Что такое распределительный диктант
Распределительные диктанты на уроках русского языка в начальных классах
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Распределительные диктанты на уроках русского языка в начальных классах.
Распределить слова в столбики ( предмет, признак, действие): пирог, большой, стоит, бежит, горький, лёд, цветёт, маленькая, мороз, ходили, больной, берег. (Что интересного заметили в каждом столбике?)
Распределить слова в столбики в зависимости от гласной, которую надо проверить (е, и, я): стена, рядок, цветной, лиса, лесная, пятёрка, свисток, плясать.
Распределительный диктант на безударную гласную а – о: трава, роса, скала, окно, гора, волна, страна, глазной, малыш, большой. (Задание: найти лишнее слово в каждом столбике).
Распределить слова в столбики одушевлённое – неодушевлённое существительное: синица, рябина, берёза, товарищ, собака, одежда, воробей, завод, капуста, ученик, молоко, медведь, лопата, лягушка.
Распределить слова в зависимости от роли ь (смягчающий – разделительный): мальчик, серьги, свинья, ружьё, пальма, перья, зверьки, коньки, копьё, жильё, больница, вьюга, бельё, жильцы, Илья, кольцо, льдина, ручьи, деревья, пальто.
Проверяемые безударные гласные – непроверяемые безударные гласные (словарные слова): деревня, цветок, трава, ученик, работа, окно, столы, молоко, пенал, сосна, осина, повар, жильцы.
Существительное – прилагательное – глагол: пьют, весёлый, хороший, хлеб, молчит, щавель, красивый, летает, снег, ястреб, кричат, враг, серьёзный. (Вопрос: какие орфограммы встретились?)
Распределить слова в столбики в зависимости от парной согласной в корне ( д – т): шутка, лодка, гладкий, плитка, чуткий, сладкий, беседка, клетка, ветка, редкий, палатка, грядка; ж – ш: избушка, ножка, верхушка, ложка, кошка, мошка, фуражка, пряжка, лягушка, крошка, сторожка, опушка.
Парные согласные – безударные гласные: узкий, гладкая, молчит, глядит, сидел, скользкие, гибкая, висят, робкие, сладкая, лежит, роняет. ( Что интересного заметили? – Прилагательные и глаголы).
Распределительный диктант на безударные гласные е,и, я: удивил, детвора, прямой, закричать, ледовый, пятёрка, читать, висел, стена, спина, сидел, тянуть, тяжёлый, стекло, светло, свистеть.
Парные согласные – непроизносимые согласные: звёздный, низкий, скользкий, известный, тростник, робкий, сладкий, гладкий, местный, поздний, устный, когти, лёгкий, грустный, областной. (Дополнительно: в каждом столбике найти лишнее слово).
Есть непроизносимая согласная – нет непроизносимой согласной: местность, тесный, участвовать, грустный, сердце, небесный, чудесный, счастливый, прекрасный, опасный, тростник, вкусный.
Парные согласные – непроизносимые согласные – безударные гласные: таскали, капустный, ненастная, мягко, ловко, беседка, висит, сидят, окрестность, пастбище, овраг, заморозки, известный, блузка, садился.
Ь – Ъ: подъём, жильё, семья, изъян, певунья, предъявить, вьёт, шьют, разъярённый, объединить, ручьи, съедобные.
Распределительный словарный диктант (по родам): яблоко, ягода, помидор, огурец, погода, облако, ветер, воскресенье, суббота, понедельник, пальто, комната, метро, карандаш, товарищ, молоко, лестница, праздник.
Распределительный диктант на временные формы глагола: зеленеет, пошёл, победит, блестел, читаем, висит, прилетит, спала, поиграем.
Есть ь – нет ь: обруч, ключ, дочь, брошь, врач, помощь, молодёжь, плащ, сыч, мышь, полночь, гараж, товарищ, глушь, тишь, рожь.
Распределить имена существительные по склонениям: улица, класс, дерево, ветер, дорога, ночь, метель, лагерь, яблоня, деревня, яблоко, город, Калуга, Володя, помощь, дождь, Аркадий, солнце, осень.
Распределить глаголы в столбики по виду(совершенный – несовершенный): осветить, освещать, побеждать, победить, купить, покупать, отправлять, отправить, возвратить, возвращать, вспоминать, вспомнить, объяснять, объяснить, разрешать, разрешить.
Распределительные диктанты на уроках русского языка в начальных классах
Описание разработки
1 класс.
1. Распределить слова в столбики ( предмет, признак, действие): пирог, большой, стоит, бежит, горький, лёд, цветёт, маленькая, мороз, ходили, больной, берег. (Что интересного заметили в каждом столбике?)
2. Распределить слова в столбики в зависимости от гласной, которую надо проверить (е, и, я): стена, рядок, цветной, лиса, лесная, пятёрка, свисток, плясать.
2 класс.
1. Распределительный диктант на безударную гласную а – о: трава, роса, скала, окно, гора, волна, страна, глазной, малыш, большой. (Задание: найти лишнее слово в каждом столбике).
2. Распределить слова в столбики одушевлённое – неодушевлённое существительное: синица, рябина, берёза, товарищ, собака, одежда, воробей, завод, капуста, ученик, молоко, медведь, лопата, лягушка.
3. Распределить слова в зависимости от роли ь (смягчающий – разделительный): мальчик, серьги, свинья, ружьё, пальма, перья, зверьки, коньки, копьё, жильё, больница, вьюга, бельё, жильцы, Илья, кольцо, льдина, ручьи, деревья, пальто.
4. Проверяемые безударные гласные – непроверяемые безударные гласные (словарные слова): деревня, цветок, трава, ученик, работа, окно, столы, молоко, пенал, сосна, осина, повар, жильцы.
5. Существительное – прилагательное – глагол: пьют, весёлый, хороший, хлеб, молчит, щавель, красивый, летает, снег, ястреб, кричат, враг, серьёзный. (Вопрос: какие орфограммы встретились?)
6. Распределить слова в столбики в зависимости от парной согласной в корне ( д – т): шутка, лодка, гладкий, плитка, чуткий, сладкий, беседка, клетка, ветка, редкий, палатка, грядка; ж – ш: избушка, ножка, верхушка, ложка, кошка, мошка, фуражка, пряжка, лягушка, крошка, сторожка, опушка.
3 класс.
1. Парные согласные – безударные гласные: узкий, гладкая, молчит, глядит, сидел, скользкие, гибкая, висят, робкие, сладкая, лежит, роняет. ( Что интересного заметили? – Прилагательные и глаголы).
2. Распределительный диктант на безударные гласные е,и, я: удивил, детвора, прямой, закричать, ледовый, пятёрка, читать, висел, стена, спина, сидел, тянуть, тяжёлый, стекло, светло, свистеть.
3. Парные согласные – непроизносимые согласные: звёздный, низкий, скользкий, известный, тростник, робкий, сладкий, гладкий, местный, поздний, устный, когти, лёгкий, грустный, областной. (Дополнительно: в каждом столбике найти лишнее слово).
4. Есть непроизносимая согласная – нет непроизносимой согласной: местность, тесный, участвовать, грустный, сердце, небесный, чудесный, счастливый, прекрасный, опасный, тростник, вкусный.
5.Парные согласные – непроизносимые согласные – безударные гласные: таскали, капустный, ненастная, мягко, ловко, беседка, висит, сидят, окрестность, пастбище, овраг, заморозки, известный, блузка, садился.
6. Ь – Ъ: подъём, жильё, семья, изъян, певунья, предъявить, вьёт, шьют, разъярённый, объединить, ручьи, съедобные.
7. Распределительный словарный диктант (по родам): яблоко, ягода, помидор, огурец, погода, облако, ветер, воскресенье, суббота, понедельник, пальто, комната, метро, карандаш, товарищ, молоко, лестница, праздник.
8. Распределительный диктант на временные формы глагола: зеленеет, пошёл, победит, блестел, читаем, висит, прилетит, спала, поиграем.
4 класс.
1. Есть ь – нет ь: обруч, ключ, дочь, брошь, врач, помощь, молодёжь, плащ, сыч, мышь, полночь, гараж, товарищ, глушь, тишь, рожь.
2. Распределить имена существительные по склонениям: улица, класс, дерево, ветер, дорога, ночь, метель, лагерь, яблоня, деревня, яблоко, город, Калуга, Володя, помощь, дождь, Аркадий, солнце, осень.
3. Распределить глаголы в столбики по виду(совершенный – несовершенный): осветить, освещать, побеждать, победить, купить, покупать, отправлять, отправить, возвратить, возвращать, вспоминать, вспомнить, объяснять, объяснить, разрешать, разрешить.
Распределительный диктант
Схема – классификация видов диктантов
Текущий и итоговый контрольные диктанты
A. Текущий контрольный диктант.
Методика проведения контрольного диктанта такова: сначала учитель читает весь текст, после чего задаёт несколько вопросов по содержанию для выяснения степени понимания детьми смысла прочитанного, затем диктует каждое предложение всего один раз, дети повторяют про себя и записывают.
После того как дети запишут весь текст, учитель ещё раз читает его, делая значительные паузы между предложениями, чтобы учащиеся могли проверить написанное.
В качестве текущего контрольного диктанта проводится словарный.
B. Итоговый контрольный диктант.
Итоговый контрольный диктант предполагает проверку усвоения детьми материала, изученного в течении длительного времени, например, четверти или полугодия.
Для итогового контрольного диктанта предпочтительнее текст, в котором нет слов на неизученные правила. Если же такие слова встречаются, то их нужно записать на доске. Количество слов в итоговом диктанте строго определено.
Уместно вспомнить методические советы К.Д.Ушинского относительно того, как надо диктовать: «Диктовать должно медленно, ясно, но целыми предложениями, а не отдельными словами, чтобы дети привыкли удерживать в уме целые мысли, а не ловили звуков».
Рекомендуется выполнение грамматического задания
Объем контрольных диктантов по классам
класс
количество слов по классам
Требования к тексту
ü Понятный учащимся
ü Интересный, по содержанию и форме изложения
ü Должен давать новую информацию об окружающем мире
ü Носить воспитывающий характер
Виды обучающих диктантов
Обучающие диктанты делятся на предупредительные, объяснительные и комментированные в зависимости от того, когда, в какой момент работы проводится объяснение диктуемого текста: перед, после или во время диктовки.
1) Выборочный диктант
2) Распределительный диктант
3) Выборочно-распределительный диктант
4) Свободный диктант
5) Восстановленный диктант
7) Предупредительный диктант
8) Диктант с обоснованием
9) Объяснительный диктант
10) Диктант «Проверяю себя»
11) Самодиктант или письмо по памяти
12) Комментированный диктант
13) Зрительно-слуховые диктанты
14) Творческий диктант
Выборочный диктант
Выборочный диктант бывает : картинный, слуховой, зрительный.
1)выписать только слова из «Словаря»:
Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!
2) выписать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ
На столе стоит кувшин с водой. Расцвели душистые ландыши. Ребята, давайте жить дружно.
Распределительный диктант
1)записать в первый столбик слова – названия животных, во второй – слова – названия растений;
Методическая статья по теме: «Виды диктантов как средство развития орфографической зоркости»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Разнообразные виды диктантов на уроках русского языка как средство развития орфографической зоркости учащихся.
Решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограммы. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Следовательно, вопрос формирования орфографической зоркости достаточно актуален в современных условиях обучения.
Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.
Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые слова или словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять и запомнить материал
Диктанты проводятся по связному тексту. Текст должен быть понятен учащимся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать новую информацию об окружающем мире, воспитывать. При работе над диктантами с изменением текста учащиеся нуждаются в дополнительном времени, поэтому диктовать нужно медленнее, чем обычные диктанты.
Виды обучающих диктантов
Обучающие диктанты делятся на предупредительные, объяснительные и комментированные в зависимости от того, когда, в какой момент работы проводится объяснение диктуемого текста: перед, после или во время диктовки.
Диктант «Проверяю себя»
Выборочный диктант бывает: картинный, слуховой, зрительный.
* Выписать слова с чередованием гласных в корне:
1) Книжные полки занимают всю стену. 2) Блистал солнечный знойный день. 3) Дым весь пал в лощину и все застелил . 4) Эта книга дана в качестве приложения . 5) К печке нельзя было прикоснуться .
* Выписать слова с непроизносимой согласной в корне.
— Здравствуй, племя молодое, незнакомое! – И редкий солнца луч, и первые морозы…
— В счастливой жизни украшают, в несчастной случай берегут.
— Но человека человек послал в анчару властным взглядом…
— Вступил он в этот свет завистливый и душный…
Президент, колокол, вагон, традиция, мечта, оазис, галактика, бордюр.
Выборочно-распределительный диктант – это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.
* Записать в первый столбик причастия с суффиксом ЕНН, во второй – с суффиксом НН.
Замеч енн ые вовремя ошибки, расписа нн ый по минутам день, услыша нн ая на улице песня, высуш енн ое ветром белье, давно потеря нн ая книга, своевременно оконч енн ая работа, засея нн ые весной поля.
Свободный диктант – это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.
Под свободным диктантом понимают такую запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.
Учитель сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую.
Предупредительный диктант используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.
Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи – контролируют запись выполнения работы.
Методика проведения диктанта «Проверяю себя» состоит в том, что учитель диктует, а ученики в процессе записывания текста подчеркивают все сомнительные для них места, чтобы потом спросить, правильно ли они написали. Такие подчеркивания нужны, чтобы не забыть спросить после написания всего диктанта. Наличие исправлений не влияет на оценку, но каждая пропущенная ошибка считается за две.
* Грамматические признаки глагола.
1.Слышать, дышать, слушать , гнать. 2. Ненавидеть, смотреть, терпеть, похолодеть . 3. Жить, косить, спорить, просить.
Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Автор: Кириличева Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ «Рогожинская основная школа городского округа город Михайловка Волгоградской области»
Тема: Разнообразные виды диктантов на уроках русского языка как средство развития орфографической зоркости учащихся.
Решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограммы. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Следовательно, вопрос формирования орфографической зоркости достаточно актуален в современных условиях обучения.
Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.
Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые слова или словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять и запомнить материал
Диктанты проводятся по связному тексту. Текст должен быть понятен учащимся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать новую информацию об окружающем мире, воспитывать. При работе над диктантами с изменением текста учащиеся нуждаются в дополнительном времени, поэтому диктовать нужно медленнее, чем обычные диктанты.
Виды обучающих диктантов
Обучающие диктанты делятся на предупредительные, объяснительные и комментированные в зависимости от того, когда, в какой момент работы проводится объяснение диктуемого текста: перед, после или во время диктовки.
Выборочный диктант бывает: картинный, слуховой, зрительный.
* Выписать слова с чередованием гласных в корне:
1) Книжные полки занимают всю стену. 2) Блистал солнечный знойный день. 3) Дым весь пал в лощину и все застелил. 4) Эта книга дана в качестве приложения. 5) К печке нельзя было прикоснуться.
* Выписать слова с непроизносимой согласной в корне.
— Здравствуй, племя молодое, незнакомое! – И редкий солнца луч, и первые морозы…
— В счастливой жизни украшают, в несчастной случай берегут.
— Но человека человек послал в анчару властным взглядом…
— Вступил он в этот свет завистливый и душный…
Президент, колокол, вагон, традиция, мечта, оазис, галактика, бордюр.
Выборочно-распределительный диктант– это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.
* Записать в первый столбик причастия с суффиксом ЕНН, во второй – с суффиксом НН.
Замеченные вовремя ошибки, расписанный по минутам день, услышанная на улице песня, высушенное ветром белье, давно потерянная книга, своевременно оконченная работа, засеянные весной поля.
Свободный диктант– это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.
Под свободным диктантом понимают такую запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.
Учитель сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую.
Предупредительный диктант используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.
Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи – контролируют запись выполнения работы.
Диктант «Проверяю себя». Преимущество этого диктанта перед другими заключается в том, что он тренирует не только в применении правил, но, что самое важное, в обнаружении орфограмм и пунктограмм, т.е. развивает орфографическую и пунктуационную зоркость.
Методика проведения диктанта «Проверяю себя» состоит в том, что учитель диктует, а ученики в процессе записывания текста подчеркивают все сомнительные для них места, чтобы потом спросить, правильно ли они написали. Такие подчеркивания нужны, чтобы не забыть спросить после написания всего диктанта. Наличие исправлений не влияет на оценку, но каждая пропущенная ошибка считается за две.
«Четвёртое лишнее». По содержанию может быть любым. Развивает логическое мышление детей: в процессе выполнения учащиеся активно сопоставляют языковые факты. Сложным является не только выполнение диктанта, но и его составление. Обычно это тематическая подборка, 4-5 строк из четырех слов, одно из которых должно отличаться от всех только одним признаком (составителю диктанта необходимо всесторонне проанализировать слова, которые он включает в диктант). Тема диктанта детям должна быть известна.
* Грамматические признаки глагола.
1.Слышать, дышать, слушать, гнать. 2. Ненавидеть, смотреть, терпеть, похолодеть. 3. Жить, косить, спорить, просить.
Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.