Что такое расчетные элементы металлоконструкций
Расчет элементов металлоконструкций на основные виды
Сопротивления
Элементы металлических конструкций в процессе эксплуатации подвергаются действию растяжения, сжатия, изгиба, кручении и различных комбинаций этих воздействий. Рассмотрим методы расчета на прочность элементов металлических конструкций т.е. методы расчета по первому предельному состоянию.
Относительно разницы между растяжением и сжатием. Формула (4.1) для растяжения абсолютно корректна. Что же касается сжатия, то это соотношение справедливо только для коротких стержней. Известно, что стержни при сжатии, до исчерпания прочности самого сечения, могут потерять устойчивость, см. рис.4.1. Следует заметить, что хотя это напряженное состояние называется «центральным сжатием» на практике оно никогда не реализуется. Происходит это по многим причинам. Во-первых, нагрузка никогда не может быть приложена точно в центре сечения, так как все конструктивные элементы выполняются с допусками. Во-вторых, материал в сечении и по длине стержня всегда неоднороден. Эти и другие причины приводят к тому, что сжимающая сила оказывается всегда приложенной с некоторым эксцентриситетом к центру тяжести поперечного сечения и этот эксцентриситет создает дополнительный изгибающий момент, приводящий в итоге к потере устойчивости.
Рис. 4.1. Работа центрально сжатого стержня:
Такое напряженное состояние стержня при действии сжимающей силы называется продольным изгибом. Поэтому формула проверки прочности стержня при сжатии будет
При действии изгиба производится проверка по нормальным и касательным напряжениям. При расчете по упругой стадии проверка нормальных напряжений производится по соотношению преобразованному из соотношения ( 3.2 ):
Касательные напряжения проверяются на основании формулы Н.Г. Журавского:
При действии изгибающих моментов в двух плоскостях ( случай косого изгиба) проверка нормальных напряжений выполняется по соотношению:
По мере роста нагрузки в сечении изгибаемого элемента могут развиваться пластические деформации. Развитие пластических деформаций в сечении изгибаемого элемента иллюстрируется эпюрами на рис. 4.2.
Рис.4.2. Изменение эпюры напряжений в изгибаемом элементе при развитии
пластических деформацйий в материале
а – в упругой стадии, б – в упруго-пластической, в – шарнир пластичности, г – при ограниченной пластичности
где коэффициент c учитывает увеличение момента сопротивления и определяется по нормам. Кроме того это соотношение разрешается применять только для случаев
Для случая косого изгиба при τ ≤ 0,5 Rs проверка производится по соотношению:
где С и φy определяются в соответствии с указаниями норм.
Что такое расчетные элементы металлоконструкций
Расчет стальных конструкций следует выполнять с учетом назначения конструкций, условий их изготовления, транспортирования, монтажа и эксплуатации, а также свойств материалов.
В расчетных схемах должны быть учтены деформационные характеристики опорных закреплений, оснований и фундаментов.
При расчете конструкций значения нагрузок и воздействий, а также предельные значения прогибов и перемещений элементов конструкций следует принимать согласно требованиям СП 20.13330 Нагрузки и воздействия и СП 16.13330 Стальные конструкции.
За расчетную температуру в районе строительства следует принимать температуру наружного воздуха наиболее холодных суток согласно СП 131.13330 Строительная климатология.
При проектировании стальных конструкций следует выполнять требования:
(действует с 1 сентября 2021 года);
Расчетные схемы и основные предпосылки расчета должны отражать действительные условия работы стальных конструкций.
Элементы конструкций подразделяются на три класса в зависимости от напряженно-деформированного состояния (НДС) расчетного сечения:
В зависимости от назначения, условий работы и наличия сварных соединений конструкции следует подразделять на группы согласно приложению В СП 16.13330.
При расчете конструкций и соединений следует учитывать:
— коэффициент надежности 1,3 для элементов конструкций, рассчитываемых на прочность с использованием расчетных сопротивлений ;
Расчетные характеристики материалов для элементов стальных конструкций приведены в разделах 7-12 СП 16.13330.
Что такое расчетные элементы металлоконструкций
Металлические конструкции. Подтверждение несущей способности
Hoisting cranes. Metal structures. Proof of competence
Дата введения 2016-01-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «РАТТЕ» (ЗАО «РАТТЕ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2015 г. N 804-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33169-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г.
Введение
Настоящий стандарт применяется совместно с ГОСТ 32579 Краны грузоподъемные. Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок (части 1-5).
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие условия, требования, методы и значения параметров, необходимые для подтверждения работоспособности металлических конструкций грузоподъемных кранов.
Настоящий стандарт распространяется на металлические конструкции грузоподъемных кранов всех типов и может быть использован при проектировании других подъемно-транспортных машин. Расчетные методы подтверждения работоспособности, представленные в данном стандарте, применимы для конструкций, температура которых в процессе эксплуатации не превышает 200°С. Специальные вопросы подтверждения работоспособности металлических конструкций кранов отдельных типов или эксплуатируемых в особых условиях в настоящем стандарте не рассматриваются.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.106-96 Единая система конструкторской документации. Текстовые документы
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 22356-77 Болты и гайки высокопрочные и шайбы. Общие технические условия
ГОСТ 25346-89 Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений
ГОСТ 28870-90 Сталь. Методы испытания на растяжение толстолистового проката в направлении толщины
ГОСТ 32578-2013 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Требования к материалам
ГОСТ 32579.1-2013 Краны грузоподъемные. Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 32579.2-2013 Краны грузоподъемные. Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 2. Краны стреловые самоходные
ГОСТ 32579.3-2013 Краны грузоподъемные. Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 3. Краны башенные
ГОСТ 32579.4-2013 Краны грузоподъемные. Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 4. Краны стреловые
ГОСТ 32579.5-2013 Краны грузоподъемные. Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 5. Краны мостового типа
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 32579.1, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 работоспособность: Способность конструкции в пределах установленного ресурса воспринимать нагрузки, предусмотренные проектом, без нарушения прочности, упругой устойчивости и сопротивления усталости.
3.2 условие работоспособности: Условие, записанное в форме неравенства, устанавливающего соотношения между расчетными и предельными напряжениями или силами, выполнение которого с высокой вероятностью гарантирует обеспечение работоспособности конструкции по одному из критериев.
3.3 устойчивость (упругая устойчивость): Способность конструкции под действием нагрузок, предусмотренных проектом, сохранять первоначальную форму равновесного деформированного состояния и упруго восстанавливать ее после малых отклонений.
3.4 сопротивление усталости: Способность конструкции выдержать заданное количество циклов нагружения с определенными параметрами без возникновения усталостных трещин.
3.5 предельная сила: Максимальное значение силы, действующей на элемент конструкции, при котором обеспечено выполнение одного из условий работоспособности.
3.6 предельное напряжение: Максимальное значение напряжения в элементе конструкции, при котором обеспечено выполнение одного из условий работоспособности.
3.7 расчетная сила: Значение силы, действующей на элемент конструкции, вычисленное по определенной комбинации нагрузок в соответствии с правилами расчета по методу предельных состояний или допускаемых напряжений.
3.8 расчетное напряжение: Максимальное по абсолютной величине значение напряжения в элементе конструкции, вычисленное по определенной комбинации нагрузок в соответствии с правилами расчета по методу предельных состояний или допускаемых напряжений.
3.9 срезное соединение: Болтовое соединение, в котором эксплуатационные нагрузки действуют перпендикулярно оси болта и передаются между соединяемыми деталями за счет контакта стержня болта с поверхностью отверстия.
3.10 фрикционное соединение: Болтовое соединение, в котором эксплуатационные нагрузки действуют перпендикулярно оси болта и передаются между соединяемыми деталями за счет сил трения, создаваемых в результате предварительной (монтажной) затяжки болтов.
3.11 фланцевое соединение: Болтовое соединение, в котором эксплуатационные нагрузки передаются между соединяемыми деталями за счет растяжения болта.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены обозначения и сокращения, приведенные в таблице 1.
Описание обозначения (сокращения)
индексы, означающие, что данная величина вычисляется, соответственно, по методу предельных состояний или по методу допускаемых напряжений
площадь поперечного сечения стержня болта в плоскости сдвига
минимальная площадь сечения болта по резьбе
площадь сечения оси шарнирного соединения
площадь среза проушины
расчетная площадь сечения проушины
расчетное количество циклов работы крана за срок службы
приведенная ширина зоны распределения местной нагрузки
диаметр отверстия под болт
диаметр стержня болта на участке без резьбы
предельная сдвигающая сила на болт по условию прочности на срез, вычисленная по методу предельных состояний
предельная сдвигающая сила на болт по условию прочности на срез, вычисленная по методу допускаемых напряжений
предельная сдвигающая нагрузка на болт по условию смятия поверхности, вычисленная по методу предельных состояний
предельная сдвигающая нагрузка на болт по условию смятия поверхности, вычисленная по методу допускаемых напряжений
предельное значение силы трения, создаваемой болтом между соединяемыми поверхностями, вычисленное по методу предельных состояний
предельное значение силы трения, создаваемой болтом между соединяемыми поверхностями, вычисленное по методу допускаемых напряжений
предельное значение силы растяжения болта от внешней нагрузки, вычисленное по методу предельных состояний
предельное значение силы растяжения болта от внешней нагрузки, вычисленное по методу допускаемых напряжений
момент инерции сечения продольного ребра
момент инерции сечения поперечного ребра
расчетная высота шва
коэффициент концентрации напряжений
коэффициент приведения предела выносливости к расчетному количеству циклов при расчете по нормальным напряжениям
коэффициент приведения предела выносливости к расчетному количеству циклов при расчете по касательным напряжениям
коэффициент устойчивости пластины в условиях одноосного напряженного состояния
коэффициент устойчивости пластины в условиях местного поперечного нагружения
коэффициент устойчивости пластины при чистом сдвиге
длина i-го участка углового шва
расчетная длина стержня
эффективная длина стержня
показатель наклона усталостной кривой
количество циклов до возникновения трещины при стационарном нагружении с размахом напряжений
число поверхностей среза в болтовом соединении
коэффициент запаса прочности
силы, приложенные к расчетному узлу
изгибающие моменты, приложенные к расчетному узлу
расчетная сдвигающая сила, приходящаяся на один болт, вычисленная по методу предельных состояний
расчетная сдвигающая сила, приходящаяся на один болт, вычисленная по методу допускаемых напряжений
коэффициент асимметрии цикла
расчетное сопротивление для сварного соединения стыковым швом
расчетное сопротивление для сварного соединения угловыми швами
сила предварительной затяжки болта
толщина элемента конструкции
толщина пояса балки
толщина стенки балки
меньшая суммарная толщина листов в болтовом соединении, сдвигаемых в одном направлении
количество болтов в k-м (отсчитываемом вдоль оси y) и i-м (отсчитываемом вдоль оси z) ряду
количество болтов в соединении
координаты расположения болтов
координаты расположения болта, наиболее удаленного от оси раскрытия фланцев
количество циклов нагружения с размахом напряжений
радиус инерции сечения стержня
коэффициент надежности по материалу
коэффициент условий работы
коэффициент ответственности, принимаемый по ГОСТ 32579.1 (таблица 10)
коэффициент надежности, принимаемый по ГОСТ 32579.1 (таблица 4)
коэффициент снижения допускаемых (предельных) напряжений при расчете на устойчивость
условная гибкость стержня
допустимая гибкость стержня
коэффициент, учитывающий условия закрепления стержня
коэффициент влияния пластичности
коэффициент защемления, учитывающий условия закрепления пластины по кромкам
параметр распределения нормальных напряжений по сечению пластины
коэффициент условий работы, учитывающий дополнительные особенности, конкретизируемые при расчетах отдельных элементов конструкций
параметр распределения нормальных напряжений по сечению панели пластины
коэффициент снижения допускаемых (предельных) напряжений
допускаемое напряжение для сварного соединения
нормативное значение предела текучести материала
нормативное значение временного сопротивления металла сварного шва
нормативное значение предела текучести материала болта
минимальное нормативное значение временного сопротивления материала болта
критическое напряжение для пластины, загруженной только продольным нормальным напряжением
критическое напряжения для i-й панели пластины, загруженной только продольным нормальным напряжением
критическое напряжение для пластины, загруженной только поперечным нормальным напряжением
критическое напряжение пластины из абсолютно упругого материала в условиях одноосного напряженного состояния
критическое напряжение пластины из абсолютно упругого материала в условиях местного поперечного нагружения
нормальное продольное напряжение в элементе конструкции
нормальное поперечное напряжение, например в зоне местного нагружения
максимальное эквивалентное нормальное напряжение в элементе конструкции, вычисленное по методу предельных состояний
максимальное эквивалентное нормальное напряжение в элементе конструкции, вычисленное по методу допускаемых напряжений
максимальное эквивалентное нормальное напряжение в сварном соединении, вычисленное по методу предельных состояний
максимальное эквивалентное нормальное напряжение в сварном соединении, вычисленное по методу допускаемых напряжений
расчетный размах нормальных напряжений
расчетный предел выносливости по размаху нормальных напряжений, определенный на базе N =2·10
нормативный предел выносливости по размаху нормальных напряжений, определенный на базе N =2·10
расчетный предел выносливости по размаху касательных напряжений, определенный на базе N =2·10
нормативный предел выносливости по размаху касательных напряжений, определенный на базе N =2·10
критическое напряжение пластины при чистом сдвиге
критическое напряжение пластины из абсолютно упругого материала при чистом сдвиге
допускаемое касательное напряжение для сварного соединения
максимальное эквивалентное касательное напряжение в сварном соединении, вычисленное по методу предельных состояний
максимальное эквивалентное касательное напряжение в сварном соединении, вычисленное по методу допускаемых напряжений
расчетный размах касательных напряжений
расчетный предел выносливости по размаху касательных напряжений на базе N =2·10
Экспертиза расчета металлоконструкций.
Для полноценной возможности работы с расчетом необходимо, чтобы он содержал минимально необходимый объем информации. При этом весьма желательно его самодостаточность, под которой я понимаю практическое отсутствие необходимости лезть еще в какие-то дополнительные материалы. То есть вся иформация имеется, а вот сравнивать ли ее с чертежами уже дело эксперта или иного лица, пользующегося расчетом.
В целом информацию в типовом расчете можно укрупненно разделить на следующие обязательные разделы:
1. Сбор нагрузок.
2. Расчетные схемы сооружения с нагрузками по их видам.
3. Статический/динамический расчет по программам с определением РСУ/РCН
4. Проверка принятых в расчет сечений по обем группам предельных состояний по действующим нормам.
5. «Конструктивные» расчеты элементов и узлов, не вошедших в расчетную схему.
Весьма желателен (я в своих расчетах это всегда делаю, но требовать на экспертизе не в праве) свод принятых сечений с расчетными усилиями и усилими раскрепления для КМщиков. Если расчетчик и конструктор одно лицо, то, казалось бы, это излишнее, но в плане дальнейшего пользования данным расчетом я бы не стал этим пренебрегать. Испытано «на своей шкуре» и легко доходит до головы «через руки» в cлучае, когда через год-два надо что-то согласовать/изменить .
РАЗДЕЛ 1 СБОР НАГРУЗОК.
Вроде бы наличие этого раздела в расчете само собой разумеющееся требование. Но. Вот сейчас у меня на работе лежат расчетные материалы в 11(!) томах и там сбора нагрузок нет. Там еще много чего нет, но одного этого уже достаточно для возврата материалов на доработку.
По хорошему в начале расчета (или в приложении к нему) должно иметь место подписанное задание от заказчика с условиями строительства и нагрузками. Но это должно больше волновать проектировщика, чем эксперта, тем более только по расчетам.
1. В некоторых случаях для одной области могут присутствовать различные снеговые и ветровые районы. Конкретное же место строительства вполне может располагаться где-то на границе и по карте не может быть достоверно отнесено к тому или иному району. В этом случае надо либо принимать по большему, либо запасаться справкой из ГМЦ о реальных нагрузках. А в Краснодарском крае, там и вовсе свои СНиПы как по обычным атмосферным нагрузкам так и по сейсмике.
2. Принимают тип местности по ветру «B» и при этом учитывают сдувание снега. В большинстве случаев этого делать нельзя, а если и можно то нада запасаться справкой, что рядом ничего не построят. Будите брать? Да кто же Вам ее даст .
3. Завышают распределенную нагрузку на покрытие от технологии. Если посчитать ее, то получится от силы 15-20 кг/м2. Если есть большие сосредоточенные нагрузки в неопределенных местах, то их и надо учитывать несколькими взаимоисключющими загружениями, приложенных в возможных точках. По одной реальной экспертизе проектировщики умудрились принять нагрузку «от мужика с инструментом» в размере 150 кг/м2
4. Забывают учесть снеговые мешки у перепадов высот и повышенные снеговые отложения у фонарей, в ендовах т.д..
5. При наличии значительных нагрузках на перекрытия отсутствуют подписанные схемы их значений и привязки от технологов.
6. Неучет продольного ветра, который при легких (а тем более холодных) кровлях может вызвать полную смену знаков во всех элементах фермы.
Конечно, это да-а-а-леко не все ошибки и неточности, да и на некоторые из них, приводящие к завышению нагрузок, можно и «закрыть глаза», но так или иначе эксперт должен оценить этот раздел и только после согласия с цифрами идти дальше.
РАЗДЕЛ 2. РАСЧЕТНЫЕ СХЕМЫ СООРУЖЕНИЙ И НАГРУЗКИ НА НИХ.
Этот раздел вызывает, обычно, наибольшее количество вопросов. Мне нужно видеть:
— полную геометрию расчетной схемы со всеми размерами;
— условия опирания конструкций на фундаменты и их сопряжения между собой;
— принятые типы конечных элементов и их жесткости;
— нумерацию элементов и узлов;
— схемы приложения внешних нагрузок по загружениям и их значения;
— таблицу РСУ или РСН с принятыми коэффициентами;
Что я вижу чаще всего в действительноси? Это 3D картинки здания/сооружения из которых непосвященному никакой информации получить практически невозможно. Некое скопление линий, затуманенное массивом налазящих друг на друга цифр. Еще не один проектировщик за все время при личных беседах не показал мне, условно говоря, 845 элемент или 576 узел, которые меня «страсть как интересуют». Ей Богу, просто голая картинка более информативна, там хоть общая компановка просматривается.
Что же делать в такой ситуации «бедному» проектировщику? Достаточно простых выходов может быть несколько.
1. В 90% случаев пространственная схема является избыточной и ничего не дает. Переход на плоскую схему снимает проблемы вывода из программы практически всей информации, ну может кроме размеров. Но их и проставить ничего не стоит или можно привести таблицу координат узлов. С моей точки зрения это лучшее решение, но настаивать на нем я не имею никакого права. Проектировщик имеет полное право использовать вычислительные мощности «на полную катушку» и применять «прогрессивные» пространственные расчетные схемы.
4. В редких случаях, как исключение, готов принять и рассмотреть непосредственно схему в программе, но только в Скаде и только в присутствии разработчика.
Скажу вообще «криминал», который даже в качестве совета никому не предлагаю, но сам всегда использую. Сначала можно нарисовать это все не в расчетной программе, а, например, просто в Автокаде, потом тщательно проверить, а только потом заносить в компьютер без всяких конверторов. Вы не поверите, но раньше именно так и работали. Представляте как время-деньги разбазаривали, кретины .
Основные ошибки этого раздела связаны как непосредственно со схемой, так и с приложением нагрузок:
1. Неверное задание типа КЭ или расстановка шарниров (не соответствующие конструктиву), приводящие к неверной работе конструкции.
2. Неучет эксцентриситетов примыкания раскосов к поясам в узлах бесфасоночных ферм и шарнирных ригелей сбоку колонн.
3. Задание очень гибких элементов в общей расчетной схеме при наличии динамики и учете при этом минимального количества форм колебаний.
4. Неучет вариантов частичного загружения (снег на 1/2 пролета, шахматный порядок учета временных нагрузок на перерытия многоэтажных зданий и т.д.).
5. Неучет пульсации ветра в случаях предусмотренных СНиПом.
Ну и наконец, расчетная схема очень часто просто не рациональна. Но это уже не вполне предмет рассмотрения Госэкспертизы, хотя сей факт в заключении может быть и отмечен.
Если у эксперта по этому разделу нет полной ясности, рассматривать расчет дальше бессмысленно.
РАЗДЕЛ 3. СТАТИЧЕСКИЙ/ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ.
Собственно из-за этого раздела и приглашают в экспертизу сторонних экспертов-расчетчиков. Чтобы оценить данный раздел мало просто суммы знаний, нужно понимание работы конструкций, которое есть далеко не у всех. Но даже если такое понимание есть, этот раздел все равно самый сложный для оценки. Вдовавок тут возникают дополнительные внетехнические вопросы, которые всем видятся весьма по-разному. Поэтому тут привожу только свои оценку и подходы по такого рода вопросам, не претендующиее на какую либо истину.
Вопрос 1. По каким программам можно считать и можно ли обойтись вообще без них. Я считаю, что при понимании «процесса» и умении оценить результат считать можно как угодно. Сертификат же в нынешней ситуации во-первых, не обязателен, а во-вторых, ничего не гарантирует. Впрочем об этом было уже много разговоров. Я, например, высказывал свое мнение здесь: http://forum.dwg.ru/showthread.php?t=50285&page=3. А что касается ручного расчета, то некоторы конструкции гораздо быстре посчитать именно вручную. В общем в этом вопросе стараюсь быть к проектировщикам лояльным, в отличие от многих моих коллег-экспертов.
В качестве совета можно сказать тут лишь одно: поскольку у вас есть лицензионная программа (в чем я ни секунды не сомневаюсь ), то гораздо проще предотвратить эти придирки (без всяких ковычек) и приложить таки копии лицензии и сертификата. Выступая проектировщиком я так всегда и делаю.
А что же нужно мне? Да почти ничего:
1. Табличку с усилиями по загружениям для опорных сечений худших рам. Это весьма желательный элемент для итогового контроля загружений и если его нет, то во мне тут же зреет подозрение, что сами авторы результаты свого расчета не проверяли (ведь «машина» насчитла).
2. Табличку с перемещениями нескольких характерных узлов для оценки деформативности.
3. Таблицу РСУ/РСН, где присутсвовали бы сочетания для наиболее нагруженных элементов.
Если информации достаточно и цифры не слишком (на
РАЗДЕЛ 4. ПРОВЕРКА ПРИНЯТЫХ СЕЧЕНИЙ.
В силу определенных обстоятельств я могу только предположить как проверяют данный раздел другие эксперты. По-видимому, им ничего иного не остается, как требовать таки с проектировщика сертификат на программу проверки. Гарантий это никаких не дает, но чуть-чуть бумажкой прикрыться можно. Если опыт у эксперта большой, он может всегда оценить сечения (по прочности, формуле Ясинского и т.д.) и если оценка сверху его не удовлетворяет, применить, если есть, альтернативную программу, а если нет попросить это сделать проектировщика. Бездоказательно требовать заменить сечение на большее эксперт никакого права не имеет.
Что делать эксперту, если сечения проверены вручную. Да то же самое. Проверять или по своей любимой программе или вручную. Но уж никак не заставлять применять программу, тем более конкретного производителя. Никаким документом такая обязанность проектировщика не предусмотрена..
Во внезависимости от того кто как проверяет, расчет каждого элемента должен содержать минимально небходимый набор исходных данных:
1. Номер элемента по расчетной схеме.
2. Принятое сечение.
3. Класс прочности стали или расчетное сопротивление.
4. Одно или нескольких расчетных сочетаний внутренних усилий.
5. Коэффициент условий работы для рассматриваемого элемента.
6. Геометрические параметры (расчетные длины, пролеты для той или иной проверки).
7. Некоторые специальные данные в отдельных случаях (длина зоны местного давления, тип приложенной нагрузки и т.д.)
8. Принятые предельные значения, например, для гибкости или прогиба.
Как уже говорил выше, беру в результате исходные и считаю по своей программе. Только вот этот «результат» наступает иной раз ой как не сразу. Вот типичные проблемы, возникающие у проектировщиков:
— не верно применены коэффициенты условий работы и надежности по назначению;
— не выявлен худший элемент данной группы;
— не выявлено худшее расчетное сочетание усилий;
— нет определения расчетных длин элементов, а принятое Мю= 0.7, 1.0, 2.0 имеют весьма отдаленное отношение к данному случаю;
— для ферм с замкнутоми сечениями и бесфасоночными узлами не сделана проверка последних, которая может привести к замене сечений;
— проверки для данного типа НДС выполнены не полностью;
— отсутствует проверка на предельно допустимые деформации;
РАЗДЕЛ 5. «КОНСТРУКТИВНЫЕ» РАСЧЕТЫ ЭЛЕМЕНТОВ И УЗЛОВ.
Под конструктивными я понимаю здесь расчеты тех элементов и узлов, которые нецелесообразно включать в общую схему, так их работа вполне автономна. Например, при расчеты шарнирно опертой стойки фахверка с включением ее в пространственную схему и при обособленном расчете должны получаться одинаковые результаты. Почему называю конструктивными? Да просто считаю что их должен уметь выполнять безо всяких программ любой конструктор-КМщик и делать это в процессе разработки соответствующих чертежей. При этом подразумеваю, что расчет основных несущих конструкций должен выполнять все же человек, специализирующийся на этом деле.
При экспертизе расчетов к такого рода элементам и узлам я подхожу несколько по-разному. Список элементов достаточно ясен, а вот какие узлы должны быть разработаны и соответственно просчитаны на стадии «П», полной ясности нет. К конструктивным элементам обычного каркаса, рпсчет которых должен присутствовать отношу:
— прогоны;
— профнастил нестандартных пролетов;
— стойки фахверка;
— горизонтальные и вертикальные связи по покрытию;
— вертикальные связи по колоннам;
— ригели фахверка;
— дополнительные балки покрытия;
— балки перекрытия;
— нестандартные подкрановые балки;
— нестандартные пути подвесного транспорта;
Понятно, что для конкретного объекта этот список может быть шире, уже, либо не иметь места вовсе. Для специфических сооружений он может быть и совсем другим, например, для круглого силоса я попрошу с вас расчет опорного кольца с учетом стесненного кручения (расчет с учетом бимоментов). Правда, это уже не будет «конструктивным» расчетом.
Что же еще надо сделать, чтобы свести саму возможность придирок экспертов по формальным поводам к минимому. Мне это видится так.
1. Проверьте наличие на титульном листе шифра и названия объекта, подписи ГИПа и печати организации-проектировщика.
2. Проверьте, что сами расчеты подписаны как минимум исполнителем и проверщиком.
3. Проверьте наличие оглавления и нумерации страниц.
4. Если отсутствует, «состряпайте» очень краткую пояснительную записку, где изложите условия строительства (снег, ветер, сейсмика, подработка), степень ответственности сооружения и основные конструктивные решения с точки зрения расчетчика (опирание на фундаменты, примыкание ригелей, наличие связей и дисков).
5. Приложите, если имеются, копии лицензий и сертификаты на расчетные программы.
6. Если имеются задания заказчика или технологов, не забудьте и его.
7. Можно дополнить расчетные материалы парой планов и разрезов с маркировкой элементов и таблицами сечений.
При этом помните, что никаких жестких правил оформления расчета строительных конструкций не существует и на придирки эксперта типа: «не указана цель расчета», можно смело отвечать «если эксперт не понимает целей расчета, то. «. Кстати, абсолютно реальный давний случай, правда в телефонном разговоре. Стоит ли говорить, что в окончательном письменном заключении этого замечания не было
И самое последнее: ЕСЛИ СОДЕРЖАНИЕ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ФОРМЕ, НИКАКИЕ УКРАШАТЕЛЬСТВА И СЕРТИФИКАТЫ ВАС НЕ СПАСУТ ОТ ПЕРЕДЕЛОК! Ну при добросовестности и квалифицированности эксперта, конечно.
Как сделать, чтобы содержание было верным? Полно, неужели я должен растолковывать инжененерам такие элементарные вещи