Что такое речевая компетенция

речевая компетенция

Смотреть что такое «речевая компетенция» в других словарях:

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Входит в состав коммуникативной компетенции. Означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. Следует говорить… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Речевая компетенция — См. Коммуникативная компетенция … Словарь социолингвистических терминов

Речевая компетенция — – свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

речевая компетенция — свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

КОМПЕТЕНЦИЯ РЕЧЕВАЯ — КОМПЕТЕНЦИЯ РЕЧЕВАЯ. См. речевая компетенция … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

речевая деятельность — Языковая способность (компетенция), речевое поведение говорящего Часть общественной деятельности человека. Активное использование языка говорящим, речевая способность которого также активна и динамична. Индивидуальность речевой деятельности… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

компетенция — (лат. competentia принадлежность по праву]. Круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Напр.: языковая К., речевая К … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Коммуникативная компетенция — – умение, способность решать задачи общения, реализовать цели общения посредством данного языка. Подразумевается лингвопрагматическое умение соотносить производимую речь с соответствующими речевыми событиями, учитывая условия и принятые правила… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

коммуникативная компетенция — умение, способность решать задачи общения, реализовать цели общения посредством данного языка. Подразумевается лингвопрагматическое умение соотносить производимую речь с соответствующими речевыми событиями, учитывая условия и принятые правила… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Источник

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Смотреть что такое «РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» в других словарях:

речевая компетенция — то же, что коммуникативная компетенция, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения … Толковый переводоведческий словарь

Речевая компетенция — См. Коммуникативная компетенция … Словарь социолингвистических терминов

Речевая компетенция — – свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

речевая компетенция — свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

КОМПЕТЕНЦИЯ РЕЧЕВАЯ — КОМПЕТЕНЦИЯ РЕЧЕВАЯ. См. речевая компетенция … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

речевая деятельность — Языковая способность (компетенция), речевое поведение говорящего Часть общественной деятельности человека. Активное использование языка говорящим, речевая способность которого также активна и динамична. Индивидуальность речевой деятельности… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

компетенция — (лат. competentia принадлежность по праву]. Круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Напр.: языковая К., речевая К … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Коммуникативная компетенция — – умение, способность решать задачи общения, реализовать цели общения посредством данного языка. Подразумевается лингвопрагматическое умение соотносить производимую речь с соответствующими речевыми событиями, учитывая условия и принятые правила… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

коммуникативная компетенция — умение, способность решать задачи общения, реализовать цели общения посредством данного языка. Подразумевается лингвопрагматическое умение соотносить производимую речь с соответствующими речевыми событиями, учитывая условия и принятые правила… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Источник

речевая компетенция

Смотреть что такое «речевая компетенция» в других словарях:

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Входит в состав коммуникативной компетенции. Означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. Следует говорить… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

речевая компетенция — то же, что коммуникативная компетенция, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения … Толковый переводоведческий словарь

Речевая компетенция — См. Коммуникативная компетенция … Словарь социолингвистических терминов

Речевая компетенция — – свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

КОМПЕТЕНЦИЯ РЕЧЕВАЯ — КОМПЕТЕНЦИЯ РЕЧЕВАЯ. См. речевая компетенция … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

речевая деятельность — Языковая способность (компетенция), речевое поведение говорящего Часть общественной деятельности человека. Активное использование языка говорящим, речевая способность которого также активна и динамична. Индивидуальность речевой деятельности… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

компетенция — (лат. competentia принадлежность по праву]. Круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Напр.: языковая К., речевая К … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Коммуникативная компетенция — – умение, способность решать задачи общения, реализовать цели общения посредством данного языка. Подразумевается лингвопрагматическое умение соотносить производимую речь с соответствующими речевыми событиями, учитывая условия и принятые правила… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

коммуникативная компетенция — умение, способность решать задачи общения, реализовать цели общения посредством данного языка. Подразумевается лингвопрагматическое умение соотносить производимую речь с соответствующими речевыми событиями, учитывая условия и принятые правила… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Источник

Статья о речевой компетентности

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Айман Ораловна Архипёнок,
учитель русского языка и литературы

1) круг полномочий какого-либо лица, предоставленный законом;

2) набор ЗУН по кругу вопросов, в которых хорошо осведомлен, для выполнения определенных работ (знания, навыки, способности, умения, усилия, стереотипы поведения). (Из словаря иностранных слов)

Если совсем коротко:

Говоря о компетенциях, следует помнить, что они не всегда (а точнее довольно редко) подразумевают нечто видимое. Как правило, компетенция описывает личностные особенности, обеспечивающие достижение результата.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Последние три года уделяю большое внимание развитию языковой и речевой компетенции учащихся. Как утверждает ученый – линвист В.В. Виноградов: «Высокая речевая культура человека, его хорошее знание и чутье языка – это самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности».

Этапы развития речевой коммуникации

Развитие речевой коммуникации школьников осуществляется поэтапно. На 1 этапе учащиеся могут под руководством учителя (1-2 кл) участвовать в урочном общении; давать полные ответы на вопросы и задавать вопросы; комментировать; делать простые сообщения логично и последовательно.

Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои мысли, чувства, стремления не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

На 2 этапе :
присутствует простота и четкость речевого высказывания, прослеживается умение высказаться ярко, прослеживается умение вступать в общение с собеседником.

Второе условие любого речевого высказывания – это наличие содержания, материала, т.е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

умение вести беседу в паре, в группе;

умение вести диалог;

умение участвовать в конференции, игре и т.д.

Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, речевых оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития – это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.

Источники приобретения коммуникативной компетентности:

— опыт народной культуры;

— знание языков общения, используемых народной культурой.

— опыт межличностного общения.

— опыт восприятия искусства.

Самореализация составляет одну из сторон жизнедеятельности человека и занимает значимое место в развитии и становлении личности. Она воплощается в деятельности и в отношениях с предметной и социальной средой.

1) у детей формируется умение общаться в устной и письменной форме, строить высказывания разных жанров;

2) школьники учатся чтению учебной книги, обращению к ней как к источнику знаний;

3) изучение каждой из сторон языка, во-первых, направляется коммуникативным мотивом (выявляется значение того или иного языкового средства, смысл и причины соблюдения определенных правила его использования), а во-вторых, способствует осознанному применению в речевой практике полученных знаний;

4) обращается пристальное внимание на значение изучаемых единиц языка, ребята учатся умело использовать их в речи.

Основные формы учебной коммуникации.

Развитие коммуникативных навыков школьников напрямую зависит от уровня развития активного и пассивного словарного запаса, развития умения строить предложения, высказывания различных видов.

Письма, поздравления или записки позволяют выявить трудные для детей задания (ведь чаще всего им не нравится то, что трудно), что позволяет планировать дальнейшую работу на уроках русского языка.

С 5 класса я продолжала учить учеников работе в паре и в группе. Эти виды работы, на мой взгляд, является одним наиболее эффективными. Они обеспечивают регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и значительно повышают речевую и мыслительную активность каждого ученика в благоприятных для него условиях при полной релаксации.

Далее в центре внимания – речевые вопросы. Работа начинается с изучения предложения как языковой и речевой единицы, дети учатся строить ответы на вопросы, вслушиваться в интонации, задумываться о предмете речи, строить предложения, соблюдать правила культуры общения. За это время дети делают заметный шаг в формировании умений, обеспечивающих речевую деятельность.

В чём я вижу повышение эффективности урока для развития речи?

Планируя урок, чётко представляю себе, с чем на данном уроке должны познакомиться учащиеся, что должно быть ими усвоено, чем они должны владеть на уроке практического применения. Эта целенаправленность определяет композиционную структуру урока, этапы и связи между ними, отбор материала, форму обратной связи. Применение всех компонентов учебной деятельности направляю на конечный результат.

Чтение и письмо — естественные продукты непрерывно растущей речевой компетентности ребенка.

Таким образом, коммуникативная (речевая) компетентность – это умения и навыки, необходимые для формирования программ речевого поведения сообразно целям, сферам и ситуациям общения.

4. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).

6. Манаенкова М.П. Речевая компетентность личности; содержание и структура. Журнал «Социально-экономические явления и процессы», 2014, №10.

Источник

Речевая компетенция: сущность и значение в учебной деятельности учащихся

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Речевая компетенция : сущность и значение в учебной деятельности учащихся

В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция / компетентность».

Вопрос о компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией российского образования. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.

Компетентность – это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере [Голуб, с. 34].

В идеале перед образованием стоит задача формирования у учащихся компетентностей в различных сферах деятельности, но из-за недостатка опыта, приобретаемого учениками в процессе обучения в школе, у них можно формировать лишь набор компетенций как основу будущей социальной компетентности.

В целом компетенция:

— в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней;

— в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов;

— в отличие от навыка – осознана;

— в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач [Бобиенко, с. 113].

отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;

быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;

задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;

задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;

быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;

соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;

представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля [Голуб, с. 60].

В современном российском обществе необходимость формирования речевой компетенции на всех уровнях образовательной системы становится все более очевидной. Во многом такая актуализация обусловлена тем, что развитие речемыслительной деятельности в процессе и в результате обучения обеспечивает личности успешную социализацию, когда она, стремясь быть представленной со своими особенностями и отличиями, проявляет потребность быть принятой социумом. Зависимость между речевой культурой личности, ее общей культурой, возможностями получения полноценного образования и перспективами духовного, социального, профессионального роста не вызывает сомнений [Кабардов, с. 35].

Без приобщения к речевой культуре общества невозможно формирование и развитие образованной личности, поэтому сегодня основной задачей всех, кто организует гуманитарную образовательную среду, является формирование речевой компетенции. Также и в контексте компетентностного подхода в современной образовательной парадигме формированию речевой компетенции придается большое значение. По мнению ученых и руководителей различных организаций, современный выпускник школы должен быть не только образованным, но и должен проявлять внимание к собственной речевой культуре, которая является обязательным компонентом его личностного становления.

В «Новом словаре методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)» отмечается, что «речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции. Означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. Однако речевая компетенция, как и языковая компетенция, является не самоцелью, а промежуточным звеном на пути к коммуникативной компетенции. Она подлежат усвоению в объеме, необходимом и достаточном для решения задач взаимодействия в процессе общения в соответствии с нормами изучаемого языка, узусом и традициями культуры этого языка. Содержание речевой компетенции для разных уровней и этапов обучения зафиксировано в государственных образовательных стандартах» [Азимов, с. 240].

В отношении речевой компетенции в научной литературе наблюдается значительная вариативность определений.

Речевая компетенция в языковедческих исследованиях понимается как уровень владения основными умениями и навыками всех видов речевой деятельности в жизненно важных для данного возраста сферах и жанрах общения [Кабардов, с. 36]. Лингвисты рассматривают речевую компетенцию как умение создавать и понимать различные типы дискурса и поэтому называют речевую компетентность дискурсивной.

Феноменальность речевой компетенции обусловливает динамику ее междисциплинарного характера: понятие «речевая компетенция» выходит за рамки лингвистической науки и прочно входит в понятийный аппарат психологии и педагогики. Понятие речевой деятельности было введено и обосновано в советской и мировой науке Л. С. Выготским и развито его школой (Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия). Л. С. Выготский считал, что речь должна рассматриваться в качестве акта человеческой деятельности как средство общения, высказывания и понимания. В речевой деятельности он видел возможность социального становления человека и всех его познавательных сил.

Языковое образование обязательно должно включать три составляющие: формирование языковой (лингвистической) компетенции (научные знания о языке), речевой компетенции (владение функциональными регистрами русского языка), коммуникативной компетенции (способность эффективно использовать все языковые средств для осуществления успешной коммуникации в разных сферах общения). Речевая компетенция занимает особое место среди компонентов лингвистического образования: является важным связующим звеном между языком как системой знаков и символов (языковой компетенцией) и успешной коммуникацией (коммуникативной компетенцией) [Казанцева, с. 11].

В работах по педагогике речевая компетенция трактуется двояко: как знания, умения и навыки, необходимые доя понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного полям, сферам, ситуациям общения, и как совокупность знаний о системе языка, его функциях, устройстве, умения и навыки нормативного использования языковых средств для достижения орфографической, пунктуационной и речевой грамотности [Манаенкова, с. 273].

В работах Л. В. Казанцевой, которые посвящены изучению речевой компетенции учителя иностранного языка, под речевой компетенцией понимаются знания, умения, навыки и полномочия педагога обозначать оптимальное решение проблематики урока иностранного языка. Исследователь в понятие речевая компетенция включает следующие его характерные признаки: концептуальный опыт, который выражается в обозначении идей, деятельностный опыт, выражающийся в обозначении действия и сенсорный опыт, обозначающийся сенсорикой. Определяя место речевой компетенции учителя иностранного языка в профессиональной компетенции учителя, Л. В. Казанцева использует, на наш взгляд, точную метафору, называя речевую компетенцию «айсбергом», причем речевая компетенция является не только «надводной частью» профессиональной компетенции, но и глубинными сферами профессионального мышления и управления процессами обучения и воспитания [Казанцева, с. 18].

Справедливости ради следует отметить, что объем понятия речевая компетенция в специальных исследованиях не всегда определяется корректно. Например, С.Н. Митина, исследуя проблему формирования речевой компетенции будущего учителя, включает в анализируемое понятие, помимо собственных коммуникативных умений, также знание основных понятий лингвистики [Митина, с. 32]. В анализируемой точке зрения наблюдается явное смешение основных компетенций языкового образования: языковой (лингвистической) компетенции, речевой компетенции и коммуникативной компетенции.

Анализ специальных работ, посвященных исследованию интересующих нас вопросов, позволил сделать вывод о том, что проблема формирования речевой компетенции, или речевой компетентности по другой терминологии, более проработанной является применительно к процессу организации изучения иностранного языка. Интересные исследования появляются по исследуемой проблеме в работах, посвященных изучению процесса обучения русскому языку как иностранному (например, М. В. Всеволодовой).

В концепциях лингвометодистов мы находим разные дефиниции речевой компетенции. В рамках традиционной лингвистики речевая компетенция может трактоваться узко: как сумма актуализированных в речевой деятельности знаний и умений в сфере ортологии, стилистики, риторики и прагматики. Учитывая возможность речевой репрезентации как в устной, так и в письменной форме, где письменная речь представляет собой процесс кодирования устной речи с помощью графических знаков (то есть процесс вторичного кодирования), отмечается, что качество речевой компетенции, отражающейся в письменных текстах, также определяется орфографическими и пунктуационными навыками. Тем не менее, орфография и пунктуация характеризуют знаковое оформление речи, а потому в определенной мере вторичны и относятся скорее к сфере языковой компетенции, связанной с изучением языка как структурированной системы.

Важно отметить, что р ечевая компетенция школьников выявляет уровень овладения всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся школы. Она базируется на умении отвечать на вопрос на литературную тему в устной и письменной форме, умении отбирать необходимый и достаточный материал (полнота содержания ответа), умении цитировать художественный текст, умении формулировать тезисы, выдвигать аргументы и комментировать их (глубина содержания ответа). Речевая компетенция характеризует правильность, точность, выразительность, богатство, эмоциональность авторской речи школьника [Мардаева, с. 120].

Важнейшими составляющими речевой компетенции является:

— умение строить самостоятельное речевое высказывание;

— умение строить свое высказывание в соответствии со структурой рассуждения, делать обобщения и выводы (рассуждение как доминирующий тип речи);

— умение соотносить с доминирующим типом речи другие типы речи [Полухина, с. 30].

Формой контроля данного типа компетенции является ответ на вопрос на литературную тему, отзыв о прочитанном, решение литературных задач или выполнение задания на литературную тему, анализ эпизода, лирического стихотворения, рецензия, сочинение, эссе и др.

Рассмотрев различные понятия и сущность речевой компетенции, обратимся далее к описанию значимости данной компетенции для учебной деятельности школьников в процессе обучения в школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивает важность формирования всех видов речевой деятельности, определяющих способность осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово, грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия речевого общения. Недооценка таких видов речевой деятельности, как аудирование и чтение, приводит к тому, что ученик не может полностью овладеть навыками говорения и письма.

Образовательный процесс обучения школьников в школе построен на речевой деятельности. В этой деятельности выражены все ее особенности: восприятие речи другого, выражение своей речи учителем и учащимися, воздействие на соучастников учебной и внеучебной деятельности при помощи логических и экспрессивных форм речевой деятельности. Речевая деятельность пронизывает весь образовательный процесс, потому что:

— является средством познания школьников;

— является выражением их познавательной деятельности;

— является основой различных межличностных отношений;

— способствует становлению школьника как субъекта учебной деятельности, а значит и его компетентности [Романова, Филиппов, с. 210].

Поэтому необходимо так организовать педагогический процесс в школе, чтобы процесс формирования речевой компетенции стал более эффективным. Успешное формирование речевой компетенции должно стать одной из основных задач не только при изучении речеведческих дисциплин, но и всех других дисциплин, изучаемых в средней школе: любая учебная дисциплина целью своей должна ставить развитие речевой деятельности учащихся с учетом особенностей конкретной дисциплины, индивидуальных способностей каждого ребенка.

Задачей каждого учителя является использование речевой деятельности в образовательном процессе для формирования важнейших личностных образований обучающихся, подводящих их к активной позиции субъекта в учебной деятельности [Сковородников, с. 226]. Сегодня для всех очевидным является то обстоятельство, что формированию речевой компетенции школьников необходимо уделять больше внимания в системе среднего полного образования, ведь она обусловливает, с одной стороны, личностное развитие школьника, а с другой, уровень развития общества в целом.

Общие задачи языкового образования в школе состоят в формировании речевой культуры личности, развитии коммуникативной компетенции. Основная идея школьного курса русского языка и литературы заключается в обеспечении единства языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся. Становление языковой личности обеспечивается формированием языковой, лингвистической, коммуникативной и речевой компетенции, которые являются структурными компонентами содержания обучения. Если лингвистическая компетенция предполагает знание о языке как об общественном явлении и постоянно изменяющейся системе, а языковая включает знание единиц языка и умение их реализовывать в речи, то коммуникативная и речевая компетенции проявляются в умениях и навыках, которые будут востребованы в процессе общения.

На уроках русского языка и литературы с целью формирования речевой компетенции необходимо развивать следующие умения и навыки:

работать с текстом;

четко и логично высказывать свои мысли;

формулировать тезисы и приводить аргументы;

участвовать в диалоге, дискуссии;

композиционно оформлять свою речь;

воспринимать и анализировать речь других и т.д. [Торошов, с. 80]

Формирование речевых умений, раскрывающих общественную природу человека, жизненно необходимо для его полноценной деятельности в социуме. Целенаправленная, последовательная и систематическая работа позитивно влияет на формирование соответствующих речевых умений, способствует формированию речевой компетенции и становлению языковой личности.

Система упражнений по формированию речевой компетенции должна включать упражнения, способствующие:

а) изучению теоретического материала:

б) развитию навыков подготовки речи;

в) обогащению лексического запаса учащихся;

г) формированию умений и навыков работы с текстом;

д) формированию умений и навыков устанавливать контакт со слушателями и управлять аудиторией.

Процесс формирования речевой компетенции имеет длительный, многоэтапный характер: предъявление речевой или поведенческой модели; имитация образца; отсроченное воспроизведение; твердое запоминание; свободное использование в новых условиях. Формирование изучаемой компетенции происходит с последующим и постепенным увеличением доли самостоятельной творческой работы учащихся при использовании системы упражнений комплексного характера.

Значение речевой компетенции для учебной деятельности обучающихся можно отобразить и в виде функций речевой компетенции, к которым относятся:

— информативная (сообщение, выражение);

— стимулирующая (мотивационная) [Сковородников, с. 225].

При этом важно отметить, что в реальном образовательном процессе школы все функции взаимосвязаны и могут переходить одна в другую.

Информативная функция речевой компетенции связана с передачей и присвоением информации (получением знаний, овладением умениями и навыками) в образовательном процессе школы и созданием благоприятной среды для успешности педагогического процесса. Информационная функция речевой деятельности предполагает еще и информационную функцию речевой компетенции, которая заключается в том, чтобы полученная учащимися информация приобрела личностный смысл. Ценность информации возрастает в зависимости от ее востребованности в конкретных жизненных ситуациях и обстоятельствах.

Коммуникативная функция речевой компетенции заключается в умении адекватно сложившейся учебной ситуации выбрать речевые средства. Прежде всего, это разнообразие арсенала речевых умений и адекватность их выбора относительно сложившейся ситуации.

Стимулирующая (мотивационная) функция речевой компетенции обусловлена ценностно ориентированным отношением к обучению. Стимулирующая функция проявляется в речевом поведении. Направленность речевого поведения зависит от уровня сформированности речевой компетенции ребенка.

Заканчивая данный параграф исследования, можно сделать следующие выводы.

Речевая компетенция является одной из ключевых среди личностных компетенций человека, поэтому вопросы ее формирования требуют особого внимания современного образования. Результатом образовательного процесса в современной школе должен стать выпускник, у которого сформированы все необходимые компетенции.

Под речевой компетенцией обучающегося средней школы понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие.

Значение речевой компетенции для учебной деятельности обучающихся велико, поскольку она выполняет четыре важные функции: познавательную, информативную, коммуникативную и стимулирующую.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *