Что такое работа ккм

Кассовый аппарат (ККМ, ККТ)

По общему правилу организация обязана применять ККТ, зарегистрированную в ИФНС, если покупатель оплачивает товары (работы, услуги) наличными или пластиковой картой. Обязанность применять ККТ не зависит от того:

является платеж авансом или оплатой уже отгруженных (передаваемых) товаров (работ, услуг);

продает ли Организация свои товары (работы, услуги) или действует как посредник (комиссионер, агент) другого лица.

При этом не надо применять ККТ при получении наличных денег, которые не связаны с оплатой товаров (работ, услуг). Например, при возврате денег, выданных под отчет, или при возврате займа, а также уплате процентов по нему.

Виды деятельности, осуществляемые без применения ККТ

Обычные организации могут не применять ККТ при следующих видах деятельности:

1. Оказание услуг населению, если при расчетах клиентам выдаются бланки строгой отчетности (БСО).

2. Розничная торговля, если соблюдаются два условия:

1) по розничной торговле уплачивается ЕНВД;

2) по требованию покупателя выдается документ (товарный чек, квитанция и т.п.), подтверждающий прием денег за товар, содержащий следующие реквизиты:

порядковый номер и дату документа;

наименование и ИНН организации-продавца;

наименование и количество оплачиваемых товаров;

должность и Ф.И.О. лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

3. Продажа через газетно-журнальные киоски газет, журналов и сопутствующих товаров, если доля газет и журналов в общем товарообороте 50% и более, а сопутствующие товары есть в перечне, утвержденном субъектом РФ.

4. Торговля с открытых прилавков на рынках, ярмарках и выставочных комплексах, кроме торговли непродовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений.

5. Продажа лотерейных билетов.

6. Продажа питания школьникам и работникам школ во время учебных занятий.

7. Разносная торговля с ручных тележек, корзин, лотков, кроме торговли технически сложными товарами и продовольственными товарами, требующими особых условий хранения и продажи.

8. Торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив.

9. Торговля из цистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином.

10. Торговля вразвал овощами и бахчевыми культурами.

11. Прием от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома.

12. Продажа ценных бумаг.

13. Торговля, в т.ч. алкоголем, в отдаленных и труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном субъектом.

Регистрация ККТ

До начала применения ККТ ее нужно зарегистрировать в ИФНС, где организация поставлена на:

или по своему месту нахождения, если ККТ будет эксплуатироваться по месту нахождения организации;

или по месту нахождения обособленного подразделения, если ККТ будет эксплуатироваться в ОП.

Это надо сделать независимо от того:

принадлежит ККТ организации на праве собственности или получена в аренду;

является ККТ самостоятельным объектом или установлена в платежном терминале.

Регистрация ККТ (в т.ч. установленной в платежном терминале) проводится бесплатно.

1. Для регистрации ККТ (в т.ч. установленной в платежном терминале) в ИФНС надо подать следующие документы (подлинники):

заявление о регистрации ККТ и его копию, на которой сотрудник ИФНС поставит отметку о получении документов;

учетный талон ККТ (Письмо Минфина от 24.12.2008 N 03-01-15/12-395);

договор о технической поддержке ККТ, заключенный с центром техобслуживания (ЦТО);

журнал кассира-операциониста. Журнал должен быть прошит, пронумерован, заверен подписью руководителя и главного бухгалтера организации, а также ее печатью.

2. Получив документы от Организации, сотрудник инспекции:

выдаст расписку в получении документов или поставит отметку о принятии документов на копии заявления;

свяжется с Организацией для согласования места и времени осмотра ККТ.

3. В согласованное с сотрудником инспекции время руководитель или представитель организации по доверенности должен представить ККТ к месту проведения осмотра.

При этом специалист ЦТО, который непосредственно обслуживает ККТ организации, не может быть ее представителем при регистрации ККТ.

Осмотр ККТ, установленной в платежном терминале, проводится по месту нахождения терминала.

ККТ должна быть исправна, не иметь повреждений корпуса, на котором должны быть:

знак «Сервисное обслуживание»;

Наличие на корпусе ККТ знака «Государственный реестр» не обязательно.

4. После осмотра ККТ будут:

включен фискальный режим ККТ;

активирован накопитель фискальной памяти;

распечатаны пробный чек на произвольную сумму, сменный и фискальный отчеты и проверены наличие необходимых реквизитов на этих документах;

на ККТ наклеена марка-пломба.

5. После того как ККТ зарегистрируют в базе данных ИФНС, Организации выдадут следующие документы:

карточку регистрации ККТ, заверенную печатью ИФНС и подписью ее руководителя (его заместителя);

паспорт ККТ и учетный талон ККТ с отметками, подписанными сотрудником ИФНС (с указанием ФИО) и заверенными печатью ИФНС;

журнал кассира-операциониста, заверенный подписью сотрудника ИФНС и печатью ИФНС.

Формы документов, оформляемых при эксплуатации ККТ

Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 «Об утверждении форм первичной учетной документации по учету торговых операций» утверждены унифицированные формы, которые являются обязательными при эксплуатации ККТ:

КМ-1 «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины»;

КМ-2 «Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию»;

КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам»;

КМ-4 «Журнал кассира-операциониста»;

КМ-5 «Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста»;

КМ-6 «Справка-отчет кассира-операциониста»;

КМ-7 «Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации»;

КМ-8 «Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ»;

КМ-9 «Акт о проверке наличных денежных средств кассы».

Снятие ККТ с учета

ККТ нужно снять с регистрационного учета в ИФНС, если ККТ больше не будет использоваться.

Причины могут быть любыми: ККТ сломалась, похищена, уничтожена, планируется ее продать или сдать в аренду и т.п.

ККТ снимается с учета бесплатно в таком порядке:

1. Сначала необходимо предоставить в ИФНС по месту учета ККТ подлинники следующих документов:

1) заявление о снятии ККТ с регистрации и его копию, на которой сотрудник ИФНС поставит отметку о получении документов;

3) карточку регистрации ККТ;

4) учетный талон ККТ (хранится в ЦТО).

Если снимается ККТ с учета в связи с ее уничтожением или хищением, дополнительно в ИФНС нужно представить документ, подтверждающий данный факт. Это может быть, например, справка территориального органа МЧС о пожаре, произошедшем в помещении, в котором эксплуатировалась ККТ, или справка ЦТО о поломке ККТ.

Помимо этого при снятии ККТ с учета (независимо от причины) Организацию могут попросить представить и другие документы (например, фискальные отчеты, журналы кассира-операциониста (КМ-4), контрольные ленты). Поэтому следует заранее уточнить перечень необходимых документов в ИФНС.

ИФНС должна снять ККТ с учета в течение 5 рабочих дней со дня представления вами всех необходимых для этого документов.

2. Получив от вас документы, сотрудник инспекции:

выдаст расписку в получении документов или поставит отметку о принятии документов на копии заявления;

свяжется с Организацией для согласования места и времени составления акта о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков ККТ (форма КМ-2).

Специалист ЦТО, который непосредственно обслуживает ККТ организации, не может быть ее представителем при снятии ККТ.

Обычно при снятии ККТ с учета саму ККТ предъявлять в инспекцию не требуется. То есть специалист ЦТО до составления акта снимает показания ККТ и распечатывает документы, необходимые для составления акта (фискальные отчеты и контрольные ленты), которые вы затем представляете в ИФНС. Однако сотрудник ИФНС может попросить Организацию принести в ИФНС саму ККТ, чтобы снять ее показания там. Поэтому лучше уточнить в ИФНС, нужно ли приносить ККТ для ее снятия с учета.

Карточка регистрации ККТ останется в ИФНС.

Сроки хранения документов

Паспорт кассовой машины, акты и другие документы хранятся в бухгалтерии организации.

Z-отчеты за каждый рабочий день, контрольные ленты, журнал кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие факт проведения денежных расчетов с покупателями, должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее пяти лет.

Ответственность за их сохранность несет руководитель организации.

Административная ответственность

Если работник организации-продавца не применил ККТ, или применил ККТ, не зарегистрированную в ИФНС, или пробил чек на сумму меньшую, чем получено от покупателя, то будет наложен штраф:

на организацию в размере от 30 000 до 40 000 руб.;

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Что такое ККМ

Под ККМ понимается кассовое устройство, необходимое хозяйствующим субъектам для учета выручки при ведении деятельности, автоматизации операций и печати чека. В соответствии с действующим законодательством, организации и ИП обязаны вести деятельность с применением устройств нового поколения, передающих отчетные данные о продажах в ФНС. Подробнее о том, что такое ККМ, как подобрать подходящую модель и зарегистрировать в ФНС – в материале ниже.

Что такое ККМ и ККТ

За аббревиатурой ККМ скрывается понятие контрольно-кассовая машина, за ККТ – контрольно-кассовая техника. Под этими словами понимают одно и то же устройство – кассу или кассовый аппарат. В торговле ККМ необходима для обеспечения учета и слежения за денежными средствами, фиксации продаж, печати чека и ведения учета товаров.

Единственный официальный термин – ККТ. ККМ, кассовый аппарат – синонимы ККТ. ККМ послереформленного образца принято называть онлайн-кассами. Их разделяют на онлайн-кассы в узком смысле и фискальные регистраторы. Под непосредственно онлайн-кассами понимают ККМ с устройствами для ввода и вывода информации, способные осуществлять автономную работу без подключения к управляющей системе. Фискальные регистрации не обладают подобным функционалом. Они должны быть подключены к управляющему серверу или рабочему ПК кассира. Вся информация поступает в фискальный регистратор извне, после чего он обрабатывает полученные данные, направляет их в контролирующие органы и печатает чек.

Как работает контрольно-кассовая машина

Что такое работа ккм. Смотреть фото Что такое работа ккм. Смотреть картинку Что такое работа ккм. Картинка про Что такое работа ккм. Фото Что такое работа ккм

В ККМ вместо электронной контрольной ленты используется фискальный накопитель – программно-технический модуль, который предназначен для:

Упрощенно схема работы ККМ выглядит следующим образом: при введении в кассу информации о покупке, фискальный накопитель в кассе осуществляет обработку и передачу данных в ОФД. В ОФД происходит регистрация полученных данных, после чего в кассу возвращается подтвержденная квитанция. В этот момент завершается регистрация чека и ККМ печатает чек.

В новом чеке должна содержаться информация о компании, ее адрес или номер автомобиля (если товар реализуется с автомобиля), расчетную операцию, ФИО кассира, наименование товара, стоимость и количество, налоговую ставку, НДС, способ оплаты и другие данные, прописанные в 54-ФЗ.

Дополнительно в ККМ предусмотрена возможность отправки электронной версии фискального документа на телефон покупателя в виде смс-сообщения или на электронную почту. Все чеки, распечатанные на новом аппарате, содержат QR-код. Покупатель может просканировать его и проверить валидность на специальном сервисе ФНС. Таким образом, у покупателя есть возможность удостовериться в проведении регистрации покупки через оператора ОФД. Отклонение от этих требований считается грубым нарушением закона и наказуемо.

ОФД обеспечивает ФНС открытый доступ ко всем полученным данным. Кроме того, всю информацию о совершенных кассовых операциях содержит фискальный накопитель.

Сферы применения ККМ

Что такое работа ккм. Смотреть фото Что такое работа ккм. Смотреть картинку Что такое работа ккм. Картинка про Что такое работа ккм. Фото Что такое работа ккм

Переход на ККМ нового поколения происходил в несколько этапов, первый из которых начался в 2017 году вместе со вступлением в силу новой реформы. Обязанность внедрения новой техники затронула почти всех хозяйствующих субъектов, среди которых даже предприниматели, работающие на ЕВНД, ПСН и УСН. С 1 июля 2019 на использование онлайн-касс обязаны перейти все ИП и организации, за исключением хозяйствующих субъектов, которые:

Временная отсрочка предоставляется ИП на патенте без наемных сотрудников. Освобождение от использования онлайн-касс получили некоторые виды коммерческой деятельности, полный список которых представлен во 2 статье 54-ФЗ.

Преимущества ККМ

ККМ с передачей фискальных данных позволяет:

Среди главных преимуществ нового порядка использования ККМ для владельца оборудования стоит выделить:

Использование онлайн-кассы гарантирует избавление от проверок со стороны ФНС, т.к. оперативная отправка информации обеспечивает определенный уровень доверия.

Как выбрать онлайн-ККТ

Порядок эксплуатации ККМ строго регламентируется Федеральным Законом 54-ФЗ. Приобретать кассовый аппарат желательно у партнеров производителей или в авторизованных сервисных центрах. Это позволит застраховаться от покупки некачественной техники. Специалисты центра оказывают помощь при подборе модели, максимально отвечающей не только условиям ведения деятельности, но и требованиям законодательства. Некоторые бизнес-процессы требуют применения ККМ с высокой пропускной способностью или мобильной кассовой техники, но к использованию допускаются далеко не все модели, а только внесенные ФНС в реестр ККМ.

Стационарная торговля

При оснащении торговой точки ПК и кассовым терминалом, достаточно приобрести фискальный регистратор. Функции данного оборудования состоят в печати чеков нового образца и отправки данных оператору. Подключается к торговому компьютеру через USB интерфейс или Wi-Fi. Благодаря высокой скорости печати, оборудование подходит для магазинов с большой пропускной способностью.
Среди подходящих вариантов фискальных регистраторов для стационарной торговли стоит отметить Меркурий ФС и Штрих М-01Ф.

Торговая точка может быть оснащена смарт-терминалом, который включает в себя планшет, принтер для печати и фискальный накопитель. Устройство содержит необходимые торговые приложения, облегчающие ведение бухгалтерии. Функционал “умной” ККТ предусматривает передачу данных в ЕГАИС, что необходимо при торговле алкогольной продукцией.

Среди подходящих моделей смарт-терминалом для торговых точек – Эвотор в модификациях Алко, 7.2, 10.

Выездная торговля

Для выездной торговли или при оказании курьерских услуг необходимы автономные кассы. Среди особенностей подобных устройств стоит выделить:

При выборе автономной техники необходимо ознакомиться с базовыми функциями, особенностями внесения данных. К распространенным моделям автономного типа относятся Меркурий 185 Ф и Элвес МФ.
Стоит учитывать, что скорость печати чека будет небольшой, номенклатура вводится вручную, а с ПК, весами и сканером устройство интеграцию не поддерживает.

Электронная коммерция

Выбор онлайн-ККТ для интернет-магазина должен основываться на специфике ведения бизнеса. В полностью автоматизированном интернет-магазине, где оплата осуществляется посредством банковских карт, электронных платежных систем и другими способами в режиме онлайн, необходима касса, поддерживающая интеграцию с CMS.
Если сайт осуществляет лишь прием заявки, а расчет производится в пункте выдачи товара или при курьерской доставке – нужен смарт терминал или автономная касса. Среди подходящих моделей для интернет-магазинов – Дримкас Ф и Эвотор в модификации 5 и 10.

Вендинговый бизнес

Под осуществлением вендинговой деятельности понимается автоматизированная торговля. ККМ должна быть совместима с применяемым торговым оборудованием. Некоторые виды оборудования требуют интеграции определенных моделей, другие – не поддерживают онлайн-ККТ.

Наиболее популярные модели кассовой техники для вендинговой торговли “Умка” 01-ФА и “PAY ONLINE” 01-ФА.

Данные модели отличает возможность передачи в режиме онлайн информации о реализованной продукции и размере выручки, что упрощает ведение бухгалтерского учета. Кроме того, ККМ поддерживается настройка уведомлений для своевременного оповещения предпринимателя о неисправностях торгового оборудования и остатках товара.

Общепит

Для заведений общепита необходима техника, поддерживающая УТМ, возможность интеграции с денежным ящиком, весами и другими дополнительными устройствами с целью максимально автоматизировать обслуживание клиентов. Выбор лучше остановить на смарт-терминалах Эвотор, которые также подойдут бутикам и специализированным магазинам.

Начало работы с новой ККМ

Для перехода на ККМ нового образца необходимо снять с учета в ФНС старую кассу, приобрести новую и заключить соглашение с ОФД. После этого потребуется регистрация обновленного кассового аппарата в налоговой инспекции, подключение к интернету и ввод настроек оператора.

Регистрация ККТ

Что такое работа ккм. Смотреть фото Что такое работа ккм. Смотреть картинку Что такое работа ккм. Картинка про Что такое работа ккм. Фото Что такое работа ккм

Регистрация устройства нового образца включает в себя несколько этапов. Первый шаг – Предварительное заключение соглашения с ОФД. ОФД — это новая структура, предусмотренная 54-ФЗ. Оператор фискальных данных занимается обработкой информации о финансовых операциях с онлайн-касс и направлением отчетов в ФНС. Предпринимателю оператор предоставляет статистику по продажам и выручке.

Заключение соглашения с ОФД

На 2019 год в РФ зарегистрировано более 10 операторов ОФД. Предприниматель самостоятельно выбирает конкретного оператора, но заключение соглашения возможно только с аккредитованными ОФД. При подписании договора с оператором, не входящим в реестр ФНС, кассовое оборудование зарегистрировано не будет.

Договор с ОФД подписывается КЭП – квалифицированной электронной подписью. Это еще одно важное отличие техники нового образца. КЭП необходима при регистрации оборудования в налоговой инспекции и снятии ее с учета, заменах фискального накопителя и расторжения договора с ОФД. Купить электронную подпись можно у самого оператора либо аккредитованном МинкомСвязи центре. Средняя стоимость КЭП – 1500-2000 руб.

После получения КЭП владелец ККТ должен перейти на официальный сайт ОФД и зарегистрироваться. После авторизации в личном кабинете появится договор, стоимость услуг. Соглашение считается заключенным после оплаты указанной суммы и подписи документа КЭП.

Что такое работа ккм. Смотреть фото Что такое работа ккм. Смотреть картинку Что такое работа ккм. Картинка про Что такое работа ккм. Фото Что такое работа ккм

Способы регистрации ККТ

Что такое работа ккм. Смотреть фото Что такое работа ккм. Смотреть картинку Что такое работа ккм. Картинка про Что такое работа ккм. Фото Что такое работа ккм

Зарегистрировать ККМ можно 2 способами: на сайте ФНС или при личном визите в одно из отделений налоговой службы. Подавляющая часть субъектов хозяйствования предпочитает первый способ по причине удобства: нет необходимости брать с собой кассовую технику и ехать в налоговую инспекцию, постановка на учет осуществляется в режиме реального времени.

Пошаговая инструкция онлайн-регистрации ККМ:

При регистрации ККМ в налоговой службе в отделение инспекции подается заявление и кассовое оборудование с пакетом документов. Рассмотрение и проверка ККТ занимает 5 рабочих дней. Успешная постановка на учет завершается получением регистрационной карточки.

При отсутствии времени или возможности заниматься регистрацией ККМ, можно обратиться в обслуживающий центр по месту покупки оборудования. За небольшую плату специалисты готовы самостоятельно зарегистрировать технику в ФНС.

Фискализация ККМ

Под фискализацией ККМ понимают активацию фискального накопителя, представляющего собой главный технологический компонент кассы. Для проведения фискализации необходимо:

После активации необходимо убедится, что чек содержит все реквизиты, установленные законодательством.

Фискальный накопитель относится к средству криптографической защиты данных, в связи с чем ФНС накладывает на него ограничения по времени использования. Срок может составлять 36 или 15 месяцев в зависимости от области использования. Спустя это время фискальный накопитель должен быть заменен, а процедура фискализации ККМ пройдена заново.

Завершение регистрации

После успешно пройденной процедуры фискализации необходимо вернуться на открытую вкладку сайта налоговой службы и нажать на “Завершить регистрацию”. В окне появится форма, в которую необходимо внести дату и время печати тестового чека и нажать на “Подписать и отправить”.

Последний этап регистрации – интеграция ККМ с интерфейсом ОФД. Процедура проходит по инструкции конкретного оператора, запросить которую можно в личном кабинете.

Ответственность за отказ от ККМ

Большинство субъектов хозяйствования обязаны вести учет кассовых операций с использованием онлайн-касс. Нарушение этого требования предусматривает административные наказания. Минимальный штраф за неиспользование ККМ при первичном нарушении составляет для индивидуальных предпринимателей 10 000 рублей. Последующее нарушение может обернуться запретом на осуществление предпринимательской деятельности на срок до 2 лет.

Во избежание санкций у предпринимателя должны быть заранее установлены ККМ нового образца все сотрудники должны получить необходимую информацию и знать, что такое ККМ, как ее настраивать и правильно пользоваться. Слежение за исправностью оборудования и связи с интернетом позволит избежать сбоев при отправке отчетов в ОФД и проблем с налоговой.

Источник

Как бизнесу работать с наличными и не попасть на штрафы

Что такое кассовая дисциплина и как с ней работают

Кассовая дисциплина — это порядок работы с наличными, установленный Банком России.

Ее должны соблюдать все компании и предприниматели — иначе налоговики могут оштрафовать. Расскажу, что нужно знать о кассовой дисциплине, чтобы не попасть на штрафы.

Зачем нужна кассовая дисциплина

Обычно под кассой имеют в виду аппарат, который выдает чек. Но есть еще одно понятие — касса организации, или операционная касса.

Касса организации — это все операции компании с наличными, которые подтверждены документами. Например: выдать работникам зарплату, передать выручку инкассаторам, принять оплату от покупателя.

Кассовую дисциплину обязаны соблюдать все организации, у которых в обороте есть наличка: магазины, кафе, автозаправки. Если компания со всеми расплачивается исключительно безналом, ее это не касается.

Обычно работник, который выдает и принимает деньги — это кассир. Еще с кассовыми документами работает бухгалтер, а некоторые из них подписывает руководитель. В розничной торговле может быть продавец-кассир, а еще — бухгалтер-кассир. В этих должностях функции совмещаются. В маленькой организации все кассовые документы может вести один человек, сам руководитель.

Кассовые документы подтверждают движение денег по кассе. Если документов нет или они оформлены неправильно — невозможно установить, сколько денег должно быть у организации. Еще кассовые документы могут потребовать при налоговой проверке. За несоблюдение кассовой дисциплины могут выписать штраф.

ИП ведут кассу в упрощенном порядке. Для них обязательны только документы на выдачу зарплаты работникам наличными. Еще ИП должны соблюдать лимит расчета наличными и тратить наличную выручку только на разрешенные цели. Все остальное касается только организаций.

Где хранить наличные, каждая организация и предприниматель решают сами. Как правило, это сейф или ящик контрольно-кассовой техники, ККТ. Важно, чтобы место могло закрываться на ключ — на случай если кассиру нужно куда-то отойти. Но государство место хранения наличных денег не регулирует. Руководитель компании или ИП решают сами, как хранить наличные.

Как победить выгорание

Какие документы нужны для работы с наличными

Все действия с наличными подтверждают кассовыми документами. Всего их пять:

Обязательные из них первые три. Платежная ведомость и книга учета кассиром принятых денежных средств оформляются только в некоторых случаях. Расскажу подробно о каждом кассовом документе.

Ордеры оформляют и в электронном виде — но тогда у бухгалтера и кассира должны быть электронные подписи.

Приходный кассовый ордер оформляют либо по данным чеков, выбитых за смену, либо по отчету о закрытии смены — его выдает кассовый аппарат в конце рабочего дня. Организация или ИП сами решают, как им удобнее: заполнять отдельный ордер на каждый чек или делать один ПКО по всей выручке за смену. Отдельные ордеры на каждый чек могут быть удобны, например, для автомагазинов или в оптовой торговле. Вторым способом пользуется большая часть торговых точек, особенно магазины и кафе, где большой поток клиентов.

Расходный кассовый ордер. РКО тоже оформляет бухгалтер, но уже когда нужно выдать наличные. Например, зарплату сотрудникам, деньги на оплату коммунальных услуг или покупку воды в офис.

В расходном кассовом ордере указывают его номер, дату, паспортные данные получателя денег, сумму цифрами и прописью.

Кассовая книга. В нее вносят все движения по кассе за день и за определенный период — месяц, квартал, год. Записи делают по каждому приходному и расходному ордеру.

11 марта бухгалтер магазина снял в банке 80 000 Р на зарплаты и выдал их работникам. В этот день в кассовой книге будет две записи — одна о поступлении наличных из банка, вторая о выдаче зарплаты.

Больше движений по кассе организации за этот месяц не было, поэтому в кассовой книге за март будет два листа — за 4 и 11 марта.

Расчетно-платежная ведомость. Ее оформляют, когда выдают работникам зарплату наличными. На общую сумму, указанную в расчетно-платежной ведомости, оформляют один расходный кассовый ордер. Если сотрудников мало, вместо ведомости можно сделать расходные кассовые ордера на каждого.

В расчетно-платежной ведомости указывают:

В ведомости обязательно пишут общую сумму выдачи и срок, за который зарплату должны выдать из кассы.

Еще есть платежная ведомость. В отличие от расчетно-платежной, в ней только суммы к выдаче по каждому работнику, а начисления — в отдельной расчетной ведомости.

Бланк платежной ведомостиPDF, 67,9 КБ

Какие ведомости использовать, решает организация — кому как удобнее.

Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Ее заполняют, если у компании или ИП несколько кассиров и они передают друг другу деньги. Например, мелкие купюры на размен в магазине. Кассиры при этом могут работать в разных местах — один в офисе, другой в магазине, третий на складе. Если кассиров несколько, один назначается старшим. Если кассир один, то книга не нужна.

Какие правила нужно знать при работе с документами

Кассовые документы оформляют, если в течение дня были операции с наличными, если нет — не нужно. Вот еще несколько основных правил.

Можно купить кассовую книгу или оформлять ее — в электронном виде с КЭП и без нее. Кому как удобно. Если компания ведет кассовую книгу на компьютере, в конце дня листы кассовой книги распечатывают в двух экземплярах и подписывают.

Важный момент: если в компании нет электронного документооборота, но она ведет учет в системах вроде 1С, СБИС и «Контур-эльба», то все бумаги надо распечатывать и подписывать вручную.

При электронном документообороте кассиры и бухгалтеры обмениваются документами в защищенном сервисе и используют электронную подпись, поэтому дублировать их на бумаге не нужно.

В документах не должно быть исправлений. Если допустили ошибку, придется составлять заново, в том числе и в электронном виде.

Хранить все кассовые документы надо минимум 5 лет. Исключение — документы на выплату зарплаты, их хранят 6 лет, а если на работников не ведутся лицевые счета — 50 или 75 лет. Сроки отсчитываются после окончания года, в котором составлены документы. Например, для бумаг, оформленных в 2020 году, срок хранения начинается с 1 января 2021 года.

В конце рабочего дня кассир считает деньги в кассе и проверяет с записями кассовых документов — совпадают ли суммы. Составлять кассовые документы — функция бухгалтера, принимать и выдавать деньги — кассира. Но на практике один работник может совмещать функции. Например, бухгалтер-кассир может заниматься оформлением документов, приемом и выдачей наличных. А продавец в магазине часто принимает наличные, то есть выполняет функцию кассира.

В супермаркете работает кассир. Он принимает наличные, пробивает чеки и в конце дня снимает отчет о закрытии смены. Затем деньги он сдает главному кассиру. Бухгалтер делает приходный кассовый ордер на сумму принятых от кассира денег.

Иногда на кассира возлагается часть обязанностей бухгалтера — самостоятельно составлять некоторые приходные и расходные документы. Вот как тогда будут выглядеть его действия.

Кассир Анна проработала смену и стала снимать кассу — то есть считать выручку и формировать отчет о закрытии смены с кассового аппарата. Согласно должностной инструкции, Анна самостоятельно оформляет приходный кассовый ордер на выручку. Под конец дня у нее есть: составленный ею ПКО на наличную выручку в сумме 43 980 Р и два расходных ордера — на выдачу 3000 Р работнику под отчет и на сдачу наличных 40 000 Р в банк.

Как принимать наличные

Деньги принимает кассир. Он пересчитывает и проверяет платежеспособность банкнот. При этом у покупателя должна быть возможность наблюдать за действиями кассира. Кассир обязан принимать деньги даже с небольшими повреждениями, например надорванные купюры.

В конце смены кассир формирует с помощью кассового аппарата отчет о закрытии смены и сдает деньги главному кассиру. Если по инструкции кассир сам составляет приходные и расходные документы, он оформляет приходный кассовый ордер на выручку, а также другие поступления в его кассу, и потом передает кассовые документы бухгалтеру.

Есть ситуации, когда кассиру нужно принять в кассу наличные по ПКО, который составил бухгалтер. Тогда кассир проверяет подписи на документе и совпадает ли сумма наличных с той, что указана в ордере. Потом подписывает ордер, отрывает от него квитанцию и выдает вносителю денег.

Как выдавать деньги

В течение дня кассир может выдавать наличные поставщикам, подрядчикам и работникам компании. На каждую выдачу денег из кассы бухгалтер оформляет расходный кассовый ордер. А если выдают зарплату, то — расчетно-платежную или платежную ведомость и к ней — единый расходный кассовый ордер. Кассир заполняет расходный кассовый ордер и пробивает чек, если по закону это необходимо — например, при возврате товара.

Кассир готовит деньги к выдаче и передает получателю расходный ордер — для подписи. Затем кассир пересчитывает деньги так, чтобы можно было наблюдать за его действиями, и отдает их получателю.

Из кассы можно выдавать только целые платежеспособные банкноты. Купюры с повреждениями выдавать нельзя — их сдают в банк.

Получатель может пересчитать деньги только перед кассой, иначе кассир не примет претензии по сумме. После выдачи наличных кассир подписывает РКО.

Зарплату, стипендию и другие выплаты работникам могут выдавать не только по расходным кассовым ордерам, но и по ведомостям — расчетно-платежным или платежным.

На что можно выдавать деньги из кассы. Наличные, полученные в виде выручки за проданные товары, работы, услуги выдают только на конкретные цели:

На другие цели выдавать деньги, поступившие в виде выручки, нельзя. Например, заем для другой организации можно перечислить по безналу или сходить в банк и взять там наличные. Это должны делать все организации, кроме ломбардов, микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов — у них другой порядок выдачи займов.

Если деньги поступили в кассу из банка — их можно тратить на любые нужды организации, без ограничения целей.

Если деньги не поступили в качестве выручки и не получены из банка — тратить их нельзя, их нужно сдать в банк.

Лимит остатка кассы

Кроме правил по приему, выдаче и хранению наличных есть еще одно — по соблюдению лимита остатка кассы.

Лимит остатка кассы — это максимальная сумма, которую можно хранить в кассе на конец рабочего дня. Если организация или ИП превысит лимит, ее могут оштрафовать.

Лимит обязаны устанавливать и соблюдать только средние и крупные предприятия. ИП и малый бизнес — по желанию. Делают это для безопасности, чтобы в кассе под конец дня не оставалось слишком много наличных.

Компании, которые считаются малым бизнесом, занесены в реестр ФНС

Новые организации тоже должны устанавливать лимит остатка кассы. Так как исходить им не из чего, они берут предполагаемые суммы. Например, только что открытый магазин посуды тоже должен считать лимит остатка кассы по поступлению денег. Основатель магазина предполагает, что его выручка будет около 50 000 Р в день — эту сумму компания и должна взять в качестве основы расчета.

Если организация должна установить лимит, но не сделала этого, то лимит считается равным нулю. То есть любая сумма в кассе на конец дня будет нарушением.

Есть исключение: сверх лимита в кассе можно хранить деньги в дни выплаты зарплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения в эти дни кассовых операций. Важно — срок выдачи зарплаты не должен превышать пяти рабочих дней, включая день получения наличных из банка.

Расчет лимита кассы по поступлению денег. Формула расчета лимита выглядит так:

Выручка от продажи / расчетный период × период между днями сдачи наличных в банк

Расчетный период — это число дней, за которые мы берем данные по выручке. Чем период больше, тем надежнее расчет. Расчетный период можно выбрать любой, но не более 92 дней. Например, можно взять период 7 дней, 14 дней, 60 дней. Лучше включать в расчетный период те недели или месяцы, в которые было наиболее характерное, обычное поступление денег. Так лимит будет проще соблюдать.

Период между днями сдачи наличных в банк можно взять не больше 7 дней. Если в населенном пункте банка нет, то — до 14 дней.

Расчет лимита кассы по объему выдачи денег считают так:

Объем выданных денег (кроме зарплаты) / расчетный период × период между днями получения наличных в банке

Расчетный период также можно выбрать любой, но не более 92 дней, а период между днями получения наличных в банке аналогично предыдущей формуле — до 7 или 14 дней.

Организация рассчитывает лимит кассы по объему выдачи денег. За расчетный период она взяла 92 дня, период между днями получения наличных в банке установила максимальный — 7 дней.

Как рассчитываться наличными

Лимит расчета наличными — это максимальная сумма, которую можно передать во время расчетов с партнерами — другими юрлицами и ИП.

Лимит для всех одинаковый — 100 000 Р по каждому договору.

Это правило касается не только крупного и среднего бизнеса, но и всех остальных — организаций малого бизнеса и ИП.

Это правило ввели, чтобы фирмы и ИП меньше рассчитывались наличными, а больше безналом. Налоговой легче контролировать безнал и следить за тем, как организации платят налоги.

максимальная сумма оплаты наличными для компаний и ИП

Если у договора кончился срок действия, но расчеты по нему еще не завершены, лимит сохраняется.

Если разбить один большой договор на несколько маленьких ради соблюдения лимита, налоговая может посчитать такое деление намеренным, объединить договоры и оштрафовать за превышение лимита. Так делать не стоит.

Что делать компаниям с несколькими кассами

У организации или ИП может быть несколько мест, где ведутся расчеты. Например, это может быть несколько магазинов торговой сети или разные платежные терминалы в одном кафе.

Деньги, которые получили в каждом месте, в конце дня нужно сдать либо в кассу организации или ИП — это называется главной кассой, либо в банк. Если деньги сдаются в главную кассу, дальше их передают в банк.

Главная касса принимает деньги в той сумме, которая указана в фискальном отчете — его выдает кассовый аппарат в конце смены. Не меньше и не больше — иначе это нарушение кассовой дисциплины.

После того как деньги сданы в главную кассу или банк, в кассовом аппарате можно открывать новую смену, если это нужно. Так бывает, например, когда рабочий день в главной кассе короче, чем в других местах. В этом случае остаток в кассе магазина, кафе или торговой точки, даже оставшийся на ночь, может быть равен сумме пробитых чеков новой смены. Давайте разберем на примере.

Главная касса организации работает с 8:00 до 16:00, а магазин — с 10:00 до 18:00. Кассир в магазине один. В 16:00 часов он закрывает смену и сдает деньги вместе с фискальным отчетом в главную кассу. После этого кассир открывает новую смену и продолжает работать до закрытия магазина. Сумма, которая поступит за этот период, остается в магазине на ночь.

На следующий день, в 10:00 кассир продолжает смену и снова закрывает ее в 16:00. Тогда в отчете о закрытии смены отразится выручка с 16:00 до 18:00 за вчерашний день и с 10:00 до 16:00 за текущий.

Закрыть любую смену надо не позднее 24 часов после открытия. Смен за день может быть несколько, но так как кассир отвечает за деньги, которые поступили в его смену, закрывать должен тот сотрудник, кто открыл. Это возможно, если ежедневно работает один и тот же кассир.

Если кассиры меняются, тот, кто закончил работу, должен закрыть смену и передать остаток другому кассиру или старшему кассиру под подпись в своей книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств, о которой мы сказали выше. У каждого кассира своя книга учета.

Например, у организации есть офис и ресторан. В офисе находится главная касса, в ресторане работает администратор, который выполняет функции кассира.

Главная касса в офисе работает до 18:00, а ресторан — до 23:00. Согласно приказу руководителя, в 17:00 ресторан сдает наличную выручку в главную кассу.

Администраторов два: один утром с 10:00 до 17:00, второй — вечером с 17:00 до 23:00 часов. Первый администратор открывает смену ККТ в 10:00, пробивает чеки до 17:00, после чего закрывает смену и сдает выручку в главную кассу. В своей книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств он делает две записи — поступление выручки и сдача старшему кассиру.

Второй администратор открывает новую смену в 17:00, пробивает все чеки от клиентов ресторана и закрывает смену в 23:00. После этого он может либо сдать деньги в главную кассу в 23:00, либо до начала следующей смены. Еще один вариант — сдать деньги в банк, например через банкомат с функцией приема наличных, инкассаторский терминал или вызвать инкассаторов.

После того как кассу сдали в главную кассу или банк, остаток средств во всех торговых точках организации не должен превышать установленного лимита остатка кассы. Излишек нужно сдавать в банк через инкассаторов или самостоятельно. Если денег на конец дня будет больше лимита — это нарушение кассовой дисциплины. Это не касается малого бизнеса, если он сам не установил себе лимит остатка кассы.

Как быть с обособленными подразделениями

Обособленное подразделение — это часть организации, которая работает в другом месте — например, филиал или представительство компании, дополнительные офисы.

Обособленные подразделения сами оформляют кассовые ордеры и ведут кассовую книгу. Исключение — если по завершении дня они сдают все деньги в головную организацию.

Копию листов кассовой книги они передают головному подразделению в порядке, установленным им. Например, раз в неделю через систему электронного документооборота. Подразделение также может не вести книгу, если в конце дня сдает все наличные в главную кассу.

Подразделение обязано установить и соблюдать лимит остатка кассы, если самостоятельно сдает наличные в банк. Если подразделения сдают деньги в главную кассу, то лимит для каждого подразделения не устанавливают.

Какие есть штрафы, если нарушить кассовую дисциплину

Проверяет кассовую дисциплину и штрафует налоговая инспекция. Нарушениями считается, если:

Отдельные штрафы есть за неприменение кассового аппарата (непробитие кассового чека):

За повторную продажу товаров без кассы наказывают — при условии, что сумма расчетов — 1 млн рублей и более. Налоговики могут приостановить деятельность компании или ИП до 90 суток, а должностных лиц (руководитель, главный бухгалтер) — дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *