Что такое речевые штампы примеры
Что такое речевые штампы примеры
Штамп (еще его называют «клише») — это речевой шаблон, устойчивое сочетание или фразеологизм, который сначала был ярким, но спустя десятилетия выцвел и потускнел.
Вне всяких сомнений. Белее белого. Подложить свинью. Слаще меда. В ритме жизни. Динамичная рыночная среда. Оставляет желать лучшего.
Штампы — опаснее всей дряни, которую мы уже встречали, пробираясь сквозь дым Канцелярского Апокалипсиса.
Избавляться от отглагольных существительных или страдательного залога — это привычка, которую вы способны создать сравнительно быстро. Англицизмы/латинизмы можно опознавать, почти не задумываясь.
А ведь штампов тысячи, и они постоянно пытаются проскользнуть в наши тексты. Их столько, что каждый вид штампов — отдельная армия.
Политико-экономические штампы
Оценочны, используют крайние значения шкал «свой-чужой» или «хорошо-плохо». Типичны для: бизнесменов/рекламщиков, которые хвалят собственный товар или политиков, которые хвалят «своё» и ругают «чужое».
Непревзойденное качество!
Реалистический патриотизм.
Взаимовыгодное партнерство.
Ложные западные ценности.
Общеканцелярские штампы
Более нейтральны, поэтому могут использоваться и политиками в быстрой достройке фраз, и любыми людьми в ежедневном общении (где выглядят особенно мерзко). Это самый-самый безликий и унылый канцелярит.
На текущий момент.
Имеют под собой основания.
Создавать неудобства.
В данном отношении подобны.
Разговорно-бытовые штампы
Слишком просторечные, чтобы появиться в документах и качественных СМИ, и самые эмоциональные из всех штампов. Захламляют разговорную речь, и неформальные тексты, в формальных они — грубая стилистическая ошибка.
Ни стыда ни совести.
Без шума и пыли.
С ума сойти!
Это еще куда ни шло.
Затертые образы
Каждому из них — много лет, встречаются они везде, и нигде не впечатляют, хотя авторы берут их в тексты и речи именно для этого. Это могут быть не только метафоры, но и гиперболы, и сравнения,
Холодная как лед. Желтая газета.
В рубашке родился. Тверже камня.
Гигант мысли. Ярче тысячи солнц.
Как в рот воды набрал.
— Новая метафора помогает мысли, вызывая зрительный образ, тогда как метафора, практически «мертвая» (напр. «железная решимость» *), превращается в обычное слово и может быть использована без ущерба для живости. Но между двумя этими типами есть огромная свалка затасканных метафор, которые потеряли свою ассоциативную силу и используются лишь потому, что избавляют человека от труда самому придумывать фразы.
Многие из них можно употреблять, не вдумываясь в их значение (почему, например, «раскол»?) Часто смешиваются несовместимые метафоры. — верный признак того, что автору неинтересно, о чем он говорит.
Когда эти образы сталкиваются: «фашистский спрут пропел свою лебединую песню» , «в горнило классовых боев брошены последние козыри реакции» , можно не сомневаться, что пишущий не видит мысленно предметов, о которых ведет речь; другими словами, не думает.
Джордж Оруэлл, «Политика и английский язык»
*В русском языке «железная решимость» остается штампом.
По замечанию лингвиста Нины Арутюновой, «рано или поздно практическая речь убивает метафору». Метафора рождается, и если рождается интересной, то закрепляется в языке и понемногу умирает, превращаясь в обыденное и непоэтическое выражение вроде «время течет» . В этом нет трагедии, таков язык. Наша задача проста: когда хочется звучать свежо, надо избегать засаленных образов как избегают просроченной еды или дырявой одежды в магазинах second-hand.
К стёртым образам примыкают и стёртые слова-одиночки. Чаще всего это высокоабстрактные понятия, у них есть словарные значения, но люди могут понимать и понимают под ними «что-то своё». Много таких слов живет вокруг философии, социологии (и вообще гуманитарных наук), и опять-таки около политики; когда-то они были популярными и теперь расплачиваются за это.
Примеры штампословия: человечность (гуманизм), романтический, патриотический, феминизм, художественность, прогресс, социальный, демократия, революционность («революционная тушь для ресниц!»).
Штампы умертвляют любую литературу, кроме той, которая использует их «штампованность» как особую токсичную краску. Например, Андрей Платонов создал ломаный штампо-язык для героев сломанного, искореженного мира. Эффект этого не сводится к комическому, здесь и нарочная странность, и особая наивность, и задерживание читателя: «осознай, что имеется в виду».
Андрей Платонов, «Котлован»
Отношение Владимира Сорокина к СССР — однозначнее, чем у Платонова, поэтому он не перерабатывает язык, а издевается над советским миром, создавая комический контекст точно воспроизводенными шаблонами и клише.
(обратите внимание на дополнительные средства: Сорокин помимо выделенных штампов использует в этом отрывке отглагольные существительные и страдательный залог, а Платонов предпочитает иноязычные слова).
Владимир Сорокин, «Тридцатая любовь Марины»
Штампы речевые и штампы литературные: в чем разница?
Пишущие и читающие люди делятся на две категории. Тех, кто понятия не имеет, что такое штампы, и считает, что и так все хорошо. И тех, кто выискивает штампы везде и всюду и старается их всячески искоренить.
На самом деле штампы не такая уж плохая штука, и не стоит против них люто воевать. Штамп – это всего-навсего выражение, которое когда-то было образным, понравилось всем и от частоты бесконечного употребления утратило всякую индивидуальность. В живой человеческой речи штампов очень много: золотые руки, острый как бритва, круглая дура. Кто-то сказал «золотые руки» (кстати, во многих языках есть это выражение), потом все стали это повторять, и сейчас мы уже не воспринимаем это как выражение образное. То есть когда-то это был драгоценный камушек, но человеческое море обкатало его до некоего усредненного камушка.
Речевые штампы – это абсолютно нормальное явление, и воевать с ними не надо. Если вы изучали хоть один иностранный язык или хоть раз выращивали человеческого детеныша с младенчества, то на своем опыте знаете, что мы разговариваем не словами, а конструкциями. А употребление устоявшихся конструкций, собственно, и позволяет нам понимать других и быть понятыми. Чем больше таких конструкций вы знаете, тем богаче ваша речь. Но опыт подсказывает, что можно обойтись двумя десятками конструкций и прожить яркую, насыщенную жизнь. А вот если вы разговариваете, вообще не используя речевых штампов, то это повод отдаться в руки заботливых санитаров и начать принимать таблеточки. Потому что это – абсолютное безумие.
Речевым штампам самое место в художественном тексте, если мы говорим о речи ваших персонажей. То есть если в вашем тексте разговаривают живые люди, они имеют полное право использовать речевые штампы. Более того: можно сделать героя, который говорит только штампами. Это будет прекрасная характеристика для него, и герой будет интересный. К примеру, возьмите прекраснейшего капитана Лебядкина, который пишет стихи, состоящие из чудовищных штампов, и именно это делает его интересным. Достоевский так расстарался, что стихи Лебядкина по-настоящему в конечном итоге гениальны. То есть мы не боимся речевых штампов, когда наши герои разговаривают. Другое дело – штампы литературные, с которыми безусловно надо бороться.
Преподаватель Creative Writing School Олег Швец подготовил список литературных штампов. Сейчас в нем более 650 конструкций, и список постоянно пополняется. Посмотрите на текст, полностью составленный из штампов из этого списка:
Был чудесный вечер. Теплые и ласковые солнечные лучи еще нежно гладили зеленые листики. Но сумерки уже окутывали улицы и дома, утопающие в садах сирени. Осторожно ступая босыми ногами по деревянным половицам, Алена вошла в комнату. Она была угловатым длинноногим подростком. Юное лицо с ярким румянцем обрамляли каштановые кудри. Я хотел что-то сказать, но не успел: она порывисто обняла меня, доверчиво запрокинула голову и прикрыла глаза. Я вдыхал загадочный, волнующий аромат – запах ее волос…
Потом она долго сидела на продавленном диване, обхватив колени тонкими руками. Из распахнутой форточки тянуло свежестью. Забор потемнел от дождя. На тропинке валялось забытое детское ведерко. Чужая собака забежала во двор, понюхала крыльцо и снова убежала. На кухне бабушка хлопотала у плиты, гремела сковородками. Пахло пирогами. Я подошел к окну и прижался лбом к холодному стеклу. Сердце, казалось, вот-вот выпрыгнет из груди.
Этот текст – просто образцовый штамп сам по себе. Можно написать роман, состоящий из одних литературных штампов. Как научиться отличать литературные штампы от нелитературных? Где эта грань?
Литературный штамп находится там, где вас нет. Там, где нет вашего взгляда и взгляда вашего героя в зависимости от того, смотрите вы своими глазами или глазами своего персонажа. «Был чудесный вечер» – это то, что ни о чем не говорит. Ведь у каждого из нас свои представления о чудесном вечере. «Ласковые солнечные лучи» – это ни о чем. Настоящая литература, настоящая проза начинаются там, где есть вы, ваш герой, ваша точка зрения, ваш взгляд и ваши слова.
Когда авторы начинают писать, им очень сложно найти именно свое. Потому что штампы на то и штампы, что они у нас в голове. Мы их десять тысяч раз читали, они в наших мыслях и на языке. Как с ними бороться? Просто много читать не поможет. Иногда тексты суперначитанных филологов состоят из штампов, может быть, не таких затасканных. Нужно не просто читать, но читать профессионально. Анализировать прочитанное.
Источник: вебинар «Штампы: теория и практика борьбы» писателя, переводчика, редактора, лауреата премии «Большая книга» и преподавателя литературных мастерских Creative Writing School Марины Степновой.
Клише и штампы в тексте
Содержание
Что такое клише и штампы
Штампы — словосочетания, которые из-за массового бездумного употребления потеряли свою индивидуальность и смысловую нагрузку. Такие слова и выражения постоянно используются в СМИ, в интернете, в быту и в бизнесе и т.д. Штампы и клише делают письменную и устную речь неинформативной.
Обычно, штампы состоят из двух-трёх слов, а их смысл можно выразить одним словом (одержать победу — победить).
Клише — скопированные готовые обороты, часто никогда не употребляемые в «живой» речи, забюрократизированные, тормозящие процесс чтения.
Пример: требуется доказать, встреча на высшем уровне, наш собственный корреспондент сообщает.
Штампы и клише часто используют по привычке, не задумываясь над их смыслом. Иногда с первого прочтения кажется, что смысл штампа понятен. Но, что именно хотел сказать автор, так и остаётся неясным («Мы решили не продливать с ними контракт в свете последних новостей, поскольку у них совсем неутешительные результаты в годовых отчётах»). Улавливается только общая интонация, а конкретики нет. Человек не получает точной информации, он начинает додумывать.
Вот пример реального текста с сайта, который практически полностью состоит из штампов и клише: «Мы стремимся быть лучшими из лучших, поэтому в своей работе используем только качественные материалы и применяем современные технологии. Грамотный, профессиональный, индивидуальный подход к реализации проекта, а также правильность и четкость действий всех специалистов компании позволяют нам выполнять все строительные работы на самом высоком уровне и в срок» (штампы и клише выделены курсивом).
Примеры самых распространённых клише и штампов
Как штампы и клише ухудшают качество текста и затрудняют его продвижение
Задача текста на сайте — привлечь потенциального клиента. Если текст наполнен штампами и клише, которые не несут конкретики, пользователь не получит нужной ему информации (только набор стандарнтых фраз) и не совершит то действие, которое от него ждут. Текст теряет свою ценность, а сайт — доверие пользователей и позиции в поисковиках.
Такие «замыленые» глазу слова и выражения не несут конкретики. Клише и штампы не передают читателям полезную (нужную, значимую) информацию, ничем не выделяют компанию (бренд, товар, услугу) на фоне других.
Масим Ильяхов, создатель сервиса «Главред» (рис. 1) говорит, что «устойчивые выражения опасны тем, что они неинформативны. Находите их, убирайте и раскрывайте потерянный смысл»; «Корпоративные штампы плохи тем, что читатель воспринимает их как шум». Он приводит несколько наглядных примеров.
Неправильно | Правильно |
---|---|
С 2010 года мы значительно расширили географию продаж. | С 2010 года мы начали продавать в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Оренбурге. |
Каждый наш сотрудник — настоящий профессионал своего дела! | Сотрудники нашей фирмы увеличивают продажи в 2 раза. |
Год назад мы и подумать не могли, что добьёмся такого успеха. | Мастера прошли сертификацию Международной ассоциации сертификаторов. |
Из-за частого употребления штампов и клише в текстах появляются стилистические ошибки. Примеры: «Мы имеем отсутствие хорошо налаженного производства» или «Почему вы не пользуетесь услугами эскалатора?» и т.д.
Поисковые системы способны выявлять устойчивые слова и выражения на сайте. В результате позиции сайта (который содержит штампы) в поисковой выдаче падают.
Иногда, чтобы «оживить» текст, стараются описывать события ярко, вычурно. Пытаясь всеми силами избежать употребления клише и штампов, используют другие сложные слова и обороты. В итоге текст не упрощается, а наоборот, усложняется.
В исследовании лондонского издания газеты «Таймс («The Times of London»), которое посвящено американской прессе, говорится: «Отличительная черта американской журналистики — её непременное, врождённое тяготение привлечь внимание и донести информацию до, как правило, равнодушного человека. Примечательно, что именно подобная страсть к упрощенности в описании политических, дипломатических ситуаций, развития событий доводит до искажения фактов. Все усилия направлены на то, чтобы возвысить некоторые личности и роль, которую они играют, описать комплекс проблем настолько живо, захватывающе и увлекательно, что обыкновенный читатель вынужден был жить в постоянном состоянии кризиса или, наоборот, выработать нарочитую индифферентность ко всему происходящему, вызванную инстинктом самосохранения».
Основные ошибки в новостных публикациях
Неверное употребление времён
Основная черта штампа в новостной публикации — неправильное употребление элемента времени. Из-за желания лишний раз перестраховаться, автор статьи часто неоправданно употребляет прошедшее время там, где его быть не должно. Предложения, построенные в прошедшем времени, лишают новость актуальности.
Общее правило: использовать прошедшее время только в том случае, если идёт рассказ о свершившемся факте, которое не имеет продолжения. Чаще следует употреблять настоящее время для того, чтобы передать новизну обстоятельств в статье.
Часто употребляют неверную, лишённую всякого смысла и логики фразу «он был бывшим». Это неверная фраза, поскольку речь идёт о живущем человеке, например: «Как и Иннокентий, Апполинарий был бывшим демократом». Если человек однажды «бывший», он всегда «бывший». Фраза «был бывшим» была бы верной, если бы речь в ней шла о делах умершего человека до его смерти. Сформулировать лучше так: «покойный чиновник во времена активной политической деятельности был демократом».
Общее правило, для того чтобы избежать штампов и клише: следовать разговорному стилю, задавать себе вопрос, сказал бы я так или нет. Если ответ — нет, то текст, скорее всего, нуждается в упрощении и устранении клише и штампов.
Что нужно сделать, чтобы убрать клише и штампы из текста
1. Используйте сервис проверки текстов «Главред.ру».
2. Если у вас будет время и желание, просмотрите хотя бы первые 10-12 страниц книги Норы Галь «Слово живое и мёртвое: от «Маленького принца» до «Корабля дураков»».
3. Вместо штампов вставляйте конткрет факты и цифры и фактов.
Вместо «У нас прозрачная система тарифов» напишите «У нас два тарифа: для фирм и индивидуальных предпринимателей»; вместо «Предлагаем полный спектр услуг в области веб-дизайна» — «Создаём сайты и интернет-магазины» и т.д. Замените «избитые» слова и выражения точными цифрами и фактами. Например, вместо слов «у нас самые низкие цены» указывайте конкретные цифры, чтобы можно было сравнить. Вместо «нами довольны клиенты» размещайте реальные отзывы ваших покупателей. Вместо «самый широкий ассортимент» расскажите о ваших товарах/услугах и т.д.
4. Старайтесь заменять словосочетание одним простым словом (без промедления — сразу; от мала до велика — все; в общих чертах — в общем). Тоже относится к забюрократизированным устоявшимся выражениям. Например: «чулочно-носочные изделия», «сувенирные изделия» заменяйте на: «чулки и носки», «сувениры» и т.д.
25 штампов и клише, которые убивают текст
Штампы и клише способны серьезно испортить качество текста. К статьям, полным избитых выражений, нет доверия, иногда их даже не хочется дочитывать. Однако некоторые подобные фразы настолько крепко осели в сознании людей, что часто ни авторы, ни читатели их даже не замечают. Исключение штампов и клише из текстов — один из необходимых копирайтеру навыков.
Определение штампов и клише
Чаще всего штампы и клише копирайтеры используют по привычке, не вникая в суть этих фраз. Даже при прочтении готового текста может показаться, что смысл словосочетания понятен. Однако читателю неясно, что именно пытался донести до него автор. В словарях четкого различия между клише и штампами не проводится. Единственный момент — в клише нет экспрессивности.
Штампы
Штампы — избитые словосочетания, которые утратили свою первоначальную образность. Обычно их используют журналисты при освещении различных тем в СМИ, копирайтеры в своих текстах, а также бизнесмены во время деловых переговоров.
Штампы делают речь менее содержательной. Они состоят из 2-4 слов, смысл которых можно легко выразить одним.
В отдельных случаях распространенный штамп из нескольких слов заменить одним не получится. Например, «ведущий игрок на рынке». В этом случае лучше привести факт, доказывающий позицию компании относительно конкурентов.
Клише
Клише — шаблонные обороты, которые замедляют процесс чтения. Их часто можно встретить в публицистике, научных работах, официальных документах, в некоторых разговорно-бытовых ситуациях.
Текст, содержащий различные клише, сложный и неинтересный. Регулярно встречающиеся фразы порой вызывают раздражение у читателя, так как привлекают внимание, мешают вникать в написанное.
Применяются клише и в политической речи. Например, «мрачные прогнозы» или крылатое выражение «железный занавес». Они могут иметь противоположный смысл и крайне зависимы от контекста.
Самые распространенные фразы
Среди тысяч штампов и клише есть фразы, которые встречаются особенно часто и несут наибольший вред для текстов. Некоторые из них начинающие копирайтеры употребляют практически в каждой работе, не подозревая, что совершают ошибку и портят свою статью.
Упомянутые штампы и клише следует исключить из своих текстов и не употреблять даже в разговорной речи. Они не несут в себе никакого смысла и могут только навредить статье или автору и компании, если речь идет о коммерческой работе.
Способы улучшить текст
Наличие штампов и клише в тексте нельзя назвать катастрофой. Однако они наносят большой ущерб, которого можно было бы избежать, делают текст неинформативным, скучным и бесполезным. Если такая статья должна продавать товар, то она еще и отталкивает потенциальных клиентов, которые теряют доверие, видя избитые фразы. Страдает и репутация копирайтера, ведь сами штампы и клише относятся к речевым ошибкам, что говорит о низкой грамотности готовой работы. По той же причине сайт падает в поисковой выдаче и теряет посещаемость.
Чтобы улучшить свои работы, недостаточно проверить их на наличие штампов или клише и почистить. Нужно постоянно работать над своими навыками и пользоваться инструментами, о которых многие копирайтеры забывают.
Речевые штампы
Заезженный речевой штамп: чем опасен?
Штампы делают речь невыразительной и скудной. Вместо образности и убедительности штампы наполняют речь словами, в которых стерта экспрессивная окраска. Как ни странно, «грешат» такими выражениями журналисты, речь которых по своей сути должна быть яркой и интересной. Практически в любом издании вы найдете такие штампы, как «черное золото» (уголь), «большая нефть» (много нефти), «белые халаты» (врачи). Использование готовых оборотов в текстах, которым необходима образность и яркость, снижает качество подачи информации.
В более узком понимании к штампам относятся такие стереотипные выражения, присущие официально-деловому стилю, как «на сегодняшний день», «на данном этапе» и т.д. Их рекомендуется избегать, кроме тех случаев, когда они действительно необходимы.
Речевые штампы и канцеляризмы
Речевые штампы схожи с канцеляризмами, которые также перегружают речь. Канцеляризмы представляют собой не к месту употребленные выражения из официально-делового стиля. К ним можно отнести фразы вроде «сегодня я пообедал на бесплатной основе», «ощущается недокомплект педагогических кадров», «окончен пошив моего платья» или «отчетность была проверена» и т.д.
Речевые штампы и клише
Отличать от штампов следует клише (языковые стандарты) – особые обороты, которые легко использовать в определенных условиях. Благодаря ним, можно удачно и ясно выразить свою мысль и сэкономить время. К ним относятся выражения: «служба занятости», «по данным из информированных источников», «работники бюджетной сферы» и т.д.
В отличие от двух других рассмотренных категорий слов, клише употреблять в речи полезно. Они помогают легко находить определение повторяющимся явлениям, просты в воспроизведении, позволяют легко простроить официальную речь и самое главное – экономят речевые усилия, время и энергию говорящего (пишущего) человека.