Что такое рефит яхты
Рефит и дооборудование
Извечные сомнения: есть ли смысл строить новую яхту? может лучше купить б/у яхту? или перестроить имеющуюся яхту и привести её в полное представление о дизайне и комфорте для себя и своей семьи? – это сугубо персонализированное решение, здесь сложно и порой некорректно давать советы, но мы готовы подготовить для вас матрицу факторов «за и против», что поможет принять верное именно для вас решение. В основном, всегда во главе угла пропорции целесообразности затрат / «цены вопроса» с учётом потерь при последующей продаже яхты.
____
Что же такое рефит?
Если выбран вариант проведения рефита, то это решение даёт в ряде случаев бОльшую свободу, чем при постройке новой яхты, ибо часть верфей крайне неохотно идёт на удовлетворение сверх-индивидуальных запросов заказчика (глубокую кастомизацию яхты), предпочитая идти уже проторенным путём следованию отработанной проектной документации, что по правде говоря имеет аргументированные оправдания в ряде случаев.
____
Какие функции сопровождения рефита яхты обеспечивает компания Premium Yachts:
____
Компания Premium Yachts работает в сегменте рефита яхт и супер-яхт с 2003-го года, и за это время был проведен ряд объёмных комплексных работ, включая перестройку части внутренних помещений и техническое переоснащение, а также полную перекраску корпуса и надстройки, не говоря уже о таких «мелочах», как замена мебели и некоторого оборудования.
Борис Лашков, яхтенный капитан, о рефите лодок: что понимать под этим термином, как и когда рефит проводить
Борис Лашков, яхтенный капитан и пилот малой авиации, о том, что полезно сделать перед отходом яхты от причала
Уже полвека. boot Düsseldorf — 50!
Не так давно я писал о превентивном ремонте яхты. Безусловно, он важен как текущая эксплуатационная задача, причем на постоянной основе. Но хочется обратить ваше внимание на такую позицию, как рефит. И в первую очередь — применительно к серийным яхтам популярных размеров (длиной до 100 футов).
А между тем возраст яхт первой волны (я говорю только про Россию) уже перевалил за 10 лет, второй волны — за 5 лет. С учетом «поправки на ветер» и «санаторного» режима эксплуатации этих судов в средней полосе России состояние яхт обеих групп приближается к тому самому рубежу, когда уже надо думать о рефите.
С главными аспектами этого процесса, в частности экономическими: проводить рефит или подождать, где проводить и за какую цену? — каждый будет разбираться самостоятельно. Здесь же я хочу сказать о технической стороне вопроса.
В России вполне естественным путем образовалась некоторая «сегрегация» в отношении конструкционного материала: пластик/металл. Наши внутренние акватории «захватили» серийные стеклопластиковые лодки в условном диапазоне длин до 100 футов. А кастомный металл приличных размеров «прописался» за рубежом. Как следствие, в России напрочь отсутствует полноценный рефит металлических судов, из алюминиевого сплава и стальных. Впрочем, это же касается и Скандинавии.
В результате под термином «рефит» у нас подразумевается косметический ремонт. Красят, полируют, перестилают тик на палубах, ремонтируют мебель… И на финише такой косметический ремонт именуют рефитом. Однозначно, это лучше, чем ничего, но такая «косметика» не затрагивает инженерию. Напоминает ситуацию, когда занимаются пластикой лица, а про почки забыли.
Рефит в первую очередь предполагает переборку систем и механизмов. И если на пятом-шестом году эксплуатации лодки такие работы провести достаточно легко, то на рубеже в 10 лет это уже смахивает на небольшую войну. Конечно, рефит ради рефита мало кому интересен. Должны быть определены задачи эксплуатации лодки на ближайшие 3‑5 лет (при этом беспроблемной эксплуатации), а не в условиях перманентного ремонта.
И, безусловно, объем рефита зависит от ваших планов. Если модель использования вашей лодки предусматривает 100 часов дефиле вокруг причала — это одно, если 500‑800 часов в дальних походах — это совсем другое. Но в любом случае все начинается с технического аудита лодки. И лучше, если его проведет инженер-сюрвейер, а не сервис-инженер, который за каждой позицией будет видеть деньги — в первую очередь свои, полученные, а не ваши, потраченные.
Почему рефит яхт пользуется особым спросом?
Компания Premium Yachts была основана в 2003 году. Она была первой российской компанией в яхтенной сфере, вышедшей на европейский рынок с офисом на Лазурном берегу. После 2008 года Premium Yachts стала активно осваивать нишу менеджмента яхт, а также предлагать клиентам брокеражные яхты в том числе с целью последующих рефитов, и сегодня она является опытным игроком в области рефита. При этом организация рефитных работ – это составная часть предоставляемой клиентам Premium Yachts операционного и технического сервиса по «менеджменту яхт». А полученный опыт способствует эффективной работе при постройке новых яхт, чем уже много лет занимается коллектив компании Premium Yachts.
Почему люди покупают брокеражные яхты и делают рефит? Может быть, проще стать владельцем новой яхты?
Действительно, долгое время россияне ориентировались на покупку новых лодок, именно это считалось престижным, статусным. Волна рефита же началась более 10 лет назад, сразу после кризиса 2008 года, когда произошла кардинальная переоценка ценностей и надо было учиться считать деньги. Многим яхтовладельцам пришлось инвестировать в спасение своих бизнесов, а не гнаться за новыми яхтами. Строительство лодок более 30 м приостановило рост, а брокеражные продажи тогда резко пошли вверх в условиях хорошего для покупателя рынка – появилось много так называемых лизинговых / «банковских» лодок. Часть судовладельцев предпочли сделать рефит имеющимся у них яхтам, нежели поменять на новые, как было принято до 2008 года, и постепенно поняли, как это здорово. Десятые годы дали индустрии рефита сильнейшее ускорение.
Рефит – это как ремонт в квартире: можно ограничиться «косметикой», а можно провести полную реновацию?
Совершенно верно. Если вы владеете лодкой более 24 «паспортных» (регистровых) метров, то каждые пять лет по правилам Класса (судоходного Регистра) требуется провести «расширенный техосмотр и техобслуживание» – сюрвей, и тут приходит как раз время сравнительно «мягкого» рефита. Зачастую это может быть даже замена валов, ну и непременно прочий технический ремонт и обновление части оборудования. Заодно у многих клиентов возникает желание обновить и дизайн – скажем, поменять ковры, провести косметические работы по салону и каютам в тех местах, которые устаревают и изнашиваются быстрее всего. Глубокий же рефит нужен, по моему опыту, когда лодка достигает десяти лет. И тогда уже в перечень работ может войти замена окон, дверей, гидравлических механизмов, модернизация системы навигации и прочее, прочее, прочее.
На чем можно сэкономить во время рефита, а на чем нельзя?
Сэкономить можно, например, на полной замене мебели. Вместо покупки новых предметов разумнее, скажем, перетянуть мягкую мебель или обновить мебель реновацией дверц шкафов без их замены. А вот на техническом ремонте, на механизмах экономить ни в коем случае не стоит, да и не получится зачастую: часть работ назначается инспектором Класса (Регистра). Сэкономите сегодня – заплатите двойную цену спустя год-два. Иногда кажется, что с технической стороны с яхтой все в порядке, но нередко владельцы сталкиваются со скрытыми дефектами, которые обязан заранее выявлять штатный профессиональный инженер.
Но не у всех же есть штатный инженер в команде…
Если яхта более 24 регистровых метров, то инженер должен быть обязательно в штате, в соответствии с регламентами флагов первой категории. Вопрос в другом – найти действительно хорошего инженера чаще всего сложнее, чем хорошего капитана.
А как найти хорошую верфь для рефита? Насколько это сложно?
Подготовку к рефиту рекомендуется начинать примерно за полгода-год до его старта. Этого времени как раз хватает на тщательную проработку плана рефитных работ с последующим проведением в спокойном режиме тендера между потенциальными исполнителями – это, пожалуй, самый ответственный участок нашей работы, который требует привлечения профильных специалистов в том числе. Ну а ставить лодку на верфь лучше всего сразу же по окончании сезона. И не затягивать с этим, иначе стоимость работ и запчасти, скорее всего, выйдут дороже, да и мест хороших на верфях может не остаться – и придется выбирать из того, что осталось. На сам рефит в среднем обычно уходит от 6 до 8 месяцев.
По-настоящему проверенных верфей не так уж много. В первую очередь это, конечно, итальянские верфи, расположенные от Савоны до Триеста (мы со многими из них сотрудничаем). Там разместились и старейшие компании, и новички, но тоже достойные. Так, пару лет назад в игру вступила верфь Rossini, специализирующаяся именно на рефитах и расположенная на Адриатике. Из самых уважаемых «старых» верфей могу назвать Amico & Co в Генуе, верфи холдинга Palumbo, а также широко известный среди российских клиентов Lusben. Все эти компании подходят для комплексных рефитов. Ну а многие мегаяхты обслуживают на юге Франции и в Испании, в районе Барселоны.
В последнее время по уровню рефита и объему предлагаемого сервиса стала подтягиваться Восточная Европа: Хорватия, Черногория. Есть и свежий тренд – Турция. Все больше судовладельцев выбирают для рефита турецкие верфи. Одна из причин выбора Турции состоит в том, что, когда вы из Европы отправляетесь в Турцию, это позволяет яхте сделать «выход» из Еврозоны. (Согласно правилам ЕС, яхта с невыплаченным европейским НДС обязана раз в 18 месяцев покидать Евросоюз. – Прим. ред.). Так вот, если вам в любом случае необходимо пересечь границу / покинуть на время ЕС, почему бы не сделать заодно и рефит? Очень удобно.
Какие примеры удачного рефита вы могли бы привести?
Среди знаковых рефитов я бы назвал переделку яхты Polar Star, выпущенной на верфи Lurssen в 2005 году и удостоившейся приза World’s Superyacht Award finalist за лучший дизайн после проведенного в 2016 году рефита. На самом деле, я очень рад, что сегодня российские клиенты начали понимать, что новое далеко не всегда лучше старого, – этот подход вписывается в культуру «ответственного» потребления. А удовлетворение от владения яхтой с грамотно проведенным рефитом ничуть не меньше, чем от яхты свежепостроенной. И мы в нашей компании стараемся сделать так, чтобы это удовлетворение было полным!
Рефит суперяхты. О ценности хорошего плана
Яхта под присмотром
В конце ноября впервые в цифровом формате, что неудивительно для минувшего года, прошел очередной форум YARE (Yacht Refit & Aftersales Experience). Это важная B2C-конференция, где встречаются капитаны, брокеры, представители верфей, производители оборудования и разнообразной яхтенной продукции, чтобы обсудить насущные вопросы — от законодательных и экологических норм до кибербезопасности, чартера и, конечно, рефита.
Важность рефита сложно переоценить: рано или поздно он потребуется любой яхте, а значит, каждый владелец и капитан, планируя это долгое и дорогостоящее мероприятие, должен знать, с чем придется столкнуться. Собственно, семинар по рефиту так и назывался: «Ценность хорошего плана. Как сохранить время, деньги и не разочароваться».
О том, что в рефите критически важно планирование, мы писали уже не раз, хотя повторить эту простую истину совсем не вредно. Понятно и то, что события могут пойти не по плану, особенно если в нем не учтены какие-то неочевидные вещи. Возможен и обратный вариант: план сработает куда лучше, если использовать скрытые резервы. К тому же взгляды на план рефита у его участников могут сильно различаться. Как же составлять этот план и на что обращать внимание?
Где проводить рефит?
Тема масштабного рефита особенно актуальна для супер-яхт. Например, если яхта занята в чартере, она просто обязана выглядеть безупречно, чтобы не сдавать позиции на чартерном рынке и возвращать инвестиции владельцу. Лодки также зачастую уходят на рефит почти сразу после смены хозяина. Поэтому график рефита, технического и эстетического, запланирован в жизненном цикле суперяхты чуть ли не с момента постройки.
Большинство европейских верфей, работающих в этом бизнесе, расположены на Средиземном море — поближе к «местам обитания» яхт. При этом ключевые производители, которые активно зазывают на рефит свои лодки, находятся в Германии и Голландии. Какие выгоды они сулят владельцам и капитанам яхт, чтобы убедить их отправиться за рефитом на север Европы?
Альберто Перроне, директор по продажам, яхтенному сервису и рефиту Lürssen Yachts
Я смотрю на всех нас, «рефитчиков», как на врачей. В этом смысле Lürssen — хороший доктор, способный провести серьезное вмешательство, более комплексное и требующее специальных навыков. К сожалению, мы далеко от Средиземноморья, в Германии, но так уж вышло, что здесь глубокие традиции судостроения и огромная сеть субподрядчиков. Я бы не стал утверждать, что мы предлагаем больше, чем другие, но мы определенно «врачи» для особенных операций и в плане комплексного подхода даже немного впереди остальных.
Рефитное подразделение или специальная верфь?
Большинство верфей, где строят яхты, занимаются и рефитом: направление получило заметное развитие после 2008 года, когда многие обратили внимание на этот сектор. Наряду с ними есть верфи, которые специализируются исключительно на ремонте. Чем различаются их услуги и набор возможностей?
Танги Дюкро, коммерческий директор Monaco Marine
Фактически разница в том, что мы занимаемся яхтами разных брендов. Поэтому Monaco Marine нейтральна, не отдает предпочтения каким-то именам и старается адаптироваться к любому проекту. У нас более гибкая политика, и, как правило, мы поддерживаем связь с верфями, которые эти яхты строили. Мы вместе ищем правильные решения для клиента и порой следуем их указаниям, ведь они знают судно лучше нас. Правда, случается, что отношения с производителем не самые лучшие, и тогда верфь не хочет делиться информацией. Этот фактор тоже стоит учитывать, планируя рефит на специализированной верфи.
Мирко Марани, технический менеджер Lusben Refit & Repair
У Lusben, которая входит в Azimut-Benetti Group, три производственные площадки: в Ливорно, Виареджио и Варацце. Все они предоставляют разные виды сервиса и ориентированы на яхты определенной длины. Кроме того, у нас серьезное логистическое преимущество: на всех площадках марина находится рядом с верфью — это важный аспект для рефита, плюс можно гибко сочетать возможности всех площадок.
Одна из производственных площадок Lusben REfit & Repair в Варацце (Лигурия)
Еще одна рефитная площадка Lusben, входящей в Azimut-Benetti Group, расположена в Виареджио
Зачем нужен менеджмент яхт?
Кто составляет план рефита и следит за его исполнением? Нередко сам капитан, но чаще, особенно в случае крупных яхт, непосредственное участие в планировании и надзоре за рефитом принимает управляющая компания.
Марко Росси, директор компании Hill Robinson
У нас около 200 сотрудников: технические и проектные менеджеры, конструкторы, судостроители, сюрвейеры, бывшие капитаны и механики. Когда вы имеете дело с недвижимостью, вам говорят: «Место, место и еще раз место». В случае с верфью это «переговоры, переговоры и еще раз переговоры» — все должно быть вовремя и в рамках бюджета. Готовиться к рефиту нужно заранее, как это принято в коммерческой морской индустрии. Процесс начинают не за три месяца, а гораздо раньше, причем приходят на верфь уже со всеми расчетами.
Роль капитана и команды
Даже при наличии управляющей компании капитаны всегда вовлечены в рефит, ибо никто не знает яхту лучше, чем они. Однако зачастую у капитана просто нет возможности для качественного планирования: даже простое сравнение потенциала верфей занимает массу времени…
Пьерлуиджи Ипполити, капитан яхты Nafisa
В отличие от регулярного обслуживания яхты и даже более серьезных работ: окраски корпуса или глубокой технической инспекции (сюрвея), — планирование масштабного рефита чрезвычайно важно. Я капитан 50-метровой яхты, и для такого судна план рефита обычно составляет управляющая компания. Так что первая задача — присоединиться к команде менеджмента и постараться понять объем работ, прикинуть план и начать сравнение возможностей и репутации верфей — они могут быть очень разными. Иногда даже сложно определить, каким образом сравнивать, ведь это не только вопрос местонахождения верфи. Главное — как там подходят к работе, какое внимание уделяют каждой детали и процессу в целом. У одних перекраска яхты займет три месяца, у других — девять, но и результат может быть абсолютно разным. Правда, это очень сложно — предпочесть одной верфи другую: большинство из них обеспечивают хорошие результаты. Так что капитану вместе с командой менеджмента надо постараться подвести владельца к правильному решению.
Нужно заранее все понять, съездить на верфь, и если она далеко от постоянного места базирования яхты, возможно, спланировать переходы так, чтобы быть ближе. В равной мере владелец должен понимать весь процесс; решение перекрасить яхту принимается заранее, а не внезапно по окончании сезона, когда слишком поздно. И, конечно, в рефите важна работа всей команды яхты: требуется компетентность в каждой области. Я знаю немало, поскольку пришел с небольших яхт, где все делаешь сам: ты и капитан, и инженер, и стюард, а порой еще и кок… Но это не означает, что я знаю всё…
Альберто Перроне, директор по продажам, яхтенному сервису и рефиту Lürssen
Баланс между капитанами и управляющими компаниями — вопрос деликатный. Нередко капитан настолько загружен, что у него просто нет возможности заниматься долгосрочным планированием. В этом случае мы рады, когда подключается яхтенный менеджмент со своими экспертами. При большом объеме разнообразных работ действительно нужна управляющая компания, чтобы обозначить перспективы и задать максимально точные вопросы. Верфи требуется полная ясность в отношении того, что она должна «подать на стол». Образно говоря, вам могут подать две пиццы «Маргарита», не уточнив, что в одной есть оливки. И в этом смысле возможности капитана и управляющей компании очень сложно сравнивать.
Впечатляющие производственные мощности верфи Lürssen в Гамбурге
Менеджмент ожиданий
Верфи нередко критикуют капитанов за то, что те не закладывают достаточно времени на работы и в целом не планируют рефит заранее. В «горячее» время это приводит к борьбе за доступные слоты и вынуждает верфи работать в авральном режиме. Капитаны упрекают верфи за непрозрачность в описании работ и неконкретность коммерческих предложений. Управляющая компания имеет свой взгляд на эти вопросы, а владельцам, которые оплачивают счета, зачастую на борту важнее эстетическая, а не техническая сторона дела…
Марко Росси, директор компании Hill Robinson
Бывают ситуации, когда капитаны приезжают на верфь, не продумав перечень работ. Помимо планирования, важно, чтобы в команде менеджеров управляющей компании были люди, умеющие спорить с капитаном. Еще одна их ключевая задача — объяснять владельцу порядок работ. Тот, как мы знаем, думает о деньгах, и это важно. Однако не менее важны правильная сертификация и хорошая команда. Часто владельцы на первое место ставят не безопасность или ключевые работы, а эстетику: новый диван, бассейн побольше… Все это хорошо, но нужно уметь расставлять приоритеты. Вы увеличили «пляжную» зону, а люди там спотыкаются на ступенях…
Пьерлуиджи Ипполити, капитан яхты Nafisa
Мы только что закончили масштабный рефит, и я многое знаю из собственного опыта. Но в следующий раз я подготовлюсь еще лучше, и появятся специфические запросы для некоторых видов работ. Вы приходите на верфь не просто с просьбой перекрасить лодку: вам надо, чтобы ее перекрасили нужным образом и в требуемые сроки. Иногда вы думаете, что ваш запрос уже включает определенные вещи, но потом узнаете, что «это» не входит, а «то» не обсудили. Например, в перечне работ есть сервисное обслуживание якорной лебедки, и выясняется, что для верфи это означает замену масла, а вы ожидали сервис деталей. Я согласен с тем, что доверие необходимо, но его нужно заслужить: все работы следует четко прописывать. Тут сравнили верфь с врачом, но когда я прихожу к врачу из-за проблем со здоровьем, он говорит мне, что следует делать. А верфи порой спрашивают, чего хотим мы. То бишь, кто здесь врач: вы или я? Иногда все просто, но бывает, что нужен совет.
Танги Дюкро, коммерческий директор Monaco Marine
Клиентам и капитанам важно и самим понимать, что нужно сделать: объяснять им это не входит в задачи верфи. Решает всегда владелец яхты, команда формирует его пожелания и сообщает нам. Иногда списки работ очень точны — нет вопросов, все ясно. А бывает, мы получаем табличку в Excel с минимумом информации, и нам особенно нечего ответить: мы не знаем нюансов, особенно если не видели лодку. И еще одна проблема… Иногда капитаны и команда просто не понимают, сколько времени и людей нужно для подготовки абсолютно точного коммерческого предложения. Это не так просто, особенно сейчас.
Технические сюрпризы
Что делать, если перечень работ выходит за пределы бюджета и временные рамки, когда в процессе рефита обнаруживаются новые проблемы? Как спрогнозировать сюрпризы или попытаться их избежать?
Альберто Перроне, директор по продажам, яхтенному сервису и рефиту Lürssen
Эта большая опасность присутствует всегда. Чем крупнее и старше яхта, тем выше риск. Не хочу быть скучным, но главное — знание лодки, которое есть у людей, работающих на борту. Единственный вариант, как снизить риск до минимума, — фиксировать все неисправности. И, как в любых отношениях, важно быть готовым к сюрпризам, а не просто надеяться, что их не возникнет. Возможно, чего-то не увидел капитан, или поменялся бортинженер, или менеджмент что-то упустил… Так или иначе, все следует обрабатывать в прозрачном режиме, все проблемы и предложения выкладывать на стол. А если кто-то знает волшебную формулу, как полностью избежать таких сюрпризов, держите ее при себе: вы будете единственным, кто сделал такое открытие.
Марко Росси, директор компании Hill Robinson
Когда вы обнаруживаете «слона в комнате», важно действовать сообща: с капитаном, командой, верфью, — чтобы выяснить, что произошло и почему. Если вы приходите к сюрвейеру классификационного общества или регистра, а тот находит нечто, что ему не нравится, вы, конечно, можете возразить: «Другой сюрвейер сказал, что все в порядке». Но это, к сожалению, не поможет, и работы придется проводить в любом случае. То же самое, когда что-то вышло из строя или вы этого ожидаете — в конце концов, все равно придется исправлять. И если капитан, менеджмент, верфь не скрывают проблему от владельца и объясняют ему техническую сторону, все пройдет гораздо проще.
Золотые советы
Танги Дюкро, коммерческий директор Monaco Marine
Лучший совет, который я могу дать владельцу, — при сравнении верфей принимать во внимание риски. Верфи в индустрии рефита делятся на два сегмента: с полным проектным менеджментом и те, что работают с подрядчиками (contractors friendly), где проектного менеджера у вас не будет — вы организуете работы сами. Такие верфи пытаются сравнивать, но это бессмысленно: в большинстве случаев на подрядной верфи вы подписываете контракт с компанией на сумму, в 5−10 раз превышающую ее активы, а это большой риск. Если что-то пойдет не так, вы можете не добиться возмещения. А верфь с проектным менеджментом — большая структура, где вы получаете гарантии финансовой стабильности.
Альберто Перроне, директор по продажам, яхтенному сервису и рефиту Lürssen
Выбирайте верфь, у которой есть веские аргументы, но готовьтесь к худшему. Знаю — звучит ужасно, но это всегда правильно, поскольку ставки высоки, а период рефита долгий, особенно в нашем случае: мы имеем дело с очень крупными яхтами и большими объемами работ. Также выбирайте финансово стабильную верфь, где между людьми сложились хорошие отношения. Это позволяет конструктивно преодолевать сложности.
Пора на рефит?
Из-за существующих сейчас ограничений на путешествия многие владельцы не могут использовать свои яхты. Были прогнозы, что немало людей захотят потратить «время ковида» как раз на рефит. А как обстоят дела в реальности?
Танги Дюкро, коммерческий директор Monaco Marine
Думаю, рефит страдает. По одной простой причине: многие не готовы затеять многомесячный проект, когда нет даже понимания, как провести Рождество. Нестабильность и неуверенность побуждают откладывать решения. Конечно, интерес к рефиту на рынке есть, но для многих он сейчас не в приоритете. Хорошая новость состоит в том, что лодки продаются. Это означает, что в ближайшие годы у владельцев возникнет желание или необходимость провести рефит. Я считаю, что лучшее время для этого — через 2−3 года после покупки. Тогда вы будете точно знать, что хотите сделать, а до этого сможете как следует подготовиться.
Мирко Марани, технический менеджер Lusben Refit & Repair
В этой странной ситуации, повлиявшей на весь мир, непонятно, как строить долгосрочные планы. Но, боюсь, пора торопиться: если владельцы яхт вдруг «хором» решат провести работы до начала сезона, всем нам придется трудиться очень быстро. И все же мы надеемся, что у всех будет возможность сделать необходимое и сезон 2021 года пройдет в позитиве.