Что такое развитие в музыке определение кратко
Консультация «Что такое музыкальное развитие»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Консультация для родителей.
Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность
Музыка занимает особое место не только в жизни взрослых, но и в жизни детей. Приобщая молодое поколение к музыкальной культуре, можно открыть для дошкольника мир, наполненный новыми ощущениями и радостными переживаниями, и при этом помочь ему развиться эстетически и эмоционально.
Так что же такое музыкальное воспитание и развитие?
Что такое музыкальность?
Уважаемые родители! Ваш ребенок от природы музыкален.
Так что же такое музыкальность?
Это комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.
Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.
Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность».
ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Уже очень давно доказано, что малыш начинает воспринимать музыку, находясь еще внутри утробы матери. При восприятии музыки вместе с будущей мамой происходит музыкальное и эмоциональное развитие, формирование его вкусов и предпочтений.
Основной период, в котором происходит формирование музыкальных способностей и приобщение к музыкальной культуре, — это дошкольный возраст. Расширение музыкально-эстетического сознания детей на этом этапе положительно скажется на последующем развитии личности.
Музыка оказывает влияние и на умственное развитие детей, дает большое количество информации о жизни композиторов. Разбирая содержание произведений, дети расширяют свой кругозор, в словаре появляются новые слова, при помощи которых дошкольник может передать настроение, выраженное в музыке. Расширение умственных способностей у детей дошкольного возраста происходит в результате того, что музыкальные произведения необходимо анализировать, сравнивать и сопоставлять друг с другом, запоминать и так далее.
В современной педагогике музыка представляется как средство, без которого невозможно эмоциональное развитие, которое необходимо для того, чтобы привить ребенку любовь к доброму и прекрасному.
Итак, постарайтесь запомнить главное:
Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней. Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как «чувство лада», «звуковысотный слух». Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.
Задачи музыкального воспитания:
— Продолжать развитие детского музыкального восприятия через несложные музыкальные произведения разного характера: празднично-веселая, нежно-сочуственная и т.д.
— Развивать навык запоминания песен или пьес.
— Учить внимательно, заинтересовано слушать музыку, чувствовать ее характер.
Приобщая наших маленьких слушателей к истокам музыкальной культуры, мы знакомим детей с русскими танцами, музыкальными инструментами. Дети с удовольствием играют на ложках, на металлофоне, маракасах. Все это Вы, дорогие родители, видели на утренниках, где Ваши ребята и поют, и танцуют, и играют на различных инструментах.
Как вы, родители, можете повлиять на развитие музыкальных способностей ваших детей
1. Беседуйте с детьми о впечатлениях, полученных на занятиях по музыке.
2. Поддерживайте интерес к музыке.
3. Посещайте с детьми театры, балеты, концерты.
4. Дома вы можете собрать домашнюю фонотеку
5. Участвуйте в мероприятиях дошкольного учреждения по проблемам музыкального развития.
6. Играйте в музыкальные игры. Например: «Пропой свое имя», «Какой инструмент звучит?», «Кто на каком инструменте играет?»
Все это поможет воспитать ваших ребят творческими личностями.
Рекомендации для родителей
1. Постарайтесь наполнить жизнь детей высокохудожественной музыкой.
2. Беседуйте с детьми о впечатлениях, полученных на музыкальных занятиях.
3. Поддерживайте интерес к музыке и музыкальной деятельности в ДОУ и в семье.
4. Устраивайте совместные походы с детьми в театр, на концерты.
5. Создавайте дома детям условия для элементарного музицирования.
6. Создайте домашнюю фонотеку грамзаписей классической и народной музыки.
7. Обсуждайте с ребенком после прослушивания музыкальные произведения.
8. Участвуйте в мероприятиях дошкольного учреждения по проблемам музыкального развития ребенка.
9. Играйте с детьми в музыкальные игры и пойте песенки с ними каждый день
Урок музыки по теме: «Развитие музыки»
Разделы: Музыка
Четверть: III, 2 неделя.
Тема четверти: “Развитие музыки”.
Тема урока: “Виды развития музыки” (темповое, динамическое).
Цель: сформировать понятие о разнообразных видах развития музыки.
– воспитание положительной мотивации у учащихся к восприятию произведений искусства. Воспитание слушательской культуры;
– дать понятие о темпе и динамике в музыке, раскрыть значение форте и пиано. Прививать умение анализировать музыкальное произведение;
– развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков чистого интонирования при пении и чувства ритма при игре на детских музыкальных инструментах. Расширение музыкального кругозора, развитие образного мышления учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: музыкальная беседа – рассуждение.
Профессиональные установки урока:
– Учитывать особенности музыкального и психологического восприятия детей младшего возраста при подборе соответствующего песенного и музыкального материала;
– Включить учащихся в различные виды музыкальной деятельности (коллективная форма – хоровое пение, слушание, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмическая деятельность, фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение, импровизация);
Вызвать стойкий интерес у ребят к творчеству норвежского композитора Э.Грига на основе слушание фрагмента (“В пещере горного короля”), а также исполнение музыкальных произведений (“Дружат дети всей земли”, “Почему медведь зимой спит”).
Стремиться к общению и сотрудничеству с учащимися в течение урока.
Использовать видеовоспроизводящую технику (мультимедиапроектор).
Оборудование: магнитофон, фонотека, иллюстрации к песни, музыкальные термины, портреты композиторов, детские музыкальные инструменты, синтезатор (ф-но) (мультимедиапроектор).
Орг. момент
Вход в класс под “Марш” А. Серебренникова
Ход урока
1. Минутка нотной грамоты.
2.Комплекс вокально-хоровых упражнений
а). Как называется знак, который открывает нам музыку? (Скрипичный, музыкальный ключ)
б). Сколько всего нот в музыке? (7) назовите их по порядку.
в). Пропоём все звуки, показывая каждую ступень рукой.
г). Приём “эхо” (до-ре-до…….
д). Скороговорка (дикция) – Андрей воробей…
е). Работа над дыханием (бесшумный вдох, медленный выдох – растягиваем или несколько отрывистых коротких выдоха) – погреем руки.
Повторение
Попевка “ Разные ребята.
– я наиграю, а вы вспомните на каких ребят похожа эта музыка (1-спокойные, 2 – непоседы)
Правильно. А теперь исполним: девочки – спокойные, а мальчики-непоседы.
– Музыка в этой попевки была одинаковая или разная?
– Что изменялось в музыке? (характер, ритм)
Изменение было ритмическое.
Любое изменение в музыке называется его развитием.
Это и есть тема нашего урока. (Слайд №1)
“Развитие музыки”
Сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами развития музыки.
Новая тема. Вступительное слово учителя.
Чтобы понять, что такое развитие музыки и какие бывают виды развития музыки, надо внимательно слушать музыку и учителя. (Слайд №2)
Послушай, как щебечут птицы
Послушай, как поёт волна
Как дождь в окно твоё стучится
Повсюду музыка слышна
Именно эти строчки стихотворения говорят: хорошо было бы, если каждый из вас будет очень внимательным, очень чутким к музыке.
Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой и неподвижность.
А посмотрите в жизни человека, в природе или просто вокруг нас происходят изменения? (да)
– человек: малыш растет, развивается, крепнет, умнеет и т.д. (слайд №4)
Развитие – это, прежде всего изменение, (слайд №5) постоянно происходящее и наблюдаемое нами в жизни.
Если мы прочитаем (без музыки) любую сказку, то увидим, что в ней происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские беседы, то в споры и т. д. Все это называется развитием.
Вот послушайте одну шуточную историю и ответьте есть в ней развитие? (слайд 7, 8, 9, 10)
Да. Есть развитие. Но если такое развитие есть в тексте сказки, то оно, должно быть и в музыке.
Музыка изменяется при помощи средств музыкальной выразительности.
Молодцы. Вы хорошо знаете все определения. Давайте сосредоточим внимание на этих средствах музыкальной выразительности, при помощи которых осуществляется развитие музыки.
Давайте сами составим план исполнения песни, используя средства музыкальной выразительности.
Три разных куплета – как бы три образа зимнего леса: спокойный, взволнованный и опять спокойный. В первом куплете нарисована картина спокойного леса; медведь тихо идет домой, в свою берлогу. Таким же спокойным должно быть и звучание музыки. Но в самом конце первого куплета – происшествие: медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных обитателей переполох, шум, гам. Так же должна прозвучать и музыка: быстро, взволнованно, шумно. В третьем куплете медведь залез– в берлогу, заснул, и в лесу стало спокойнее – музыка в этом куплете исполняется тише и спокойнее, чем в первом куплете.
Вот мы с вами сами составили план, по которому будем петь, меняя характер музыки. Такое изменение называется исполнительским развитием.
Разучивание песни. Вокально-хоровая работа по фразам (по куплетам).
План исполнительского развития: (слайд №11)
1 куплет – спокойный
2 куплет – взволнованный
3 куплет – спокойный.
Исполнение песни целиком в характере (стоя, можно с движениями).
Молодцы. Вы постарались.
Да ребята, композитор сочинил для трех куплетов одинаковую музыку, но ваше исполнение внесло в нее развитие, движение, изменение характера. Вы пели то громче, то тише, то медленно, то ускоряя темп и т.д. Эта песня является ярким примером исполнительского развития музыки.
Продолжая тему урока, мы с вами проследим, как композитор делает развитие музыки в большом музыкальном произведении, на примере знакомства с творчеством Э.Грига.
Э. Григ – норвежский композитор. Портрет (слайд №12)
Композиторы часто обращались в своем творчестве к устному народному творчеству:сказкам, былинам. Сказки – истоки больших серьезных музыкальных произведений (“Садко”, “Спящая красавица” и др.).
Сюита “Пер Гюнт” – одно из таких сказочных произведений. (Слайд №….)
(Сюита – музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом).
Послушайте сюжет музыкального произведения
Пер Гюнт – это имя юноши, главного героя сюиты. Он уходит из родного дома, в дальнее путешествие, надеясь разбогатеть и найти свое счастье. Но счастье и любовь он нашел, только вернувшись на родину. В своих странствиях Пер встречает разных героев, среди них восточная танцовщица Анитра, гномы и сказочные жители пещеры– тролли. Вот один случай из его путешествия. Герой – попадает в сказочную пещеру. Прилег отдохнуть. Как только он собрался заснуть, послышалось легкое движение, тихий шорох. Из щелей, разных дырочек и бугорков начали выглядывать тролли, их становилось все больше и больше, они окружали его со всех сторон и вот они уже стали строиться в колонны с воинственными криками, появился горный король.
– Определите по музыке, на добро или зло собрались тролли.
– Сели, как слушатели. Кто из вас услышит больше изменений, тот лучше угадает замысел композитора? (слайд №13 пещера)
Верил я, сходя впервые
В недра мрачные земные:
Духи тьмы там, в глубине,
Тайну тайн откроют мне.
Слушание фрагмента “В пещере горного короля”.
– Что вы себе представили под эту музыку?
– Что изменялось в музыке? (темп – великолепно передано движение от медленного шествия к быстрому, динамика – от тихого к громкому,
Познакомить с записью динамических оттенков – форте (громко) и пиано (тихо).
f и р – контрастные оттенки в музыкальной речи. (слайд №14)
Тембр – от тихого к возбужденному, характер – от злого к агрессивному, мелодия повторялась – прием повтора, но в разном виде.)
– Какое развитие музыки вам удалось определить?
(Динамическое – от тихого к громкому, композитор рисует троллей, их шествие: издалека – вблизи,
темповое – быстрота исполнения менялась,
тембровое – из мягких звуки превратились в четкие, отрывистые, жесткие, резкие.)
Все это создало образ зла.
Повторное слушание фрагмента (можно с применением движений)
Развитие сделало музыку интересной, события меняются, и музыка об этом рассказывает нам.
На примере пьесы Э. Грига “В пещере горного короля” мы наглядно убедились, что, используя разнообразные приемы развития музыки, композитор создал яркую картину стремительной пляски сказочных существ. В основе произведения лежит одна неизменно повторяющаяся тема, но на протяжении всего звучания музыки мы с интересом наблюдаем за ее развитием: изменением характера от настороженного, затаенного до взволнованного, возбужденного; постепенным нарастанием динамики от еле слышимого пиано до громоподобного форте; ускорением темпа – от медленного до стремительного.
Таинственное шествие постепенно перерастает в дикую пляску гномов и троллей – обитателей сказочной пещеры.
Мы не смогли бы, например, дослушать до конца “В пещере горного короля”, если бы в этой музыке не было ярких, запоминающихся интонаций, если бы в ней ничего не развивалось, а все время повторялось одно и то же.
Мы узнаем и запоминаем музыку легко, если она построена на ярких, запоминающихся интонациях, нам интересно слушать музыку, она увлекает нас тогда, когда в ней есть увлекательное развитие.
Музыкальная разминка. (Танец маленьких утят) (в этой музыке тоже есть изменения, т.е. развитие.1– часть быстрая, легкая, весёлая
2 – часть плавная, медленная, спокойная
Продолжая практически осваивать изменения в музыке, я предлагаю поиграть на детских музыкальных инструментах. Но сначала угадать русскую народную песню по мелодии. (наиграть фрагмент)
– Правильно! р.н.п. “Калинка”.
Слушаем и определяем изменения.
1 часть (припев) – быстрая, весёлая, танцевальная….
2 часть (куплет) – медленная, плавная, протяжная, более песенная….
Ребята обратили внимание на ударения, акценты в музыке. Прохлопаем их отдельно без музыки
(добиваться одновременного исполнение на счёт).
Правила игры на инструментах:
– как правильно держать;
– как извлекать звук;
– когда играть, в какой момент…
Игра на д.м.и. под фонограмму (слайд №15)
Молодцы. Почувствовали и передали изменения в музыке – контраст. Приём контраста является приёмом развития и изменения музыки
В заключение урока мы с вами исполним знакомую детскую песенку о дружбе (наиграть),в музыке, которой есть развитие. (“Дружат дети всей земли”)
Повторение слов по картинкам на доске (слайд №16)
Концертное исполнение в характере с жанровым изменение: припев –танцевальный, куплет – песенный.
Обобщение темы урока
Подводя итог урока, проверяя, как вы усвоили новую, сложную тему я задаю контрольные вопросы: (слайд №17)
– Что такое развитие? Скажите одним словом….(изменение)
– Чему мы сегодня научились? (Определять виды развития)
– Какие виды развития и в каких произведениях или песнях, пьесах вам запомнились? (Жанровое – “Дружат дети всей земли”, темповое, динамическое – “В пещере горного короля” Э. Грига, исполнительское – песня “Почему медведь зимой спит” Л. Книппера, р.н.п. “Калинка” – темповое.
– В произведениях, какого композитора было яркое развитие? (Грига.) Как оно называлось? (“В пещере горного короля”,динамическое, темповое)
Значит, в основе музыки лежат интонация и развитие (слайд № 18)
Нет музыки без развития
Домашняя работа: – Я предлагаю вам дома нарисовать любой рисунок к произведению, которое вам больше всего понравилось, для оформления выставки на следующем уроке.
Рефлексия на конец урока.
Поднимите руку высоко вверх, если ………
– На уроке было интересно, узнал много нового.
Спасибо за активную работу на уроке. Выставление оценок. Музыкальное прощание.
Развитие музыки
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ pril (4).ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Развитие музыки – изменение в процессе сочинения или исполнения элементов музыкальной речи Окружающий нас мир постоянно изменяется. Проходит зима, наступает весна, лето, осень. Появляются и исчезают реки, моря, горы. С течением времени изменяется животный и растительный мир Земли. Исчезли мамонты, динозавры – появились новые животные и птицы. По законам природы изменяется и человек – проходит путь от молодости до старости. В музыке передаётся всё многообразие природы и человека. Поэтому музыка тоже непрерывно изменяется. Каждое мгновение, каждую минуту музыкальные звуки становятся другими.
Мы узнаем и запоминаем музыку легко, если она построена на ярких, запоминающихся интонациях, нам интересно слушать музыку, она увлекает нас тогда, когда в ней есть увлекательное развитие. Развитие.1– часть быстрая, легкая, весёлая 2 – часть плавная, медленная, спокойная
р.н.п. “Калинка”. Слушаем и определяем изменения. 1 часть (припев) – быстрая, весёлая, танцевальная…. 2 часть (куплет) – медленная, плавная, протяжная, более песенная…. Темповое развитие
Шире круг, шире круг, Музыка зовёт Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод! Шире круг, шире круг, Музыка зовёт Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод! Дружат пчёлка и цветок, Дружат лист и мотылёк, Дружат реки и леса, Дружат в хоре голоса. Дружат солнце и весна, Дружат звёзды и луна. Дружат в море корабли, Дружат дети всей земли! Автор текста (слов): Викторов В. Композитор (музыка): Львов Д. песня «Дружат дети всей земли» Жанровое развитие
исполнительское развитие. Раз морозною зимой Вдоль опушки лесной Шел медведь к себе домой В теплой шубе меховой Шел он, шел к своей берлоге По проселочной дороге. И, шагая через мост Наступил лисе на хвост. Подняла лисица крик Зашумел темный лес И медведь с испугу вмиг На сосну большую влез. На сосне весёлый дятел Белке домик конопатил И промолвил: «Ты, медведь, должен под ноги смотреть Стой поры медведь решил, Что зимой нужно спать. По тропинкам не гулять, На хвосты не наступать. Он в берлоге безмятежно Спит зимой под крышей снежной. И доволен неспроста, Что родился без хвоста. «Почему медведь зимой спит» Слова: А. Коваленко Музыка Л. Книппера
План исполнительского развития
В пещере горного короля — композиция из сюиты норвежского композитора Эдварда Грига на пьесу Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Премьера состоялась 24 февраля 1876 года в Осло. Композиция является наиболее известным и узнаваемым произведением Грига, и одной из самых популярных классических мелодий.
динамическое, темповое развитие
p f пиано крещендо форте
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 51391033146
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Пусть музыка звучит
воскресенье, 5 июля 2020 г.
Драматургия, драматический — эти слова образованы от слова «драма». Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщённо передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Именно на этом основана драматургия и литературно-театрального жанра, и музыкального спектакля.
В музыкальной драматургии особую роль играет конфликт. Это может быть конфликт между светом и тьмой, добром и злом, любовью и ненавистью. Он является основой драматургического развития действия любого музыкального спектакля — оперы, балета, мюзикла и др.
Определённая последовательность этапов сценического действия — экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка — позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, перенести зрителей-слушателей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.
Великие произведения обогащают ум и душу человека, делают его добрее, отзывчивее, эмоциональнее. Чем полнее вы научитесь воспринимать музыку, постигать её смысл, тем лучше будете понимать себя и других людей, сопереживать им.
Спасибо за работу. До встречи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
ВНИМАНИЕ! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!
Каждый оставленный комментарий сначала проходит проверку у учителя и только после проверки появляется в блоге. Поэтому не волнуйтесь, если вы СРАЗУ НЕ УВИДЕЛИ свой комментарий.
ОН ПОЯВИТСЯ ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ.
Старайтесь ОБЯЗАТЕЛЬНО оставить комментарий после работы на сайте, так как учитель отмечает всех, кто выполнил задания.
Не забывайте указать автора сообщения. Спасибо!
Образы романсов и песен русских композиторов
Русский композитор Модест Петрович Мусоргский говорил: «Искусство есть средство беседы с людьми». Композитор беседует со слушател.