Что такое разновозрастная группа
Особенности организации работы в разновозрастной группе ДОУ
Лешукова Лариса Владимировна
Особенности организации работы в разновозрастной группе ДОУ
Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования, однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя некоторые трудности.
Исходя из нашего опыта: Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества и современным требованиям, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
1 трудность заключается в том, что методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.
2 трудность – это то, что сам педагогический процесс приходится строить в двух направлениях, ориентируясь на два возраста детей, а это отнимает больше и сил и времени у педагога.
Ведь, по сути, во время одной деятельности педагогу в разновозрастной группе приходится проводить две микро деятельности.
Кроме того, от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.
В нашем детском саду функционируют три группы. Две из которых укомплектованы детьми разных возрастов, т. е. организация работы ориентирована на программы двух возрастов. Это младшая (3-4л) и средняя (4-5л) группа и старшая (5-6л) и подготовительная (6-7л) группы.
На каждую группу у педагогов разработана рабочая программа, в которой прописана деятельность с детьми на два возраста (возрастные особенности, комплексно тематическое планирование, циклограмма и другое).
Непосредственно образовательная деятельность в группах строиться согласно учебному плану и СанПин. (слайд) Сетка нод выглядит следующим образом, например, в старшей и подготовительной группе.
Четверг 9.00-9.25 (1 подгруппа)
9.30-10.00 (2 подгруппа)
10.05-10.30 (1 подгруппа)
10.35-11.05 (2 подгруппа)
15.35-16.00 (1 подгруппа)
16.05-16.35 (2 подгруппа) 1. Развитие речи
2. ХТ (лепка/аппликация)
2. Физическая культура
НО есть вещи, на которые необходимо обратить внимание в разновозрастной группе.
Итак, на какие основные особенности необходимо обращать внимания, работая в разновозрастной группе:
Согласно современным стандартам образования, развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ выступает в роли «Второго воспитателя», в разновозрастной группе она строится по таким же принципам,только с небольшими уточнениями:
— игровой и дидактический материал должен соответствовать обеим возрастным категориям.
— детская мебель, соответственно должна быть двух размеров.
— существенную роль играет размещение мебели, столы и кровати рекомендуется расставлять по возрастным подгруппам (например, старший возраст столы и стулья промаркированы цифрой 2, а в подготовительной цифрой 1).
Что мы и выполнили в нашем детском саду.
И всё же организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания, а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.
Организация режимных моментов: прогулка, мытье рук, питание, умывания, одевания и раздевания, дневной сон детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости и слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношения взрослых ко всем детям, особенно к младшим. Все это важно потому, что в небольшое время, которое по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть, но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков. В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения.
Таким образом, преимуществом разновозрастного общения является:
• Дети чаще считаются с предпочтениями младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия.
• Младшие видят более понятный пример для действий.
• Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания.
• Контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.
Режимные процессы начинаем проводить вначале с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна). Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенности переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании.
Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания как в разновозрастном коллективе. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими, создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают младшим одеваться, рассказывают им сказки, защищают от обидчика, т. е. заботятся о них. Особое значение приобретает пример старших для малышей. Малыши постоянно перенимают все положительные качества старших.
Младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.
Малыши попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям.
Это и является результатом повседневной и кропотливой работы воспитателей, правильной организации жизни и самодеятельности детей.
Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе во многом зависит от четкой, слаженной работы сотрудников группы, т. е. воспитателей и помощника воспитателя.
1. Дидактическая игра как форма организации обучения в разновозрастной группе сельского детского сада. М. Перетятку – статья из журнала “Дошкольное воспитание”, №7, 1990 г.
2. Малокомплектный детский сад (старшая разновозрастная группа): Пособие для воспитателя детского cада / В. В. Гербова, А. Н. Давидчук, Т. Н. Доронова и др. ; Под ред. М. А. Васильевой. – М. : Просвещение, 1988.
3. Обучение детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / А. Г. Арушанова, Е. Н. Вавилова, В. В. Гербова и др. ; Под ред. А. С. Алексеевой. – М. : Просвещение, 1990.
4. Особенности взаимодействий дошкольников в разновозрастной группе. Е. Герасимова – статья из журнала “Дошкольное воспитание”.
5. Проблемы межвозрастного общения детей. С. Г. Якобсон, Л. Д. Зенченко – статьи из журнала “Дошкольное воспитание”, № 2-3, 2003 г.
6. Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных представлений. А. Давидчук – статья из журнала “Дошкольное воспитание”.
7. Утренняя гимнастика в разновозрастной группе. Л. Пензулаева – статья из журнала “Дошкольное воспитание”, № 4-5, 2002 г.
Разновозрастная группа: плюсы и минусы
Разновозрастные группы в детском саду
Долгое время в системе дошкольного образования было принято разделять детей на группы по возрастам. Однако такой принцип не давал возможности малышам развиваться самостоятельно, а также проявлять свои способности. Очень редко родители переводили своего ребенка в более старшую группу, чтобы раньше отдать чадо в школу. Сегодня же возможности изменились. И именно на них мы рекомендуем обратить внимание. Разновозрастные группы в детском саду позволяют повысить эффективность обучения в дошкольном учреждении, позволяют проявить характер ребенка.
Стоит отметить, что формирование групп происходит с учетом возрастных, психологических, интеллектуальных особенностей вашего ребенка. Предварительно проводится беседа с психологом, которая помогает выявить интересы и возможности малыша. После этого ребенок определяется в ту или иную группу. При этом в разновозрастной группе непременно будут сверстники вашего чада, поэтому вы можете не беспокоиться, что по возрасту он будет ощущать себя «белой вороной». А вот стремление быть примером или возможности подражать старшим товарищам будет предостаточно, чего нет в одновозрастной группе.
Особенности разновозрастной группы
Основной особенностью разновозрастной группы является то, что в нее входят дети от 4 до 6 лет. При этом занятия в разновозрастной группе происходит одновременно со всеми детьми, а вернее разложены на этапы, что позволяет сориентировать детей на развивающее обучение. Сами занятия могут иметь несколько алгоритмов:
При этом на протяжении всех занятий в возрастной группе в процессе решения тех или иных задач участвуют все дети. Разница лишь в нагрузке и объеме заданий, а также их сложности. Такое построение занятий в разновозрастной группе дает возможность сориентироваться, как нужно осваивать те или иные навыки или знания. Малыши видят, как стараются дети постарше, а дети 6 лет не забывают знания, которые уже были привиты. При этом в ситуации с первым алгоритмом младшие дети изначально могут сформировать в своем сознании чувство ответственности. А вот второй алгоритм формирует творчество. В связи с этим мы практикуем оба алгоритма, что позволяет сделать процесс обучения и воспитания более насыщенным и эффективным.
Преимущества занятий в разновозрастной группе
1. Развивающее обучение. Видя пример старших детей в группе, остальные стараются им подражать, осваивая при этом важную информацию с легкостью. При этом педагоги могут выявить способности детей, которые лучше и быстрее схватывают материал. Соответственно, такие дети могут раньше идти в школу, а также заниматься в специализированных классах.
2. Саморазвитие. Стремление наследовать поведение и поступки детей постарше приучают к самостоятельности, организованности. При этом старшие дети стараются быть примером, а соответственно, также контролируют свои действия, стараются показать свои знания, навыки, выполнить задание лучше.
3. Взаимопомощь. При формировании группы из детей разного возраста педагоги понимают, что сами дети будут стараться помочь друг другу. Это позволяет повысить эффективность обучения, формирует у детей ощущение того, что вместе легче решать любые задачи. В такой группе дети не обижают друг друга, а стараются всячески помогать.
4. Ответственность. Взаимодействие детей старшего, среднего и младшего возраста является важным фактором при работе в группах. Занятия в группах проводятся преимущественно по принципу командной игры, что не просто дает знания, но и формирует чувство ответственности.
5. Получение разносторонних знаний. Дети разных возрастов во время занятий обмениваются мнениями, впечатлениями, а не просто демонстрируют знания. Это дает возможность гармонично всесторонне развиваться.
6. Занятия с учетом умственных и психологических особенностей, а не возраста. При формировании групп с каждым ребенком индивидуально проводит беседу с малышом, чтобы понять уровень его развития. После определенных тестов формируются группы. Это позволяет распланировать на дальнейшее занятия с различным уровнем сложности.
7. Индивидуальный подход к ребенку. Поскольку группы в детском саду небольшие, то во время занятий удается уделить внимание каждому ребенку. А учитывая разницу в возрасте, проявляется индивидуальность детей.
8. Разносторонняя социализация. Разновозрастная группа позволяет построить различные варианты общения. Так, ребенок строит связи «ребенок-взрослый», где воспитатель выполняет роль наставника и учителя. Также формируется связь «сверстник-сверстник», где появляется опыт общения с себе равным. Третей формой общения выступает «малыш – старший ребенок» и соответственно «младший – старший». Такие варианты общения позволяют оценить различные возможности социализации, дает больше возможностей личностного развития.
Возраст не важен, или Разновозрастные группы в детских садах
Школа педагогов и директоров
16 января 2018 • 15:10
Из младшей группы в среднюю, оттуда – в старшую, потом в подготовительную. Такой путь дошкольника нам привычен и понятен. Но может быть и по-другому, когда сегодня воспитанник детского сада в группе творцов, завтра – в группе исследователей, а послезавтра он просто читает книгу и не хочет быть ни в какой группе.
О лучших технологиях и методиках работы в разновозрастной группе рассказывает Татьяна Волкова. Татьяна более 15 лет работала в системе дошкольного и школьного образования педагогом-практиком, в том числе воспитателем и методистом в детском саду. Автор практических и методических пособий по вопросам дошкольной педагогики, транслирует отечественный опыт за рубежом, знакомится с зарубежными практиками и знакомит с ними российских коллег.
Привычная российская практика
В большинстве российских детских садов деление детей на группы в зависимости от возраста – нормальная и давно всем привычная практика. Путь детей от младшей группы до подготовительной – это традиционный путь в системе российского дошкольного образования.
Но из любого правила есть исключения. Например, в сельских малокомплектных детских садах, в садиках, работающих по вальдорфской методике, в группах кратковременного пребывания, в специальных, коррекционных, инклюзивных группах, а также в домашних и семейных детских садах норма – как раз разновозрастный состав.
Сейчас практика организации и работы в разновозрастной группе активнее всего развивается в семейных детских садах. За 10 лет развития данной формы образования накоплен большой опыт по работе с детьми в разновозрастной группе.
Поскольку основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом группы, воспитателям, работающим в разновозрастной группе, довольно непросто достигать достаточного уровня знаний и умений детей в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Работа педагога в разновозрастной группе имеет свои особенности и предъявляет определенные требования. Например, педагог должен
Самая главная особенность организации работы в разновозрастной группе — это приоритетная важность индивидуального подхода к каждому ребенку.
Организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель решает множество сопутствующих педагогическому процессу задач: научить старших заботится о младших, не перебивать, дать сначала высказаться младшим, ненавязчиво помочь, если они затрудняются с выполнением задания. Однако, эти сложности и составляют преимущества совместного воспитания детей разного возраста: малыши обучаются гораздо быстрее, подражая во всем старшим детям, а старшие дети становятся мягче и терпимее к младшим.
Подобная атмосфера может быть создана только в небольшой группе, в которой индивидуальный подход действительно возможен.
В разновозрастной группе воспитатель должен варьировать формат занятий с детьми: индивидуально, с разбивкой на подгруппы или одновременно со всеми. Индивидуальные занятия, равно как и объединение в подгруппы, не всегда приемлемы, поскольку, например, дети в многодетной семье, как правило, очень дружны, и если они что-то делают, то только все вместе. Соответственно, остаётся только проведение занятий одновременно со всей группой.
При проведении таких занятий взрослому необходимо держать в поле зрения всех детей, уделить каждому внимание, а также уловить настроение каждого ребенка и его заинтересованность в данном конкретном занятии, обеспечивая развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Практика Западной Европы
Там в большинстве дошкольных учреждений воспитательно-образовательный процесс организуется именно с учетом разновозрастного состава детей, а не посредством разделения их на возрастные группы. И как показывает практика, такой подход более эффективен, он позволяет детям более активно взаимодействовать не только с ровесниками, но и со старшими и младшими воспитанниками, учиться выстраивать разные отношения, осваивать разные виды коммуникаций.
Например, в Германии, если группы разновозрастные, а в детском саду не очень много воспитанников, то дети свободно передвигаются по его помещениям.
Обычно весь разновозрастной состав детей (преимущественно от 3 до 7 лет) не делится на отдельные группы или подгруппы, воспитанники могут по своему усмотрению объединяться для выбранных ими дел или делать что-либо отдельно от других. Воспитатели закрепляются, таким образом, не за группой детей, как свойственно традиционным детским садам в России, а за помещением, в котором в течение дня бывают дети всех возрастов, например, лабораторией, библиотекой, творческой мастерской или спортивным залом. Основной акцент в деятельности воспитателей ставится на выстраивании пространства, в котором ребенок получает разнообразный опыт.
Если же проектная мощность детского сада достаточно велика, то и рамки передвижения по учреждению строже, и группы детей чаще одновозрастные, в целях реализации более оптимальной и рациональной образовательно – воспитательной работы.
Помещения оснащены по принципу «избыточной достаточности» и доступности, то есть так, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно найти нужный материал или оборудование.
В большинстве дошкольных образовательных организациях Германии существует не программа, а «концепция образования». В теории вырабатываются, а в практике принимаются только основные концептуальные основы организации дошкольного образования, и уже в каждом конкретном детском саду педагоги самостоятельно принимают решение, что и как они будут делать, чтобы им соответствовать. В детском саду может быть от 30 до 300 воспитанников, в зависимости от вместимости и ресурсного оснащения конкретного детского сада. В группе обычно работают 2 воспитателя и один помощник (ассистент). По норме на одного воспитателя при этом приходится от 9 до 15 детей. В среднем, если сад крупный, в группе находятся 24 ребенка. Количество рабочих часов воспитателя регулируется его договором с учреждением.
В соответствии с законом 1990 года целью детских дошкольных учреждений является развитие ребенка в самостоятельную и социально-ориентированную личность посредством ухода за ребенком, его воспитания и образования.
Педагоги так строят работу с детьми, чтобы каждый ребенок развил коммуникативные навыки (речевое развитие, взаимодействие с людьми, умение действовать самостоятельно или в группе детей). Большое внимание уделяется формированию системы моральных ценностей. Даются основы математических знаний, природы, техники (в том числе и информационной), музыкальной культуры. Важное место в работе педагогов занимает развитие физических способностей, ловкости, координации детей, их представлений о здоровом образе жизни. Все это реализуется через игровую деятельность разновозрастных объединений, в которые дети собираются по своему желанию и на произвольный промежуток времени.
Полезная литература по теме
Весной 2018 года в издательстве «Сфера» выходит новое пособие по организации работы в разновозрастной группе авторов Волковой Т.В., Червовой А.С. «Занятия в разновозрастной группе». В пособии будут представлены сценарии занятий по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по формированию элементарных математических представлений, лепке, музыкальные, логопедические, психологические занятия и многие другие.
Данное пособие будет интересно и полезно родителям, желающим самостоятельно воспитывать и развивать своих детей, родителям-воспитателям семейных и домашних детских садов, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также всем взрослым, стремящимся к росту своей педагогической компетенции.
Представленные в пособии занятия помогут родителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений организовать и провести интересные занятия, обучающие игры и досуги с детьми дошкольного возраста, и с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Занятия во многом базируются на принципах позитивной социализации дошкольников, транслируя главным образом, развитие коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта, личностных компетенций ребёнка с помощью игры. Занятия можно легко корректировать на усмотрение родителей, а также применять при реализации любых комплексных и парциальных образовательных программ, с которыми работают детские сады.
В пособиях Волковой Т.В., Червовой А.С. «Семейный детский сад. Практическое пособие», издательство «Айрис-Пресс», 2011 и «Семейный детский сад в системе государственного воспитания и образования», издательство «Линка-Пресс», 2011 помимо необходимого материала по семейным детским садам содержится большое количество конспектов занятий с детьми в разновозрастной группе со ссылками рекомендуемых к применению на занятиях книг, рабочих тетрадей, альбомов и пр.
Также данной теме посвящена публикация Волковой Т.В., Фетисовой Т.С. «Особенности занятий в разновозрастной группе семейного детского сада журнал» // Современное дошкольное образование Теория и Практика № 5, 2011
Разновозрастная группа в детском саду и особенности её организации
Разновозрастные группы в дошкольном образовании существовали всегда. Детские сады в сельской местности, где мало детей, вынуждены были формировать группы смешанного типа. Но в большинстве случаев, в ДОУ практикуется создание одновозрастных групп. Дети одного возраста имеют близкое психофизическое развитие, у них одинаковый режим дня, они занимаются по одной программе. Поэтому организовать деятельность такой группы проще. И хотя есть исследования, говорящие о преимуществах нахождения ребёнка в разновозрастной группе, отношение воспитателей к работе с ними не всегда однозначное. От педагога требуется учитывать особенности развития и организации учебно-воспитательного процесса для детей всех возрастов. Он должен так запланировать свою деятельность, чтобы каждый ребёнок в группе получал стимул в своём развитии. Это требует дополнительных усилий и знаний от воспитателя, затрат собственного времени.
Виды разновозрастных групп и проведение занятий с ними
Нахождение в одной группе детей разного возраста имеет много плюсов: ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик.
Сложность при организации таких групп в том, что нужно учитывать дифференциацию учебной и физической нагрузки для детей разного возраста. Если игры, занятия продуктивной деятельностью, прогулки и экскурсии проводятся совместно, то при организации НОД, чаще проводят деление на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и величина умственной нагрузки соответствовала возрасту дошкольника.
Как проводить деление, зависит от состава и количества детей. Планируя занятия, педагог учитывает деление хотя бы на две подгруппы:
Если ли же в разновозрастной группе представлены все возрасты дошкольников и детей много, лучше разделить её на три части, в каждую из которых определяют детей смежного возраста:
Но это деление достаточно условно. Для каждого занятия педагог продумывает план его проведения и работу с подгруппами: если изучаемая тема лёгкая, дети средней группы могут работать со старшими, если же сложная, то с младшими. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка: кто лучше усваивает знания, тот может перейти в старшую группу; кому сложнее даётся учёба — к младшим.
Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада
В дошкольном образовании обучение детей базируется на двух видах деятельности: игра и занятия НОД. В смешанной подгруппе при хорошо организованной пространственно-обучающей среде, игра даёт больший положительный эффект, чем в одновозрастной. В значительной степени присутствует самостоятельный и взаимообучающий компонент. Воспитатель организовывает и играет с детьми; дошкольники, участвуя в игре, получают новые знания или закрепляют уже изученное.
При организации образовательных занятий возникают трудности ввиду различия в продолжительности занятий и умственной сложности. И тем не менее, эти уроки могут проводиться во всех формах учебных занятий:
Таблица: организация занятия с разновозрастной группой
Воспитатель поэтапно работает с двумя разновозрастными подгруппами. Можно организовать урок, поэтапно начиная его с разными группами.
Схема не одновременного начала занятия
Можно использовать другую схему — заканчивать занятия по очереди с каждой группой.
Окончание занятия по очереди в каждой группе
Предметно-развивающая среда в разновозрастной группе
Обстановка, окружающая ребёнка на протяжении его пребывания в дошкольном учреждении, играет значительную роль в его развитии и её организации необходимо уделять серьёзное внимание. При планировании предметно-развивающей среды для разновозрастной группы необходимо учитывать не только требования ФГОС, но и сочетание предметов обстановки для разных возрастов.
Для правильного физического развития ребёнок должен принимать правильную позу, а это невозможно при неверно подобранной мебели. В смешанной группе размещается мебель разного размера (три — четыре размера), с соответствующей маркировкой, чтобы детям было проще ориентироваться.
Цвет маркировки в зависимости от роста дошкольника
Лучше расставлять её по возрастным группам, тогда будет проще контролировать выполнение временного режима для разных возрастных подгрупп.
Метки для дошкольников на их шкафчиках, вешалках принято присваивать по следующему правилу: для самых младших берутся картинки, для среднего возраста — геометрические фигуры, а для старших обозначение даётся буквами или цифрами. Каждый год метка обновляется, чтобы ребёнок чувствовал — он стал старше, у него больше обязанностей, чем у младших детей.
При размещении дидактических игр, пособий и другого материала в уголках различной направленности, можно руководствоваться следующим: нижние полки предназначены для самых младших, верхние — для старших. Желательно сразу приучать малышей возвращать игрушку на своё место, а старшие дети могут контролировать выполнение этого требования. При такой организации можно для каждого возраста обеспечить соответствующее наполнение.
Видео: разновозрастная группа
Проведение занятий
По какой схеме организовываются занятия в разновозрастной группе, было рассмотрено выше. Здесь представлены планы-конспекты уроков, в которых занятия организованы по подгруппам.
Ниже представлен конспект урока, в котором занятие заканчивается поэтапно для разных групп.
Таблица: конспект открытого занятия в разновозрастной группе детского сада по теме «В лесу геометрических фигур», автор Филиппова Ольга
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Физическая культура». Цель. Упражнять детей в счёте. Развивать умение ориентироваться в пространстве. У детей 2 младшей группы закрепить знания о геометрических фигурах, учить классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру. У детей средней и старшей группы закреплять знания о цифрах и умение соотносить цифру с количеством. Материал. Фланелеграф, карточки с цифрами, геометрические фигурки, вырезанные из бумаги варежки с геометрическим рисунком, фигурка гномика, счётные палочки. Деревья из геометрических фигур, «полянка цифр», рисунок «ковра-самолёта» (см. приложение). Музыка по выбору воспитателя. |
Ход занятия. Воспитатель. Ребята, как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.) Наше путешествие сказочное, поэтому мы будем передвигаться на сказочном ковре-самолёте. Давайте его рассмотрим. (На ковре-самолёте нарисованы разноцветные геометрические фигуры) (Воспитатель задаёт вопросы по геометрическим фигурам на ковре-самолёте). Отправляемся в путешествие. Встаём в круг, берёмся за руки и произносим волшебные слова: Очутиться в новой сказке Мы хотим, мы хотим. На ковре, на самолёте Полетим, полетим. Вот мы и прилетели. Мы очутились в лесу геометрических фигур. (На фланелеграфе выставлены деревья из геометрических фигур). Назовите, какие фигуры вы видите? Посмотрите, кто нас встречает на опушке? Наш знакомый Гномик. Он приготовил для нас много игр. Первая игра называется «Собери фигурки на тарелочку». Воспитатель. Гномик гулял с друзьями в лесу, и они растеряли варежки. Игра «Найди свою пару». Задание: Силуэты варежек лежат на полу. Под музыку дети идут друг за другом. Музыка замолкает, дети берут одну варежку. Затем ищут свою пару. Воспитатель. Ничего не говорите, лишь руками покажите: «Высоко! Далеко! Низко! Близко! Слева! Справа! Широко! Узко!» (Дети 2 младшей группы уходят играть с варежками.) А мы продолжаем своё путешествие. И вышли мы с вами на поляну цифр. (На фланелеграфе полянка цифр.) Гномик предлагает вам отгадать загадки про цифры: (Загадываются загадки). Игра «Цифры перепутались». Задание: построить числовой ряд. Задание «Посмотри на цифру и отсчитай столько же палочек». Итог занятия: Гномик хвалит детей за работу. Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмёмся за руки и повторим волшебные слова: На ковре, на самолёте, Полетим, полетим. Очутиться в нашей группе Мы хотим, мы хотим. Подведение итогов. |
В разновозрастной группе при совпадении тем, занятия можно проводить и одновременно со всеми детьми, расчитывая его продолжительность на средний возраст, чтобы отклонение от нормы было незначительным:
Паспорт разновозрастной группы детского сада по ФГОС
Паспорт разновозрастной группы в детском саду включает следующую информацию:
Его можно представить на подобном стенде, для ознакомления родителей с режимом дня и программой занятий их ребёнка.
Паспорт группы можно разместить на стенде
Рабочая программа для разновозрастной группы детского сада
При разработке рабочей программы для разновозрастной группы учитываются требования ФГТ и основной образовательной программы данного ДОУ. Можно воспользоваться рекомендациями программы «От рождения до года» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программа должна быть нацелена на разностороннее развитие дошкольников, способствовала воспитанию нравственности и духовному развитию. Особенность программы в том, что она не устанавливает жёсткие требования по знаниям детей, делая упор на развивающем обучении.
Основные цели программы для разновозрастной группы:
Примеры рабочих программ для разновозрастной группы:
Режим дня в разновозрастной группе детского сада
Правильный режим дня для малышей способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. В условиях смешанной группы невозможно абсолютно точно выполнить санитарные нормы временного режима для каждого возраста. При включении в группу нескольких возрастов график распорядка дня ориентируется на средний возраст. Для смешанной группы с детьми от трёх до семи лет это — пятилетние дети. Всегда выполняется правило: работу с младшими и медлительными детьми начинают первыми, их первыми одевают на прогулку, первыми готовят ко сну, первыми начинают кормить (при необходимости еда подготавливается заранее — делится на кусочки котлета или рыба). Исключение составляет только пробуждение послеобеденного сна — первых поднимают старших детей. Такая последовательность действий сведёт затраты времени на ожидание своей очереди к минимуму.
В предложенной таблице показан распорядок дня, учитывающий разницу в выполнении режимных моментов разных возрастных групп:
Режим дня учитывает возрастные особенности детей
Утверждённый режим дня группы, обязателен для выполнения педколлективом и детьми. Только в этом случае он становится воспитательным фактором и будет способствовать организации поведения детей, что для смешанной группы особенно важно.
При организации функционирования разновозрастной группы возрастает роль младшего воспитателя. И дело не только в важности выполнения его основных обязанностей: уборка помещения, помощь в одевании и раздевании детей, раздача пищи, контроль работы дежурных, а при проведении занятий — контроль выполнения заданий одной из подгрупп. Необходима слаженная работа педагогов при выполнении каждого пункта режима дня группы. Это позволит организовать учебно-воспитательную деятельность детей в полном объёме и выполнить задачи, стоящие перед ДОУ,
Отношение к организации разновозрастных групп в детских садах в последнее время изменилось. Если раньше такие группы создавались только в малокомплектных детских учреждениях, то теперь появилась тенденция формировать в ДОУ одновременно как одновозрастные, так и смешанные группы. Ребёнок, воспитывающийся в среде детей разного возраста, находится в более естественных и комфортных условиях, он быстрей развивается, ему проще входить в другую социальную среду, отличную от детского сада. И, хотя изменения только начинаются, возможно, в будущем,организация воспитательного процесса в ДОУ будет смещаться в сторону разновозрастных групп.