Что такое растения биология 5 класс кратко
Что называют растениями? Общие характеристики, основные группы, строение и факты
Растения – это обширное царство живых организмов, которые встречаются на большей части суши планеты Земля, а также в водных средах обитания. Вы видите их повсюду. К ним относятся трава, деревья, цветы, кустарники, папоротники, мох и многие другие.
Существует около 320 000 видов растений, из которых подавляющее большинство, около 260–290 тысяч, дают семена. Зеленые растения обеспечивают значительную часть мирового кислорода и являются основой большинства экосистем Земли.
Что делает растение растением? Общие признаки
Вот несколько главных особенностей, которые делают живой организм растением:
Растения являются продуцентами, производящими органические вещества с помощью углекислого газа и энергии солнечного света в процессе фотосинтеза.
Растительная клетка
Клетки растений имеют жесткие клеточные стенки состоящими из целлюлозы, хлоропласты (которые помогают в фотосинтезе), ядра и большие вакуоли, заполненные водой.
Одна из важнейших функций большинства растений – фотосинтез. Растения используют его для создания энергии непосредственно из солнечного света.
Виды растений
Есть много разных видов растений. Часто их подразделяют на две основные группы: сосудистые и несосудистые.
Также растения принято подразделять на следующие группы:
Основная структура растений
Лист – это орган растения, который специализируется на фотосинтезе. Листья улавливают энергию солнечного света, а также захватывают углекислый газ из атмосферы. Многие листья имеют плоскую форму, чтобы улавливать как можно больше солнечного света. Однако листья бывают разных форм, в том числе длинные тонкие иглы, которые можно найти на хвойных растениях.
Стебель – это основная часть, поддерживающая листья, цветы и плоды. У стеблей есть сосудистые ткани, которые перемещают питательные вещества и воду через растение, помогая ему расти. Растения часто хранят питательные вещества в стеблях.
Корень – осевой, как правило, подземный часть растений. Корни помогают удерживать растение и собирают воду или минеральные вещества из почвы. Некоторые растения хранят пищу в своих корнях. Есть два основных типа корней – это волокнистые корни и стержневые корни. Главный корень, как правило, имеет один большой стержень, который растет очень глубоко, в то время как волокнистые корни имеют много ответвлений, растущих в разных направлениях.
§ 13. Характеристика царства Растения
1. Что вы знаете о растениях? 2. По каким признакам растения отличают от других организмов?
Разнообразие растений
Царство Растения объединяет более 320 тыс. видов и представлено самыми разнообразными формами — от одноклеточных микроскопических водорослей до огромных деревьев, возвышающихся над землёй более чем на 100 м (рис. 30).
Растения занимают всевозможные места обитания. Их можно встретить в открытом океане, сухих пустынях, горах и на побережье Антарктиды. Различна продолжительность жизни растений. Существуют дубы, которым более 1000 лет, но есть растения, живущие всего несколько месяцев, недель и даже дней.
Все растения в зависимости от строения традиционно подразделяют на низшие и высшие.
Тело наиболее примитивных низших растений может состоять из одной клетки. Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем или талломом (от греч. таллос — молодая ветка, росток). У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения.
Ткани появляются у высших растений. Ткань — это группа клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих общие функции.
У высших растений тело расчленено на органы — листостебельные побеги и корни (за исключением мхов), которые состоят из различных тканей.
Орган (греч. органон — орудие, инструмент) — это часть организма, имеющая определённое строение, занимающая определённое положение и выполняющая определённые функции.
Характерные признаки растепий
Растения имеют преимущественно зелёную окраску, но могут быть окрашены в красный, бурый, жёлтый и другие цвета. Окраска растепий определяется наличием в их клетках особых красителей — пигментов (от лат. пигментум — краска). У растений наиболее распространён зелёный пигмент — хлорофилл. Он играет чрезвычайно важную роль: улавливает солнечные лучи и обеспечивает усвоение их энергии. Это необходимое условие осуществления фотосинтеза (от греч. фотос — свет и синтезис — соединение) — процесса образования органических соединений из неорганических за счёт энергии света.
Растения низшие и высшие. Слоевище. Ткань. Орган. Фотосинтез
Ответьте на вопросы
1. Какие признаки присущи представителям царства Растения?
2. Что такое ткани и органы?
3. Чем различаются представители низших и высших растений?
Почему растения важны для существования жизни на нашей планете?
ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 12 Характеристика царства Растений
Стр. 52. Вспомните
№ 1. Что вы знаете о растениях?
Растения представляют собой биологическое царство и одну из основных групп многоклеточных организмов. К ним относятся деревья, кусты и кустарники, травы, а также папоротники, мхи, хвощи, плауны. Не редко к растениям относятся и водоросли.
Все растения являются объектов для исследования такой науки, как ботаника.
№ 2. По каким признакам растения отличают от других организмов?
От других организмов растения отличаются по таким признакам:
Неограниченный рост в течение всей жизни;
Регулируемая фитогормонами жизнедеятельность;
Прикрепленный образ жизни;
Запасание питательных веществ в клетках в виде крахмала;
Наличие в клетках плотной целлюлозной оболочки;
Наличие в клетках пластид – хлоропластов, которые содержат зеленый пигмент (благодаря им происходит процесс фотосинтеза – получение энергии на свету их неорганических веществ);
Автотрофный тип питания;
Чередование двух поколений в жизненном цикле – спорофитов и гаметофитов.
Стр. 53. Вопросы после параграфа
№ 1. Какие признаки присущи представителям царства Растения?
Всем представителям царства Растения присущи такие признаки, как:
Прикрепленный (неподвижный) образ жизни;
Автотрофный тип питания;
Наличие в клетках хлоропластов – пластид зеленого цвета, благодаря которым происходит процесс фотосинтеза, а сами растения имеют соответствующий зеленый цвет;
Наличие клеточной стенки из целлюлозы;
Запасание веществ в виде крахмала;
Рост в течение всей жизни.
№ 2. Что такое ткани и органы?
Ткань – это совокупность клеток, которые объединены общим происхождением, строением и выполняемыми функциями, с межклеточным пространством.
Орган – это функциональная единица в составе целого организма, которая состоит из обособленной совокупности разных типов клеток и тканей, занимает определенное место в нем и выполняет строго обозначенную функцию.
№ 3. Чем различаются представители низших и высших растений?
Царство растений многообразно. Все их представители в зависимости от строения традиционно подразделяются на низшие и высшие. Низшие растения объединяют настоящие водоросли и красные водоросли, потому что они обладают схожими характеристиками. Одно из важных отличий их в том, что они являются преимущественно водными обитателями, в то время как высшие растения – это организмы суши.
Также у низших растений отсутствует дифференцированная структура тела, то есть, они не расчленены на несколько частей: у них не выделяются корни, побеги, листья, цветы. Отсутствует у них и сложное тканевое строение. Однако есть среди низших растений как одноклеточные, так и многоклеточные представители. Размеры их могут быть разными – от микроскопических и незаметных невооруженным глазом до нескольких десятков метров в длину.
Высшие растения отличаются сложной структурой тканей. У них хорошо развиты покровные, механические и проводящие ткани, что поясняется их обитанием на суше – воздух является менее комфортной средой обитания по сравнению с водой, а значит, растениям нужно защищать себя от пересыхания, прочно крепиться в одном месте и обеспечивать теплообмен своему организму.
Все участки тела высших растений не только имеют разное строение, но и выполняют различные функции. Например, корень обеспечивает минеральное и водное питание, закрепляется в почве. Листья участвуют в процессе фотосинтеза, перерабатывая неорганические соединения в органические вещества, а стебель отвечает за транспортировку полученных в почве веществ по всем участкам тела растения.
Стр. 53. Подумайте
Почему растения важны для существования жизни на нашей планете?
Растения, благодаря своей способности к фотосинтезу, являются главными поставщиками кислорода и потребителями углекислого газа на нашей планете. А кислород, как известно, необходим для дыхания всем живым организмом. При этом растворенным в воде кислородом дышат и обитатели водной среды. Благодаря способности поглощать углекислый газ растения задерживают вредные примеси в воздухе, таким образом регулируя его концентрацию.
Кроме того, растения служат важной составляющей пищевой цепочки. Они, как правило, являются первым звеном практически в каждой пищевой цепи. Сами поглощают питательные вещества вместе с водой из почвы и перерабатывают их в органику. Они являются ценной пищей для растительноядных животных.
Также благодаря корням растения способны укреплять почву, тем самым противодействуя наступлению песков и развитию водной коррозии. Они участвуют в сохранении водного баланса нашей планеты, не позволяя водам уходить в глубинные слоя почвы, иссушая ее у поверхности. Растения могут испарять взятую из почвы влагу, тем самым повышая уровень влажности воздуха.
Служат растения в природе и убежищем для многих живых организмов.
Отделы растений: основные сведения
Глоссарий
Таксон — группа, состоящая из отдельных объектов, имеющих общие признаки и объединенных на основании данных признаков и свойств. Основные ранги таксонов — вид, род, семейство, класс, отдел.
Слоевище — тело растений, у которого не выделены органы растения и отсутствует сосудисто-волокнистый пучок.
Хроматофор — пластиды разной формы, содержащие пигмент у водорослей.
Спорофит — диплоидная фаза в развитии растений и водорослей, которая развивается из оплодотворенной клетки и производит споры.
Гаметофит — гаплоидная фаза в развитии растений, развивается из споры и производит гаметы.
Гаметы — половые клетки.
Ризоид — одна или несколько недифференцированных клеток у низших растений, которые выполняют функцию корня.
Историческая справка
Долгое время растения были лишь источником пищи или основой для снадобий, и каких-либо попыток классифицировать их не предпринималось. Впервые разделить растения на классы пытался ученик Аристотеля Теофраст. В своей работе «Historia plantarum» он выделил кустарники, деревья, полукустарники и травы. Именно его по праву считают «отцом ботаники», а увидеть его портрет можно на странице 10 учебника «Биология. 6 класс» под редакцией И. Н. Пономаревой.
В I веке Диоскорид, греческий ученый, собрал описания известных ему лекарственных трав. С падением Римской империи наука пришла в упадок, тем более ботаника, которая не изучала превращение металлов в золото и никаким образом не могла способствовать обогащению того, кто ей занимался. В средневековой Европе лишь описания лекарственных растений или травники были в ходу.
Попытки создать системы классификации предпринимались различными учеными в середине XVIII века. Одним из первых, в 1763 году, французский ученый М. Адансон опубликовал работу «Семейства растений», где на основе учета максимально возможного количества признаков он систематизировал известные растения.
Над классификацией растений работали Карл Линней, Себастьян Вайян, Жозеф Турнефор. Для классификации в биологической систематике принято использовать таксоны.
Признаки царства растений
Прежде чем перейти непосредственно к классификации растений, стоит вспомнить, что растения имеют ряд признаков, характерных всем представителям царства.
Признаки отделов растений
Согласно учебнику «Биология. 6 класс» под редакцией И. Н. Пономаревой, царство растений делится на подцарства. Выделяют подцарство низших растений и подцарство высших. Представителями подцарства низших растений являются водоросли.
В зависимости от сложности строения и способа размножения выделяют семь отделов растений, характеристики которых разберем ниже.
Отдел «водоросли»
Водоросли – наиболее примитивно устроенные представители царства растений. Тело водорослей называют таллом. По строению это однотипные клетки, среди которых невозможно выделить отдельные органы растений.
Клетки таллома водорослей:
Благодаря наличию светочувствительного глазка (стигмы) обладают фототаксисом, т. е. двигаются к источнику света для обеспечения процессов фотосинтеза.
Размножение может быть бесполым – с помощью деления таллома, и половым – с формированием гамет.
Значение. Являясь водными растениями, и продуцируя кислород как побочный продукт фотосинтеза, водоросли обеспечивают кислородом и питательными органическими веществами морских жителей, используются в пищу человеком, идут на корм скоту. Подробнее водоросли разобраны на странице 110 учебника «Биология. 6 класс» под редакцией И. Н. Пономаревой.
По своей структуре моховидные сложнее водорослей, и у представителей отдела выделяют стебель и листья. Отличительной особенностью является отсутствие корней. Функцию корня по всасыванию питательных веществ из почвы берут на себя ризоиды.
Значение. Моховидные способны накапливать большие объемы влаги, тем самым регулируя водный баланс планеты. Благодаря большой площади зеленой массы мхи обеспечивают планету кислородом. При перегнивании мхов образуется торф, который является питательной субстанцией для других растений, а также используется в качестве топлива.
В настоящее время ученые насчитывают около 1000 видов, хотя 350 млн лет назад плауновидные, хвощевидные и папоротниковые были основными представителями богатого растительного мира древней Земли. Отмирая и проведя в толще земли тысячелетия, из остатков растений сформировались залежи каменного угля — ценного полезного ископаемого.
Внешне современные представители похожи на мхи. Однако выделение у плауновидных дифференцированных корней, стебля и листьев позволило ученым отнести представителей отдела к высшим растениям.
Отдел «хвощевидные»
Как и плауны, гигантские представители хвощей населяли Землю 300 млн лет назад. В настоящее время хвощи встречаются в Северном полушарии, хотя возможно исследователи просто не нашли среди богатого растительного мира Южного полушария хвощи, и если вам это удастся, Нобелевская премия в кармане.
Уже с первого взгляда юный ботаник точно определит, что перед ним представитель хвощевидных: мутовчато расположенные листья в четко выделенных междоузлиях характерны только этому отделу.
Значение. Несмотря на то, что хвощ — сорняк, и благодаря мощному корневищу доставляет немало проблем земледельцам, он является индикатором кислоты почвы и необходимости внесения извести для получения качественного урожая. Для диких оленей и кабанов является источником пищи. В фармакологии отвары и экстракты из хвоща полевого используют как мочегонное средство.
Гуляя по лесу умеренной зоны, практически каждый видел ярко-зеленые широкие листья папоротников. Представители отдела многочисленны, и насчитывают около 10 тысяч видов. Стебель развит слабо, и зеленая масса листьев значительно преобладает над стеблем. Придаточные корни помогают растению хорошо фиксироваться в почве и получить больше питательных веществ. Папоротники размножаются делением корневища или с помощью спор. Половое и бесполое поколения разделены. Взрослое растение папоротника — бесполое поколение.
Значение. Благодаря пышной зеленой листве папоротники используются в качестве декоративных украшений садовых участков и для насыщения воздуха кислородом. Некоторые из представителей используются в кулинарии для приготовления экзотических блюд.
Эволюция не стояла на месте, и за 350 млн лет, прошедших с царствования папоротников, на планете сформировался более совершенный способ размножения — семя. Семя — это маленький спорофит с запасом питательных веществ, корешком, почечкой и зародышевыми листьями.
Отдел «голосеменные»
Многочисленные деревья, кустарники и лианы, чье семя лишено специального замкнутого хранилища для семяпочки и развивающегося из нее семени, относятся к отделу голосеменных. Умеренная зона северного полушария — наиболее подходящее место для обитания голосеменных. Именно там основная масса хвойных растений образует тайгу.
Значение. Древесина голосеменных используется в строительстве и целлюлозной промышленности в качестве топлива. Плоды некоторых голосеменных человек использует в пищу (хлебное дерево). Одним из удивительных представителей голосеменных является секвойя. Возраст некоторых из этих величественных деревьев перевалил за 1000 лет.
Отдел «покрытосеменные» или «цветковые»
Несмотря на то, что в масштабах эволюции отдел самый молодой, цветущие растения, радующие глаз на клумбах и полях, плодовые деревья и другие виды, чье семя защищено, составляют основную массу разнообразной флоры на планете Земля. В настоящий момент их число достигло 250 тыс. видов и продолжают открываться и искусственно выводиться новые виды.
Значение. К отделу относятся культурные и дикорастущие растения, которые человек использует в пищу. Древесина используется при строительных работах, в производстве мебели. Экстракты из различных частей растений используются в медицине.
Урок можно начать с беседы о многообразии растительного мира, предложить ученикам назвать растения. Если на лето выдавалось задание по сбору гербария, ученики показывают свои гербарии и рассказывают где были собраны растения (поле, лес, луг, сад и т.д).
В ходе беседы учитель подводит ребят к тому, что в настоящее время известно более 200 тысяч дикорастущих и культурных растений, и без знаний о систематизации изучить их все невозможно. Затем можно предложить ребятам прочитать сообщения №1 и №2 из списка ниже.
С помощью наводящих вопросов учителя о строении корня, стебля, семян и демонстрации наглядного материала ребята определяют отличия различных отделов растений. Ученики зачитывают остальные доклады.
Список тем для самостоятельной подготовки сообщений:
1. Какой отдел растений самый молодой?
Презентация по биологии «Растения» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выполнила: учитель биологии Малышева Н.А. Урок биологии в 5 классе по теме: « Растения»
Мы редко задумываемся о том, что жизнь на Земле возможна только благодаря растениям. Растения – единственные организмы, которые могут создавать питательные вещества из углекислого газа и воды, используя энергию солнечного света. Введение в тему урока.
Все растения разные.
Совокупность всех растений называют флорой.
Признак – объединяющий все растения.
CO2 Органические вещества
Откуда происходит название – растения?
Водоросли Споровые Семенные Моховидные Папоротниковидные Хвощи Плауны Голосеменные Покрытосеменные
лопух пижма черёмуха незабудка мать-и-мачеха
Цветковые растения наиболее разнообразны и насчитывают более 250 тысяч видов. А хорошо ли вы их знаете?
Р О М А Ш А К Р О З А Т Ю Л Ь П Н А О Р О Ж Н К И П О Д С Н Ж Е Н И Ц А Н Д Ы Ш Д Н И К Л А Е Ш П О П
Корень Корни большинства растений скрыты в земле. Появление корней, надежно удерживающих растение в почве и способных добывать из нее воду с растворенными в ней питательными веществами, даже в засуху, стало важным шагом на пути завоевания растениями суши. Первым у проростка формируется корневой отросток, что говорит о важность корня для растительного организма.
Стебель. Главная функция стебля – служить опорой растению и поддерживать листья так, чтобы они получали больше солнечного света. В стебле находится проводящая система растения, служащая для транспортировки воды, минеральных и питательных веществ.
Лист. Главные функции листа- производство питательных веществ путём фотосинтеза и испарение. Листья могут видоизменяться, превращаясь в колючки (барбарис, кактус), в усики (горох, вика) или в хитроумные ловушки для насекомых (росянка, непентис).
ель есть корни есть одеревенелый стебель есть листья в виде хвоинок нет цветов семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек можжевельник сосна лиственница ель
Мхи, папоротники, хвощи и плауны.
Мхи, папоротники, хвощи, плауны в наших широтах. МОХ ПАПОРОТНИК ХВОЩ ПЛАУН
Низшие растения – растения, тело которых не расчленено на органы Высшие растения – растения, тело которых образовано органами Органы растения – части организма растения, выполняющие в нем определенные функции и имеющие особое строение Письменная работа со словарем:
Ко́рень (лат. radix) — осевой, обычно подземный вегетативный орган высших сосудистых растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Побе́г (лат. córmus) — один из основных вегетативных органов высших растений, состоящий из стебля с расположенными на нем листьями и почками. Письменная работа со словарем:
Ответь устно на вопросы. 1. Какова роль растений в природе и жизни человека? 2. Каковы основные признаки растений? 3. Назовите основные группы растений и охарактеризуйте их. 4. Назовите деревья и кустарники, которое растут недалеко от вашего дома.
Домашнее задание: Прочитать § 11. Выучить биологические термины. Подготовить сообщение о деревьях и кустарниках, которое растут недалеко от вашего дома.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-498654
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.