Развёртка поверхности, фигура, получающаяся в плоскости при таком совмещении точек данной поверхности с этой плоскостью, при котором длины линий остаются неизменными.
Также близко по смыслу понятие развёртки в оригами.
В технике развёрткой называют плоскую заготовку или чертёж плоской заготовки, из которой получают объёмную форму детали или конструкции путём изгибания. В этом случае развёртка не вполне отвечает математическому определению, из-за необходимости учёта изменения длин изгибаемого материала.
развёртка — развёртка … Словарь употребления буквы Ё
РАЗВЁРТКА — (1) в машиностроении: а) осевой многолезвийный режущий инструмент для повышения точности формы, размеров отверстия и уменьшения шероховатости поверхности; применяется для чистовой обработки отверстий (см. ); б) развёрнутый в плоскости контур… … Большая политехническая энциклопедия
развёртка — 1. РАЗВЁРТКА, и; ж. Спец. 1. к Развернуть развёртывать (1 зн.). 2. Развёрнутая на плоскости поверхность детали или целого тела сложной формы. Р. цилиндра. 2. РАЗВЁРТКА, и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. 1. к Развертеть разверчивать. (1 2 зн.). 2.… … Энциклопедический словарь
развёртка — развёртка, развёртки, развёртки, развёрток, развёртке, развёрткам, развёртку, развёртки, развёрткой, развёрткою, развёртками, развёртке, развёртках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
РАЗВЁРТКА — РАЗВЁРТКА, развёртки, жен. 1. только ед. Действие по гл. развернуть в 1, 2 и 10 знач. развертывать. 2. Развернутая на плоскости поверхность геометрического тела (спец.). Чтобы склеить куб, цилиндр, конус, надо начертить на бумаге их развертки и… … Толковый словарь Ушакова
РАЗВЁРТКА — РАЗВЁРТКА, и, жен. 1. см. развернуть, ся и развертеть. 2. Металлорежущий инструмент (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
развёртка — развёртка, и; р. мн. ток … Русское словесное ударение
РАЗВЁРТКА — электронная перемещение электронного луча в электронно лучевом приборе (осциллог рафич. трубке, кинескопе, электронно оптич. преобразователе и т. п.) с целью изучения функциональной зависимости нек рой физ. величины от независимой переменной.… … Физическая энциклопедия
развёртка — развёртка, и, род. п. мн. ч. ток … Русский орфографический словарь
развёртка — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN scanscanningsweep … Справочник технического переводчика
Развёртка — I в геометрии, 1) развёртка кривой прямолинейный отрезок, длина которого равна длине этой кривой. Разыскание такого отрезка называется спрямлением кривой. Иногда под Р. кривой понимают её эвольвенту (см. Эволюта и эвольвента). 2)… … Большая советская энциклопедия
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом «Инструмент»
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 29.12.91 N 2302
Настоящий стандарт разработан методом прямого применения международного стандарта ИСО 5420-83 «Развертки. Термины, определения и типы» и полностью ему соответствует
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
5. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2004 г.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий конструктивных размеров, геометрических параметров и типов разверток.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы (по данной научно-технической отрасли), входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.
1. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
2. Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера одной статьи.
3. Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
В случаях, когда в термине содержатся все необходимые и достаточные признаки понятия, определение не приводится и вместо него ставится прочерк.
4. В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизированных терминов на немецком (de), английском (en) и французском (fr) языках.
5. В стандарте приведены алфавитные указатели терминов на русском языке и иноязычных эквивалентах.
Термины-эквиваленты на итальянском, голландском и словацком языках приведены в приложении.
* Вводная часть стандарта приведена в соответствии с типовой вводной частью, принятой для государственных стандартов на термины и определения.
1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ РАЗМЕРОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ РАЗВЕРТОК
1.1 ось (развертки): Продольная центровая линия развертки (черт.1А, 1В и 1С)
Проект урока «Развёртка объёмного предмета, как понятие»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Pinchuk Urok Razvertka.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Развёртка, как основа объёмной конструкции К проекту занятия «Развёртка объёмного предмета, как понятие» Презентацию выполнила учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ СОШ № 14 г. Искитима Новосибирской области Пинчук Ирина Геннадьевна
Новые понятия Развёртка – развёрнутая в плоскость поверхность какого-либо тела. Площадь развёртки равна площади поверхности. Развёртка многогранника – совокупность многоугольников, соответственно равных граням многогранника. Взаимное расположение многоугольников на развёртке может иметь несколько вариантов.
Основа макета Для макетов несложных прямолинейных форм и тел вращения сначала выполняют выкройку из бумаги или картона – развёртку.
Применение развёртки При помощи развёртки выполняют макеты изделий, зданий, детских площадок. Развёртку применяют при изготовлении различной упаковки.
Изготовление развёртки Изготовить объёмное тело при помощи развёртки можно, вычертив необходимое количество фигур, соединённых между собой линиями сгиба и равных сторонам (граням) этого объёмного тела.
Инструменты и материалы Для вычерчивания развёртки необходимы чертёжные инструменты ( линейка, циркуль, транспортир). Для получения ровных линий сгиба необходим канцелярский резак. Для вырезания развёртки нужны ножницы. Для склеивания объёмного тела нужен клей ПВА.
Развёртка куба Полная развёртка куба состоит из восьми одинаковых квадратов, примыкающих друг к другу любыми боковыми сторонами так, как позволяет размер листа.
Развёртка призмы Полная развёртка призмы состоит из развёртки её боковой поверхности ( прямоугольник) и оснований (многоугольников).
Развёртка пирамиды Полная развёртка пирамиды состоит из основания (многоугольник) и треугольников, примыкающих друг к другу боковыми сторонами и имеющих общую вершину. Усечённая пирамида разворачивается на два основания (многоугольники большой и малый) и боковые стороны (трапеции).
Развёртка параллелепипеда Полная развёртка параллелепипеда состоит из оснований (прямоугольники) и боковых граней, примыкающих друг к другу по длине (прямоугольники).
Развёртка цилиндра Полная развёртка цилиндра состоит из оснований (окружности) и криволинейной поверхности, развёрнутой в прямоугольник.
Развёртка конуса Полная развёртка конуса состоит из основания (окружность) и круговой поверхности, развёрнутой в сектор (часть окружности). Усеченный конус разворачивается на два основания (окружности большая и малая) и криволинейную поверхность, разворачиваемую в часть сектора.
Значение макетирования Макетирование и моделирование даёт полную информацию об объёмно-пространственном решении объекта и являются одними из важных условий успешного создания эстетически и функционально совершенных промышленных изделий.
Как это поняли другие
Используемые WEB-ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/Построение_разверток http://www.bez-dvoek.ru/education/geom/Geometry/GLAWA_7.HTML http://www.2x2business.ru/raz3.htm http://www.mirpodelki.ru/index.php?id=2 В презентации использованы рисунки автора и работы учащихся МБОУ СОШ № 14 г.Искитима Новосибирской области
Проект занятия «Развёртка объёмного предмета, как понятие»
Предмет : изобразительное искусство
Раздел: элементы формообразования
Класс : 8 Продолжительность: 2 академических часа
Тип занятия: урок-мастерская
Преподаватель : учитель ИЗО и черчения высшей квалификационной категории МБОУ общеобразовательной средней школы № 14 г. Искитима Новосибирской области Пинчук Ирина Геннадьевна
Организационная форма занятия : выполнение задания группами по 2-3 человека
Воспитательная : применение группового сотворчества в практической работе по выполнению задания на макетирование;
Обучающая: освоение простейших теоретических и практических понятий о материалах и способах макетирования;
Развивающая : соблюдение последовательности ведения работ в процессе художественно-творческого макетирования;
Методическая: овладение первоначальными техническими приёмами художественного проектирования и моделирования.
Нормативное обоснование занятия:
Урок базируется на концептуальных подходах, заложенных в программе Б.М. Неменского (1992г), особенностью которой является дифференцированный подход к художественному образованию по возрасту и формам работы.
Дидактическая структура занятия:
Формирование новых понятий, освоение материала
Формирование способов действий
Созидательное усвоение новых знаний
Оценивание творческой деятельности
Картон белый и цветной формата А4, чертёжные инструменты, резак канцелярский, ножницы, клей ПВА;
Наглядные пособия, чертежи развёрток некоторых геометрических тел, макеты, выполненные учащимися.
Завязка – организация начала урока – обсуждение необходимости в художественном проектировании разной направленности наличия макета, как наглядного информационного материала об объёмно-пространственном решении объекта;
Постановка доминантной цели урока: отработка навыков точности выполнения чертежей развёрток некоторых геометрических тел, сборка и оформление макетов выбранных по желанию объектов.
Освоение материала с опорой на средства наглядности (презентация):
Ознакомление с основными видами материалов, инструментов и способов создания макетов различной сложности в проектировании объектов разной функциональной направленности (пластилин, бумага, картон, пенопласт, гипс, папье-маше);
Изучение последовательности выполнения макетов из бумаги и картона предметов прямоугольной формы и тел вращения (куб, параллелепипед, цилиндр) и возможности их применения в окружающей жизни (упаковка, игрушка, декоративный сувенир);
Ознакомление с некоторыми терминами художественного проектирования: «макет», «модель», «форэскиз», «художественное проектирование», «конструкция».
Как это поняли другие? – предыдущий опыт в рисунках учеников.
Время 10 минут (текущее 15)
Формирование способов действия:
Освоение приёмов выполнения развёрнутой «выкройки» геометрического тела по заданным размерам;
Оформление развёртки согласно задуманной функциональной направленности объекта (игрушка «Кубики-матрёшки», упаковка для парфюмерной продукции, детский конструктор «Детская площадка»);
Склеивание объекта или комплектующих объекта по намеченным рёбрам и сборка составляющих.
Время 20 минут (текущее 35)
Усвоение новых знаний:
Освоение пространственных навыков в процессе мысленного представления развёрнутого объёмного объекта. Учитель выступает в роли консультанта;
Самостоятельное применение технических приёмов работы с чертёжными инструментами и макетными материалами;
Анализ формы и конструкции макетируемого объекта и последовательности его декоративного оформления.
Время 35 минут (текущее время 70 минут)
Оценивание деятельности по результатам выполнения задания:
Защита выполненных проектов, оценивание его качества и декоративного оформления.
Время 12 мин (текущее время 82)
Освещение актуальности полученных навыков учащимися для дальнейшего изучения конструкции объёмных объектов в процессе освоения курса «Черчение» в старших классах;
Расширение художественно-творческого опыта путём освоения дополнительных приёмов передачи объёма в пространстве;
Запись домашнего задания.
Время 8 минут (текущее 90)
Критерии уровня формируемых ЗУН:
По итогам занятия учащиеся должны:
Знать: приёмы и последовательность построения развёрток несложных геометрических тел по заданным размерам ;
Уметь: применить эти приёмы в процессе выполнения макетов объёмных объектов разных размеров;
Понимать: что макетирование и моделирование даёт полную информацию об объёмно-пространственном решении объекта и являются одними из важных условий успешного создания эстетически и функционально совершенных промышленных изделий.
Художественное проектирование – разработка новых или модернизированных предметов материальной среды функционально и эстетически соответствующих требованиям времени.
Макет – поисковый предназначен для создания предметов, имитирующих форму будущих изделий.
Модель – чистовой макет, точно имитирующий будущее изделие (в отношении размеров, цветового решения, фактуры и др.)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-612312
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
развёртка — развёртка … Словарь употребления буквы Ё
РАЗВЁРТКА — (1) в машиностроении: а) осевой многолезвийный режущий инструмент для повышения точности формы, размеров отверстия и уменьшения шероховатости поверхности; применяется для чистовой обработки отверстий (см. ); б) развёрнутый в плоскости контур… … Большая политехническая энциклопедия
развёртка — 1. РАЗВЁРТКА, и; ж. Спец. 1. к Развернуть развёртывать (1 зн.). 2. Развёрнутая на плоскости поверхность детали или целого тела сложной формы. Р. цилиндра. 2. РАЗВЁРТКА, и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. 1. к Развертеть разверчивать. (1 2 зн.). 2.… … Энциклопедический словарь
развёртка — развёртка, развёртки, развёртки, развёрток, развёртке, развёрткам, развёртку, развёртки, развёрткой, развёрткою, развёртками, развёртке, развёртках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
РАЗВЁРТКА — РАЗВЁРТКА, развёртки, жен. 1. только ед. Действие по гл. развернуть в 1, 2 и 10 знач. развертывать. 2. Развернутая на плоскости поверхность геометрического тела (спец.). Чтобы склеить куб, цилиндр, конус, надо начертить на бумаге их развертки и… … Толковый словарь Ушакова
РАЗВЁРТКА — РАЗВЁРТКА, и, жен. 1. см. развернуть, ся и развертеть. 2. Металлорежущий инструмент (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
развёртка — развёртка, и; р. мн. ток … Русское словесное ударение
РАЗВЁРТКА — электронная перемещение электронного луча в электронно лучевом приборе (осциллог рафич. трубке, кинескопе, электронно оптич. преобразователе и т. п.) с целью изучения функциональной зависимости нек рой физ. величины от независимой переменной.… … Физическая энциклопедия
развёртка — развёртка, и, род. п. мн. ч. ток … Русский орфографический словарь
развёртка — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN scanscanningsweep … Справочник технического переводчика
Сечение геометрических тел плоскостями и развертки их поверхностей с примерами и образцами выполнения
Содержание:
Разверткой (выкройкой) поверхноститела называется плоская фигура, полученная путем совмещения всех точек данной поверхности с плоскостью без разрывов и складок. Построение разверток выполняется обычно графическими приемами, с применением способов, предлагаемых начертательной геометрией.
Понятие о сечениях геометрических тел
Детали машин и приборов очень часто имеют формы, представляющие собой различные геометрические поверхности, рассеченные плоскостями (рис. 175). Кроме того, иногда необходимо выполнить развертки поверхности полых деталей, усеченных плоскостью. Это применяется в раскрое листового материала, из которого изготовляются полые детали. Такие детали обычно представляют собой части всевозможных трубопроводов, вентиляционных устройств, кожухов для закрытия механизмов, ограждения станков и т.п. (рис. 176)
Построения прямоугольных и аксонометрических проекций усеченных тел, а также определение истинного вида сечений и разверток поверхностей геометрических тел часто используются на практике.
Рассекая геометрическое тело плоскостью, получают сечение — ограниченную замкнутую линию. все точки которой принадлежат как секущей плоскости, так и поверхности тела.
При пересечении плоскостью многогранника (например, призмы, пирамиды) в сечении получается многоугольник с вершинами, расположенными на ребрах многогранника. При пересечении плоскостью тел вращения (например, цилиндра, конуса) фигура сечения часто ограничена кривой линией. Точки этой кривой находят с помощью вспомогательных линий — прямых или окружностей, взятых на поверхности тела. Точки пересечения этих линий с секущей плоскостью будут искомыми точками контура криволинейного сечения.
Пример сечения плоскостью Р геометрического тела — куба, лежащего на горизонтальной плоскости проекции Н, показан на рис. 177.
В первом случае (рис 177, а) куб усечен фронтально-проецирующей плоскостью Р. Фигурой сечения является прямоугольник.
При построении двух проекций такого сечения (рис. 177, б) следует иметь в виду, что фронтальная проекция фигуры сечения совпадает с фронтальным следом секущей плоскости РV.
Горизонтальная проекция фигуры сечения — прямоугольник.
Во втором случае (рис. 177, в) куб усечен горизонтально-проецирующей плоскостью Р. Фигура сечения — прямоугольник.
На рис. 177, г приведено построение проекции этого сечения. Горизонтальная проекция фигуры сечения совпадает с горизонтальным следом РН секущей плоскости. Фронтальной проекцией сечения будет прямоугольник, одной стороной которого является линия пересечения плоскости Р с плоскостью передней грани куба.
Если куб пересечен плоскостью общего положения (рис. 177, д,е), то полученная фигура сечения в данном случае (треугольник) проецируется на плоскости проекции V и H с искажением.
Сечение призмы плоскостью
Для построения проекций фигуры сечения находят проекции точек пересечения плоскости Р с ребрами призмы и соединяют их прямыми линиями. Фронтальные проекции этих точек получаются при пересечении фронтальных проекций ребер призмы с фронтальным следом PV секущей плоскости Р (точки 1’. 5′).
Горизонтальные проекции точек пересечения 1. 5 совпадают с горизонтальными проекциями ребер. Имея две проекции этих точек, с помощью линий связи находят профильные проекции 1»…5». Полученные точки 1»…5» соединяют прямыми линиями и получают профильную проекцию фигуры сечения.
Действительный вид фигуры сечения можно определить любым из способов: вращения, совмещения или перемены плоскостей проекций (см. гл. 15).
В данном примере (рис. 178, а) применен способ перемены плоскостей проекций. Горизонтальная плоскость проекций заменена новой Н1, причем ось х1 (для упрощения построений) совпадает с фронтальным следом плоскости Р.
Разверткой называется плоская фигура, полученная при совмещении поверхности геометрического тела с одной плоскостью (без наложения граней или иных элементов поверхности друг на друга).
Развертку боковой поверхности (рис. 178, б) с основанием и фигурой сечения призмы строят следующим образом. Проводят прямую, на которой откладывают пять отрезков, равных длинам сторон пятиугольника, лежащего в основании призмы. Из полученных точек проводят перпендикуляры, на которых откладывают действительные длины ребер усеченной призмы, беря их с фронтальной или профильной проекции (рис. 178, а), получают развертку боковой поверхности призмы.
К развертке боковой поверхности пристраивают фигуру нижнего основания — пятиугольник и фигуру сечения. При этом используют метод триангуляции (см. рис. 50, б) или метод координат, известный из геометрического черчения. На рис. 178, а показано построение вершины 5 метолом триангуляции. Линии сгиба по ГОСТ 2.303-68 показывают на развертке штрихпунктирной линией с двумя точками.
Для наглядности выполним построение усеченного тела в аксонометрической проекции. На рис. 178, в построена изометрическая проекция усеченной призмы. Порядок построения изометрической проекции следующий. Строят изометрическую проекцию основания призмы; проводят в вертикальном направлении линии ребер, на которых от основания откладывают их действительные длины, взятые с фронтальной или профильной проекции призмы. Полученные точки соединяют прямыми линиями.
Сечение цилиндра плоскостью
Построение сечения прямого кругового цилиндра аналогично построению сечения призмы, так как прямой круговой цилиндр можно рассматривать как прямую призму с бесчисленным множеством ребер — образующих цилиндра (рис. 179, а).
Выполнение чертежа начинают с построения трех проекций прямого кругового цилиндра. На поверхности цилиндра проводят несколько равномерно расположенных образующих, в данном примере двенадцать. Для этого горизонтальную проекцию основания делят па 12 равных частей. С помощью линий связи проводят фронтальные проекции образующих цилиндра (рис. 179, а).
Из комплексного чертежа видно, что плоскость Р пересекает не только боковую поверхность, но и верхнее основание цилиндра. Как известно, плоскость, расположенная под углом к оси цилиндра, пересекает его по эллипсу. Следовательно, фигура сечения в данном случае представляет собой часть эллипса (рис. 179, в).
Фронтальная проекция фигуры сечения совпадает с фронтальным сладом РV плоскости Р. Горизонтальная проекция этой фигуры совпадает с горизонтальной проекцией основания цилиндра.
Профильная проекция фигуры сечения представляет собой проекцию части эллипса и может быть построена по нескольким точкам, которые строятся с помощью линий связи по горизонтальной и фронтальной проекциям фигуры сечения. Полученные таким образом профильные проекции точек фигуры сечения соединяют кривой по лекалу.
Действительный вид фигуры сечения получен на рис. 179, а способом перемены плоскостей проекций. Горизонтальная плоскость проекций заменена новой. Новая ось проекций x1 может быть проведена параллельно следу РV на произвольном расстоянии, но для упрощения построений она выполнена совпадающей с РV (аналогично рис 178). От оси x1откладывают отрезки 5’50 = 55x, 4’40=44x, т.е. отрезки т, п и т.д., так как расстояние от новой проекции этой точки до новой оси проекций равно расстоянию от прежней проекции этой точки до прежней оси проекции.
Развертка боковой поверхности усеченного цилиндра с основанием и фигурой сечения показана на рис. 179, б.
Для построения развертки боковой поверхности на горизонтальной прямой откладывают длину окружности основания, равную πD и делят ее на 12 равных частей. Из точек деления восставляют перпендикуляры к отрезку πD, на них откладывают действительные длины образующих цилиндра от основания до секущей плоскости Р, которые взяты с фронтальной или профильной проекции цилиндра. Полученные точки 11—91 соединяют по лекалу плавной кривой. Затем фигуру сечения соединяют с частью верхнего основания цилиндра, ограниченного хордой l191(сегмент), а фигуру нижнего основания цилиндра (окружность) соединяют с нижней частью развертки.
Изометрическую проекцию усеченного цилиндра строят следующим образом (рис. 179, в). Сначала строят изометрию нижнего основания (овал) и части верхнего основания — сегмента (часть овала). На диаметре окружности нижнего основания от центра О’ откладывают отрезки а,bи т.д., взятые с горизонтальной проекции основания. Затем из намеченных точек проводят прямые, параллельные оси цилиндра до пересечения с осью эллипса.
Через полученные точки проводят прямые, параллельные оси у, и на них откладывают отрезки, взятые с действительного вида сечения. Полученные точки соединяют но лекалу. Заканчивают построение проведением очерковых образующих, касательных к основаниям — овалам.
Пылесборник машины для очистки литых деталей (рис. 179, г) представляет собой усеченный цилиндр. Форма крышки А трубы пылесборника является фигурой сечения прямого кругового цилиндра и представляет собой эллипс.
Как и в предыдущих примерах, фронтальная проекция сечения совпадает с фронтальным следом РV плоскости. Горизонтальную и профильную проекции фигуры сечения строят по точкам, которые являются точками пересечения плоскости Р с ребрами пирамиды.
Действительный вид фигуры сечения в этом примере определяется способом совмещения.
Развертка боковой поверхности усеченной пирамиды с фигурой сечения и фигурой основания приведена на рис. 180, б.
Сначала строят развертку неусеченной пирамиды, все грани которой, имеющие форму треугольника. одинаковы. На плоскости намечают точку s1 (вершину пирамиды) и из нее, как из центра, проводят дугу окружности радиусом R, равным действительной длине бокового ребра пирамиды. Действительную длину ребра можно определить по профильной проекции пирамиды, например отрезки s»e» или s»b», так как зги ребра параллельны плоскости W и изображаются на ней действительной длиной. Далее по дуге окружности от любой точки, например а1, откладывают шесть одинаковых отрезков, равных действительной длине стороны шестиугольника — основания пирамиды. Действительную длину стороны основания пирамиды получаем на горизонтальной проекции (отрезок ab).Точки а1… f1 соединяют прямыми с вершиной s1. Затем от вершины а1 на этих прямых откладывают действительные длины отрезков ребер до секущей плоскости.
На профильной проекции усеченной пирамиды имеются действительные длины только двух отрезков — s»5 и s»2. Действительные длины остальных отрезков определяют способом вращения их вокруг оси, перпендикулярной к плоскости Н и проходящей через вершину s. Например, повернув отрезок s»6« около оси до положения, параллельного плоскости W, получим на этой плоскости его действительную длину. Для этого достаточно через точку 6″ провести горизонтальную прямую до пересечения с действительной длиной ребра SE или SB. Отрезок s»6«0 (см. рис. 180).
Полученные точки 11, 21, 31и т.д. соединяют прямыми и пристраивают фигуры основания и сечения, пользуясь методом триангуляции. Линии сгиба на развертке проводят штрихпунктирной линией с двумя точками.
Построение изометрической проекции усеченной пирамиды начинают с построения изометрической проекции основания пирамиды по размерам, взятым с горизонтальной проекции комплексного чертежа. Затем на плоскости основания по координатам точек 1. 6 строят горизонтальную проекцию сечения (см. тонкие синие линии на рис. 180, а,в). Из вершин полученного шестиугольника проводят вертикальные прямые, на которых откладывают координаты, взятые с фронтальной или профильной проекций призмы, например, отрезки К1 К2, К3 И т.д. Полученные точки I. 6 соединяем, получаем фигуру сечения. Соединив точки 1. 6 с вершинами шестиугольника, основания пирамиды, получим изометрическую проекцию усеченной пирамиды. Невидимые ребра изображают штриховыми линиями.
Пример сечения треугольной неправильной пирамиды фронтально-проецируемой плоскостью показан на рис. 181.
Все ребра на трех плоскостях проекций изображены с искажением. Горизонтальная проекция основания представляет собой его действительный вид, так как основание пирамиды расположено на плоскости Н.
Действительный вид 10, 20,30 фигуры сечения получен способом перемены плоскостей проекций. В данном примере горизонтальная плоскость проекций Н заменена новой плоскостью, которая параллельна плоскости Р\ новая ось х1 совмещена со следом (рис. 181, а).
Развертку поверхности пирамиды строят следующим образом. Способом вращения находят действительную длину ребер пирамиды и их отрезков от основания до секущей плоскости Р.
Например, действительные длины ребра SC и его отрезка СЗ равна соответственно длине фронтальной проекции s’с’ ребра и отрезка с’131 после поворота.
Затем строят развертку треугольной неправильной пирамиды (рис. 181, в). Для этого из произвольной точки S проводят прямую, на которой откладывают действительную длину ребра SA. Из точки s делают засечку радиусом R1 равным действительной длине ребра SB,а из точки А — засечку радиусом R2, равным стороне основания пирамиды AB, в результате чего получают точку b1 и грань s1b1а1 пирамиды. Затем из точек s и b1, как из центров, делают засечки радиусами, равными действительной длине ребра SC и его стороне ВС, и получают грань s1b1c1 пирамиды. Также строится грань s1с1а1.
Для построения изометрической проекции усеченной пирамиды (рис. 181. б) проводят изометрическую ось х. По координатам тип строят основание пирамиды АВС. Сторона основания АС параллельна оси х или совпадает с осью х. Как и в предыдущем примере, строят изометрическую проекцию горизонтальной проекции фигуры сечения 122232(используя точки I, III и IV). Из этих точек проводят вертикальные прямые, на которых откладывают отрезки, взятые с фронтальной или профильной проекции призмы К1, К2 и К3. Полученные точки 1, 2. 3 соединяют прямыми между собой и с вершинами основания.
Сечение прямого кругового конуса плоскостью
В зависимости от расположения секцией плоскости Р относительно оси прямого кругового конуса получаются различные фигуры сечения, ограниченные кривыми линиями.
Сечение прямого кругового конуса фронтально-проецирующей плоскостью Р рассматривается на рис. 182. Основание конуса расположено на плоскости Н. Фигура сечения в данном случае будет ограничена эллипсом.
Фронтальная проекция фигуры сечения расположена на фронтальном следе плоскости Р (рис. 182. а).
Для построения горизонтальной проекции контура фигуры сечения горизонтальную проекцию основания конуса (окружности) делят, например, на 12 равных частей. Через точки деления на горизонтальной и фронтальной проекциях проводят вспомогательные образующие. Сначала находят фронтальные проекции точек сечения 1‘. 12’, лежащих на плоскости Р1. Затем с помощью линии связи находят их горизонтальные проекции. Например, горизонтальная проекция точки 2, расположенной на образующей s2, проецируется на горизонтальную проекцию этой же образующей в точку 2.
Найденные горизонтальные проекции точек контура сечения соединяют по лекалу. Действительный вид фигуры сечения в данном примере найден способом перемены плоскости проекции. Плоскость H заменяется новой плоскостью проекции H1.
На фронтальной плоскости проекции V фигура сечения — эллипс изображается в виде прямой 1’7′, совпадающей с фронтальной проекцией секущей плоскости Р. Эта прямая 1’7’ является большой осью эллипса. Малая ось эллипса а’Ь’ перпендикулярна к большой оси 1’7′ и проходит через ее середину. Чтобы найти малую ось сечения, через середину большой оси 1’7′ эллипса проводят горизонтальную плоскость N, которая рассечет конус по окружности, диаметр которой будет равняться малой оси эллипса (a0b0).
Построение развертки поверхности конуса (рис. 182, б) начинают с проведения дуги окружности радиусом, равным длине образующей конуса из точки s0. Длина дуги определяется углом α:
Дугу делят на 12 частей и полученные точки соединяют с вершиной s0. От вершины откладывают действительные длины отрезков образующих от вершины конуса до секущей плоскости Р.
Действительные длины этих отрезков находят, как и в примере с пирамидой, способом вращения около вертикальной оси, проводящей через вершину конуса. Так, например, чтобы получить действительную длину отрезка S2, надо из 2‘ провести горизонтальную прямую до пересечения в точке Ь’ с контурной образующей конуса, являющейся действительной ее длиной.
К развертке конической поверхности пристраивают фигуры сечения и основания конуса.
Построение изометрической проекции усеченного конуса (рис. 182, в) начинают с построения основания—эллипса. Изометрическую проекцию любой точки кривой сечения находят с помощью трех координат, как показано на рис. 182, в.
На оси х откладывают точки I…VII, взятые с горизонтальной проекции конуса. Из полученных точек проводят вертикальные прямые, на которых откладывают координаты z, взятые с фронтальной проекции. Через полученные на наклонной оси эллипса точки проводят прямые, параллельные оси у, и на них откладывают отрезки 6080и 40100,взятые на действительном виде сечения.
Найденные точки соединяют по лекалу. Крайние очерковые образующие проводят по касательной к контуру основания конуса и эллипса.
Пример сечения прямого кругового конуса приведен на рис. 182, г. Колпак сепаратора представляет собой сварную конструкцию из тонкой листовой стали и состоит из двух конусов.
Развертка сферической поверхности
Горизонтальную проекцию сферической поверхности делим горизонтально-проецирующими плоскостями на несколько равных частей (клиньев), например на 12 (рис. 183, а). Фронтальную проекцию сферы поверхности тоже делят на несколько равных частей (желательно на 12).
Через полученные точки деления II. VI проводят фронтально- проецирующие плоскости РV1… РV5 (рис. 183, а).
Для построения развертки сферической поверхности на горизонтальной прямой откладывают длину окружности диаметра D, равную πD (рис. 183, б). Полученный отрезок делят на 12 равных частей.
Через середину каждого деления проводят перпендикуляр и откладывают на нем отрезок I—VII, равный 0.5 длине окружности диаметра D. Отрезок I—VII делят на 6 равных частей, через полученные точки деления проводят горизонтальные прямые, на которых откладывают отрезки, равные 1/12 части окружности соответствующего радиуса, например, отрезок с1с2соответствует 1/12 длине окружности радиуса I—II, взятого с горизонтальной проекции. Полученные точки соединяют по лекалу. Развертки остальных одиннадцати клиньев строят аналогично.
На рис. 184 и 185 приведены примеры использования развертки сферической поверхности.
Примеры и образцы решения задач:
Услуги по выполнению чертежей:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.