Что такое речь 1 класс как объяснить
Урок обучения грамоте на тему «Зачем нам нужна речь?» (1 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Зачем нам нужна речь?
Цель: ввести в обиход понятие речь, сделать свою и чужую речь предметом постоянного наблюдения; познакомить с разновидностями речи и главными требованиями к ней; начать работу над культурой речевого поведения в различных ситуациях (приветствие, прощание)
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания (вспомнить, как здоровались с учителем, одноклассниками; прощались)
3. Работа над темой урока
Мы с вами хорошо поговорили, поделились друг с другом
своими наблюдениями, воспоминаниями. А по
могла одним высказать свои мысли, а другим услышать их наша речь.
— А как вы думаете, хорошо или нет, что мы, люди, умеем говорить, пользоваться речью? (Да.) Попробуем обойтись без речи – объясните в какую игру вы любите играть. Мы видим, что без речи плохо.
Я сейчас попробую условно изобразить речь, а вы скажете, получилось это у меня или нет.
— Теперь всё хорошо? Все говорят, разве можно понять? Проверим, по моей команде каждый из нас громко скажет имя. Что-нибудь поняли? Почему не поняли? («Когда все говорят сразу, получается неразбериха».) Действительно, всем
одновременно говорить нельзя, если только это не задание, когда
специально говорят хором, но тогда все говорят одно и то же.
Схема перечёркивается (именно перечёркивается, а не стирается), а рядом чертится другая:
Какие же секреты речи мы с вами сегодня узнали, а один из них даже изобразили?
Общаемся мы друг с другом с помощью речи. Без неё мы не могли бы ни о чём ни рассказать, ни спросить, ни попросить, не могли бы вместе играть или сообща что-то делать, не могли бы учиться.
— А как же нам поступать в классе, когда каждый из вас хочет
ответить на мой вопрос, хочет о чём-то рассказать или спросить?
Уточняется уже знакомое правило: хочешь говорить — подними руку и подожди.
— Вот и проверим, как вы умеете пользоваться правилами речи.
Вернёмся к картинкам букваря.
Детский час
для детей и родителей
Что такое речь? Рассказ детям
«А как речь-то говорит, Словно реченька журчит…»
Любой человек представляет собой своеобразный мир – со своими чувствами, знаниями и представлениями. И для него жизненно необходимо уметь передать эти знания и чувства другим людям – тем, кто живёт, учится, работает рядом ним, а также будущим поколениям.
Вся история цивилизации – это история общения людей и человеческих сообществ. Человеку важно удовлетворить свою вечную потребность в передаче и получении информации. Как это сделать?
Природа способствовала этому процессу. Мы люди, горды тем, что наша речь членораздельна, в отличие от животных, которым не дано соединять звуки по своему желанию, произносить слова и предложения.
Что такое речь?
С момента появления на свет ребёнок постепенно овладевает речью. Вначале он произносит короткие, простые слова, затем фразы и предложения. Ребёнок растёт – его речь развивается. В школьном курсе есть специальные занятия по развитию речи.
Дадим понятие речи.
Речь – умение, способность человека говорить.
Речь – это определённая технология создания, выражения мысли посредством языка.
Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации.
Если спросить психолога, что такое речь, то он скажет, что речь, прежде всего — это одна из высших психических функций человека, во всем охвате ее взаимосвязей с важными психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью.
Язык и речь
Речь напрямую связана с языком. Язык являет собой оригинальную по сложности и совершенству систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме.
Язык и речь – понятия близкородственные, но это не одно и то же. Язык должен использоваться в целях общения — только тогда возникает речь. Язык становится недееспособным после того, как люди перестают на нем общаться.
Речь – это язык в действии, то есть язык, используемый для выражения определённых идей, эмоций, чувств.
Основная единица речи – это слово.
Берегите речь
Жизнь показывает, насколько велика приверженность маленьких детей ко всевозможным перевёртышам, потешкам, небылицам, небывальщинам. Всем известна детская манера коверкать речь, подражать взрослым, передразнивать животных, болтать на секретных языках, баловаться с речью. Но детям можно, их взрослению сопутствует повышенный интерес к звуковой стороне речи.
Но шалости с речью в более позднем возрасте зачастую неуместны. Берегите речь! Стремитесь к тому, чтобы не использовать в речи мусорные слова. Есть такая хорошая дисциплина – «риторика». Она учит нас речевому поведению, учит общаться. Риторика – наша помощница в правильном выборе словесных средств, в решении коммуникативных задач.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
План-конспект к уроку русского языка в 1 классе на тему : «Какая бывает речь?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План конспект урока русского языка в 1 «А» классе
Предмет: Русский язык
Тема: Какой бывает речь?
Тип урока : открытие новых знаний
Цели : Дать начальное понятие о видах речи- устная, письменная; развивать устную, письменную речь; формировать навык беглого и выразительного чтения; развивать каллиграфический навык написания букв Дд, слогов и слов с данной буквой;
— начальное понятие о видах речи- устная, письменная; развивать устную, письменную речь.
— формировать навык беглого и выразительного чтения; развивать каллиграфический навык написания букв Дд, слогов и слов с данной буквой;
— воспитывать культуру умственного труда.
Мотивация учебной деятельности
1.1Чистописание «Каллиграфическая минутка».
-Проверяет готовность учащихся.
Прозвенел звонок для вас,
Вы вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Тихо сели. Спинки прямо.
Все с улыбкою вздохнём
-Чем вы занимаетесь на уроках чтения? Для чего это вам нужно?
-Все ли живые существа облают речью?
-Кто назовет мне правило?
3.Открытие новых знаний
На лужайку тихо сели
Потом быстро побежали.
— Работа над понятием «Виды речи».
Чтение рассказа «Про мальчика Федю». Слушайте внимательно.
Сегодня воскресенье. Федя проснулся поздно.
– Мама! – крикнул он. – Папа! Нюша!
Никто не отозвался. Федя встал и обошел квартиру. Тут он увидел на столе записку, написанную крупными буквами. Федя медленно прочитал вслух:
«Федя! Мы пошли в клуб на репетицию. Твой завтрак на плите. Не забудь покормить Тяпу. Папа будет ждать тебя у стадиона в одиннадцать часов. Желаем хорошо провести время. Мама и Нюша».
«Как здорово, что я умею читать! – подумал Федя. – Сейчас быстро соберусь – и на матч!»
– Эй, Тяпа, сюда! Нука прочитай записку!
Тяпа, маленькая черная собачка, равнодушно посмотрела на исписанный листок и пошла прочь.
«Сейчас надену ей на нос дедушкины очки, – решил Федя. – Пусть учится читать».
– Как вы думаете, ребята: почему Тяпа отошла, не проявив никакого интереса к записке? Помогут ли ей очки?
-Можно ли научить собаку читать? Читать и понимать письменную речь может только человек.
-Так какая же речь называется письменной? ( Написанная буквами.) Федя знает буквы, он научился читать – значит, он умеет и писать. Правда, еще не очень хорошо. А кого называют писателем? Да, писатель – это тот человек, который пишет книги: стихи, рассказы, сказки и другое. Каких вы знаете писателей? (Если дети не могут назвать ни одного или называют очень мало, учитель напоминает им авторов знакомых стихов, сказок.) Но каждый человек может научиться писать.
-А теперь, ребята, подумайте, что такое устная речь.
Устная – от слова «уста». Кто знает, что такое уста? Почему устная, звучащая речь так называется?
Мы все умеем говорить и слушать – значит, мы владеем устной речью. Будем читать дальше.
Тут Тяпа заскулила.
– Тяпа, Тяпочка, – сказал Федя, – что с тобой? – Тяпа подняла голову и печально посмотрела на своего хозяина. – Ты, наверное, проголодалась? – догадался Федя. – Что же ты молчишь? Так и скажи: «Хочу есть». Вот твоя косточка. Грызи на здоровье.
– Как вы думаете, ребята: чем животное отличается от человека? Да, отдельные слова собаке знакомы. Она понимает различные команды. Но может ли собака рассказать о чем-нибудь? Могла ли Тяпа ответить на вопрос Феди? Нет, это может только человек. Только человек владеет речью.
Подумайте и скажите, что такое речь. (Речь – это то, что человек говорит и слышит, пишет и читает.)
Что вы знаете о речи устной и письменной? Какой речью вы владеете? А для чего человеку нужна речь?
Да, вы правильно это понимаете. Значит, речь нужна человеку, чтобы общаться с другими людьми. И нужно учиться хорошо говорить и слушать, писать и читать. Всему этому учат в школе.
-Чтение схемы : Речь- устная, письменная.
Устная- слушаем и говорим. Письменная- пишем и читаем.
4. Работа по учебнику. Включение в систему знаний и повторение.
3. Работа с текстом: Чтение текста (учебник, упр. 3), осмысление его содержания. Обсуждение ответов на вопросы: что нового вы узнали из текста? что такое устная речь? письменная речь? Почему этим формам речи дали такие названия: устная, письменная?
4. Выполнение заданий (учебник, упр. 4).
Рассматривание рисунка. Ответ на вопрос: как вы догадались, что рисунки даны к сказке «Колобок»? Рассказывание подготовленными детьми фрагмента сказки, соответствующего рисунку, по данному началу: «Катится Колобок по дороге, а навстречу ему. »
Чтение речи персонажей сказки, выяснение значений слов косой и заяц.
Ответы на вопросы: к какой речи ты отнесёшь запись разговора сказочных персонажей: к устной или письменной? Какой речью ты воспользуешься, чтобы передать содержание сказки?
—Что такое –речь? Зачем она нужна людям? Как мы должны общаться друг с другом?
-Какой бывает речь? Что значит- письменная, устная речь?
Открытый урок обучения грамоте «Что такое речь? Для чего нужна людям речь?»в 1 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Что такое речь? Для чего нужна людям речь.
А. Толстой. Мальвина воспитывает Буратино.
Цели : Учить каллиграфически правильно писать буквы Аа, их соединение в словах с другими буквами; формировать начальные представления о функциях речи (познавательная и функция общения); развивать внимание, монологическую речь, беглое и выразительное чтение; воспитывать эмоциональное отношение к учебной деятельности и коммуникативные навыки (работа в паре, самооценка)
1.Орг.момент. Проверка готовности.
Вот звенит для нас звонок.
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
1. Вступительная беседа.- Какие дети учатся в нашем классе?
А – аккуратные, Б – бодрые, В – весёлые, Д – добрые. З – здоровые. К – красивые, Л – любознательные, С – сильные, Т – трудолюбивые, У – умные, Ч – честные.
Постановка учебной задачи. Прогнозирование темы и цели урока.
1) Чтение стихотворения С. Михалкова «Мы дружны с печатным словом»
Что мы сейчас услышали? Как удалось выучить стихотворение?
2) Что такое речь? Для чего нужна людям речь?
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где –то.
Письмо букв Аа, их соединения с другими буквами в словах предложения на стр.7.
Расшифровка и запись словарных слов алф*вит, х*р*ш*о,р*бята. Составление и запись предложения со словарными словами: Ребята хорошо знают алфавит.
5. Работа по грамматической теме. Слово учителя:
1) Речь нужна для передачи информации (познания окружающего мира):
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
О чем я рассказала вам? (О снеге, который кружится и тихо падает на землю.)
С помощью чего я рассказала вам об этом? (С помощью речи, которая состоит из слов, предложений, текста. Все, что мы говорим, это наша речь.)
2) Речь нужна для общения:
Я люблю. Когда при встрече
Мы знакомым и родным
— Доброй ночи! – говорим.
А какой бывает речь? Когда люди говорят друг с другом – это устная речь. Когда люди пишут письма друзьям? Это письменная речь.
Какую речь вы используете, когда пишите в тетради? (письменную).
4) Какой должна быть речь? (Красивой, правильной, выразительной.)
6. Развитие речи. Работа в паре.
Слушание текста (упр.1, с.6). Как и о чем говорят ребят? Помогите им правильно построить свои рассказы :
1) Ходил я в цирк не так давно. Как было весело, смешно! Там клоун был без головы. Играли в мяч морские львы.
2) А я на речке был. Разделся и поплыл. Я стал тонуть, ребята шли. Они меня спасли.
Можно ли озаглавить первый рассказ? (В цирке.) Второй? (На речке. Как я тонул. Как меня спасали ребята .)
7. Письмо. Составление предложений (упр.2), и запись
Белый снег кружится в воздухе. Он покрыл всю землю пуховым одеялом.
8. Развитие речи. Парная работа (упр. 4) Спроси-ответь.
9. Работа над текстом «Мальвина воспитывает Буратино».
Чтение и анализ текста (по вопросам, стр.9). Чему хотела научить Мальвина Буратино? Хотел ли знать грамоту Буратино? Вспомните, что купил папа Карло деревянному сынку? Что сделал Буратино с Азбукой? Как ты оцениваешь поступок Буратино?
(говорю – слушаю) (читаю – пишу)
1) Как писать буквы Аа, их соединение с другими буквами?
3) Как нужно относиться к учебе?
упр.3. стр.7, словарик
чит.стр.8-9. Вопросы, задания
КГУ «Веселовская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок обучения грамоте
Тема: Что такое речь? Для чего нужна людям речь?
провела: Семенова Л.Б.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Что такое речь? Для чего нужна людям речь.
А. Толстой. Мальвина воспитывает Буратино.
Цели : Учить каллиграфически правильно писать буквы Аа, их соединение в словах с другими буквами; формировать начальные представления о функциях речи (познавательная и функция общения); развивать внимание, монологическую речь, беглое и выразительное чтение; воспитывать эмоциональное отношение к учебной деятельности и коммуникативные навыки (работа в паре, самооценка)
1.Орг.момент. Проверка готовности.
Вот звенит для нас звонок.
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
1. Вступительная беседа.- Какие дети учатся в нашем классе?
А – аккуратные, Б – бодрые, В – весёлые, Д – добрые. З – здоровые. К – красивые, Л – любознательные, С – сильные, Т – трудолюбивые, У – умные, Ч – честные.
Постановка учебной задачи. Прогнозирование темы и цели урока.
1) Чтение стихотворения С. Михалкова «Мы дружны с печатным словом»
Что мы сейчас услышали? Как удалось выучить стихотворение?
2) Что такое речь? Для чего нужна людям речь?
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где –то.
Письмо букв Аа, их соединения с другими буквами в словах предложения на стр.7.
Расшифровка и запись словарных слов алф*вит, х*р*ш*о,р*бята. Составление и запись предложения со словарными словами: Ребята хорошо знают алфавит.
5. Работа по грамматической теме. Слово учителя:
1) Речь нужна для передачи информации (познания окружающего мира):
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
О чем я рассказала вам? (О снеге, который кружится и тихо падает на землю.)
С помощью чего я рассказала вам об этом? (С помощью речи, которая состоит из слов, предложений, текста. Все, что мы говорим, это наша речь.)
2) Речь нужна для общения:
Я люблю. Когда при встрече
Мы знакомым и родным
— Доброй ночи! – говорим.
А какой бывает речь? Когда люди говорят друг с другом – это устная речь. Когда люди пишут письма друзьям? Это письменная речь.
Какую речь вы используете, когда пишите в тетради? (письменную).
4) Какой должна быть речь? (Красивой, правильной, выразительной.)
6. Развитие речи. Работа в паре.
Слушание текста (упр.1, с.6). Как и о чем говорят ребят? Помогите им правильно построить свои рассказы :
1) Ходил я в цирк не так давно. Как было весело, смешно! Там клоун был без головы. Играли в мяч морские львы.
2) А я на речке был. Разделся и поплыл. Я стал тонуть, ребята шли. Они меня спасли.
Можно ли озаглавить первый рассказ? (В цирке.) Второй? (На речке. Как я тонул. Как меня спасали ребята.)
7. Письмо. Составление предложений (упр.2),и запись
Белый снег кружится в воздухе. Он покрыл всю землю пуховым одеялом.
Предупреждение ошибок: снег, кружится, одеялом.
8. Развитие речи. Парная работа (упр. 4) Спроси-ответь.
9. Работа над текстом «Мальвина воспитывает Буратино».
Чтение и анализ текста (по вопросам, стр.9). Чему хотела научить Мальвина Буратино? Хотел ли знать грамоту Буратино? Вспомните, что купил папа Карло деревянному сынку? Что сделал Буратино с Азбукой? Как ты оцениваешь поступок Буратино?
(говорю – слушаю) (читаю – пишу)
1) Как писать буквы Аа, их соединение с другими буквами?
3) Как нужно относиться к учебе?
упр.3. стр.7, словарик
чит.стр.8-9. Вопросы, задания
Номер материала: 467969
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок развития речи 1 класс » Речь. Виды речи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Речь. Виды речи. ( урок развития речи). 1 класс
Цель: познакомить учащихся со значением речи и языка в жизни людей
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с понятием речь, со значением речи и языка;
научатся различать виды речи.
Ссылка на карточки Учи.ру
Ребята, прочитайте девиз нашего урока:
Не болтать и не крутиться!
Лишь учиться и трудиться!
В жизни это пригодиться!
— Сегодня мы начинаем изучение нового предмета. Называется он РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Какое открытие мы сделали?
Речь – это умение говорить. Речью обладают только люди.
А какой бывает речь? Давайте узнаем.
Посмотрите на свои рабочие листы. На них есть картинки. Что делают дети и люди на картинках.
Разделите на две группы. ( на одних картинках люди говорят и слушают, на других – пишут или читают).
По этим признакам речь делится на письменную и устную. (заполняют рабочие листы).
В народе говорят: Хорошую речь приятно слушать.
Как вы понимаете эту пословицу?
Как вы думаете, какой должна быть речь, чтобы вас понимали? (дети предлагают различные варианты)
Выполним задания и сделаем выводы.
Конечно речь должна быть правильной, вежливой, понятной.
Отгадайте загадки. О какой речи они напоминают?
А говорит и поет. (Радио. Это устная речь.)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета. Это письменная речь.)
Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг. (Телефон) (Устная речь).
Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка) (Письменная речь)
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что было не понятно?
Какое задание было самым сложным для вас?
Приложение. Рабочий лист.
2. Подчеркните или выделите жёлтым карандашом нужные слова:
— устную речь мы : пишем, говорим, слушаем, читаем
— письменную речь мы : пишем, говорим, слушаем, читаем
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1436522
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.