Что такое пятый пункт

Пятая графа

Что такое пятый пункт. Смотреть фото Что такое пятый пункт. Смотреть картинку Что такое пятый пункт. Картинка про Что такое пятый пункт. Фото Что такое пятый пункт

Что такое пятый пункт. Смотреть фото Что такое пятый пункт. Смотреть картинку Что такое пятый пункт. Картинка про Что такое пятый пункт. Фото Что такое пятый пункт

Пя́тая графа́ или Пятый пункт — выражение, употребляемое в переносном смысле, означающее указание в документах национальности как факта принадлежности к определенной этнической группе.

Содержание

В СССР

В Советском Союзе указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность гражданин определял для себя в 16 лет, при получении паспорта, путём выбора из национальностей отца или матери. Чаще выбирали по отцу; также обычно по отцу определялась национальность детей до 16 лет (например, в школьных классных журналах тоже имелась страница «национальность»). Зачастую, если национальность одного из родителей была «проблемной» (например, еврей, немец, крымский татарин и т. п.), человек выбирал себе национальность другого родителя, более приемлемую (русский, украинец, белорус и т. п.).

В наше время

В большинстве стран мира созвучный термин (например, англ. nationality [12] ) означает не принадлежность к этнической группе, а гражданство. Для обозначения этнического происхождения употребляются термины этничность (англ. ethnicity ), этническая личность, этническая принадлежность; в паспортах это не указывается. [13] По определению Конституционного суда РФ, «национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина. Согласно Конституции гражданство РФ является единым и не зависит от оснований его приобретения». [14] Несмотря на это, наличие у человека «неподходящей» национальности может стать источником серьёзных неприятностей и в наше время. [15]

В настоящее время в России право граждан определять свою этническую принадлежность (национальность) самостоятельно и произвольно привело к любопытному явлению: во время переписи населения люди сообщали о своей принадлежности к народам, существование которых как отдельных наций под вопросом (к примеру, казаки, поморы, скифы), либо вообще к несуществующим (хоббиты, эльфы и пр.). [24]

В итоге приказом Росстата от 27.01.2010 г. № 74 был утверждён «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения … Всероссийской переписи населения 2010 года» [25] (в опросном листе национальность — пункт № 7). Значительно увеличившийся список ограничен 1840 национальностями, среди которых, в частности, представлены «помесь», «советские», «человек земли», «человек мира», «иностранцы», «интернационалисты» и «жители вселенной», а также «кацапы», «бульбаши», «чухонцы», «чалдоны», «фараоны» и «скобари».

Источник

Еврей со знаком качества: как действовал знаменитый советский «пятый пункт»

Особенно цинично выглядели так называемые «еврейские квоты», из-за которых многие талантливые люди были лишены возможности в полную силу заниматься любимым делом, открыто проявлять свой талант.

Причем, что любопытно, «русская» фамилия в паспорте при «еврейском» пятом пункте была все же лучше, чем «еврейская», а еврей, у которого в пятой графе было написано «русский» (такое тоже случалось), назывался «евреем со знаком качества».

О том, что такое еврейские квоты можно вспомнить, читая публикацию, которую оставила в своем блоге журналист Ирина Иновели:

Жили мы тогда в Алма-Ате, работали в республиканской молодёжной газете «Ленинская смена». Помещение редакции было плохое и тесное, большинство работников ютились в большой длинной комнате, где впритык стояли столы корреспондентов, которых тогда именовали литработниками, и где постоянно стоял гвалт. Кто-то беседовал с коллегой, кто-то говорил по телефону, кто-то строчил на пишущей машинке.

И вот однажды раздаётся звонок мужу и он, отведя трубку в сторону, рявкает:

— Всем молчать! Звонят из ЦК партии!

Всеобщая оторопь. Такого никогда не было да и не могло быть. Если порой и звонили из ЦК, то не партии, а комсомола, и только лишь редактору или его заму.

. Вернулся он с потухшими глазами и унылым выражением физии. Все мы бросили работать, слушая его рассказ.

— А то мы не поняли по вашей говорящей фамилии! Но нам как раз спустили еврейскую квоту на этот пост.

Ну, дали мне тут же заполнить анкету, где тысяча всяких вопросов. Пыхтел, потел, справился. И вот он читает мои ответы и вдруг меняется в лице:

— Так я же не член партии, отвечаю. Тут он с досадой грохнул кулаком по столу и заорал, переходя на «ты»:

— Вот об этом тебе надо было сразу заявить, а не «я же еврей, я же еврей»!

А ещё до того, как мы встретились в Целинограде, муж жил и работал в Кишинёве., в редакции республиканской газеты Молдавии. И однажды рассказал мне это. Парторг всё время хвалил его публикации, и потом вдруг в присутствии нескольких коллег заявил: вот, кого следовало бы принять в КПСС, да жаль квоты на еврея нам опять не выделили.

В своих многочисленных откликах читатели блога приводили и примеры из собственной жизни:

— Да, тема эта неисчерпаема. Я выслушала однажды рассказ о приемных экзаменах в институты. Чтобы не превысить квоту, еврейским ребятам проверяющие письменные работы сами делали им ошибки. Помню, как сказал мне родитель одного ребенка, что смешивают чернила разного цвета, чтобы проверяльщики не могли сами нарисовать ошибки. Это было давно, когда еще чернилами писали.

— Я из-за пятого пункта сначала не попала на работу в Пушкинский Дом, а потом в Институт киноинженеров. Уж не говоря о том, что в ЛГУ поступить я даже не пыталась.

— Мне открытым текстом сказал начальник отдела кадров Интуриста, когда пришла устраиваться преподавателем английского языка, что еврейку нельзя допустить преподавать язык, пусть даже и советским гражданам. мало ли, что.

Источник

Новое в блогах

Пятая графа анкеты

Пятая графа анкеты

Евреи не случайно называли себя «инвалидами пятой группы». Группы, не существующей по медицинским понятиям. Но «пятая группа» – это группа людей, подпадающая под «пятый пункт» – знаменитую пятую графу в анкете.
Пятый пункт в паспорте – место записи о национальной принадлежности человека, бывший до его упразднения настоящей Голгофой для евреев. Можно по случаю вспомнить грустную шутку главного режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова. Он так рассказывал о причинах запрета властями его спектакля «Павшие и живые»: «У комиссии ЦК были претензии к спектаклю по трем пунктам, из которых главным был «пятый».

У евреев были свои отношения с властями. Как и во все века, они преданно служили стране, в которой жили. Но государственный антисемитизм накладывал на эти отношения свой негативный оттенок, и это, как обычно, отражалось в еврейских анекдотах.

– Рабинович, вы – член партии?
– Нет, я – ее мозг.

Такое же скептическое отношение было и к провозглашенной политике строительства социалистического государства.

– Рабинович! Вы хорошо устроены в жизни. Не могли бы вы пожертвовать часть своих доходов на строительство коммунизма?
– О-о-о! Это – очень серьезный вопрос. Я должен посоветоваться со своей женой.
Через день у Рабиновича спрашивают:
– Ну, что сказала ваша жена?
– Вы знаете, она у меня спросила: «Если у них нет денег, зачем они это строят?»

Но при этом успехи евреев в науке, культуре и спорте всегда с помпой отмечались советской пропагандой.

Еврейские анекдоты очень чутко реагировали на мировую политическую конъюнктуру, связанную с еврейским народом. Американский историк и публицист Виктор Снитковский даже издал в 2008 году книгу «История СССР в еврейских анекдотах». К примеру, в конце 60-х гг. появился целый блок анекдотов, отражающих щекотливую ситуацию, в которую попал Советский Союз в связи с Пражской весной, конфликтом на острове Даманском и Шестидневной войной на Ближнем Востоке.

Страшный сон Брежнева: «Он стоит на трибуне Мавзолея, а перед ним Красная площадь, битком набитая чехами, едящими китайскими палочками мацу с фаршированной рыбой».

Когда Cоветы стали понемногу выпускать евреев в репатриацию, в стране возникла проблема «сионистов».

– А как узнать, кто – еврей, а кто – сионист?
– Очень просто: кто остается в СССР, тот – еврей, а кто уезжает в Израиль, тот – сионист.

Для антисемитов была приготовлена другая формулировка: «Сионисты – это те, кто хотят освободить СССР от евреев».

Возможность уехать евреи чаще всего воспринимали с восторгом. Они, как правило, были прекрасными специалистами и знали цену не только себе, но и своим детям.

В родильных домах новорожденным еврейским детям на попку сразу ставят знак качества: они идут на экспорт.

Многие далекие от иудейства люди сожалели, что у них нет возможности, как у евреев, бросить этот советский бардак и уехать из СССР. Даже частушка такая появилась:

С проблемой выезда появилась и проблема отказа в этом выезде.

– Рабинович, почему вам отказали в репатриации?
– Они боятся, что я разглашу наши технические секреты.
– Какие «секреты»?! Запад обогнал нас на десятки лет!
– Вот они и боятся, что именно этот секрет я и могу раскрыть!

Возникла и проблема получения так называемого «вызова» от близких родственников – граждан Израиля. Немедленно появился анекдот. В виде вопроса, ответ на который был заранее известен.

Как вы думаете, что лучше: иметь дальних родственников на Ближнем Востоке или близких – на Дальнем?

Слово «вызов» стало одним из самых популярных в еврейской среде.

В опере
– Хаим, ты все понял? Онегин послал Ленскому вызов.
– На него одного или на всю семью?

Потом пошла мода на газетные объявления.

«В русскую семью требуется зять-еврей на выезд»

Однако вскоре выяснилось, что существует значительная прослойка еврейского общества, которая вообще не собирается трогаться с места.

– Не хочу я никуда ехать. Все хотят – жена, дети, теща, тесть, один я не хочу!
– Ну, так пусть и уезжают, а ты оставайся!
– Не получается: я – один еврей в семье.

А вот еще одна, весьма специфическая форма отказа.

– Семь лет просидела в отказе, пока уговорила мужа ехать.

СССР прервал с Израилем дипломатические отношения, но стал налаживать отношения с палестинцами.

Когда в конце 80-х началась так называемая «Большая алия», в Израиль хлынули сотни тысяч репатриантов. Ехали все, и всех встречали в Израиле с помпой, широко освещая весь процесс в прессе. В Израиле тогда появилось много известных в мире деятелей науки, техники, культуры. Как говорили тогда, «по количеству лауреатов Ленинской и Государственной премий на 100 000 населения Израиль уже обогнал СССР».

Как всегда, отъезд евреев быстро стал предметом зависти неевреев.

– Ох уж эти евреи! Как для себя – так выдумали сионизм и драпают в свой Израиль. Как для нас – так придумали марксизм, чтобы мы строили конец света в одной отдельно взятой стране.

Как было отмечено в одном из анекдотов, Карл Маркс тоже решил вернуться на свою историческую родину. Узнав об этом, Моисей вернул свой народ в Египет.

Об огромной массе приезжающих в Израиле говорили с радостью, но и не без иронии.

В аэропорту Бен-Гуриона из самолета в кресле выносят столетнего старика. К нему подскакивает журналист с микрофоном:
– Дедушка, а зачем вы приехали в Израиль:
– Я… это… хочу… это… хочу умереть на своей исторической родине.
– Ну-у-у-у…?

Но с появлением сотен тысяч репатриантов возникла проблема трудоустройства многих высококлассных специалистов, занимавших в СССР в свое время высокое положение. Это немедленно отразилось в анекдотах.

В Иерусалиме на улице разговаривают две болонки, и одна говорит другой:
– А ты знаешь, в Москве я была овчаркой.

Появилась возможность сравнивать жизнь в Израиле с жизнью в СССР.

– Ну, что, Рабинович, чувствуете вы себя в Израиле евреем?
– Еще как!
– А в СССР вы чувствовали себя евреем?
– Еще как!

Но при всех условиях комфортности, в которых оказались евреи, люди пожилого возраста не очень спешили учить иврит, рассчитывая, что уж свой век они как-нибудь проживут и без него: на работу им не устраиваться, везде всегда найдется кто-то, кто ему поможет в трудную минуту.

Стоят два пожилых еврея в Тель-Авиве на улице Дизенгоф. Рядом останавливается машина, и водитель спрашивает, как проехать на бульвар Ротшильда. Евреи пожимают плечами, всем своим видом показывая, что они ничего не понимают. Машина уезжает.
– Ну что, Хаим, – говорит один из евреев, – помогло ему его знание иврита?

Но прошло время, и из Израиля пошли письма, что репатриантам приходится совсем не просто: проблемы с квартирой, с работой. Приехавшие очень быстро столкнулись и с израильским чиновничьим бюрократизмом. Особые проблемы были с системой социального страхования.

– Как ты думаешь, если мы поедем в Израиль, моему мужу дадут пенсию по инвалидности?
– А что с ним?
– У него нет двух ног.
– Ну, если он сможет это доказать, тогда, конечно, дадут!

Появились специфические анекдоты и в СССР.

– Рабинович, почему вы не хотите ехать в Израиль?
– Зачем? Мне и здесь плохо.

У советских евреев возникла надежда, что и в СССР как-то можно будет прожить.

– Скажите, – спрашивает еврей какого-то докладчика на общем партийном собрании, – а когда все уедут, для тех, кто останется, будут какие-нибудь льготы?

А потом даже пошел слух, что появились возвращенцы. Единицы, но появились. Тут же этот слух прокомментировал анекдот.
В Средиземном море встречаются два корабля. Один везет в Израиль репатриантов, другой – возвращенцев в СССР. На обоих кораблях на палубе – евреи, и все делают друг другу один и тот же жест: крутят пальцем у виска.

Источник

Пятая графа: зачем в советском паспорте указывали национальность?

Что такое пятый пункт. Смотреть фото Что такое пятый пункт. Смотреть картинку Что такое пятый пункт. Картинка про Что такое пятый пункт. Фото Что такое пятый пункт

Одним из новшеств, привнесённых советским строем в российские реалии была система всеобщей паспортизации. При этом развивалась система паспортов в Стране Советов медленно и поэтапно. И в целом была мерой, скорее, вынужденной.

Но такая бюрократическая свобода до 1932 года создавала массу бытовых и криминальных проблем. Огромные массы людей свободно кочевали по просторам страны, а особенно активно этим пользовался криминальный элемент, который мог в те годы «гастролировать» практически без ограничений, пока не поймают.

Потому в советском паспорте появились графа о прописке. Которая позволяла, как и сам документ, фиксировать передвижения гражданина и определённым образом «привязывать» его к месту жительства.

Вопреки общему мнению, сельским жителям паспорта также выдавались, хотя их всеобщая паспортизация наступила гораздо позже, в семидесятые. Просто паспорта колхозники получали в случае поступления в ВУЗ или с началом военной карьеры, или переезжая в город на обговоренное уже рабочее место.

Графа о национальности

По поводу «прописки», которая сейчас обозначается, как «регистрация», до сих пор спорят специалисты. Но была в советском паспорте и так называемая «пятая графа», или же графа о национальности.

Критики графы «национальность», да и многие исследователи видят в ней не только механизм дополнительного контроля, но и возможность для ущемления отдельных граждан СССР по национальному признаку. Но самое интересное что изначально все обстояло с точностью до наоборот.

СССР был подчеркнуто многонациональной страной единого советского народа. Но именно «много»-национальной, а не «безнациональной». Поэтому графа «национальность» в теории и в рамках советской идеологии не только не была дискредитирующей, но, напротив, подчеркивала эту самую многонациональность, а через это и единство всего советского народа. Но это, как говорится, в теории. На практике же вышло не совсем так.

Изначально национальность человека определялась по национальности родителей. При этом, в СССР был список этих самых национальностей. Что характерно, он периодически ещё и менялся.

По национальности отца

В 1974 году паспортизация в Советском Союзе продолжалось. Теперь право на получение документа имели и колхозники, жители сельской местности. Одновременно с этим, изменился и подход к определению национальности.

Графа в паспорте была все такой же обязательной, но теперь гражданин мог по собственному выбору записать себя в ту или иную народность. Но вот самое интересное, что примерно в эти же годы начинается и варьирование списка «официальных» национальностей. В 1959 году было 126, в 1979 – 123, в 1989 – 128.

Гонения по национальному признаку

Что касается гонений по национальному признаку, то ряд учёных фиксируют в советской истории случаи депортации представителей десяти национальностей. К ним относят чеченцев, крымских татар, корейцев, карачаевцев, ингушей, немцев, балкарцев и ряд других.

Также, во времена сталинских чисток, нелегко пришлось советским евреям.

При этом, учёные указывают не только на факты депортации, но и на «мягкую дискредитацию» в позднем СССР по национальному признаку. Советские евреи по этому поводу придумали грустную шутку, где обозначали свою национальную принадлежность, как «инвалидность пятой группы».

Но стоит снова оговориться, что скорее Сталин и тогдашнее советское руководство увидело в графе «национальность» удобный практический механизм уже после его ввода. Изначально же, «пятая графа» была скорее идеологическим механизмом, и каких-то систематических практик не предполагала.

Что интересно, с крушением СССР советские паспорта не исчезли, и до сих пор считаются действительными на территории России, наряду с новыми паспортами граждан Российской Федерации, где графы «национальность» нет.

Периодически за её возвращение ратуют консерваторы, и общественная дискуссия по этому вопросу идет до сих пор. Однако, кажется, государство возвращать «пятую графу», как минимум в ближайшее время, не будет в силу особенностей нынешней российской национальной политики.
Источник

Думаю, сейчас их дружную семью вряд ли сильно беспокоит этот аспект. Разве что литовские пограничники, наверное, немного удивляются, когда они прилетают на Лёхину родину. Впрочем, это уже проблемы пограничников, я так думаю.

Источник

«Пятый пункт» в паспорте: шаг вперед — два назад

Графа «национальность» снова стала яблоком раздора

Что такое пятый пункт. Смотреть фото Что такое пятый пункт. Смотреть картинку Что такое пятый пункт. Картинка про Что такое пятый пункт. Фото Что такое пятый пункт

Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов предложил вернуть в российские паспорта графу «национальность». Продиктовано это, во-первых, пожеланиями тех, кто хочет официально обозначить свою принадлежность к определенной этнической группе. Во-вторых — заботой об интересах малочисленных коренных народах, которые «имеют определенные преференции», и чтобы получить на них право, необходимо документально подтвердить национальную принадлежность. При наличии соответствующей записи в паспорте это сделать куда проще.

К слову, «преференции» имеют не только малые коренные народы Крайнего Севера и Дальнего Востока, но и коренные жители некоторых других регионов РФ. Например, Ленинградской области и Северного Кавказа.

В СССР национальность в паспортах указывалась с 1974 года, либо по матери, либо по отцу. Если родители были разных национальностей, человек сам выбирал, какую из них вносить в документ. В 1992 году на волне реформ «пятый пункт» был отменен как «советский пережиток». Но также свою роль сыграли и опасения, что разделение общества по национальностям могло спровоцировать межнациональные конфликты.

Тогда же, кстати, звучали предложения отменить и национальные субъекты, разграничив Россию буквально по линейке, на квадратики. Впрочем, вопрос о возвращении «пятого пункта» время от времени поднимался, так что сейчас эта идея для наших сограждан неожиданностью не стала.

— Если речь идет об инициативе внесения соответствующей графы в надежде сохранения народов, а особенно малочисленных, то я думаю это «старое» нововведение не лучшее решение, — считает Мурад, уроженец Ахтынского района Дагестана, по национальности лезгин. — Правильно создать условия нормальной бытовой жизни на ареалах проживания малочисленных народов, чтобы люди не были вынуждены переезжать в мегаполисы для заработка и лучших условий жизни.

— Указание национальности в паспорте — это пережитки прошлого, которые делят людей на своих и чужих не только по принадлежности к профессии, социальному слою, семье, но и по его национальному происхождению, — говорит москвичка Анна, еврейка. — Это откат назад, и может привести к дискриминации по национальному признаку. Хотя во все времена были люди, которые удачно обходили и эти препоны.

— Предложение снова указывать в паспортах национальную принадлежность демонстрирует, какой строй мыслей у наших депутатов и отчасти спецслужб, — считает социолог Владимир Римский. — В современном мире этничность отделяется от национальности, а здесь все вместе, это архаический взгляд на то, как люди себя идентифицируют.

Ведь, что значит: малые народы хотели бы иметь такую запись в паспорте? Это значит, что есть определенные активные группы представителей малых народов, которые не удовлетворены тем, что они сами себя считают принадлежащими к какому-то этносу. У нас есть законодательство и практика предоставление льгот, которые за ними закреплены, но им важно, чтобы было зафиксировано документально, что есть этнос, имеющий эти права.

Я думаю, что обсуждаемая инициатива — это перед выборами попытка привлечь внимание и поддержку этих групп. Говорят, что среди русских, и среди других больших этносов тоже есть такое пожелание, но я не знаю исследований, которые об этом бы заявляли.

Большинство граждан чувствуют, что в современном мире национальность — это принадлежность к своему государству. И для государства было бы лучше не делить граждан на этносы. Иначе получается размывание понятия гражданственности. Собственно, отмена графы «национальность» в свое время было символом единства граждан. Введение снова этой графы — это, безусловно, шаг назад.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *