Что такое разовость проекта
Этап подготовки проекта в теории
В данной статье рассмотрены теоретические основы важнейшего этапа в управлении проектами – именно его подготовки. Это должно быть интересно как новичкам в таком непростом деле, как менеджмент проектов, так и начинающим стартаперам, и возможно, опытным менеджерам.
Что же такое проект?
Проект – одноразовая, неповторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели.
В определенном смысле все проекты одинаковы. У всех есть потребитель (и) и \ или покровитель (и), которые ждут от реализации проекта достижения в определенное время результатов. Проекты часто реализуются с целью создания чего-то нового или осуществления больших изменений, которые можно рассматривать как завершенный вид деятельности. Проект может возникнуть исходя из новых запросов потребителей или пользователей услуг, либо из возможности получить выгоды для организации, либо на основании новых потребностей организации.
Не существует единственно «правильного» способа управления проектом. Традиционные подходы к управлению проектами сфокусированы на технических аспектах, и влиянию людей на реализацию проекта нередко уделяется меньше внимания. Однако именно люди заказывают и поддерживают проекты, поэтому лидерство, мотивация и управление вовлеченными в проект людьми так же важны, как и использование подходящих методов планирования, контроля и мониторинга.
Часто встречающиеся недостатки в реализации проектов:
На основании своих исследований Элбейк и Томас указали 10 факторов, которые многие определяют как критические для успеха проекта (расположены в соответствии с приоритетами):
Определение границ проекта
Проект начинается с идеи и возникает с целью удовлетворения потребностей человека. Идея состоит в том, чтобы сделать что-то, что кажется необходимым. Преобразование идеи в проект начинается с понимания природы потребности как движущей силы. Поэтому потребности являются основной движущей силой проекта.
Проблемы недостаточно точного определения потребностей:
Для того, чтобы понять масштабы проекта необходимо иметь следующую информацию:
ЗС и их потребности
В зависимости от особенностей проекта многие другие группы или отдельные люди могут быть заинтересованы в нем:
После того, как установлены основные ЗС, эту информацию необходимо использовать для того, чтобы обеспечить проекту максимально возможную поддержку. Обязательно нужно проверить, как реагируют на проект люди до того, как в процессе планирования будут исключены другие варианты его реализации. Если эту возможность использовать в полной мере, то команда проекта узнает о многих потенциальных препятствиях и будет хорошо информирована о приоритетах каждой группы. Один из способов понять реакции разных ЗС является анализ их точек зрения на каждое из ключевых измерений проекта – бюджет, время и качество.
Определение предназначения и целей проекта
Предназначение проекта является широким понятием и может быть соотнесено с миссией и ценностями организации, тогда как цели проекта определяют более точно, чего стремятся достичь, реализуя проект, и каким образом можно определить его успех.
Цели должны соответствовать критериям SMART:
Поставленные цели дают возможность определить шаги, с помощью которых может быть реализовано предназначение проекта и не позволить сбиться с правильного пути; использоваться для того, чтобы убедиться, что проект хорошо вписывается в деятельность организации.
Ясность целей важна для понимания того, что должно быть сделано. Если поставлены четкие цели, то это значит, что имеется определенная система взглядов на конечный результат. На основании поставленных целей происходит структурирование проекта с тем, чтобы его можно было эффективно контролировать и управлять им. Однако иногда возникает необходимость в пересмотре целей, поскольку в процессе осуществления проекта могут возникнуть новые обстоятельства, неизвестные на стадии планирования. Поэтому цели не должны быть «каменными».
Возможности и угрозы
Исследование возможностей и угроз на начальной стадии проекта может быть важным для определения его масштаба. Постоянные обсуждения с ЗС могут выявить многие потенциальные возможности и угрозы, связанные с проектом. Управление рисками (возможными угрозами проекту) будет рассмотрено ниже.
Проверка осуществимости проекта
Затраты и выгоды для оценки проекта
Риски и ситуационное планирование
Существует несколько способов выявления риска. Это в первую очередь обсуждение проекта с ЗС и рассмотрение различных перспектив, в ходе которых отдельные ЗС могут увидеть угрозы их интересам. Очень важно оценивать риск на каждом этапе реализации проекта и планировать возможные способы уменьшения его влияний. Там, где риск можно предвидеть, необходимо разработать ситуационный план, который можно применить, если ситуация риска реализуется.
Оценка риска и анализ влияния: ключевые вопросы
Основание для действий по проекту
С чего начинается любой проект
Когда вы сталкиваетесь с созданием проекта (неважно, MVP это инновационной идеи или уже будущий highload-сервис, который вам поручило реализовать руководство), он всегда будет проходить через ключевые точки. От того, как вы расставите приоритетность этих точек, как подготовитесь к ним и как зафиксируете результат, будет зависеть успех проекта.
Для начала немного теории. Что же такое проект?
Это выполнение уникальной работы. У вас есть начало и конец + некий путь между этими двумя точками. Этот путь вы представляете себе как прямую линию (или почти прямую линию), из точки А в точку Б, где вы и должны получить результат, по которому измеряется успешность вашего проекта.
Хотим отметить, что регулярные (рутинные) процессы, которые вы ежедневно выполняете — не равны проектной деятельности. Проектные и процессные задачи не должны перемешиваться между собой. Проектные задачи должны регламентироваться отдельными правилами и нормами в вашей компании или команде.
Мы любим сравнивать IT проект со строительством. Так понятнее становятся многие вещи для Заказчика (ведь они превращаются в осязаемые процессы).
Давайте представим себе конструирование загородного дома. Его проектирование можно оптимизировать, выполнив адекватное планирование. Если создавать все в неверном (пусть даже местами) порядке — трудно будет создавать, тестировать и отлаживать процесс постройки (идея, проект, закупка материалов, закладка фундамента, возведение стен и т.д).
Очень часто причиной закрытия так и не вышедшего в свет проекта — является нехватка бюджета. Большая часть этой нехватки — связана с неверным планированием в начале пути.
Тщательное планирование необходимо.
“Вы можете спланировать основные структурные компоненты и позднее решать, чем покрыть пол, в какой цвет покрасить стены, какой использовать кровельный материал и т. д. Хорошо спланированный проект открывает больше возможностей для изменения решения на более поздних этапах работы.” (Цитата С. Макконнелл “Совершенный код”)
Разные проекты (CRM, ERP, e-commerce, агрегаторы объявлений и т.д.) — требуют разного подхода в планировании. Существуют классические и гибкие методологии (постепенность процессов против коротких повторяющихся итераций) для управления проектами. Все методологии помогают нам расставить приоритеты и минимизировать потери на проекте, но не дают “серебрянной пули”.
Невозможно реализовать проект быстро, дешево, с максимально возможной функциональностью, без рисков для вас и с наивысшим качеством. Так или иначе, все аспекты придут в баланс и будут друг другу соответствовать.
Любой проект проходит через фазы развития. Каждую из них можно пройти циклично по несколько раз, перед тем как переходить к следующей.
Если на предварительном этапе выработки требований к проекту, можно описать только малую часть, то рекомендуется придерживаться более гибких методологий разработки и управлять проектом фрагментарно, определив на старте минимальные жизненно важные требования к проекту. Дополнительные требования добавляются по мере развития проекта.
Определить критический путь проекта. Есть те работы, которые идут параллельно или идут последовательно и их невозможно сделать, не выполнив предыдущую задачу.
“Помните о бизнес-модели проекта. Многие проблемы с требованиями исчезают при воспоминании о коммерческих предпосылках проекта. Требования, которые сначала казались прекрасными идеями, могут оказаться ужасными, когда вы оцените затраты” (Цитата С. Макконнелл “Совершенный код”)
Совет:
Обращайтесь за помощью к специалистам из финансовой, юридической, экономической, технической сферы, чтобы верно спланировать проект и не столкнуться в середине пути с тем, что нужно было решить вначале. Рекомендуем обращаться к потенциальным подрядчикам, т.к. это поможет определиться с выбором подрядчика и включиться им в работу.
“Внимание к требованиям помогает свести к минимуму изменения системы после начала разработки. Обнаружив при кодировании ошибку в коде, вы измените несколько строк, и работа продолжится. Если же во время кодирования вы найдете ошибку в требованиях, придется изменить проект программы, чтобы он соответствовал измененным требованиям. Возможно, при этом придется отказаться от части старого проекта, а поскольку в соответствии с ней уже написан некоторый код, на реализацию нового проекта уйдет больше времени, чем могло бы. Вы также должны будете отказаться от кода и тестов, на которые повлияло изменение требований, и написать их заново. Даже код, оставшийся нетронутым, нужно будет заново протестировать для гарантии того, что изменение не привело к появлению новых ошибок” (Цитата С. Макконнелл “Совершенный Код”)
Функциональные области в проекте это сроки, бюджет (стоимость), задачи (качество их выполнения), риски, выгоды, команда, интеграция (объединение всех областей). Всё нужно описать еще на старте и дальше переходить к выполнению этапов проекта.
Какие же это будут этапы?
Что такое управление проектами
Конкуренция на рынке постоянно растет: чтобы компания могла привлекать и удерживать клиентов, нужно подстраиваться под растущие требования аудитории, оперативно выполнять задачи и решать проблемы. Один из способов эффективно организовать работу внутри компании – проектный менеджмент. В статье расскажем, что такое управление проектами и как система помогает улучшить показатели бизнеса.
Что такое проект и его управление
Проект – комплекс мероприятий, ограниченных по времени, с общей целью: создание нового продукта или услуги, достижение определенных результатов.
Управление проектами – это способ организовать работу таким образом, чтобы выполнить все требования к проекту. Например, закрыть задачи, выдержать сроки и уложиться в бюджет. Чтобы достичь успехов, менеджеру понадобятся технические знания по проекту, качества управленца, умение решать проблемы и организовать работу в коллективе.
Чем отличается проектное управление от традиционного менеджмента
Рассмотрим отличия разных систем управления наглядно.
Традиционный менеджмент: | Управление проектами: |
ориентирован на ход событий | ориентировано на достижение цели |
важен процесс работы | важен результат |
нет дедлайнов | работа связана с соблюдением сроков |
распределяются позиции | распределяются ресурсы |
монотонная регулярная работа | разнообразные задачи |
постоянный персонал, занимающий определенные позиции | проектные команды разных специалистов |
Зачем нужно управление проектами
Проектный менеджмент – это инструмент для достижения стратегических целей. Этот способ управления помогает выявить задачи, важные для развития компании, распределить и направить силы на их достижение.
Управление проектами делит рабочий процесс на части и контролирует бюджет, дедлайны и прогресс на каждом этапе. После завершения работ можно оценить результаты по каждому процессу отдельно и в ракурсе конкретного проекта.
Управление некоторыми рутинными процессами отнимает много времени и приносит неочевидные результаты, поэтому проще их автоматизировать. Например, чтобы понять, что интересует клиентов и улучшать скрипты продаж, приходилось вручную собирать и систематизировать информацию о звонках. Это долго, дорого и, в силу человеческого фактора, неточно.
Теперь эти задачи можно решить с помощью сервиса Предикт от Calltouch. Система позволяет проанализировать разговор без участия менеджера, промаркировать и упорядочить обращения, чтобы найти сильные и слабые стороны скрипта и определить эффективность рекламных кампаний.
Предикт
Стандарты управления проектами
Это рекомендации и советы, на которые нужно ориентироваться при организации работы. Какие стандарты бывают:
Есть международные стандарты управления проектами – правила организации работы в разных странах. Один из самых известных стандартов – PMBOK (A Guide to the Project Management Body of Knowledge). Это руководство по управлению проектами, где есть вся терминология и базовые принципы. Его применяют в более 160 странах мира.
Роли в проекте
Роль в проекте – это набор функций и полномочий для разделения обязанностей между членами команды. Стандарт PMBOK выделяет следующие роли:
Важный вопрос – организация работы внутри коллектива исполнителей. Чтобы создать эффективную команду, руководитель учитывает навыки, опыт, личные качества сотрудников и распределяет роли внутри команды. Какие виды ролей бывают:
Состав идеальной команды зависит от специфики и целей проекта: можно привлекать дополнительных специалистов или наоборот, исключать лишних.
Кто такой руководитель проекта
Руководитель проекта или проект-менеджер – это человек, который несет ответственность за достижение поставленных целей. Он полностью отвечает за построение рабочего процесса: составляет план, формирует команду и распределяет обязанности, контролирует ресурсы и бюджет, а также корректирует ход работы и следит за соблюдением сроков.
Требования к проект-менеджеру
Какие компетенции понадобятся руководителю проектов в работе:
Преимущества проектного метода управления и его недостатки
Плюсы проектного управления:
Основные этапы управления проектом
Управление проектом – это комплекс действий. Количество и сложность задач, их последовательность зависят от вида проекта: например, строительство дома сильно отличается от работы над разработкой мобильного приложения. Но все проекты, вне зависимости от специфики, проходят примерно одинаковые этапы развития. Их называют жизненным циклом. Рассмотрим основные этапы управления проектом.
Инициирование проекта
На этой стадии определяют суть и цели проекта, выбирают руководителя, рассчитывают предварительный бюджет и ресурсы. Инициация – первичное содержание проекта, которое уточняют и дополняют в процессе. Чем крупнее проект, тем тщательнее прорабатывается этот этап.
Планирование проекта
Теперь нужно определить, как именно будет выполняться проект:
Планирование – это не только создание плана на старте, но и способность подготовиться к будущим проблемам, правкам и изменениям требований.
Исполнение проекта
Следующий шаг – запуск операций по плану. Здесь важно качественно выстроить работу внутри коллектива: всех познакомить, четко объяснить функции и задачи, продумать мотивацию для сотрудников.
Мониторинг и контроль проекта
Нужно контролировать каждый этап работы, а не только итоговые результаты. Аналитика позволяет выявить ошибки и проблемные места, быстро их исправлять и повышать эффективность.
Контролировать работу легче с помощью автоматизированных систем: CRM и других сервисов. Например, сквозная аналитика от Calltouch поможет проанализировать эффективность интернет-рекламы. Система объединяет данные со всех площадок в одном окне. С помощью наглядных отчетов можно сделать выводы об эффективности, оптимизировать затраты и выстроить полноценную воронку продаж.
Сквозная аналитика
Закрытие проекта
На этом этапе оформляют документы и передают результаты заказчику, либо инициируют фазу нового проекта. Важно получить обратную связь от заказчика: это поможет глобально оценить итоги работы и сделать выводы, чтобы не допускать ошибок в будущем.
Подходы к управлению жизненным циклом проекта
Жизненным циклом можно управлять: от этого зависит результативность проекта. По подходам к управлению жизненные циклы делят на:
Какую выбрать методологию
Для реализации задач проектного менеджмента используют различные методы. Методология, в отличие от стандартов – это не просто набор терминов и рекомендаций, а конкретный план действий, задающий направление. К числу основных методов можно отнести следующие варианты.
Waterfall
Эту модель еще называют каскадной или водопадной. Главный принцип метода – последовательное и четкое соблюдение всех этапов по заранее продуманному плану. Например, этапы разработки IT-продукта по методологии Waterfall:
В рамках подхода влияние непредвиденных факторов сводится к минимуму: каждый шаг предварительно продумывают и фиксируют. Подходит для проектов, где все требования заранее известны, без необходимости вносить изменения и риска ошибиться.
Agile
В отличие от Waterfall, Agile – целый набор гибких методик. Его главная ценность – это качество продукта, поэтому agile-команды постоянно поддерживают контакт с заказчиком и готовы к любым изменениям и доработкам. Обычно методология используется в IT-сфере при работе небольших групп сотрудников, занятых творческой работой.
Scrum
Scrum – это часть методологии Agile. Здесь тоже в приоритете результат и удовлетворение запросов заказчика, поэтому его максимально вовлекают в процесс. Работа состоит из коротких периодов – спринтов. В рамках спринта создается часть продукта, которую тестируют демонстрируют клиенту. По обратной связи от клиента команда улучшает эффективность.
Kanban
« Kanban » переводится как «доска объявлений». Это тоже часть Agile-философии, включающая ее базовые принципы. Методологию используют для равномерного распределения обязанностей между сотрудниками, чтобы не перегрузить команду.
Инструменты для управления проектами
Чтобы руководителю было проще выстраивать и контролировать процессы, разработчики создают специальные сервисы и ПО, которые автоматизируют часть работы. Самые популярные:
Заключение
Проектный менеджмент – это один из самых прогрессивных методов управления в компании. Его применяют для решения задач в любой сфере: бизнесе, общественной деятельности или госуправлении. Проектный подход позволяет заранее обозначить важные цели и максимально эффективно использовать бюджет и другие ресурсы. Однако сама по себе система не решит проблем. Чтобы выстроить управление в соответствии со спецификой и задачами конкретного бизнеса нужен грамотный менеджер.
Электронное учебное пособие по курсу «Основы проектной деятельности»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Электронное учебное пособие по курсу «Основы проектной деятельности»
Теоретические основы проектной деятельности
1.1. Определение проекта. Его основные характеристики и измерения
1.2. Элементы проектной деятельности
1.3. Классификация проектов
Теоретические аспекты проектирования.
2.1. Этапы и компоненты проектной деятельности
Организация проектной деятельности.
3.1. Трудности при проектировании.
3.2. Этапы работы над проектом.
3.3. Деятельность на различных этапах проектирования.
3.4. Рейтинговая оценка проекта
Ориентировочные направления для проектных работ
Методическое обеспечение проектных разработок. Формы (жанры) проекта
Памятка выполняющему творческий проект
Модернизация образования, введение в образовательное пространство таких категорий как системный анализ, информационные технологии, семиотика предполагают необходимость включение проектирования в деятельность, создание собственного образа действия, организацию образовательного семиотического пространства, необходимо для проявления внутренней сущности, глубинных механизмов реализации возможности и потребностей студента. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности через организацию активных способов действий. Работая над проектом, студент проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможно не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание, предметность, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт, организацию семиотического пространства.
Цель курса : создание условий для развития проектной деятельности.
— уметь добывать и практически использовать знания, извлекать информацию, анализировать, интерпретировать и адекватно использовать ее для решения проблем;
— помочь определить предметность деятельности;
— овладеть технологией индивидуальной и групповой проектной деятельности, научить рефлексировать свою деятельность.
Курс предназначен для студентов 1 курсов. Изучение проводится в два этапа: теоретические основы курса и практический. Курс заканчивается защитой персонального или коллективного проекта. Тематика проекта может касаться как теоретического аспекта, связанного с углублением предметных курсов, так и актуального для практики вопроса, что обеспечивает естественную интеграцию знаний.
Теоретические основы проектной деятельности
1.1. Определение проекта. Его основные характеристики и измерения
Проект (от англ. project — то, что задумывается и планируется). В современной литературе по управлению проектами можно выделить два основных подхода к определению проекта: системный и деятельностный.
Системный подход определяет проект как систему временных действий, направленных на достижение неповторимого, но в то же время определенного результата. «Проект — временное предприятие для создания уникальных продуктов, услуг или результатов».
Системный подход к определению проекта предопределяет основные его характеристики. Проекты могут быть разнообразными и многоплановыми. Однако все они имеют следующие общие характеристики:
— разовость — все проекты представляют собой разовое явление. Они приходят и уходят, появляются и исчезают, оставляя после себя конкретные результаты, существенно отличаясь от наших повседневных обязанностей и деятельности;
— уникальность — нет двух одинаковых проектов. Каждый из них, независимо от его результатов, в своей основе имеет что-то неповторимое, характерное только для него;
— инновационность — в процессе реализации проекта всегда создается нечто новое. Изменения могут быть большими или маленькими;
— результативность — все проекты имеют вполне определен-ные результаты. Это может быть новый дом, напечатанная книга, модифицированная структура компании, победа на выборах. Все проекты нацелены на получение определенных результатов, ины-ми словами, они направлены на достижение целей;
— временная локализация — все проекты ограничены четкими временными рамками. Проект — это создание чего-либо к установленному сроку, он имеет планируемую дату завершения, после которой команда проектантов распускается.
Все перечисленные характеристики взаимосвязаны и задают определенные рамки проекта, три его измерения, критерии, по которым можно оценить любой проект (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Схема измерения проекта
Планирование и реализация проекта всегда связаны с тремя главными вопросами:
— сколько времени это займет;
— во сколько это обойдется;
— совпадет ли конечный результат с тем, что мы намечали вначале.
Первый вопрос выводит на первый план проблему временных рамок, установленных для реализации всего проекта и отдельных его этапов. Второй вопрос привлекает наше внимание к стоимости проекта, третий касается вопроса о результативности проектной деятельности.
Универсальность и многоаспектность проектной технологии детерминированы разноуровневыми многослойными взаимодействиями и измерениями проекта. Измерения проекта — цели, время, стоимость — являются одновременно ограничениями проекта, задающими систему координат, в которой работает проектант. Сверхзадача— найти оптимальное соотношение этих трех ограничений проекта, с которыми неразрывно связаны интересы участников проекта. В данном смысле сверхзадача трансформируется в соблюдение баланса интересов; как таковые ограничения становятся «фоном», «вторым планом» действия в проекте, заглавная роль в котором принадлежит именно интересам. С точки зрения измерений и интересов могут быть исследованы все подсистемы проекта.
Второй подход — деятельностный — трактует проект как деятельность субъекта по переводу объекта из наличного состояния в состояние желаемого будущего, которое наиболее полно отвечает его представлениям. Таким образом, проект в самом широком смысле может пониматься как творческая, разумная, целеполагающая деятельность субъекта.
Сущность любого проекта заключается в деятельности. Принимая во внимание определения проекта, можно дать определение проектной деятельности, или проектированию. Термин «проектирование» происходит от латинского projectus — проекция, брошенный вперед. Проекция — это перенос социальной субъективности настоящего в будущее. Возможность проекции обусловлена специфической способностью человека к опережающему отражению и разумному, сознательному целеполаганию. Социальная проекция — это перенос на будущее своих чувств, предпочтений, желаний, идей. Таким образом, проектирование — это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Проектант как бы выбирает из множества путей, версий развития объекта именно ту, которая в максимальной степени соответствует шкале его ценностей, предпочтений, замыслов. Проектная деятельность носит двойственный характер. С одной стороны, это деятельность идеальная, поскольку она связана с планированием будущего, промысливанием того, что должно быть. С другой стороны, проектная деятельность — это деятельность технологическая, так как она отражает процессы реализации того, что задумано.
Для того чтобы точно осмыслить суть проектирования, необходимо соотнести его с понятиями, близкими по смыслу и значению, такими как прогнозирование, планирование, конструирование.
Прогнозирование — форма предвидения, предположительная оценка будущего состояния объекта, условий его возникновения. Предвидение осуществляется с помощью методов экстраполяции, моделирования, экспертизы. Прогноз служит основой для формулировки целей развития и стратегии их достижения. Любое проектирование, связанное с промысливанием будущего, так или иначе включает в себя элементы прогнозирования будущего состояния объекта.
Планирование — это научное и практическое обоснование определения целей, выявление задач, сроков, темпов, пропорций развития того или иного явления, его реализация. План имеет детально прописанные цели, способы деятельности, результаты. Для современного менеджера и бизнесмена проект — это средство планирования и определения основных направлений оптимального использования ресурсов организации. В основе планирования всегда лежит некая программа действий, включающая в себя совокупность концептуальных целевых установок. В этом отличие программы и проекта. Программа лишь обозначает, прорабатывает необходимый набор, комплекс необходимых направлений деятельности, обозначает желаемые конечные цели и результаты, эффективность достижения этих целей. Проект же, в отличие от программы, точно рассчитывает способы развертывания деятельности по реализации программных целей в пространственно-временном континууме, детально обозначая как мелкие промежуточные цели (суммарные задачи), так и реальные действия (сами задачи). Именно эта точная проработка конечных действий, необходимых для достижения основных целевых установок программы, позволяет с высокой степенью точности запланировать и спрогнозировать все параметры деятельности по реализации программы: сроки, материальные и нематериальные ресурсы, способы коммуникации и т. д. Можно сказать, что проект — это дальнейшая детализация, углубление и конкретизация программных установок.
Конструирование — это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта. Оно осуществляется посредством мысленного комбинирования различных факторов, их подбора и связывания в новый объект. В зависимости от видения будущего проектант корректирует настоящее, внедряет какие-то инновации, конструируя желаемое состояние.
Проектирование помимо конструирования, прогнозирования, планирования, моделирования тесно связано и с технологией реализации проекта. Социальный проект должен иметь продуманное инструментальное обеспечение. Это позволяет избежать превра-щения проектов в утопии, подмены их социальными манифестациями или социальными фантазиями, прожектами.
1.2. Элементы проектной деятельности
Основными элементами проектной деятельности являются субъект и объект проектирования, его цель, технология (как совокупность операций), средства, методы и условия проектирования.
Субъектом проектирования —отдельные личности или организации, коллективы, социальные институты, ставящие своей целью преобразование действительности.
Кроме субъектов проектирования, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут быть:
государственные и негосударственные организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку, обоснование, экспертизу проектов, способные привлечь внимание населения, СМИ к проектам;
— общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов.
Объектами проектирования могут быть:
— объекты материальной природы (например, объектом проектирования может быть строительство нового административного здания или создание нового компьютера); в результате реализации проекта появляется новый объект, вещь, предмет; вместе с тем проектироваться могут новые свойства — назначения и функции старой вещи; подобные объекты чаще связаны с техническим проектированием;
— нематериальные (невещные) свойства и отношения (например, есть такие проекты, которые направлены не на достижение материального результата, а на получение информации о клиентах, изменение нашего отношения к той или иной проблеме). Такие проекты называются «проектами влияния». Примером служат:
— процессы (например, проектирование систем воздействия— идеологий, систем воспитания и т. д. В этих системах имеет значение и идейная конструкция — концепция и соответствующие инструменты внедрения идей в сознание людей. Здесь широкий простор для разработки соответствующих социальных технологий, проектирования новых каналов коммуникации, стандартных алгоритмизированных элементов деятельности и т. д.);
— организации и структурные подразделения (в рамках проектирования организаций реализуются замыслы разного масштаба — проектируются, например, учреждения социальной службы, отрасли производства, управления и т. д.);
— мероприятия (акции) (подготовка мероприятий может производиться с применением проектных методик. Это прежде всего относится к массовым мероприятиям — спортивным, праздничным, общественным и т. д.);
Каждый из выделенных объектов проектирования обладает определенной спецификой, определенными чертами. При проектировании важно выявить закономерности, характерные для данного типа объектов, применяя особые методики наряду с общими принципами и подходами.
Среди характеристик проектирования особое место занимают условия проектной деятельности или проектный фон. Это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие. Речь идет о необходимости учета местных условий. Какие-то возможности, альтернативы могут быть реализованы, а какие-то нет — это зависит от местных условий, окружения проекта, внешних ограничений.
Цель проектирования — разработка определенного будущего состояния системы, процессов, отношений.
Средства — совокупность приемов и операций для достижения цели. В общем плане средства проектирования можно определить, как все то, при помощи чего, получается, анализируется информация о состоянии процессов и тенденций их развития. Сюда же относятся средства, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются словесные описания, таблицы, схемы, сети взаимодействий.
Методы — это пути и способы достижения целей и решения задач. В практике проектирования наиболее часто используются такие методы, как мозговой штурм, экспертная оценка, метод аналогий, сетевое планирование, календарное планирование, структурная декомпозиция, имитационное моделирование, ресурсное планирование и т. д.
В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий. Практические мероприятия определяют направления, формы и содержание деятельности, привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей каждого этапа. Мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут быть необходимы для их финансового обеспечения (аукционы, платные услуги), для формирования благоприятного общественного мнения населения через СМИ
1.3. Классификация проектов
Методы управления проектами зависят от масштаба проекта, сроков реализации, качества, ограниченности ресурсов, места и условий реализации. Все названные факторы являются основанием для выделения различных типов проектов, их классификации:
1) по масштабу — микропроект, малый, средний, мегапроект:
— микропроект — это чаще всего форма представления индивидуальной инициативы, получившей признание окружающих. Микропроект делается для себя и своих. Он может не требовать внешнего финансирования, специального оборудования, может создаваться из подручных средств;
— малые проекты невелики по масштабу, просты и ограниченны объемами. Так, в американской практике малые проекты связанны с объемом капиталовложений в размере 10–15 млн. долл., трудозатратами до 40–50 тыс. чел. Типичный пример малого проекта — модернизация действующих производств. Специфика малых проектов состоит в том, что они допускают некоторое упрощение в процедуре проектирования и реализации (простой график, руководитель — одно лицо, необязательно создание команды проекта и т. д.);
— средние проекты наиболее распространены в практике. Они имеют сравнительно небольшую длительность — 2–5 лет, требуют более тщательной проработки всех подсистем проекта и предполагают более значительные затраты;
— мегапроекты — это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью выделенными ресурсами, отпущенным временем. Мегапроекты обладают высокой стоимостью — до 1 млрд. долл., трудоемкостью — до 2 млн. чел., длительностью реализации — 5–7 лет;
по сложности — простой, организационно сложный, технически сложный, ресурсно сложный, комплексно сложный;
по срокам реализации — краткосрочный, средний и долгосрочный. Краткосрочные проекты требуют для своей реализации примерно год, максимум два, краткосрочные проекты обычно реализуются на предприятиях по производству новинок различного рода, опытных установках, восстановительных работах. Коммерческие проекты часто реализуются как краткосрочные. Среднесрочные проекты осуществляются за 3–5 лет. Длительность осуществления долгосрочных проектов 10–15 лет;
по требованиям к качеству и способам его обеспечения — бездефектный, модульный, стандартный. Бездефектные проекты направлены на повышение качества продукции или услуг; модульные — на обеспечение качества по какому-либо определенному направлению;
по уровню участников — международный, отечественный, государственный, территориальный, местный;
по сферам и направлениям деятельности — строительный, инжениринговый, финансовый, исследовательский (маркетинговый), технический, технико-экономический, консалтинговый, научно-технический, экологический, социальный, политический и т. д.;
по затрачиваемым ресурсам и получаемой прибыли — коммерческий (получение прибыли), социальный (достижение социальных целей). По признаку преобладающей направленности социальные проекты могут быть: информационно-просветительскими, обучающими, реабилитационными (психологическая, социально-психологическая, трудовая реабилитация), физкультурно-оздоровительными, художественно-творческими, культурными;
2. Теоретические аспекты проектирования.
2.1 Этапы и компоненты проектной деятельности
Метод творческих проектов включает в себя три этапа:
I ЭТАП – Исследовательский (подготовительный) Проектная деятельность на этом этапе включает в себя следующие компоненты:
Изучение потребностей, поиск проблемы, выявление потребностей семьи, общества.
Выбор темы проекта и краткая формулировка
Планирование проекта и определение направлений деятельности для его выполнения.
Исследования по проекту – это историческая справка, изучение аналогов, сбор сведений для решения данной проблемы, работа с различными источниками информации.
Выработка первоначальных идей по своему проекту.
Выработка критериев, дизайн – требований для проектируемого изделия с точки зрения потребителя
Выбор оптимальной идеи и ее дизайн-анализ
— это непосредственно изготовление изделия, практическая деятельность, направленная на решение проблемы.
III ЭТАП – Заключительный
На этом этапе выполняется:
Экологическая оценка технологии и изделия с точки зрения экологической безопасности, возможные способы утилизации отходов и «вторая жизнь изделия»
Экономическая оценка – это полное экономическое обоснование и расчет финансовых затрат.
Оценка качества готового изделия, самооценка и самоанализ всей проектной деятельности, защита проекта.
3. Организация проектной деятельности.
3.1. Трудности при проектировании.
— постановка ведущих и текущих целей и задач;
— поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
— осуществление и аргументация выбора;
— сравнение полученного с требуемым;
— корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
— объективная оценка деятельности и результата проектирования.
3.2. Этапы работы над проектом.
Работа над проектом включает четыре этапа:
— этап обобщения информации;
— этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).
Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов обучающихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные обучающимися темы проектов выносится на обсуждение.
Цели первичного обмена мнениями:
1. Стимулирование потока идей
Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Следует воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые обучающимися возражения.
2. Определение общего направления исследовательской работы
Когда определены все возможные направления исследований, преподаватель предлагает обучающимися высказать свое отношение каждому. Затем преподаватель:
— Выделяет наиболее удачные;
— Определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов;
— Помогает обучающимися сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем;
Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали обучающиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.
Далее обучающиеся совместно с преподавателем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.
II. Аналитический этап.
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый обучающийся:
— Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;
— Ищет и собирает информацию, учитывая:
• Результат обмена информацией с другими обучающимися, преподавателями, родителями, консультантами и т.д.;
• Сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;
— Анализирует и интерпретирует полученные данные.
На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет преподавателю (да и самим участникам) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль.
1. Уточнение и формулировка задач.
Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь преподавателя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направления работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем преподаватель при помощи проблемных вопросов подводит обучающихся к формулировке задачи.
Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены: общие темы проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т.д. Такой стенд способствует также осознанию каждым обучающимися ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта.
2. Поиск и сбор информации.
Прежде всего обучающимися необходимо определить, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов. Обучающиеся (с помощью преподавателя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литературой. Задача преподавателя – обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению навыкам конспектирования. На данном этапе обучающиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством:
— Личных наблюдений и экспериментирования;
— Общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы);
— Работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет).
Преподаватель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.
3. Обработка полученной информации.
Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым обучающийся цели работы и критериев отбора информации. Задача преподавателя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – это прежде всего её понимания, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Обучающимися потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для обучающихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы преподавателя.
III. Этап обобщения информации.
На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
— Систематизируют полученные данные;
— Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;
— Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, журналов, презентация в интернете и т.д.).
Необходимо, чтобы обучающиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Обучающиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на конференции и т.д.). И на этом этапе необходимо предоставить обучающимися максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому обучающийся раскрыть свой творческий потенциал. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
IV. Представление полученных результатов работы (презентация).
На этом этапе обучающиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в колледже, округе, городе и т.д.). Обучающиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого обучающиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у обучающихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача преподавателя – объяснить обучающимися основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, преподавателю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.
3.3. Деятельность на различных этапах проектирования.
В проектном обучении можно установить порядок действий, который в большей или меньшей степени реализуется при выполнении учебных проектов различных типов. Ниже в таблице предлагается один из вариантов последовательности проектных действий преподавателя и обучающихся (по В.В. Гузееву).
Этапы работы преподавателя и обучающихся над проектом
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Определение темы и целей проекта
Обсуждают предмет с преподавателем и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся. Помогает в постановке целей
Определение источников информации; определение способов ее сбора и анализа.
Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей между членами команды
Вырабатывают план действий
Предлагает идеи, высказывает предложения
Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью
Анализ и обобщение
Оформление результатов, формулировка выводов
Представление или отчет
Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчеты
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника
Оценка результатов и процесса
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
Оценивает усилия обучающихся, их креативность, качество использованных источников, делает предложения по качеству отчета
Последовательность выполнения проектов:
Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы
Уточняют информацию. Обсуждают задание
Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает
Анализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде
Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха
Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает
3. Принятие решения
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта
Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование
Выполняют исследование, работают над проектом. Оформляют проект
Анализ выполнения проекта. Анализ достижений поставленной цели
Участвует в коллективном самоанализе проекта
Наблюдает, направляет процесс
Подготовка доклада. Обоснование процесса проектирования
Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов
Участвуют в коллективном анализе
3.4. Рейтинговая оценка проекта
Индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта обучающегося.
1. Достигнутый результат
2. Оформление проекта
4. Ответы на вопросы
5. Интеллектуальная активность
7. Практическая деятельность
8. Умение работать в команде
от 85 до 100 баллов – «5»
от 70 до 85 баллов – «4»
от 50 до 70 баллов – «3»
менее 50 баллов – «2»
Как была организована работа в группе?
Что вам особенно удалось
Трансфертная таблица «ИТОГ»
Тема, которая наиболее мне понятна
Общие советы и рекомендации ведущим и коллегам
Существует множество подходов к оценке. Для индивидуальных проектов более удобна, рейтинговая оценка. Подобная анкета заполняется в ходе защиты самим проектантом, его одногруппниками с преподавателем.
Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы
Объём разработок и количество предлагаемых решений
Реальность и практическая ценность
Качество оформления записи, плакатов и др.
Проявление глубины и широты заданий по теме
Проявление глубины и широты заданий по данному предмету
Ответы на вопросы преподавателя
Ответы на вопросы обучающихся
Оценка творческих способностей докладчика
Субъективная оценка деловых качеств докладчика
Итоговая оценка (балл)
Критерии выполнения защиты.
Можно предложить более сложный рейтинговый подход, где выделены и оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов). Сложность заключается не в оценке, а в повышенных критериях, приближающихся к вузовским. Сама оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценке, самооценки и оценки преподавателя (естественно, для получения средней величины сумма делится на три). Выделяют 5 критериев защиты проекта, и каждый из них оценивается отдельно. Правда, при таком подходе исключена оценка собственно деятельности учащегося в процессе проектирования.
Оформление и выполнение проекта:
1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
2. Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность и значимость работы.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
5. Качество записи: Оформление, соответствие, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.
1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объём тезауруса, убедительность и убежденность.
2. Объём и глубина знаний но теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.
3. Педагогическая ориентация: культура речи, использование наглядных средств, манера, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, доброжелательность, контактность.
Суммарная оценка работы и защиты:
Теперь преподавателю следует лишь подготовить упрощенную экспертную таблицу, обозначить номерами от 1 до 10.
4. Ориентировочные направления для проектных работ
Творческий характер метода проектов не позволяет дать исчерпывающую тематику учебных проектов. Важно, что изучаемая проблема должна быть реальной, понятной, но в то же время не подразумевающей простого, однозначного решения. Темой учебного проекта может стать, в первую очередь, любая глобальная проблема и практически любая реальная проблема обыденной жизни. Предлагаются следующие направления для разработки исследовательских проектов:
Проблемы химии. Учебные проекты в области химии призваны, прежде всего, показать, что химия – это не только учебная дисциплина, подобная второму языку – требует не только понимания, но и запоминания, а иногда и зубрежки, а органичная часть жизни любого человека, помогающая понять структуру мирозданья и разобраться в окружающей действительности. Химические технологии сегодня прочно вошли практически во все сферы нашей жизни, во многом облегчая ее, но одновременно и порождая многие проблемы, частично пересекающиеся с биолого-экологическими.
Проблемы физики. Проектная деятельность в области физики имеет основной задачей показать обучающимися систему межпредметных связей и помочь им увидеть, что физика – это не только язык формул, но и целая система, позволяющая описать многие необычные явления обыденной жизни.
Проблемы биологии. В современной научной литературе проблемы биологии часто отождествляют с проблемами экологии, однако, это не так. Языком биологии сегодня говорят многие как гуманитарные, так и технические и технологические науки (химия, психология, педагогика, медицина, физиология и т.д.). Проекты в области данной науки призваны показать этот полиморфный характер биологических знаний.
Проблемы математики. Язык математики – это международный язык технических и естественных наук. Постепенно математика проникает и в гуманитарное знание. Задача проектно-исследовательской деятельности в области математики – это обозначение межпредметных связей и развитие исследовательского интереса в данной области.
5. Методическое обеспечение проектных разработок
В качестве конкретного примера можно рассмотреть ряд проектных разработок, рекомендованных для обучающихся учреждений начального и среднего профессионального обучения.
Эколого-химико-экономический проект. Проблема: «Создание не пачкающейся и защищающей от неблагоприятного воздействия окружающей среды ткани».
Деятельность: групповая ; социальный статус участвующих в решении проблемы: обучающиеся учреждений профессионального обучения химического направления или легкой промышленности.
Основные этапы деятельности: а) обработка накопленных литературных данных в данной области; б) разработка методик исследований; в) постановка эксперимента; г) обработка результатов; д) представление результатов.
Использующиеся исследовательские методы: а) выдвижение гипотез и их решение; б) обсуждение методов исследования; в) обсуждение способов оформления конечных результатов; г) сбор и систематизация полученных данных; д) подведение итогов, оформление результатов и их презентация е) выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Возможное решение. Создание ткани с использованием нанотехнологий. Разработка электростатически заряженных наночастиц, которые окружают волокна хлопка, создавая, таким образом, защитный слой. Такие свойства имеют наночастицы серебра и палладия.
В связи с этим выдвигается новая проблема исследования.
Проблема: «Создание ткани из более дешевого материала, который сохранил бы все свои свойства. Одежда из этой ткани должна быть доступна для среднестатистического покупателя».
Для удешевления выпускаемой продукции предполагается использовать более дешевые наноуглерод и нанокремний, которые по своим защитным свойствам не должны уступать используемым ранее серебру и палладию.
Деятельность: групповая; социальный статус участвующих в решении проблемы: обучающиеся учреждений химического направления, легкой промышленности и менеджеры этих производств.
Основные этапы деятельности: а) анализ литературных данных по новым материалам; б) анализ экономического рынка нанотехнологии; в) постановка эксперимента; г) обработка результатов; д) представление результатов; е) налаживание производства в рыночном объеме ж) внедрение продукции на рынок.
Использующиеся исследовательские методы: а) выдвижение гипотез и их решение; б) обсуждение методов исследования; в) обсуждение способов оформления конечных результатов; г) сбор и систематизация полученных данных; д) подведение итогов, оформление результатов и их презентация.
Социальный проект. Отношение общества к проблеме ВИЧ-инфекции.
Повышение осведомленности о проблеме ВИЧ-инфекции; исследование социальных, психологических, воспитательных вопросов, связанных с проблемой ВИЧ-инфекции.
В результате осуществления проекта планируется информировать участников проекта в достаточной степени о проблеме ВИЧ-инфекции и о ВИЧ-инфицированных больных с целью повышения уровня осведомленности.
Возможный контингент: обучающиеся учреждений начального и среднего звена профессионального обучения любого профиля. В проекте может быть задействована большая группа людей. Несколько человек могут быть задействованы в сборе информации по основным вопросам, возникающим при рассмотрении проблемы ВИЧ-инфекции (например, пути приобретения ВИЧ-инфекции, вопрос о жизни с диагнозом ВИЧ-инфекция и др.). Остальные участники проекта будут в дальнейшем участвовать в обсуждении вопросов.
Используемые методики для исполнения проекта: сбор, систематизация и анализ полученных данных; обсуждение полученной информации по методу «круглого стола»; выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Экологический проект «Мусор в нашей жизни»
Цели проекта: Познакомить обучающихся с проблемой утилизации бытовых и промышленных отходов крупных городов мира; Познакомить с различными компьютерными программами, овладеть навыками работы с ними; Провести исследование по определению количества, объема, содержания бытовых отходов в средней семье; выявить мнения жителей по данной проблеме посредством опроса; познакомить обучающихся с современными технологиями утилизации сырья и переработки его во вторичные продукты; способствовать воспитанию любви к своему городу, району.
Контингент участников: Проект может осуществляться как совместный обучающимися профессиональных учреждений различного профиля: экологи, химики, социологи и информатики.
Сбор информации по проблеме утилизации бытовых и промышленных отходов в крупных городах мира и Москве в средние века, в XIX веке и в наше время, поиск информации в Интернет (обучающиеся экологи или химики)
Анализ видов, веса, объема бытового мусора, составление сравнительных таблиц; работа над дизайном мусорных корзин, контейнеров, бачков с помощью компьютерных программ; составление анкеты и проведение социологического опроса москвичей об отношении к данной проблеме; (социологи и информатики)
Знакомство с современными биологическими, экологически безопасными методами утилизации мусора (экологи или химики)
Работы по современному дизайну мусорной свалки на основе компьютерных программ; экскурсия на современный мусоросжигательный завод и современную свалку ( экологи или химики ).
Результат: Совместный «круглый стол», резюмирующий полученную информацию и знакомящий с полученными решениями. Результатом может стать статья или отчет для периодических изданий.