Что такое реакция человека
Профессиональные важные качества: время реакции
Определение быстроты реакции
Есть ли человек, который не слышал словосочетание «быстрота реакции»? Сколько раз мы в последний момент «спасали» кружки и тарелки? Сколько раз она определяла результат соревнований, эстафет и конкурсов? С любым человеком и дома, и на улице в любую минуту могут случиться неожиданности, и тогда
его здоровье будет напрямую зависеть от быстроты реакции. Но требуется она не только для обычной жизни. Это профессионально-важное качество для космонавтов, летчиков, моряков, военных, спортсменов, водителей, операторов. Сотни профессий, тысячи ситуаций, ежедневно.
Наверное, у многих возникает желание узнать быстроту своей реакции или получить ответ на вопрос: «Смогу ли я сравняться с Шумахером». Смогу ли я стать летчиком или просто немного увеличить быcтроту реакции?
Что для этого надо сделать?
Для начала её надо измерить. Нетрудно догадаться, что быстрота или скорость реакции измеряется временем, точнее – временем простой условнорефлекторной реакции.
Измеряют его, и сложными приборами – хронорефлексометрами,
и очень простыми и доступными средствами, например, школьной линейкой. Кстати, не менее точно.
Помните, … всё гениальное – просто.
Измерение простой условнорефлекторной реакции
Простая условнорефлекторная реакция осуществляется как простое движение в ответ на простой сигнал. Соотношение сигнал – движение задается инструкцией, произносимой лаборантом.
Инструкция
«Вам предлагается тест измерения времени реакции с помощью школьной линейки. Требуется поймать её
в свободном падении.
Измерение производится стоя. Ведущую руку (для правшей – правую) держать на уровне груди. Большой
и указательный палец необходимо максимально сблизить, но не касаться поверхности линейки. Нулевая отметка должна располагаться на уровне верхнего края указательного пальца. Как только Вы увидите, что линейка падает Вам следует её схватить. Никакой дополнительной команды подаваться не будет.
Измерение проводится 3 раза. Готовы? Будьте внимательны.»
Процедура проведения
Измерение проводится вдвоём. Показания считываются у верхней границы указательного пальца.
Интерпретация результатов измерений
После измерения вычисляется среднее арифметическое трёх измерений и сравнивается с нормами.
Нормы
Время реакции
Высокий уровень развития параметра
Средний уровень развития параметра (норма)
Низкий уровень развития параметра
Видеофайл «Измерение времени реакции»
А теперь информация для тех, кто всё-таки хочет получить ответы на вопросы.
Как перевести сантиметры в миллисекунды?
Чем ограничена скорость реакции человека
Скорость реакции человека определяется работой нервной системы. Когда человек реагирует на очень сильное раздражение, опасное для жизни, например, когда отдергивает руку от горячего предмета –
в действие вступает простой рефлекс, в котором головной мозг не принимает участия. От рецептора сигнал
по нервному волокну идет в спинной мозг и затем сразу к мышце, проходя всего по трем нервным клеткам – чувствительному нейрону, вставочному нейрону в спинном мозге и двигательному нейрону. Скорость нервного импульса по отросткам нервных клеток здесь – несколько десятков метров/сек. Определяющим является время синаптической передачи – порядка 0,1 сек.
Сначала человек отдергивает руку, а затем чувствует боль. Это связано с тем, что от болевых рецепторов в
мозг сигнал идет по нервным волокнам другого типа с меньшей скоростью.
Если речь идет о реакции человека на летящий в него камень, то здесь тоже рефлекторная реакция: глаз передает сигнал о быстром движении не только в отделы головного мозга, где они обрабатываются (и мы понимаем: «летит камень»), но и по специальным нервным путям – к мышцам, что обеспечивает быструю реакцию избегания – ухода в сторону, отпрыгивания и т.п.
Если речь идет о реакции при игре в теннис, то постепенное улучшение реакции связано с формированием стереотипных рефлексов, позволяющих реагировать без участия коры больших полушарий (без размышления), и, главное, такие реакции осуществляются без обратной связи, то есть не происходит постоянной корректировки движения. А когда мы только учимся делать новое движение, идет сложное взаимодействие: мышце подается сигнал о действии, от нее обратно поступает сигнал о результате действия,
и идет корректировка, т.е. мышца движется под постоянным контролем, на что требуется много времени.
Во всех этих процессах участвуют разные области мозжечка и некоторые другие структуры головного мозга.
Как повысить скорость реакции
В этом Вам может помочь упражнение:
Игра в хлопушки.
Первый партнер становится и располагает открытую ладонь так, чтобы второму было удобно по ней бить. Например, становится боком ко второму, открытую ладонь держит перед собой. Второй партнер бьет по
ладони первого в произвольные моменты времени. Задача первого – убрать ладонь, задача второго – попасть. Можно вести счет. Затем партнеры меняются. Принцип, заложенный в этой игре можно перенести на другие технические действия, например, на подсечки и уходы от ударов ног по нижнему уровню.
Известно, что подсознательная реакция, связанная с правым полушарием головного мозга, намного быстрее сознательной, связанной с левым полушарием. Логично предположить, что именно в подсознании должны
быть заложены ответные действия на определенный раздражитель. А это достигается путем многократного повторения движений на тренировках. Всего нужно набрать около 5–10 тыс. повторений, причем за раз не имеет смысла делать более 300 повторений. 300 цифра достаточно большая, в основном получается
не более 200 движений за тренировку, тогда выходит, что для подсознательного усвоения двигательного шаблона требуется в идеале около двух месяцев. Двигательные реакции должны осуществляться на уровне условных рефлексов, а для этого, как видите, необходима серьезная тренировка.
Химия настроения: как в организме возникают эмоции и что с этим делать
Эмоция — психофизиологический процесс: это не только переживания, которые мы испытываем в ответ на какое-то событие, но и вся физиологическая «подложка» — то, что происходит в организме в это время.
У эмоционального процесса есть три компонента: переживание (осознание на уровне психики), физиологические процессы в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организма, а также «ответ» — комплекс выражения эмоции, например в виде мимики, смеха или плача.
То есть, когда организм реагирует на некоторый раздражитель, запускаются реакции, которые в конечном счете приводят к проявлению эмоций. Но те же самые реакции могут быть запущены и иными способами, например химическими веществами или другими процессами организма, которые затрагивают похожие пути обмена веществ.
Это значит, что мы можем испытать грусть или радость без видимой причины. Отсутствие «настоящего повода» для печали не делает ненастоящим само переживание. Но понимание того, как и почему оно возникает, поможет контролировать нежелательные эмоции и не стыдиться их, если сдержать не получилось.
Разбираем, что стоит за нашими эмоциями и какие внутренние и внешние факторы могут на них повлиять.
Внутренние процессы: гормоны и нейромедиаторы
Все органы в нашем теле работают не сами по себе. Они подвержены нейрогуморальной регуляции: все процессы контролируют нервная и сопряженная с ней система гормонов. Эмоции не исключение. Гормоны не только управляют ростом и работой клеток, тканей и органов, но и служат нейромедиаторами — «посредниками» между нервной системой и телом.
Совет. Следите за тем, чтобы ваш сон был комфортным. Снижайте искусственное освещение в вечерние часы перед сном и минимизируйте световой шум в ночное время. Если вас беспокоит внешний свет ночью, позаботьтесь о плотных шторах или перестановке в спальне.
Внешняя химия: питание и обоняние
На наши чувства влияют не только гормоны, производимые нашим собственным организмом, но и некоторые вещества, которые мы получаем извне.
Время реакции человека
Смотреть что такое «Время реакции человека» в других словарях:
Время реакции человека — время от начала подачи сигнала до ответной реакции организма. В.р.ч. один из важнейших факторов профессионального отбора, определяющий психофизиологические возможности человека выполнять работу с соблюдением требований безопасности. Для простой… … Словарь черезвычайных ситуаций
время реакции человека — интервал времени от начала воздействия на организм какого либо раздражителя до ответной реакции организма. Состоит из трёх фаз: время прохождения нервных импульсов от рецепторов до коры головного мозга; время, необходимое для восприятия нервных… … Энциклопедия техники
Время реакции человека — интервал времени от момента поступления сигнала до ответной реакции организма. Количественная характеристика В.р. играет существенную роль при решении нек рых задач автотехнической экспертизы; служит критерием при определении пригодности… … Криминалистическая энциклопедия
ВРЕМЯ РЕАКЦИИ — человека интервал времени от момента поступления сигнала до ответной реакции организма. время реакции является одним из критериев, по которому можно судить о пригодности человека к таким профессиям, как оператор, диспетчер, шофер, космонавт, и… … Большой Энциклопедический словарь
время реакции — временной интервал между предъявлением какого либо сигнала (оптического, акустического, тактильного и т. д.) и началом обусловленного инструкцией ответа испытуемого на этот сигнал. Время простейшей двигательной реакции, фиксирующей факт появления … Большая психологическая энциклопедия
Время Реакции — интервал между предъявлением раздражителя и началом ответной реакции, которая обычно фиксируется в двигательной сфере. Для раздражителей различной модальности время реакции различно: наиболее быстрая реакция реализуется в ответ на слуховые… … Психологический словарь
время реакции — 3.1 время реакции (time of reaction): Промежуток времени между подведением пробного вещества к месту расположения течи и появлением выходного сигнала течеискателя. Источник: оригинал документа 3.34 время реакции (response time): Время,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
время реакции — человека, интервал времени от момента поступления сигнала до ответной реакции организма. Время реакции является одним из критериев, по которому можно судить о пригодности человека к таким профессиям, как оператор, диспетчер, шофёр, космонавт, и… … Энциклопедический словарь
Время реакции — Время от момента раздражения рецепторов до начала рефлекторной реакции. * * * интервал времени от момента предъявления какого либо раздражителя до ответной реакции организма. Часть этого времени составляет латентный (скрытый) период. В. р.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ВРЕМЯ РЕАКЦИИ — человека время от момента поступления сигнала до ответной реакции организма. Делится на 3 фазы: время прохождения нервных импульсов от рецептора до коры головного мозга; время, необходимое для переработки нервных импульсов и организации ответной… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Индивидуальный итоговый проект «Реакция человека»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Слайд1 Здравствуйте, меня зовут Денис, я обучаюсь в 11 классе. В этом году я готовлюсь к сдаче единого государственного экзамена. Поэтому передо мной возникла проблема: в полном ли объёме я использую свои возможности, могу ли я повысить свой уровень успешности. Есть ли способ повысить скорость своей реакции. Изучив литературу по данной проблеме и воспользовавшись Интернет – ресурсами, я пришёл к выводу,
Слайд2 что скорость реакции необходимо тренировать учащимся, которые готовятся к прохождению итоговой аттестации. Насколько быстро выпускник быстро может реагировать на поставленные вопросы, зависит его результат. Поэтому я считаю, что данная проблема актуальна и заслуживает внимание. Чтобы узнать, как развить реакцию, нужно понять ее составляющие в человеческом организме. Но как развить скорость реакции, тем, кто ею не обладает?
Слайд3 Мало кто знает или хотя бы задумывался над тем, от чего же зависит
скорость реакции? Как ее измерить? И можно ли ее улучшить? Как вы видите вопросов много, чтобы на них ответить я решил провести исследование среди учащихся школы.
Слайд4 Я поставил перед собой цель выяснить какие факторы могут помочь улучшить скорость реакции,
Слайд6 а предметом исследования стала линейка как инструмент измерения времени реакции человека.
Слайд7 Гипотезой послужило предположение, что существуют возможности у человека, позволяющие сократить его время реакции.
Слайд8 Определил методы исследования, которое продолжалось в течение 3 месяцев. Исследование проводилось в 3 этапа.
Основная часть моей работы включает в себя литературный обзор и исследовательскую часть.
Слайд9 В литературном обзоре я вам рассказал об истории открытия данного понятия, раскрыл понятие реакции человека, и представил его с точки зрения физиологии. Для себя я отметил интересный факт, что первые исследования по данному вопросу были проведены в 19 веке астрономами.
Слайд10 Коротко о них на слайде. В работе информация изложена подробнее. Результаты исследования астрономов привлекли внимание физиологов и психологов. Тогда и был введён термин «время реакции». В большом психологическом словаре он означает – промежуток времени между стимулом и реакцией человека. Различные точки зрения физиологов также описаны в работе.
Также я посчитала необходимым уделить внимание в работе зависимости времени реакции человека от различных факторов: пола, возраста и различного рода влияния.
Слайд11 Я подробнее остановлюсь на исследовательской части, которую разделил на два направления. Первое – это создал прибор для измерения времени реакции на основе явления свободного падения тел. Второе – провёл исследование зависимости времени реакции от возрастных особенностях человека.
Слайд12 Параллельно вёл учёт, кто из участников увлекается спортом. Итоги подвёл в заключительной части.
Слайд13 Итак, первая часть моего исследования: как же измерит скорость реакции человека? Кажется, здесь нет ничего сложного. Берем секундомер и засекаем время от начала действия раздражителя до реакции.
Слайд14 Но! Даже у людей с плохой реакцией — это доли секунды. А мы не располагаем приборами для точного измерения такого маленького времени.
Слайд15 Вот тут-то нам и проходит на помощь тема, изученная в прошлом году «Движение тела по вертикале. Ускорение свободного падения».
Слайд16 Из формулы ускорения свободного падения мы можем с легкостью выразить время при условии, что нам известно расстояние.
Слайд17 Т.е. опыт выглядит следующим образом: испытуемый (тот, у кого мы измеряем скорость реакции), должен поймать тело, падающее вниз со скоростью ускорения свободного падения.
Слайд18(1) Далее, мы измеряем расстояние от начала движения тела до момента, когда оно было поймано и узнаем время через формулу.
Слайд18 (2) Если сразу после начала падения линейку поймать, то по ее участку (h) между пальцами – отметкой где мы ее держали вначале и отметкой, у которой поймали можно судить о том, сколько времени она падала. Это время и будет равно времени реакции человека. Остается связать участок пути h и время t падения.
Слайд18(3) Для удобства измерения расстояния за падающее тело можно сразу взять обычную школьную линейку. Тогда опыт выглядит так: линейка располагается так, чтобы отметка ноль совпала с верхней частью ладони испытуемого (который уже готов поймать линейку в любой момент).
Слайд18(4) Отпускаем линейку, и наш подопытный ловит ее. Нужное нам расстояние — это та отметина, которая теперь совпадает с верхней частью ладони. И далее опять-таки узнаем время, выразив его через формулу.
Слайд19 Чтобы каждый раз не подставлять в формулу новые значения, я нанёс их на линейку? Т.е. я заранее вычислил какое расстояние пройдет тело за единицу времени и нанёс на линейку новую шкалу (заменяем сантиметры на секунды).
Слайд20 Таким образом, я создал прибор для измерения скорости реакции человека.
Слайд21 После чего я перешёл ко второй части своего исследования скорости реакции человека.
Слайд22 Исследования проводились среди учеников моей школы, между вторым и четвёртыми уроками – считается самое продуктивное время. В эксперименте принимали учащиеся 1, 3 классов начальной школы; 5,6,8 классов среднего звена; 9,10, 11 классов старшего звена.
Слайд23 Для точности я трижды производил измерения и вычислял среднее арифметическое для каждого участника эксперимента. Затем среднее значение времени реакции для каждого класса.
Слайд24 При этом спрашивал, занимается ли спортом участник эксперимента. Слайд25 Данные исследования приведены в таблице, которая предложена вашему вниманию. Делая вывод по полученным результатам исследования можно отметить, что среднее значение времени реакции зависит от количества учащихся занимающихся спортом. Это подтверждает гипотезу о том, что занятие спортом позволяет увеличить значение времени реакции.
Слайд26 Данный факт прослеживается в диаграмме. Так же хочется обратить ваше внимание на результат 6, 9 и 10 классов.
Слайд27 Начиная работать по данной проблеме, я консультировался у медицинских работников нашей амбулатории, которые мне пояснили, что скорость реакции человека зависит от возрастных особенностей организма человека.
Слайд28(1) Результат своего исследования я представил на рассмотрение педагогам школы, выступив на педагогическом совете. Слайд28(2)
Слайд29 У них данная проблема вызвала интерес и они приняли участие в измерении времени реакции.
Слайд30 Результат этого исследования, к сожалению, я не успел представить т.к. оно было проведено на прошлой недели.
Слайд31 Могу только отметить, что у преподавателей физической культуры были лучшие показатели. Поэтому по данной проблеме я планирую продолжить работу и в этом учебном году предоставить результаты на районной научно-практической конференции в феврале месяце.
Слайд32 А так же изучить зависимость времени реакции от рода деятельности, т.е. предложить участие в исследовании родителям.
Слайд33 Заканчивая представление своей работы, я хотела бы обратить ваше внимание, что скорость реакции существенно зависит от возраста и занятием спортом. Но не все так просто. Время реакции является одним из главных критериев, по которому можно судить о пригодности человека ко многим профессиям. На основе этого мы можем также сделать вывод о том, что человек может улучшить скорость реакции. Для этого ему достаточно начать заниматься спортом или даже тренировать с помощью определённых упражнений.
Слайд34 Именно это и заставило меня задуматься о скорости реакции, о возможности ее улучшения.
Слайд35 На основе полученных данных я разработал 2 буклета, которые включат советы как тренировать скорость реакции ученика при подготовке к итоговой аттестации.
Слайд36(1) А так же совместно с классными руководителями провёл классный час по теме «Как научиться сдавать экзамены». Слайд36(2), (3)
Слайд37 В моей работе вы можете прочитать ещё много интересного, а так же воспользоваться интернет ресурсами по данной проблеме.
11 реакций и чувств, которые «разрушают» человека
Недавно один из моих клиентов задал мне интересный вопрос: «Какие реакции человека и его состояния делают жизнь тяжелой, и что можно сделать, чтобы не возникали столь болезненные реакции на жизненные ситуации?»
Ответ на этот вопрос поможет понять, из-за чего человек ощущает свою жизнь как плохую и отягощенную, а также, какие наиболее частые ситуации запускают эти «разрушающие» механизмы для переживаний. Этот вопрос достаточно всеобъемлющий, поэтому кратко изложить основные реакции, состояния и механизмы возникновения оказалось непросто.
Я выделила 11 основных чувств и реакций, которые утяжеляют психологическое состояние человека. Это те чувства, которые бывают у каждого человека, но далеко не каждый может справиться с теми состояниями, которые возникают впоследствии.
1. Внутренний запрет на ошибку. Человек испытывает сильное переживание, если понимает, что ошибся. Особенно, если речь идет об ошибке, которая имеет определенные последствия или допущена по невнимательности, если ошибка допущена в простых вещах. Осознание собственного несовершенства или же то, что ожидания от самого себя были выше, а также внутренняя критика и негативное отношение к себе из-за совершенной ошибки – все это может быть причиной дискомфорта человека.
Что можно сделать: признать, что каждый человек имеет право на ошибку. Не ругать себя за них, а постараться понять причины в каждом конкретном случае.
2. Когда другой человек отказывает в просьбе или не дает ответа, который вы ожидали. В такой ситуации, как правило, у человека может возникнуть чувство, что «другой плохо ко мне относится» или «я слишком плох».
Что можно сделать: работать над своей самооценкой, а также признать то, что иногда даже самые близкие и любящие люди могут не хотеть выполнить вашу просьбу или сказать вам «нет» и это не будет означать то, что они вас не ценят или к вам плохо относятся, просто у них свое представление о жизни и они имеют право по-своему видеть решение той или иной ситуации.
3. Чувство «задетости» или обиды. Это состояние способно разрушить отношения, создать тяжелый психологический фон.
Что можно сделать: работать над своей самооценкой и прояснить свои ожидания по поводу ситуации, отношений. Как правило, отсутствие внутренней уверенности в себе и определенные ожидания формируют обидчивость человека.
4. Чувство вины. Оно отправляет человека к переживанию «собственной плохости», к тому, что он совершил определенную ошибку (см. пункт 1).
Что можно сделать: спросить себя, в чем конкретно я виноват(а)? Так ли это? Если да, то как могу я это исправить?
5. Страх будущего. Это чувство особенно остро может возникать в совершенно разных ситуациях. Например, во время каких-то общий стрессовых ситуаций: полет в самолете, болезнь близкого, при разводе или же во время повседневных небольших неурядиц.
Что можно сделать: прояснить основной страх, чего конкретно я боюсь и что делать, если это произойдет. Принять, что всегда остается в любой ситуации элемент неизвестности и это повод для того, чтобы научиться проживать жизнь каждую минуту.
6. Негативная оценка окружающих. Отрицательная обратная связь от других болезненна тогда, когда нет уверенности в том, что делаешь или в своих способностях, умении.
Что можно сделать: сформировать четкие представления о себе. Какой я человек? За что себя ценю? Что я умею? Что у меня получается хорошо, а в чем мои слабости?
7. Страх сказать «НЕТ». Желание быть хорошим для всех часто приводит человека к тому, что он пренебрегает собой, своими желаниями и физически не может выполнять те обязательства, которые на себя взял. Это приводит к чувству внутреннего напряжения, неудобства.
Что можно сделать: учиться понимать свои границы, возможности и желания. Понимать, где тот момент, когда вы готовы пренебрегать собой в пользу отношений с другими людьми.
8. Злость, раздражение. Вообще эти чувства не более, чем защитная реакция. И, если человеку свойственно часто агрессивно реагировать на жизненные ситуации, то тут речь идет об общей неудовлетворенности.
Что можно сделать: стараться «ловить» чувства агрессии и раздражения на начальном этапе и спрашивать себя, почему я испытываю сейчас злость? Чем конкретно она вызвана?
9. Чувство стыда. Неловкость, что другие увидят в вас что-то, что вам хотелось бы сделать невидимым. Здесь речь идет о том, что человек не принимает в себе какие-то черты характера, поведение.
Что можно сделать: попробовать понять, что именно вызывает чувство стыда, как вы относитесь к этим своим особенностям, слабостям. Можно ли разрешить им существовать? Или же можно как можно с этими особенностями и слабостями справиться, если они мешают вам жить?
10. Чувство ревности. Неуверенность, «задетость» в связи с отношениями. Это чувство формирует постоянную неуверенность в себе и неуверенность в своем партнере, тем самым образует постоянное напряжение.
Что можно сделать: работать с собственной самооценкой, разбирать детально каждую ситуацию, где возникло чувство ревности: что вас задело? в чем конкретно в данной ситуации вы не удовлетворены и не уверены? Чего вам не хватает в данной конкретной ситуации от партнера?
11. Чувство несправедливости. Такое состояние часто делает человека внутренне несчастным. Ощущение, что «весь мир против меня». Такое детское состояние, которое проявляется также и в ощущении беспомощности.
Что можно сделать: стараться принять тот факт, что абсолютной справедливости нет, что в жизни могут быть сложные ситуации и важно учиться искать наиболее удачный выход из тех жизненных условий, которые у вас возникли.
Если вам знакомы вышеперечисленные чувства и реакции и вам сложно самостоятельно научиться себя поддерживать в тот момент, когда вы их испытываете, то обращайтесь за консультацией и подробными рекомендациями.