Что такое речитатив в былине

Былинный стих

Что такое речитатив в былине. Смотреть фото Что такое речитатив в былине. Смотреть картинку Что такое речитатив в былине. Картинка про Что такое речитатив в былине. Фото Что такое речитатив в былине

Былинный стих это древняя стихотворная форма былин (русских эпических речитативных песен).

Ритмическое строение

Былинный стих отмечается разнообразием ритмических конструкций, чем обусловлено отсутствие его четко выраженной стихотворной структуры, рифмовки.

Былинный стих представляет собой разновидность тонического стиха, построенного на соизмеримости строк по количеству ударений при произвольном числе безударных слогов. В строках варьируется от двух до четырёх ударений, т. е. в пределах одной былины не всегда сохраняется тождественное количество ударений.

Для написания былин используются различные метры, например: хорей с дактилическим окончанием или сочетание хорея с дактилем, или анапест.

Былинному стиху не свойственна рифма, музыкальность произведения образуют созвучия. Композиционная структура стиха соответствует напевному характеру жанра: поэтический текст былины условно состоит из трёх частей – запева, зачина, концовки.

Виды былинного стиха

Пример былинного стиха

Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка да богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец
(Русская былина «Три поездки Ильи Муромца»)

Происхождение

Былинный стих возник в русской фольклорной традиции как изложение древних героических событий. Былины исполнялись речитативом народными сказителями, первоначально в сопровождении игры на гуслях, позже без музыкального сопровождения.

Ранние распространённые названия былин – «старина», «исторические песни», «богатырские сказки», «богатырский эпос». Термин «былина» для обозначения жанра русской эпической песни был введен в 40-х гг. XIX в. фольклористом И. П. Сахаровым, который опирался на выражение из «Слова о полку Игореве»: «по былинамъ сего времени».

Содержание былинных стихов

Содержание былинных стихов основано на исторических событиях русского народа XI-XVI вв. Былины определяются как героические песни, но вместе с тем встречается много былин мифологического, новеллистического, авантюрного содержания. В центре русского былинного эпоса – средневековые богатыри, их деяния и героические подвиги в борьбе с захватчиками родной земли: монголо-татарской ордой, южными кочевыми племенами, мифическими существами. В литературе насчитывается около сотни сюжетов былин, вариантов – больше двух тысяч.

Циклы былин

Былины в классической русской поэзии

Былина оказала значимое влияние на творчество русских поэтов. Былинная поэтика и стилистика плодотворно была усвоена А. С. Пушкиным («Руслан и Людмила») и М. Ю. Лермонтовым («Песня про … купца Калашникова»). А. К. Толстой создал произведения по былинным мотивам, которые так и назвал былинами: «Богатырь», «Алёша Попович», «Змей Тугарин», «Илья Муромец», «Поток-богатырь», «Садко». Четыре сочинения, основанных на русском эпосе, написал К. Д. Бальмонт («Святогор», «Вольга», «Добрыня и Смерть», «Отчего перевелись витязи на Руси»).

Источник

Искусство выразительного чтения былин

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Рождественско-Хавская СОШ»

Новоусманского района Воронежской области

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ БЫЛИН

Выразительное чтение является одной из наиболее активных форм обучения литературе, эффективным средством эстетического воспитания и духовного обогащения подрастающего поколения. Так как исполнение художественного произведения не может быть бездумным, выразительное чтение рассматривается так же, как один из методов творческого анализа поэтического теста. Выразительное чтение в школе – не только искусство воспроизведения художественного текста, но и предмет обучения детей этому искусству. Выразительное чтение пронизывает всю деятельность и учителя, и ученика в процессе изучения литературы.

В своей статье я хотела бы остановиться на выразительном чтении былин. Былины – это русские народные эпические песни о богатырях – героях труда и войны. Былинные стихи читаются речитативом – полунапевом, как говорится в просторечии. Торжественная приподнятость былинного речитатива объясняется как стремлением народа выразить своё восхищение и воздать дань почтения героям борьбы и труда, так и особенностями самого строя речи древних, о котором И.Срезневский писал как о факте, повторяющемся в истории всех народов: «…народы, у которых языки ещё не пережили периода превращения своих древних форм, сохраняют вместе с древними формами языка своего и мерность его, и важность изложения даже в простом разговоре…». Попробуем проследить это при чтении былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Это одна из лучших былин в эпическом наследии русского народа. Среди других подобных памятников она выгодно отличается стройностью композиции, безыскусственностью в изображении оттенков человеческих чувств и прелестью музыкальных переходов. Главная задача исполнителя – воссоздать восхищение древнего певца героем – защитником народа. Это восхищение ощущается уже в зачине. Особенно в строке:

Выезжал удаленький дородний добрый молодец.

В следующих стихах – предостережение об опасности:

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным черно,

Ай черным черно, как черна ворона.

В следующем звене мрачные аккорды, несколько смягчаясь, получают дополнительный оттенок настороженности. Самым сильным логическим ударением в ряду перечисляемых предметов выделяется слово «птица», получающее благодаря интонации особу. Смысловую трактовку: даже птица пролететь не может.

Так пехотою никто тут не прохаживАт,

На добром коне никто тут не проезживАт,

Птица чёрный ворон не пролетывАт,

Серый зверь да не прорыскивАт.

А дальше убыстряется темп, чтобы отразить динамику картины боя. Голосу сообщается металлическая звонкость. В тоне – восхищение мужеством героя. Наиболее значимым словом в этом звене является заметно выделяемое «побил», которое следует после «скачущей» интонации предшествующей ему строки:

А подъехал как ко силушке великой,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конём топтать, да стал копьём колоть,

Ай побил он эту силу великую.

Реплика Ильи, которая может воспроизводиться с оттенком, намекающим на зычный голос богатыря, характеризуется строгой деловитостью тона:

Ай да мужички да вы черниговски!

Я не йду к вам во Чернигов воеводою.

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да в стольный Киев-град.

Ответ мужичков интонируется (по контрасту) мягко, плавно, протяжно, т.е. таким образом, чтобы произвести впечатление хора, в котором чувствуется добродушно-почтительное отношение к богатырю:

Ты удаленький дородний добрый молодец,

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела, дорожка, замуравела…

Затем в тоне появляется нарастающее ощущение настороженности, предупреждающей об опасности. Сила голоса постепенно возрастает ( крещендо) до последних слов следующего звена:

Как у той ли-то у Грязи-то Черноей,

Да у той ли у берёзы у покляпыя,

Да у той ли речки у Смородины

Сидит Соловей Разбойник во сыром дубу,

Сидит Соловей Разбойник, Одихмантьев сын.

С той же силой произносятся следующие два стиха, но в них ярче, чем в двух предыдущих, передаётся ощущение гнева, смешанного с чувством боязни:

А то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит, злодей Разбойник, по-звериному.

После напряжённо звучащих:

А от его лито от посвисту соловьего,

И от его ли то от покрику звериного…

То все травушки-муравы уплетаются,

Все лазуревы цветочки отсыпаются,

Темны лесушки к замле все приклоняются,

А что есть людей. II то все мертвы лежат.

Конечные строки первой части оформляются в тоне эпического повествования:

Прямоезжею дороженькой пятьсот есть вёрст,

Ай окольноей дорожкой цела тысяща.

Искусное чтение былин предполагает длительную и упорную тренировку. Упражнять в чтении былин учеников 5-6 классов – трудно и почти невозможно. Достаточно ограничиться стремлением приобщить детей к восприятию былин в звучащем слове, помочь им ощутить притягательную силу, красоту и музыкальность былинного эпоса. В этом стремлении учителю окажет содействие школьная фонохрестоматия.

Источник

Разработка урока по литературе «Художественные особенности былины» (6-й класс) с приложением (презентация)

Разделы: Литература

Класс: 6

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, сигнальные карты красного и синего цветов.

I. Постановка цели и задач урока

III. Проверка домашнего задания.

Художественный или краткий пересказы отрывков или выразительное чтение отрывков из прочитанных дома былин учащимися.

IV. Особенности изображения былинного героя.

2. Викторина “Узнай героя”

1) Из того ли из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме.
Ай к обеденке поспеть хотел он во стольный Киев-град.

(Илья Муромец, “Илья Муромец и Соловей разбойник”)

2) Да схватил татарина он за ноги,
Так стал татарином помахивать,
Стал он бить татар татарином –
И от него татары стали бегати.

(Илья Муромец, “Илья Муромец и Калин-царь”)

3) А … своей матушки не слушался.
Как он едет далече во чисто поле,
А на тую гору Сорочинскую,
Потоптал он младыих змеенышей,
Ай повыручил он полонов да русских

(Добрыня Никитич, “Добрыня и Змеевич”)

4) Прошла та ночь осенняя.
Ото сна … пробуждается,
Встает рано-ранёшенько,
Утренней зарёй умывается,
Белою ширинкой утирается,
На Восток он, …, богу молится.

(Алеша Попович, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”)

5) В вышину он трёх сажён,
Промежу плечей – косая сажень,
Промежу глаз – калена стрела,
Конь под ним как лютый зверь

(Тугарин Змеевич, “Алеша Попович и Тугарин змей” )

V. Углубление знаний учащихся о художественных особенностях былины, в том числе в изображении былинного героя. Просмотр презентации, выполнение по ходу её заданий (слайды 11-21)

В зачине указывается, откуда выезжает богатырь, место действия, или рассказывается о рождении богатыря, об обретении им силы

Из того ли из города из Муромля,
Из того ли да с села Карачирова
Выезжал дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Повествование в былине ведётся неторопливо, величаво. В развёртывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения. Замедленность действия достигается путём утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев.

В поэтический стиль былины включались повторения слов. А вы помните, какие это слова? Давайте поищем их в тексте былины. (Черным-черно, много-множество, крепко-накрепко,скорым-скоро). Найдите также и слова-синонимы (злодей-разбойник, путь-дорога, драться-ратиться, дани-пошлины).

Важная особенность былины: изображение множественного в единичном обобщённом (синекдоха). Былины переносили качество массы на одно лицо: изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных войнов-богатырей, побеждающих несметные полчища врагов. Вражеская сила также могла изображаться в единичных фантастических образах (Идолище, Соловей-разбойник, Тугарин).

Гипербола – главный художественный приём в былине.

Гиперболы использовались для изображения (силы богатыря, устрашающего крика врага, необычайной битвы; а также для развенчания врагов.

Эпитеты и сравнения – важные художественно-изобразительные средства в былине. Давайте поищем с вами в тексте эпитеты и сравнения и определим их роль в былине. (Эпитеты чистое поле, добрый конь, палица булатная, стрела калёная, палаты белокаменные, делают речь выразительной, помогают воспринимать предметы, изображённые в былине более зримыми и весомыми; сравнения: Тугарин почернел, как осення ночь, Алёша Попович стал, как светел месяц передают психическое состояние героев).

Итак, в основе былины лежит рассказ о подвиге богатыря. Былина имеет особую устойчивую форму построения (композицию). Каждая былина имеет зачин и концовку. В ней есть повторы и общие места. За счёт них повествование ведётся неторопливо, размеренно, торжественно, напевно. Постоянные эпитеты и сравнения делают язык былины особенно выразительным. Возможности былинных герое преувеличены. Традиционно при создании былинных образов используются синекдоха и гипербола.

Слайд №22 (демонстрация репродукции с картины В.Васнецрова “Три богатыря”?

Почему урок заканчивается демонстрацией этой картины?

Поднимите красные карточки те, кто из вас считает, что вы могли бы предупредить героев о том, что или кого им предстоит встретить на своём пути?

Похвалить учащихся за хорошее знание былин. Самому активному участнику урока вручить диплом “Лучший знаток былин”.

VIII. Домашнее задание

Источник

Что такое речитатив в былине

Что такое речитатив в былине. Смотреть фото Что такое речитатив в былине. Смотреть картинку Что такое речитатив в былине. Картинка про Что такое речитатив в былине. Фото Что такое речитатив в былине

Тема возникла в другом обсуждении. Переношу её начало сюда:

Александр Александрович Маточкин:
По поводу неотрывности от музыки вопрос. Форма былин без напева (как и других песенных жанров) скорее всего существовала.

Что такое речитатив в былине. Смотреть фото Что такое речитатив в былине. Смотреть картинку Что такое речитатив в былине. Картинка про Что такое речитатив в былине. Фото Что такое речитатив в былине

Что такое речитатив в былине. Смотреть фото Что такое речитатив в былине. Смотреть картинку Что такое речитатив в былине. Картинка про Что такое речитатив в былине. Фото Что такое речитатив в былине

По поводу распада и вымирания. Былины без напева, как помнится, записывал один из первых собирателей Рыбников. Дело было во второй половине 19 века, когда до вымирания было ещё далеко.

По поводу речитативной формы. Как я понимаю, речитатив это форма напева, нестабильного по своей длительности, который может модифицироваться (растягиваться, укорачиваться) в зависимости от словесного материала. Речитатив, при таком понимании, может быть вовсе и непримитивным, а напротив замысловатым. В любом случае речитативную форму надо отличать от говорной, безнапевной.

По поводу примитивной мелодики, то она, насколько я знаю, есть и у обыденной речи. Диалекты (например, архангельские) весьма напевны. А фольклорные произведения, даже безнапевные (напр., заговоры), отличаются своей характерной интонацией. Там тоже можно говорить как раз о примитивной мелодике.

Без напева былина не перестаёт быть былиной, как кажется. Если мы произнесём текст известной нам былины без напева, всё равно она будет разительно отличаться и от сказки и от других прозаических жанров. Прежде всего своей стихотворностью.

По поводу слова «сказывает». Как раз это слово говорит за существование «говорной» (непесенной) формы. Потому что корень один с «рассказывает», а не с «поёт». Правда, у меня нет под рукой информации о том, насколько это слово было употребительно самими сказителями.

Источник

Жанровое своеобразие былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Разделы: Литература

Цели урока: рассмотреть жанровое своеобразие произведения; раскрыть особенности изображения былинного героя; определить нравственные ценности русского народа.

Оборудование: раздаточный материал с заданиями, компьютер, проектор, интерактивная доска SMART Board.

Ход урока

1. Звучит запись – исполнение былины.

– Что вы сейчас услышали? (Фрагмент из былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник”, которую читали дома.)

– К какому роду литературы относится былина? Почему?

– О чем она повествует?

– Это произведение фольклорное или литературное?

– Что такое фольклор? (Произведения УНТ.)

Термин фольклор (folklore) переводится с английского как мудрость народная. Такой перевод не только формально точен, но и верен по смыслу. Это целостная система народных знаний, особый национальный взгляд на мир.

У многих народов сохранились эпические произведения, которые тесно связаны с мифологией. Русский народный эпос – былины. Это эпические песни, сложенные в Древней Руси, отражают историческую древность, относящуюся главным образом к 11 – 16 векам. Раньше они назывались старинами, старинушками, старинками. Слово “былина” вошло в обиход с середины 19 века. К середине 20 столетия былины почти исчезли из устного репертуара народа и продолжали жить на страницах книг [1].

– Что необычного вы заметили в исполнении произведения? (Исполняется под музыку.) (ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 2)

Да, сказывание былин сопровождалось игрой на гуслях. Это старинный струнный музыкальный инструмент. Вы видите его на картине В.М. Васнецова “Баян”.

Исполнять былины мог не каждый. Сказителями были особо талантливые люди с отличной памятью. Обычно почетное дело – сказывать былину – поручалось людям преклонного возраста, от 60-65 лет, с большим жизненным опытом. В Древней Руси сказители пользовались почетом и уважением, их мастерство в исполнении былин часто передавалось от родителей к детям и было достоянием семьи. Перенять от отца дар рассказчика, запомнить сюжеты былин и придумать что-нибудь свое, новое было большим счастьем для молодых. Вокруг сказителей всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и большим вниманием переживали истории богатырей. Особенно часто исполнялись былины долгими зимними вечерами, когда в крестьянской жизни наступало затишье. Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом. Песня звучала медленно, плавно, нараспев.

Речитатив – это напевная речь в вокально-музыкальном произведении, чтение нараспев.

Человечество с течением веков все больше торопилось, суетилось, утрачивая талант мудрого созерцания, которыми обладали наши предки. Меняется жизнь, меняется культура. На смену былинным богатырям приходят другие герои. Традиция русских былин не получила развития в литературе. В наше время не создают произведения о подвигах богатырей. Но мы должны знать и помнить свое прошлое [2]. Изучение былин – серьезное и увлекательное дело. Многие ученые обращаются к былинам и до сих пор делают открытия. И, конечно же, прежде всего исследователей интересуют главные герои – богатыри. Вы прочитали самую популярную былину о русском богатыре Илье Муромце. Вот уже много веков ученые разных специальностей ищут прототип этого героя, даже объявляют, что его мощи покоятся в Киево-Печерской лавре, но нас интересует не реальность лица, а художественный образ, воплощающий народный идеал.

Сегодня на уроке мы проведем исследование: определим особенности изображения героя былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник”, охарактеризуем жанровое своеобразие произведения, узнаем, каковы нравственные ценности русского народа. Итак, запишите тему урока.

– Ни одно исследование не проводится без привлечения данных толковых словарей. К сегодняшнему уроку вы получили задание: поработать с толковыми словарями, найти в былине непонятные слова и найти определение их значений, чтобы лучше понять содержание былины. Давайте проверим, что вы сделали. (Проверка задания.)

– Кто главный герой прочитанной былины? (Богатырь Илья Муромец). Его образ запечатлели на своих полотнах многие русские художники. И каждый изобразил образ богатыря по-своему. Это картина художника Кибрика, изображающая Илью Муромца, сражающегося с Калин-царем (ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 3). Далее перед вами картина Васнецова “Богатырский скок”.

– Каких еще богатырей вы знаете? (ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 4). На картине В.М.Васнецова “Богатыри” изображены любимые народные герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Художник глубоко и тщательно изучал историю Древней Руси, ее искусство и литературу, особенно народное творчество, былины. Огромный труд вложил Васнецов в создание картины, поэтому образы русских богатырей получились яркие и поэтичные.

ВОПРОСЫ ПО КАРТИНЕ:

– какой эпизод из жизни богатырей изображен на полотне? ( Они на “богатырском выезде”, зорко всматриваются вдаль, не видно ли врага.);

– Илья Муромец изображен в центре картины. Чем он выделяется среди других богатырей?

– Почему художник не показал богатырей в бою? (Основная идея картины – богатыри ни на кого не нападают, но всегда готовы защитить и защищают родину от врага.)

– А какое определение вы бы дали слову богатырь?

– А как же изображен любимый народный герой в словесном народном творчестве? Это нам придется выяснить самим.

– Итак, вы сегодня на уроке будете исследовать эпическое произведение УНТ – былину “Илья Муромец и Соловей Разбойник”. Но прежде чем приступить к исследованию, необходимо выяснить, как вы усвоили содержание произведения. Для этого мы проведем небольшой тест. Ваша задача – после номера вопроса писать ДА или НЕТ. Получите задания.

Проверим задание (ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 5).

– А теперь приступим к исследовательской работе. Каждая группа получит задание. Руководители исследовательских групп, получите материал. Прочитайте задания.

5. Работа в группах:

Постоянные эпитеты – народно-поэтические эпитеты, получившие в языке устойчивый характер.

6. Выступления групп.

– В чем особенность повествования? (Используются повторы.)

– С кем сразился Илья Муромец? Образ Соловья-разбойника ассоциировался у народа с главным врагом древних славян – татаро-монгольской ордой.

– К какому фольклорному произведению близка по композиции былина? В чем отличие былины от сказки? Соберите цитату из былины. ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 6)

Вопросы 3 группе (ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 7):

– Как эти эпитеты характеризуют Илью? Соловья?

– Какова роль гипербол? Приведите примеры гипербол.

– Обратите внимание на существительные. В чем их особенность? (Уменьшительно-ласкательные суффиксы.)

– Какую роль выполняют в былине эпитеты, гиперболы, уменьшительно-ласкательные суффиксы? (Это средства создания образа былинного героя.)

Выступление 4 группы. (ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 8)

7. Подведение итогов.

– Так какой он, народный герой Древней Руси? (Русский богатырь – человек долга, носитель нравственных ценностей своего народа, он патриот, смысл жизни видит в служении Родине.);

– Какие качества прежде всего ценил русский народ в былинном герое? Каковы нравственные ценности народа? (Русский народ ценил в богатырях силу, смелость, готовность встать на защиту Родины и сразиться с врагом.)

– Каковы жанровые особенности былины? (ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 9)

Итак, мы определили художественные особенности былины, нашли средства создания образа Ильи Муромца, определил, какие качества ценил русский народ ценил в богатырях. А теперь давайте попробуем сформулировать определение былины как жанра. (Формулировка определения.)

– Сейчас сравним ваше определение с определением, которое дает словарь литературоведческих терминов. (ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 10)

– А теперь проверим, как вы усвоили материал. (ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 11)

9. Рефлексия. Сейчас каждая группа оценит свою деятельность:

– Справились ли вы с заданиями? Что показалось трудным в работе?

10. Домашнее задание:

1. Составить устный рассказ о былине;
2. Придумать сюжет для былины (на выбор).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *