Что такое рассуждение 6 класс
Модель урока развития речи в 6-м классе по теме: «Рассуждение»
Ход урока
Работа в группах (5-6 человек).
1 этап. Вызов с использованием приёма кластера:
в центре листа пишется слово (тема, проблема), далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи этой темой.
а) На доске записывается слово “рассуждение”.
б) Каждый учащийся записывает свои ассоциации, связанные с этим словом (3-5 минут).
в) В группе собирают слова-ассоциации в блоки по значению, оформляют на большом листе бумаги (ватмане).
г) Каждая группа представляет свою схему, комментируя.
На доске в это время учитель суммирует все высказывания в одну схему.
Учитель подводит итог: это наше понимание слова “рассуждение” на бытовом, жизненном уровне. А мы должны рассмотреть это понятие на научном уровне.
2 этап. Осмысление.
а) Работа с определением.
“Рассуждение” – это объяснение или доказательство какой-то мысли. Изложение содержания этой мысли (основной тезис) является главной частью рассуждения. Ей может предшествовать часть, в которой формулируется вопрос, ответом на который является тезис. Основное место в рассуждении занимают сообщения, в которых приводятся доказательства или опровержения тезиса. В заключительной части обычно формулируется вывод о правильности или ошибочности тезиса.
В любом рассуждении имеются две части. В первой части содержится тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать. Во второй части дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.
Например, Василису назвали Премудрой (тезис), потому что она умела все делать (аргумент): испекла пышный и красивый каравай, соткала за ночь чудесный ковер, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями (примеры). В рассуждении бывает иногда и третья часть – вывод. Наше рассуждение можно было закончить например, такими словами: “Словом, была мастерица на все руки. Поэтому и получила такое прозвище”. Эти слова и были бы выводом.
Обычно обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.
Схема полного рассуждения
Беседа с классом по вопросам:
5) Схему рассуждения записать в тетрадь.
б) Работа с текстами. Ребятам каждой группы предлагаются три текста (тексты взяты из экспериментального учебника по русскому языку (Программа развивающего обучения, 5 класс. Репкин В.В.)
Задание.Определить тип каждого текста. Найти среди них рассуждение, доказать, используя определение, схему.
Был жаркий день. Я позвал лесника купаться. Он велел мне идти вперед и обещал вскоре догнать. Я потихоньку вышел к озеру.
На берегу я в изумлении замер: под ярким солнцем над водой бушевала метелица! Легкие хлопья носились в воздухе, опускались, опять взмывали вверх, падали в воду, но почему-то не таяли, а плыли по поверхности.
Я ничего не понимал. Но вот одна снежинка опустилась рядом со мной. Я осторожно взял ее и ахнул: да ведь это крохотная бабочка! Что же за беда приключилась? Почему гибнут бабочки?
За моей спиной послышались шаги. Это был лесник. Взглянув на реку, он сказал: “Поденка!” И объяснил, что эти водяные бабочки живут всего один день.
Я понял, что никакой беды не случилось. Но купаться почему-то расхотелось, и я долго сидел на берегу, молча наблюдая за живой метелью.
Этих бабочек можно увидеть летом на речке. Как легкие снежинки, кружатся они над водой. То одна, то другая замирает в полете, плавно опускается на воду и плывет по течению.
Если возьмешь бабочку в руки и внимательно посмотришь, то увидишь две пары тонких крылышек и три хвостовые ниточки. А вот рта у поденки нет совсем.
Поденка живет всего один день. Она появляется из личинки, взмывает вверх, а потом, опустившись на воду, откладывает яички и погибает. За свою короткую жизнь бабочка не успевает даже проголодаться.
Однажды в жаркий день я увидел над рекой множество крохотных бабочек. “Поденка”, – сказал знакомый лесник. “Что за странное название?” – подумал я и спросил у своего спутника, не знает ли он, почему так назвали этих легкокрылых бабочек.
Оказывается, это имя дали не случайно.
Поденка живет всего один день. Появится из личинки, покружится над водой опустится на нее, отложит яички – и погибает. У нее даже рта нет. За свою короткую жизнь она не успевает проголодаться.
“Да, точное имя у этой беззаботной крохи”, – подумал я.
3 этап. Рефлексия.
а) Каждой группе предлагается бросить кубик, на сторонах которого написаны темы для написания рассуждения.
б) Задание.Написать небольшое рассуждение на одну из тем (индивидуально).
в) Учащиеся зачитывают свои рассуждения (несколько примеров). Затем все сдают свои работы учителю.
4 этап. Вывод учителя.
Посмотрите, какой путь мы с вами проделали: от такого понимания рассуждения, как фантазия (возвращаемся к кластеру).
подготовьте устное сообщение на тему «что такое рассуждение?».Оформите свой ответ в виде научного рассуждения-объяснения.Включите в сообщение
Включите в сообщение определение понятия. 6Класс разумовская 191 упражнение
Рассуждение — ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме.
Рассуждение, в логике имеет двоякое значение — общее и специальное.
В общем значении рассуждением называется деятельность рассудка; иногда рассуждение является синонимом понятия мышления.
В специальном значении понятие рассуждение используется для обозначения анализа, умственного взвешивания доводов в пользу какого-либо положения.
Рассуждение имеет своей целью выяснить какое-либо понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-либо мысль. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в последовательной форме. Рассуждением называется и ряд суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые следуют одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.
Рассуждение может быть развёрнутым – с использованием большого количества доводов, риторических приёмов сопоставления, противопоставления и т.д., а может быть кратким, лаконичным. Но в любом случае текст-рассуждение должен содержать разъяснение, доказательство или опровержение какой-либо мысли с помощью определённой системы доказательств.
Конспект урока «Сочинение-рассуждение» 6 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по теме «Сочинение-рассуждение»
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Штокаленко Елена Николаевна
МБОУ «Малоенисейская СОШ», Бийский
район, Алтайский край
Тип урока: объяснение нового материала
Цель урока: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.
Задачи: познакомить учащихся с типом текста-рассуждение; научить различать этот тип текста среди других; развивать устную и письменную речь учащихся на основе рассуждения.
Планируемые образовательные результаты:
– выражать положительное отношение к процессу познания:
— проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность;
принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану; выполнять учебное задание в соответствии с целью;
осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию,
определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; формирование умения вести самостоятельный поиск информации.
формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения
Знать и различать типы речи, основные их признаки; уметь строить свой текст в соответствии с типом речи и заданной темой на лингвистическую тему.
Оборудование: раздаточный материал, ИКТ
I .Организационный момент. Приветствие. Запись числа, темы урока.(1 слайд)
II .Актуализация знаний
1.Слово учителя. В жизни часто возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным сове мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, при этом высказывают противоположные рассуждение. Здесь важно суметь доказать свою правоту. Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль.
2.Работа с эпиграфом. Как вы понимаете данное высказывание?
Эпиграф: «Человек, умеющий размышлять,- ювелир в делах духовных.»
3.Повторение пройденного о типах речи.
— Мы знаем три типа речи. Какие? (Описание, повествование, рассуждение)
-Как различаются типы речи?
Рассуждение-это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?
Рассуждение – это доказательство какой-то мысли. Тезис является главной частью рассуждения. Основное место в рассуждении занимают доказательства тезиса. В заключительной части обычно формулируется вывод.
На доске чертим схему рассуждения ( тезис- аргументы, примеры-вывод)
Текст: изобразительное повествование, отвечает на следующие вопросы:
1.Что случилось? (В городе пошел дождь)
2.Где и с кем произошло? (Городские жители дождались дождя)
3.Когда случилось? (Летом пошел дождь)
Текст 2. Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.
Текст: описание, отвечает на следующие вопросы:
1.Какой предмет описывается?(Дождь)
2. Каков предмет?(Серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, и т.д.)
Текст: рассуждение-размышление, отвечает на следующие вопросы:
1.Почему?( Потому что закончился дождь и вернется надоевшая жара).
2. Зачем? (Чтобы представить, чего ждать от капризной природы)
III .Объяснение нового материала.
Сегодня мы будем готовиться писать сочинение-рассуждение, но для начала вспомним еще раз, из скольких частей состоит сочинение- рассуждение. Проведем небольшую словарную работу.(слайд)
Тезис- положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль, которую нужно доказать.
Иногда рассуждение начинается вступлением, чтобы читатель мог освоиться в предлагаемой теме, привыкнуть к ней, понять ее. Но вступление бывает не всегда. Когда нет нужды готовить читателя к восприятию темы и последующего содержания текста, вступление не создается.
Задание 2. Определить в тексте тезис, аргументы и вывод Приложение 3
Девочки любят заниматься фигурным катанием. Фигурное катание – популярный в России вид спорта. У нас много чемпионов, лучшие спортивные школы . Девочки хотят походить на своих кумиров, добиться славы, успеха. Девочки хотят походить на своих кумиров, добиться славы, успеха . Каждому занятие по душе: мальчики могут заняться хоккеем, а девочки – фигурным катанием. Везде требуется сильный характер, воля к победе, целеустремлённость и трудолюбие. Фигурное катание – это смесь искусства и спорта.
Тезис: Девочки любят заниматься фигурным катанием.
Аргумент 1. Фигурное катание – популярный в России вид спорта. У нас много чемпионов, лучшие спортивные школы. Это первый аргумент. Его недостаточно, потому что мы пока не объяснили, почему фигурное катание любят именно девочки
Аргумент 2. Девочки хотят походить на своих кумиров, добиться славы, успеха.
Вывод. Каждому занятие по душе: мальчики могут заняться хоккеем, а девочки – фигурным катанием. Везде требуется сильный характер, воля к победе, целеустремлённость и трудолюбие.
Задание 3. Прочитать текст. Доказать, что это рассуждение. Выделить части рассуждения в тексте.
Совсем недавно я перечитала книгу Алексина « Пять веселых повестей». В этой книге пять рассказов, и их действительно можно назвать веселыми. Книга мне очень понравилась. Она не только веселая, но и поучительная. Почему? Во-первых, в книге все так, как в жизни. Во-вторых, над некоторыми страницами я посмеялась от души. В-третьих, такие книги я люблю больше всего. Я советую всем ребятам прочитать эту книгу!
Слова-клише для сочинения-рассуждения. Приложение 2
Задание 4. Что дано в этом рассуждении? Чего не хватает? Допишите доказательства и вывод.
Я очень люблю читать. Однако многие мои знакомые считают, что чтение — это бесполезное занятие, отнимающее кучу времени. Даже раскрыв интересную книгу, они могут заснуть над ней или просто не понимают прочитанного. Я уверен, что такие люди не правы, они даже не понимают, как много интересного и полезного проходит мимо них.
Во-первых, книга
Задание 5 . Вспомните книгу, которую вы недавно прочитали. Составьте рассуждение – отзыв об этой книге
Я хочу рассказать о книге ______________________________________________________
Я выбрал ее потому, что _____________________________________________________________________________
Мне эта книга понравилась, так как _____________________________________________________________________________
Поэтому мне бы хотелось, чтобы эту книгу прочитали все ребята.
V . Подведение итогов урока.
VI . Домашнее задание. Письменно поразмышляйте над темой : «Какого человека мы называем добрым?»
Разработка урока русского языка для 6 класса по теме «Рассуждение- объяснение» по учебнику М.М.Разумовской
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Русский язык (по учебнику М.М.Разумовской) 12.11.2020
*углубление и систематизация знаний о тексте-рассуждении;
*осознанное и свободное пользование богатствами родного языка для выражения своих мыслей и чувств;
*расширение представления об окружающей действительности,
Образовательные : вырабатывать умение проводить комплексный анализ текста; учить создавать текст-рассуждение по образцу и собственный текст на основе прочитанного;
Развивающие : развивать умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать в практике речевого общения произносительные, грамматические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы языка
Воспитательные : пробуждать интерес к живой природе, к произведениям литературы, интерес к исследовательской деятельности.
осознание лексического богатства языка;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку.
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
свободно пользоваться толковым словарём;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях.
1) усвоение основных понятий: лексика, лексическое значение слова, словарный состав языка, словарный запас языка, грамматическое значение слова;
2) знание основных способов толкования лексического значения слова;
3) правильно употреблять слова в устной и письменной речи.
II . Проверка домашнего задания.
Скажите, о каком стиле речи шла речь на прошлом уроке?
Правильно, о научном.
Назовите мне признаки научного стиля речи.
А что такое научное понятие?
III . Этап вхождения в тему урока
Скажите, кто из вас считает себя любопытным и любознательным человеком? А какой вопрос задают интересующиеся чем-то люди? Почему?
Я тоже хочу у вас спросить, знаете ли вы
— Почему площадь в нашем городе называется «советской»?
— Почему мы говорим «спустя рукава»?
— Почему глагол самостоятельная часть речи?
— Почему трудно писать сочинение?
Можно на мои вопросы ответить одним словом: да или нет? А одним предложением? Сделайте вывод: чтобы ответить на эти вопросы, что нужно создать? (Текст)
А текст какого типа речи вы будете создавать?
— Давайте сформулируем тему нашего урока.
Ребята, откройте тетради и запишите
IV . Этап объяснения нового материала.
В жизни часто возникают ситуации, когда нам нужно доказать свою правоту. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Необходимо строить свое высказывание логично, последовательно. Для этого существует тип речи – рассуждение.
Что же такое рассуждение? Перед вами небольшой тест. Выберите один ответ. Докажите правильность своего выбора.
Вступление Тезис Общая характеристика
Завязка Аргументы Детали
Развитие действия Вывод Оценка
Что это за слова? Как они связаны между собой? ( это композиция текстов разных типов речи).
Выберите текст – рассуждение.
V . Этап первичного закрепления нового материала
Перед вами тексы. Найдите среди них тот, который больше всего соответствует схеме рассуждения. Докажите свое мнение.
1. Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
2. Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
3. … Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство… Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубается топором. А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси.
У вас уже много информации об этом типе речи. Я вам предлагаю несколько вариантов определений. Выберите из предложенных определений то, которое кажется вам наиболее точным. Если ни одно из них вас не устраивает, составьте свое.
Рассуждение – это объяснение или доказательство какой-то мысли.
Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Рассуждение — описание причин свойств и явлений. Может быть доказательством, объяснением, размышлением
Рассуждение — ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме.
Рассуждение — это доказательство справедливости мысли ( или несправедливости) мысли, сформулированной в тезисе
У текста – рассуждения есть слова, которые помогают организовать, связать части текста, упорядочить ход мысли. Свяжите части текста при помощи предложенных слов.
Докажем это, к примеру, обобщим все сказанное, допустим, следовательно, по моему мнению, таким образом, во-первых, в качестве примера, это можно доказать так, это объясняется следующим, итак
РАССУЖДЕНИЕ — тип текста (тип речи): словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.
Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение. Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения. Как правило, композиция рассуждения строится по модели: тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) и вывод .
Занимай свои места.
Раз присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.
Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.
1. Прочитайте & 18. Что нового вы узнали?
2. Закончите предложения:
— очень долго думать
-размышлять о чем- то, а потом доказывать это другим
-уметь формулировать тезис, подбирать аргументы и делать вывод
-объяснять и доказывать свои мысли
-обдумывать какую-либо мысль
-доказывать свою мысль
-обдумывать свои мысли, выделять из них самую точную
-объяснять и доказывать тезис
-строить мысли в логическую последовательность, подводя итог
-излагать мысли по порядку и доказывать свою правоту
VIII . Игра «Буриме» (рефлексия)
Подводя итоги урока, хочется узнать о ваших впечатлениях и настроении. Дополните строчки стихотворения своими мыслями о проделанной работе, чтобы получилось четверостишие.
Например, На уроке должно быть внимание,
А кроме этого понимание.
Но много рассуждения.
IX . Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение (по выбору):
1.Зачем нужны летние каникулы?
2.Стоит ли заводить животных в доме?
3.Зачем нам нужен дождь?
Даю образец написания сочинения-рассуждения « Обязательно ли есть фрукты?»
Обязательно ли есть фрукты? (тезис)
Я считаю, что обязательно .(аргумент)
Во-первых, фрукты содержат витамины, которые улучшают наше здоровье.
Во-вторых, фрукты улучшают сон, а без хорошего сна не наберешься сил.
В-третьих, из фруктов получаются вкусные соки и варенья, которые доставляют нам много удовольствия. (доказательства)
Поэтому фрукты очень полезны и к тому же вкусны. (вывод)
Презентация на тему: «Типы речи. Рассуждение» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Типы речи. Рассуждение. Презентацию подготовила учитель СОШ № 12 г. Сыктывкара Ляшенко Мария Васильевна
Вспомните основные типы речи русского языка Повествование Описание Рассуждение
тип речи; рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени. Цель повествования – дать представление о событии (ряде событий) в хронологической последовательности. Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга. Повествование – это…
тип речи; словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков. Цель описания – наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения. Виды описания: Описание природы (пейзаж) Описание человека (портрет), животного, предмета Описание интерьера Описание места действия Описание – это…
Всё наше достоинство заключено в мысли. Будем же учиться хорошо мыслить. Б. Паскаль
Это тезис – предложение, чаще всего сложное: мысль в виде вопроса; предложение, требующее подтверждение; предположение. Например: «Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственности человека.» I. Вступление
Доказательства (или опровержения) тезиса. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как. Основная часть
Вывод из доказательств (опровержений) основной части. Подводится итог сказанному. Автор делает обобщение, желая воздействовать на читателя, убедить его в правильности своего мнения. Могут использоваться вводные слова: Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод; Таким образом; Обобщим все вышесказанное; Подводя итог; Следовательно… Заключение
На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла. (по А. Куприну) Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди. Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть). Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл. Из представленных текстов выберите рассуждение. Свой ответ обоснуйте.
По дороге Лидия Борисовна рассказала, как чуть ли не сорок лет назад впервые сама приехала сюда, на пепелище Блоковской усадьбы. Добиралась с приключениями, сначала электричкой, потом на попутке… Долго шла пешком по лесу, чуть не заблудилась. Нашла обгорелый фундамент по трём берёзам, растущим в поле на пригорке. Посидела среди кустов, под высоченным серебристым тополем, подобрала осколок кирпича от фундамента сожжённого дома и привезла Чуковскому. Старик прижал этот кусок к щеке, проговорил: «Я ни разу не выбрался туда к Блоку, а ведь он меня звал приехать». Лидия Борисовна спросила: «Корней Иванович, неужели никогда не восстановят этот дом?» Он ответил: «Лида, в России надо жить долго». (Д. Рубина)
Всё живое в природе находится в постоянном движении, развитии, изменении. Маленький жёлудь, попав в землю, со временем может превратиться в хрупкое деревце. Пройдут годы, и оно станет могучим развесистым дубом, который за свою долгую жизнь подарит множество новых желудей, а они, в свою очередь, станут источником жизни других деревьев… Так происходит и в природе, и в человеческом обществе, в котором с течением времени меняются уклад, обычаи, развиваются наука, культура. Докажите, что перед нами текст-рассуждение:
Прочитайте следующий текст. Докажите, что перед нами рассуждение.
Язык тоже живое, вечно изменяющее явление, в котором всё находится в постоянном движении и развитии. «Живой как жизнь» – так сказал о русском языке Н.В. Гоголь. Действительно, любой человеческий язык на протяжении веков не остаётся неизменным. Например, в древнерусском языке было не две формы числа, а три: единственное, множественное, двойственное. Существовал 7-й падеж, который назвался звательным. Его формы используются при обращении к человеку (им. падеж: Аня; звательный: Ань!). Этот падеж считался седьмым русским падежом в грамматиках, изданных до 1918 года. Он сохранился во многих фразеологизмах: врачу, исцелися сам! чего тебе надобно, старче? Многие наречия – это застывшие формы каких-либо частей речи: вдаль (из сочетания предлога в и существительного даль), по-прежнему (из сочетания предлога по и прилагательного прежнему), вничью (из сочетания предлога ви местоимения ничью). Есть слова, которые со временем меняют своё лексическое значение. Например, в древности слово вратарь означало «сторож городских ворот», а теперь употребляется как спортивный термин. Соратниками называли «сотоварищей в битве» (отрать – битва, войско), а теперь это «единомышленник и товарищ по совместной деятельности» Лингвистика открыла немало таких тайн, связанных с историей русского языка. Многие остаются ещё неразгаданными.
Д/З – подготовить устный рассказ о типе речи – рассуждении. Подготовить план рассуждения на тему: «Роль запятых в русском языке».«