Что такое пятимандатный округ

Последние новости

Многомандатный избирательный округ – один из трех видов избирательных округов в российском избирательном праве.

Многомандатный избирательный округ

Многомандатный избирательный округ – избирательный округ, от которого избираются два и/или более депутатов. За каждого депутата избиратели голосуют персонально. Голосование может быть организовано по блоковой системе, системе единственного непередаваемого голоса и системе ограниченного вотума.

Если от округа избирается только два депутата, такой многомандатный избирательный округ называется еще двухмандатным, однако это неофициальное название.

Образование многомандатного избирательного округа

Многомандатный избирательный округ создается прежде всего для того, чтобы сделать схему избирательных округов разумной и географически обусловленной. То есть когда создание одномандатного округа невозможно без раздела неделимой территории для соблюдения примерного равенства числа избирателей. Например, пришлось бы разделить дом или деревню на разные округа.

В случае проведения референдума многомандатный избирательный округ имеет ограничение по числу мандатов, распределяемых в округе. Число мандатов не может быть больше пяти. Большее число мандатов затрудняло бы выбор избирателя, осложняло бы ведение предвыборной кампании.

Исключение по ограниченному числу мандатов при проведении референдума от одного округа допускается при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.

Основные принципы образования многомандатных избирательных округов

Образование многомандатного избирательного округа основывается на основных принципах создания избирательных округов, согласно ст. 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Источник

Что такое пятимандатный округ

Ст. 18 не распространяется на выборы депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации, проводимые в соответствии с федеральным законом.

Статья 18. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума

1. Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.

(в ред. Федеральных законов от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 05.04.2013 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Если новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа муниципального образования, она утверждается избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы, не позднее чем через один месяц по истечении срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. При проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации первого созыва, представительный орган муниципального образования первого созыва схема избирательных округов, определяемая организующей выборы избирательной комиссией, утверждается органом, указанным в законе или ином нормативном правовом акте, на основании которого проводятся соответствующие выборы. Если указанный орган не утвердит в установленный срок схему избирательных округов, эта схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

4. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов;

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 102-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

5. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

6. Если в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации одна из палат двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации формируется из представителей административно-территориальных единиц или муниципальных образований, то при формировании этой палаты подпункты «а» и «б» пункта 4 настоящей статьи не применяются.

7. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. В случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 40-ФЗ)

(п. 7.2 введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 153-ФЗ)

8. В случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Источник

Гражданам об их политических правах

Что такое пятимандатный округ. Смотреть фото Что такое пятимандатный округ. Смотреть картинку Что такое пятимандатный округ. Картинка про Что такое пятимандатный округ. Фото Что такое пятимандатный округ

ЗГО отправит консольные краны из Кирова в любой регион

Одномандатные и многомандатные избирательные округа

В то же время большое число распределяемых в округе мандатов в сочетании с высокой степенью конкуренции может привести к тому, что избирателю будет чрезвычайно трудно осуществить осознанный выбор. Кроме того, многомандатные округа, в которых избирателю предоставлено столько голосов, сколько разыгрывается мандатов, усиливают недостатки мажоритарной системы и ослабляют ее достоинства: округа становятся больше, а значит, связь избирателей с кандидатом ослабляется; при этом становится возможной ситуация, когда жители территории со специфическим интересом, которые при образовании одномандатных округов могли бы иметь в органе своего представителя, оказываются в случае многомандатного округа без представительства.

До 2000 г. была широко распространена практика образования на территории, где организовывались выборы, округов с разным числом мандатов, в том числе одновременного образования одномандатных и многомандатных округов. При этом избиратель имел в каждом округе столько голосов, сколько в этом округе распределялось мандатов. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23 марта 2000 г. № 4-П признал, что наделение избирателей на выборах в один орган власти разным числом голосов нарушает равенство прав избирателей. Суд установил, что избиратели должны обладать равным числом голосов, в том числе и в случае образования избирательных округов с разным числом мандатов.

Данное требование Конституционного Суда РФ было закреплено в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. После этого образование округов с разным числом мандатов стало применяться значительно реже.

Следует отметить, что в случае образования округов с разным числом мандатов возможностей для манипуляций значительно больше. Поэтому в указанном постановлении Конституционного Суда сказано, что «положение о проведении выборов одновременно по одно- и многомандатным избирательным округам должно сопровождаться нормативным определением объективных критериев отнесения той или иной территории к одномандатному либо многомандатному округу, допускающих проверку обоснованности таких решений».

И хотя это требование не нашло отражения в законе, данную позицию Конституционного Суда можно использовать при оспаривании схемы округов, основанной на произвольном отнесении территорий к округам с разным числом мандатов.

Источник

Как устроены муниципальные выборы в Москве-2017. Часть I: избирательные округа

Московская школа кандидатов – это учебная программа Открытой России, в рамках которой кандидаты в муниципальные собрания Москвы изучают, как построить стратегию и план избирательной кампании, общаться с избирателями, издавать районную газету, собирать деньги, агитировать от двери к двери и готовить документы для выдвижения. Мы можем ответить на многие вопросы наших студентов, но один из них каждый раз оставляет нас в смятении: где узнать границы избирательного округа, в котором предстоит вести кампанию?

Образовательный центр «Открытые выборы» провел исследование сайтов и уставов 124 московских муниципальных округов и выяснил, что за последние 4 месяца:

1. В 41 районе Москвы изменилась уставная численность муниципальных собраний. В 39 из них уставная численность была округлена до 10, 15 или 20 депутатов. Ранее в Москве было 53 таких района, теперь их 92.

2. Общая численность мандатов, которые будут распределяться на муниципальных выборах в сентябре, сократилась на 56, с 1543 до 1487. При этом городское население Москвы за 2016-й год по оценке Росстата выросло с 12,2 до 12,4 млн человек, то есть оснований для такого снижения не было.

3. Количество районов, о которых известно, что в них выборы пройдут по пятимандатным избирательным округам, за зиму выросло с 34 до 38.

4. Для 39 районов с числом депутатов, кратным пяти, новая схема избирательных округов пока неизвестна. В некоторых из них уже нарушены сроки ее публикации. В любом из этих районов весной тоже могут быть введены пятимандатные округа – решение об этом уполномочены принять территориальные избирательные комиссии.

5. Во многих районах повторяется ситуация, имевшая место на выборах Мосгордумы три года назад: в декабре была утверждена новая схема избирательных округов, а затем в течение короткого времени произошли правовые изменения, сделавшие схему неактуальной. Это вводит в заблуждение независимых кандидатов и создает преимущества для кандидатов-инсайдеров.

По результатам исследования мы можем констатировать, что в Москве незаметно для населения проводится реформа муниципального представительства:

· там, где ранее выбирались депутаты-одномандатники, округа сделали многомандатными (произошло со 100% таких районов);

· там, где ранее численность депутатов не была кратной пяти, ее приводят к значению, кратному пяти (произошло с 55% таких районов);

· там, где численность депутатов была кратной пяти, но не было пятимандатных округов, округа делают пятимандатными (произошло с 21% таких районов);

· в 1 ⁄4 районов Москвы численность депутатов за зиму сократили до минимального возможной.

Мы не видим в этих действиях целенаправленного наступления на оппозицию. Скорее власть унифицирует структуру местного самоуправления, повышает его управляемость и предсказуемость. Это прямо противоречит первому пункту 131-й статьи Конституции России, но, к сожалению, укладывается в долгосрочную политику и логику московских властей.

Негативными последствиями реформы для как минимум трети районов Москвы в сентябре станут:

· увеличение нормы представительства (один депутат будет вынужден представлять еще больше избирателей, чем сейчас);

· искусственное изменение соотношения политических сил в пользу кандидатов-инсайдеров (тех, кто сегодня обладает актуальной информацией о будущей схеме избирательных округов);

· искусственное изменение соотношения политических сил в пользу кандидатов, лояльных властям, в случае, если управы станут влиять на демаркацию избирательных округов.

В этой ситуации мы рекомендуем независимым кандидатам обращаться в избирательные комиссии своих муниципальных образований и в Московскую городскую избирательную комиссию с просьбой прояснить ситуацию со схемой избирательных округов в их районе. Мы продолжим мониторинг ситуации и будем держать наших студентов в курсе утверждения новых схем.

Справка: чем плохи большие пятимандатные округа?

Московские муниципальные выборы 10 сентября не совпадают с федеральными, и явка на них по самым оптимистичным прогнозам не превысит 15%. Для прохождения в муниципальное собрание большинству кандидатов хватит 700-800 голосов.

В условиях малой явки в больших округах решающим фактором окажется административный ресурс. В Петербурге в 2014 году технологи «Единой России» активно выступали за ликвидацию одномандатников и укрупнение многомандатных округов: в пятимандатном округе можно привести на один избирательный участок 500 административно зависимых избирателей, и все они проголосуют сразу за пятерых административных кандидатов по списку. В случае с маленькими округами административный ресурс властям нужно распределять равномерно, причем велик шанс поражения административных кандидатов и победы лидеров небольших инициативных групп.

Происходящая реформа снижает шансы таких независимых общественных лидеров на избрание: в маленьком округе их сторонников хватило бы для победы, в большом – победят те, кого управа включит в список для голосования административно зависимых избирателей.

Важный фактор, которые независимые лидеры могут использовать для противодействия административному ресурсу – время. Зная свой избирательный округ, можно работать с избирателями задолго до выборов и нарастить достаточную узнаваемость и доверие к началу кампании. Однако происходящая реформа лишает независимых кандидатов знания своего избирательного округа и вынуждает тянуть с началом кампании.

Справка о терминах

Если вы хотите ознакомиться с результатами нашего исследования, но далеки от реалий местного самоуправления в Москве, вот справочная информация, которая может вам понадобиться:

1) Физически «районы» и «муниципальные округа» в Москве – это одно и то же. «Районный совет» – уместный в просторечии аналог термина «муниципальное собрание».

2) Юридически «район» в Москве – это единица административного деления, а «муниципальный округ» – единица деления с точки зрения местного самоуправления. В районах действует административная вертикаль государственной власти, а местное самоуправление к государственной власти не относится. Поэтому юридически «районных советов» не бывает.

3) Таких районов-муниципальных округов в Москве 125, в 124 из них в сентябре пройдут выборы. Количество избирателей – более 7 миллионов человек, как в небольшой европейской стране.

4) В каждом муниципальном собрании от 10 до 20 депутатов, они осуществляют представительские функции. Их избирают по многомандатным избирательным округам: район делят на 3/4/5 равных частей, в каждой части выбирают 3/4/5 человек, победители в сумме составляют муниципальное собрание.

5) Получается, что Москва делится на старую и новую, старая – на 10 административных округов, каждый из этих административных округов – на несколько районов, эти районы физически совпадают с муниципальными округами, а муниципальные округа делятся на многомандатные избирательные округа. Матрёшка.

Подробнее о результатах исследования

1. Изменение системы выборов

Во всех 11 районах Москвы, где в 2012 году выборы проходили по одномандатным округам, система выборов заменена на многомандатную (раньше ставили галочку за 1 кандидата-соседа, теперь ставим 5 галочек за 5 кандидатов, большинство из которых не знаем).

Изменение системы выборов означает неизбежное изменение схемы избирательных округов: вместе 10 округов с 2000 избирателей образуются, например, 2 округа с 10000 избирателей в каждом. Из всех 11 районов, где изменилась система выборов, схема избирательных округов сейчас опубликована лишь в Бутырском: там остается 10 депутатов, их будут избирать по 2 пятимандатным округам. Для остальных районов схема неизвестна.

В 7 районах из 11 вслед за сменой системы выборов была изменена и численность муниципального собрания: исчезают муниципальные образования с численностью 11, 13, 14, 21 депутат – их везде округляют до 10, 15 или 20.

Таблица №1. Отмена выборов по одномандатным округам

Источник

Статья 11. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа

Статья 11. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа по выборам депутатов представительного органа муниципального образования

1. При проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования с применением одной из избирательных систем, предусмотренных пунктами 1, 2 и 3 части 1 статьи 6 настоящего Закона, образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа на основании представленных в избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию) главой местной администрации муниципального образования данных о числе избирателей, зарегистрированных в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на территории муниципального образования.

2. Одномандатные (многомандатные) избирательные округа образуются с соблюдением следующих требований:

2) не допускается образование одномандатного (многомандатного) избирательного округа из территорий, не граничащих между собой;

3) при образовании избирательных округов на определенных законом Республики Тыва территориях компактного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей может превышать установленный подпунктом 1 настоящей части предел, но не должно составлять более 40 процентов;

4) избирательные округа с разным числом мандатов могут образовываться только в целях создания одного округа на территории одного городского или сельского поселения.

3. При соблюдении требований к образованию избирательных округов, указанных в части 2 настоящей статьи, учитываются границы поселений, входящих в состав муниципального образования.

4. Избирательная комиссия муниципального образования (территориальная избирательная комиссия) не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который в соответствии с настоящим Законом представительным органом муниципального образования должны быть назначены выборы депутатов представительного органа муниципального образования, представляет на утверждение представительного органа муниципального образования схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов и графическое изображение этой схемы. В схеме одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов должны быть указаны:

1) название каждого избирательного округа и его номер;

2) место нахождения избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии;

3) перечень входящих в каждый избирательный округ поселений или населенных пунктов. Если избирательный округ включает в себя часть территории поселения или населенного пункта, в указанной схеме должны быть обозначены границы этой части поселения или населенного пункта;

4) число избирателей, зарегистрированных в каждом избирательном округе, а также число избирателей, зарегистрированных в каждом поселении (или его части), населенном пункте (или его части), которые входят в состав каждого избирательного округа.

5. При образовании избирательных округов и определении их схемы в соответствии с федеральными законами может использоваться ГАС «Выборы».

6. Схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов утверждается представительным органом муниципального образования не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который в соответствии с настоящим Законом представительным органом муниципального образования должны быть назначены выборы депутатов представительного органа муниципального образования, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом муниципального образования не позднее чем через пять дней после ее утверждения.

7. Если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, установленный частью 6 настоящей статьи, в том числе в связи с отсутствием или неправомочностью состава представительного органа муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования (территориальная избирательная комиссия) принимает одно из следующих решений:

8. При проведении выборов депутатов представительного органа вновь образованного (преобразованного) муниципального образования по смешанной избирательной системе, указанной в пункте 3 части 1 статьи 13 настоящего Закона, схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов утверждается избирательной комиссией муниципального образования (территориальной избирательной комиссией), не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который в соответствии со статьей 9 настоящего Закона должно быть принято решение о назначении выборов. В случае формирования временной избирательной комиссии муниципального образования схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении этих выборов. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов осуществляется не позднее чем через пять дней после ее утверждения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *