Что такое рефлекс обществознание
Что такое инстинкт: понятие, примеры, классификация
Приветствую Вас, друзья!
Каждый человек знает и периодически применяет слово «инстинкт». К примеру, объясняя непреднамеренный поступок, мы можем сказать: «Я сделал это инстинктивно». При этом многие из нас неправильно понимают, что такое инстинкт, в результате чего эта фраза часто звучит как неуместное оправдание. Сегодня мы постараемся восполнить данный пробел и подробно разберём, что же представляет собой инстинкт. Мы поговорим о природе данного явления, рассмотрим несколько примеров и выясним, есть ли инстинкты у человека.
Что такое инстинкт?
Инстинкт – это заложенная на генетическом уровне модель поведения, цель которой заключается в удовлетворении определенной потребности. В отличие от рефлекса, представляющего собой одну ответную реакцию на определенный раздражитель, инстинкт подразумевает довольно сложную последовательность действий. У всех живых существ есть инстинкты, направленные на решение таких важных задач как выживание, пропитание и продолжение рода.
Термин «инстинкт» происходит от современного латинского слова instinctus, имеющего то же значение. Но само понятие появилось раньше. Аристотель (4 в. до н. э.) предположил существование «животной души», определяющей поведение животных. Позже афинский стоик Хрисипп (3 в. до н. э.) использовал для этого явления слово ὁρμή (орми), которое и стало эквивалентом слова «инстинкт» в древнегреческом языке.
Инстинкты не следует путать с рефлексами. Задача рефлекса состоит в том, чтобы своевременно среагировать на определенный раздражитель. Задача инстинкта – в том, чтобы гарантировать выполнение определенных действий, обеспечивающих выживание и продолжение рода. Некоторые инстинкты являются общими для всех живых организмов, другие же свойственны только представителям определенного вида. Самые сложные инстинкты наблюдаются в поведении человека (стремление к власти, признанию, социальному взаимодействию, самореализации, саморазвитию).
Многие авторитетные психологи отрицали существование инстинктов в человеческой природе. Так Зигмунд Фрейд считал, что романтическое и сексуальное поведение человека слишком сложное, чтобы объясняться животными инстинктами (для объяснения этой точки зрения он разработал «Теорию влечений»). Абрахам Маслоу (автор иерархической модели потребностей человека) считал, что у людей нет инстинктов, поскольку они, в отличие от животных, способны сдерживать любые порывы усилием воли. По мнению Маслоу, инстинкты в человеческой психике полностью вытеснены мышлением и заменены эмоциями.
Биологический смысл инстинкта заключается в том, чтобы заставить животное выполнять сложную последовательность действий, часть из которых может противоречить его текущим желаниям. Тем не менее, животное выполняет эту «программу», обеспечивая тем самым выживание себе и своему виду. Инстинкты проявляются и у человека, но он, в отличие от животных, сам определяет, как будет действовать, чтобы реализовать возникающие у него стремления. Иными словами, человек не может контролировать активацию инстинкта, но способен управлять его проявлением.
Инстинкты у человека
Инстинкты у людей активируются на бессознательном уровне и на этом этапе действуют так же, как и у животных. Мы ощущаем их как желания, эмоции и потребности, но у нас есть возможность самостоятельно выбирать, как именно их реализовывать. При этом реализация инстинкта обычно приносит чувство удовлетворения, тогда как невозможность реализовать его причиняет сильный эмоциональный дискомфорт. Поэтому утверждение, что человек может контролировать свои инстинкты, ошибочно. Просто он, в отличие от животных, имеет больше свободы в выборе способа реализации этих инстинктов.
По сути, наши инстинкты – это эволюционный опыт предков, накопленный и переданный в генетической памяти. Некоторые паттерны поведения оказывались более удачными и обеспечивали повышенную жизнеспособность отдельным особям, благодаря чему и закреплялись в генах. К примеру, создание моногамных пар и совместная забота о детях заложены в нас на генетическом уровне, поскольку сотни тысяч лет назад такое поведение помогало нашим предкам выживать и успешно выращивать жизнеспособное потомство.
Примеры инстинктов
В качестве первого примера рассмотрим самый очевидный инстинкт – инстинкт самосохранения. Он свойственен всем видам живых существ. Даже простейшие животные стремятся убежать от хищников и любых других опасностей. Довольно часто этот инстинкт проявляется в виде необоснованных страхов. Так многие люди боятся высоты, инстинктивно стараясь ухватиться покрепче за что-нибудь (как наши предки хватались за ветки и лианы). Другие боятся воды, поэтому испытывают дискомфорт, даже находясь на борту большого корабля. Это также проявление инстинкта самосохранения.
Второй пример – инстинкт продолжения рода. Он тоже есть у всех животных, но проявляется более разнообразно, чем предыдущий. У одних животных он ограничивается половым актом, через некоторое время после которого самка откладывает яйца и бросает кладку (как у некоторых черепах). Другие животные образуют пары и совместно выращивают потомство, но потом расстаются и в следующем сезоне образуют новые пары. Многим животным свойственна моногамия (некоторым в гораздо большей степени, чем человеку).
В качестве третьего примера рассмотрим материнский инстинкт. Его можно считать самостоятельным явлением или же частью репродуктивного инстинкта. Обычно он активируется после первой беременности и может проявляться не только в том, чтобы заботиться о собственном потомстве, но и в стремлении защищать слабых. Материнский инстинкт свойственен и человеку, и практически всем животным. Так известно много случаев, когда в зоопарках самки одного вида воспитывают осиротевших детёнышей других видов.
Классификация инстинктов
Человеческие инстинкты направлены на реализацию основных потребностей, свойственных нашему виду. В качестве самых важных можно назвать 7 таких инстинктов:
Отличия инстинктов от рефлексов
Чтобы лучше понять, что такое инстинкт, важно правильно понимать, чем он отличается от рефлекса. Фундаментальное отличие состоит в том, что рефлекс – это реакция нервной системы, которая возникает в ответ на некий раздражитель сразу же. Некоторые рефлексы можно сдержать волевым усилием, но большинство из них не подконтрольно нашему разуму и воле. Рефлексы бывают двух типов:
Несмотря на значительные отличия, безусловные и условные рефлексы имеют общую природу и примерно одинаковый механизм срабатывания. Нервный импульс, полученный от рецептора, проходит по рефлекторной дуге и возбуждает системы (мышцы или железы), обеспечивающие ответную реакцию. Все рефлексы происходят автоматически и без осознания, а их причиной всегда является какой-то раздражитель.
В отличие от рефлексов, инстинкт – это сложная модель поведения, которая не ограничивается срабатыванием определенной мышцы или выделением секрета железы. Инстинкт можно сравнить с пусковым механизмом, активация которого запускает сложную программу действий. При этом программа может быть весьма условной. Инстинкт возникает как сильная потребность, требующая удовлетворения. А как именно её удовлетворять – это уже зависит от животного или человека.
Не исчезли ли инстинкты у человека?
Как было отмечено выше, многие известные авторы считали, что у человека нет инстинктов, поскольку их вытеснил рассудок. Однако с точки зрения современной психологии, такое утверждение является ошибочным. Человек действительно сам контролирует своё поведение и при принятии решений руководствуется не инстинктами, а здравым смыслом. Но это не отменяет того факта, что многие наши желания, цели и стремления продиктованы именно инстинктами. Наше отличие от животных заключается лишь в том, что мы сами выбираем, как удовлетворять собственные потребности и желания.
У нас в полной мере присутствует инстинкт самосохранения. В критических ситуациях он нередко берёт верх над рассудком, в результате чего человек начинает паниковать и вести себя нерационально. Но чем взрослее и опытнее мы становимся, тем легче справляемся с паникой в критических ситуациях. Другой пример – брачное поведение, которое у людей сильно «зарегулировано» культурой. Каждый из нас с юных лет понимает, что существуют некоторые правила, определяющие, какими должны быть романтические отношения и на каком свидании можно целоваться. Однако само желание вступать в такие отношения продиктовано ничем иным, как инстинктом продолжения рода.
Таким образом, сколь бы разумной ни была деятельность человека, мотивирована она всё равно самыми обычными инстинктами. Просто инстинкты уже не управляют нашим поведением напрямую, как у животных. Но активация инстинкта вызывает у нас сильное (иногда непреодолимое) желание выполнить какие-то действия. А то, как мы их будем выполнять, зависит уже от нас самих, нашего образования и воспитания, моральных и нравственных принципов. Инстинкты есть у всех людей и сохраняются на протяжении всей жизни, но мы сдерживаем их, поскольку неконтролируемое их проявление вызывает осуждение в современном обществе.
Заключение
Инстинкт – это генетически запрограммированная сложная форма поведения, присутствующая у всех животных одного вида или более крупной таксономии. Инстинкты свойственны и людям, несмотря на то, что многие авторитетные психологи (такие как Зигмунд Фрейд и Абрахам Маслоу) отрицали этот факт. Современные исследования показывают, что поведение ребёнка практически полностью продиктовано врождёнными инстинктами. Но по мере взросления мы учимся контролировать наши инстинктивные потребности, самостоятельно выбирая, как, когда и с кем удовлетворять их.
инстинкты и рефлексы
Почему-то в науке нет четкого разделения между инстинктами и рефлексами. И то, и другое определяется как ответные автоматические реакции организма. Хотя разделение между ними, по мнению автора, прямо “бьет в глаза”.
Рефлекс – это ответная единичная, бессознательная, врожденная реакция биоорганизма на действие какого – либо раздражителя. Представляет собой простое единичное срабатывание группы мышц или одной мышцы.
Инстинкт – это уже сложный ответ биоорганизма. Это уже целая поведенческая реакция в ответ на действие раздражителя. И представляет собой гармоничное, пусть и бессознательное, согласованное действие целого комплекса рефлексов.
Инстинкт – более позднее эволюционное “приобретение” биоорганизма. Поставившее биоорганизмы на более высокую ступень выживания.
И, если рефлексов в биорганизме человека – огромное множество, то инстинкты объединяют их в четыре основные группы – четыре основных инстинкта:
Иерархия рефлексов имеет морфологическую основу:
Эта морфологическая основа иерархии рефлексов распространяется и на инстинкты.
Рассмотрим вопрос о месте каждого инстинкта и рефлекса в жизнедеятельности человека.
Нельзя путать инстинкт или рефлекс с его морфологической структурой в головном мозге.
Говоря компьютерным языком:
И здесь, чтобы не путаться, введём термин: “соматический ум”.
Поясним: под соматическим умом автор определяет всю рефлекторную деятельность головного мозга. То есть: все те, запрограммированные многомиллионолетним естественным отбором, врожденные ответные действия головного мозга в ответ на раздражители. (А также и неврождённые – условные – действия. Поскольку любой условный рефлекс всегда базируется на врождённом рефлексе. Это великолепно доказал И. П. Павлов.).
Головной мозг – есть совершеннейший биокомпьютер, построенный природой в результате многомиллионолетнего естественного отбора. Соматический ум – есть “программа” этого “биокомпьютера”.
Наука не рассматривает такого понятия “соматический ум”. То есть: не проводит четкого разграничения между структурой головного мозга и его функцией. В этом её огромная ошибка, не позволившая науке достичь истинных глубин в познании Человека.
Иерархия инстинктов и рефлексов четко прослеживается при одновременном воздействии на организм раздражителей разных рефлексов. Тот рефлекс и инстинкт, который сработает в первую очередь, тормозя при этом другие рефлексы и инстинкты, будет более важным для организма, чем рефлексы и инстинкты, действие которых было заторможено или не наступило совсем, несмотря на воздействие раздражителей.
Например: человек стоит, ест бутерброд и видит в этот момент падающий на него предмет. Если он уже начал глотательное движение, то он делает громадный глоток, проглатывая всю находящуюся во рту пищу, и отпрыгивает в сторону. Если он еще не начал глотательного движения, то выплевывает пищу, одновременно отпрыгивая в сторону.
Здесь мы видим очень четкую картину главенства инстинкта самосохранения над пищевым инстинктом: действие всех рефлексов пищевого инстинкта мгновенно подчинилось действию инстинкта самосохранения.
Составляя таким образом иерархию инстинктов и рефлексов, надо учитывать, что любой рефлекс или инстинкт, в своем крайнем проявлении, превращается в инстинкт самосохранения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Состояние крайнего голода, к примеру, соматический ум – “программа” головного мозга – рассматривает как смертельную угрозу организму, в этом состоянии человек готов пойти на любой риск, чтобы добыть пищу, например: вступить в схватку с опасным хищником.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы определить, что вторым, по значимости, после инстинкта самосохранения, является ориентировочный инстинкт.
Действие ориентировочного инстинкта проявляется в переключении и концентрации всего внимания биоорганизма в сторону источника сигналов, которые могут нести угрозу, но пока не определённы головным мозгом как опасные.
Раздражителями рефлексов ориентировочного инстинкта являются:
Оно и понятно: игнорирование этих раздражителей может оказаться весьма плачевным для индивидуума.
Раздражители условных и безусловных рефлексов
Поскольку мы знаем, что действие далеко не каждого раздражителя вызывает срабатывание рефлекса, то здесь мы можем ввести понятия “главного”, “первостепенного” и “второстепенного” раздражителей рефлексов.
Аналогичные рассуждения приведут и к понятию главенства пищевого инстинкта над инстинктом продолжения рода. Разумеется, не учитывая состояния обжорства – психического отклонения от нормы, не учитывая патологии функции размножения или психического расстройства, и не учитывая состояния крайнего голода, когда пищевой инстинкт становится частью инстинкта самосохранения.
Таким образом, иерархия инстинктов в соматическом уме (“программе” головного мозга) будет представлять следующую картину, в порядке убывания значимости:
Исполнение инстинктов, при одновременном воздействии их раздражителей, будет исполняться именно в этом порядке: сначала человек убежит от опасности, затем убедится в отсутствии опасности, затем станет набивать себе брюхо чем-нибудь съестным, и только в последнюю очередь займется любовью.
Особняком стоит инстинкт родительской защиты. присущий не только человеку, но и всем высшим животным.
Инстинкт родительской защиты действует только в период младенчества и детства человека. Более подробно его действие описано в отдельной статье “Инстинкт родительской защиты”. Но можно сказать, что значение приравнивается к значению инстинкта самосохранения.
Более точно: инстинкт родительской защиты полностью заменяет инстинкт самосохранения в период младенчества. И постепенно заменяется инстинктом самосохранения по мере накопления опыта в виде условных рефлексов. Инстинкт родительской защиты полностью заменяется инстинктом самосохранения по достижении человеком отрочества. Именно с этим моментом связано явление “кризис подросткового возраста” – когда человек, физиологически, становится самостоятельной взрослой особью.
Инстинкт самосохранения требует отдельного рассмотрения. Абсолютно вся поступающая в организм информация извне и изнутри оценивается, в первую очередь, с точки зрения безопасности. Например, при недостатке химических веществ в организме для обменных процессов, человек испытывает чувство голода, и тогда срабатывает пищевой рефлекс. Этот рефлекс, по сути, есть защитная реакция организма на недостаток питательных веществ и направлен на выживание организма. В своем крайнем проявлении, когда организм находится на грани голодной смерти, человек готов на все, лишь бы утолить чувство голода. Это ли не проявление инстинкта самосохранения?
Таким образом, Инстинкт самосохранения можно охарактеризовать как главную составляющую системы рефлекторной деятельности биоорганизма, направленную на выживание организма, которой подчиняются все его рефлексы и инстинкты.
Деятельность человека
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Структура деятельности
Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем компоненты этой схемы по порядку.
Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
Цель деятельности — образ желаемого результата.
Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.
Субъект деятельности
Объект деятельности
Статус на рынке труда
Цель
Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату
Мотивы
Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме
Средства
Сайты поиска вакансий
Действия
Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях
Результат деятельности
Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость
Деятельность человека и активность животного
Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.
Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.
Деятельность человека
Активность животного
Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя
Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)
Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации
Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту
Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности
Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело
Деятельность человека носит созидательный характер
Активность животного носит потребительский характер
Отличительные признаки деятельности
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Виды (формы) деятельности
В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.
Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Мотивы деятельности
Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.
Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.
Социальные установки — ориентация человека на что-либо.
Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности
Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.
Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.
Классификация деятельности
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.
Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.
Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.
Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:
комбинировать уже существующие знаний;
создавать новые образы в сознании (воображение);
создавать яркие, сильные представления (фантазия);
получать знания неосознанно (интуиция).
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Вопросы для самопроверки
Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
Кто может быть субъектом деятельности?
Ученики 5А класса средней школы №151.
В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?
В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?
Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?
Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.