Что такое речь разработка урока 5 класс
Класс: 5
Презентация к уроку
Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”
Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, беседа, постановка проблемных вопросов
Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Тема нашего урока: “Язык, речь и человек” (слайд №1).
Сегодня мы будем говорить о тесной связи трёх этих понятий. Итак, обратимся к первому слову нашей темы урока. В словаре можно увидеть множество значений слова “язык”, но нас будет интересовать язык как система словесного выражения мыслей, знаний, чувств, которая служит средством общения людей (слайд № 2).
Знаете ли вы, что в мире существуют и “бессловесные” языки, в которых слова не используются, но они тоже служат для передачи мыслей, знаний, чувств? Попробуйте привести примеры таких языков.
— Давайте посмотрим на экран. Например, свои чувства другому человеку человек может передать с помощью языка цветов (слайд № 3). Красная роза – это признание в любви, белые розы и лилии – знак чистоты, фиалка – верность, красный тюльпан – удача и т.д.
Существуют и другие “бессловесные” языки – язык музыки (слайд № 4), язык танца (слайд № 5), язык мимики (слайд№ 6), язык формул, языки программирования (слайд № 7). Есть также язык жестов (слайд № 8). Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен – “да”.
— Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё-таки “словесный” язык?
(Да, язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью писем, с помощью книг.)
— Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?
(Ребята перечисляют известные им языки)
— Вы назвали лишь малую часть языков мира. Посмотрите на экран (слайд № 9).
На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.
— Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Многие поэты и писатели воспели красоту русского языка в своих произведениях. Послушайте высказывание А.Н.Толстого (слайд № 10): “Дивной вязью русский народ плёл невидимую сеть русского языка, яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрела, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого”
— Запишите эти слова в тетради и объясните, какие особенности русского языка отметил автор строк (ученики записывают высказывание и объясняют отмеченные автором особенности русского языка).
— Ребята, а как нужно относиться к слову?
К слову нужно относиться бережно. Недаром поэт В.Шефнер писал:
Словом можно полки за собой повести.
— Запишите и объясните понравившиеся вам пословицы.
Над городом низко повисли снеговые____________. Вечером началась_____________. Снег повалил большими__________. Холодный ветер выл, как дикий____________. В конце пустынной и глухой___________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно__________. Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и___________ ей идти. На ней было плохое _____ с узкими рукавами, а на плечах _________.
— А теперь обратимся ко второму слову темы нашего урока “речь”. Она неразрывно связана с языком. Что такое речь? Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами (слайд № 13). Можно сказать, что язык – это “кладовая” речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь – это язык в действии, язык в работе (слайд № 14).
— Речь бывает устная и письменная (слайд № 15). Давайте определим, чем они различаются. Как вы думаете, какая речь появилась раньше?
(Вначале появилась звуковая речь. Это произошло примерно миллион лет тому назад. Значительно позже возникла письменность.)
— Какая речь есть у всех народов?
(Несомненно, звучащая (или устная). А вот своей письменности не имеют многие народы.)
— Какую роль играет письменная речь в человеческом обществе?
(Письмо – это величайшее изобретение человека. Без письменной речи люди не смогли бы сохранить идеи, знания, великие открытия, произведения искусства и многие духовные ценности исчезали бы бесследно. Письменность помогает удержать все те знания, которыми владеет человек.)
— Какой речью мы пользуемся чаще?
(Хотя ежедневно мы получаем информацию через письменную речь: читаем книги, газеты, журналы, тексты на дисплее, объявления, вывески рекламу и т.д., гораздо чаще мы пользуемся устной речью: когда слушаем кого-либо или когда говорим сами. Это наш звучащий язык.)
— Ребята, ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных (таких детей называют маугли). И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Как вы думаете, почему это происходило (слайд № 17)?
(Действительно, для развития ребенка необходимо общение с людьми. Самыми важными являются первые годы жизни ребенка, когда он общается с людьми (слайд № 18)).
— Ребята, мы можем сказать, что понятия “язык”, “речь” и “человек” тесно связаны?
(Да, роль языка в жизни общества огромна. Он прочно связан с человеком, так как является для людей важнейшим средством общения (слайд № 19)).
Давайте подведём итоги нашего занятия. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— в мире существуют “бессловесные” языки
— словесный язык универсален
— в мире множество языков
— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира
— речь бывает письменная и устная
— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек
— для развития человека необходимо общение с другими людьми
Дополнительный материал для урока:
Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем (слайд № 20). Попробуйте прочитать (текст с “абракадаброй” раздаем каждому ученику):
Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.
Чтобы выяснить, почему так происходит, обратились к специалистам и получили разъяснение:
— При обычном (быстром) чтении мы воспринимаем все слово целиком, не концентрируясь на каждой букве. Некоторые люди вообще читают по диагонали, воспринимая сразу всю страницу. Как выяснилось, мы воспринимаем логику фразы, а не каждое слово в отдельности. Мозг подтверждает правильность “догадки” по мозаике букв в слове, шаблон которого и смысл заложены в словарном запасе человека.
Домашнее задание: каждому ученику выдается карточка с цитатами о русском языке. Задание: объяснить (устно) все высказывания, списать одно (на выбор):
Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л.Н.Толстой.)
Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев.)
. Русский язык чрезвычайно богат, глубок для выражения простых, естественных понятий. В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов одного корня, но разных видов. (В.Г.Белинский.)
Конспект урока русского языка в 5 классе «Для чего нужна речь?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Р.Р. Для чего нужна речь?
Цели: дать учащимся представление о речи, речевой ситуации, научить видеть разницу языка и речи, уметь использовать формулы речевой ситуации
Оборудование: учебник «Русская речь». 5 кл., Е.И. Никитина
Тип урока: Урок изучения нового материала
1 Организационный этап.
2 Мотивационный этап
3 Творческая практическая деятельность.
— Какие условия необходимы для того, чтобы язык стал речью, то есть заработал как средство общения? Ответить на вопрос поможет воображение, которое позволит представить ситуацию на дороге. Может быть, вы и сами в такие попадали.
Вы с товарищем переходите улицу. Вдруг из-за угла выскакивает автомобиль, который ваш спутник ещё не видит. Вы хватаете товарища за руку и кричите: “Стой! Машина!”
Почему возникла речь? Назовите три условия, наличие которых заставляет человека говорить. Наводящие вопросы:
Почему сказанные слова возникли именно в данной ситуации?
Если бы рядом был англичанин, француз или глухой человек, имело бы смысл кричать то, что было произнесено в нашей ситуации?
Итак, есть три условия возникновения речи:
(пишущего и читающего)
владение одним и тем же языком
-Давайте послушаем вот такой разговор:
Серёжа вернулся из кино.
Что, хорошая была картина? – спрашиваю.
Ух, и здорово! – отвечает он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, понимаете, он его бах, а тот говорит: нет, тогда они стали кричать, а этот, ну, понимаете, как даст… Понимаете?
Понимаете ли вы Серёжу? Почему? Что ему можно посоветовать?
4 Выполнение упражнений
— А теперь откроем учебник развития речи на с.6 Упражнение 1,2 (учащиеся выполняют упражнения).
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.
— А кто понял разницу языка и речи?
— Ребята, что нового вы узнали на уроке? А что было для вас знакомым? Для чего нужна речь человеку?
7 Домашнее задание
Прочитать параграф 2 на с.9 учебника развития речи и выполнить упражнение 4.
Урок русского языка в 5 классе по теме «Что такое язык и речь?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, “слово”,
Развивать умение отличать значения данных слов в контексте.
Формировать навык работы со словарями.
Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: выставка словарей: несколько томов из “Словаря современного русского литературного языка”, “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля (несколько томов), “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (любые издания).
II. Вступительное слово учителя.
Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку.
Лев Успенский в своей замечательной книге “Слово о словах” пишет: “Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”.
(Запишите в тетради тему нашего урока “Язык и человек. Язык и речь”).
II. Выставка словарей на классной витрине.
Каждый из вас, ребята, может научиться писать так хорошо, как Лев Успенский, если с желанием, серьезно, с любовью будет изучать свой родной язык. А русский язык – язык великого народа, – один из богатейших языков мира. Пред вами несколько томов Словаря современного русского литературного языка. Всего таких томов семнадцать, и в них записано 120480 слов! Это великое богатство. Русский язык, как и другие языки мира, все время развивается, обогащается новыми словами. И каждое слово имеет свою историю. Узнавать историю слов, догадываться об их происхождении – очень увлекательное занятие. Вспомним рассказ К.Г.Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение, и это занятие доставляло ему большую радость. “Найдешь слову объяснение и радуешься!” – признавался он писателю.
Вот это один из томов словаря В.И.Даля, который точно называется “Толковый словарь живого великорусского языка”. В нем собрано 200 000 слов, пословиц и поговорок.
И, наконец, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, в который мы с вами будем заглядывать почти на каждом уроке.
А начнем прямо сейчас.
III. Словарная работа.
– Оказывается слово “речь” многозначное. Заглянем в словарную стаью.
Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.
Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
Публичное выступление. Выступать с речью.
– В толковом словаре есть словарная статья к слову “слово” – “единица речи”, “речь”. Оба эти значения неразрывно связаны.
(Аналогичная работа проводится со словом “язык”.)
– Слово “язык” тоже многозначное:
Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.
Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.
Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.
Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.
Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.
IV. Выборочный диктант.
– Мы познакомились со значениями слова “речь”. Давайте поучимся различать значения этого слова в предложениях. Запишем их и в скобках обозначим цифрой значение 1, 2, 3, 4 или 5.
1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.)
2) Об этом не может быть и речи. (4.)
3) У этого мальчика затруднительная речь. (1.)
4) Звучит многоязычная речь. (3.)
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью. (2.)
6) О чем речь? (5.)
– А в каком из этих пяти значений слово “речь” употреблено в теме нашего урока? (1.)
Вывод: Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться рассказывать и писать так, чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но и интересно.
– Кстати, книга Л.Успенского называется “Слово о словах”. В каких значениях слово “слово” употребляется в первом и во втором случае? (Речь о языке).
V. Работа с текстом “Язык”. (Текст должен быть распечатан для каждого учащегося.)
1. Чтение текста учителем.
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!
Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
2.Словарная работа ( Ксанф, Эзоп, Древняя Греция, предание).
3. Вопросы и задания:
– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?
– Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи.
– Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого?
“ Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”
– К чему призывает Л.Н.Толстой?
Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:
– Ты таким языком со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.
Ребята, я думаю всем понятно, в каких значениях употреблено слово “Язык”. Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.
VII. Домашнее задание. Подобрать пословицы и поговорки со словами “речь”, “язык” и “слово”.
Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Язык и речь. Формы речи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Замешаева Елена Иннокентьевна – учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 20 г. Улан-Удэ.
Предмет: русский язык. Класс: 5. УМК: Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.
Тема урока: Язык и речь. Формы речи.
Используемые средства: презентация, раздаточный материал (по набору слов на парту для создания предложения; столько же наборов предложений на отдельных полосках для создания текста; листочки для записи ответа).
Условные обозначения, используемые в конспекте урока:
Ở – учащиеся наблюдают, думают, самостоятельно формулируют мысль, отвечают, самостоятельно выполняют задание или что-либо выразительно читают;
ק – учащиеся делают запись;
▼ – следующий шаг (клик) в презентации;
жирным шрифтом выделено то, что записывается в тетрадь;
разрядкой выделены те слова, которые нужно произносить с особым логическим ударением;
! В конспекты уроков включено слово учителя в форме прямой речи, но без её оформления. Необходимость внесения готовых фраз продиктована тем, что самостоятельный подбор мог бы вызвать дополнительные траты времени при подготовке к уроку, но строгое оформление прямой речи значительно увеличило бы объём конспекта, что нежелательно. Отсутствие кавычек и знаков, свойственных для записи диалога, в некоторой степени компенсируется изменением размера шрифта.
I. Организационный момент.
Подумал ли кто-нибудь дома, с родителями или самостоятельно, о том, какие ещё функции есть у языка? ( Ở Говорят о функциях, которые не были названы на уроке, если таковые нашли. )
Сейчас мы соберём тетради, которые вы сегодня должны были принести: две из трёх пустых и с домашним заданием. Запишите на пустых только фамилию и имя в род. падеже, имя пишите полное. Сдавать будем по одной тетради, чтобы за несколько приёмов выработать некоторый навык и в дальнейшем собирать тетради быстро ( ребята подписывают две тетради из принесённых ). Делаем так: при сдаче соседи по парте должны положить свои тетради одна на одну посередине своей парты; затем ученик, сидящий ближе к окну, т. е. на 1-м варианте, разворачивается (с пустыми руками!) назад и дожидается тетрадей от соседей сзади; забрав, кладёт их на свою и своего соседа, затем все собранные тетради передаёт вперёд. Из второго и третьего захода можно устроить конкурс. Можно также о привычном для детей способе сдачи тетрадей поинтересоваться у учителя начальных классов и, если привычка выработана, воспользоваться их способом.
Пока дети пишут, нужно повторить эту запись на доске, чтобы в дальнейшем она была перед глазами и чтобы можно было периодически на неё указывать.
Теперь / тогда ( Выбор подчёркнутых слов зависит от того, смогли ли учащиеся сами придумать примеры. ) попробуем проиллюстрировать разницу между понятиями ( ▼ ; слайд 10 ) язык и речь вместе.
Рядом со звуками – ( ) части слов а, из которых образуются слова. Перечислите ( ▼ : появляется двоеточие ) части слова. ( Ở ) Верно, это различные ( ▼ ) приставк и, ( ▼ ) корн и, ( ▼ ) суффикс ы, ( ▼ ) окончани я.
На следующей полочке ( ▼ ) – правила изменени я слов, причём отдельно – существительного, отдельно – глагола и т. д., ведь у каждой части речи свои правила изменения.
И, наконец, языковая система не может обойтись без ( ▼ ) правил построени я, интони-рования и написания текста. Каждый раз, когда вы пишете сочинение, или письмо, или СМС, или пытаетесь кому-нибудь что-нибудь доказать, вы пользуетесь (успешно или не очень успешно) правилами построени я текста. Если при этом произносит е свой текст или читаете выразительн о стихотворение, значит, пользуетесь правилами интонировани я текста. Если текст записывает е, пользуетесь правилами написани я.
А что ещё взял Саша из языковой системы, чтобы высказать эту свою мысль ( указать на предложение )? ( Ở )
Далее помещённый текст придётся варьировать в зависимости от того, что и в каком порядке назовут дети; при этом, даже если правила построения, интонирования и написания предложений будут названы раньше, чем другие средства, необходимо оставить разговор о них напоследок, чтобы можно было перейти на следующий слайд, на котором по очередному клику откроется неправильно построенное предложение.
Если назовут звуки: Верно, ведь слова – это ещё и определённый набор звуков. Значит, Саша взял из системы языка в первую очередь некоторые звуки ( указать на слайде “звуки” ). А мы, записывая это предложение ( указать на слайде предложение ), взяли буквы ( указать на слайде “буквы” ).
Если назовут правила изменения слов: Да, конечно, но мы это уже обсудили.
Но двинемся дальше. Что ещё взял Саша из языковой системы для того, чтобы высказать свою мысль?
Если назовут правила построения, интонирования и написания текста: Тут вы неправы; эти правила мы используем только тогда, когда высказываем не одну мысль, а несколько, т. е. создаём не одно предложение, а два или более, и при этом создаём предложения, связанные по смыслу.
Итак, правила интонирования Саша использовал, причём правильно. Не использовал он только треть е из правил, здесь перечисленных ( указываем на верхний правый угол картинки ): правила написания предложений. Зато эти правила использовали мы. В чём они заключаются? ( Ở ) Мы написали Сашино предложение с большой буквы, без лишних знаков (запятых, тире и прочего), но нужный знак – знак завершения, точку, – мы не забыли. То есть всё сделали по правилам.
I V. Закрепление материала.
А теперь попробуйте выполнить несколько заданий. Выполни в их, вы убедитесь в том, что уже сейчас, по крайней мере в некоторой степени, умеете пользоваться системой средств словесного выражения мысли, т. е. языком. ( ▼ : слайд 15, появляется только номер задания. )
Остались два звука: [c] и [á]. Оба – в таком положении, что ошибиться в написании нельзя, значит, пишем то, что слышим ( ▼ ): с ( ק ) и ( ▼ ) а ( ק ).
Это первое задание, ребята, дано вам для того, чтобы показать, ка к мы используем имеющиеся в нашем сундучке, в нашей языковой системе, законы звучания и написания слов. Мы справились с заданием? (Да!) Это приятно? (Да!) Такой смайлик ( ▼ ) отразит наше настроение? (Да!)
На слайде ( ▼ : появляются слова. ) и перед вами на столах слова ( раздать по набору слов на парту; на карточках обязательно должны быть проставлены ударения в лиса и леса ): заглядывала, давно, наши, в, лис á , не, лес á (ударение проставлено только в тех словах, которые могут быть прочитаны двояко). Открываем задание ( ▼ : появляется задание ): используя данные формы слов (обязательно все), составьте предложение и запишите его в тетрадь. Работайте в парах. ( Дать время на составление предложения и запись. ) Когда закончите, поднимите руки. ( Ở : выполнение задания. ק )
Скажите, а почему предложения у вас получились разные? ( Ở ) Потому что языковые правил а – гибки е и позволяют выражать одну и ту же мысль по-разному. А ещё потому, что одними и теми же словами иногда можно выразить разные оттенки мысли или даже вообще разные мысли.
С заданием справились? (Да!) Значит ( ▼ : смайлик ), есть чему порадоваться!
Читаем задание ( ▼ : слайд 18, открываем первую половину задания. ): “Разместите предложения так, чтобы получилась связная, осмысленная речь, т. е. текст. Разделите текст на два абзаца”. Предложения, каждое отдельно, на полосках, раздаются детям по одному набору на парту (работа в парах). Каждое предложение должно быть пронумеровано так:
А таких было много.
Он любил море в любую погоду.
По своей воле Чик ни одного бы дня не пропустил, чтобы не выкупаться.
Чик одного никак не мог понять, почему эти люди живущие у моря, не любят ходить на море.
Тётушка тоже была такой.
Не трогая пока полоски, не смешивая их, сдаём листочки с вашими ответами (сдаём так же, как сдавали тетради). А теперь посмотрим на слайде, что должно было у вас получиться, и сопоставляем с собственным вариантом. По первому клику ( ▼ ) появляется ряд цифр: ‘4. 1. 5. Z 3. 2.’; по следующему ( ▼ ) – заголовок “Чик и море”. Имейте в виду, ребята, что заголовки могут быть и другие. И вот этот текст ( ▼ : слайд 19 ):
Чик одного никак не мог понять, почему эти люди, живущие у моря, не любят ходить на море. А таких было много. Тётушка тоже была такой.
По своей воле Чик ни одного бы дня не пропустил, чтобы не выкупаться. Он любил море в любую погоду.
2) повторить определение понятия “язык”;
3) выучить одно из определений понятия “речь” (то, которое кажется более ясным);
4) запомнить, какие бывают формы речи ( информация в тетради );
5) подготовиться к конкурсу на лучшее выступление по теме “Язык и речь” (можно группами, парами, по одному).
Предупредить: если при упражнении есть запись в скобках, но без плюса , это означает, что задание, данное в самом упражнении, не выполняем; выполняем только то, что записано в скобках.
Победители смогут выступить с этой темой перед другими классами.
На перемене можно загрузить слайды на флешку.
Ребята, носите флешки с собой: они в любой момент могут пригодиться.
VI. В оставшееся время.
Упражнения даются по учебнику: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
1. Бабайцева В. В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация / В. В. Бабайцева. – М.: просвещение, 1979. – (Библиотека учителя русского языка.)
2. Баранов М. Т. Обучение орфографии в 4-8 классах / М. Т. Баранов. – Киев: Раднянська школа, 1987.
3. Богородицкий В. А. Общий курс русской грамматики / В. А. Богородицкий. – М.; Л., 1935.
4. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.
5. Валгина Н. С. Современный русский язык. Синтаксис / Н. С. Валгина. – М.: Высшая школа, 2003.
6. Зарва М. В. Русское словесное ударение: Словарь. – Около 50 000 слов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
7. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. Пособие для учителя / В. Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 1975.
8. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: пособие для учителя. – 2-е изд., переработанное / В. В. Иванов, З. А. Потиха. – М.: Просвещение, 1985.
9. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения. – 2-е изд., / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – М.: Линка-Пресс, 1994.
10. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: уч. пособие для студ. пед. ин-тов, обучающихся по спец. № 2101 “Рус. яз. и лит.” / М. Р. Львов. – М.: Просвещение, 1988.
11. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – 2-е изд., испр. / М. И. Мещерякова. – М.: Рольф, 2001.
12. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; под ред. Р. И. Аванесова. – М.: Рус. яз., 1988.
13. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Ок. 25 000 единиц” / И. Л. Резниченко. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2003.
14. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе / Н. С. Рождественский. – М.: Учпедгиз, 1960.
15. Розенталь Д. Э. Современный русский язык. – 5-е изд., испр. / Д. Э. Розенталь. – М.: Айрис-пресс, 2003.
16. Розенталь Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации / Д. Э. Розенталь. –Челябинск: Юж.-Ур. кн. изд., 1994.
17. Текучёв А. В. Методика преподавания русского языка / А. В. Текучёв. – М.: Просвещение, 1980.
18. Текучёв А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе: Пособие для учителей. – 2-е изд., испр. и доп. / А. В. Текучёв. – М.: Просвещение, 1982.
19. Штоль А. А. Русский язык в таблицах: учеб.-справ. пособие. – 4-е изд., испр. и доп. / А. А. Штоль. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002.
20. Грамматика современного русского литературного языка / М.: Наука, 1970.
21. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова – М.: Академия, 2000.
22. Современный русский литературный язык: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. “Филология” / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др.; под редакцией П. А. Леканта – М.: Дрофа, 2000.
23. Современный русский язык / под редакцией Л. А. Новикова – С./П.; М.; Краснодар, 2003.