Что такое речевая стратегия

Речевая стратегия

Смотреть что такое «Речевая стратегия» в других словарях:

Речевая стратегия — Речевая стратегия относится к одним из важнейших социальных действий (общение в общем), характеризует личность в том или ином коллективе. В современном обществе, личность как речевой стратег выбирает и добивается для себя путь развития и… … Википедия

РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ — РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ. Планируемый процесс речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личности коммуникантов, а также реализация плана в процессе общения. Р. с. представляет собой комплекс речевых действий, направленных на… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

речевая стратегия — См.: речевое поведение … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Речевая стратегия — См.: Речевое поведение … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Коммуникативно-речевая стратегия — магистральная линия речевого поведения, избранная коммуникантом для выполнения коммуникативной задачи, достижения своей главной цели в речевом взаимодействии и характеризующаяся установлением определенных отношений между участниками речевой… … Педагогическое речеведение

РЕЧЕВАЯ ТАКТИКА — РЕЧЕВАЯ ТАКТИКА. Конкретный этап осуществления речевой стратегии, речевой акт. Например, регулятивная стратегия (речевое управление поведением партнера) выражается в Р. т. приказа, пожелания, совета … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Коммуникативно-речевая тактика — (Риторическая) система коммуникативно речевых приемов или риторических форм, в совокупности выполняющих ту или иную функцию, служащую наряду с другими для реализации одной из коммуникативно речевых стратегий. Термин риторический понимается здесь… … Педагогическое речеведение

Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Иссерс, Оксана Сергеевна — Оксана Сергеевна Иссерс Дата рождения: 24 июня 1955(1955 06 24) (57 лет) Страна … Википедия

Источник

Речевые стратегии

Можно по-разному классифицировать пресуппозиции, но мне кажется удобнее дать вам наиболее часто используемые речевые стратегии – это словесные приёмы с использованием как пресуппозиций, так и некоторых других подходов. Речевые стратегии, как частные случаи пресуппозиций, позволяют незаметно «направлять» человека в нужную сторону.

1. Трюизмы.

Что такое речевая стратегия. Смотреть фото Что такое речевая стратегия. Смотреть картинку Что такое речевая стратегия. Картинка про Что такое речевая стратегия. Фото Что такое речевая стратегия

Трюизм – это (как бы) совершенно истинное утверждение:

— Каждый человек хоть когда-нибудь спит.
— Все мы можем что-нибудь забыть.
— Москва – столица России.
— Вы можете сесть на этот стул.

Несмотря на свою простоту, трюизмы очень хорошо действуют и весьма эффективны. Если вы, например, хотите помочь человеку измениться, вы можете начать с фразы:

– Все люди могут меняться.

Против такой конструкции обычно никто возразить совершенно не в состоянии. Потому что действительно, люди могут меняться. Но Клиент-то тоже человек, следовательно, и он на это способен.

Трюизм помогает направить человека в нужное вам русло, задать нужное направление движения его мысли.
— Бизнесмены подписывают контракты.
— Люди покупают стиральные машины.
— Супруги не только ссорятся, но и мирятся.

Еще один способ использования трюизма – вызвать доверие к последующим утверждениям. То есть подстроиться.
Ты постоянно меняешься. Тариф «Индивидуальный» меняется вместе с тобой.
Для этой цели очень часто используют поговорки или пословицы, которые мы просто по привычке воспринимаем как некую истину:
— Кто рано встает, тому бог дает. Если вы придете ночью или рано утром, то вы сможете купить товар дешевле.

При формулировке трюизмов используют два подхода.
Вы можете говорить о том, что в данный момент скорее всего происходит с человеком или что он может проверить:
— Ты сидишь на стуле.
— В этой комнате белый потолок.
— Сейчас весна.
Неплохо так же добавить глаголы «можешь» или «способен» (модальные операторы возможности):
— Ты можешь почувствовать своё дыхание.

Так же вы можете говорить максимально общие фразы, эти самые общепринятые истины, против которых совершенно нечего возразить.
— Люди делают покупки.
— Все мы иногда делаем ошибки.
Здесь тоже хорошо употреблять модальные операторы возможности.
— Люди могут легко обучаться.
— Люди способны на совершенно неожиданные вещи.

2. Допущения.

Что такое речевая стратегия. Смотреть фото Что такое речевая стратегия. Смотреть картинку Что такое речевая стратегия. Картинка про Что такое речевая стратегия. Фото Что такое речевая стратегия

Как только вы сядете на стул, вы почувствуете себя лучше.

Здесь вы предполагаете, что если произойдет одно событие (сядете на стул), то после него произойдет и другое (почувствуете лучше).
Ваша задача – связать между собой может быть и не связанные вещи: событие, которое скорее всего произойдет (или мотивацию) и то, что вы хотите получить.
Сразу после того как вы выйдете за дверь, вы почувствуете себя намного лучше.
Для бессознательного эти две вещи становятся единым целым. И если происходит одно событий – автоматом происходит и второе.

При этом связывание с событием, которое скорее всего произойдет, действует более жестко – включается последовательность действий. Если же в виде «морковки для осла» вы используете мотивацию, то здесь вы просто усиливаете желание двигаться в заданном направлении: «Если хочешь быть здоров, занимайся спортом».
Но работает и то, и то, просто по разному.

Наиболее часто употребляемые конструкции в допущениях:

как только,
после того, как;
сразу, как;
если, то;
когда;
прежде, чем;
несмотря на то, что.

В то время, как вы будете чистить зубы, вы вспомните что-то важное.
Если вы все сядете, то мы быстрее начнем занятие.
Прежде чем купить эту вещь, внимательно её рассмотрите.
Если человек будет рассматривать эту дурацкую вещь просто автоматом следует, что он ее купить все-таки захочет.
Если пойдешь в комнату, закрой окно.

Допущения можно сделать вообще без связующих слов, только за счёт интонации: «Пойдёшь в комнату, закрой окно».

Мотивация

НО! Можно так же связывать между собой желательное действие и мотивацию:
Поскольку вы хотите закрепить материал еще лучше, то к следующему разу принесете выполненное домашнее задание.
Здесь уже связывается мотивация «закрепить материал еще лучше» и то, что вы хотите получить: «принести выполненное домашнее задание».

Учтите, что оба варианта связывания (с событием и с мотивацией) работают по разному. Связь с событием более безусловна и бессознательна, это как выключатель: вышел за дверь – вспомнил о домашнем задании. И у этого способа есть большой плюс ­– можно привязывать то, что человек сознательно делать пока не в состоянии: обезболивание головы и зубов, создание нового поведения:
Как только ты сядешь на стул, твоя головная боль пройдет.

Связь с мотивацией более осознанна, но в то же время может быть (если подобрана корректная мотивация) и более мощной. В данном случае она работает не только на то, чтобы человек «вспомнил», но и на то, чтобы он это сделал.

3. Противопоставления.

Что такое речевая стратегия. Смотреть фото Что такое речевая стратегия. Смотреть картинку Что такое речевая стратегия. Картинка про Что такое речевая стратегия. Фото Что такое речевая стратегия

Если в допущениях вы связывали между собой два события, то есть две статичные вещи, то здесь вы уже связываете между собой два процесса (может быть даже ведущие в разные стороны – потому и противопоставления):
Чем больше сомнений, тем легче выбор!
И хотя вроде бы сомнения облегчению выбора не особо должны способствовать, здесь эти вещи связаны одной веревочкой, и усиление одного приводит к усилению другого.

В противопоставлениях используются союзы:

чем. тем
насколько. настолько

Чем больше вы отвлекаетесь, тем внимательнее слушаете.
Чем внимательнее вы прочтёте договор, тем быстрее вы примете решение.
Чем сильнее болит голова, тем быстрее боль проходит.
Насколько больше ты потратишь времени на изучение, настолько лучше ты будешь знать этот предмет.
Не факт, но как работает!

Хотя можно к действию привязать и событие, но это менее удобно.

— Скидки! Чем больше вы тратите, тем больше экономите.
Чем цена выше, тем товар лучше.

В противопоставлениях, как и в допущениях, тоже можно использовать мотивацию:
Чем быстрее вы подпишите договор, тем раньше мы начнём поставки.
Чем сильнее вы боитесь попасть в армию, тем усерднее вам придётся заниматься.
Чем сложнее задача, тем больше удовольствие от решения.
Насколько дольше путь к цели, настолько слаще победа.

4. Вопросы.

Что такое речевая стратегия. Смотреть фото Что такое речевая стратегия. Смотреть картинку Что такое речевая стратегия. Картинка про Что такое речевая стратегия. Фото Что такое речевая стратегия

Осознаете ли вы, что уже лучше начали понимать, что такое пресуппозиции?

Еще одна ловушка. Здесь предполагается что вы уже понимаете что такое пресуппозиции, просто не осознаете. Сознание будет искать ответ на вопрос, а для бессознательного “понимание пресуппозиций” становится истиной. В этих вопросах чаще всего используются глаголы «осознания»:

осознаете
понимаете
знаете
замечаете
обратили внимание
вспоминаете

А так же любые вопросительные слова:

зачем
почему
за что
как
когда
где

За что вы любите наш ресторан?
Нет классического вопроса «любит – не любит», есть вопрос «за что»?

– Вы уже понимаете, что делаете все с каждым разом лучше и лучше?
Лично я не знаю, что конкретно вы там делаете, но вне зависимости от ответа, вы делает это лучше, даже не знаю по сравнению с чем.

Замечаете ли вы наступающие изменения?
Все уже заметили, что с вами что-то не так – как то вы изменились, что-то наверное с вами произошло. Вопрос только в том, заметили ли это вы сами. Изменений то может еще и не быть, но если человек начинает их искать, он их обязательно найдет – а это означает, что они появятся.

– А вы знаете, что у Васи перхоть?
Нет вопроса в том, есть ли перхоть у Васи, вопрос только в том, дошла ли эта «страшная» новость до вас.

Осознали ли вы всю мощь этих стратегий?
Зачем вы так много времени уделяете обучению подчинённых?
Почему вы посвящаете так много внимания тренировке?
Где вы научились так хорошо высказывать свои мысли?

5. Оценка.

Что такое речевая стратегия. Смотреть фото Что такое речевая стратегия. Смотреть картинку Что такое речевая стратегия. Картинка про Что такое речевая стратегия. Фото Что такое речевая стратегия

— Мне нравится, как вы сегодня хорошо выглядите.
Здесь способ маскировки очень простой – внимание слушателя смещается на оценку ситуации говорящим (пишущим), а сама ситуация становится вроде как истинной.
В этой стратегии чаще всего используются оценочные слова:

важно
нужно
странно
нравится
любопытно
раздражает
удивляет
сомневаюсь
уверен
хотел бы

Хотел бы я принимать решения, так же быстро, как ты.
Вы принимаете решения быстро. Особенно, когда это нужно мне.

— Всех удивляет качество этого фотоаппарата.
Качество этого фотоаппарата – это истина. И она такая поразительная для всех.

— Я уверен, что вы придёте завтра вовремя.
Придёшь вовремя, никуда не денешься.

Странно, что вы обратили на это внимание.
— Меня бесит твоё упорство.

Как человек отреагирует на отрицательную оценку?
Скорее всего бурно. И совершенно не обратит внимание на встроенную команду: как оценивать его поведение. При чём не обязательно, чтобы оценка была отрицательной – скорее она должна быть просто неожиданной.
— Меня восхищает, как эта фирма может всё испортить.

6. Изменения во времени

Что такое речевая стратегия. Смотреть фото Что такое речевая стратегия. Смотреть картинку Что такое речевая стратегия. Картинка про Что такое речевая стратегия. Фото Что такое речевая стратегия

— Господин прокурор, вы действительно считаете, что на любой вопрос можно ответить только словами «Да» или «Нет»?
— Да!
— Вы продолжаете избивать свою жену по утрам?

Здесь фокус внимания смещается на то, как процесс развивается во времени (начинается, продолжается, заканчивается). А наличие самого процесса пресуппозируется.
— Вы продолжаете выздоравливать.

Наиболее часто используются слова:

начать
продолжать
заканчивать
до сих пор
уже
еще
всё еще

— Продолжайте внимательно читать этот текст.
Пресуппозиция: вы внимательно читаете этот текст.

— Вы все еще хотите купить эту вещь?
Пресуппозиция: вы хотите купить эту вещь.

— Вы уже готовы?
Пресуппозиция: вы готовы.

До сих пор мы успевали.
Пресуппозиция: мы успевали.

— А ещё мы можем предложить дополнительные скидки.
Пресуппозиция: мы уже что-то предложили.

7. Ложные выборы.

Что такое речевая стратегия. Смотреть фото Что такое речевая стратегия. Смотреть картинку Что такое речевая стратегия. Картинка про Что такое речевая стратегия. Фото Что такое речевая стратегия

— Вы хотите купить стиральную машину или холодильник?
— Вы предпочитаете погрузиться в транс быстро или медленно?
— Вам арбуз вырезать или возьмете так?

Здесь вы предлагаете человеку выбор, который не важен. Важно то, что стоит за этим выбором. Вам не важно, хочет человек, чтобы арбуз был вырезан, или нет – вам важно, чтобы его у вас купили. Но язык великая вещь – вы взяли и сместили акценты, вы сконцентрировали человека на выборе: вырезать или нет. А вопрос «покупать или нет» отпал сам собой.

А какая тут пресуппозиция?

Давайте подумаем, какая пресуппозиция стоит за данной конкретной фразой:
— Ты сходишь в магазин до или после фильма?
Пресуппозиция: сходишь в магазин. Ложный выбор: до или после фильма? Вам же здесь нужно создать не выбор, а иллюзию выбора. Вы смещаете фокус внимания с действия, на обстоятельства его совершения.

— Ты подтвердишь своё участие сегодня или завтра?
— Куда бы ты хотел поехать в отпуск: в Испанию или на Кипр?

Ложные выборы – это только вопросы?
Не обязательно, хотя при разговоре удобнее всего представлять их именно в виде вопросов. Человеку кажется, что раз он активен, раз он отвечает на вопрос, он сам совершает выбор. Но это можно сделать и в утвердительной форме:
— Теперь вы можете купить наше средство как в большой, так и в маленькой упаковке.
Это работает менее жестко, но принцип тот же.

8. Все выборы.

Что такое речевая стратегия. Смотреть фото Что такое речевая стратегия. Смотреть картинку Что такое речевая стратегия. Картинка про Что такое речевая стратегия. Фото Что такое речевая стратегия

— Вы можете войте в транс медленно, вы можете вообще не входить в транс, но я думаю, что вы войдете в него очень быстро.

Вы перечисляете все возможные выборы. НО! Здесь вы просто выделяете то, что хотите получить невербально – голосом, интонаций, движением руки. И это остается в подсознании.
При этом нежелательный результат вы описываете с грустью и сомнением, всем своим существом показывая, как вы с ним не согласны, но. Честность требует сообщить и об этом варианте. А наиболее желательный результат выражается подчеркнуто и с максимально положительной невербаликой.

— А здесь какая пресуппозиция?
А здесь ее и нет. В этой речевой стратегии нужный вариант поведения выделяется положительной невербаликой (а нежелательный – отрицательной). И бессознательно предложенный выбор будет предпочтительней. Например, вы можете сказать:

— Ты можешь долго думать об этом, (с нормальной интонацией, голова неподвижна).
можешь выкинуть это из головы, (покачивая головой «Нет» и поджимая губы)
а можешь быстро принять решение. (кивание головой «Да» и улыбаясь)

— А можно выделять только при помощи речи?
Можно. Особенно в тексте. Но в речи невербальное выделение будет работать намного лучше.
— Ты можешь сделать все завтра, можешь вообще ничего не делать, но я надеюсь, что ты сделаешь это сегодня.
В данной фразе нежелательный вариант подчеркнут конструкцией «вообще ничего» – то есть если ты не делаешь этого, то считается, что ты вообще ничего не делаешь. А желательный вариант усилен словом надеюсь. Точно так же, как в самом первом примере про транс, он был усилен словом «думаю«.

— Есть ли разница, где находится нужная фраза: в начале, середине или конце?
Есть. Запоминается начало и конец фразы, а середина как бы «пропадает». То есть наиболее вам предпочтительный вариант должен находиться в начале или в конце:
— Ты можешь сделать домашнее задание завтра, ты можешь его списать, но лучше если ты сделаешь его сегодня.

— А всегда должно быть три выбора? Возможно ли их два или пять?
Два варианта – это предыдущая речевая стратегия «ложные выборы». А больше чем три… Можно сделать и более трех вариантов, но здесь уже вопрос времени. Если фраза будет ну о-о-очень длинной, ваш собеседник забудет не только середину и начало, но и вообще к чему данная речь относится. Так что 3-4 варианта в большинстве случаев вполне достаточно.

9. Отрицания в командах.

Мы не преследуем тех, кто отказался разместить у нас рекламу, не подкарауливаем их после работы, не звоним по ночам домой, не шлем писем с угрозами, не нанимаем жуликов для производства разборок.
Ничего подобного нет!

Юмористическая газета «Красная Бурда»

Что такое речевая стратегия. Смотреть фото Что такое речевая стратегия. Смотреть картинку Что такое речевая стратегия. Картинка про Что такое речевая стратегия. Фото Что такое речевая стратегия

Бессознательное не умеет работать с отрицаниями. Оно их просто игнорирует. И это можно использовать.
Не спешите начать всё заново. (команда: спешите начать всё заново)

Использование отрицаний позволяет аккуратно вписаться в контекст, и пройти через барьеры сознания (которое с отрицаниями как раз может справится).
Конструкция этой речевой стратегии крайне проста: вы определяете команду, а потом ставите перед ней частицу «не».
— От вас не требуется полностью полагаться на мои слова.
— Вы же не хотите купить дорогую вещь не посмотрев?

— Как будут работать в этом варианте два отрицания в предложении?
Здесь команда: «хотите купить». А осмотрят ли эту самую дорогую вещь или купят сразу – скорее всего без разницы.

Понятно, что «отрицания в командах» можно эффективно использовать и с другими речевыми стратегиями:
Почему вы считаете, что не стоит обращать внимание на мелочи? (команда: стоит обращать внимание на мелочи).
— Вы можете купить или не купить этот пылесос сейчас. (команда: купить пылесос сейчас).
Не надо меня так внимательно слушать! (команда: надо меня внимательно слушать).
Для того, чтобы команда сработала, она должна быть либо в повелительном наклонении: бегай, кричи, говори, покупай. Так же можно употреблять глаголы действия в настоящем времени: хотите, получаете, обращаете внимание, применяете.

— То есть все родительские крики, вроде «не бегай».
Чаще всего приводят к совершенно обратному результату. Последствия от того, что команда дана с самыми благими намерениями, не изменятся. Крик: «не беги, упадёшь» приводит к вполне закономерному результату – ребёнок бежит и падает.

Так же скорее всего будут приводить к совершенно обратному результату крики:
— Не смотри на меня!
— Не обращай внимания!
— Не позволяй себе расслабиться!

Вообще, сообщения о том, чего не будет, часто вызывают приток тех, кому то «чего не будет» очень интересно.
— Здесь вы не найдёте много интересного.
— Мы не будем говорить о сексе.

Отрицания можно использовать и как скрытые угрозы:
— Мы вам не угрожаем.
— Мы же не будем вас бить.
Сознание отрицание проглатывает и успокаивается, а бессознательное начинает беспокоиться. Правда в последнее время такие вещи довольно легко отслеживаются (тренировка). Но беспокойство остаётся.

Источник

РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ, ТАКТИКИ И ПРИЕМЫ

Что такое речевая стратегия. Смотреть фото Что такое речевая стратегия. Смотреть картинку Что такое речевая стратегия. Картинка про Что такое речевая стратегия. Фото Что такое речевая стратегия Что такое речевая стратегия. Смотреть фото Что такое речевая стратегия. Смотреть картинку Что такое речевая стратегия. Картинка про Что такое речевая стратегия. Фото Что такое речевая стратегия Что такое речевая стратегия. Смотреть фото Что такое речевая стратегия. Смотреть картинку Что такое речевая стратегия. Картинка про Что такое речевая стратегия. Фото Что такое речевая стратегия Что такое речевая стратегия. Смотреть фото Что такое речевая стратегия. Смотреть картинку Что такое речевая стратегия. Картинка про Что такое речевая стратегия. Фото Что такое речевая стратегия

Что такое речевая стратегия. Смотреть фото Что такое речевая стратегия. Смотреть картинку Что такое речевая стратегия. Картинка про Что такое речевая стратегия. Фото Что такое речевая стратегия

Что такое речевая стратегия. Смотреть фото Что такое речевая стратегия. Смотреть картинку Что такое речевая стратегия. Картинка про Что такое речевая стратегия. Фото Что такое речевая стратегия

1. Коммуникативные цели.

2. Речевые стратегии в диалоговом взаимодействии.

4. Приемы речевого воплощения стратегий и тактик.

1. Коммуникативные цели

Классификация типов речевого общения. По коммуникативной установке все речевые акты делятся на два больших разряда: информативные и интерпретативные.

По модальной характеристике информативные диалоги включают собственно информативные, дискутивные, предписывающие виды общения.

Интерпретативные диалоги делятся на следующие классы: целенаправленные и ненаправленные. Целенаправленные по модальной характеристике еще делятся на диалоги, формирующие оценочную модальность (типа – «тебе очень идет этот костюм…»), и диалоги, формирующие модальность другого типа (ссоры, претензии, примирения).

Ненаправленные диалоги различаются по тому, какой аспект личности реализуется в разговорах: я – интеллектуальное, я – эмоциональное, я – эстетическое.

2. Речевые стратегии в диалоговом взаимодействии

Речевые стратегии выявляются на основе анализа хода диалогового взаимодействия на протяжении всего разговора.

Мельчайшая единица исследования – диалоговый шаг (фрагмент диалога, характеризующийся смысловой исчерпанностью).

Стратегия связана с поисками общего языка и выработкой основ диалогического сотрудничества: это выбор: Тональности общения; языкового способа представления реального положения дел.

Речевые стратегии соединяют в диалоге элементы игры и ритуального речевого поведения (традиционные реплики, паузы, поговорки и «дежурные» топики, например, о здоровье, о погоде).

Игра – это также повторяющаяся модель речевого поведения в рамках стилистической нормы, она может быть сугубо стереотипной или представлять собой отступление от стереотипа поведения. Так, например, ирония – отрицание в бытовом диалоге представляет собой нетривиальную реплику (разговор двух знакомых, которые давно не виделись).

А: – Давно не виделись. Ну, как Валя, Димочка?

Б :– У нас все по-старому. Растем понемногу. Как ты?

А: – У нас как везде. Сама понимаешь.

Б: – А так по виду вроде ты процветаешь.

А: – Ага, процветаю цветами на блузке.

По отношению участников речевого общения к таким принципам, как солидарность (или кооперация), речевые стратегии делят на кооперативные и некооперативные.

К кооперативным относятся разные типы информативных и интерпретативных диалогов (сообщение – активен один, обмен мнениями – активны все), диалоги с ожиданием ответной реплики (совет, убеждение, просьба, увещевание) и диалоги (требование, приказ), исключающие ответ.

К некооперативным относятся диалоги, в основе которых лежит нарушение правил речевого общения: доброжелательности, искренности, это конфликты, ссоры, перебранки, угрозы, проявление агрессии, злобы, ирония, лукавство, ложь, уклонение от ответа.

Речевые стратегии намечают развитие диалога и полностью выявляется только в заключительных репликах, потому что правил «управления» разговором нет и любой параметр может оказать существенное влияние на результат диалога.

Кроме того, выбранные рамки стилистики общения диктуют «сюжетные повороты» разговора и способы выражения.

Речевые тактики выполняют функцию способов осуществления стратегии речи: они формируют части диалога, группируя и чередуя модальные оттенки разговора (оценки, мнения, досаду, радость).

В стратегии отказа в выполнении просьбы может быть тактика: а) выдать себя за некомпетентного человека (не способного выполнить эту просьбу); б) сослаться на невозможность выполнить в данное время; в) иронинизировать; г) отказаться от мотивировки; д) уклониться от ответа; е) дать понять, что не желает выполнить просьбу.

Все эти тактики основаны на некооперативной стратегии речевого поведения.

Особые речевые тактики нужны для установления контакта между говорящими.

Они основаны на кооперативных стратегиях и направлены на поддержание заинтересованности, активизации внимания. Создается атмосфера разговора.

В спонтанно возникающих беседах, имеющих только конативные цели (установление речевого контакта), часто повторяются одни и те же тактики, например, предложение интересной для всех темы (мода, политика, воспитание детей, погода и т.д.)

Что такое речевая стратегия. Смотреть фото Что такое речевая стратегия. Смотреть картинку Что такое речевая стратегия. Картинка про Что такое речевая стратегия. Фото Что такое речевая стратегия

4. Приемы речевого воплощения стратегий и тактик.

Приемы речевого воплощения стратегий и тактик, делятся:

Тривиальныеспособы – это сложившиеся в языковой системе стереотипы выражения – выделение наиболее значимого компонента.

Волна захлестнула лодку. Лодку захлестнуло волной. Лодку захлестнуло– линейная организация предложений.

Варианты выражения извинения, просьбы.

Важный прием осуществления целого ряда тактик при кооперативной и некооперативной стратегии – молчание. Оно может быть эквивалентом реплики – утверждения, обещания, просьбы, согласия, ожидания, запинки, оценки.

Нетривиальные способы:

косвенное информирование;

вертикальный контекст разговора;

намек.

Причины применения таких приемов различны:

— неблагоприятная ситуация разговора (чуждая коммуникативная среда);

— психологическая неподготовленность адресата для восприятия информации явным способом.

Наиболее распространенный способ косвенного информирования – намек.

Выделяют 6 основных способов намекания:

1) через неопределенность –описание отвлеченного типа, которые проецируются на конкретный факт;

2) через посылку;

3) через дополнительность;

4) через апелляцию к интересам;

5) двусмысленность;

Через иносказание.

В основе механизма разгадывания намека всегда лежит простейшая мыслительная операция – аналогия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *