Что такое развитие сознания в онтогенезе

Развитие сознания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общее понятие о сознании

Сознание является высшей формой умственной деятельности, которая свойственна лишь человеку и недоступна животным. С помощью сознания человек осуществляет отражение окружающей действительности, ближайшей социальной среды и собственного внутреннего мира.

Сознание имеет непосредственную связь с основными функциями мозга и на протяжении жизни человека может качественно изменяться. Процесс развития сознания заключается в улучшении работы мозга, повышении разумности и обучении осознанному отношению человека к жизни.

Сознание является субъективным продуктом человеческого развития, и в тоже время содержанием его выступают знания об окружающем мире, его связях и основных законах. А это значит, что сознание можно назвать субъективным образом объективной реальности.

Процесс развития сознания

В ходе исторического развития человечества постепенно развивалось и сознание человека. Источником его развития является необходимость в способности человека к кооперации общению и взаимодействию с другими людьми.

Такая необходимость появилась еще в первобытном обществе, в ситуации, когда у людей возникла совместная деятельность по изготовлению орудий и добыче пропитания. В процессе осуществления данных видов деятельности и для ее эффективного разрешения людям понадобилась речь, для того, чтобы они могли договориться о целях и деталях предстоящего дела.

Совместная деятельность была бы просто невозможна, если ее участники не могли бы договориться и не понимали своей роли в процессе совместной деятельности. Несомненно, стоит отметить, что у первобытного человека развивались лишь зачатки сознания и это была лишь самая начальная стадия его развития. На протяжении тысяч лет человеческое сознание походило процесс развития и совершенствование.

Нельзя говорить о том, что на современном этапе развития человечества о сознании известно абсолютно все и процесс его развития закончен. Развитие сознания незавершенный процесс, а знания о закономерностях его развития помогают познанию его особенностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Этапы развития сознания в онтогенезе

Онтогенез – это процесс становления человеческого организма от рождения до смерти.

Научные исследования сознания в психологии разделяют процесс его развития на следующие этапы:

Еще одним не менее важным направлением совершенствования сознания человека является процесс развития мышления и речи в их тесной взаимосвязи. Человек приобретает способность к глубокому постижению сути вещей, при этом процесс развития речи способствует обозначению новых понятий и описанию явлений окружающей жизни.

Этапы качественного развития сознания

После того как процесс формирования основных функций мозга завершается, наступает период самостоятельного совершенствования человеком своего сознания с помощью волевых усилий и соответствующей сознательной деятельности. Создать четкую периодизацию данного процесса развития очень трудно в связи с тем, что лишь часть людей выбирает путь самопознания и саморазвития.

Данное развитие можно считать качественным источником которого выступают психологические факторы, влияющие на человека – мотивация и воля. Существует несколько теорий, рассматривающих этапы развития сознания, все их можно обобщить одним выводом: человек в процессе своего развития идет от ощущений физического плана к умственным факторам, а затем к духовным основам своего развития.

О том, что процесс развития является индивидуальным можно судить по тем стимулам, которые являются причинами того или иного выбора человека. Человек, обладающий низким уровнем развития сознания в процессе принятия решений руководствуется рефлексами и не способен к осознанному мышлению. Человек с высоким уровнем развития сознания осуществляет свои действия исходя из имеющихся у него истинных целей, на которые он способен смотреть непредвзято, включив внутреннего наблюдателя.

Источник

PsyAndNeuro.ru

Структурное и функциональное развитие мозга

Что такое развитие сознания в онтогенезе. Смотреть фото Что такое развитие сознания в онтогенезе. Смотреть картинку Что такое развитие сознания в онтогенезе. Картинка про Что такое развитие сознания в онтогенезе. Фото Что такое развитие сознания в онтогенезе

Период от рождения и до 2 лет является очень важным возрастом, во время которого устанавливаются поведенческие паттерны и когнитивные возможности ребёнка. В это время увеличиваются в размерах корковые нейроны, с большой скоростью растёт число синапсов, во много раз возрастает количество олигодендроглиоцитов. Вместе с этим, в это же время возможно проявление «индикаторов» риска для развития таких психических расстройств, как аутизм и шизофрения. Не смотря на всё важность данного периода в онтогенезе, мы мало, что знаем о нём.

В марте 2018 года в журнале Nature была опубликована статья американских исследователей John H. Gilmore, Rebecca C. Knickmeyer, Wei Gao о развитии головного мозга у детей в период с рождения и до 2 лет, в которой они при помощи анализа описательных исследований проследили его структурные и функциональные изменения, их роль в развитии психических расстройств, а также попытались установить возможные признаки будущих отклонений в нервно-психической сфере.

Структурное развитие головного мозга

Все наши знания о строении головного мозга базируются на множестве посмертных исследований, которые в большинстве случаев ограничены поперечным дизайном. Согласно данным работам, объём головного мозга ребёнка в возрасте 2 – 3 недель составляет около 35% от объёма головного мозга взрослого. К концу второго года жизни данная цифра увеличивается до 80%. После этого рост головного мозга становится более равномерным.

Что такое развитие сознания в онтогенезе. Смотреть фото Что такое развитие сознания в онтогенезе. Смотреть картинку Что такое развитие сознания в онтогенезе. Картинка про Что такое развитие сознания в онтогенезе. Фото Что такое развитие сознания в онтогенезе

Нейроонтогенез человека на клеточном уровне

Сразу же после рождения значительно увеличиваются объёмы серого и белого веществ. Но, в отличие от белого, которое растёт постепенно и практически до 30 лет, серое вещество увеличивается быстрее и замедляет свой рост уже к подростковому возрасту.

Корковый слой достигает пика своего роста к 1 – 2 годам, а затем его рост прекращается. Особенно быстро растут извилина Гешля, Роландова борозда, передняя центральная извилина. Площадь поверхности мозга расширяется вплоть до 8 – 12 лет. Её рост также гетерогенен по областям: кора латеральной лобной, латеральной теменной и затылочной долей мозга развиваются быстрее, чем орбитальная часть лобной доли и центральная доля. В целом рисунок извилин головного мозга, примерно, одинаков как у новорожденных, так и у взрослых.

Что такое развитие сознания в онтогенезе. Смотреть фото Что такое развитие сознания в онтогенезе. Смотреть картинку Что такое развитие сознания в онтогенезе. Картинка про Что такое развитие сознания в онтогенезе. Фото Что такое развитие сознания в онтогенезе

Структурное развитие мозга в раннем детстве: созревание миелина

Мозолистое тело, нижний и верхний продольные пучки есть у детей уже при рождении. Это говорит о том, что большая часть «проводящего» мозга формируется ещё в пренатальный период.

С рождения начинается миелинизация нервных волокон, распространяясь с мозжечка, моста и внутренней капсулы и продолжаясь от валика мозолистого тела, зрительных путей до затылочных, теменных долей и передней части лобной и височной долей.

Что такое развитие сознания в онтогенезе. Смотреть фото Что такое развитие сознания в онтогенезе. Смотреть картинку Что такое развитие сознания в онтогенезе. Картинка про Что такое развитие сознания в онтогенезе. Фото Что такое развитие сознания в онтогенезе

Оценочные траектории структурных параметров головного мозга в течение развитии. FA – фракционная анизотропия

Нервные сети

Не меньший интерес представляет развитие нервных сетей, так как их структурные и функциональные нарушения ведут к различным нервно-психическим заболеваниям. Согласно множеству исследований, нервные центры появляются ещё до рождения. Это показано путём проведения МРТ недоношенным детям в сравнении с обследованиями здоровых детей. Первыми появляются сенсомоторные, зрительные и слуховые центры. Они располагаются в тех же зонах мозга, что и у взрослых.

Языковой центр у взрослых располагается более латерально и окружён нижней лобной и верхней височной извилинами. Иерархия областей головного мозга также закладывается с рождения.

Влияние пола, наследственности и социальной среды

В настоящее время имеются исследования, указывающие на то, что разница в структуре и функциональной активности головного мозга, зависящая от пола, имеется с рождения. Например, при рождении мозг мужчин на 6% больше, чем у женщин. Медиальная часть височной доли коры головного мозга и Роландова борозда также больше у мужчин, в то время как у женщин преобладают моторные и зрительный центры. Мозг мужчин увеличивается более быстро, чем у женщин. После двухлетнего возраста процесс гирификации более выражен у мужчин (но не в период от 0 до года). Нервные волокна некоторых мозговых структур быстрее подвергаются миелинизации у женщин, чем у мужчин (например, мозолистое тело). В раннем возрасте нервные сети примерно одинаковы у обоих полов. Но затем в процессе развития связи между амигдалой и средней височной извилиной, постцентральной извилиной и гиппокампом сильнее у женщин. У мужчин в свою очередь преобладают связи между амигдалой и зонами, ответственными за страх. Все эти различия способствуют последующей дифференциации в выработке гормонов, в поведенческих паттернах.

Изучая головной мозг со стороны его структурных особенностей в зависимости от пола, мы можем приблизится к пониманию половых особенностей психических расстройтв. Как и пол, наследственность также играет роль в общем объёме мозговой ткани, развитии корковых структур, распределении серого и белого веществ. Некоторые исследования отмечают генетические влияния на структуру и функциональные особенности головного мозга. Особенно обращают на себя внимания гены, контролирующие процесс транскрипции, регуляторы хроматина, РНК-связывающий белок.

Есть исследования, доказывающие, что социо-экономические факторы играют не последнюю роль в структурном развитии головного мозга. Мозг детей, чьи семьи имеют небольшой доход, подвергающихся родительской депривации, имеет меньший объём серого вещества в коре, гиппокампе, амигдале. При этом различий в белом веществе не обнаруживается. С возрастом влияние социо-экономических факторов становится ещё заметнее.

Также обнаружено влияние стресса, депрессии и тревоги матери во время беременности на последующее развитие мозга её ребёнка. В частности, повышенный уровень кортизола у матери коррелирует с большим размером амигдалы у семилетних девочек.

Депрессия матери, вероятно, приводит к уменьшению коркового слоя у ребёнка. У детей, чьи матери испытывали тревогу во время беременности, в период с рождения до полугода рост гиппокампа происходит медленнее. Существуют исследования, подтверждающие влияние алкоголя и наркотических веществ на развитие головного мозга. Так, приём кокаина во время беременности ведёт к нарушению связи между амигдалой и срединной префронтальной корой, между таламусом и фронтальной корой.

Предикторы риска нервно-психических заболеваний

Некоторые исследования ещё в раннем детстве обнаруживают нарушения развития головного мозга, являющиеся предикторами развития нервно-психических заболеваний,. Например, изменения в объёме серого и белого веществ ведёт к отставанию в росте всех структур головного мозга.

В настоящее время есть исследования, демонстрирующие, что у новорождённых мальчиков, имеющих родственников, страдающих шизофренией, головной мозг содержит больше серого вещества по сравнению с контрольной группой. У детей с риском развития аутизма до шести месяцев проявление фракционной анизотропии на МРТ выше, чем в норме; после 6 месяцев данный показатель снижается, и к году достигает меньшего уровня, чем в популяции.

Сильная связь между амигдалой, передней инсулой и вентральным стриатумом, возможно, является предиктором развития тревожных расстройств. Существует исследование, показавшее небольшое, но тем не менее статистически значимую зависимость между миелинизацией нервных волокон в лобной и височной долях и речевым развитием в возрасте от 3 месяцев до 4 лет, а также между общей миелинизацией головного мозга и уровнем когнитивного развития в этот же возрастной период.

Тенденции

Описательные исследования показали нам, что головной мозг с момента рождения до года претерпевает множество изменений: быстрый рост серого вещества, миелинизация, развитие мозговых структур, гирификация. После двух лет процесс развития замедляется.

Благодаря описательным исследованиям нам удалось проследить влияние наследственности, генных факторов, социальной среды, индивидуальных особенностей на развитие мозга, удалось обнаружить предикторы риска нервно-психических расстройств. Возможно, подобные исследования дадут нам в будущем возможность обнаруживать биомаркёры этих заболеваний задолго до того, как они проявятся клинически. Это даст нам возможность более мягко вмешаться в развитие головного мозга, что в последующем приведёт к более благоприятным исходам нервно-психических заболеваний.

Источник

Развитие сознания в онтогенезе

Характеристика сознания как внутренней модели, отражающей внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Описание особенностей и основных стадий развития сознания человека в онтогенезе.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления28.02.2016
Размер файла33,0 K

Что такое развитие сознания в онтогенезе. Смотреть фото Что такое развитие сознания в онтогенезе. Смотреть картинку Что такое развитие сознания в онтогенезе. Картинка про Что такое развитие сознания в онтогенезе. Фото Что такое развитие сознания в онтогенезе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Воронежский государственный университет инженерных технологий

Реферат по дисциплине: «Психология»

На тему: «Развитие сознания в онтогенезе»

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. Оно возможно только в условиях существования языка и речи, возникающей одновременно с сознанием в результате деятельности. К функциям сознания относятся:

1) познание (обобщенное отражение мира);

2) построение отношений к миру, людям;

4) регулирование поведения, деятельности.

Таким образом, сознанию свойственны мышление (образ мысли); эмоции (чувства); воля. Формирование самосознания является венцом развития сознания. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом отношения к себе для человека являются другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе. Сознательное поведение человека в большей мере зависит не от того, каков он на самом деле, а от результатов представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Главной функцией самосознания является понимание человеком мотивов и результатов его поступков и оценка себя в этой связи. Если оценка оказывается неудовлетворительной, то человек может либо заняться саморазвитием и самоусовершенствованием, либо включить защитные механизмы и вытеснить причины внутреннего конфликта.

Для самосознания необходимо сформировать себя как личность, не взирая на меняющиеся ситуации, оставаться самим собой, уметь поддерживать себя в трудных ситуациях. Чтобы возвысить себя в своем сознании, необходимо:

1) непрерывно развивать свои умственные способности и уметь их полностью реализовывать в каждый данный момент;

2) заниматься творчеством во всех его проявлениях, дать возможность проявиться своей индивидуальности, преодолевая застенчивость и самокритику;

3) уметь делать выбор, ставить цели, принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию.

Сознание привлекается к какому-либо объекту только на короткий отрезок времени. Типовые задачи, которые часто встречаются в повседневной жизни, человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для каких-либо новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне. Таким образом, сознание и подсознание человека находятся в гармоничном взаимодействии, обеспечивая регулирование процессов поведения. Как только человек находит способ решения на сознательном уровне вновь возникающей задачи в процессе своей жизни, так управление его поведением передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей.

Многие отношения, знания, переживания, образы, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, но вызываемые ими побуждения иногда обуславливают поведение, не понятное ни ему самому, ни окружающим. Это происходит в том случае, когда в подсознании накапливаются нерешенные проблемы, нереализованные желания, создавая очаги скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.

З. Фрейд считал, что бессознательными являются не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, против которых сознание выдвигает мощные барьеры и которые подавляются сознанием (например, заболевший человек, отказывающийся от настоятельных требований врачей сделать операцию, на бессознательном уровне будет переживать этот отказ, подавляя своим сознанием факт неизлечимой болезни). Человек может войти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в результате чего у него нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для снятия возбуждения нужно осознать сам конфликт и его причины, но такое осознание невозможно без тяжелых переживаний, поэтому человек ему препятствует. В этом случае тяжелые переживания вытесняются из области сознания и передаются в подсознание. Очаги возбуждения сохраняются в заторможенном состоянии (иногда длительное время). При определенном стечении обстоятельств эти очаги возбуждения могут выявляться и оказывать травмирующее влияние на состояние человека, вплоть до развития психического заболевания (в таком состоянии иногда фанаты пытаются устранить объекты своего обожания: убийства «звезд», порча картин в музеях, религиозный фанатизм).

Для устранения травмирующего воздействия «неприемлемой» идеи или желания необходимо осознать и переоценить его. Тем самым разряжается очаг возбуждения и нормализуется психическое состояние человека. Заслугой 3. Фрейда является то, что он сформулировал эту зависимость и включил ее в основу терапевтической практики психоанализа.

Психология признает два состояния сознания, присущих всем людям:

1) сон (период отдыха);

2) состояние бодрствования (активное состояние сознания).

В состоянии бодрствования мы можем приспосабливаться к внешнему миру. Осознание внешнего и внутреннего мира меняется на протяжении дня в зависимости от нашего состояния (напряженность, возбуждение, полудрема, отсутствие этих состояний). Таким образом, обработка информации, поступающей в мозг, существенно меняется в зависимости от уровня бодрствования. Эффективность такой обработки соответствует оптимальному уровню бодрствования, т. е. уровень бодрствования не должен быть ни слишком низким, ни слишком высоким (согласно закону Йеркса-Додсона-Хебба). При уровнях бодрствования ниже оптимального готовность человека к действию (принятию информации) уменьшается (он вскоре может заснуть). При уровнях бодрствования выше оптимального готовность человека к действию уменьшается из-за слишком сильной мотивации, возбуждения, расстройства чувств, т. е. различных эмоциональных помех. В этом состоянии его поведение может полностью дезорганизоваться.

Выделяют «медленный сон» и «быстрый, парадоксальный сон» в зависимости от особенностей активности мозга. Стадия «быстрого сна» длится 15-20 мин. В это время человека трудно разбудить, но если это удается, то он (в 80% случаев) говорит, что видел сон и может рассказать его в деталях. После «быстрого сна» наступает «медленный сон», который продолжается приблизительно 70 мин, а затем вновь наступает «быстрый сон». Цикл смены «быстрых» и «медленных» снов повторяется за ночь 5-6 раз. Чередование отдельных циклов сна и нормальная его продолжительность (6-8 ч) являются обязательным условием здоровья человека.

Укажем основные эмпирические характеристики сознания, отличающие эту форму психического отражения от других его форм (психики животных).

1. Сознательное отражение действительности всегда включает ощущение самого себя в качестве познающего субъекта. С возникновением сознания у человека появилась способность выделять себя из природы, познавать и овладевать ею.

2. Сознание человека рефлексивно. На определенном этапе развития индивидуального сознания у него появляется рефлексивная способность, т. е. готовность сознания к познанию собственных психических процессов и самого себя. Рефлексия является совершенно необходимой характеристикой сознания, которую признают все исследователи. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

4. Сознание человека объективировано, т.е. позволяет строить картину мира, которая воспроизводит его свойства, не зависящие от присутствия в нем познающего субъекта. Эта характеристика сознания во многом парадоксальна: ведь исходным «психическим материалом», из которого строится картина окружающего нас мира, служат такие характеристики этого мира, которые обусловлены особенностями познающего субъекта. В самом деле, такие качества предметов как шероховатость, гладкость; такие свойства звуковых волн как громкость, или световых волн как цвет, могут быть открыты в самих этих предметах только при их взаимодействии с самими органами чувств. Ведь световой волне, самой по себе, качество цвета не присуще. Но, тем не менее, из подобного «субъективного» психического материала, человек в своем сознании выходит за пределы свойств мира, обусловленных своей собственной чувственностью, и открывает «сверхчувственные» свойства. Сама возможность построения, например, физической картины мира предполагает воспроизведение таких взаимосвязей и свойств этого мира, которые присущи миру «самому по себе», без человека и его сознания.

Названные свойства могут иметь разную степень выраженности в конкретных случаях, что позволяет различать разные уровни сознания. Например, рефлективность может быть большей или меньшей по отношению к актам сознания. Это позволяет различать сознательные и неосознаваемые процессы, а также измененные состояния сознания.

сознание онтогенез человек

РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Онтогенез явлений сознания раскрывает значительно более широкий диапазон поэтапных уровней формирования явлений и структуры его, доступных более точной регистрации и анализу.

Ранний младенческий период

Поздний младенческий период

Младший школьный период

Перинатальное развитие, или внутриутробное развитие, развитие до рождения, является начальным этапом человеческой жизни. Его важность была осознана уже в древних цивилизациях. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, предусматривающих создание наилучших условий для жизни и развития ребенка.

Перинатальный период длится в среднем 266 дней и состоит из трех стадий:

Предзародышевая стадия длится две недели.

Зародышевая (эмбриональная) стадия длится до конца 2 месяца. На этой стадии происходит дифференцировка различных органов.

Стадия плода завершается к моменту родов. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале 7 месяца развития. С этого времени плод нередко называют уже ребенком.

Перинатальный период включает в себя:

Формирование психики одновременно с развитием нервной системы

Формирование у плода осязательных, температурных, слуховых и других ощущений

Период новорожденного характеризуется:

простейшими ориентировочными реакциями

формированием процессов ощущений (как первых признаков восприятия)

«реакцией оживления» (улыбка) в ответ на приближение говорящего человека.

3. Период младенчества.

становлением ситуативно-личностного общения

интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.

Переход к позднему этапу (от 6-12 мес.) связан с

установлением зрительно- двигательных координации (координации между рукой и глазом).

Теперь ребенок может удержать предмет и поэтому интенсивно осваивает манипулирование с предметами. Пространство ребенка расширяется. Создаются предпосылки для развития манипуляций с предметами и предметного восприятия. Теперь общение протекает на фоне манипуляций по поводу предметов. Зарождаются предпосылки для развития речи. Причем сначала складываются основы понимания речи взрослого.

Выделим ведущие достижения в младенческом возрасте в сферах деятельности, познания и личности:

— складываются первые две формы общения со взрослым, начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;

— в сфере познавательной возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства; развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать; появляются зачатки мышления как установления первых простейших причинно-следственных связей, поиска ответа на вопрос «Что будет, если. », возникают предпосылки для освоения речи как пассивной, так и активной, устанавливаются первые связи слова с предметом.

4. Преддошкольный период.

Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет-взрослый (Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова). Содержание совместной деятельности составляет освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов. В конце младенчества ребенок выделил предметы как нечто постоянное, имеющее устойчивые свойства. Теперь он стремится научиться действовать с ними.

В возрасте 1-3 лет малыш как бы всецело поглощен предметом и не может от него «оторваться». Погруженный в предметное действие, он не видит тот факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Взрослый создает предметы с определенным назначением и владеет способом их употребления. Малыш не может самостоятельно

«открыть» функции предметов, потому что их физические свойства прямо не указывают на то, как их надо употреблять. Таким образом, социальная ситуация развития содержит в себе противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осуществления. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предметов, научился действовать с ними так, как принято в обществе, то есть в соответствии с собственной логикой предмета, скрытой в нем функции.

По мнению Д.Б.Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях. Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие Средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Вторая линия приводит к овладению специфическим способом употребления предмета, а затем к переносу действия с одного предмета на другой и из одной ситуации в другую, а в итоге к обобщению действия и возникновению игрового действия. В результате распадается социальная ситуация развития, возникает предметное отношение к действительности, когда ребенок не только освоил назначение предметов, но и знает их функцию, а также к возникновению личного действия, осознанию «Я сам».

Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности:

— складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

— формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;

— возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

5. Дошкольный период.

Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых.

В раннем детстве ребенок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. Перед дошкольником «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок-предмет-взрослый.

Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Спектр его деятельности значительно расширяется.

Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре.

Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объемные модели предметов.

В то же время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, то есть по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности малыша. В игре взрослый, его общественные функции, отношения к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник

усваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам.

Близко к игре стоят продуктивные виды деятельности. В них окружающая действительность опосредуется в форме представления ребенка о предметах и ситуациях.

В бытовой деятельности, связанной с выполнением режимных процессов, ребенок действует в реальной ситуации так же, как и взрослый.

В различных видах труда, доступных дошкольнику, он становится непосредственным сотрудником взрослого, как и в бытовой деятельности. И в тоже время ребенок вступает в отношения со взрослым через социально значимый результат своего труда.

В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения со взрослым прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними,

интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции.

В дошкольном детстве значительные изменения происходят всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А.Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия.

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира.

В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.

6. Младший школьный период.

Период младшего школьного возраста (7-12 лет):

Интенсивное развитие всех познавательных психических процессов (мышления, памяти и др.) и свойств личности.

Более глубокое осознание половой дифференциации.

7. Подростковый период.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса».

Вот его проявления:

чувствительность к оценке посторонних своей внешности

крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих

Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.

Подростковый и ранний юношеский период (13-18 лет) характеризуется: устремленность к самореализации

ориентация на будущую жизнь

стереотипы полового поведения

определенность психологического портрета личности

8. Акмеологический период.

9. Период геронтогенеза.

В целом данный период характеризуется угасанием физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления.

Если взгляды на происхождение сознания в филогенезе резко расходятся, то в вопросе его развития в онтогенезе эмоциональный накал оппонентов несколько снижается. Совершенно очевидно, что сознание новорожденного и взрослого индивида различаются. Здесь четко просматривается качественная эволюция. Более того, выявлена зависимость формирования сознания индивида от его индивидуальных особенностей и специфики его социального окружения.

В соответствии с культурно-исторической концепцией в онтогенезе сознания действует трехступенчатая схема. Взрослый, используя знаки-слова (слова-побуждения), стимулирует ребенка к активным действиям (что-то взять или что-то принести и др.). На схеме этот коммуникационный процесс отражен линиями. Познав смысл и содержание этих слов, ребенок организует обратную связь, трансформируя слова-побуждения, обращенные к себе, в слова-воздействия, обращенные к взрослому. Наконец, наступает такой уровень коммуникации, когда слова-воздействия с успехом обращаются к себе, регулируя свое поведение. Таким образом, и в онтогенезе развитие психики и сознания человека обусловлено социальной средой.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

История возникновения сознания человека. Сравнение периодов развития сознания в онтогенезе с его историческими этапами. Основные качества, уровни знания и характеристики сознания человека. Взаимосвязь процессов, протекающих в мозге человека, и сознанием.

курсовая работа [45,2 K], добавлен 07.06.2014

Особенности человеческого сознания. Переход за пределы наглядного, непосредственного опыта. Возникновение и развитие сознания человека. Психология как наука и ее кризис. Творческая деятельность сознания. Переход от восприятий и представлений к понятиям.

курсовая работа [46,4 K], добавлен 24.06.2009

Развитие сознания у человека. Основной закон исторического развития психики. Структура сознания, Я-концепция. Развитие человеческого мозга. Сознание как высшая ступень развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания. Состояния сознания, роль сна.

контрольная работа [27,4 K], добавлен 03.09.2010

Психологические особенности подросткового возраста. Основные этапы овладения процессом коммуникации в онтогенезе человека. Формирование личности ребенка в общении. Изучение сознания как особенности психики подростка. Процесс общения в филогенезе.

контрольная работа [45,8 K], добавлен 13.02.2015

Характеристика признаков человеческого сознания и условий его развития. Примеры недостаточного развития свойств сознания. Изучение основных видов общения. Сущность барьеров общения и причины, по которым их относят к ошибкам восприятия человека человеком.

контрольная работа [36,2 K], добавлен 17.04.2010

Исследование понятия и характеристики сознания человека. Анализ роли бессознательного в организации поведения. Обзор психофизиологической основы формирования профессиональных качеств. Структурно-функциональная модель профессионального сознания личности.

курсовая работа [1,6 M], добавлен 26.06.2013

Становление сознания как предмета изучения психологии. Определение сознания с точки зрения различных ученых–психологов. Психология сознания и метод ее исследования. Бессознательное проявление в психике и поведении человека, его взаимосвязь с сознанием.

курсовая работа [59,8 K], добавлен 28.11.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *