Что такое раздельный пункт на железной дороге

Раздельный пункт

Раздельный пункт – пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок-участки. [1]

Раздельные пункты бывают разных типов. В их числе: станция, обгонный пункт, разъезд, путевой пост, проходной светофор автоблокировки или граница блок-участка при автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи. Раздельный пункт регулирует пропуск поездов, обеспечивает безопасность движения и требуемую пропускную способность.

Если в границах раздельного пункта имеется хотя бы один стрелочный перевод, то он называется раздельным пунктом с путевым развитием. Простейшие раздельные пункты с путевым развитием — разъезд и обгонный пункт.

Раздельные пункты, предназначенные для приёма, отправления, скрещения и обгона поездов, приёма и выдачи грузов, обслуживания пассажиров, а также для выполнения операций по расформированию и формированию поездов, обслуживанию и ремонту подвижного состава и т. д., называются станциями.

Всем раздельным пунктам, кроме проходных светофоров и границ блок-участков присваиваются коды Единой сетевой разметки (ЕСР).

Если на раздельном пункте выполняются операции посадки и высадки пассажиров, тогда им дополнительно присваивается код системы ЭКСПРЕСС. Исключение: код ЭКСПРЕСС не присваивается отдельным малодеятельным пунктам в тех случаях, когда билеты до них продаются непосредственно в поезде или местных кассах.

В метрополитене раздельными пунктами являются станции и проходные светофоры автоблокировки.

Источник

Раздельный пункт

Раздельный пункт — пункт, делящий железнодорожную линию на блок-участки или перегоны.

Содержание

Классификация

К раздельным пунктам на железной дороге относятся:

Назначение

Раздельные пункты, простейшими из которых являются разъезды и обгонные пункты, служат для скрещения, обгона поездов, обеспечивают безопасность их движения и увеличивают пропускную способность участков железных дорог. На станциях кроме того осуществляются операции по приёму, отправлению, формированию и расформированию (сортировочные и участковые станции) поездов, производится приём-выдача грузов, обслуживание пассажиров, ремонт и обслуживание подвижного состава.

Границы

Каждый раздельный пункт имеет чётко установленные границы, отделяющие его от прилегающих перегонов. Границами раздельных пунктов являются:

Литература

Что такое раздельный пункт на железной дороге. Смотреть фото Что такое раздельный пункт на железной дороге. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт на железной дороге. Картинка про Что такое раздельный пункт на железной дороге. Фото Что такое раздельный пункт на железной дороге

Что такое раздельный пункт на железной дороге. Смотреть фото Что такое раздельный пункт на железной дороге. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт на железной дороге. Картинка про Что такое раздельный пункт на железной дороге. Фото Что такое раздельный пункт на железной дороге

Полезное

Смотреть что такое «Раздельный пункт» в других словарях:

РАЗДЕЛЬНЫЙ ПУНКТ — граница между перегонами. Р. п. являются станции, разъезды, обгонные пункты и путевые посты, а при автоблокировке и проходные светофоры. Путевой пост является Р. п., не имеющим путевого развития; обгонный пункт Р. п. на двухпутной линии с путевым … Технический железнодорожный словарь

раздельный пункт — пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок участки; Источник: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Раздельный пункт ж/д линии — Раздельный пункт. Пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок участки. Источник: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утв. МПС РФ 26.05.2000 N ЦРБ 756) (ред. от 03.07.2001, с изм. от… … Официальная терминология

пункт раздельный — Пункт (станция, разъезд, обгонный пункт, путевой пост, проходной светофор), разделяющий железнодорожную линию на перегоны [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты, тоннели, аэродромы… … Справочник технического переводчика

Раздельный — топоним: Раздельный посёлок в Песчанокопском районе Ростовской области. Раздельный остров архипелага Северная Земля. См. также Раздельный пункт … Википедия

пункт обгонный — Раздельный пункт на двухпутных линиях железных дорог, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов, и, в необходимых случаях, перевод поезда с одного главного пути на другой [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС… … Справочник технического переводчика

ПУНКТ ОБГОННЫЙ — раздельный пункт на двухпутных линиях железных дорог, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов, и, в необходимых случаях, перевод поезда с одного главного пути на другой (Болгарский язык; Български) rapa за разминаване и изпреварване… … Строительный словарь

ПУНКТ РАЗДЕЛЬНЫЙ — пункт (станция, разъезд, обгонный пункт, путевой пост, проходной светофор), разделяющий железнодорожную линию на перегоны (Болгарский язык; Български) разделителен пункт (Чешский язык; Čeština) dopravna (Немецкий язык; Deutsch) Blockstelle;… … Строительный словарь

Раздельный (остров) — У этого термина существуют и другие значения, см. Раздельный. Раздельный Координаты: Координаты … Википедия

раздельный железнодорожный пункт — 9 раздельный железнодорожный пункт: Железнодорожный пункт, разделяющий железнодорожную линию на железнодорожные перегоны или блок участки. Источник: ГОСТ Р 53431 2009: Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

РАЗДЕЛЬНЫЙ ПУНКТ

граница между перегонами. Р. п. являются станции, разъезды, обгонные пункты и путевые посты, а при автоблокировке — и проходные светофоры. Путевой пост является Р. п., не имеющим путевого развития; обгонный пункт — Р. п. на двухпутной линии с путевым развитием, допускающим только обгон поездов; разъезд — Р. п. на однопутной линии, имеющий путевое развитие, допускающее скрещение и обгон поездов и перестановку локомотивов с одного конца поезда в другой; станция — Р. п., имеющий путевое развитие, позволяющее кроме операций по скрещению и обгону поездов производить постоянные операции по приему и выдаче грузов, а при развитых путевых устройствах — также и формирование поездов.

Смотреть что такое «РАЗДЕЛЬНЫЙ ПУНКТ» в других словарях:

Раздельный пункт — Раздельный пункт пункт, делящий железнодорожную линию на блок участки или перегоны. Содержание 1 Классификация 2 Назначение 3 Границы … Википедия

раздельный пункт — пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок участки; Источник: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Раздельный пункт ж/д линии — Раздельный пункт. Пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок участки. Источник: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утв. МПС РФ 26.05.2000 N ЦРБ 756) (ред. от 03.07.2001, с изм. от… … Официальная терминология

пункт раздельный — Пункт (станция, разъезд, обгонный пункт, путевой пост, проходной светофор), разделяющий железнодорожную линию на перегоны [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты, тоннели, аэродромы… … Справочник технического переводчика

Раздельный — топоним: Раздельный посёлок в Песчанокопском районе Ростовской области. Раздельный остров архипелага Северная Земля. См. также Раздельный пункт … Википедия

пункт обгонный — Раздельный пункт на двухпутных линиях железных дорог, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов, и, в необходимых случаях, перевод поезда с одного главного пути на другой [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС… … Справочник технического переводчика

ПУНКТ ОБГОННЫЙ — раздельный пункт на двухпутных линиях железных дорог, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов, и, в необходимых случаях, перевод поезда с одного главного пути на другой (Болгарский язык; Български) rapa за разминаване и изпреварване… … Строительный словарь

ПУНКТ РАЗДЕЛЬНЫЙ — пункт (станция, разъезд, обгонный пункт, путевой пост, проходной светофор), разделяющий железнодорожную линию на перегоны (Болгарский язык; Български) разделителен пункт (Чешский язык; Čeština) dopravna (Немецкий язык; Deutsch) Blockstelle;… … Строительный словарь

Раздельный (остров) — У этого термина существуют и другие значения, см. Раздельный. Раздельный Координаты: Координаты … Википедия

раздельный железнодорожный пункт — 9 раздельный железнодорожный пункт: Железнодорожный пункт, разделяющий железнодорожную линию на железнодорожные перегоны или блок участки. Источник: ГОСТ Р 53431 2009: Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

Раздельные пункты и их путевое развитие

Что такое раздельный пункт на железной дороге. Смотреть фото Что такое раздельный пункт на железной дороге. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт на железной дороге. Картинка про Что такое раздельный пункт на железной дороге. Фото Что такое раздельный пункт на железной дороге

Тема 6 Станции и узлы стр.1

РАЗДЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ И ИХ ПУТЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Общие понятия о раздельных пунктах и их классификация

Для обеспечения безопас­ности движения и потребной пропускной способности, а также для регулирования движения поездов железнодорожные линии делятся на отдельные части, на границах которых размешаются так называемые раздельные пункты. Другими словами, раздельные пункты делят железнодорожную линию на отдельные участки – перегоны. Различают две группы раздельных пунктов – с путевым развитием и без путевого развития. К первой группе относятся разъезды, обгонные пункты и стан­ции, ко второй – путевые посты при полуавтоматической блоки­ровке, проходные светофоры при автоблокировке и обозначен­ные границы блок-участков при автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сиг­нализации и связи.

Что такое раздельный пункт на железной дороге. Смотреть фото Что такое раздельный пункт на железной дороге. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт на железной дороге. Картинка про Что такое раздельный пункт на железной дороге. Фото Что такое раздельный пункт на железной дороге

Путевой пост – раздельный пункт, не имеющий путевого развития (боковых путей). Путевые посты на линиях с полуавтоматической блокировкой делят межстанционный перегон на блок-участки с целью повышения пропускной способности перегона. Временные путевые посты на двухпутных линиях создаются для скрещения поездов встречных направлений при их пропуске по одному пути в связи с закрытием на ремонт другого пути.

Разъезд – раздельный пункт на однопутной линии, имеющий небольшое путевое развитие (1 или 2 боковых пути), позволяющее выполнять скрещение (встречный разъезд) поездов, следующих во встречных направлениях, а также обгон поездов, следующих в попутном направлении. Обычно расстояние между разъездами или разъездами и станциями составляет около 10 км. Наличие разъездов повышает пропускную способность однопутных линий.

Обгонный пункт – раздельный пункт на двухпутной линии с межстанционными перегонами увеличенной длины. Небольшое путевое развитие обгонных пунктов (1 или 2 боковых пути) позволяет выполнять обгон поездов, следующих в попутном направлении, а также перевод поездов с одного главного пути на другой (отправление поездов по неправильному пути).

Станция – раздельный пункт, имеющий путевое развитие и специальные устройства, позволяющие выполнять прием, пропуск, скрещение и обгон поездов, а при развитых путевых устройствах – формирование и расформирование поездов, погрузку, выгрузку и хранение грузов, прием и выдачу багажа, обслуживание пассажиров. На станциях выполняются различные технические, коммерческие, грузовые и пассажирские операции.

Стан­ции имеют огромное значение в работе железнодорожной сети. Через них осуществляется непосредственная связь железных до­рог с клиентурой – промышленностью, строительством, сель­ским хозяйством, населением. На станциях совершаются начальные и конечные операции перевозочного процесса: посадка и высадка пассажиров, погрузка и выгрузка груза, почты и багажа. Станции являются стыковыми пунктами железных дорог с другими видами транспорта.

Большая работа выполняется на станциях по организации дви­жения: прием, отправление и пропуск поездов, расформирование и формирование составов, подача вагонов к местам погруз­ки и выгрузки, грузовые операции, техническое обслуживание и ремонт локомотивов и вагонов.

Около 3/4 времени оборота вагона (от погрузки до следующей погрузки) приходится на станции. Это означает, что здесь нахо­дятся основные резервы для ускорения оборота грузового вагона. Почти все производственные, служебно-технические, бытовые здания размещаются на станциях. Здесь живет и работает основ­ная масса железнодорожников. Более 40% стоимости новой же­лезнодорожной линии приходится на станции.

Развитию железнодорожных станций всегда уделялось значи­тельное внимание. Реализация мероприятий по модернизации транспортной системы России в связи с переходом на рыночные отношения направлена на удлинение станционных путей на участ­ках обращения длинносоставных и тяжеловесных поездов, пере­оснащение сортировочных станций и т. д.

Типы станций

По назначению и характеру выполняемой работы станции делятся на промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские и грузовые. Порядок определения типа станции устанавливается Положением о железнодорожной станции, утвержденной Распоряжением от 01.01.01 № 000р.

Промежуточные станции выполняют прием и отправление, об­гон и скрещение поездов, производят маневры со сборными поездами (прицепка, отцепка, подача и уборка вагонов), посадку и высадку пассажиров, прием, выдачу и хранение грузов и багажа. Их путевое развитие немногим больше, чем у разъездов и обгонных пунктов (3 – 5 боковых путей). Промежуточные станции, как правило, обслуживают определенный экономический район (населенный пункт) или подъездные пути промышленных или транспортных предприятий, осуществляют оборот пригородных поездов, либо выполняют иные функции (например, промежуточные станции в составе крупных железнодорожных узлов). Большинство станций на железнодорожной линии являются промежуточными. Расстояние между промежуточными станциями обычно 10…20 км.

Промежуточные станции, на которых сконцентрирована значительная грузовая работа, называются опорными промежуточными. На них предусматривается усиление путевого развития и грузовых устройств. На отдельных промежуточных станциях могут также выпол­няться техническое обслуживание и другие технические операции с поездами и вагонами.

Участковые станции обеспечивают смену поездных локомотивов и локо­мотивных бригад, формирование сборных и участковых поездов, техничес­кое обслуживание и коммерческий осмотр транзитных поездов, обслуживание и ремонт локомотивов и вагонов, а также выполняют пассажирские и грузовые операции. Участковые станции, как правило, оснащаются устройствами и сооружениями локомотивного и вагонного хозяйства (депо, пункты технического обслуживания и экипировки, дома отдыха локомотивных бригад и т. п.). К участковым станциям чаще всего относятся станции стыкования родов тока, паромные и пограничные передаточные станции. Расстояние между участковыми станциями на железнодорожной линии обычно составляет 100…200 км.

Сортировочные станции располагаются в пунктах слияния нескольких железнодорожных направлений (узловые станции) или в крупных административных центрах. Они предназначены для массовой переработки (сортировки) вагонов в прибывающих составах путем расформирования и формирования (в соответствии с планом формирования) всех категорий поездов: сквозных, участковых, сборных, а также вывозных и передаточных на подъездные пути промышленных предприятий. На сортировочных станциях выполняется подборка групп вагонов в составах сборных поездов для грузовых, портовых и паромных станций.

На сортировочных станциях также выполняется работа с транзитными поездами: смена локомотивов и локомотивных бригад, техническое обслуживание и коммерческий осмотр вагонов. Доля транзитного вагонопотока сортировочной станции составляет до 30 % от общего объема.

Сортировочные станции на сети железных дорог являются решающими опорными пунктами в организации вагонопотоков и в выполнении показателей перевозочной работы. Для ускорения сортировочной работы и экономии ресурсов крупные сортировочные станции оборудуются сортировочными горками с устройствами управления роспуском вагонов.

Сортировочные станции размещаются на сети железных дорог России неравномерно. Это объясняется тем, что в зависимости от сложившегося размещения промышленных центров и крупных городов, железные дороги в разных районах различаются по густоте сети, характеру и размерам вагонопотоков. Сортировочные станции обычно располагаются в районах массовой погрузки и выгрузки грузов (на выходах из добывающих бассейнов, на подходах к крупным промышленным центрам, вблизи крупных морских и речных портов), а также в крупных железнодорожных узлах, где происходит значительная корреспонденция вагонопотоков между сходящимися линиями и перерабатывается большое число поездов.

Грузовые станции – это станции, для которых грузовая и коммерческая деятельность является основной. Грузовые станции часто являются стыковыми пунктами разных видов транспорта и железнодорожного транспорта разной колеи, выполняют операции, связанные с передачей вагонов и грузов на подъездные пути предприятий. Грузовые станции располагаются в крупных промышленных и административных центрах. На них выполняется объемная работа по погрузке, выгрузке, хранению грузов, прием грузов от отправителей и выдача грузов получателям, оформление перевозочных документов. Среди грузовых станций различают станции общего назначения (для разных категорий грузоотправителей и грузополучателей); станции, обслуживающие подъездные пути предприятий, складов, баз; специализированные станции для переработки определенных видов грузов (контейнеров, наливных, зерновых, строительных и т. д.).

Пассажирские станции обеспечивают посадку, высадку, пересадку и обслуживание пассажиров, продажу билетов, прием и выдачу почты и багажа, отправление и оборот пассажирских поездов. Для этих целей пассажирские станции оборудуются перронами, вокзальными комплексами, почтово-багажными сооружениями и устройствами и т. д. Отдельную категорию составляют пассажирские технические станции, на которых выполняется техническое обслуживание, ремонт и экипировка пассажирских составов. Такие станции оборудуются парками отстоя пассажирских составов, пунктами технического обслуживания и ремонта вагонов, пунктами экипировки составов, пунктами смены поездных бригад и т. д. Зонные пассажирские станции осуществляют оборот пригородных поездов. Пассажирские станции могут быть, тупиковыми (являются конечным пунктом следования пассажирских поездов), сквозными и совмещенными.

Станции, к которым примыкает не менее трех магистральных подходов, называются узловыми. Совокупность нескольких стан­ций и других раздельных пунктов, связанных между собой и с примыкающими подходами соединительными линиями, называ­ется железнодорожным узлом. В железнодорожных узлах обеспечивается пересадка пассажиров и передача поездов, вагонов и грузов с одной линии на другую. В железнодорожный узел входят: станции со всем комплексом устройств, главные пути, соединительные пути и обходы, подъездные пути, путепроводные развязки железнодорожных линий между собой, а также с автомобильными магистралями и городскими улицами, самостоятельные производственные единицы, размещенные в узле (заводы по ремонту подвижного состава, тяговые подстанции, материальные склады и др.). Границами железнодорожных узлов являются границы входных раздельных пунктов: станций, разъездов и путевых постов.

По объему и сложности выполняемой работы станциям присваиваются классы. Различают станции I – V классов и внеклассные. Внеклассные станции выполняют большой объем работы и имеют высокий уровень технического оснащения. Классность станции определяется суммой баллов, которую станция набирает по объему и сложности работы, выполняемой станцией в сутки. Например, отправление станцией десяти поездов оценивается в один балл, сортировка пяти вагонов, а также погрузка или выгрузка на путях станции пяти вагонов – в два балла и т. д. Далее набранные баллы суммируются и по полученному результату определяется класс станции:

    более 85 баллов – внеклассная; 32 – 85 баллов – I класс; 14 – 32 балла – II класс; 4 – 14 баллов – III класс; 0,7 – 4 балла – IV класс; менее 0,7 балла – V класс.

Путевое развитие станций

Железнодорожные пути делятся на главные на перегонах, станционные (в том числе главные на станциях) и специального назначения.

Все пути в пределах станционной территории, за исключением путей необщего пользования, переданных в ведение других служб и организаций, находятся в распоряжении начальника станции.

К главным путям относятся пути перегона; их непосредственное продолжение в пределах станции носит название главных станционных путей. На каждом раздельном пункте столько главных путей, сколько на прилегающих перегонах: на двухпутных линиях два, на однопутных –один. Если один перегон однопутный, а другой двухпутный, то на станции два главных пути.

Кроме главных, к станционным путям относятся приемо-отправочные, сортировочные, погрузочно-разгрузочные, вытяжные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйства), соединительные (ведущие к контейнерным пунктам, топливным складам, базам, сортировочным плат­формам, к пунктам очистки, промывки, дезинфекции вагонов, ремонта подвижного состава), а также прочие, назначение которых определяется выполняемыми на них операциями.

Приемо-отправочные пути служат для приема и отправления поездов. Как правило, их специализируют для определенной категории поездов: пригородных, транзитных грузовых, грузовых, подлежащих расформирова­нию, своего формирования. На всех станциях можно использовать главные пути для приема и отправления пассажирских, а в свободное время транзитных грузовых поездов. Если на станции несколько приемо­-отправочных путей, то наиболее удаленные из них, к которым примыкают маневровые вытяжные пути, используют для приема разборочных поездов отправления поездов своего формирования. Отдельные пути выделяют для приема и отправления поездов: пригород­ных, заканчивающих следование, с разрядными и негабаритными грузами и др.

Сортировочные пути используют для накопления вагонов, формирования и расформирования составов. Специализируют их для накопления вагонов определенного назначения плана формирования. На крупных сортировочных станциях на каждое назначение выделяют по одному пути, а для отдельных назначений по два. На участковых станциях в большинстве случаев специ­ализация сортировочных путей скользящая.

Пути на сортировочных горках служат для надвига на горб горки составов, подлежа­щих расформированию.

Погрузочно-разгрузочные пути размещены непосредственно на грузовом дворе или у грузовых фронтов.

На вытяжные пути выводят составы при маневровых операциях. На станциях может быть несколько вытяжных путей. Это зависит от ее категории и объема работы.

Деповские пути расположены на территории локомотивных и вагонных депо и служат для ремонта, экипировки и стоянки соответственно локомотивов и вагонов. Вблизи экипировочных путей в локомотивных депо находятся устройства для снабжения локомотивов топливом и песком.

К прочим станционным относятся ходовые пути, которые служат для пропуска одиночных локомотивов из депо под составы и обратно, пути стоянки пожарных и восстановительных поездов, подталкива­ющих локомотивов и др.

К специальным путям относятся предохранительные и улавлива­ющие тупики, а также подъездные пути к предприятиям.

Что такое раздельный пункт на железной дороге. Смотреть фото Что такое раздельный пункт на железной дороге. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт на железной дороге. Картинка про Что такое раздельный пункт на железной дороге. Фото Что такое раздельный пункт на железной дороге

У путей различают полную, полезную и строительную длину. Полная длина сквозного пути – это длина пути между стыками рамных рельсов стрелочных переводов, ограничивающих данный путь с обеих сторон. Для тупикового пути полная длина ограничивается с одной стороны стыками рамных рельсов стрелочного перевода, ведущего на данный путь, а с другой стороны – тупиковым упором.

Полезная длина пути – это та часть полной длины пути, в пределах которой устанавливается подвижной состав, не нарушая безопасность движения по соседним путям. Полезная длина пути ограничивается светофорами или предельными столбиками, а для тупиковых путей – началом засыпки балластной призмы.

На каждой железнодорожной линии для грузовых поездов устанавливаются стандартные полезные длины приемо-отправочных путей: 850, 1050 и 1250 м, а в отдельных случаях – 1550, 1700 и 2100 м. На линиях, где практикуется стыкование (соединение) двух поездов, отдельные пути станций могут иметь полезную длину, равную двойной стандартной длине для данной линии.

Строительной длиной пути называется часть полной длины за вычетом суммарной длины стрелочных переводов, уложенных на этом пути. Строительная длина путей необходима при определе­нии потребности в рельсах и шпалах для сооружения и ремонта станций.

Число и длину путей на станциях устанавливают исходя из технико-экономических расчетов. Предельные столбики устанавливаются в междупутье в том месте, где расстояние между осями сходящихся путей составляет 4100 м.

Что такое раздельный пункт на железной дороге. Смотреть фото Что такое раздельный пункт на железной дороге. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт на железной дороге. Картинка про Что такое раздельный пункт на железной дороге. Фото Что такое раздельный пункт на железной дороге

Каждый раздельный пункт имеет четко установленные границы, отделяющие их от перегонов. Границы раздельных пунктов определяются входными светофорами, либо сигнальными знаками «Граница станции». Входные светофоры и сигнальные знаки устанавливаются на расстоянии не менее 50 м от остряков противошествного или предельного столбика пошерстного ближайшего к перегону стрелочного перевода. На электрифицированных линиях входные светофоры устанавливаются со стороны перегона перед воздушным промежутком (токоразделом), отделяющим контактную сеть перегона от контактной сети станции.

Парки, стрелочные улицы и горловины станций

На участковых, сортировочных и некоторых промежуточных станциях пути, имеющие одинаковое назначение, объединяются в отдельные группы, называемые парками. По назначению парки обычно подразделяются на парки приема поездов, парки отправления поездов, парки сортировки вагонов, парки стоянки пассажирских поездов (пассажирские парки), парки пропуска поездов без переформирования (транзитные парки) и т. д.

Что такое раздельный пункт на железной дороге. Смотреть фото Что такое раздельный пункт на железной дороге. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт на железной дороге. Картинка про Что такое раздельный пункт на железной дороге. Фото Что такое раздельный пункт на железной дороге

Парки могут быть сквозными, когда они имеют выход в обе стороны путей, и тупиковыми, когда выход имеется только с одной стороны путей. По схеме расположения путей парки могут иметь форму трапеции (а), «рыбки» (б), параллелограмма (в) и пр. От формы парка зависит длина входящих в парк путей. В парке-параллелограмме пути по длине практически одинаковые, а в парке-трапеции и парке-«рыбке» по мере удаления от основного пути длина остальных путей сокращается.

Стрелочной улицей называется железнодорожный путь, на котором последовательно расположены стрелочные переводы для примыкания группы параллельных путей. Стрелочные улицы ограничивают парки путей и дают возможность иметь выход с каждого пути на вытяжной или главный путь.

В зависимости от схемы расположения стрелочных переводов и угла наклона к основному пути различают несколько конфигураций стрелочных улиц:

    простейшие: на основном пути; под углом крестовины; веерная; сокращенные; под двойным углом крестовины; составные (комбинированные).

Достоинством простейших стрелочных улиц является хорошая видимость путей и удобство обслуживания стрелочных переводов, расположенных на одной линии. Недостатком простейших стрелочных улиц является значительная длина улицы при большом числе путей. Поэтому такие стрелочные улицы применяют при небольшом путевом развитии (4 – 5 путей). Для уменьшения длины стрелочных улиц при большом числе путей применяют сокращенные стрелочные улицы и стрелочные улицы под двойным углом крестовины.

Конфигурация стрелочной улицы оказывает влияние на условия поездной и маневровой работы, а также на строительные затраты.

Горловиной станции называется зона расположения стрелочных переводов, соединяющих главные пути с путями парков, а также пути парков с вытяжными и ходовыми путями для локомотивов. Горловина может включать несколько стрелочных улиц и примыканий соединительных и подъездных путей. Она должна быть компактной и обеспечивать как можно большую возможность для маневров, т. е. допускать одновременное выполнение перемещений подвижного состава в ее зоне. Обычно зона горловины располагается вне пределов полезной длины путей.

Порядок нумерации путей, парков и стрелочных переводов

На станциях каждый путь, стрелочный перевод, станционный пост централизации и стрелочный пост, а на перегонах каждый главный путь должен иметь номер.

Согласно ПТЭ, запрещается устанавливать одинаковые номера путям, стрелочным переводам и постам в пределах одной станции. На станциях, имеющих отдельные парки, не допускается устанавли­вать одинаковые номера путям в пределах одного парка.

Главные пути на перегонах и станциях обозначают римскими цифрами: в нечетном направлении – нечетными, а в четном – четными. Главный путь на станции имеет тот же номер, что и на перегоне. При подходе к станции с одной стороны двухпутной линии, а с другой – двух однопутных главные пути в пределах станции нумеруют по двухпутному подходу. Если двухпутную линию пересекают или к ней примыкают одна или две однопутные линии, то их главным путям присваиваются соответственно номера III и IV.

Приемо-отправочные и прочие пути обозначают арабскими цифрами. На промежуточных станциях и обгонных пунктах пути, примыкающие к четному главному пути – четными, а к нечетному – нечетными. На однопутных линиях приемо-отправочные пути, расположенные между пассажирским зданием и главным путем, имеют нечетную нумерацию, а по другую сторону главного пути – четную. Когда пути специализированы по направлениям движения, нумерация их зависит от того, какие поезда на них принимают: четные или нечетные. Если пути не специализированы по направлениям и не объединены в парки, а главные пути расположены сбоку от них, то приемо-отправочные пути нумеруют последовательно.

В пределах одного парка пути обычно имеют последовательную нумерацию. После номера пути обычно добавляется буква, обозначающая парк. Путям сортировочных парков присваивают две арабские цифры: первая – номер пучка, вторая – номер пути в пучке.

Нумерация стрелочных постов и стрелочных районов со стороны прибывающих четных поездов – четная, а с другой стороны – нечетная. Такой же принцип нумерации стрелочных постов и районов в парках, даже если весь парк расположен в четной стороне станции. Посты централизации нумеруют так же, как и стрелочные, если их на станции два и более.

Стрелочным переводам, расположенным со стороны прибытия четных поездов, присваивают четные порядковые номера, а со стороны нечетных – нечетные. Линией, разделяющей станцию на четную и нечетную стороны, считается ось пассажирского здания. Если пассажирское здание (на крупных станциях) находится с одной стороны станции, то линией деления ее на четную и нечетную стороны служит ось, проходящая посередине путевого развития, либо линия, проходящая через пост дежурного по станции. Нумерация стрелочных переводов, расположенных в парках, как правило, обособлена. Каждому парку выделена определенная сотня номеров: нечетных – для стрелочных переводов нечетной стороны, четных – для четной. Парк делится на стороны своей осью. Спаренные стрелки (съезды) и стрелочные улицы имеют непрерывную последовательную нумерацию.

На каждой станции есть подробный масштабный план, где указаны расположение и номера путей, постов, стрелок, расстояния их от оси пассажирского здания.

Что такое раздельный пункт на железной дороге. Смотреть фото Что такое раздельный пункт на железной дороге. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт на железной дороге. Картинка про Что такое раздельный пункт на железной дороге. Фото Что такое раздельный пункт на железной дороге

Расположение станционных путей. Схемы станций

В зависимости от плана и профиля пути, рельефа окружающей местности, расположения населенного пункта по отношению к железнодорожным путям и других условий, железнодорожные станции могут иметь различную конфигурацию (схему), определяемую расположением приемо-отправочных путей по отношению к главным. Различают станции с поперечным (а), полупродольным (б) и продольным (в) расположением приемо-отправочных путей.

Что такое раздельный пункт на железной дороге. Смотреть фото Что такое раздельный пункт на железной дороге. Смотреть картинку Что такое раздельный пункт на железной дороге. Картинка про Что такое раздельный пункт на железной дороге. Фото Что такое раздельный пункт на железной дороге

Наиболее распространены станции с поперечным расположением приемо-отправочных путей, т. к. они занимают сравнительно небольшую площадку, которая определяется длиной приемо-отправочных путей (850 м, 1050 м или 1250 м + 300 м с каждой стороны для размещения стрелок горловины). Грузовые устройства могут располагаться как со стороны пассажирского здания, так и с противоположной стороны.

Станции с продольным расположением приемо­-отправочных путей требуют более длинной станционной площадки, равной удвоенной длине приемо-отправочных путей плюс 800 м на размещение горловин. На этих станциях пути для приема и отправле­ния пассажирских и сборных поездов, а также грузовые устройства располагаются на основной площадке против пассажирского здания.

Для станций с полупродольным расположени­ем приемо-отправочных путей требуется меньшая длина станцион­ной площадки, так как пути сдвинуты навстречу друг другу.

Хотя станции с продольным или полупродоль­ным расположением приемо-отправочных путей требуют более длинной площадки, они имеют существенные преимущества перед станциями поперечного типа, а именно создаются лучшие условия для безостановочного скрещения поездов встречных направлений на однопутных участках, что увеличивает участковую скорость, а значит, и пропускную способность участка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *