rt. Pfingsten. S. 242).

Праздник кущей начинался 15-го числа месяца Тисри и оканчивался 22-м числом того же месяца ( Лев. 23:39 ). Тисри, т. е. „месяц потоков“, иначе – афаним ( 3Цар.8:2 ), т. е. „месяц текущих рек“, был седьмым месяцем от пасхального нисана („месяц цветов“), иначе авива („месяц колосьев“), и первым месяцем гражданского года евреев. Он равняется нашему сент. – октябрю.

Таким образом Лев. 23, 15 („отсчитайте себе от дня, следующего за праздником [евр. шаббат] от того дня, в который приносите сноп возношения, семь полных недель“ [евр. шаббат‘от‘]) слово шаббат, встречающееся два раза, употреблено в двух разных смыслах – в значении праздничного дня с субботним покоем и в значении недели (Срв. подобное Мф. 28:1 ).

Τῇ δέ δευτέρᾳ τῶν ἀζύμων ἡμέρᾳ τῶν καρπῶν οὓς ἐθέρισαν μεταλαμβάνουσιν. Ios. Flav.,Ibid.

Opp. 2, 294. Herzog’s, cit. A rt. S. 476.

Herzog, ibid. S. 478; Алексеев, „Очерки жизни евреев“ 2-е изд. Новгород 1891, стр. 132. – Караимы празднуют только один день; см. „Религиозные секты евреев по Иосту стр. 59.

Antt. 3, 10, 5. По изд. Беккера vol. I, р. 168 – 169

De septen. et festis. p. 1192. См. Herzog, cit. A rt. S. 478.

Е ф а, – древнееврейская мера вместимости сыпучих тел, равняется 2 четверикам.

Евр. о-м е р ( Исх. 16, 36 ). Гомор равняется 1 1/2 гарнцам.

Gemara Kiddusch. 36, 2; Gemara Sueca 37, 2. Срвн. H erzog, cit. A rt. S. 479; Властова, цит. соч. там же.

Mischna M enach, 11, 4. См. Winer Bibi. Realwört. A rt. Pfingsten. 2 Bd. S. 243.

Antt. 3, 10, 3. По изд. Беккера, vol. 1, p. 167

Вульгате следует и Лютер в своем переводе: „und soilts aus allen euren Wohnungen opfern“ und s. w.

Ios. Flavii, Antt. 3, 10, 6. По изд. Беккера р. 169.

Vаihinger, см. у Herzоg’a в R eal-Enz. Bd. X I, его статью. Pfingstfest. S. 479–481.

I о в. F 1 а vii, 1b1d.

Об этом сказано ниже.

Жертва всесожжения была самою древнею жертвою ( Быт. 4, 3, 4; 15, 10 и др.). По закону Моисееву, для неё употреблялись все роды жертвенных животных мужеского пола ( Лев. 1:3, 10; 22, 18, 19 ). Пред закланием такой жертвы приносивший полагал на жертвенное животное свою руку, как бы поставляя себя за свои грехи на место жертвы ( Лев. 1, 4 ). После этого жрец с помощью Левитов закалывал это животное у северной части жертвенника, кропя кровью на жертвенник со всех сторон ( Лев. 1:11 ). Затем животное рассекалось на части, тщательно вымывалось и все сжигалось на жертвеннике ( Лев. 1:5–13 ), отчего и произошло название „жертва всесожжения “. Только кожа сдиралась и отдавалась священнику ( Лев. 7:8 ). Если во всесожжение приносилась птица, то священник ь свёртывал ей голову, выцеживал кровь к стену жертвенника, ощупывал ее и, надломив крылья, сжигал ( Лев. 1:1 4–17)

Кеil, Arch. Bd. 1, S. 397. См. y H e r z о g ‘a, ibid. S. 481.

На каждого тельца полагалось 3/10 ефы пшеничной муки с елеем и V2 гина вина для возлияния; на овна и козла 2/10 ефы муки и 1/3 гина вина; на агнца 1/10 ефы муки и 1/4 гина вина ( Числ. 28, 12, 13, 14 ).

Такие же точно жертвы приносились и в новомесячии (срвн. Числ. 28:11–15 с ст. 19–23), не исключая и первого числа седьмого месяца, когда праздновался праздник труб, потому что, хотя Числ. 29, 2 говорится, что в этот праздник приносились не два тельца, а один, но из 6-го стиха той же главы видно, что здесь разумеется особая, приносимая в праздник труб, жертва, кроме обычного новомесячного всесожжения.

Н е г z о g, ibid. S. 482.

Gemara Berach. 35, 1; см. Winer, cit. Werk. Bd. il, S. 343. – По Втор. 18, 4 должно было приносить также начатки от волны овец; но эти начатки прямо шли в пользу священников, а не приносились к жертвеннику ( Втор. 18:4 ; Иезек. 44, 30 сл.). – Во 2 Парал. 4:42 рассказывается, что один благочестивый израильтянин принёс хлебный начаток не во храм к священнику, а к пророку Елисею. Но это был исключительный случай, не имевший какого-либо основания в законе Моисеевом, а вытыкавший единственно из высокого уважения к пророку Божию.

По разъяснению Талмуда, должно было различать начатки двух родов: биккурим и терумот 1. Первым именем назывались естественные произведения земли, начатки от плодов земли, семи указанных видов ( Втор. 8, 8 ). Второе же название прилагалось к начаткам искусственно, руками человеческими, приготовленных произведены, напр.: ткани, муки, напитков и т.п. Эти последние начатки не приносились во храм, а прямо посылались священникам и левитам, в пользу которых они шли, к притом посылались Иудеями, жившими не только в Палестине, но и в Египте, земле моавитян и аммовитян, в Сирии и Вавилоне (Biccurim, 2, 2; см. Wine г, cit. W erk. Bd. I. S. 343, и H e rz o g, ibid. S. 482). По свидетельству Иосифа Флaвия (Antt. 16, 6, 7; edit. В e k k e r i, t. IV, p. 27). Те же начатки посылались иудеями, жившими в Малой Азии, а по Филону (орр. II, 578 см. Winer, ibid.) и из Рима.

Biccurim, 3, 2 f.; см. у Властова, „Свят Летопись“, т. III, стр. 136.

Арамеянином здесь называется Иаков, потому что он долго жил у тестя своего, арамеянина – Лавана ( Быт. 28:5; 31:20 ) в стране, называемой Арам-Нахараим, где родились все его дети, кроме Венеамина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *