Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока

Класс: 5

Презентация к уроку

Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, беседа, постановка проблемных вопросов

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Тема нашего урока: “Язык, речь и человек” (слайд №1).

Сегодня мы будем говорить о тесной связи трёх этих понятий. Итак, обратимся к первому слову нашей темы урока. В словаре можно увидеть множество значений слова “язык”, но нас будет интересовать язык как система словесного выражения мыслей, знаний, чувств, которая служит средством общения людей (слайд № 2).

Знаете ли вы, что в мире существуют и “бессловесные” языки, в которых слова не используются, но они тоже служат для передачи мыслей, знаний, чувств? Попробуйте привести примеры таких языков.

— Давайте посмотрим на экран. Например, свои чувства другому человеку человек может передать с помощью языка цветов (слайд № 3). Красная роза – это признание в любви, белые розы и лилии – знак чистоты, фиалка – верность, красный тюльпан – удача и т.д.

Существуют и другие “бессловесные” языки – язык музыки (слайд № 4), язык танца (слайд № 5), язык мимики (слайд№ 6), язык формул, языки программирования (слайд № 7). Есть также язык жестов (слайд № 8). Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен – “да”.

— Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё-таки “словесный” язык?

(Да, язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью писем, с помощью книг.)

— Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?

(Ребята перечисляют известные им языки)

— Вы назвали лишь малую часть языков мира. Посмотрите на экран (слайд № 9).

На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.

— Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Многие поэты и писатели воспели красоту русского языка в своих произведениях. Послушайте высказывание А.Н.Толстого (слайд № 10): “Дивной вязью русский народ плёл невидимую сеть русского языка, яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрела, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого”

— Запишите эти слова в тетради и объясните, какие особенности русского языка отметил автор строк (ученики записывают высказывание и объясняют отмеченные автором особенности русского языка).

— Ребята, а как нужно относиться к слову?

К слову нужно относиться бережно. Недаром поэт В.Шефнер писал:

Словом можно полки за собой повести.

— Запишите и объясните понравившиеся вам пословицы.

Над городом низко повисли снеговые____________. Вечером началась_____________. Снег повалил большими__________. Холодный ветер выл, как дикий____________. В конце пустынной и глухой___________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно__________. Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и___________ ей идти. На ней было плохое _____ с узкими рукавами, а на плечах _________.

— А теперь обратимся ко второму слову темы нашего урока “речь”. Она неразрывно связана с языком. Что такое речь? Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами (слайд № 13). Можно сказать, что язык – это “кладовая” речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь – это язык в действии, язык в работе (слайд № 14).

— Речь бывает устная и письменная (слайд № 15). Давайте определим, чем они различаются. Как вы думаете, какая речь появилась раньше?

(Вначале появилась звуковая речь. Это произошло примерно миллион лет тому назад. Значительно позже возникла письменность.)

— Какая речь есть у всех народов?

(Несомненно, звучащая (или устная). А вот своей письменности не имеют многие народы.)

— Какую роль играет письменная речь в человеческом обществе?

(Письмо – это величайшее изобретение человека. Без письменной речи люди не смогли бы сохранить идеи, знания, великие открытия, произведения искусства и многие духовные ценности исчезали бы бесследно. Письменность помогает удержать все те знания, которыми владеет человек.)

— Какой речью мы пользуемся чаще?

(Хотя ежедневно мы получаем информацию через письменную речь: читаем книги, газеты, журналы, тексты на дисплее, объявления, вывески рекламу и т.д., гораздо чаще мы пользуемся устной речью: когда слушаем кого-либо или когда говорим сами. Это наш звучащий язык.)

— Ребята, ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных (таких детей называют маугли). И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Как вы думаете, почему это происходило (слайд № 17)?

(Действительно, для развития ребенка необходимо общение с людьми. Самыми важными являются первые годы жизни ребенка, когда он общается с людьми (слайд № 18)).

— Ребята, мы можем сказать, что понятия “язык”, “речь” и “человек” тесно связаны?

(Да, роль языка в жизни общества огромна. Он прочно связан с человеком, так как является для людей важнейшим средством общения (слайд № 19)).

Давайте подведём итоги нашего занятия. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— в мире существуют “бессловесные” языки

— словесный язык универсален

— в мире множество языков

— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

— речь бывает письменная и устная

— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

— для развития человека необходимо общение с другими людьми

Дополнительный материал для урока:

Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем (слайд № 20). Попробуйте прочитать (текст с “абракадаброй” раздаем каждому ученику):

Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.

Чтобы выяснить, почему так происходит, обратились к специалистам и получили разъяснение:

— При обычном (быстром) чтении мы воспринимаем все слово целиком, не концентрируясь на каждой букве. Некоторые люди вообще читают по диагонали, воспринимая сразу всю страницу. Как выяснилось, мы воспринимаем логику фразы, а не каждое слово в отдельности. Мозг подтверждает правильность “догадки” по мозаике букв в слове, шаблон которого и смысл заложены в словарном запасе человека.

Домашнее задание: каждому ученику выдается карточка с цитатами о русском языке. Задание: объяснить (устно) все высказывания, списать одно (на выбор):

Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л.Н.Толстой.)

Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев.)

. Русский язык чрезвычайно богат, глубок для выражения простых, естественных понятий. В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов одного корня, но разных видов. (В.Г.Белинский.)

Источник

Урок русского языка по теме «ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ».

Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.

Учитель знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске).

Просмотр содержимого документа
«Урок 4.ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ»

Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос / Урок 4

ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ Урок 4

Смолина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы

1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка; объяснить учащимся, что речь – это деятельность говорящего или пишущего, это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.

2. Выяснить условия, необходимые для речевого общения; познакомить со способом языкового анализа.

Оборудование: рисунок-схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики».

Методическое обоснование: учебный материал урока должен донести до учащихся главную цель общения – передать или воспринять смысл речи. Эта ключевая мысль должна быть правильно понята учениками. Учитель должен показать смыслоразличительную роль каждой единицы языка, других средств (интонационных, пунктуационных), помогающих точнее передать смысл речи.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Анализ домашних сочинений «Как я провел летние каникулы», чтение лучших сочинений, работа над ошибками.

2. Беседа о русском языке, чтение наизусть текстов о русском языке. Учащиеся объясняют смысл выученных высказываний.

III. Беседа «Что такое речь?».

– Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.

Учитель знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске):

– главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;

– общение – это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка (чтение, письмо и т. п.);

– общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме (говорящий или пишущий), и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая ее (слушающий или читающий). Эту мысль можно графически изобразить в виде рисунка-схемы:

Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока

Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока

Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока

ТОТ, КТО ПЕРЕДАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(говорит или пишет)

ТОТ, КТО ВОСПРИНИМАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(слушает или читает)

– человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль: то роль человека, передающего свои мысли, то роль человека, которому нужно понять чужую речь;

– с помощью языка человек может общаться не только со своими современниками, но и с людьми, жившими столетия назад, а также с нашими потомками;

– существуют две формы общения: устная и письменная. Преимущества последней состоят в том, что она является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениями, ибо письмо способно преодолеть пространство и время;

– особенность русского языка заключается в том, что он служит:

Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока

между людьми русской национальности

между людьми разных национальностей

между народами разных государств

2. Комментированное чтение лингвистических текстов в упражнениях 9, 10 на с. 7–8.

Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи и основные условия, необходимые для речевого общения.

Вопросы для обсуждения:

– При каких условиях речевое общение состоится?

– В каком случае речевое общение становится невозможным?

– Что такое речевое общение?

3. Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи.

1) Работа по таблице; учитель вместе с учащимися находят:

– смыслоразличительную роль звука (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол; точка; бочка; кочка, мочка, ночка, почка, дочка); морфемы

( Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока, Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока, Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока; Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока, Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока) и т. д.;

– орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец);

– морфологические средства (Оля больная – Оля больна; слово отцу – слово отца – слово отцам – слово отцов);

– орфоэпические средства (метрэ] – «единица длины» – метр [мэ] – «учитель, наставник»);

– интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…).

2) Далее учитель знакомит учащихся со способом языкового анализа:

Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока

к поискам средств
его выражения

Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Смотреть картинку Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Картинка про Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока. Фото Что такое речь 5 класс разумовская разработка урока

3) Выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа.

– Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.

– Как вы понимаете значение слова смысл? Какие синонимы можете подобрать к нему? Составьте словосочетания с этим словом.

– Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод.

– Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

– Попробуйте привести примеры, когда орфографические ошибки приводят к искажению смысла речи.

– Придумайте (и разыграйте) маленький диалог, один из участников которого неправильно понял мысль другого. Объясните, почему смысл речи был неточно понят. Сделайте вывод.

– Объясните, как изменяется смысл высказывания и языковые формы его выражения в каждом случае. (Предложения записаны на доске.) Прочитайте вслух каждое предложение, стараясь голосом передать его смысл.

Нина увидела окно. Нина: «Увидела окно».

Нина увидела окно? Нина: «Увидела окно?»

Нина увидела окно! Нина: «Увидела окно!»

Нина увидела окно?! Нина: «Увидела! Окно!»

Нина увидела окно. Нина: «Увидела – окно».

Нина, увидела окно? Нина увидела – окно.

Нина! Увидела окно? Нина увидела … окно. И др.

Учитель. Найдите на рисунке-схеме в упражнении 11 на с. 8 условия, необходимые для речевого общения.

Домашнее задание: параграф 3, упражнения 12, 13 (устно).

Источник

Конспекты уроков (1-10) по русскому языку 5 класс М.М.Разумовская

Конспекты уроков по русскому языку (1-10) 5 класс М.М.Разумовская

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков (1-10) по русскому языку 5 класс М.М.Разумовская»

Тема: Зачем человеку нужен язык. Язык и речь.

Тип: изучение нового материала

Задачи: *обеспечивать высокий уровень включенности обучающихся в учебную деятельность; * учить различать виды речевой деятельности

Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; * получить представление о языке, как знаковой системе, о лингвистике, как науке, о видах речевой деятельности.

*Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствие с целью.

*Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать свое суждение; использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебником.

*коммуникативные: воспроизводить содержание прослушанного текста, работать в группах

*осознавать эстетическую ценность русского языка, осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности

Приветствие учеников. Поздравление с началом нового учебного года. Знакомство.

Ознакомление с требованиями на уроках ря.

Приветствие учителя. Знакомство.

АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Предлагает рассмотреть форзац и страницы учебника, прокомментировать, какие темы будут изучены в первой половине года, как условные обозначения помогают ориентироваться в учебнике, какие сведения нужно обобщить в разделе «Повторение изученного»

Рассматривают учебник, делятся мыслями, комментируют условные обозначения, темы, которые будут изучены в первой половине года. Вспоминают темы, которые предстоит повторить и обобщить в начале 5 класса

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

*Упр.4. прочитать, объяснить, как понимают смысл предложений, сформулировать тему урока. Сделать записи в тетради. определить задачу урока.

*предлагает прочитать эпиграф к теме урока. Объяснить его. Записать

Читают упр4, объясняют смысл предложений, формулируют тему урока. Делают записи в тетрадь. В процессе обсуждения формулируют учебную задачу: определять роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка.

* читают эпиграф, что такое эпиграф. Объясняют смысл. записывают

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

* выполнить задание 2 к упр 4. Каждому ряду одно слово (объяснить смысл слова, подобрать однокоренные слова)

*упр.2. прочитать, поразмышлять, о чем он, подумать, какие функции выполняет язык

*Сделайте вывод о роли языка в жизни человека, опираясь на прочитанный текст

* Как вы думаете, как надо относиться к родному языку?

Познакомьтесь с высказыванием И. С. Тургенева (вынесено на доску), выразительно прочитайте его, поразмышляйте, запишите.

*1) отделять одно от другого. 2. нарушать связь, единство.

3) Вызывающий удивление, странный. дивный, удивлённый; дивиться, удивить, удивлённый, удивиться, удивлять, удивительно, удивлённо.

*выполняют упр2., размышляют, какие функции выполняет язык: передача мыслей, знаний; общение; передача накопленного опыта.

*делают вывод о роли языка в жизни человека.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Предлагает соотнести поставленную задачу урока с результатами урока, выявить возникшие затруднения

Отвечают на вопросы в поставленной учебной задаче: какова роль языка в жизни человека, какие функции выполняет язык. Оценивают результаты своей деятельности

Тема: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Тип: изучение нового материала

Задачи: *объяснить роль русского языка в современном мире

обучающие: Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.

развивающие: Дать понятие о месте русского языка среди других славянских языков, познакомить с создателем русской лингвистики М.В. Ломоносовым.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.

научиться работать с лингвистическим текстом.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я.

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой привычный русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, звонкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря «великим и могучим»

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нем жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Просит подумать, о чем это стихотворение

* Приветствуют учителя. Размышляют, обсуждают.

*Проверяет выполнение домашнего задания, выявляет затруднения, возникшие на прошлом уроке

Рассказывают о Ломоносове. Отвечают на вопрос: почему мы говорим о нём на уроке русского языка? Отвечают на вопрос: зачем человеку нужен язык? Язык позволяет людям думать

2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу.

3. Язык позволяет людям жить в обществе

4. Язык позволяет людям радоваться его красоте

Постановка учебной задачи

*Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

*Народы мира говорят на разных языках, гордятся своим языком. А что вы знаете о русском языке? — Откройте учебник на стр.6, прочитайте тему.

— Какую цель вы ставите перед собой на урок по этой теме?

*Объясните, как вы понимаете фразу Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит».

— Эти слова вы запишете в качестве эпиграфа к уроку.

-Что называется эпиграфом?

*2-3 учащихся отвечают

*Дети ставят цели, аргументируют. Записывают тему.

Отвечают на вопрос, аргументируют

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Упр. 1. С.6. какова основная мысль текста?

— Какая информация была для вас интересной, неожиданной? Запишите её.

— Обратите внимание на выделенные слова. Какая работа с ними вам предстоит?

— Докажите, что вы правильно выполнили задание.

— Что надо знать, чтобы не ошибиться при подборе однокоренных слов?

Читают, рассуждают, определяют основную мысль текста.

Записывают в тетрадь.

К 4-м словам подбирают однокоренные, выделяя корень.

Проверка работ с объяснением.

Знать значение слова, правописание.

Развитие учебно­-языковых и орфографических умений

В вашем учебнике, если вы обратили внимание, есть зашифрованные задания. Какие? (ЗСП)

— Откройте ЗСП-1, стр.4, посмотрите, как правильно надо выполнять такие задания.

— Работаем с первыми двумя словами.

— Чему учат такие задания?

Отвечают на вопрос.

О чём мы говорили на протяжении 2-х уроков?

— Откройте упр. 8, прочитайте задание.

— Какие вопросы у вас возникли?

— Как вы думаете, зачем мы знакомились с ЗСП перед выполнением этого задания?

Ответы: о роли языка

Чтобы помнить орфограммы.

Язык наш прекрасный –

То мощный и страстный,

В нем есть и усмешка, и мягкость, и ласка.

И рассказы, и сказки.

Люби и храни наш великий язык.

*Объясните, как вы понимаете стихотворение

*Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которая они для себя сделали на сегодняшнем уроке.

Дают ответы на вопросы

Не забывать о значимости речи

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Упр7., закончить зсп-1

Тема: РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Тип: Урок «открытия» нового знания.

Задачи: Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий – слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладеть культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета).

обучающие: дать понятие о монологе и диалоге, о речи устной и письменной; показать роль устного и письменного общения в жизни человека.

развивающие: показать роль устного и письменного общения в жизни человека; дать некоторые сведения из истории появления и развития письма.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку

Предметные: научиться выделять условия, необходимые для речевого общения, дифференцировать монологическую и диалогическую, устную и письменную речь.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

Личностные: формирование знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры России.

*Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

*Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. *отвечают д/з

1. Беседа «Что такое речь и условия, необходимые для речевого общения».

*Мы говорили с вами о том, что такое язык, что мы знаем о русском языке. Но ответьте мне на вопросы, а что такое речь? Как разделить понятия речь и язык? Являются ли они синонимами?

1. Пример для обсуждения.

Однажды в детский лагерь «Артек» приехали из далекого северного города Норильска два мальчика: Коля Дубов и Сережа Новиков. Рано утром Коля пошел к морю: не терпелось скорей увидеть то, о чем давно мечтал, – море. Подходит Коля к берегу и видит: море будто исчеркано белыми полосками – бурунами. Что такое? Может, тут большие учения проходят? Да нет! Это – дельфины! О чудо чудное! Играют, резвятся! Блестят на солнце их черные атласные спины. А как их много! Скорей! Скорей рассказать об этом ребятам!

Но… вот досада: на берегу никого нет. Помчался Коля к спортплощадке. Встречает мальчика. «Дельфины! В море – дельфины!» – говорит Коля. А мальчик, улыбаясь, отрицательно качает головой: «Не понимаю, мол».

«Иностранец, – догадывается Коля. – Вот незадача!» Видит: дедушка идет, с корзиной и цветами. «Наверно, садовник, – думает наш Коля и скорей к нему. – Дедушка, в море – дельфины!» А тот, показывая на свои уши, тоже отрицательно качает головой: не слышит… Ну что это такое?! Не с кем счастьем поделиться!

А вон Сережа-норильчанин. Тоже к морю бежит.

Сергей, я дельфинов видел! – кричит Коля.

Вон там, в море! Идем, я покажу!

Так речь наконец-то состоялась.

2. Вопросы для обсуждения. Почему Коле хотелось с кем-нибудь поговорить, пообщаться? (Видел дельфинов, есть что рассказать.)

Почему Коля пытался вступить в общение с мальчиком, с дедушкой? (Рассказать есть что, но пока некому.)

Почему не состоялось общение Коли с мальчиком-иностранцем? (У Коли и мальчика-иностранца нет общего для них языка.)

Почему не состоялось общение Коли с дедушкой? (Дедушка глухой, у него не функционирует один из каналов связи человека с окружающим миром – орган слуха.)

*актуализируют знания, полученные на прошлых уроках, рассуждают, отвечают на вопросы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *