Что такое реализация товаров транзитом

Документооборот при «транзитной» поставке

При «транзитной» поставке товар доставляется на склад конечного покупателя без оприходования товара на собственный склад организации – «транзитного» продавца. По сути, имеют место две самостоятельные сделки, на каждую из которых нужно оформить свой комплект документов.

Из письма в редакцию

Наша организация (продавец) реализует приобретенные у поставщика товары, при этом товары поступают напрямую к покупателю от поставщика, минуя склад продавца. Если эту ситуацию представить схематично, то получается, что участвуют три компании. Как правильно организовать документооборот между всеми компаниями? Кто кому какие первичные документы должен представить? Кто и в каком случае будет грузоотправителем, продавцом и т. д.?

Мнение эксперта

В описанной вами ситуации речь идет о «транзитной» поставке, когда товар доставляется со склада поставщика на склад конечного покупателя без оприходования товара на собственный склад организации («транзитного» продавца). По сути, имеют место две самостоятельные сделки, на каждую из которых нужно оформить свой комплект документов.

Как правило, по условиям заключенных договоров при «транзитной» поставке право собственности на товар к организации переходит в момент передачи товара поставщиком перевозчику. Право собственности на товар к покупателю переходит после того, как он получил товар на свой склад.

Оплата поставщику производится после передачи товара перевозчику. Покупатель оплачивает товар непосредственно после его получения.

В условиях «транзитной» торговли договоры поставки заключаются от имени каждой из сторон самостоятельно. При этом «транзитная» торговая организация одновременно выступает и покупателем, и поставщиком, поскольку на нее одновременно возложены обязанности как по оплате поставщику поставляемого товара, так и по фактической поставке товара конечному покупателю, хотя и отгружает товар первоначальный поставщик, а грузополучателем является покупатель.

Первичным учетным документом, который применяется для оформления продажи товара, является товарная накладная (унифицированная форма № ТОРГ-12). В общем случае она составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товар, и является основанием для его списания, второй экземпляр передается покупателю и является основанием для оприходования товара.

В рассматриваемой ситуации организацией – «транзитным» продавцом заключено два договора: с поставщиком на приобретение товара и с покупателем на реализацию товара. Значит, у организации должны быть две накладные, в то время как у первоначального поставщика и у конечного покупателя будет по одному экземпляру разных накладных.

Так как «транзитный» продавец не получает товар на свой склад и не отпускает его покупателю, он не является ни грузополучателем, ни грузоотправителем. Поэтому оформление накладных при торговле транзитом имеет свою специфику. Напомним, что особенности документооборота и порядка заполнения первичных учетных документов при транзитной реализации товаров следует закрепить в учетной политике.

Например, можно предусмотреть следующий порядок.

В накладной, оформленной поставщиком, указываются:

Эту накладную поставщик составляет в двух экземплярах на дату отгрузки товара в адрес грузополучателя (конечного покупателя). До момента отгрузки товара организация – «транзитный» продавец передает поставщику свою накладную для покупателя. В ней указывается продажная цена товара, а не цена, по которой товар приобретен у поставщика. Эта накладная также оформляется в двух экземплярах и в качестве товарно-сопроводительных документов передается поставщиком перевозчику.

Ее можно оформлять в следующем порядке с указанием:

При этом строка «Отпуск груза произвел» не заполняется, а строка «Груз принял» заполняется представителем перевозчика (этот реквизит можно не заполнять, если перевозчик отказывается от его заполнения).

После отгрузки товара покупателю поставщик должен передать организации – «транзитному» продавцу оригинальный экземпляр выписанной ему накладной. Конечный покупатель должен передать «транзитному» продавцу подписанный им экземпляр накладной, составленной на его имя этой организацией. В итоге у «транзитного» продавца окажутся оба варианта документов. А у первоначального поставщика и конечного покупателя будут экземпляры разных накладных: у первоначального поставщика – накладная по договору между ним и «транзитным» продавцом, выступающим в роли покупателя, у конечного покупателя – между ним и «транзитным» продавцом, выступающим в роли продавца.

При приобретении «транзитного» товара оформление счетов-фактур также имеет свои особенности.

По строкам 2–2б «Продавец» и по строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» счета-фактуры указываются реквизиты поставщика.

По строке 4 «Грузополучатель и его адрес» поставщик должен указать реквизиты конечного покупателя.

По строкам 6–6б в качестве покупателя приводятся реквизиты торговой организации.

Суммы НДС, предъявленные организации перевозчиком, подлежат вычету при условии принятия к учету соответствующих расходов и при наличии правильно оформленного счета-фактуры, выставленного перевозчиком (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Операции по реализации товара признаются объектом налогообложения по НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база по НДС определяется исходя из фактической цены реализации (без НДС) (п. 1 ст. 154, абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ). Датой определения налоговой базы при реализации товара будет являться дата отгрузки товара покупателю (подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Организация-продавец выставляет покупателю соответствующий счет-фактуру не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (п. 1, 3 ст. 168 НК РФ).

Датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика для доставки товаров покупателю (см., например, письмо Минфина РФ от 1 марта 2012 г. № 03-07-08/55). А в письме Минфина РФ от 9 ноября 2011 года № 03-07-09/40 сказано, что в ситуации «транзитной» поставки датой отгрузки товаров признается дата первичного документа, составленного «транзитным» продавцом на имя поставщика для доставки товара покупателю.

Таким документом может являться товарная накладная, оформленная торговой организацией в адрес покупателя и переданная поставщику для передачи покупателю. Значит, счет-фактура по «транзитному» товару выставляется организацией не позднее пяти календарных дней, считая с даты составления товарной накладной. В выставленном организацией счете-фактуре также должны быть отражены особенности, связанные с транзитной реализацией товара. По строкам счета-фактуры, относящимся к продавцу товаров, должны указываться собственные реквизиты организации, по строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» указываются реквизиты первоначального поставщика, а строки, относящиеся к покупателю и грузополучателю, заполняются на имя конечного покупателя товара.

Что такое реализация товаров транзитом. Смотреть фото Что такое реализация товаров транзитом. Смотреть картинку Что такое реализация товаров транзитом. Картинка про Что такое реализация товаров транзитом. Фото Что такое реализация товаров транзитом

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Торгуем транзитом импортными товарами

Торговля транзитом — один из способов торговли, при котором приобретенные товары не поступают на склад оптовой организации, а отгружаются сразу со склада поставщика покупателю этой оптовой организации. Рассмотрим на примере конкретной ситуации, каким образом оптовой организации-импортеру правильно заполнить документы — определенные графы CMR-накладной, а также накладную в адрес конечного покупателя.

Ситуация

ООО «Альфа» (Республика Беларусь, г. Минск, ул. Макарова, 18) приобретает по договору поставки N 87/96 от 28.05.2018 у ООО «Гамма» (Россия, г. Смоленск, ул. Ленинская, 2) товар А (производство РФ) в количестве 1000 шт. стоимостью 2000,00 рос.руб. за единицу. Товар в Республике Беларусь сертификации не подлежит.

Указанный товар в полном объеме ООО «Альфа» реализовало по договору поставки N 97 от 29.05.2018 конечному покупателю — ООО «Сигма» (Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Свободная, 10) по цене 108,00 бел.руб./ед. (в т.ч. НДС — 18,00 бел.руб.).

Согласно договору поставки N 87/96 от 28.05.2018 ООО «Гамма» доставляет товар на склад ООО «Сигма» минуя склад ООО «Альфа». В свою очередь, договором поставки N 97 от 29.05.2018 установлено, что ООО «Альфа» передает товар ООО «Сигма» на складе последнего. В адрес ООО «Сигма» товар доставлен 06.06.2018.

Учетной политикой ООО «Альфа» определено, что при транзитной торговле ввозимым из-за пределов республики товаром последний принимается к учету на дату его фактического получения покупателем.

Заполнение соответствующих граф CMR-накладной у получателя груза

В графе CMR-накладной, предназначенной для удостоверения факта получения груза, по нашему мнению, должно расписаться уполномоченное на то лицо ООО «Альфа» — грузополучателя по договору международной грузоперевозки.

Оформление накладной в адрес конечного покупателя

Источник

Реализация товаров транзитом

«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2010, N 40

Транзитный поставщик в цепочке транзитной сделки становится то покупателем, то продавцом.

Транзитный способ продажи товаров очень удобен, так как позволяет сократить затраты торговой фирмы, связанные с приобретением и продажей, когда у торговой организации на еще не приобретенный товар уже имеется свой покупатель. У торговой организации есть информация о потребности покупателя в определенном товаре, и она знает, где взять этот товар. Покупателю, как правило, в такой ситуации первоначальный продавец (поставщик) неизвестен.

Реализация товаров транзитом имеет ряд специфических особенностей, влияющих как на порядок оформления первичных документов, так и на отражение этих операций в бухгалтерском и налоговом учете. Отличительной особенностью такого способа продажи товаров выступает тот факт, что у организации торговли момент приобретения товара и момент его продажи своему покупателю совпадают во времени.

Из-за того, что при реализации товаров транзитом продавец выступает связующим звеном между поставщиком товара и его конечным покупателем, часто ошибочно транзитную продажу приравнивают к сделке, совершенной в рамках посреднического договора. Такое ошибочное мнение ведет к неправильному отражению операций в бухгалтерском учете и, соответственно, к неправильному исчислению налогов.

Каковы же основные отличия реализации товаров посредниками от реализации товаров транзитом?

При реализации товаров в рамках посреднического договора (поручения, комиссии или агентского) заключается один договор, по которому посредник может выступать либо от своего имени, либо от имени собственника товаров, но действует всегда в его интересах и за его счет. Право собственности на товар, полученный от собственника товаров (доверителя, комитента или принципала), не переходит к посреднику, а передается сразу третьему лицу (покупателю товаров) в момент совершения сделки, заключенной посредником с третьим лицом.

Реализация товаров транзитом предполагает заключение торговой организацией двух совершенно не связанных между собой отдельных договоров купли-продажи. Первый договор, в котором организация торговли выступает как покупатель, заключается с поставщиком товара. Во втором договоре, заключенном с конечным покупателем товара, та же организация торговли выступает как продавец.

Несмотря на то что при реализации товаров транзитом товар отгружается не торговой организации, а непосредственно ее покупателю, обязанности по поставке товара в рамках договора купли-продажи, заключенного торговой организацией со своим покупателем, возникают именно у торговой организации. Обязательство по оплате приобретенного товара перед поставщиком возникает также у торговой организации, а не у конечного покупателя. Право собственности на товар, приобретенный по договору купли-продажи, заключенному с поставщиком, переходит к торговой организации, хотя данный товар фактически не завозится на склад торговой организации. Поэтому при транзитной продаже отражение операций по приобретению и продаже товаров в бухгалтерском учете продавца производится в том же порядке, что и при продаже со складов.

Поскольку товар доставляется напрямую покупателю, необходимо известить поставщика о грузополучателе товара. Транзитный поставщик в рамках договора дает основному поставщику указание отгрузить товар в адрес покупателя (п. 2 ст. 509 ГК РФ). При этом товар на склад торговой организации не поступает, а отгружается напрямую от поставщика покупателю. На практике у транзитного поставщика может даже не быть склада, ведь многие организации торгуют, используя транзитные поставки, которые не требуют дополнительных затрат на содержание складских помещений.

Для правильного учета транзитных товаров важно понимать, когда к транзитному поставщику и покупателю переходит право собственности на товар, и прописать в договоре, кто, кого и в какие сроки извещает о движении товара. Тогда стороны транзитной поставки могут своевременно отразить операции по реализации товара, исчислить НДС и учесть доходы и расходы в бухгалтерском и налоговом учете. В договор можно включить условие о передаче транзитному поставщику копий товарно-транспортных документов, содержащих ссылки на договор.

Накладные

Документами, на основании которых торговая организация принимает к учету следующий транзитом товар и списывает его с учета, являются товарные накладные, составленные по унифицированной форме N ТОРГ-12.

При реализации товаров транзитом получателем товаров является не сама торговая организация, а ее покупатель. Поэтому при продаже товаров транзитом необходимо проверить, чтобы формы N ТОРГ-12 были заполнены правильно. Товарная накладная составляется:

В ней предусмотрена специальная строка «Транспортная накладная», где указываются реквизиты соответствующей транспортной накладной. Эту строку нужно заполнить, что позволит связать воедино товарные и сопровождающие груз документы.

Поскольку оформленная поставщиком накладная N ТОРГ-12 свидетельствует о переходе права собственности на товар от поставщика к торговой организации, заполнение накладной таким образом указывает именно на то, что товар не поступает на склад к торговой организации.

Оформление первичного документа напрямую связано с содержанием и условиями заключенных договоров. Право подписи товарной накладной в соответствии с содержанием формы N ТОРГ-12 имеют грузоотправитель и грузополучатель. Этими лицами в данной цепочке являются первоначальный продавец и конечный покупатель. Торговая организация (транзитный поставщик) не расписывается ни в одной накладной.

Накладная N ТОРГ-12 при обычной продаже выдается на руки покупателю, являющемуся грузополучателем. Торговая организация не имеет возможности получить от поставщика накладную лично, так как она самостоятельно товар не получает. В связи с этим при реализации товаров транзитом очень важным является соблюдение норм по материальной ответственности, связанной с реализуемыми товарами. Если товар не завозится на склад торговой организации, то на тот момент, когда собственность на товар принадлежит ей, она должна передать товар на ответственное хранение поставщику.

Поэтому при продаже товаров транзитом поставщик должен составить накладную на передачу и приемку товаров на ответственное хранение и направить ее торговой организации по почте. Аналогичный документооборот составляется и при снятии с ответственного хранения.

Составлять документы складского учета торговой организации (транзитному поставщику) не нужно. Ведь реально товар к ней не поступает.

Налог на добавленную стоимость

При транзитной реализации торговая организация самостоятельно не отгружает товар конечному покупателю, это делает ее поставщик, поэтому обязанность по начислению суммы НДС у торговой организации возникает именно в момент, когда поставщик производит отгрузку товара со своего склада конечному покупателю. Других особенностей в плане исчисления и уплаты НДС в отношении транзитной реализации товаров гл. 21 НК РФ не содержит.

приобретенные товары должны использоваться для деятельности, облагаемой НДС;

товары должны быть приняты на учет;

на руках у налогоплательщика должен быть надлежащим образом оформленный счет-фактура.

Если в нарушение установленного порядка торговая организация в бухгалтерском учете не отразит стоимость приобретенных товаров на балансовом счете 41 «Товары», то это приведет к потере вычета. Кроме того, к потере вычета может привести и неправильное заполнение счетов-фактур, выставляемых при транзитной реализации. Торговой организации следует проверить, каким образом поставщик товара заполнил счет-фактуру, выписанный на ее имя.

На основании этого счета-фактуры торговая организация имеет право принять к вычету «входной» НДС сразу после принятия товара к бухгалтерскому учету. Физического поступления товара на склад торговой организации для применения вычета не нужно. Право на вычет НДС по продаваемым товарам возникает у торговой организации, продающей их без завоза на свой склад, при отсутствии у нее документов складского учета, но при наличии товарной накладной и подтверждения поставки товаров от грузоотправителя к грузополучателю.

Моментом определения налоговой базы по НДС по отгруженным товарам признается дата составления транзитным поставщиком накладной по форме N ТОРГ-12 в адрес покупателя. При транзитной поставке товара транзитный поставщик не передает товар покупателю и не сдает его перевозчику. Это делает грузоотправитель. Датой отгрузки, как указано в Письме Минфина России от 18.04.2007 N 03-07-11/110, нужно считать дату первого по времени составления первичного документа, оформленного либо на перевозчика для доставки товара покупателю, либо сразу на покупателя. Для транзитного поставщика датой отгрузки будет дата, указанная на накладной N ТОРГ-12, которую он оформит на имя покупателя.

Выставляя счет-фактуру на имя конечного покупателя, торговая организация также должна отразить особенности, связанные с транзитной реализацией товара. В строки счета-фактуры, относящиеся к продавцу товаров, она должна внести собственные реквизиты, по строке «Грузоотправитель и его адрес» указать реквизиты своего поставщика, а строки, относящиеся к покупателю и грузополучателю, заполнить на имя конечного покупателя товара. Этот счет-фактуру транзитный поставщик выписывает не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара и регистрирует его в книге продаж на день отгрузки.

Налог на прибыль

В налоговом учете торговой организации (транзитного поставщика) сумма выручки от реализации товаров транзитом за минусом НДС признается ее доходом от реализации (ст. ст. 249 и 248 НК РФ).

Датой получения доходов от реализации товаров признается дата реализации товаров, т.е. дата перехода права собственности на товар от продавца к покупателю (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Торговая организация вправе уменьшить доходы от реализации товаров на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с учетной политикой организации для целей налогообложения одним из методов оценки покупных товаров.

При реализации товаров расходы, связанные с их приобретением и реализацией, формируются с учетом ст. 320 НК РФ, определяющей порядок распределения расходов по торговым операциям у налогоплательщиков, использующих метод начисления.

Как следует из ст. 320 НК РФ, расходы текущего месяца в торговой организации разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся:

стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде;

Все остальные расходы торговой организации, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными, что, в свою очередь, означает, что распределять их не нужно, так как они в полном объеме уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Когда товары отправляются покупателю транзитом, т.е. организация оплачивает перевозку товара от своего поставщика своему покупателю, минуя стадию складирования, отсутствует доставка товаров до склада торговой организации, что является непременным критерием для учета транспортных расходов в качестве прямых затрат (ст. 320 НК РФ). Такие транспортные расходы транзитного поставщика не могут относиться к прямым расходам организации торговли, поскольку они не связаны с приобретением покупных товаров и доставкой их на склад торговой организации.

В этом случае расходы по доставке товара до склада конечного покупателя квалифицируются в качестве транспортных расходов, связанных с продажей покупных товаров. Поэтому такие транспортные расходы должны быть учтены в качестве косвенных затрат и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

В бухгалтерском учете организации «Коммерсант» сделаны следующие записи:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *