Что такое развивающая экологическая среда в дошкольном образовательном учреждении
Экологическая развивающая среда в дошкольной образовательной организации
«Экологическая развивающая среда в ДОУ»
Мы знаем, что все дети любознательны и им интересно все. Они с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети сразу хотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности.
• Начнем с того, что экология – это наука, изучающая жизнь организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среды.
• Окружающая среда – это живое и неживое вокруг нас.
• Для человека окружающая среда – это все, что мы видим, и многое из того, чего невидим вокруг себя.
Соединив три определения можно сказать, что человек живет в экологической среде и является её составляющей частью. Но так, как мы многого не видим, часто не придаем значения микромиру вокруг нас, по тем или иным причинам, мы можем восполнить этот пробел и создать развивающую экологическую среду.
Вернемся к понятию «Экология», чтобы понимать, в каком направлении вести работу для создания развивающей экологической среды. Вспомним, что экология –это наука, изучающая окружающую среду вокруг нас, мы часть этой среды – часть экологии. Чтобы дать элементарное представление об экологии детям, нужно создать эколого – развивающую среду, для глубокого изучения и представления окружающей среды. Так как речь идет о дошкольном учреждении, будем создавать ее там.
Итак, экологическая развивающая среда – это обозначенные специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания.
Для того, чтобы образовательное пространство выступало, как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.
Эколого-развивающая средав детском саду должна способствовать:
1. познавательному развитию ребенка;
2. эколого-эстетическому развитию;
3. оздоровлению ребенка
4. формированию нравственных качеств
5. формированию экологически грамотного поведения;
6. экологизации различных видов детской деятельности.
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность, возраст детей.
1. уголки в группах (экспериментальные, природы, выставочные)
2. мини лаборатория (материалы для экспериментирования, природный материал)
3. библиотека (познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы и аудиоматериалы)
4. оформленные каждой группой игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр
5. огород, цветник (цветы, кустарники, овощные культуры) ВСЕ ЭТО позволяет изучить мир вокруг нас.
Для этого можно использовать дидактические игры природоведческого содержания, такие, как «Лето в деревне», «Домашние животные», и другие.
А, вот благодаря библиотеке мы можем прочитать и представлять очень многое.
НАПРИМЕР: Узнать наименование животных Африки, Азии, Южной и Северной Америки, Австралии, чем они питаются, о среде их обитания,
А вот за счет проведения субботников на участке происходит формирование у детей трудовых навыков и умений в целом. Сохраняя «Наш дом»— природу в чистоте потому, что мы часть этой природы – этим формируем любовь к природе, и полное представление о труде, а также уважение к труду взрослых. В процессе совместной трудовой деятельности, а также коллективных работ с природными материалами у детей развиваются социально – коммуникативные навыки.
Природа для ребенка всегда будет источником новых знаний о различных природных явлениях. Только умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания окружающего мира, рождает привычки делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – эти два развития единый процесс.
Благодаря эколого-эстетическому развитию идет нравственное воспитание. Только в дошкольном возрасте можно формировать любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям. По мере взросления ребенка постепенно меняется мировоззрение, изменяется представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности, воспитывать в ребенке экологическую грамотность, через бережное и любовное отношение к природе человека на нашей планете.
В заключении хотелось бы сказать, что эколого – развивающая среда в дошкольном учреждении, позволяет получить экологическое воспитание. В свою очередь, экологическое воспитание позволяет познавать природу, через наблюдения с использованием чувственного метода. Экологическое воспитание связано с наукой экология, которая связана с непрерывным процессом обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности.
НАПРИМЕРЕ, любимого и весьма доступного опыт с луком, который дети сами сажают в разный грунт, поливают, выращивают и наблюдают за процессом роста. Как мы знаем ЛУК – это продукт питания. Выращивание детьми продукции, используемой непосредственно в рационе питания детей, используются с целью выработки у дошкольников навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в рационе.
Уход за цветами в группе способствуют формированию осознанного экологически-грамотного отношения детей к объектам природы. Идет приобщение их к посильному труду по уходу за растениями и огородом.
Экологическое воспитание направленно на развитие и формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности является Экологическим образованием.
Развивающая экологическая среда и методы экологического образования в ДОУ
Ольга Лебедева
Развивающая экологическая среда и методы экологического образования в ДОУ
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №118 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Выборгского района Санкт-Петербурга
Развивающая экологическая среда
и методы экологического образования в ДОУ
Воспитатель ГБДОУ детского сада № 118
Еще К. Д.Ушинский заметил: «Если вы хотите научить ребёнка логически мыслить, то ведите его в природу»
Ведущий отечественный эколог Н. Ф. Реймерс выделяет пять существенно между собой различающихся позиций в определении «экологии«. Для определения научной основы экологического воспитания значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. (5)
Деятельность педагога в процессе экологического образованиядошкольников состоит из двух взаимосвязанных процессов:
-экологического обучения
-и экологического воспитания,
что приводит к формированию у обучающихся экологического мировоззрения, которое проявляется в различных формах экологической культуры.
Экологические знания, усваиваемые в процессе экологического обучения, способствуют формированию экологического сознания, внешним откликом которого является соответствующее поведение.
Чтобы этого достичь ставятся две базовые задачи:
1) ознакомление детей с явлениями и объектами природы;
2) «развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями» [4],
а основным содержанием экологического воспитания является
— воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
— формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
— развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
— участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Выделяют следующие группы методов:
— наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)
— словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогичес-
кая оценка, вопрос и т. д.)
— практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.)
— собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование)
— игровые (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки).
Остановимся подробнее на некоторых методах и формах экологического воспитания дошкольников.
1. Развивающая экологическая среда в ДОУ как метод воспитания
Растения, находящиеся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные «экологические пространства» для проведения разнообразной педагогической работы.
Уголок природы в группе детского сада
Для проведения наблюдений важными являются три момента:
— наличие природных объектов;
— определение содержания наблюдений;
— поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.
Во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки
Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.
Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы.
Требования к проведению наблюдений
1. Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений.
Любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его) запах.
2.Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными.
3. Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец.
Наблюдение за ростом и развитием живых существ
В течение учебного года воспитатели с детьми выращивают разные растения. В зимне-весеннее время во всех возрастных группах создается огород на окне, воспитатели выращивают лук, чеснок, цветочную рассаду.
Наблюдение с использованием опытов
С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами «живой и неживой природы». Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.
2. Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей.
Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой.
С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели.
Предметное моделирование различных объектов природы
Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.
3. Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей
Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы: если есть аппаратура, надо собирать фильмы о лесе, пустыне, обитателях арктических и тропических зон.
Важно иметь в фонотеке детского сада различные музыкальные произведения (классические, детские, современные, отражающие природу, ее явления, деятельность людей.
ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.
5. Экологические занятия и комплексные мероприятия.
2 Формы экологического воспитания
Одним из вариантов организации экскурсионной деятельности может быть следующий: вводная беседа, коллективное наблюдение, самостоятельное наблюдение, сбор природного материала, игра с собранным природным материалом, подведение итогов [2].
Работа с родителями
Авторы большинства современных методик экологического образования дошкольников [В. А. Зебзеева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, др. ] единодушны в понимании необходимости совместной деятельности детей и родителей. Причем в некоторых случаях участие родителей в реализации программы является необходимым условием ее осуществления. Педагогу просто необходимо сделать родителей своими союзниками и партерами. Такая деятельность достигается путем реализации совместных проектов на основе объединяющей всех участников образовательного процесса идеи. Чаще же всего основными методамиработы с родителями являются: индивидуальные беседы, родительские собрания и открытые занятия. Сегодня набирают популярность мастер-классы, круглые столы, экологические акции, флешмобы и др. (3)
1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 480 с.
3. С. Н. Николаева Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
Консультация для воспитателей «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников»
АНЯ КУДАКАЕВА
Консультация для воспитателей «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников»
Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении – целесообразная организация предметно-развивающей среды. При построении развивающей среды в ДОУ мы опирались на личностно-ориентированную модель воспитания,которая обнаруживает себя в следующих принципах:
— активность, самостоятельность, творчество;
— комплексность и гибкое зонирование;
— эмоциональность среды, индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;
— сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
— учет возрастных различий детей.
Для экологического образования дошкольников нами созданы экологический уголок, уголок растительной природы и лаборатория с экспериментальной зоной в группе, живой уголок в саду.
В группе организован уголок экологической направленности, уголок растительной природы, а также мини-лаборатория для исследовательской деятельности детей, в том числе самостоятельной.
Для организации живого уголка мы использовали освободившееся помещение в ДОУ.
Аквариум с живыми рыбками содержаться в отдельной, специально оборудованной комнате. Это значительно облегчает уход за ними, а с другой стороны, позволяет создать для рыбок условия, в которых они нуждаются, так каким нужны свет и определенная температура. На протяжении многих лет мы содержим в нашем живом уголке типично комнатных рыбок, которые живут у нас уже давно и успешно размножаются.
Для комнатных растений выделено небольшое пространство в группе. При подборе и размещении растений мы учитывали их естественные места произрастания, разные условия жизненного обеспечения, различные жизненные формы (древовидные, кустарниковые, травянистые, лилейные, их экологические характеристики, значение и пользу, благоприятные для очищения воздуха в закрытых помещениях.
На каждое растение составлен экологический паспорт, что значительно облегчает работу воспитателей ДОУ. Помимо растений здесь же имеется уголок для инвентаря по уходу за растениями и рабочего оборудования.
Для развития познавательной активности детей, формирование навыков исследовательской деятельности, развития их интеллекта и представлений об окружающей природе нами создана лаборатория. В ней наши воспитанники превращаются в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения над разными природными материалами. Каждый ребенок имеет возможность проводить опыт самостоятельно, испытать при этом радость открытия и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей.
Лаборатория размещена в учебной зоне группы,в которой имеется необходимое оборудование: небольшой стол, стулья, стеллаж с полками;бросовые упаковочные материалы разного размера и разной формы для проведения опытов: стаканчики из под йогуртов, сметаны и других продуктов, коробки из-под конфет, тортов и т. п. ; пластмассовые ложки, палочки, ножи, трубочки для коктейля (новое, бумага для фильтрования, салфетки и пр.
Для участия детей в экологическом воспитании, наблюдением за произрастанием полезных витаминных растений (лук, чеснок, петрушка и др., наблюдением и проведении опытов – оборудован мини-огород на окошке. В живом уголке размещен стеллаж с наглядным пособием (изображения морских обитателей, ракушек, рыб, водорослей, морское дно).
Тихое журчание воды в аквариуме способствует возникновению у детей положительных эмоций, оказывает релаксационное воздействие.
Есть библиотека, в которой собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, экологические журналы, дидактические экологические игры, магнитофон.
Большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями играют уголки растительной природы в группах.При их организации мы учитывали следующие моменты:
— содержание в уголке типично домашнее животное (в данном случае рыбки в аквариуме);
— размещение рыбок в безопасном доступе для изучения их детьми;
— создание благоприятных условий для их существования в ДОУ;
— подбор комнатных растений с учетом их биологических и возрастных характеристик, пользы и возрастной группы детей;
— оформление экологических паспортов растений и животных;
— выделение в уголке природы места (полочки и шкаф) для хранения корма и оборудования по уходу за растениями и рыбками, книг, иллюстраций, содержащих информацию об этих растений и животных, а также календарей погоды, природы, светового дня, дневников наблюдений.
Содержание рыбок и выращивание растений в ДОУ и группе позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей. Кроме того, постоянное общение с миром живой природы, приучает ребенка заботится о нем, чувствовать ответственность за свои действия.
В нашей группе оборудован уголок экспериментирования. В этом уголке имеется природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов. Создание такого уголка дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по интересующей его теме, поскольку время занятий ограничено, а многие дошкольники желают продолжать исследования.
Таким образом, экологический уголок, уголок растительной природы и живой, дает возможность проводить экологические занятия, осуществлять релаксацию, знакомить ребят с литературой, коллекциями природного материала, предоставляет им условия для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами.
Развивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольников РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольный возраст—это период позитивных изменений.
Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.
Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.
Консультация «Развивающая среда в соответствии с ФГОС» Цель: рассказать воспитателям о предметно-развивающей среде в группах согласно реализации ФГОС ДО. Согласно ФГОС ДО пространство группы.
Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.
Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.
Развивающая предметно-пространственная среда для организации и знакомства дошкольников с различными спортивными играми Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом работы по созданию в нашем дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной.