Что такое реализм и номинализм

Номинализм и реализм в философии

Номинализм и реализм – это две наиболее отличные позиции в западной метафизике, касающиеся фундаментальной структуры бытия. Согласно утверждениям реалистов, все сущности делятся на две основные группы: конкретные вещи и универсалии. Номиналисты полагают, что общие понятия не обладают истинным бытием, поэтому реально существуют лишь единичные вещи.

Что такое реализм и номинализм. Смотреть фото Что такое реализм и номинализм. Смотреть картинку Что такое реализм и номинализм. Картинка про Что такое реализм и номинализм. Фото Что такое реализм и номинализм

Вопрос о подобии вещей

Чтобы подробно разобраться, чем отличаются реализм и номинализм, необходимо вникнуть в суть вопроса. Что такое подобие? Оно является решающим фактором, когда необходимо разделить сущности на группы и объяснить закономерности в цепи событий. Но согласно каким критериям мы можем утверждать, что два или более предмета являются подобными друг другу? В этом состоит проблема. Теперь важно осознать, что вопрос о подобии вещей укоренен в теме, касающейся тождественности. Подобие родственно тождественности в том, что предметы, как правило, считаются схожими, когда они идентичны в качественном отношении. Здесь необходимо различать два типа тождественности. Во-первых, можно говорить о качественном тождестве, например, когда мы утверждаем, что и Сократ, и Платон – мудры. Во-вторых, существует количественное тождество, как если бы кто-то сказал, что он такой же, как 15 лет назад. Тождественность по количественному признаку имеет дело с конкретными сущностями, в то время как качественное тождество касается свойств и характеристик, существующих в качестве идей (добро, зло, округлость, квадратность и т.д.). Это необходимо понимать, когда мы разбираемся в сути спора, в котором участвуют номинализм и реализм.

Что такое реализм и номинализм. Смотреть фото Что такое реализм и номинализм. Смотреть картинку Что такое реализм и номинализм. Картинка про Что такое реализм и номинализм. Фото Что такое реализм и номинализм

Реализм предлагает свой ответ на вопрос о подобии вещей, утверждая бытие двух видов сущностей: единичных предметов и универсалий. О подобии конкретных вещей можно говорить постольку, поскольку они так или иначе причастны к одним и тем же универсалиям. А универсалии могут быть подобны, когда они разделяют другие, более общие универсалии: мудрость и великодушие имеют сходство, поскольку и то, и другое является добродетелью. Наиболее известные реалисты – Платон и Аристотель. Номинализм и реализм обладают как сильными, так и слабыми сторонами. Интуитивная правдоподобность реализма очевидна. Он позволяет нам серьезно отнестись к субъектно-предикатной структуре дискурса, при помощи которой мы представляем мир. Когда мы говорим, что Сократ мудр, это значит, что существует как единичный предмет (Сократ), так и общее понятие (мудрость). Конкретная вещь является образцом универсалии. Реализм также может объяснить обращение к абстракциям. Иногда качества и характеристики являются предметом наших рассуждений, например, когда кто-либо говорит, что мудрость – это добродетель, а красный – это цвет. Реалист может интерпретировать эти высказывания как утверждение о существовании универсалий (мудрость, красный), которые являются частными случаями других универсалий (цвет, добродетель).

Что такое реализм и номинализм. Смотреть фото Что такое реализм и номинализм. Смотреть картинку Что такое реализм и номинализм. Картинка про Что такое реализм и номинализм. Фото Что такое реализм и номинализм

В некотором смысле номинализм и реализм являются представителями двух противоположных взглядов на вопрос о подобии вещей. Номиналисты утверждают, что универсалии (общие понятия) не имеют реального существования. Основная идея – это мир, где существуют лишь единичные вещи. Качества и характеристики являются продуктами мышления и целиком обусловлены нашей собственной системой восприятия мира. В этом смысле номинализм тесно связан с эпистемологией – наукой о познании. Спор, в который вступают номинализм и реализм, в средневековой философии представлен именами таких номиналистов, как Уильям Оккам и Жан Буридан.

Источник

Реализм и номинализм

Смысл Средневекового спора между реалистами и номиналистами сводился к следующему: являются ли идеи (универсалии) реальными сущностями, либо же они – лищь продукт нашего сознания?

Первый подxод, основанный на представлении доминирования общего над конкретным, означает, что видимый мир – это не более, чем проекция метафизическиx идей, которые суть – мысли Бога о мире. Реалисты говорили: «universalia sunt realia» (универсалии (идеи) реальны).

Спрос этот воспроизводится от эпоxе к эпоxе. В античности позицию, близкую Средневековому реализму занимал Платон, а Демокрит с его единичными атомами – «номиналист» своего времени.

В Новое Время, и в современности эта разница в подxодаx проявляется в противоположности xолизма и эмпиризма, сторонников системного подxода к вещам и сторонников «процессуальности», основанной на эмпирическом восприятии мира..

Xристианство, пока оно всерьез занималось теологией, оказалось поставленным перед противоречием: признать крайний реализм в платоновском понимании – значит отказаться от идеи свободы воли людей, от идеи достижения своими усилиями совершенства; признать номинализм – значит де-факто отказаться от идей провиденциализма, предопределения.

Наиболее взвешенную позицию в этом споре занял Фома Аквинский, создавший т.наз. «умеренный реализм», оставлявший место и деятельности Провидения, и свободному творчеству человека. Его кредо было: «Универсалии (идеи) до вещей – Универсалии в вещаx- Универсалии после вещей».

Источник

Номинализм и реализм – два основных направления средневековой философии

Что такое реализм и номинализм. Смотреть фото Что такое реализм и номинализм. Смотреть картинку Что такое реализм и номинализм. Картинка про Что такое реализм и номинализм. Фото Что такое реализм и номинализм Что такое реализм и номинализм. Смотреть фото Что такое реализм и номинализм. Смотреть картинку Что такое реализм и номинализм. Картинка про Что такое реализм и номинализм. Фото Что такое реализм и номинализм Что такое реализм и номинализм. Смотреть фото Что такое реализм и номинализм. Смотреть картинку Что такое реализм и номинализм. Картинка про Что такое реализм и номинализм. Фото Что такое реализм и номинализм Что такое реализм и номинализм. Смотреть фото Что такое реализм и номинализм. Смотреть картинку Что такое реализм и номинализм. Картинка про Что такое реализм и номинализм. Фото Что такое реализм и номинализм

Что такое реализм и номинализм. Смотреть фото Что такое реализм и номинализм. Смотреть картинку Что такое реализм и номинализм. Картинка про Что такое реализм и номинализм. Фото Что такое реализм и номинализм

Что такое реализм и номинализм. Смотреть фото Что такое реализм и номинализм. Смотреть картинку Что такое реализм и номинализм. Картинка про Что такое реализм и номинализм. Фото Что такое реализм и номинализм

В условиях феодального строя церковь была самой мощной политической организацией, владевшей не только огромными богатствами в виде земли и ценностей, но монопольным правом на идеологию. Школы всецело находились в руках духовенства. Философия, право были поставлены на службу религии, церкви. Христианство было признано государственной религией, а христианские богословы стремились обосновать религиозные догматы, дать им теоретическую, философскую базу.

Период разработки и защиты отцами церкви основ христианской догматики обычно называется патристской. Представители: Климент Александрийский, Тертуллиан, Августин. Их девиз: «Нам после Христа не нужна никакая любознательность. После Евангелия не нужно никак. Говоря о его исследования: Верую потому, что абсурдно».

К IX-X веку окончательно оформляется философия христианского феодализма – т.н. школьная философия схоластика. Схоластическая философия выполняла роль служанки теологии. Назначение схоластической философии – обоснование, систематизация и защита церковной идеологии. Теоретическими источниками схоластики были теология, философия Платона и часть философской школы Аристотеля, слабости которой приспособлены для их целей.

Со временем схоластика сделалась синонимом формализма софистических трюков, символом отрыва от жизни.

В этих сложных условиях философская мысль жила и пробивала себе дорогу. Это выражалось в борьбе между «номинализмом» и «реализмом». Этот ожесточенный спор имел в своей основе весьма серьезную проблему о природе общих понятий или как тогда выражались «универсалий». Как же решался этот вопрос?

Номинализм. (nominalis – лат.). Это направление в средневековой философии, которое настаивало на реальности лишь единичных вещей, а общие понятия считало лишь названиями, именами, которые люди присваивают отдельным явлениям. Универсалии существуют не до, а после вещей. Номиналисты считали, что общие понятия об отдельных вещах создаются нашим мышлением, не существуют независимо от вещей и не отражают их качеств. Они отрицали существование общего в окружающей действительности.

В совей сути номинализм был реакцией на крайний идеализм христианского вероучения. номинализм был выражением эмпирической медицины, которая направляла философию на исследование реальной природы и по Марксу был «……первым выражением материализма» (Маркс и Энгельс т.2 – ст.142, святое семейство).

Но номинализм содержал элементы субъективизма, т.к. с одной стороны общие понятия объявлялись произведениями ума, лишенными значения в объективной реальности, а с другой стороны игнорировались реальные связи вещей. Мир объявлялся разрозненным, всякая его общность объявлялась субъективной характеристикой ума.

Представителями номинализма был Дунс Скотт (1265-1308), Уильям Оккам (1300-1350гг), последний выдвинул учение о роли интуиции и фактов опыта в познании. И выдвинул принцип экономии, простоты объяснения но не в ущерб истине, а в ущерб схоластики. К ним же относится Жан Буридан (XV в) занимаясь физикой, механикой, астрономией Буридан выдвинул учение о свободе воли. Свободны у человека и душа и воля и рассудок. Стоя перед лицом равных противоположностей человек может в силу свободы воли выбрать любую при решающей роли рассудка.

Авиценна (980-1037) родился под Бухарой, таджик. Врач, это ученый энциклопедист, научное наследство 420 работ. Главные из них «Книга исцеления» и «Канон врачебной науки» До сих пор их читают. Как философ он противоречив. Отрицая сотворение мира и начало его во времени, он одновременно утверждал, что мир возник путем эмансипации, истечения из божества. Мир вечен как и Бог. Видимо пытался диалектически объединить и материализм и идеализм.

Поэтому в решениях он был дуалистом. Считал началом 2 бытия, 2 субстанции: матер. и идеолог. После истечения из Бог а природа развивается самостоятельно, она движется во времени и подчиняется закономерностям, в которые Бог не может вмешиваться. Все причинно обусловлено и связано. Говоря о значимости наук, он считал, что и религия и философия имеют право на существование, но философия должна быть независима. Его волновали и проблемы биологии. Он изучал жизнь животных, растений, особенно лекарственных. Он интересовался и таким вопросом как происходит перерождение растений в животное.

Что такое реализм и номинализм. Смотреть фото Что такое реализм и номинализм. Смотреть картинку Что такое реализм и номинализм. Картинка про Что такое реализм и номинализм. Фото Что такое реализм и номинализм

Он также считал, что никакая астрология не может помешать или предсказать осуществлению естественных законов природы. Он рассматривал медицину, как науку, познающую состояние тела человека, поскольку оно здорово, или утратит здоровье, для того чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено. В труде «Канон врачебной науки» особые разделы посвящены профилактическим мероприятиям направленным на предупреждение болезни, описано анатомия, хирургия. Он также гениально предсказал существование невидимых возбудителей заболеваний. Эти возбудители передавались через воду и воздух. За огромный вклад в философию и развитие медицины его называли «князем философии» и «князем врачей».

Другим направлением средневековой философии был реализм – от лат. realis, вещественный. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы. Идейными истоками реализма было учение Платона об идеях как первичной реальностью. Христианский реализм исходил из того, что идеи-образы находятся в божественном разуме. Крупнейшим представителем реализма был Ансельм Кентерберийский,Ф. Аквинский. Рассмотрев эти учения мы видим, что борьба между ними означала размежевание двух тенденций материальную и идеальную

Фома Аквинский (1225-1274). В конце 19 века его учение по велению Папы Льва XIII было признано официальной философией католической церкви, а Ф. Аквинский, был возведен в ранг святых. Его заслуга в том, что он в своем учении пытался обосновать служебную роль философии по отношению к теологии.

И вот он выдвигает проблему соотношения теологии и науки:

1. Теология не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но другие науки служат ей.

2. Существует два вида знания: знания разума (геометрия) и знание откровения.

3. Существует область истин общих и для науки и для теологии. Это истины о Бог е, сотворении мира и т.д. Но есть и истины теологии которые нельзя доказать.

4. Если истины науки противоречат истинам церкви, то истины вторые. Т.е. критерием истины являются догматы веры. Истина веры сверхразума, но не противоразума. Фома подчинял интересы науки интересам церкви.

Фома Аквинский решал также и вопросы об универсалиях. На основе рассмотрения категорий материи и формы, которые берет у Аристотеля. Общим у него является форма, он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от реализации в них формы. Форма – творящее начало.

1) На низшей ступени бытия форма составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis). Это неорганические стихии.

2) На следующей ступени – форма как конечная причина (causa finalis) вещи. Это как растительная душа, формирующая тело изнутри. Это растения.

3) Третий уровень животные, здесь форма действующая причина (causa effivens) поэтому сущее имеет в себе не только цель, но начало деятельности.На этих трех ступенях форма по разному входит в материю при ее организации, одушевлении.

4) Четвертый уровень форма уже не организующий принцип материи, а сама по себе, независима от материи (forma per se). Это дух, душа разума. Он не погибает со смертью тела. Это самосущее. Оно бессмертно в отличие от 3-х первых форм.

У Аквинского общие понятия находятся в божественном разуме и являются первичными по отношению к природе – он реалист. Мир зависит от творца. Творец высшее начало, само бытие, а потому должен существовать ибо он порождает сущности, суббраты.

И Аквинский формулирует 4 доказательства Бога:

2. Доказательство из понятия причины. Все в мире имеет свою причину. Но цель причин не может быть бесконечна.

3. Доказательство которое исходит из степени совершенства. Говоря о вещах совершенности, мы сравниваем их с более совершенными и т.д. высшее совершенство Он.

4. Доказательство из распорядка природы, т.е. от руководства миром. В вещах, в природе существует целесообразность. Это не случайно, кто-то руководит. Все эти доказательства варианты одного итого же способа основания. В них речь не о Бог е, сколько о явлениях материального мира, где ищутся противоречия.

Таким образом, система Ф. Аквинского явилась вершиной средневековой схоластики, она же выступает как ведущая философия католицизма. В модернизированном виде идеи Фомы проповедует неотомизм. Официальное учение Ватикана и 600 млн. верующих католиков.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую философию принято считать классической?

2. Философия Древнего мира как исторически первый тип философии.

3. Каковы особенности развития философии в Древней Греции и Древнем Риме?.

4 Как происходило становление философии как науки.?

5.Что представляла собой философия Ионического побережья (V11-V1 вв. до н.э.)?

6. Кого Вы считаете наиболее яркими представителями Афинской философской школы? Какими проблемами они занимались?

7. Что представляла собой философия Пифагора?

8. Каковы отличительные черты философии стоиков?

9. В чем заключался механицизм и атомизм античной философии?

10. Как понимал диалектику Гераклит?

11. Каково содержание учения Платона об идеях?

12. Что нового внес Платон в учение о государстве?

13. В чем заключается вклад Аристотеля в развитие логики?

14. Каковы характерные черты философии Средневековья? Раскройте понятия теоцентризма и схоластики.

15. В чем заключается специфика средневековой гносеологии? Раскройте содержание учения об откровении.

16. Каково содержание средневековой онтологии? Раскройте смысл учения о креационизме.

17. В чем смысл учения Ф. Аквинского? Раскройте содержание томизма.

Источник

Номинализм и реализм в средневековой философии

Что такое реализм и номинализм. Смотреть фото Что такое реализм и номинализм. Смотреть картинку Что такое реализм и номинализм. Картинка про Что такое реализм и номинализм. Фото Что такое реализм и номинализм Что такое реализм и номинализм. Смотреть фото Что такое реализм и номинализм. Смотреть картинку Что такое реализм и номинализм. Картинка про Что такое реализм и номинализм. Фото Что такое реализм и номинализм Что такое реализм и номинализм. Смотреть фото Что такое реализм и номинализм. Смотреть картинку Что такое реализм и номинализм. Картинка про Что такое реализм и номинализм. Фото Что такое реализм и номинализм Что такое реализм и номинализм. Смотреть фото Что такое реализм и номинализм. Смотреть картинку Что такое реализм и номинализм. Картинка про Что такое реализм и номинализм. Фото Что такое реализм и номинализм

Что такое реализм и номинализм. Смотреть фото Что такое реализм и номинализм. Смотреть картинку Что такое реализм и номинализм. Картинка про Что такое реализм и номинализм. Фото Что такое реализм и номинализм

Что такое реализм и номинализм. Смотреть фото Что такое реализм и номинализм. Смотреть картинку Что такое реализм и номинализм. Картинка про Что такое реализм и номинализм. Фото Что такое реализм и номинализм

Лекция №6

Средневековые философы, писатели, ученые в большинстве своем происходили из духовного сословия. В руках церкви была организация образования. Школы организовывались в основном при монастырях и соборных капитулах, существовали так же придворные школы. Преподавание велось преимущественно монахами-проповедниками. В школах постепенно складывались основы педагогической и научной системы, которая получила название схоластики, т.е. школьные учености.

У истоков схоластики стоял Боэций (480-524), которого позднее называли «отцом схоластики». Он предложил систему обучения, включающую две группы наук: тривиум («трехпутье»), в который входила грамматика, риторика и диалектика (логика), и квадриум в котором были элементы арифметики, геометрии, акустики («музыки») и астрономии. Изучение этих наук должно предшествовать, считал он изучению теологии.

Одной из важных проблем схоластики стала проблема универсалий, соотношения общего и отдельного. Этот вопрос обсуждался еще в античной философии и через творчество Боэция перешел в схоластику.

В ранней схоластике сформировались два противоположных направления – реализм и номинализм. Сторонники реализма утверждали, что универсалии (всеобщее) являются духовными сущностями и существуют реально. Такая точка зрения восходит к Платону. В крайнем случае реализм исходил из того, что существует только общее, а индивидуальное отдельно не существует, оно лишь кажется существующим и есть не более, чем обман чувственного восприятия.

Приверженцы номинализма (с латинского имя) утверждали, что реально существуют лишь отдельные предметы. При этом в своей крайней форме номинализм утверждал, что общее – это только имена, слова и не имеет никакого значения вне языка.

В умеренных формах реализма признавалось, что общее есть и в самих вещах, а в умеренных формах номинализма считали, что вещи объединяются в классы на основе повторяющихся свойств. Общее как понятие (концепт) обозначает классы вещей.

Философские споры между ними могли поставить под сомнение догмат о едином Боге и Его трех ипостасях и поэтому привлекли к себе настороженное внимание Церкви.

Одним из главных реалистов в раннем Средневековье был Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 – ок. 877). Он развил учение о том, что изначально есть не сотворенная, но творящая природа – Бог; затем – вторая природа, сотворенная и вместе с тем творящая – порожденная Богом совокупность первообразов, идей всех вещей. Начинается процесс дробления первоединой духовной сущности. Затем – третья природа – сотворенная и не творящая – мир чувственных предметов и явлений.

Видный представитель номинализма в ранней схоластике – Росцелин (ок.1050-1110). Он утверждал, что действительным существованием обладают лишь единичные вещи. Общее лишь есть слово. Ни роды, ни виды реально не существуют. Конечно язык позволяет нам создать, например, слово «белизна», но оно ни чего не выражает, поскольку в действительности существуют лишь белые предметы.

Умеренный номинализм (концептуализм) был представлен Абеляром (1079-1142), который считал, что универсалии не пустые слова, они имеют определенное значение, относятся к классам предметов, они не существуют до и независимо от единичных предметов.

В позднем Средневековье к реализму склонялся Фома Аквинский (1226-1274). Он считал, что универсалии имеют троякое существование: в божественном уме, в вещах и человеческом уме. В божественном уме универсалии предшествуют вещам, представляя формы, образцы для единичных вещей.

Оппозиция реализма и номинализма получила отклик и в последующей философии.

Источник

Схоластика: номинализм, реализм, концептуализм

Схоластика – это тот тип философствования, который формируется в процессе преподавания философии в средневековых школах при монастырях. «Схоластика» означает «школьная» от латинского слова «schole». Ее специфика в определенной степени связана с дидактическими целями:

Важный шаг в развитии схоластической мысли делает Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), которого считают «вторым отцом» схоластики (первым принято считать Иоанна Скота Эриугену (ок. 810 – после 877)). Ансельм в своем учении воплотил две основные особенности средневекового рационализма:

1. Поиск гармонии веры и разума. Этим он продолжил традицию, идущую от Аврелия Августина. Приоритет отдавался вере, так как разум был поврежден первородной греховностью. Но вера, как отмечал философ, тоже ищет разум.

2. Ограничение свободы разума догматами веры. Разум, мышление, логика обладают относительной автономностью в рамках определенной догматики.

Ансельм Кентерберийский одним из первых предпринимает рациональные доказательства бытия Бога. В трактате «Монологиум» он разрабатывает так называемое доказательство опыта. С точки зрения философа, все, что в опыте представляется случайным, есть на самом деле нечто необходимое (Бог). В логико-философском трактате «Прослогион» он осуществляет отологическое доказательство бытия Бога. Его суть в следующем: если в человеческом сознании есть идея о существовании высшего абсолютного существа (Бога), то значит оно на самом деле существует. Даже атеистически мыслящий безумец самим фактом неверы в Бога доказывает бытие последнего. Итак, факт существования выводится из состояния сознания.

Уже в этом доказательстве прослеживается позиция крайнего средневекового реализма. Его суть в утверждении того, что реально и первично существуют идеальные высшие начала, божественные идеи (универсалии). Сам термин «универсалии» впервые возник в работах средневекового философа VIII в. Боэция, который универсалиями назвал общие имена предметов.

Уже со времен Ансельма возникла полемика по поводу статуса универсалий или, другими словами, по проблеме соотношения общего (единого) и единичного (многого). Ее суть заключалась в том, существуют ли универсалии реально, или они существуют только как названия, имена.

Эта проблема, как мы помним, была поставлена еще в античности (в учениях Платона и Аристотеля) и по-разному решалась этими мыслителями. Для христианской философии она имела особое значение в связи с догматом о триединстве Бога. Предпринимались попытки доказать, что единый Бог существует в трех ипостасях. Важное значение она имела также для рационального прояснения «механизма» творения Богом единичных вещей.

Если вернуться к онтологическому доказательству существования Бога Ансельма Кентерберийского, то из него следовало, что мысли должны соответствовать реальные объекты и процессы. Но в мысли у нас есть «общие идеи», или общие понятия «блага», «красоты», «справедливости» и т.д. (как у Платона). Следовательно, общие понятия – «универсалии» – тоже существуют реально. Отсюда происходит сам термин «реализм». Например, Бог – реально существующее «общее» – Бог-отец, Бог-сын, Бог-Дух святой. Иными словами, согласно Ансельму, в догмате о Троице мы находим существенное подтверждение теории реализма. При этом общее существует не только так же реально, как единичные предметы, но и до отдельных вещей, будучи их идеальными началами в уме Бога. Отсюда следует, что Бог творит мир единичных вещей по их идеальным образцам, вечно существующим в божественном разуме.

С теорией реализма не соглашаются представители другого направления – номинализма(Росцелин И. Дунс Скот, В.Оккам). Суть номинализма состоит в том, что существуют только единичные вещи, а универсалии в таком случае – это только общие имена вещей, что на латыни звучит как «номина». Номиналисты также утверждали, что сторонники реализма умаляют всемогущество Бога, его божественную волю, доказывая, что Господь творит мир по изначально заданным образцам.

Если номиналисты считали, что универсалии существуют только после вещей как их общие имена, реалисты считали, что универсалии существуют до вещей, то известный схоласт П.Абеляр выдвинул промежуточную версию умеренногономинализма,согласно которой универсалии существуют в вещах. Синонимом умеренного номинализма считается концептуализм (от слова «концепт» – «понятие»). С точки зрения Абеляра, универсалии – это понятия, которые выражают общее в самих вещах. Понятие схватывает общую родовую сущность, единую для множества вещей. А для человека общее существует в форме общих понятий (концептов), или значений слов. Концепты – это значения, в которых выражена общая сущность предметов данного рода. В этой связи Абеляра справедливо считают основоположником семантики и лингвистики.

Обобщающую позицию в полемике реалистов и номиналистов занял классик высшего этапа схоластики (XIII в.) – Фома Аквинский. Его позиция – умеренный реализм. С его точки зрения, общее существует в трех видах:

2. В самих единичных вещах как их сущность;

3. В разуме человека в виде общих понятий (концептов), которые возникают в результате абстрагирования сущности от единичных вещей. Однако Фома не просто суммировал противоположные точки зрения в полемике об универсалиях: его подход явился следствием переосмысления христианской философии на почве аристотелизма.

2.7 Средневековая философия: схоластика — Философия для бакалавров

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *